Это хорошие новости для России, которая официально гордится поддержкой в ООН таких слабых в экономическом отношении государств как Венесуэла и КНДР. — Государства, с которыми у РФ уже налажены торгово-экономические отношения, в которых у российских экспортеров уверенные позиции и есть очень хорошие перспективы развития. Еще один яркий пример успешного международного сотрудничества — Евразийский экономический союз. Товарооборот в ЕАЭС по итогам прошлого года достиг рекордных 7 триллионов 400 миллиардов рублей. Одновременно с этим в уравнении присутствует важное неизвестное: цифры по внешней торговле РФ предполагают, что курс рубля должен был бы быть заметно выше (возможно, в области 85 к доллару).
Путин: экономические связи России и СНГ расширяются, несмотря на угрозу санкций
- Внешнеэкономическая политика
- Страны Запада выбыли из топ-5: Раскрыты главные торговые партнёры России в 2023 году
- С кем торгуем, а с кем нет: экономические отношения России с другими странами на 2022 год
- Китай, Индия и Турция по итогам 2023 года стали главными торговыми партнёрами РФ
- Какой объем внешней торговли у России
ФТС оценила объем внешней торговли России
Из него следует, что поставки нефти и нефтепродуктов в другие страны запрещены, если в контрактах «прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены». Запрет будет действовать с 1 февраля по 1 июля 2023 года. В этом году она заняла третье место по стоимости импорта, уступив только Германии и Китаю. По словам Людмилы Захаровой, Турция является удобным перевалочным пунктом для России, однако, несмотря на проявленную гибкость в вопросе введения санкций, столкнулась с давлением со стороны США. А потом когда американцы пригрозили вторичными санкциями, то турецкие банки от этого быстро отказались. Поэтому говоря о перспективах, встает вопрос, какие еще будут санкции. Судя по тому, как быстро отказались турки от российских банковских карт, становится понятно, что американцы, при желании, могли бы нанести куда больший ущерб российской экономике, но не все в этом заинтересованы», — рассуждает Захарова.
Выбирая относительно «мягкую» позицию по отношению к России на фоне военных действий на Украине, Турция, в первую очередь, решает собственные проблемы: на фоне серьезного роста инфляции и грядущих выборов туркам выгодно усиление торговли с Россией, пока другие страны Евросоюза, напротив, урезают потоки товаров в Россию, считает Галина Баландина. Расчеты осуществляются в других валютах, с Турцией вполне себе можно торговать, и не только с ней», — говорит Баландина. Новые партнеры Глядя на данные таможенной статистики разных стран создается впечатление, что кроме Турции и Китая, за год значительно нарастивших объемы экспорта в Россию, других крупных партнеров у России так и не сложилось. Однако это не так, утверждает Баландина. Турция и Китай — страны с налаженными в Россию торговыми путями и многолетней сложившейся практикой взаимной торговли. На новых, менее очевидных направлениях, за год так и не успели наладить стабильные пути поставок, но работа в этом направлении ведется.
К росту импорта, по мнению опрошенных "ДП" аналитиков, привело несколько факторов. Вклад вносит естественный рост цен на товары, доступ к которым из—за санкций для российских покупателей усложнился. Растут транзакционные и логистические издержки. В итоге импорт практически вернулся к показателю 2021 года.
Страны Азии занимали наибольшую долю в товарообороте России в январе-сентябре , на экспорт в них пришлось 226,6 миллиарда долларов, на импорт оттуда — 139,7 миллиарда долларов.
В итоге от Китая, по словам Надежды Капустиной, никуда не деться. В частности, в таких отраслях как автомобилестроение, машиностроение, промышленное и другое оборудование, химическая и текстильная промышленность и др. Тотальная зависимость от Китая позволит властям КНР диктовать свои условия: продавать свои товары за любую сумму и при этом нещадно торговаться, сбивая цены на российские товары. Если в прошлом году Китай платил за российский газ 297,3 доллара за 1000 куб.
И не исключено дальнейшее снижение цен. Это наглядная демонстрация того, как Китай покупает Россию своими товарами. Верится с трудом — Китаю нет смысла отказываться от прибыли.
Торговый оборот России со странами СНГ в 2023 г.
- Перспективы развития внешней торговли России в условиях санкций | Статья в журнале «Молодой ученый»
- Внешняя торговля России — Википедия
- Подпишитесь на нашу рассылку.
- Большие друзья. Основные экономические партнеры России в современном мире
- «Внешняя торговля России за 9 месяцев 2023 г.» в блоге «Статистика» - Сделано у нас
- Торгово-экономические связи с Африкой установили 79 регионов России - ИА "Африканская инициатива"
Перспективы развития внешней торговли России в условиях санкций
В России в 2023 г. произведено ориентировочно 33 млн т. СПГ — как и в 2022 году. В перспективе ожидается рост мощностей в связи с вводом II и III очередей проекта «Арктик СПГ-2» в 2024 и 2026 годах соответственно. Товарооборот России за январь-сентябрь 2023 года составил $530,2 млрд, из них экспорт — $316,9 млрд, импорт — $213,3 млрд. Об этом сообщает» Прайм» со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы (ФТС). Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистики). Российско-китайские экономические отношения: какие события ожидаются в ближайшее время? Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности.
Новая Концепция внешней политики России — полный текст
Состояние и перспективы внешней торговли Российской Федерации | Банк России Баланс внешней торговли России остается положительным. |
По итогам 2023 года доля дружественных стран во внешней торговле России превысила 75% | В связи с этим РФ планирует сотрудничать с другими государствами, чтобы не допустить появление "разделительных линий" в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а отношения с Индией и Китаем должны становиться все прочнее. |
Экономические показатели — Россия
Ответ России на конфискацию замороженных США наших активов в размере 6 млрд долларов формулируется уже не только на уровне экспертов. Заявления сделали в Кремле и Министерстве иностранных дел России. Одновременно с этим в уравнении присутствует важное неизвестное: цифры по внешней торговле РФ предполагают, что курс рубля должен был бы быть заметно выше (возможно, в области 85 к доллару). Статья Внешняя торговля России, Профицит внешней торговли, Экспорт по статьям, Экспорт технологий, Экспорт энергоносителей, Экспорт металлов, Экспорт продуктов питания и сельхозсырья, Другой экспорт, Импорт по статьям, Торговля России со странами, Торговля с. При председательстве России в Евразийском экономическом союзе принята декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 и 2045 гг. «Евразийский экономический путь».
Россия и Иран 2023: итоги прошлого и перспективы будущего
Банк России Баланс внешней торговли России остается положительным. Давние экономические связи России с Европой постепенно развязываются, товары перенаправляются в другие страны, и формируются новые йский союз, США и Великобритания наложили на Россию суровые экономические санкции. Вследствие этого стоит сделать вывод о том, что внешнеэкономические отношения РФ со странами дальнего зарубежья являются привлекательными для РФ с точки зрения развития сотрудничества в различных областях и сферах экономической деятельности, разрушения. Также с Африкой работают 18 межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Как изменилась внешняя торговля России с начала СВО
Последние новости о международном сотрудничестве | Несмотря на все разговоры о стратегическом партнерстве, торговый оборот Ирана и России по итогам 2023 года ощутимо снизился. |
ВЗГЛЯД / Торговля России окончательно развернулась на восток и юг :: Экономика | Россия Минэкономразвития прогнозирует уровень безработицы в РФ в 3,0% в 2024-27гг. |
Названы главные торговые партнеры России в 2023 году | Огосударствление внешней торговли присуще Азии, гармонирует с разворотом России на Восток и в краткосрочной перспективе помогает противостоять санкционному давлению. |
Внешняя торговля России перенеслась на Азию и упала: Госэкономика: Экономика: | Динамика внешней торговли с внешними странами Америки. Внешняя торговля России в 2022 году. |
Россия и Иран 2023: итоги прошлого и перспективы будущего | Вестник Кавказа | это вид экономической деятельности, подразумевающий торговлю между отдельными странами, осуществляемую в форме экспорта или импорта товаров и услуг. |
Русские горки: внешняя торговля РФ адаптировалась к санкциям
Наши новые друзья: как трансформируются внешние экономические связи России Наши новые друзья: как трансформируются внешние экономические связи России 13-06-2023 Разворот на Восток обернулся не только усилением участия государства в экономике самой России, но и огосударствлением ее внешнеэкономических связей. Проанализировав ведущих зарубежных контрагентов российских компаний, мы обнаружили, что в ключевых странах-партнерах за 2022 год это в основном госстрктуры. Эксперты считают это логичным продолжением внутренних трендов и залогом устойчивости экономики в краткосрочной перспективе. О долгосрочной речи пока не идет. Иллюстрации: Юрий РеукаТоп иностранных компаний, которые остались в России или продолжают работать с ней, в целом отражает данные "ТС по ключевым странам-партнерам Китай, Турция, Индия и подтверждает, что бизнес из «недружественных» стран остается как минимум в нефтесервисе, фармацевтике, ритейле, финансах и отчасти в морских перевозках. Но структура собственности главных контрагентов изменилась. Если раньше среди них было много частных корпораций европейских, японских, корейских , то сейчас из 10 основных китайских компаний — партнеров России — как минимум шесть — государственные.
Крупнейший покупатель российской нефти в Индии — госкомпания. Важнейший игрок на зерновом рынке Турции — чемпиона по закупкам российской пшеницы — тоже госструктура. Похожая картина наблюдается и в арабском мире. Огосударствление внешней торговли присуще Азии, гармонирует с разворотом России на Восток и в краткосрочной перспективе помогает противостоять санкционному давлению. Но не отвечает на главные вопросы бизнеса: как переводить деньги, экономить на логистике и где брать технологии в будущем. В основном это ископаемое топливо, крупнейшим покупателем которого стал тоже Китай.
При этом половину в экспортных расчетах России впервые заняли рубль и юань.
К сожалению, в современных условиях ФТС дает доступ только к очень ограниченному набору данных, да и то с большой задержкой. Сейчас даже самые общие показатели доступны только по январь 2023 года. Банк России более щедр на статистику. Конечно, данные платежного баланса не полностью соответствуют показателям экспорта и импорта товаров, так как говорят о проведенных платежах по внешнеторговым сделкам, которые не всегда синхронизированы с самими поставками товаров, но достаточно близки с ними. Тут будет нелишним напомнить, что 2022 год был рекордным для российского экспорта энергоносителей, во многом за счет аномально высоких цен на них в мире. Однако нужно учитывать, что на этих показателях отразился рост цен из-за санкций и последовавшего за ними увеличения транзакционных и транспортных издержек, а также частичного перехода на параллельный импорт. Изменение физических объемов поставок без статистики ФТС можно оценить по объемам погрузки морских портов и экспортных поставок по железной дороге. К сожалению, РЖД экспортные поставки в этой статистике не выделяет.
График 2 В 2022 году наиболее активно наращивали торговлю с Россией Китай, Турция и Индия 2021 год - Росстат, 2022 год - данные зеркальной статистики стран - торговых партнеров России Как видим, рост импорта в денежном выражении идет не только за счет роста цен, но и за счет роста объемов физических поставок, а вот по экспорту снижение наблюдается на фоне роста физических объемов, то есть падение цен на российские товары оказалось еще больше, чем можно было бы предположить из данных платежного баланса. С англосаксами не торгуем Разобраться со страновой структурой российского экспорта и импорта без статистики ФТС будет, конечно, сложно. К сожалению, такую детализацию сейчас не дает и ЦБ. Остается полагаться на «зеркальную» статистику стран — торговых партнеров России. Европейский аналитический центр Bruegel собрал такие данные по 38 странам, полагаясь на их статистические и таможенные ведомства, а также на данные статистической службы ЕС Eurostat. График 1 Китай заменил ЕС в российском экспорте... Сведя данные Bruegel и ЦБ, можно примерно оценить долю стран в российском импорте и экспорте.
Исламский мир 56. Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития. Россия стремится укреплять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество с государствами — членами Организации исламского сотрудничества, уважая их общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами — членами Организации исламского сотрудничества с учетом степени их суверенности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации; 2 формированию на Ближнем Востоке и в Северной Африке устойчивой всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности и сотрудничества на основе объединения потенциалов всех государств и межгосударственных объединений регионов, включая Лигу арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Африка 57. Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки. Латинская Америка и Карибский бассейн 58. Европейский регион 59. Большинство государств Европы проводят агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету Российской Федерации, получение односторонних экономических преимуществ, подрыв внутриполитической стабильности и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание препятствий для сотрудничества России с союзниками и партнерами. Объективными предпосылками для формирования новой модели сосуществования с европейскими государствами являются географическая близость, исторически сложившиеся глубокие культурно-гуманитарные и экономические связи народов и государств европейской части Евразии. Главным фактором, осложняющим нормализацию отношений России и государств Европы, является стратегический курс США и их отдельных союзников на проведение и углубление разделительных линий в Европейском регионе в целях ослабления и подрыва конкурентоспособности экономик России и государств Европы, ограничения суверенитета европейских государств, обеспечения глобального доминирования США. Осознание государствами Европы безальтернативности мирного сосуществования и взаимовыгодного равноправного сотрудничества с Россией, повышение уровня их внешнеполитической самостоятельности и переход к политике добрососедства с Российской Федерацией благоприятно скажутся на безопасности и благополучии Европейского региона, помогут европейским государствам занять достойное место в Большом Евразийском партнерстве и многополярном мире. США и другие англосаксонские государства 62. Курс России в отношении США носит комбинированный характер с учетом роли этого государства как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и в то же время главного вдохновителя, организатора и исполнителя агрессивной антироссийской политики коллективного Запада, источника основных рисков для безопасности Российской Федерации, международного мира, сбалансированного, справедливого и поступательного развития человечества. Российская Федерация заинтересована в поддержании стратегического паритета, мирном сосуществовании с США и установлении баланса интересов между Россией и США с учетом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом. Перспективы формирования такой модели российско-американских отношений зависят от степени готовности США к отказу от политики силового доминирования и пересмотру антироссийского курса в пользу взаимодействия с Россией на основе принципов суверенного равенства, обоюдной выгоды и уважения интересов друг друга. Отношения с другими англосаксонскими государствами Российская Федерация намерена выстраивать в зависимости от степени их готовности отказаться от недружественного курса в отношении России и уважать ее законные интересы. Антарктика 65. Россия заинтересована в сохранении Антарктики как демилитаризованного пространства мира, стабильности и равноправного сотрудничества, в поддержании экологической устойчивости и расширении своего присутствия в регионе. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание сохранению, эффективному выполнению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Формирование и реализация внешней политики Российской Федерации 66. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внешней политики государства, осуществляет руководство ею и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий проводят работу по законодательному обеспечению реализации внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнения ее международных обязательств, а также способствуют выполнению задач парламентской дипломатии. Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации внешней политики Российской Федерации и осуществлению международного сотрудничества. Государственный Совет Российской Федерации в пределах своей компетенции участвует в разработке стратегических задач и целей внешней политики Российской Федерации, оказывает содействие Президенту Российской Федерации по вопросам определения основных направлений внешней политики Российской Федерации. Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет формирование основных направлений государственной внешней политики, прогнозирование, выявление, анализ, оценку угроз национальной безопасности и выработку мер по их нейтрализации, подготовку предложений Президенту Российской Федерации о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности, рассмотрение вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальных интересов и национальной безопасности, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внешних угроз. Министерство иностранных дел Российской Федерации разрабатывает общую стратегию внешней политики Российской Федерации и представляет соответствующие предложения Президенту Российской Федерации, осуществляет реализацию внешнеполитического курса, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений и международного сотрудничества, а также координацию международных связей субъектов Российской Федерации. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству оказывает Министерству иностранных дел Российской Федерации содействие в проведении единой внешнеполитической линии в части, касающейся координации программ в сфере международного гуманитарного сотрудничества, а также в осуществлении государственной политики, направленной на оказание содействия международному развитию на двустороннем уровне. Иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют международную деятельность в пределах своих полномочий в соответствии с принципом единства внешней политики Российской Федерации при координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляют международные и внешнеэкономические связи с учетом большого значения межрегионального и приграничного сотрудничества для развития отношений Российской Федерации с иностранными государствами. При подготовке и реализации внешнеполитических решений федеральные органы исполнительной власти взаимодействуют с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, российскими политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, некоммерческими организациями, культурно-гуманитарными объединениями, Русской православной церковью и другими религиозными организациями традиционных конфессий, представителями экспертного и научного сообщества, деловых кругов и средств массовой информации, способствуя их участию в международном сотрудничестве. Широкое вовлечение конструктивно настроенных общественных сил во внешнеполитический процесс способствует формированию общенационального согласия в отношении внешней политики Российской Федерации, содействует ее реализации, имеет важное значение для более эффективного решения различных вопросов международной повестки дня. Для финансирования внешнеполитических мероприятий могут привлекаться на добровольной основе внебюджетные средства в рамках государственно-частного партнерства.
Фактически этот режим означает, что страны договорились не строить таможенных барьеров между собой — а развивать взаимную торговлю в общих интересах. Однако в связи с последними событиями Россия вместе с Белоруссией потеряла статус страны с РНП для ряда других государств — первой этот статус сняла Канада, затем такое решение было принято в США. Кроме того, РНП для России планируют отменить около 15 стран ВТО — общий товарооборот с ними составляет более 100 миллиардов долларов в год. Все это может принести проблемы — например, в Японию Россия поставляет нефть и газ, металлы, а также продукты питания включая рыбу и морепродукты. После лишения России статуса партнера японским производителям будет проще конкурировать с российскими — а если власти страны еще и помогут им деньгами, экспорт из России значительно просядет. Правда, пока остаются надежды на то, что лишение статуса наибольшего благоприятствования может быть временным — когда военная эскалация конфликта закончится, Россия в теории снова может получить все привилегии членства в ВТО. С кем у нас наибольший оборот? Когда против России вводятся очередные санкции и в ответ — контрсанкции , обыватели обычно удивляются скорее тому, что Россия активно торговала с этой страной. Например, порицаемые общественным мнением США поставляли в Россию достаточно широкий спектр технологий, а взамен получали не только нефть, но и некоторые другие категории вроде драгоценных металлов и минеральных удобрений. В основном, это нефть, нефтепродукты и руды, но также есть металлы и древесина. Структура та же — нефть и нефтепродукты, металлы, но еще есть продукты растительного и животного происхождения. Лидируют нефть и газ, но структура более диверсифицированная: есть и металлы, и продукция химической промышленности, и машины. Что же касается стратегических «противников», то на 10 месте США куда идет в основном нефть и драгоценные металлы , на 12 месте Япония покупает нефть и металлы. А почти «друг» Индия — на 15 месте по экспорту, туда идут драгоценности, нефть и машины. Увы, но зависимость экспортных поступлений от продажи сырья все еще слишком высокая — почти вся верхушка рейтинга стран-импортеров российской продукции покупает преимущественно сырье нефть, продукцию металлургии и драгоценные металлы , а продукции высокого передела из России поставляется мало.
Внешняя торговля России: анализ проблем и решения
Большие друзья. Основные экономические партнеры России в современном мире | Огосударствление внешней торговли присуще Азии, гармонирует с разворотом России на Восток и в краткосрочной перспективе помогает противостоять санкционному давлению. |
Страны Запада выбыли из топ-5: Раскрыты главные торговые партнёры России в 2023 году | Экономика России, 11-я по величине в мире, глубоко интегрирована в мировую через торговые и финансовые связи. |
Как изменилась внешняя торговля России с начала СВО | При председательстве России в Евразийском экономическом союзе принята декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 и 2045 гг. «Евразийский экономический путь». |
Экономика и бизнес | Самым значимым торговым партнером РФ по итогам 2023 года стал Китай с рекордным товарооборотом в 240,1 млрд долларов, сообщает со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы. |
Последние новости о международном сотрудничестве
Это хорошие новости для России, которая официально гордится поддержкой в ООН таких слабых в экономическом отношении государств как Венесуэла и КНДР. Казахстан — значимый для экономики компаньон России в Центральной Азии. Все важные экономические данные — Россия. Следите за рынком страны с ВВП, процентной ставкой и другими показателями.
Внешняя торговля России: анализ проблем и решения
Например, порицаемые общественным мнением США поставляли в Россию достаточно широкий спектр технологий, а взамен получали не только нефть, но и некоторые другие категории вроде драгоценных металлов и минеральных удобрений. В основном, это нефть, нефтепродукты и руды, но также есть металлы и древесина. Структура та же — нефть и нефтепродукты, металлы, но еще есть продукты растительного и животного происхождения. Лидируют нефть и газ, но структура более диверсифицированная: есть и металлы, и продукция химической промышленности, и машины. Что же касается стратегических «противников», то на 10 месте США куда идет в основном нефть и драгоценные металлы , на 12 месте Япония покупает нефть и металлы. А почти «друг» Индия — на 15 месте по экспорту, туда идут драгоценности, нефть и машины. Увы, но зависимость экспортных поступлений от продажи сырья все еще слишком высокая — почти вся верхушка рейтинга стран-импортеров российской продукции покупает преимущественно сырье нефть, продукцию металлургии и драгоценные металлы , а продукции высокого передела из России поставляется мало. Выходит, что Россия достаточно сильно зависит от Китая — из него поступает более четверти всего импорта в Россию, а также от двух стран, которые считаются уже стратегическими противниками. Все это не очень хорошо — особенно учитывая, что в структуре импорта преобладают высокотехнологичные товары, заместить поставки которых другими источниками России будет весьма и весьма сложно. Санкции и эмбарго Санкции против России и вводимые самой Россией контрсанкции заметно замедлили внешнюю торговлю. Основной вектор понятен — из России отсекают сырьевой экспорт, а в Россию не пускают технологические товары.
Но в действительности ограничения на торговлю с Россией гораздо более обширные. Например, вот только некоторые из торговых ограничений, которые ввели против России за последние события: компании из ЕС не могут вести бизнес с рядом компаний — начиная от «Калашникова», и заканчивая «Ростехом», РЖД», «Совкомфлотом» и многими другими. На практике это означает запрет на поставки, например, новых поездов и локомотивов и комплектующих для их постройки в России. Соответственно, все они оказались отрезаны от любых поставок из США — даже если это электроника из Китая, производимая по американским лицензиям, ее поставки ограничены.
Отдельно ЕС ввел эмбарго на поставки в России товаров роскоши — например, дорогого алкоголя, косметики, духов, автомобилей дороже 50 тысяч евро, электроники дороже 750 евро, дорогой одежды и обуви, посуды, и т. Самый «свежий» пакет санкций против России оказался более внушительным: Европа отказывается от российского угля, при этом запрещая поставлять в нее оружие и высокотехнологичные товары. Это пятый пакет — и если конфликт не прекратится в обозримом будущем, он точно не будет последним. Россия тоже ограничивает свой экспорт — и начала это делать до кризиса. Например, еще осенью 2021 года ограничен вывоз подсолнечного масла, в декабре — азотных удобрений. С начала 2022 года Россия запрещает вывоз селитры, а с февраля вводит квоты на вывоз пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. Разворот на Восток? На сообщения об очередном запрете от западных стран российские власти уверяют, что проблем нет — и поставки в США и ЕС можно заместить экспортом той же продукции в страны Азии. Конечно, ключевым партнером остается Китай, но также перспективным рынком остается, например, Индия. Но насколько это все реально? Эксперты поясняют — проблем в этом деле не избежать: китайский рынок действительно огромный — он потребляет более половины от общемирового потребления некоторых сырьевых ресурсов. То есть, даже по такому стратегическому товару есть проблемы со сбытом; цены на китайском рынке могут быть ниже европейских. Мировая торговля до сих пор не оправилась от дефицита морских контейнеров и судов для их перевозки, но Китай до сих пор полноценно не открыл свои границы на прием поставок. А поставлять грузы по железной дороге в Китай крайне сложно — Восточный полигон и без того загружен, плюс это увеличивает время поставки и стоимость доставки груза до получателя. А поставки, например, газа ограничены физически — мощностями имеющихся трубопроводов.
Эксперты рассказали о возможностях, которые открываются для России в различных секторах экономики в условиях международной турбулентности, и обсудили перспективы сотрудничества в рамках БРИКС. Он встретился с представителями университетов для обсуждения перспектив сотрудничества.
По нынешним прогнозам — не продолжится. В следующем году сокращение экспорта нефти и газа на фоне эмбарго и потолка цен значительно усилится, а сами цены не будут играть такую компенсирующую роль, считает Салихов. Поскольку экспорт снизится, а цены в лучшем случае останутся на том же уровне, Минфин принял решение о повышении налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль. По сути изменение налогообложения компенсирует примерно один трлн рублей от потери нефтегазовых доходов», — отметил эксперт. В следующем году на фоне введения потолка цен на нефть и газ, по прогнозам Минфина, нефтегазовые доходы сократятся и составят 8,9 трлн рублей. В ответ на введение потолка цен на нефть, Владимир Путин 27 декабря подписал указ об ответных мерах. Из него следует, что поставки нефти и нефтепродуктов в другие страны запрещены, если в контрактах «прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены». Запрет будет действовать с 1 февраля по 1 июля 2023 года. В этом году она заняла третье место по стоимости импорта, уступив только Германии и Китаю. По словам Людмилы Захаровой, Турция является удобным перевалочным пунктом для России, однако, несмотря на проявленную гибкость в вопросе введения санкций, столкнулась с давлением со стороны США. А потом когда американцы пригрозили вторичными санкциями, то турецкие банки от этого быстро отказались. Поэтому говоря о перспективах, встает вопрос, какие еще будут санкции. Судя по тому, как быстро отказались турки от российских банковских карт, становится понятно, что американцы, при желании, могли бы нанести куда больший ущерб российской экономике, но не все в этом заинтересованы», — рассуждает Захарова.