Размеры утилизационного сбора для самоходных машин и грузовых транспортных средств и прицепов к ним на 2023 год. Правительство РФ утвердило повышение утилизационного сбора на спецтехнику, ряд грузовиков и полуприцепы с 1 января 2023 года. Утилизационного сбора с августа 2023 года и в 2024 году на грузовую технику, Грузовая техника в наличии и на заказ BIANT AUTO Грузовики из Германии. В России увеличились коэффициенты утилизационного сбора на ввозимые в страну авто. Утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы проиндексирован с 1 августа 2023 года.
Утилизационный сбор на автомобили в России по новой повышенной ставке
Новости Утилизационный сбор на спецтехнику повысят с начала 2023 года Глава российского Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что размер утилизационного сбора на спецтехнику собираются увеличить. Об этом сообщило ТАСС. Индексацию планируют на 1 января 2023 года. Эксперты ТАСС отмечают, что утильсбор вырастет в 1,2—6,25 раз.
Например, базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172,5 тыс. Для прицепов категории О4 расчет утилизационного сбора увеличился до 4 в отношении новых прицепов и полуприцепов и до 13,5 в отношении прицепов и полуприцепов старше 3 лет. Коэффициенты расчета сбора увеличатся в три раза для грейдеров, планировщиков, трамбовочных машин, дорожных катков и погрузчиков, эксплуатируемых в условиях бездорожья.
Изменение расчета также коснется бульдозеров с силой установки не менее 100 л.
Также в 2023 году будет изменен порядок учета утилизационного сбора на спецтехнику в бухгалтерской отчетности компаний. Согласно новым правилам, утилизационный сбор на спецтехнику должен быть указан в отдельной строке отчета о доходах и расходах, что позволит более точно контролировать расходы на утилизацию спецтехники. В целом, изменения в 2023 году направлены на улучшение экологической ситуации в стране и упрощение процедур уплаты налога. Они также позволят снизить административные барьеры для владельцев спецтехники и повысить эффективность контроля за использованием и утилизацией техники. Новые ставки утилизационного сбора на спецтехнику в 2023 году В 2023 году в России будут установлены новые ставки утилизационного сбора на спецтехнику.
Новые ставки будут едиными для всех регионов страны и будут применяться к различным видам спецтехники в зависимости от ее назначения и технических характеристик. Так, для автокранов ставка будет зависеть от грузоподъемности и возраста техники. Для экскаваторов и бульдозеров ставки будут зависеть от мощности и габаритов техники. Для грузовых автомобилей и тяжеловозов ставки будут зависеть от грузоподъемности и класса эмиссии. Новые ставки утилизационного сбора на спецтехнику будут установлены на основе рекомендаций экспертов и учитывать экологические требования и потребности рынка спецтехники. Они будут установлены на уровне, который позволит обеспечить сбор необходимых средств на утилизацию старой техники и поддержку обновления парка спецтехники в стране.
Владельцы спецтехники должны будут учитывать новые ставки при планировании своей деятельности и принимать их во внимание при выборе новой техники. Они также должны будут учитывать возможность утилизации своей техники и своевременно уплачивать утилизационный сбор при утилизации техники. В целом, новые ставки утилизационного сбора на спецтехнику в 2023 году направлены на упрощение процедур уплаты налога и повышение контроля за использованием и утилизацией техники. Изменения в процедурах уплаты утилизационного сбора на спецтехнику в 2023 году В 2023 году в России введутся изменения в процедуры уплаты утилизационного сбора на спецтехнику. Эти изменения направлены на упрощение процедуры уплаты налога и повышение эффективности контроля за использованием и утилизацией техники. Одним из ключевых изменений является установление единых ставок утилизационного сбора на спецтехнику для всех регионов страны.
Ранее ставки утилизационного сбора могли отличаться в различных регионах, что создавало определенные сложности для владельцев спецтехники. Новые единые ставки позволят снизить административные барьеры и упростить процедуру уплаты. Кроме того, изменения в процедурах уплаты утилизационного сбора на спецтехнику включают в себя обязательную маркировку техники и введение более жестких требований к учету в бухгалтерской отчетности компаний. Новые правила позволят более точно контролировать расходы на утилизацию спецтехники и уменьшить вероятность нарушений в уплате утилизационного сбора. Также введены новые правила для передачи утилизационного сбора при продаже техники. Если владелец техники решает продать ее, он может передать утилизационный сбор новому владельцу, который будет обязан уплатить его при утилизации техники в будущем.
В целом, изменения в процедурах уплаты направлены на облегчение процесса уплаты налога, повышение контроля за использованием и утилизацией техники и обеспечение более эффективной борьбы за экологическую безопасность и устойчивое развитие. Как изменятся цены на спецтехнику в 2023 году из-за утилизационного сбора? Введение утилизационного сбора на спецтехнику в 2023 году может привести к изменению цен на эту технику. Новый налог будет учитываться при формировании цен на новую спецтехнику, что может привести к ее повышению.
Он сообщил, что комитет Госдумы по промышленности и торговле разрабатывает инициативу, дающую право некоторым купившим иномарки россиянам завершить сделки и не платить повышенный утилизационный сбор. Как рассказали сегодня в Минпромторге, всего в рамках действия рабочей группы поступило 4900 анкет - они были сегментированы и отправлены на верификацию в профильные ведомства. Параллельно вторая подгруппа на основе проводимого юридического анализа сформировала предложения по возможному разрешению сложившейся ситуации. Те граждане, которые ввезли транспортное средство в Россию с территории стран ЕАЭС с привлечением посредников, оформили его и уже оплатили утильсбор в отношении своего автомобиля по полной ставке, получат право на возврат уплаченной суммы с учётом новых условий. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в ФТС России. Минпромторгом России совместно с ответственными федеральными органами исполнительной власти будут подготовлены изменения в нормативно-правовую базу, учитывающие новые условия.
Текст постановления также размещён на портале официального опубликования правовых актов pravo. Напомним, ранее именно сам Минпромторг и выступал против введения моратория на утильсбор. Однако, позиция ведомства изменилась на полярную после совещаний в Госдуме и у Президента РФ. Похожие статьи:.
Повышение утилизационного сбора с 2023 года
Изменение правил расчёта утилизационного сбора увеличит стоимость автомобилей, привезённых небольшими компаниями или частными лицами. Повышение утилизационного сбора на вилочные погрузчики и складскую технику. Утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие и грузовые автомобили в РФ вырастет с 1 августа 2023 года, об этом в интервью агентству «Интерфакс» сообщил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Новости. Утилизационный сбор.
Минпромторг анонсировал повышение утильсбора на автомобили с 1 августа (ОБНОВЛЕНО)
В момент покупки сбор был пять тысяч рублей за машину, а сейчас им нужно заплатить уже 528 тысяч рублей. Их письмо я Вам передал. Таких людей несколько тысяч ", - сообщил Нечаев Путину. Затем слово взял Президент РФ.
Спасибо большое. Спасибо, что обратили на это внимание. Закон обратной силы не имеет, поэтому если сама сделка купли-продажи состоялась до введения этого нового сбора, то, конечно, мы не должны людей облагать этим дополнительным налогом ", - заявил Путин.
Актуальной информацией по теме утильсбора на днях поделился глава комитета Госдумы Гутенёв. Он сообщил, что комитет Госдумы по промышленности и торговле разрабатывает инициативу, дающую право некоторым купившим иномарки россиянам завершить сделки и не платить повышенный утилизационный сбор. Как рассказали сегодня в Минпромторге, всего в рамках действия рабочей группы поступило 4900 анкет - они были сегментированы и отправлены на верификацию в профильные ведомства.
Параллельно вторая подгруппа на основе проводимого юридического анализа сформировала предложения по возможному разрешению сложившейся ситуации.
Ранее его уже уплатили, например, это сделал бывший владелец авто Автомобилю более 30 лет Транспортное средство является собственностью беженцев, участников программы добровольного переселения или вынужденных переселенцев Авто ввезено в Россию временно Машина принадлежит диппредставительствам или международным организациям с привилегиями и иммунитетом, либо их сотрудникам Как рассчитывают утилизационный сбор? Расчет суммы утилизационного сбора осуществляют по формуле. Базовая ставка утильсбора в 2023 году: на легковые автомобили — 20 000 рублей; на грузовики и другие категории транспортных средств — 150 000 рублей; на спецтехнику — 172 500 рублей. Коэффициент варьируется в зависимости от категории транспортного средства, объема двигателя, возраста машины до трех лет или старше трех лет и технически допустимой массы. Если он ввозит в страну новую машину с объемом двигателя не более трех литров, то размер коэффициента составит 0,17.
В 2023 году произошло несколько важных изменений. Во-первых, с 1 августа 2023 года утильсбор для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов был в очередной раз проиндексирован. По факту теперь размер утильсбора для физлиц равен размеру сбора для юридических лиц. Как заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров , повышение тарифов нужно для поддержки отечественного автомобильного рынка. В первой половине 2023 года в страну было ввезено более 450 тысяч автомобилей, что втрое больше, чем годом ранее, причем половина машин были подержанными. По словам Мантурова, перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают покупателей гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими.
Это несет много рисков. В первую очередь индексация коснулась машин с объемом двигателя от трех литров. Для машин с двигателями 3—3,5 литра коэффициент с 0,17 поднялся до 48,5, а для машин с объемом более 3,5 литра — до 61,76. При этом льготная ставка 3400 или 5200 рублей сохраняется для физлиц, ввозящих машины для личного пользования.
Если следовать букве закона, повышенный утильсбор должен платить первый покупатель, но вполне возможно, что сложится практика, при которой могут взыскать и со второго, третьего и так далее. При ввозе частным лицом сейчас за нее нужно заплатить 769 тысяч рублей, из которых 754 тысячи — это таможенная пошлина 3 евро за кубический сантиметр объема двигателя. По новым правилам ставка для нее сохранится, если человек ввозит одну машину для частного пользования. При продаже такой машины менее чем через год покупатель должен будет доплатить разницу утильсбора 1,275 миллиона рублей.
Toyota Camry слева было выгоднее ввозить на частное лицо. RU При ввозе такой машины юрлицом помимо увеличенного утильсбора есть ряд других платежей, в частности, акциз и НДС, поэтому стоимость таможенной очистки и сейчас составляет 1,8 миллиона рублей. А после 1 августа при ввозе такой машины юрлица будут платить на 799 тысяч рублей больше, то есть на таможне придется отдать порядка 2,6 миллиона рублей. Из этого примера видно, почему для параллельного импорта часто использовали ввоз машин, оформленных на частных лиц: в случае с той же «Камри» это экономило более 1 миллиона рублей 769 тысяч против 1,8 миллиона рублей. Сейчас разница получится не столь существенной, 2,033 миллиона рублей для частника-перекупа и 2,6 миллиона рублей для юрлица. В меньшей степени пострадают новые машины с объемом мотора до 2 литров. Например, большинство китайских автомобилей имеют 1,5-литровые моторы, и при их ввозе импортерами утильсбор увеличится на 122 тысячи рублей. Опрошенные нами участники рынка склоняются к мысли, что даже для малолитражных машин цены подскочат ощутимо, поскольку компании используют утильсбор как синхронный повод переписать прайсы.
Многим необходимо отыграть выросшие курсы валют, поэтому в августе ожидается ощутимое подорожание машин. Для автомобилей с объемом мотора более 2 литров ситуация весьма плачевная: наценка составит от 560 тысяч до 924 тысяч рублей. Правда, среди новых автомобилей, которые поставляют в Россию официально, предложений в этом сегменте нет: даже люксовый Hongqi H9 везут к нам с двухлитровым мотором.
Утилизационный сбор Утилизационный сбор — это специальный налог, деньги с которого в будущем должны быть потрачены на утилизацию автомобиля с соблюдением экологических норм. Еще его называют утильсбор или просто утиль. Информация о его уплате отражается в паспорте транспортного средства или самоходной машины. Платится он разово, в основном импортерами или производителями, но иногда и покупателями. Кто бы его ни оплачивал, в конечном итоге затраты все-равно несет потребитель, продавцы просто добавляют их к стоимости. От чего зависит утильсбор?
Утилизационный сбор за растаможенные в ЕАЭС автомобили повысили с 1 апреля
А самое главное — власти прикрыли лазейку, приравняв частный ввоз с целью перепродажи к импорту машин юрлицами. В итоге подержанная Toyota Land Cruiser Prado с 4-литровым мотором только из-за утильсбора станет дороже более чем на 1,6 миллиона рублей. RU Лев Воропаев считает, что бизнес частников-перекупов серьезно пострадает, так как найти лазейку непросто. На него будут выписываться все штрафы с камер, и он же будет нести ответственность за ДТП, если у пользователя машины нет полиса ОСАГО или он не полностью покрывает ущерб, — объясняет специалист. Но такой способ мало подходит для массового ввоза автомобилей, поэтому всё идет к тому, что удешевленные схемы параллельного импорта перестанут работать, а им всё больше будут заниматься крупные компании, оплачивая утильсбор по повышенному тарифу. И на фоне обесценивающегося рубля это подкосит параллельный импорт. Несмотря на свое название, утилизационный сбор — это аналог таможенных пошлин. Россия ввела его в 2012 году, когда под давлением ВТО была вынуждена снижать ввозные пошлины. Сбор компенсировал их практически в прямой пропорции.
Поначалу утилизационным сбором обложили только иномарки, но позже, подчиняясь требованиям ВТО, правительство распространило его и на отечественных производителей. А чтобы утильсбор выполнял свою главную функцию — защиту местных автозаводов, последним его компенсировали из бюджета. Утилизационный сбор индексировался несколько раз, но до сих пор оставался символическим для частных лиц. При этом за 10 лет утилизационных сборов в России так и не создана полноценная система утилизации автомобилей, а импортеры воспринимают его как еще одну пошлину. А с 9 августа Япония запретит поставки в Россию десятков популярных моделей.
Предварительно на 2024 год сбор будет аналогичным. Коэффициенты зависят параметров автомобиля — возраста, категории, объёма двигателя. Например, вы хотите привезти из-за границы новую или почти новую машину с мотором не больше 3 литров, то базовую ставку нужно будет умножить на 0,17.
Получится 3400 рублей. Если авто старше трёх лет, то коэффициент вырастает до 0,26, а сумма платежа — до 5200 рублей. Новые коэффициенты утильсбора на 2023 год С 1 августа 2023 года изменились некоторые коэффициенты расчёта утилизационного сбора. Например, значительно подорожал утильсбор для любителей мощных машин. Для авто с двигателями 3—3,5 литра коэффициент с 0,17 поднялся до 48,5, а для машин с ещё большим мотором — до 61,76. То есть если до августа 2023 года физлица за машины с такими двигателям платили утилизационный сбор в размере 3 400 рублей, то теперь им нужно будет отдать около миллиона рублей. Для покупателей более скромных машин ставка и коэффициенты остались прежними. Но появилось новое правило: если человек захочет продать ввезённую из-за границы машину в течение года, ему придётся платить сбор по коэффициентам для юрлица.
Однако, в текущей ситуации оно не столь ощутимое, если сравнивать, например, с колебаниями курса национальной валюты и инфляцией.
Соответственно, больше всего пострадает средний ценовой сегмент машин с мощным мотором, как новых транспортных средств, так и автомобилей с пробегом. Также изменится схема работы продажи иномарок автосалонами. Если раньше многие салоны покупали и завозили машины, оформляли ЭПТС и выставляли машину для последующей реализации. Теперь невозможной станет схема оформления фирменных программ лизинга или кредита, которые предоставляют автомагазины. Впрочем, вероятно, через некоторое время, найдутся возможности и решения для выхода из ситуации.
Для других автомобилей, произведённых в РФ или ввезённых в страну до 1 августа, также сохраняются прежние условия. Также на данный момент индексация не затрагивает электромобили", - уточняет Минпромторг в своем пресс-релизе. Министерство отмечает, что для физических лиц, которые ввозят машины с объемом двигателя до 3 л для личного пользования, продолжит действовать механизм уплаты утильсбора по льготному тарифу - 3,4 тыс. Информация о проведении оплаты сбора в полном или неполном объеме будет доступна на официальном сайте оператора ЭПТС - АО "Электронный паспорт".
Изменения ПДД
172 500 руб. без НДС. Таким образом, поставноелнеие распространятся на автомобили, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен ранее по более высоким ставкам. Импортеры платят утилизационный сбор на таможне. Утилизационный сбор – это единоразовый платеж производителя или импортера транспортного средства. Изменение правил расчёта утилизационного сбора увеличит стоимость автомобилей, привезённых небольшими компаниями или частными лицами. Повышение утилизационного сбора с 1 августа 2023 года по новому постановлению правительства.
Ставки утилизационного сбора с 01.08.2023 года (2024 год)
Обзор изменения ставок и коэффициентов при расчёте оплаты утилизационного сбора в 2023 году по постановлению правительства № 2132 от 24.11.2022 от специалистов компании «Центр Технического Оборудования». С 2023 года в России планируют произвести переиндексацию утилизационного сбора на спецтехнику. Если сборы на утилизацию машин повысят, цены на российскую и зарубежную спецтехнику, возможно, смогут выровняться. Утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие и грузовые автомобили в РФ вырастет с 1 августа 2023 года, об этом в интервью агентству «Интерфакс» сообщил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
Утильсбор на спецтехнику могут повысить с 2023 года
Расчет утилизационного сбора: пример Допустим, в феврале 2024 года организация ввезла в РФ транспортное средство категории М1 со следующими характеристиками: Год выпуска — 2022 возраст менее трех лет , Рабочий объем двигателя — 3 400 куб. Для данного авто базовая ставка составляет 20 тысяч рублей и применяется коэффициент 48,5. Утилизационный сбор за данное авто составляет 970 000 рублей 20 тыс. Как платить утилизационный сбор в 2024 году Сбор перечисляется на реквизиты таможни или налоговой инспекции в зависимости от источника происхождения авто. Когда платить Крупнейшие автопроизводители составляют расчет утилизационного сбора. А сам сбор перечисляют в течение 45 календарных дней после окончания квартала, в котором составили расчет.
Соответствующие изменения позволят ограничить импорт бывшей в употреблении техники, а также обеспечить стабильную загрузку мощностей отечественных производителей тракторной техники. Кроме того, развитие и наращивание объёмов отечественного производства позволит сохранить около 11 тыс. Индексация утилизационного сбора не окажет влияния на стоимость колёсных тракторов российского и белорусского производства. С целью повышения их доступности Минпромторгом России и Минсельхозом России утверждён план приобретения сельскохозяйственных тракторов по фиксированным ценам с учётом скидок от текущей рыночной стоимости. В соответствии с ним более 5,8 тыс.
Российские производители отмечают, что принятое решение полностью соответствует политике импортозамещения и не приведет к росту цен на отечественные тракторы данных категорий. По словам директора Ассоциации «Росспецмаш» Аллы Елизаровой, индексация ставок утилизационного сбора на сельскохозяйственные тракторы поспособствует выравниванию условий конкуренции между российскими и иностранными производителями, утилизационный сбор защищает рынок от техники, уже выработавшей свой ресурс, которую выгоднее продать за бесценок в России, чем утилизировать в стране, где она эксплуатировалась.
Семья еще год назад купила через посредника в Киргизии семейный автомобиль — 7-местный Mitsubishi Outlander. Оксана говорит, что о большом автомобиле они мечтали давно, а тут подвернулся недорогой вариант. По действовавшему тогда курсу доллара он обошелся семье примерно в 1,3 миллиона рублей: часть средств многодетная семья оформила в кредит, часть — взяла в долг под проценты. И стала ждать. Всё случившееся потом — какая-то злая ирония.
Машина пришла — задняя часть стукнутая. Стали собирать деньги на ремонт, записались на СТО к хорошему мастеру в июне — делали для себя, продавать не собирались, запчасти все новые, оригинальные брали. Мастер нас промурыжил два месяца, потом сломал ногу и отказался нас брать на ремонт, — описывает Оксана Зюзькова. В начале октября мы все-таки отдали машину на СТО — это было критично для прохождения экспертизы, чтобы сделать СБКТС свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Мы не знали, что таможне не нужно предоставлять машину, и туда поехали уже 30 октября. И там узнали, что теперь утильсбор у нас 1,28 миллиона рублей. В тупике оказались тысячи россиян, купивших авто с ввозом из стран ЕАЭС.
RU Что с этим теперь делать, Оксана не понимает: долг под проценты семья уже отдала, но кредит еще выплачивает, а новые заявки банки не одобряют — сейчас работает только ее супруг. И пока они в шоке, каждый день капает пеня. По сути, отметила женщина, семью вынуждают залезать в новые долги.
Размер утилизационного сбора устанавливается правительством с периодической переиндексацией коэффициентов на различные категории транспортных средств. Очередное увеличение утилизационного сбора уже не слух. Изменения начнут действовать с 2023 года и коснутся таких видов транспорта как: грузовиков и автосамосвалов с допустимой максимальной массовой свыше 20 т, но не более 50 т; прицепов категории О4; бульдозеров с мощностью силовой установки не менее 100 л.
Утилизационный сбор в 2024 году
Владельцам такой техники придётся платить в 1,5 раза меньше. А для подержанных самосвалов с большей мощностью размер утильсбора останется на прежнем уровне. Минпромторг рассчитывает, что за 3 года госбюджет пополнится примерно на 55,2 млрд рублей за счёт повышения утильсбора. Своё решение ведомство поясняет тем, что на внутреннем рынке значительно возросло число китайской техники, которая стоит дешевле отечественной.
Большинство современных моделей являются "параллельно-последовательными гибридами": в зависимости от условий движения они могут работать как по одной, так и по другой схеме.
Под сниженные ставки утильсбора нтакие гибриды не подпадают. Новые ставки утильсбора "применяются в отношении транспортных средств, оснащенных гибридными силовыми установками последовательного типа, ввезенных на территорию Российской Федерации с 1 января 2022 года". Таким образом, поставноелнеие распространятся на автомобили, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен ранее по более высоким ставкам. Норма имеет ретроспективное действие и применяется в отношении транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию с 1 января 2022 года.
Порядок возврата сумм уплаченного утилизационного сбора осуществляется в соответствии с правилами, установленными Постановлением правительства РФ от 26.
Размер утилизационного сбора устанавливается правительством с периодической переиндексацией коэффициентов на различные категории транспортных средств. Очередное увеличение утилизационного сбора уже не слух. Изменения начнут действовать с 2023 года и коснутся таких видов транспорта как: грузовиков и автосамосвалов с допустимой максимальной массовой свыше 20 т, но не более 50 т; прицепов категории О4; бульдозеров с мощностью силовой установки не менее 100 л.
Как утилизационный сбор влияет на цену автомобиля Производители платят утилизационный сбор в полном размере. Например, для всех моделей автомобилей Lada и для кроссоверов «Москвич 3» взнос составляет 178,4 тыс.
И эта сумма возвращается производителю в виде субсидий в зависимости от степени локализации производства, которая подсчитывается и выражается в соответствующих баллах. Таким образом, невозмещенный утилизационный сбор оказывается включен в цену машины вне зависимости от того, импортирована он в страну или собрана на месте с низкой степенью локализации. Окончательное решение о том, включать утильсбор в цену автомобиля или нет, решают сами автопроизводители. Как оплатить утилизационный сбор Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение — до оформления ПТС или электронного паспорта. Импортеры платят утилизационный сбор на таможне.
Перечень реквизитов для уплаты размещен на сайте таможни. В РФ производители и покупатели ТС могут оплатить утильсбор в любом банке по реквизитам налоговой инспекции. Фото: Autonews. В налоговой отчетности и уведомлении об исчисленных налогах и взносах для зачета единого налогового платежа указывают отдельные КБК. Рассчитайте сумму сбора и оплатите ее по реквизитам ИФНС. Дождитесь, когда налоговые инспекторы поставят в паспорте транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.
Отметку об уплате утилизационного сбора ставят в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки» или вносят в электронный паспорт.