новости Кирова и Кировской области. В Кирове собрались сказочные герои (Девица Метелица, вятская Кикимора, Жихарка, Баян, васнецовская Алёнушка) не только из разных районов Кировской области, но и из других. Новости 6 января 2024 года в Вятской филармонии имени П.
Роспатент зарегистрировал кировскую достопримечательность «Вятская Кикимора»
И сегодня у нас в гостях руководитель проекта «Вятская Кикимора» Анна Чибрина. О том, как и чем живут Вятские кикиморы спустя год, «Бизнес новости» узнали непосредственно у координатора проекта Анны Чибриной. РИА Новости. Кикимора Вятская провела в четверг сказочную зарядку для детей дома-интерната №1 Нововятского района города Кирова, чтобы познакомить ребят с.
Чем известна Вятка. Топ-10 фактов о регионе
Вятская Кикимора осталась в восторге от приема, оказанного ей жителями Коми. РИА Новости. Кикимора Вятская провела в четверг сказочную зарядку для детей дома-интерната №1 Нововятского района города Кирова, чтобы познакомить ребят с. Резиденции Кикиморы Вятской. Сувениры с кикиморой вятской вышли в финал окружного этапа всероссийского конкурса «Туристический сувенир».
Кикимора Вятская покорила Германию
Сувениры с кикиморой вятской вышли в финал окружного этапа всероссийского конкурса «Туристический сувенир». Зарядиться радостной атмосферой помогут вятская Кикимора и её друзья — герои из «Заповедника сказок». 24 апреля под председательством митрополита Вятского и Слободского Марка в Вятском епархиальном управлении состоялось заседание Архиерейского совета Вятской митрополии.
Вятские кикиморки
Вятская Кикимора осталась в восторге от приема, оказанного ей жителями Коми. Фигурка Вятской Кикиморы вернется на место у фонтана Парящий камень уже на этой неделе. © 2023 Новости и происшествия Кировской области, в городе Кирове. В Кирове установили последнюю фигурку кикиморы Вятской. Об этом сообщили общественники, придумавшие проект, в своей группе в соцсетях. Туристы, приезжающие в нашу область, хотят увезти с собой памятные вещи с изображением Вятской Кикиморы.
Интервью с руководителем проекта «Вятская Кикимора» Анной Чибриной (03.08.2022)
Главная башня Кремля Известная Спасская башня получила свое название благодаря вятской иконе Спаса Нерукотворного. Её привезли в Москву в 1647 году. В то время царь Алексей Михайлович решил, что это убережёт людей от эпидемии моровой язвы. Экипаж в основном состоял из жителей Вятки. Выстрел крейсера по праву считают символом Октябрьской революции 1917 года. Диалекты Если вы хоть раз вживую услышите жителя Кировской области,то сразу поймёте, о чём идёт речь. Учёные выделяют так называемый вятский говор. Жители региона часто говорят быстро, не очень внятно, но зато узнаваемо. Ценные минералы На территории региона встречается редкий минерал волконскоит.
По ее признанию, очень импонировала активность посетителей парка, некоторые не один раз возвращались, чтобы поиграть с Кикиморой в игры, которые она доставала из своего волшебного сундучка: "Калеченный-малеченный" удержать палочку с куколкой на конце на пальце руки , "Намоталочки" на скорость намотать нитку на катушку и "Закидушки" попасть в кольцо привязанным к нему шариком.
Когда пришло время выступления на главной сцене, Кикимора вместе со своей свитой - Белкой, Жар-птицей, Водолеем и Бабой Ягой - устроила для зрителей настоящий танцевальный батл. А вот путешествие по "сказочной тропе" этнопарка чуть не закончилось для сказочной героини трагично. Местная Баба Ёма, приревновав Кикимору к Лешему, лишила ее смеха.
Свидетели, говоря о происходящих в доме странных явлениях, не называют субъекта или субъектов действия, но подтверждают по слухам или будучи очевидцами , что действия кем-то производились. Крестьянская женка Акилина в двух разных допросах использует две стратегии интерпретации: мошенническую признается в обмане с целью выгоды и мифологическую вводит в качестве субъекта действия мифологический персонаж. На эти описания накладывается «официальная трактовка», транслируемая представителями власти в лице земского комиссара Шурманова и работников судопроизводства. Однозначно интерпретировать происходившее в доме Ефима Разницына не представляется возможным; в то же время специфика следственного документа множественность точек зрения позволяет выявить особенности разных языков описания и различные стратегии интерпретации данного случая. Обозначим круг вопросов, которые будут освещаться в докладе: 1.
Какие можно предложить варианты интерпретации случая что происходило на самом деле? Как происходившие события осмыслялись крестьянами, какие факторы влияли на их интерпретацию? Почему этот случай попал в поле зрения представителей власти? Как он переводился на язык судопроизводства и встраивался в законодательные рамки? Следственные дела давно стали объектом рассмотрения ученых. Карло Гинзбург, рассматривая судебные процессы над ведьмами, ставит задачи проследить «взаимосвязь между колдовством и народной набожностью», выявить социальные мотивации колдовства и понять, каким образом инквизиторские схемы накладываются на «реальность народного колдовства» [Гинзбург 2004: 20]. В «Деле о кикиморе» можно выделить несколько уровней интерпретации представленной ситуации: демонологический, социальный и юридический. Первый уровень текста, с которого лучше всего начать, — демонологический.
Документ обнаруживает ряд мотивов, связанных как с нечистой силой вообще, так и с конкретным персонажем — кикиморой, с представлениями о колдунах и знахарях и о передаче ими своего знания. Мифологические мотивы можно выделить, анализируя свидетельства поселян кикимора появляется в доме, бросает посуду и предметы , слова самого комиссара, ставшего очевидцем «угадываний» кикиморы, и показания Акилины Разницыной, данных ею на втором допросе. Эти показания разворачиваются в мифологический нарратив. Рассмотрение демонологического уровня текста и сравнения его с имеющимися сведениями о локальных демонологических представлениях позволят не только дополнить локальную демонологическую систему, но и разобрать этот случай с точки зрения типичного и нетипичного для данной традиции. Кикимора — женский мифологический персонаж, обитающий в доме, приносящий вред хозяйству и неприятности человеку [Левкиевская 2009: 494]. Появление кикиморы связывают с порчей, ее насылают «знающие» люди, подселяют в дом печники или плотники, которым не доплатили за работу. Появляясь в доме, кикимора проказничает, творит мелкие пакости, доставляющие неприятность людям: шумит, мешает спать хозяевам, бьет посуду, кидается с печи одеждой, выдергивает перья у кур, по ночам прядет на оставленной прялке, путает шерсть и др. Защитой от кикиморы является молитва или упоминание Божьего имени [Левкиевская 2009: 495].
При этом, среди функций кикиморы, встречающихся в вятских мифологических текстах, устойчивой является бросание обуви с печи на стол или на пол , которое начинает происходить, когда хозяева садятся за стол, и прекращается, когда хозяин дома обращается к кикиморе с приказом «Отступись! Бросание посуды — типичная функция не только кикиморы [Власова 2013: 300; Зин. В случае с вятской кикиморой, фигурирующей в документе, уточняется, что она бросает глиняную посуду — горшки и корчаги — с полатей и печи на пол. Бросание глиняных горшков кикиморой встречается в тексте из сборника М. В деле действия кикиморы не ограничиваются бросанием горшков. К «называемой кикиморе» стали приходить соседи и крестьяне из других сел для предсказаний, а именно для поиска пропавших вещей «…угадывать о разныхь ихь потеряхъ» и денег «на спрос крестьянина того десятка терентья шихова о потерянных у него деньгахь десяти рублях найдутся ли они…» , для угадывания вора и для того, чтобы узнать будущее «…или другие несчастные случаи чем подлинно кончатся…». Текстов, в которых данные функции выполняла кикимора, мне не встречались. Но угадыванием вора, поиском пропавших предметов и денег, предсказанием будущего обычно занимаются другие демонологические персонажи — домовой и магические специалисты [Зин.
Обозначим мотивы, связанные с обликом и речевым поведением вятской «кикиморы», в которых присутствуют признаки, типичные для описания нечистой силы: она является в облике соседки Акилины «в синемь сарафане вь набивномь красномь на голове платке» 4 ; отвечает крестьянам во время «угадывания» «голосом странным», «переменяючи настоящей голось женского полу» про Акилину, притворившуюся кикиморой 5. Сопоставление выделенных мотивов функций и атрибутов демонологического персонажа с демонологическими представлениями в Вятской губернии, и шире — с мотивами, встречающимися в мифологических текстах других регионов, проводится с целью выявления тех пресуппозиций, которые предшествовали самой ситуации с Акилиной Разницыной и обусловили реакцию вятских крестьян на данный случай. Остается много вопросов. Какова на самом деле была реакция односельчан и жителей соседних деревень на битье горшков и корчаг в доме Ефима Разницына? Почему крестьяне, узнав о том, что в доме появилась кикимора, пошли к ней спрашивать о своих потерянных деньгах и вещах в случае, если эта функция нетипична для кикиморы? Неясным остается и то, как сведения о кикиморе дошли до комиссара: кто-то донес или рассказал ему об этом между делом, или крестьяне обсуждали случай с кикиморой между собой, и комиссар подслушал их разговор? Крестьяне не сомневались в появлении кикиморы и в ее способностях к предсказанию или недоверчиво и подозрительно относились к происходящему? Исходя из различных вариантов ответов на эти вопросы, мы можем предположить разные оценки этого случая.
В соцсетях появилась фотография фигурки в плаще. Фото: Елена Шмулевич В Кирове появилась традиция одевать вятских кикимор — арт-объекты, расставленные в разных частях «старого города». Эта зима не стала исключением.
Дело Вятской Кикиморы живёт и побеждает
С вертящейся избушкой на курьих ножках, логовом Кощея, веревочным городком и прочими интересностями. Новый год, Рождество, Масленица, выпускные, корпоративные выезды — анимационные программы меняются постоянно, а вот их качество остается неизменным. Взрослые здесь впадают в детство, а дети вовсю им наслаждаются, ведь воплощение мечты любого ребенка — очутиться в настоящей сказке. Вникать в законы и порядки посещаемых городов туристы обычно рвутся не сильно, а вот посмотреть на местные достопримечательности — за милую душу. Киров в этом смысле без впечатлений не оставит. Исторический центр города изобилует памятниками архитектуры, среди которых особо выделяется построенный в XVII веке ансамбль Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря с его доминантой — Успенским собором. Места для променада — чистые и аккуратные. Особенно набережная Грина, которая названа так в честь писателя, подарившего нам Ассоль. Вообще, список «звездных» фамилий, связанных с вятской землей, можно без оглядки назвать выдающимся.
И речь не только об уроженцах, но и о тех, для кого Вятская губерния стала местом ссылки. Местный Арбат — Спасская улица, где находится частный музейно-выставочный центр «На Спасской» не путатькировским отделением «Союза художников России» , который был открыт в мае 2015 года благодаря местному меценату Валерию Крепостнову. Здесь и с историей главного бренда можно познакомиться в Музее Вятской глиняной игрушки , и карточки красивые поразглядывать экспозиция «Вятка на старинной открытке» , и восхититься работами выдающегося фотографа конца XIX — начала XX века музей «Сергей Лобовиков — классик русской фотографии». При желании посещение экспозиций тоже можно завершить всякого рода активностями. Например, подписать старинную открытку и тут же отправить ее почтой. Или самостоятельно расписать дымковскую игрушку, которую здесь ласково кличут «дымкой». Если творческие экзерсисы интересуют мало, то внизу, на первом этаже этого же здания, находится еще один музей четвертый по счету — Музей истории шоколада, представляющий собой воплощенную мечту всех сладкоежек. Помимо собственно музея, здесь расположен магазин и кафе.
За дополнительную плату 400 рублей — взрослый билет, 350 рублей — детский организуется экскурсия с мастер-классом и четырьмя видами дегустации. Вообще, Киров всячески располагает к разнообразным тратам в том числе и потому, что сувениры здесь не только вкусные, но и душевные.
Первомайская демонстрация. Празднование 1 мая. С праздником первого мая. С праздником весны. Кировская область Театральная площадь митинг. Митинг 1 мая Киров Лепсе. Масленица Киров Порошино.
Масленица в 2022. Креативное чучело Масленицы. Конкурсы на Масленицу. Митинг сейчас. Киров Кировская область. Киров центр города. Киров население. Города Кирова Кировской области. Парад Киров 2022.
Парад Победы Киров 2021. Парад Победы в Кирове. Парад Победы 2018 Киров. Спортивные мероприятия Киров. Кросс наций трасса Киров. Киров кросс к 9 мая. Новогодние гуляния. Праздник в городе. Новогодние мероприятия.
Зимние праздники. Митинг 1 мая. Киров митинг на театральной площади. Крымская Весна. Театральная площадь Киров. Киров Театральная площадь 18. Крымская Весна Киров. Демонстрация 7 ноября Киров. КПРФ Киров.
Митинг спецоперации. Митинг Арзамас. Митинг против Марадыково Киров. Новости Киров. Карла Маркса Киров Театральная площадь. Мероприятие на театральной площади Киров. Адасов Киров. Наши дети Киров. Магазин Адасов.
Магазин Адасов Киров Попова 4. День физкультурника стадион урожай. День физкультурника 2022 Киров. День физкультурника Киров 2022 фото. День физкультурника на Динамо Ижевск.
Сказочный кортеж привезет к главной сцене гнездо со спящей Кикиморой из ее дремучего домика. Чтобы Кикимора не затянула с пробуждением и посодействовала скорейшему приходу весны, гости праздника разбудят ее громким свистом вятских свистулек. Кроме того, первый человек, на которого посмотрит Кикимора после того, как откроет глаза после спячки, считается счастливчиком и получает настоящего вятского петуха. Проснувшаяся Кикимора безотлагательно начнет шалить и веселиться, так она отметит свое пробуждение.
Этот злой дух является чисто женским существом. Кикимору мог наслать колдун, или рабочие, которые строили дом и по какой-то причине затаили злобу на хозяев. Кикиморы были падкие на места "нечистые". Такими называли места захоронений не отпетых покойников. Эти существа обитали в домах, где прятались за печками, в каморах, на чердаках и других тёмных местах. Кикиморы слыли назойливыми существами, которые доставляли немало хлопот. Человеку, видевшего это существо, сулило несчастье. Так, если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком. Бытуют различные описания внешности Кикиморы, но часто её изображают маленькой уродливой старухой в лохмотьях. Некоторым она является в виде девушки с длинной косой в рубашке на голове теле или вовсе нагой. В доме крестьянина Ефима Разницына из Орловской губернии появилось существо, которое в народе называют Кикиморой. Она создавала беспорядок в доме и наводила страх на хозяев, но в то же время к ней стали обращаться местные жители в попытках узнать о различных пропажах, склоках и других происшествиях.
В Кирове разыскивается женщина, сломавшая статуэтку Вятской Кикиморы
В Екатеринбурге проходит фестиваль "Яркий мир сказок". Мероприятие объединило фантазийных персонажей разных городов. Публикует 10 июня 2023 года ТАСС. В программе фестиваля сказочные ритуалы, соревнования и квесты.
Фигурки кикимор небольшие, около 30 см в полный рост. И с одной из них, которая у фонтана «Парящий камень», случилась неприятность. Ее сломали. Он дал деньги на переустановку. На днях Кикимора «Искренность» вернулась на свое место». Проект с фигурками кикимор родился у Виктории и Анны, когда они с друзьями проходили один из тренингов личностного роста, где получили задание сделать для города общественный проект. В итоге выбрали тот самый, который теперь известен уже не только в нашем городе, но и далеко за его пределами под названием «Вятская Кикимора».
При этом, как признаются девушки, они были настолько увлечены проектом, что вдохновили и других ребят. И вот, в этот четверг мы установили последнюю фигурку.
Московская, д. Портал адаптирован под все устройства и гаджеты. Наши новости и спецпроекты удобно читать и на компьютере, и на планшете, и даже на мобильных телефонах с небольшим экраном. Наша аудитория — жители Кировской области в возрасте от 25 лет.
Самарские туристы в новогодние праздники отправятся в гости к Кикиморе Вятской Самарские туристы в новогодние праздники отправятся в гости к Кикиморе Вятской Татьяна Петунина 08. Пассажиры состава проведут в пути пять дней.
Провести каникулы увлекательно и на сказочный лад можно и не выезжая за пределы Самарской области.
Кикимора вятская вышла в финал окружного этапа всероссийского конкурса сувениров
Однажды пришли на горку новгородцы, решили основать крепость, заготовили строительный лес, а Кикиморки за одну ночь все бревна для строительства вниз по течению реки сплавили. Нашли строительный лес в другом месте - на Балясковом поле, там и решили основать город и назвали его Вяткой, а за горкой закрепилось название Кикиморской. Первый всероссийский туристический конгресс "Ворота русского севера", посвященный 650-летию города Кирова, проходит 23-24 апреля. На форумных площадках собрались более 400 участников из разных регионов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Ярославской, Свердловской областей, Татарстана, Удмуртии, Ханты-Мансийского автономного округа.
Люди во дворе дома. Дом Аверкия Перминова Киров. Засыпанные дома в Кирове. АО «Ново-Вятка». Ново-Вятка, Киров механический завод. Ново Вятка Киров директор. Наталья Бабинцева Psychologies. Ленина Воровского перекресток Киров. Современная 5 Киров. Улица современная в Кирове. Ул Кирова. Город Киров река Вятка. Монастырь на берегу реки Вятки в городе Вятка. Министр охраны окружающей среды Кировской области. Министр охраны окруж среды Кировской области. Киров Министерство экологии Петухова Ирина. Минохраны окружающей среды Кировской области. Гимназия ВГГ Киров. Вятская гуманитарная гимназия Киров. Здание ВГГ Киров. ВГГ Киров школьники. Кировская область школы. Школа номер 6. Школа номер 14. Школа номер 13. Город Вятка в 1928 году. Вятка 1930 годы. Село Вятка Курганская область. Деревни Вятки. Титан Киров владелец. Вятка спорт новости. Кашин куда лыжники из спорт школы на соревнование 12 03 22. Глава города Кирова Симаков. Главы города Кирова Елены Ковалевой. Симаков Вячеслав Николаевич Киров. Кировская Елена. Департамент городского хозяйства администрации города Кирова. Глава департамента культуры города Кирова. Зам главы администрации города Кирова. Перескоков Андрей Нововятский район. Андрей Перескоков Киров. Перескоков Андрей Леонидович Киров. Перескоков Андрей Леонидович Киров министр. Кирс река Вятка. Алексей Шульгин Киров. Суд Киров. Завод Вятка. Вятка завод Киров. Нововятка механический завод. ООО завод Вятка бытовые системы сайт. Киров набережная Грина у Вятки. Набережная Грина Киров весной. Набережная Грина г. Киров осенью. Набережная Грина 1. Студенты Киров. Школа 26 Киров.
Симаков спешит на помощь К сожалению, этот интерес есть не только у туристов и добропорядочных горожан, но и у асоциальных, так сказать, элементов. Кикиморам от таких граждан за прошедший год доставалось не раз. Больше всего страдала кикимора «Любовь» — два случая только за это лето. Я продолжаю заниматься техподдержкой проекта, на который мы инициативная группа, — прим. На эти деньги и ремонтируем поврежденные статуэтки, точнее, на их остаток: проект получилось реализовать дешевле, — продолжила собеседница. Она отметила, что продолжают следить за кикиморами и принимать участие в их судьбе городские власти. Глава города Вячеслав Симаков, который в 2022 году непосредственно участвовал в реализации проекта, всегда готов откликнуться, если что-то нужно. Позвонил Вячеслав Николаевич: «Аня, кикимору сломали, я уже сообщил об этом в полицию…» Интересуется и Сергей Решетников. Когда, например, кикимора из Александровского сада была на реконструкции, он писал в личку Анне Чибриной. Узнавал, когда статуэтка вернется на свое место, потому что у него «люди спрашивают, не хватает кикиморы в Александровском саду». Не фанатично наблюдают, а так, краем глаза, следят за кикиморами, — с улыбкой говорит Анна.
Оставшиеся ресурсы активисты планируют направить на включение проекта в органичную жизнь города. В скором времени под каждой фигуркой появится QR-код, по которому можно будет не только прочитать о проекте, но и принять участие в квесте. Удача держит в руках четырехлистный клевер — символ понятия, заложенного в ее имя. Поэтому даже только их осмотр может стать полноценной экскурсией по городу, которому через два года исполнится 650 лет. Кстати У каждой кикиморы есть свое имя, характер и зона "ответственности". Шесть фигурок уже установлены в разных местах города, седьмая ждет своего часа, чтобы появиться возле нулевого верстового столба у главпочтамта. К слову, расстояние от скульптурки Любовь до статуэтки Ярость - как раз верста. Ярость установлена на пешеходном мосту через овраг Засора. По легенде, здесь произошло сражение междухлыновцами и устюжанами. Фото: ВятГУ.
Кикимора Вятская
Князь проснулся в ярости. И тут увидел подползающую змею… Выходит, мышка спасла князю жизнь. С тех пор это место и назвали Мышкин, а маленькое хвостатое и не самое приятное, казалось бы, существо стало его символом. В XIX веке тут был настоящий центр ярмарочной торговли. Отсюда в Санкт-Петербург отправляли масло, яйца, а еще льняные ткани, которые производили тут же, в Мышкине.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 24 апреля, 19:22 Туристический поезд "Зимняя сказка" в 2024 году заедет к Кикиморе Вятской В продленном маршруте предусмотрели остановку в Кировской области для посещения сказочных персонажей КИРОВ, 24 апреля. Туристический поезд "Зимняя сказка" в 2024 году по пути в Великий Устюг сделает остановку в Кирове, где туристы смогут познакомиться с Кикиморой Вятской. Об этом сообщил генеральный директор туроператора "РЖД Тур" Роман Бараковских в ходе первого всероссийского туристического конгресса "Ворота русского севера", посвященного 650-летию города Кирова. В новогодние праздники у нас большим спросом пользуется путешествие на родину Деда Мороза в Великий Устюг.
В этом году по просьбе туристов мы этот маршрут продлили [и предусмотрели] заезд в Кировскую область для посещения сказочных персонажей, в том числе Кикиморы Вятской.
Лучшее , Новости , Общество Сувениры с кикиморой вятской вышли в финал окружного этапа всероссийского конкурса «Туристический сувенир». Об этом сообщили в областном туристско-информационном центре. Окружной этап конкурса проходит в Екатеринбурге. Отмечается, что в его финал вышли 25 работ кировчан.
Действительно ли считала себя получившей некоторое знание, верила в явление к ней «призрака» или кикиморы, или пыталась оправдаться, но не сумела верно построить свою оправдательную речь на втором допросе возможно, в силу молодого возраста — 21 год.
Сопоставим два самых развернутых показания Акилины. Показания первого допроса имеют характер саморазоблачения — Акилина признается в мошенничестве ради выгоды тогда как по другой версии за нее действует мифологический персонаж. Однако и в этом случае Акилина действовала не одна: ее сообщницей была «соседская девка» Анна Корчемкина, в облике которой предстала явившаяся Акилине во втором случае кикимора. По показаниям первого допроса Анна и Акилина, сговорившись, притворились кикиморой и стали бить горшки и предсказывать поселянам будущее, произнося слова, «переменяючи настоящеи голосъ женского полу». Для чего Акилина заимствует функции мифологического персонажа? Хочет повысить свой авторитет и социальный статус в деревне, показав связь с нечистой силой и обладание знанием магического специалиста.
Мотивы действий Анны и Акилины бросания горшков и корчаг в показаниях Акилины объясняются так: «дабы чрезъ то поселяне около их дому живущие узнали и боялись». Хочет заработать. За «ответствие» и «угадывание» крестьяне, приходящие за предсказаниями, платили деньгами и продуктами. Вот как об этом говорится в деле: «клали на брус палатнои подле печи денгами копеекь по пяти и по десяти другие же по десятку яицъ куриных и меду по полу фунту и менее печенова хлеба и пироговь»; «клали еи на брусь печнои хлебомомь и денгами по пяти по три и по две копеики». Акилина берет деньги себе «какова доходу доставало имь на пропитание сь избытком», «от разныхь неизвестныхъ людеи получила неболее тритцати копеекъ которые и употребила на свои надобности» , но затем в разных показаниях оговаривает: 1 деньги кто-то потратил без ее ведома: «положенные ею денги которые получила она себе в доходъ вызбе и клете держаны 6 безъ спросу ее были»; 2 деньги и продукты, положенные крестьянами, стали «пропадать невидимо»: «хотя сперва она акилина и брала те денги к сибе и спрятывала которыхъ где были спрятываны не находила», а когда к ним стало приходить много людей и класть на палатный брус деньги и продукты, «тогда уже она акилина кь себе не брала а все то приносимое стало пропадать невидимо». Даны ли эти оговорки под страхом наказания или деньги, действительно, стали пропадать?
Интересно проследить позицию мужа и свекрови Акилины по отношению к данному случаю. На повторном и последнем допросе показания мужа и свекрови меняются, субъектом «противозаконных поступков» становится Акилина: «в доме ихь ничего зловредного не было», а «оныя причины клонящаяся ко злу произьводимы были оть жены ево [Ефима] акилины которая ихь [мужа и свекровь] ненавидела и выходила изь повиновения». Они утверждают, что «ныне же по ненахождению женки акилины никакихъ произьшествиевъ не имеется и биение горшковъ не произьводитца». Ситуация начинает интерпретироваться в социальном контексте, как семейный конфликт; через объяснение демонологического случая семейная распря всплывает наружу. Эти показания идут вразрез с мифологической трактовкой события, данной Акилиной: по ее версии «на изгнаше того нечистого духа изь дому после святои пасхи вскоре мужъ еи созьвавъ к себе в домь» священников из села Нижние Ивкины для отправления молебна с водоосвящением 7. Действия кикиморы должны были прекратиться после произведенного обряда.
Но этому противоречат не только показания, данные мужем Акилины на последнем допросе, но и случай «угадывания» кикиморой вора, свидетелем которого стал комиссар. Итак, появляются две параллельные интерпретации разрешения событий: Появление в доме нечистой силы кикиморы — вызов священников, проведение молебна и водоосвящения — прекращение действий нечистой силы в доме; Хулиганские действия Акилины в доме «под именемь кикиморы» , сделанные на зло мужу и свекрови, — появление комиссара, взятие Акилины под караул — прекращение злых деяний Акилины 8. В зафиксированных в ходе расследования свидетельских показаниях обнаруживается переход с одной интерпретационной модели на другую в рамках показаний одного человека на двух разных допросах, что может объясняться как попыткой подстроиться под интерпретацию следователя, так и двойственным отношением самого носителя традиции к случаю с кикиморой. Такой переход соответствует также переходу от показаний сельского жителя к объяснению представителя судопроизводства даже внутри самих показаний. Здесь стоит сказать о еще одном уровне интерпретации ситуации — юридическом — и разобраться, каков был официальный статус данного случая, почему он попал в руки следствия, дошел до суда. Показательными являются представленные в деле примеры номинации производимых Акилиной действий: «въ обмане простолюдиновъ гаданиемъ будущего подъ видомь кикиморы», «обмань угадывания», «чинимые ею обманом противозаконныя поступьки и суеверия», «подъ названием кикиморы производила разные объманства и притеснения».
Следователь земской комиссар Шурманов выстраивает систему доказательств вины Акилины несколькими путями: во-первых, через обращение к свидетельским показаниям полученным в ходе допросов свидетелей, на которых ссылаются Акилина и Анна , показаниям близких родственников домашних Анны и Акилины, и показаниям, полученным в ходе повального обыска. Во-вторых, через попытку классифицировать разбираемый случай, исходя из собственных наблюдений, сведений из допросов. В-третьих, он пытается собрать воедино все аргументы и вписать их в юридические нормы, опираясь на выбранные статьи из уставов и законов. Ведущий расследование комиссар Шурманов, классифицируя случай, использовал три статьи из разных правовых документов: 160 статью 10 главы «Соборного уложения 1649 года» о свидетелях [Соборное уложение], 202 воинский артикул о принятии лживого имени или прозвища [Артикул воинский] и 1 статью 1 главы 4 книги «Устава морского» «Кто будетъ чернокнижникъ или идолопоклонникъ» [Устав морской 1780: Кн. Такие статьи были выбраны в процессе следствия в Орловском нижнем земском суде. Позже в документе другой инстанции копии выписки из журнала Вятской палаты суда и расправы, включающей указ о наказании Акилины ссылки на «Соборное уложение» и «Артикул воинский» отсутствуют, при этом сохраняется действие статьи «Устава морского» «по силе морского устава 4и книги 1и главы 1го артикула наказать».
Это может свидетельствовать о преобладании мифологической трактовки ситуации в установлении ее окончательного юридического статуса. Все это в целом представляло собой одну из сторон взаимоотношений между властью и деревней. В судебных показаниях, которые часто были получены «под угрозой пытки и наказания», «представления о реальном перепутывались с мифологическими, а структурные связи внутри создаваемой картины могли вообще навязываться следователем, проводившим допрос» [Смилянская 2003: 79]. Постоянный перевод на разные языки, крестьян и представителей власти, и уже — крестьян, имеющих разный статус в этом деле, не дает возможности однозначно истолковать материал. Но сопоставление разных, иногда противоречащих друг другу, отражающих разные интерпретации показаний раскрывает сложную взаимосвязь между демонологическим и социальным, демонологическим и экономическим, демонологическим и юридическим. Благодарю Н.