Во времена СССР «Советский спорт», «Литературная газета» и «Роман-газета» были самыми дефицитными газетами СССР. музыка из программы новостей ссср. 11 мая 2023 года на базе МБУДО-РДДиЮ состоялся Слёт Советников Советского Района – СССР.
Была ли свобода информации в СССР?
Духовная жизнь общества в период оттепели | Романтизировать период СССР в последнее время стало модным. Рассказываем, о чем больше всего ностальгируют люди, чья молодость прошла в Советском Союзе, и какие традиции ушедшей эпохи пригодились бы в наши дни. |
СССР старые новости. | Главная» Новости» Новости из ссср. |
4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой | Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня. |
Коммуникация по-советски: телефон, почта и телеграф в СССР | В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением. |
История советской журналистики: развитие и становление
Плакат 1933 года Открытость советской пропаганды и агитации объясняется верой в то, что коммунистическая идеология по определению привлекательна для народных масс. Предполагалось, что пропаганда заинтересована в «правдивом, достоверном» отражении действительности [1]. Для лучшей организации института пропаганды в 1935 году, по инициативе Сталина , Агинтроп разделили на пять отделов: печати и издательств, партийной пропаганды и агитации, школ, науки, культурно-просветительной работы. Так, под руководством соответствующего отдела была установлена система устной пропаганды, которой постоянно занималось более 112 тысяч читающих лекции и выступающих на публике агитаторов [1]. Почтовая марка СССР с призывом, обращённым к юным пионерам , 1961 год Власти избегали скрытых способов, которые были распространены в капиталистических странах, и старались передать через агитацию ответы на насущные потребности общества [2] [1]. Например, проблему малой заинтересованности населения в здоровом образе жизни и спорте после Второй мировой войны партийное руководство стремилось решить за счёт активной агитации физической культуры и спортивных достижений. Ей была посвящена большая часть агитации в СМИ, литературе и кино. Во всех республиках были созданы секции пропаганды физической культуры, проводились Всесоюзные парады физкультурников , были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, обновлены учебные программы, введены обязательные занятия по физкультуре [6]. Кроме того, партийное руководство старалось мотивировать рабочее население за счёт популяризации опыта передовых предприятий и ударников труда [2].
Так, в 1950—1980 годах одной из активных кампаний в СМИ стала «химизация» промышленного хозяйства. В 1957 году в передовых газетах страны частота появления терминов, связанных с этой темой, была даже выше, чем у терминов, связанных с « космической гонкой » «кибернетика» — 164 тыс. Важными темами советской агитации стали разъяснение партийно-государственных документов и решений руководства [2]. Одним из основных направлений пояснительной пропаганды стал атеизм , подавление церкви и искоренение религиозности. Так как в дореволюционные годы религиозные институты тесно ассоциировалась с императорской властью , одной из основных функций большевистской пропаганды стало насаждение атеизма. В 1920—1940-х годах в стране массово издавали зарубежных анархистов , пропагандировали атеизм на региональном уровне, проводили расправы над духовенством, изымали церковное имущество [8]. Кроме того, пропаганда использовалась для оправдания таких важных решений руководства страны, как, например, подписание пакта Риббентропа — Молотова : советские агитаторы уверяли в пользе, которую документ принесёт немецким коммунистам, а также в установлении доверительного союза с бывшим врагом [9]. Советский плакат, прославляющий Сталина, 1938 год Одной из характеристик советской пропаганды является превозношение вождя, что становилось причиной возникновения культов личности.
Так, уже с 1920 года города и посёлки страны переименовывали в честь крупных общественных деятелей, в особенности Владимира Ленина. Его прославляли в стихотворениях и книгах, повсеместно возводили статуи вождя. Во времена правления Иосифа Сталина культ личности был необходим для сплочения населения вокруг единой фигуры: вождя представляли как непогрешимого руководителя и отца народа. Но после смерти Сталина партийное руководство придерживалось коллективной формы управления.
Последняя является исключительно важным источником по истории советской пропаганды и, вместе с тем, - также по истории всех без исключения аспектов жизни СССР. На протяжении всего советского периода периодика освещала, хотя и в разной мере в различные периоды, практически все стороны советской действительности и публиковала официальную документацию нормативного характера и партийные материалы. Особняком стоит бесцензурная печать СССР, с 60-х гг.
Газетно-журнальные издания советского периода по территориальному охвату можно разделить на общесоюзные, республиканские, местного значения краевые, областные, городские и районные и многотиражные печать предприятий, учреждений, учебных заведений и т. Журналы данного периода по содержанию различаются как: 1 общественно-политические и теоретические «Большевик», с 1952 г. Характер издания, состав его материалов, принципы их отбора во многом зависели от издателя.
Именно тогда появились такие сериалы, как «Адъютант его превосходительства» 1969 , «Семнадцать мгновений весны» 1973 , «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979-1986. Эти фильмы были любимы советскими зрителями, их с удовольствием просматривали не один раз. Развитие техники позволило делать телевизионные репортажи с прямым включением, телевизионные концерты. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы.
Основной передачей, которая несла идеологический заряд, были непродолжительные последние новости, которые шли около 10 минут в формате зачитывания диктором новостей. В 1968 г. Отдельно готовилась аналитическая передача, обычно она шла раз в неделю, и главное в ней было уже комментарии ведущего. Это тоже была недоступная для кинематографа форма коммуникации со зрителем. Он мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием, и выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели. На советском телевидении практически все передачи давались в записи, что позволяло контролировать их содержание. Однако это существенно снижало интерес к передачам, которые приобретали характер отыгранных спектаклей.
Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография». Формальный, тяжелый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи. Эти передачи вели: ученый П. Капица, литературовед И. Андроников, писатель А. Каплер, журналистка А. Мелик-Пашаева, ведущая «Музыкального киоска» Э.
Беляева, режиссер В. Шнейдеров, рассказчик С. Смирнов, дикторы И. Кириллов, Н. Бодрова, В. Они поддерживали привлекательность телевидения, делали его одним из центральных институтов формирования советского человека. Передачи телевидения различались в зависимости от канала.
На первом канале преобладала общесоюзная информационная, общественно-политическая и художественная тематика. Программа включала в себя передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической и культурной жизни страны, а также наиболее значительные события, происходящие за рубежом; трансляции торжественных и праздничных заседаний, демонстраций, митингов трудящихся, правительственных встреч и визитов государственных и политических деятелей. Основными и единственными поставщиками новостей были информационные программы «Сегодня в мире», «Время». Политическая и экономическая жизнь страны освещалась в таких передачах, как «Ленинский университет миллионов», «Пятилетка, год... Событиям международной жизни посвящались передачи «9-я студия», «Международная панорама». В будние дни в прайм-тайм отдавался программам «Сегодня в мире», «Человек и закон», «Ленинский университет миллионов», «Время». На втором канале преобладала информационно-публицистическая и художественная тематика.
В «Тверской правде» 28 мая 1927 года появилась рубрика «Митинг многомиллионной аудитории». Первый опыт — перекличка текстильщиков. Цель— вовлечение масс в обсуждение важнейших проблем реконструкции народного хозяйства. Широкий размах производственные переклички получили в «Уральском рабочем». Была проведена перекличка о качестве и стоимости сибирского угля и уральского металла, охватившая до 40 тысяч рабочих. Выездные редакции.
Первая выездная редакция «Правды», созданная в январе 1929 года, работала на Харьковщине. Выездные редакции выпускали специальные газеты, листовки, плакаты. В 1930 году появился первый специально оборудованный вагон. Другие формы массовой работы. Заочные совещания и конференции с участием специалистов помогали наметить конкретные меры по улучшению, например, сельского хозяйства. Читательские суды над газетами в «приговоре» содержали полезные советы по тематике и качеству.
Производственные буксиры. Рабселькоровские посты. Формы массовой работы на радио. Радиопереклички, радиомитинги, радиорейды, выездные редакции. Одной из первых была радиоперекличка текстильщиков московской фабрики им. Калинина в апреле 1929 года.
В конце июля 1931 года печать и радиовещание провели совместную всесоюзную перекличку заводов-гигантов, которую транслировали по всему Союзу 57 радиостанций и 3500 радиоузлов. Заключение Если пресса имеет в России хоть короткую демократическую историю и традиции свободы слова, то радио и телевидение России, зародившиеся в самый активный момент укрепления советской власти и насаждения тоталитаризма, изначально предназначались только для проведения коммунистической идеологии в самые широкие массы и воспринимались лишь через призму мощного политического партийного инструмента. Общая характеристика Число центральных изданий сократилось с 39 до 18, в основном это коснулось отраслевых газет, вроде «Лесной промышленности». Значительно сократилось и число местных изданий, их к 1942 году осталось 4560 от 9000, издававшихся в 1940 году. Общий тираж прессы упал с 38 млн. Центральное радиовещание перешло от трех программ к одной.
Многие радиостанции были эвакуированы из западных районов в восточные. Однако в отличие от прессы уже к 1943 году объем работы радиостанций превысил довоенный уровень. О развитии телевидения речи не было. Пресса Главной стороной перестройки прессы на военный лад стало ее перепрофилирование. К концу 1942 года эта задача была решена. К этому времени выходило 4 центральных «Красная звезда», «Красный флот», «Сталинский сокол», «Красный сокол» , 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет.
Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага. Кроме того, Главное политическое Управление Советской армии 1,5-миллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины». Советская военная печать того времени стала мощным противовесом антисоветской гитлеровской пропаганде на временно оккупированной территории. Журнальная периодика также претерпела изменения. Были созданы журнал «Славяне», «Война и рабочий класс»… только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный журнал военной поры — «Красноармеец». В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу 24 июня 1941 года было создано Советское информационное бюро.
На заключительном этапе войны были созданы газеты для населения государств, освобожденных от фашистов, такие как «Свободная Польша», «Венгерская газета». Уже 24 июня 1941 года на фронт отравились первые писатели-добровольцы. Горбатов — на Южный фронт. Твардовский — на Юго-Западный фронт. Долматовский — в газету 6-ой армии «Звезда Советов». Симонов — в газету 3-ей армии «Боевое знамя».
Всего в рядах Красной армии и Военно-Морского флот в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя, из них 225 погибли, а 300 награждены орденами и медалями. Их работа — «душевные боеприпасы фронту» - так сравнивал слово писателя Н. Военная перестройка прессы не изменила расстановок сил в основных советских изданиях. Основные тиражи приходились на «Правду», «Известия», «Комсомольскую правду». Главной в работе прессы стала задача — вселить в сердца людей веру в победу и поднять их на героическую борьбу с врагом. Героям Советского Союза посвящались специальные газетные номера.
Не менее важны были и живые сообщения с фронта. Многие журналисты ушли на фронт, многие погибли. Так на передовой побывали 240 сотрудников газеты «Известия», 44 из них не вернулись. Особая роль в поднятии боевого духа принадлежала прифронтовым газетам «Ленинградской правде», «Сталинградской правде», «Московскому большевику», где печатались письма солдат с других фронтов, которые восхищались мужеством тех, кому выпала честь защищать наиболее тяжелые участки. Журналисты прифронтовых газет находились в тех же условиях, что и другие жители осажденных городов. Ленинградские журналисты также умирали от голода на работе.
Много писали военные газеты о невиданном зверстве фашистов, показывая человеконенавистнический характер их идеологии. Не менее, чем подвиг солдат, высок подвиг тружеников тыла. Все для победы! В связи с возрастанием его роли, радиовещание в военное время получило дополнительное развитие. Первый выпуск «Последних известий» вышел в эфир уже через 45 минут после передачи правительственного сообщения о нападении фашистов на СССР. А всего в выпусках «Последних известий» за время войны было передано около 7 тысяч корреспонденций из действующей армии.
Ежедневные радиосводки «Совинформбюро» с замиранием сердца слушала вся страна. Конечно, передача в эфир большого количества военно-пропагандистской информации прошла за счет вытеснения из сетки радиовещания многих традиционных довоенных рубрик, также как и в прессе. Усиление централизации и высокий уровень цензуры стали нормой для радиовещания военного времени. В целях исключения приема иного, кроме советского, радио у граждан на не оккупированной территории, под угрозой ареста, были собраны личные радиоприемники. Радиоинформация потребителям поступала только по проводному радио. Заметным событием военной эпохи стал репортаж о военном параде с Красной площади 7 ноября 1941 года.
Особое место в радиопропаганде, как и в прессе, заняли антифашистские выступления, разоблачения нацистской идеологии. Недостатка в материалах не было, нужны были мощности. Перелом в широте распространения советских радиоинформаций наступил в 1943 году. В Куйбышеве была пущена в действие новая мощная радиостанция, голос которой звучал и на всей территории СССР, оккупированной врагом. Большую роль сыграли и радиотрансляционные узлы в тылу и прифронтовой полосе. Были созданы дополнительные филиалы Всесоюзного радиовещания, началось вещание на украинском и белорусском языках.
Неизменными стали на радио «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». Формы массовой работы военного времени В годы войны советские журналисты использовали многие формы массовой работы, появившиеся в годы первых пятилеток. Особенно эффективной стала работа выездных редакций «Правды» и «Комсомольской правды». Военная публицистика Большую роль в битве за поднятие духа советских людей сыграл И. Его памфлеты по свидетельству современников «были действеннее автоматов». И это образное высказывание имело вполне прямой смысл: партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей.
Патриотическая публицистика А. Толстого оказывала огромное воздействие на читателя. В ответ он получал многочисленные солдатские письма. Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 года. Это история военнопленного, которого фашисты подвергли жестоким пыткам.
Человеческая красота защитников Родины и испепеляющая ненависть к ее поработителям — главное в военной публицистике Н. Тихонова, начальника группы писателей при Политуправлении Ленинградского фронта. Публицистика военной поры отличалась глубокой лиричностью, любовью к родной земле. Ярким представителем военной публицистики был К. Заметен очерк «На старой Смоленской дороге», который появился в «Красной звезде» 17 марта 1943 года. Любовью к жизни, ненавистью к фашистам проникнуты знаменитые в то время «Письма товарищу» Б.
Можно утверждать, что в годы Великой Отечественной войны тысячи советских журналистов, среди которых были сотни писателей, тоже превратились в воюющую организацию. В одном из писем фронтовики писали А. Толстому: «У Вас иное оружие. Но оно также остро, как наши штыки, его огонь также убедителен, как огонь наших автоматов и пушек». Пресса Уже 20 июня 1945 года ЦК ВКП б принимает решение «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». Главное внимание в постановлении уделено тому, чтобы все газеты стали «боевыми органами политического воспитания масс».
Для этого данным постановлением в структуру аппарата редакций краевых и областных газет вводились отделы: партийной жизни, пропаганды, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, культуры и быта, писем трудящихся, внутренней информации. В газетах союзных республик, кроме указанных семи отделов, вводились еще три: советского строительства, иностранный и местной корреспондентской сети. Установленный с 15 июля 1945 года четырехполосный объем указанных выше газет потребовал от редакций расширения информации обо всех, дозволенных к печати, сторонах жизни в СССР. Вырос штат аппарата редакций. Стало больше собственных корреспондентов: два корреспондента - на область, один — на два-три района. В августе 1945 года ЦК партии предприняло просмотр воскресных номеров местных газет.
В числе серьезных недостатков отмечено: оторванность редакций от местных партийных и советских организаций, бессистемность освещения вопросов партийной жизни и работы по пропаганде Закона о новом пятилетнем плане 1946-1950. В числе мер по улучшению качества газет, было создание редакционных коллегий, в количестве 5-7 человек, из числа руководящих работников редакций. Началось восстановление газет и их тиражей и открытие новых СМИ. В 1946 году выходило 7309 газет, разовый тираж которых составлял 29,6 млн. Газеты выходили на 67 языках СССР. Появились новые всесоюзные, республиканские, областные, городские, комсомольские, вечерние и многотиражные издания.
На фоне новых газет выделялись «Советская Россия» 1 июня 1956 , «Литература и жизнь» начало 1958. Самое большое пополнение получили в первое послевоенное десятилетие городские газеты. Наиболее видные авторы послевоенного периода: А. Колосков, И. Рябов, Б. Полевой, В.
Овечкин, Б. Галин… Заметным явлением послевоенной печати стали статьи, очерки и памфлеты М. Шолохова, публиковавшиеся в «Правде», «Известиях», «Литературной газете», «Комсомольской правде», а также местных газетах. Существенные изменения произошли в радиовещании и телевидении. Радиовещание Главной задачей радиовещания первого послевоенного десятилетия стала задача общая для советских СМИ того времени: поднять измотанный войной народ на восстановление разрушенного народного хозяйства. Как средство достижения, еще более усиливается цензура, а из эфира практически исчезают так называемые «прямые передачи», почти все программы выпускаются в записи.
Вполне естественно, что партию интересовало повышение роли радио в политическом и культурном воспитании трудящихся. Ведущее место в радиопрограммах заняла оперативная информация. Ежедневно передавалось 12 выпусков «Последних известий» и 3 обзора центральных газет… С марта 1947 года выходит радиожурнал для сельской молодежи — «За высокий урожай». С апреля 1948 года — «У карты мира» - беседы на международные темы. С мая 1950 года — «Дневник социалистического соревнования». С ноября 1951 года — «Наука и техника».
В 1952 году родился «Научный радиотеатр». В 1955 году на радио возникла новая программа — устный рассказ у микрофона… При этом организуются пропагандистские кампании против философов-идеалистов, генетиков, против «плохих» в политическом смысле литераторов, актеров, композиторов. В течение первого послевоенного десятилетия подверглась корректировке и структура радиовещания. Так летом 1949 года Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию был преобразован в два ведомства: Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при Совете Министров СССР. А в 1953 году эти Комитеты были переименованы в Главные управления и перешли в состав специально образованного Министерства культуры СССР. К концу второй послевоенной пятилетки мощность радиостанций выросла вдвое.
В 1955 году в стране насчитывалось 26 млн. Телевидение Программы Ленинградского и Московского телевидения в предвоенные годы носили по большей части экспериментальный характер. Основу вещания составляли кинофильмы, произведения театра и эстрады… Первые послевоенные годы 1945-1948 не принесли в телевизионное вещание ничего нового по сравнению с довоенным. Наиболее заметным событием конца 40-х годов стало получение в 1949 году Московским телецентром первой передвижной телевизионной станции. Это позволило телевидению выйти из концертных и театральных залов на, так сказать, оперативный простор. Структура ЦСТ предусматривала следующие редакции: литературно-драматического вещания, музыкального вещания, детского вещания, общественно-политическая.
В 1954 году в ЦСТ возникли редакции: кино, научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных программ, в которые, впервые в практике телевидения, пришли работать журналисты. Это определило рост журналистских материалов на телевидении в последующие годы. С приходом журналистов на телевидение появились и первые журналистские находки в новом СМИ. Так, в ноябре 1954 года в телевизионный кадр впервые вошел автор программы. В январе 1955 года стало ежедневным телевизионное вещание в Москве.
Апокалипсис-1990: «настоящее», «прошлое», «будущее» в литературной публицистике
- «Перемен требуют наши сердца»
- Статьи, связанные с этой статьёй
- Советское радио и телевидение
- 25 лет спустя
- Даты и события для запоминания
Цифровые архивы газет
Советская цензура в эпоху тотального террора. Сложные задания и ответы с РЯ2110202 варианта: В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов одновременно с социальной инфраструктурой (школами, магазинами, детскими садами и спортивными площадками) – так возводили «микрорайоны». Сайт посвященный советскому периоду нашей страны, эпоха СССР. История, события, вопросы и ответы. Товарищеские суды появились в СССР в хрущёвские времена и стали весьма заметной частью советского быта. Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо. Вот этот-то период фанаты СССР часто показывают как "нищету девяностых" — мол, в СССР было всё отлично, а потом стало плохо и появились талоны.
Вопрос. Периодика советского периода: ее особенности
Они были на порядок информативнее мемуаров Черчилля. Самое забавное, что я покупал эти тома в розницу, и часть их была уценена с 3 рублей до 1,5 и 1 рубля. То есть их огромный тираж превышал спрос советских граждан. Корейская война была представлена серией переводов книгами Дж. Стюарта «Воздушная мощь — решающая сила в Корее» 1959 г. А вот сейчас в книжных магазинах Москвы я что-то не вижу подобных переводных изданий по войне в Ираке, Сирии, Афганистане и т. Новейшее советское оружие в брежневские времена было совсекретно. Кстати, при Сталине меньшую часть вооружений секретили, а большую, наоборот, рекламировали. У меня в библиотеке лежит «Руководство службы на 76-мм пушку ЗИС-3» Москва: Воениздат, 1942 , на задней обложке которой цена! Зато в брежневские времена рядом со зданием Моссовета, напротив памятника Юрию Долгорукому был книжный магазин «Дружба», где продавалась литература стран социалистического лагеря — две трети на родных языках, треть на русском.
Там постоянно лежали на полках десятки, если не сотни, справочников по экономике, политике и военному делу. У меня три полки заняты польскими и ГДРовскими справочниками по военной технике, сухопутным войскам, авиации и флоту. Лично я в брежневские времена был подписан на следующие издания: польские «Може» «Море» , «Пшенгленд морский» главный орган ВМФ Польши, аналог нашего «Морского сборника», на который я тоже был подписан ; на главный орган министерства обороны ГДР «Армее Рундшау». Ах, какие там были фотографии наших «Лун» и «Точек» и в каждом номере обязательно одна-две голых девицы, причем совсем! Из авиационных журналов я был подписан на чехословацкий журнал «Летецство» «Авиация». Летом после 9-го класса мы с Мишей ровесником с соседней дачи подписались на двоих для нас было дорого! Правда, не на оригинал, а на репринт, где периодически встречались белые пятна — изымались статьи о наиболее «крутых» советских ракетах. Да зачем лезть в какие-то журналы? Даже индекс нельзя было поминать.
Зато напротив знаменитого здания на Лубянке в магазине «Детский мир» продавалась большая сборная модель самолета Ту-20 у нас изделие называлось Ту-95К с ракетами К-20. Модель сверхточная, а в описании по сборке были приведены столь же точные данные как об изделии, так и о крылатых ракетах, которые оно несло.
За отсутствие места трудоустройства на протяжении длительного времени могли наказать исправительными работами. Если человек не работал в полную силу, если все перекладывал на плечи коллег, то к нему тоже относились не лучшим образом. Сейчас же стало даже модно и престижно меньше работать, но при этом хорошо зарабатывать. Многие индивиды даже стремятся создать пассивный источник дохода, который будет приносить им прибыль в то время, когда они отдыхают. И такими личностями сейчас восхищаются. Попросить знакомого обменять валюту Обмен валюты считался преступлением в советские времена. Тогда за это можно было получить тюремный срок.
Никто сам не рисковал менять деньги, а просить об этом точно никому не приходило в голову. Считалось вершиной подлости обратиться к товарищу с просьбой совершить столь серьезное преступление. Сейчас люди спокойно помогают друг другу в таких делах, обратиться к знакомому с подобной просьбой считается нормой.
Фактически они являлись программами европейской части СССР. Для обслуживания телезрителей восточных районов Советского Союза были предназначены повторы. В 60-е гг. Тогда появляются такие программы, как "Клуб весёлых и находчивых", "А ну-ка, девушки! Где участники могли проявить значительную степень индивидуальности и самостоятельности. Среди музыкальных передач этого времени следует отметить «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», «Голубой огонек», "Музыкальный ринг". Еженедельная передача "Очевидное - невероятное" представляла собой обсуждение с экспертами проблем развития науки. К этому времени наряду с общесоюзными радио и телевещательными каналами сложилась система телерадиовещания в союзных кроме РСФСР и автономных республиках. Они имели собственные телестудии, оркестры, хоры, коллективы редакторов, ведущих, комментаторов, издавали свои журналы, фонды звуко- и телезаписей. В союзных и автономных республиках на все руководящие и творческие посты национал-коммунисты назначали людей, которые тонко проводили линию на строительство своего собственного народа. И при первом ослаблении контроля сверху они стали проводить антикоммунистическую, антисоветскую и русофобскую линию. О том, что контроль снимается, стало известно из действий коммунистов -перестройщиков в Москве. Перестройка на центральном телевидении началась с появления и таких передач, как «Прожектор перестройки», «Телевизионная служба новостей», «600 секунд» А. Невзорова на ленинградском телевидении, дискуссионная программа Э. Сагалаева «12-й этаж», программа «Взгляд» с ведущими В. Листьевым, А. Любимовым, Д. Захаровым, А. Эти передачи были выведены из-под цензуры, они ломали установившиеся шаблоны, затрагивали запретные темы и с интересом воспринимались аудиторией. Возьмём, для примера, телепередачу "Взгляд". Её авторы и ведущие прошли стажировку на американском телевидении. Они впервые на советском телевидении применили такую форму передачи, как ток-шоу. Журналисты действовали не по сценарному плану, смешивали жанр аналитики и демонстрации музыкальных номеров, допускали отступления от традиционной стилистики, скажем, включали закадровые голоса. Впервые передача стала прерываться коммерческой рекламой. На передаче впервые стали свободно обсуждать темы Чернобыльской катастрофы, войны в Афганистане, говорить о роли Сталина и Ленина в истории страны, об обездоленных детях. Передачу смотрело 189 млн. Поднявшаяся после этих передач широкая волна критики с экрана телевидения и одобрительная реакция на неё аудитории вызвали озабоченность властных структур, которые всё ещё пытались удержать телевидение в своих руках. Вскоре власти убирают эти передачи из эфира, но в умах людей были заронены семена недоверия к власти КПСС и советской власти в целом. Надо признать, что радио и телевидение были одним из самых эффективных инструментов формирования членов советской нации. Несколько телевизионных теле- и радиопередач критического содержания за пару лет сломать советскую нацию не могли. Скорее СМИ использовались для создания "идеологического шума" и прикрытия процессов разграбления государственной собственности и превращения основной части населения в наёмных работников. Эти процессы вели правящие элиты, которые втихую отказались от коммунистической идеологии и облачились в пёстрые одежды "демократов". Теги события:.
Они не только ретранслировали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов. Первоначально телевидение передавало журналы, развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзоры культурной и научной жизни. Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по-существу, съемками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов. Такими были фильмы «Моцарт и Сальери» 1962 , «Аппасионата» 1963 , «Душечка» 1966 , «Юрий Гагарин» 1969 , «Безумный день, или женитьба Фигаро» 1974 , «Соломенная шляпка» 1974 , «Здравствуйте, я ваша тетя! Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию. После 1967 г. Именно тогда появились такие сериалы, как «Адъютант его превосходительства» 1969 , «Семнадцать мгновений весны» 1973 , «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979-1986. Эти фильмы были любимы советскими зрителями, их с удовольствием просматривали не один раз. Развитие техники позволило делать телевизионные репортажи с прямым включением, телевизионные концерты. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Основной передачей, которая несла идеологический заряд, были непродолжительные последние новости, которые шли около 10 минут в формате зачитывания диктором новостей. В 1968 г. Отдельно готовилась аналитическая передача, обычно она шла раз в неделю, и главное в ней было уже комментарии ведущего. Это тоже была недоступная для кинематографа форма коммуникации со зрителем. Он мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием, и выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели. На советском телевидении практически все передачи давались в записи, что позволяло контролировать их содержание. Однако это существенно снижало интерес к передачам, которые приобретали характер отыгранных спектаклей. Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография». Формальный, тяжелый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи. Эти передачи вели: ученый П. Капица, литературовед И. Андроников, писатель А. Каплер, журналистка А. Мелик-Пашаева, ведущая «Музыкального киоска» Э. Беляева, режиссер В. Шнейдеров, рассказчик С. Смирнов, дикторы И. Кириллов, Н. Бодрова, В. Они поддерживали привлекательность телевидения, делали его одним из центральных институтов формирования советского человека. Передачи телевидения различались в зависимости от канала. На первом канале преобладала общесоюзная информационная, общественно-политическая и художественная тематика.
ВОПРОСЫ СССР
К концу 60-х в стране наметился демографический кризис — это стало неожиданным результатом для советской власти. Какие изменения произошли в советской прессе в годы Великой Отечественной войны? Именно тогда советские зрители впервые стали припадать к экранам телеприемников во время работы. В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением.
Глава 10. Редакторский опыт в советский период
Издательское дело в советский период (1917-1991). Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). С этого времени радиогазеты стали основной формой советского общественно-политического вещания на протяжении всего периода 20-х годов. музыка из программы новостей ссср. К концу 60-х в стране наметился демографический кризис — это стало неожиданным результатом для советской власти.
Советские газеты
Одновременно Ленин поручил организовать газетную травлю против членов комитета [3] : Газетам дадим директиву: завтра же начать на сотни ладов высмеивать «Кукишей»… Изо всех сил их высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев. Плакат периода коллективизации , 1930 год Государственная сеть газет стала основным рупором агитации и пропаганды социалистических ценностей, а также инструментом партийного контроля повседневной жизни населения [4]. Одной из основных стратегий распространения идей стало многократное их повторение: одни и те же материалы последовательно дублировались центральной, областной и районной прессой [5]. Пропаганда в СССР использовалась как инструмент в решении социально-экономических проблем страны, для насаждения определённых ценностей, борьбы с чуждыми обществу взглядами и идеями [2]. Так как одной из первых задач нового руководства страны являлось просвещение населения и распространение марксистско-ленинской идеологии , одним из первых лозунгов стал «Каждый большевик — агитатор» [1]. Позднее на базе региональных школ была создана система начального политпросвещения. К примеру, за 1930—1939 годы количество таких учреждений выросло с 59 школ политграмоты сокращённого типа до 1200 кружков по изучению марксизма-ленинизма. Одновременно единые отделы пропаганды и агитации были созданы во всех горкомах и райкомах партии [5]. Плакат 1933 года Открытость советской пропаганды и агитации объясняется верой в то, что коммунистическая идеология по определению привлекательна для народных масс.
Предполагалось, что пропаганда заинтересована в «правдивом, достоверном» отражении действительности [1]. Для лучшей организации института пропаганды в 1935 году, по инициативе Сталина , Агинтроп разделили на пять отделов: печати и издательств, партийной пропаганды и агитации, школ, науки, культурно-просветительной работы. Так, под руководством соответствующего отдела была установлена система устной пропаганды, которой постоянно занималось более 112 тысяч читающих лекции и выступающих на публике агитаторов [1]. Почтовая марка СССР с призывом, обращённым к юным пионерам , 1961 год Власти избегали скрытых способов, которые были распространены в капиталистических странах, и старались передать через агитацию ответы на насущные потребности общества [2] [1]. Например, проблему малой заинтересованности населения в здоровом образе жизни и спорте после Второй мировой войны партийное руководство стремилось решить за счёт активной агитации физической культуры и спортивных достижений. Ей была посвящена большая часть агитации в СМИ, литературе и кино. Во всех республиках были созданы секции пропаганды физической культуры, проводились Всесоюзные парады физкультурников , были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, обновлены учебные программы, введены обязательные занятия по физкультуре [6]. Кроме того, партийное руководство старалось мотивировать рабочее население за счёт популяризации опыта передовых предприятий и ударников труда [2].
Так, в 1950—1980 годах одной из активных кампаний в СМИ стала «химизация» промышленного хозяйства. В 1957 году в передовых газетах страны частота появления терминов, связанных с этой темой, была даже выше, чем у терминов, связанных с « космической гонкой » «кибернетика» — 164 тыс. Важными темами советской агитации стали разъяснение партийно-государственных документов и решений руководства [2]. Одним из основных направлений пояснительной пропаганды стал атеизм , подавление церкви и искоренение религиозности.
В разные годы в эфир ЦТ выходило от одного до трёх выпусков новостей в день. Отдельные крупные репортажи, посвящённые торжественным мероприятиям, выходили без обозначения шапкой "Новостей".
Соединения германских военно-воздушных сил также отправились бомбить военные объекты в Польше», — говорилось в сообщении ТАСС, датированном 1 сентября. В газетах они появились 2 сентября. В их числе — изложение речи Гитлера, объяснявшего причины войны с Польшей и коснувшегося в выступлении ратифицированного пакта о ненападении между Германией и СССР. Всё это публиковалось на последней полосе, наряду с информацией из других стран — например, из Китая, где тогда шла война с Японией, а также о росте безработицы в США и новых автомобильных рекордах там же. А первая полоса «Известий» 2 сентября, да и почти весь номер были посвящены итогам внеочередной сессии Верховного Совета, который ратифицировал пакт Риббентропа—Молотова, утвердил прогрессивную шкалу сельскохозяйственного налога вместо твердой ставки и принял новый закон о всеобщей воинской обязанности. К последнему мы еще вернемся. При этом еще 2 сентября польское правительство распространило коммюнике, в котором говорилось, что «канцлер Гитлер объявил о начале войны» и «ситуацию нужно считать вполне ясной». Но текст тоже располагался не на первой полосе. В таком же ключе начало Второй мировой освещали и другие центральные газеты — отстраненно, как о войне где-нибудь в далекой Африке.
Например, в Ленинграде Бродвеем называли Невский проспект, а в Москве — улицу Горького Пешков-стрит Мани — деньги Шнурки в стакане — выражение, означавшее, что родители дома Баруха — девушка, придерживающаяся широких взглядов относительно общения с парнями Совпаршив — искажённое сокращение "совпoшив", то есть вещи, произведенные в СССР Музыка на костях — метод записи самопальных музыкальных пластинок на рентгеновских снимках Стилять — танцевать.
Газеты советского периода с 1917 по 1991 гг.
Установление новой памятной даты России «призвано способствовать привлечению в Повторяется ежегодно День соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов Росгвардии 27 апреля в России отмечается День соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов Войск национальной гвардии Российской Федерации, которые ранее до 2016 года входили в состав Внутренних войск МВД Росс.
В разные годы в эфир ЦТ выходило от одного до трёх выпусков новостей в день. Отдельные крупные репортажи, посвящённые торжественным мероприятиям, выходили без обозначения шапкой "Новостей".
Гласность и плюрализм мнений — два кита, позволивших книгоиздателям уйти от вступительных статей коммунистического характера в начале перестройки. Со временем литературные журналы и типографии приступили к публикации произведений, ещё несколько лет назад считавшихся антисоветскими. Были реабилитированы поэты Серебряного века. Расстрелянный чекистами Николай Гумилёв , умерший в пересыльном лагере Осип Мандельштам , подвергшаяся забвению и цензуре Анна Ахматова — это лишь малая часть лириков, вернувшихся на полки книжных магазинов во второй половине 80-х годов XX столетия.
Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. Перестройка позволила попасть в литературные журналы и самым ярым противникам советской власти — прозаикам, посвятившим своё творчество описанию лагерной жизни. Громче всего в этой тематике проявили себя Александр Солженицын и Варлам Шаламов. Источник: wikipedia. К примеру, граждане СССР наконец-то смогли прочитать роман о революции и Гражданской войне Бориса Пастернака «Доктор Живаго», про который во время травли автора говорили: «Не читал, но осуждаю». Схожий путь прошла книга Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Автор романа-эпопеи о Сталинградской битве на страницах художественного произведения жёстко раскритиковал советскую систему. За это «Жизнь и судьбу» изъяли в начале 60-х годов.
Однако во время перестройки роман был опубликован. Русский рок — новое слово в отечественной музыке Во время перестройки произошла своеобразная революция в советской музыке. Всё чаще по радио стали звучать электрогитары и барабаны. Ставшая легендой отечественной музыки ленинградская группа «Кино» обрела огромную популярность среди молодёжи 80-х годов прошлого века.
Нередко такие случаи разбирали на комсомольских собраниях, но зачастую дело дальше не двигалось. Хотя решившиеся на такую «провокацию» граждане морально были готовы уже ко всему. В наши дни люди начинают строить совместный быт перед тем, как надевают обручальные кольца на пальцы.
Штамп в паспорте постепенно теряет гарантию счастливых безоблачных отношений. Вмешательство в личную жизнь — дело весьма скользкое, а потому сегодня лучше фокусироваться на своем счастье. Дело было далеко не в жажде заработать все деньги мира. Советские граждане не могли опускать руки из-за уголовного наказания, которое поджидало каждого лентяя. После ее принятия любой житель Москвы или Ленинграда, который находился без работы на протяжении четырех месяцев, привлекался к ответственности. Его принудительно отсылали на исправительные работы в отдаленные регионы на срок до 5 лет. Тунеядца моментально окликали «паразитом общества» и старались находиться от него как можно дальше.
№44 (15453), 25 апреля 2024 г.
«Правда» и «Известия». 100 знаменитых символов советской эпохи | Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны. |
Как люди в СССР боролись с одиночеством с помощью газет - Афиша Daily | Подборка советских новостей 70х. Знаете, стоит погруженно посмотреть минут 15-20 эти редкие кадры, и в душе само пробуждается прозрение, которым хочется поделиться, высказать. |
Советское радио и телевидение | нажива, роскошь, прелесть жизни и проч. |
История отечественной журналистики -2007 год | Он стал очень популярным в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. |
Особо бдительные товарищи. Как доносительство стало привычкой советских людей
В этот период главными в работе средств массовой информации стали вопросы экономики, борьба с последствиями культа личности, с беззаконием. Сегодня газете «Правда» 111 лет. Как «Правда» изменила жизнь советских граждан и стала главным рупором страны – читайте в материале Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года. В дальнейшем “Известия” стали уважаемым печатным изданием, которое широко освещало жизнь как за рубежом, так и в границах Советского Союза.
№44 (15453), 25 апреля 2024 г.
Цензура следила, чтобы внутренние дела, о которых широким массам не следовало знать, не попали на страницы СМИ. И всё же очень часто газета становилась последним оплотом справедливости, принимая письма читателей и отправляя журналиста на место событий, чтобы разобраться в ситуации. Такие журналистские расследования даже основали специальную категорию «Письмо позвало в дорогу». В огромной стране и газет было много: строгих по стилю и развлекательных, больших и малых форматов. Некоторые выходили ежедневно, другие раз в неделю. В редких случаях выпуск газеты был ежемесячным или раз в две недели. Даже после того, как текущие номера зачитали до дыр, их не выкидывали. Существовало множество способов найти им применение в домашнем хозяйстве или на производстве: Газеты прекрасно справлялись с задачей, когда нужно было сделать временную шапочку в жару или пустить в плавание бумажный кораблик. На стенах иной раз встретится хотя бы один, а то и несколько слоёв газет, которые проклеивали между обоями и штукатуркой для лучшего сцепления. Археологических слоёв может быть много.
Некоторые газеты стали прибежищем солёной или копчёной рыбы. В них заворачивали семечки или орешки. С одной стороны, перестали действовать прежние идеологические установки. Из-за этого многие журналисты не смогли предоставлять актуальные сведения и полноценный анализ событий: ещё не сформировалась картина действительности, процессы хозяйственной жизни были неочевидны, планы зачастую стремительно устаревали и поэтому не реализовывались. С другой стороны, материально-техническая база истощилась: налицо была нехватка оборудования и краски. Запасы бумаги исчерпали, крупные производства остановились или работали медленно. Не хватало людей, которые обеспечили бы производство газет. Газета — это зеркало событий и пропагандистский источник, поэтому она обязательно меняется, если кардинально меняется жизнь людей, о которых она пишет. Так случилось и при переходе от царской России к советской.
Некоторые издания стали неактуальны, некоторые трансформировались. Например, «Правда» в досоветской России была чуть ли не на подпольном положении, но после революции превратилась в официальный печатный орган ЦК РСДРП б и стала главным рупором рабочего класса в стране Советов. По данным «Книжной летописи», «Правда» накануне образования СССР декабрь 1921 года — февраль 1922 года снизила тираж с 250 000 до 75 000 экземпляров. Количество экземпляров газеты «Труд» уменьшилось втрое со 150 000 до 50 000. Некоторые газеты например, «Беднота» исчезли на несколько месяцев. Впоследствии вышел номер, показавший, что тираж «Бедноты» упал практически в шесть раз: с 600 000 в октябре 1921 года до 109 000 в апреле следующего. Газета «Правда» от 17 декабря 1922 года Ситуация была плачевна, и без решительных действий не обошлось. Выпуск печатных СМИ ограничили, наладили предприятия, открыли институт журналистики. Обострения кризиса повторялись, но им на смену приходили и благоприятные периоды.
Более-менее стабильной ситуации дождались только в 1923 году, а с 1928 года количество печатных изданий стало бурно расти. В справочнике газет и журналов А. Хомского за 1929 год собраны московские, ленинградские, харьковские и прочие газеты. Для каждой газеты указана периодичность, исполнитель, тираж и цена. Как и прежде, самой распространённой осталась газета «Правда», за ней — «Известия» и «Крестьянская газета». Газета «Красная звезда» от 3 октября 1925 года Великая Отечественная война вновь пошатнула набравшую силу газетную прессу. Тем не менее, именно в этот момент общество острее всего нуждалось в новостях. Это был один из немногих способов получать информацию о ходе войны, убеждать общество идти на подвиг, разоблачать замыслы врага. Рупором становятся фронтовые газеты.
Здесь главную роль играло издание «Красная звезда» центральный печатный орган Наркомата обороны Союза ССР по военным делам , уже завоевавшее доверие и уважение. Появляется и сатирическая периодика журналы : «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др. Чеховский полиграфический комбинат Для печати многотиражных изданий возводились целые полиграфические комплексы. Такими были, к примеру, издательство «Правда» или Чеховский полиграфический комбинат. Во время Великой Отечественной войны советские газеты непрерывно транслировали новости с фронта, поддерживая боевой дух людей. Пресса стала печатать самые разнообразные статьи, отражающие многогранность и сложность советского общества. Многие из данных публикаций того времени не прошли бы цензуру чуть раньше или десятилетием позже. В начале 1970-х власть вновь ограничила свободу прессы, стремясь показывать и советским читателям, и западным странам лишь преимущества жизни Советского Союза. Но изредка запрет нарушался: в какой-нибудь из газет нет-нет, да и проскакивал неугодный текст.
Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного. В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты. Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги. В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер. Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т. Главной задачей пропаганды было связать позицию такого рода персонажей с действиями наиболее агрессивных и непримиримых врагов, представить любую возможность самостоятельного рассуждения или взгляда как угрозу обществу и государству. Это открывало для пропаганды возможности всеобщей охоты на «сомневающихся» и «маловеров», «попутчиков» социалистического строительства, заставляя всех не просто демонстрировать, но и доказывать свою преданность и лояльность режиму [14]. Советские идеологи утверждали: «Формирование нового человека не только следствие, но и условие успешного строительства коммунизма ».
Важную роль в пропаганде коммунистической идеологии они отводили литературе и искусству , печати , радио , телевидению , различным формам устной пропаганды; отмечался вклад в идеологическую работу советских культурно-просветительных учреждений. Приоритетное значение отводилось «непримиримой наступательной борьбе против буржуазной и ревизионистской идеологии». Пропагандистская работа должна была воспитывать у советских людей преданность делу коммунизма, советский патриотизм , высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищескую взаимопомощь, честность, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни [15]. В середине 1950-х годов советский вариант образа внутреннего врага стал медленно уходить из общественного сознания, однако образ внешнего врага практически без изменений сохранился до середины 1980-х годов [16]. В условиях стагнации экономики в период застоя государственная пропаганда постепенно утратила эффективность. Такие насущные проблемы, как дефицит товаров , прирост в теневой экономике и неравномерное распределение благ не освещали в СМИ. На фоне растущего недовольства населения пропаганда социалистических подвигов выглядела неуместно и порождала анекдоты [17]. Транспаранты на брандмауэрах. Ленинград, набережная Обводного канала, 1984 год Инсталляция в Москве, в районе Парка Горького, 1984 год Антивоенный антиамериканский плакат в витрине центрального почтамта. Москва, 1984 год Оценки[ править править код ] Некоторые историки считают, что главной целью советской пропаганды было создание нового человека — человека, следующего принципам коллективизма , добровольно подчиняющего свои интересы интересам общества и готового принести себя в жертву на благо общества, который придерживался бы материалистического и атеистического мировоззрения и имел своей высшей целью достижение лучшей, богатой и счастливой жизни для будущих поколений[ источник не указан 845 дней ].
Культуролог Даниил Дондурей отмечал: «Советская власть была дальновидна.
Жители получали снабжениепо более низким нормам, чем жители городов особого и первого списков. Самое интересное, что из-за планового распределения в стране такие города даже не получали продукцию, которую сами производили. Поэтому населению небольших городов приходилось отправляться в так называемые "продовольственные туры". Ездили обычно в крупные города в последние выходные каждого месяца, где закупались продуктами на несколько недель. Именно для этих целей государство организовывало дополнительные рейсы электричек и поездов.
Наиболее дефицитные товары В СССР существовали особые еще более дефицитные товары, приобрести которые было практически невозможно. Одним из ярких примеров - дефицит легковых автомобилей с 1965 по 1975 годы. В это время производство автомобилей хоть и выросло более чем в 5, 5 раз, но это не помогло удовлетворить имеющийся спрос, который с каждым годом только увеличивался. Дело в том, что большая часть легковых автомобилей шла на экспорт. Чиновникам, актерам и писателям автомобиль выдавали, а вот простым советским гражданам приходилось стоять в очереди годами, иногда до 10-12 лет. В те времена существовал и черный рынок, где можно было приобрести легковой автомобиль.
Но цены, на нем были почти 2 раза выше государственных, а на престижные модели, например на "Волгу"не зависимо от пробега наценка была более чем в 2,5 раза. На таком рынке попадались не только советские автомобили, но и иногда иномарки, включая трофейные. В 1979 году цены на легковые автомобили всех марок подняли в среднем на 1 тыс. Что в последствии немного успокоило спрос на столь дефицитный товар. С 1986 года автомобиль для советского гражданина стал высоколиквидным средством сохранения личных сбережений. А с 1988 года после принятия закона «О кооперации в СССР», гражданам разрешилось покупать не только легковые автомобили, но и грузовые автомобили, в том числе и автобусы.
Что ранее было запрещено. И только после 1991 года процедура покупки автомобиля стала более доступной и простой. Дефицит бытовой техники. Еще одним неплохим примером является дефицит бытовой техники. Спрос на телевизоры, холодильники и стиральные машины был огромный, поскольку производили эту технику в недостаточном количестве. Также спрос был и на другие товары, например, электроинструменты, магнитолы и т.
Стоимость первых видеомагнитофонов была заоблачной и составляла около 10 среднемесячных зарплат. Несмотря на немаленький ценник купить видеомагнитофон было очень не просто. Поскольку, после поступления в продажу он стразу стал очень дефицитным товаром. В некоторых городах даже практиковались предварительные заявки, оформив такую заявку человек становился в очередь и ожидал свой видеомагнитофон около года. Дефицит книг и печатной продукции. Данный дефицит возник в 1960-е годы и на это было несколько причин.
Во-первых, книги в советские времена были дешёвые, их сразу раскупали. Во-вторых, в это время иметь книги в доме стало модно и престижно, они свидетельствовали об уровне достатка владельца и его возможности достать дефицитные товары. В-третьих, не было других видов развлечений. В-четвертых, бумажная промышленность не смогла быстро нарастить выпуск книг и удовлетворить спрос на данный товар. Стоит отметить, что была строгая государственная цензура, поэтому разнообразие было скудным.
В настоящее время китайские вещи часто выдают за что-то качественное, продают их по высоким ценам. Но такой бизнес никого не смущает, считается совершенно нормальным явлением. Работать меньше С тунеядством в советские времена боролись.
Было стыдно сидеть дома, не приносить в семью деньги. Работали тогда все, поскольку никому не хотелось проблем с законом. За отсутствие места трудоустройства на протяжении длительного времени могли наказать исправительными работами. Если человек не работал в полную силу, если все перекладывал на плечи коллег, то к нему тоже относились не лучшим образом. Сейчас же стало даже модно и престижно меньше работать, но при этом хорошо зарабатывать. Многие индивиды даже стремятся создать пассивный источник дохода, который будет приносить им прибыль в то время, когда они отдыхают. И такими личностями сейчас восхищаются.