Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула (ранее Константинополь) в районе Султанахмет.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Вести Туризм. Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого — защита здания от землетрясения. При этом реставрационные работы, стартовавшие здесь в конце августа, ведутся поэтапно в разных частях мечети, и вход в неё как верующих, так и туристов не ограничен, сообщает РИА Новости со ссылкой на Министерство культуры и туризма Турции.
Но уже в марте 2019 года президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус Святой Софии может быть изменен с музея на мечеть, объяснив это возможность бесплатного входа: «Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству.
Со Святой Софией можно сделать аналогично». Новый виток дискуссии развернулся, после того как 29 мая этого года, в годовщину падения Константинополя, вновь состоялось чтение Корана в здании Айя-Софии. Президент Эрдоган заявлял, что ждет решения Госсовета по возможности изменения статуса собора и поступит в зависимости от него.
Против превращения Софии в мечеть высказывались представители Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты разных стран мира. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил со специальным заявлением, в котором призвал турецкие власти сохранить собор Святой Софии в статусе музея. Сохранение нынешнего, нейтрального статуса Святой Софии, одного из величайших шедевров христианской культуры, храма-символа для миллионов христиан по всему миру, послужит дальнейшему развитию отношений между народами России и Турции, укреплению межрелигиозного мира и согласия», — подчеркнул Патриарх Кирилл.
Но, несмотря на реакцию мирового сообщества, 10 июля стало известно решение Госсовета и президента Эрдогана: собор станет мечетью.
Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном[de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения.
Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма. В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана, а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса.
В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана, которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично».
Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним. Архитектурные особенности. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом.
Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола.
Высота купола составляет 56 метров, а диаметр - 32 метра. Его поддерживают четыре опоры и 40 ребер, которые придают куполу уникальную форму. Первоначально купол был покрыт золотой мозаикой, которая позже была заменена исламской каллиграфией, когда здание было перестроено в мечеть.
Интерьер собора Святой Софии Собор Святой Софии имеет потрясающий интерьер, который объединяет предметы христианского убранства и исламских традиций. При входе в Айя-Софию сразу же поражает массивный купол, который словно парит над головой. Он украшен прекрасными мозаиками и фресками, на которых изображены сцены из Библии и жизни Христа. Стены собора Святой Софии также украшены сложными мозаиками и фресками, на которых изображены Дева Мария и различные святые. Мозаики сделаны из крошечных кусочков стекла и сусального золота и являются свидетельством невероятного мастерства и искусности византийских мастеров. Мозаики и фрески собора, несмотря на прошедшие столетия, невероятно детализированы.
Цвета по-прежнему яркие, а сохранность их позволяет увидеть даже мелкие детали. Одной из самых впечатляющих особенностей интерьера Айя-Софии является мраморный пол. Он выполнен из более чем 30 различных видов мрамора и является потрясающим примером византийской архитектуры. Узоры и рисунки на полу замысловаты и красивы настолько, что можно часами любоваться ими. Интерьер собора Святой Софии. Минбар Еще одна изюминка интерьера Святой Софии - михраб и минбар.
Краткая история собора Айя-София в Стамбуле
- Восток и Запад: что стоит за решением Турции превратить Святую Софию в мечеть
- Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью - ТАСС
- Регистрация
- Архитектурный стиль
- Чем известен собор Святой Софии?
- История собора Святой Софии
В Кремле оценили заявление Турции о смене статуса собора Святой Софии
Министр юстиции Турции выступил за превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Свое разрешение дал Верховный суд, но Константинопольский патриарх против. Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. 10 июля Высший административный суд Турции объявил о событии, которое затронуло мировую культуру и религию – было отменено решение правительства от 1934 года, согласно которому собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле был преобразован в музей. В полуторатысячелетней истории Святой Софии наступил новый рубеж эпохального масштаба. Собор Святой Софии в Стамбуле более тысячи лет был крупнейшим в мире православным храмом. После падения Византийской империи и захвата города османами в 1453 году собор был переделан в мечеть.
Мечеть Айя-София: фото, история, время работы
На этой радикально секулярной позиции, как ни странно, стоит большинство христианских консерваторов и фундаменталистов. Но есть проблема. На этой позиции можно было стоять с 1935-го по 2020 год. Дальше она не работает. Вновь добиваться прежнего статус-кво? Практически нереально. Вторая позиция — значительно менее популярная, но тоже довольно простая и при этом компромиссная. Ее сторонники исходят из того, что молитва лучше, чем ее отсутствие. Поэтому, если христианам запрещено молиться, то пусть хоть мусульмане молятся. Под молитвой в этих дискуссиях понимают не личную молитву для нее препятствий нет, и каждый вошедший сам решает, молиться или нет , а именно совместное богослужение — намаз или литургию. Наконец, чисто гипотетически есть третий вариант: исходя из законов Турции как все еще светского государства, продолжать искать пути для совершения православного богослужения в Святой Софии.
Если мусульмане — это большинство, и они могут молиться в Айя-Софии каждый день, то христиане могли бы там молиться хотя бы раз в год. Звучит фантастически? Да, абсолютно. Но сейчас не менее фантастически звучит и первая позиция. Эрдоган не отступит, не даст обратный ход. Политическое решение о том, что мусульмане будут молиться в Святой Софии, принято и отмене не подлежит. В разных формах религия проникает в политику, а политика в религию. Но православная Византия остается в прошлом и только в прошлом. Айя-София вновь стала мечетью.
В чем суть изменений — иностранец, который попадает в Айя-Софию , покупает билет только на второй этаж, который в течение этих четырех лет был закрыт. Таким образом, можно будет наконец-то увидеть эти мозаики и вид на убранство мечети со второго яруса. И в его цену также заложена колоссальная турецкая инфляция. Второй после Софии Константинопольской главный памятник византийского искусства — Монастырь Хора — также сначала стал мечетью, фрески были замазаны, потом он был отреставрирован и в 1945 году превратился в музей Карийе, а в 2020-м — храм Христа Спасителя монастыря Хора, или, как его называют, «Сикстинская капелла Византии», снова стал мечетью. Однако пока она не действует — все стены в росписях и мозаиках с ликами святых, которые запрещены в исламе. До сих пор разрабатываются визуальные решения, как их закрыть. Во всем мире вход в главные соборы свободны во время богослужений. В остальное время туристам чаще всего приходится платить, но в билет обычно входит и экскурсия. В собор Святого Павла в Лондоне, в Саграда Фамилия в Барселоне, в собор Святого Петра в Ватикане она обойдется примерно в те же 25 евро, или в случае с собором Святого Петра, например, с утра придется отстоять километровую очередь — и тогда можно войти бесплатно. В России расценки скромнее — вход в Исакий в Санкт Петербурге — 450 рублей, еще 300 рублей нужно заплатить, если есть желание подняться на колоннаду. Стоимость билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади в Москве без экскурсии — 700 рублей.
Вот только высь уже не проецирует на вас золотое небо и божественные мозаики. Что-то прикрыто занавесками, что-то потеряло фокус за счет опущенных вниз лампад. Чтобы вы ни дай бог чего не увидели христианского, вход на 2-й этаж строго охраняется мусульманами с бейджиками. Вот несколько зарисовок из прошлых заходов. Сегодня все это уже недоступно для осмотра. Осмотр собора В храм-мечеть ведет вход со стороны площади Султанахмет, выхода 2: назад на площадь и на соседнюю улицу мимо туалетов. Кстати, после осмотра храма не спешите покидать территорию. Вокруг разбросано много археологических находок, среди которых есть и барельефы с предыдущих версий храма. Вход внутрь собора через не особо примечательную внешнюю паперть из которой вы попадете в нартекс. Здесь уже можно лицезреть невероятно красивую мраморную облицовку стен, а также золотистые мозаики на потолке. Их оставили! Тут вам нужно будет расстаться с обувью и попасть в сам храм, либо через центральные императорские ворота, либо через менее помпезные соседние двери. Кстати, обувь можно оставить и не прямо у входа, а в других шкафчиках, что расположены внутри храма. Пусть это и мечеть, но для нас то ведь это же храм! То, что собор представляет собой 3-х нефную базилику замечают лишь немногие. Отчетливо это стало заметно сейчас, когда в боковые двери перестали пускать. Крайние двери и входы предназначены для женских молитв. Что можно увидеть в храме Итак, 2-й этаж с его мозаиками и мраморными дверьми нам не доступен. Нельзя осмотреть и чудные галереи. Кстати, любимая китайскими «паломниками» Колонна желаний с отверстием для выкручивания большого пальца, также находится в запретной для туристов зоне. А что же посмотреть сегодня? Прежде всего это чудесные колонны из разноцветного мрамора. Они были завезены в Константинополь из Бальбека, Ливана. Материал просто бесподобный. С такой колонной хочется обняться пуще, чем жителям Сибири с березами. Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона — Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара. Раньше для осмотра был доступен весь мраморный пол, выполненный из огромных плит. Сегодня куски мрамора не укрыты коврами лишь на входе мраморный порог и в центре собора — Императорское место. Это «Пуп Земли», где стоял император во время коронации. По бокам в малых кругах ютились приближенные. Еще одна примечательная деталь, бросающаяся в глаза — это отделочные панели по сторонам. Обратите внимание на симметричный рисунок в виде раскрытой книги.
Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.
Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию
10 июля Высший административный суд Турции объявил о событии, которое затронуло мировую культуру и религию – было отменено решение правительства от 1934 года, согласно которому собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле был преобразован в музей. Собор Святой Софии в Константинополе: как главный православный храм стал мечетью. Это Собор Святой Софии, ныне мечеть Айя София.
Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения
Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников. Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают в блогосфере волны ответных становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом. Наследие Депутат Евгений Примаков: «Я — нанятый вами сотрудник» Как возникла «Русская гуманитарная миссия» и какими проектами она занимается? В чем смысл работы депутата и как в жизни появилась вера? Наследие Артём Оганов: «Ученый, который нечестен - это мертвый ученый» Наука не прощает нечестности.
К сожалению, категория ученых, занимающихся подтасовками, подделками, натяжками - не такая редкая. Есть ряд примеров людей, которые на этом сделали блестящую карьеру, а потом полностью погорели, потому что рано или поздно тайное становится явным. И уже тогда этого человека не убережёт ничто, наука будет беспощадна.
Самая известная реставрация собора Святой Софии была завершена между 1847-49 годами Абдулмеджидом II, пригласившего швейцарских архитекторов Гаспаре и Джузеппе Фоссати для ремонта мечети. Братья консолидировали купол и своды, выпрямили колонны, переработали убранство экстерьера и интерьера. Открытие фигурных мозаик после секуляризации собора Святой Софии основали на описаниях братьев Фоссати, обнаруживших их столетием ранее для очистки и записи. Фоссати также добавили каллиграфические медали, сохранившиеся сегодня.
Их заказали каллиграфу Казаскеру Иззету Эфенди, заменив старые панно, висящие на опорах. Молитвенные коврики сняли, обнажив мрамор под ними, но мозаика оставалась большей частью заштукатуренной, при этом, здание некоторое время разрушалось. Некоторые каллиграфические панно разбросали по другим мечетям, но восемь медалей осталось, поэтому их все еще можно увидеть сегодня. Миссия ЮНЕСКО в Турции в 1993 году отметила падающую штукатурку, грязные мраморные облицовки, разбитые окна, декоративные картины, поврежденные влагой, включая плохое состояние свинцовой кровли.
С тех пор произвели очистку, ремонт кровли и реставрацию; многие недавние посетители обнаружили, что им препятствуют огромные леса, уходящие в купол по центру нефа. Когда и кем был реально построен собор Святой Софии в Стамбуле? Когда и кем на самом деле построен собор Святой Софии в Стамбуле? Собор Святой Софии — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула.
Самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Большая мечеть Айя-София — современное официальное название собора. Считается, что собор был, якобы возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом, еще в 6 веке н. Но это не правда!
Что посмотреть в соборе Святой Софии в Стамбуле? Собор Святой Софии имеет классический план базилики. Основной план здания представляет собой прямоугольник шириной 70 м, длиной 75 м. Область покрыта центральным куполом диаметром 31 м, что немного меньше, чем у Пантеона в Риме.
Главный купол держится на подвесках: четырех вогнутых треугольных секциях кладки, которые решают проблему установки круглого основания купола на прямоугольное основание. На каждой подвеске изображен серафим. Вес купола проходит через подвески к четырем массивным опорам по углам, и между ними купол, кажется, плывет на четырех огромных арках. С западного и восточного концов арочные проемы продолжены полукуполами.
Сразу за входом каменные ядра выстилают гравийную дорожку внешнего двора. Это настоящие пушечные ядра, которые использовал Мехмет Завоеватель во время своей победоносной битвы за город в 1453 году. Все внутренние поверхности облицованы полихромным мрамором, зелено-белым с пурпурным порфиром, золотой мозаикой. Снаружи простые оштукатуренные стены демонстрируют ясность массивных сводов и куполов.
Исламские каллиграфические работы подвешенного главного купола с 19-го века остаются на месте, создавая захватывающий религиозный контраст с непокрытыми христианскими мозаиками. Имена, нарисованные на восьми деревянных медальонах: Аллах и Мухаммад по бокам апсиды ; первые четыре халифа Абу Бакр, Умар, Усман и Али по четырем углам купола ; а также два внука Мухаммеда, Хасан и Хусейн в нефе. Византийские мозаики постепенно раскрываются, но только на более высоких уровнях галереи, к которым можно подняться по лестнице за плату.
Османское завоевание и дальнейшая судьба собора. Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс: Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом.
Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти. Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии.
По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы… Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой. Историк-византинист С. Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон.
Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение. Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю победную суру Корана, после чего собор был обращён в мечеть, что потребовало пристройки четырёх минаретов. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции алтарь на восток , мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора направление на Мекку , с неприглядным скосом вправо[10]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном[de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью.
Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года. В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А.
Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма. В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана, а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса.
Мы знаем ситуацию с Исаакиевским собором [в Санкт-Петербурге], который был музеем, но потом получил статус религиозного объекта», — заявил Daily Storm Сейфетдинов. По его мнению, подобные решения должны приниматься исключительно внутри страны. Это все должно проходить при внутреннем обсуждении», — добавил он.
Ранее патриарх РПЦ Кирилл н азвал возможное превращение собора Святой Софии в мечеть угрозой всей христианской цивилизации. Он попросил сохранить за храмом статус музея и не превращать его в мечеть, так как это «отзовется глубокой болью в русском народе». Патриарх напомнил, что отношения между Россией и Турцией сейчас динамично развиваются.
Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть
Софийский собор в Стамбуле. Мечеть Айя-София находится в историческом центре Стамбула. Софийский собор в Стамбуле. Мечеть Айя-София находится в историческом центре Стамбула. Министр юстиции Турции выступил за превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Свое разрешение дал Верховный суд, но Константинопольский патриарх против. Вход в мечеть Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. 29 мая Турция пышно отмечала 567-ю годовщину завоевания Стамбула. Эпицентром стал собор Святой Софии. В полуторатысячелетней истории Святой Софии наступил новый рубеж эпохального масштаба.
Греческие археологи призывают ЮНЕСКО спасти собор Святой Софии в Стамбуле
Софийский собор возводился в 532-537 годах по указанию императора Юстиниана, который решил увековечить славу Константинополя. Сегодня мы отправляемся исследовать мечеть Айя-Софию или храм Святой Софии как его принято было величать ранее. Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула (ранее Константинополь) в районе Султанахмет. В самом центре Стамбула тысячи сторонников турецкого президента собираются у стен собора Святой Софии. Там уже начался шумный праздник.
Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным
Кажется, там же проводят ночь. Во всяком случае, мне доводилось видеть из окна гостиницы человека, который спал на лавочке, накрывшись полотенцем. С одной стороны полотенца торчала прилично подстриженная голова и дорожная сумка, с другой — ноги в добротных носках. Ценник везде и на всё — атомный.
И растет на глазах. Оценить скорость инфляции можно на простом примере. В Стамбуле, как и во многих туристических городах, можно купить музейную карту.
Карта активна пять дней и служит входным билетом в десяток музеев, позволяет немного сэкономить на билетах и бонусом — входить, минуя очередь на кассе. В январе 2022 года эта карта стоила 360 лир около 1400 рублей. А 1 июля 2022 года ее цена подскочила вдвое, сразу до 700 лир.
С 1 апреля 2023 года — до 1750 лир около 7 тысяч рублей, при этом цена разовых входных билетов в музеи росла пропорционально. А с 1 августа стамбульская музейная карта стоит 2250 лир около 9 тысяч рублей. Значит, это не предел.
Святая София, как по привычке называют ее туристы из России, кстати, в перечень музейной карты и раньше не входила, а сейчас — тем более. С тех пор, как она официально была объявлена мечетью в июле 2020 года, вход бесплатный. Но я бы лучше заплатила два раза.
Собор Святой Софии я впервые увидела в декабре 2019 года. Тогда ничто не предвещало ни пандемии, ни дальнейших исторических потрясений с обстрелами и полетами дронов. Как и того, что президент Эрдоган, дай бог ему здоровья, сделает собор-музей действующей мечетью.
Первое, что бросается в глаза — широкая елочная гирлянда между минаретами с выложенной лампочками надписью. Надпись в переводе на русский ожидаемо гласит: "Нет Бога, кроме Аллаха". Кто бы спорил, но ни на одну другую мечеть турецкие власти такую иллюминацию не повесили.
Это, как официально сообщалось, "печать", которая закрепляет новый-старый статус бывшего музея. Что бы сказал их Ленин - Кемаль Ататюрк, интересно знать. Пускают в Святую Софию по часам, строго между намазами.
Бесконечная туристическая очередь опоясывает восточную стену храма и выпрастывается на торговую площадь. Нам надо в аэропорт, а наш гид говорит, что это будет стоить не меньше 300 долларов. А в отеле предложили вызвать за 6 тысяч лир".
Фактически хитрые турки сказали девушке и ее спутнику: "Глупые и богатые белые люди, заплатите, пожалуйста, за нашу гиперинфляцию". Но эти соображения я держу при себе, а вслух говорю: "Не бойтесь подойти к любому таксисту на улице, до аэропорта вас довезут лир за 800". Очередь тем временем движется стремительно.
Мозаики Софии Мозаики Софии Ряд мозаик Софийского собора считаются шедеврами и служат наследием византийского искусства. Мотивами, использованными при создании мозаики, были в основном имперские портреты и изображения Христа. Апсида собора Одна из таких великолепных мозаик - мозаика апсиды, выполненная в IX веке, которая украшает купол за алтарем. Это изображение Девы Марии, сидящей на троне без спинки, с младенцем Иисусом на коленях. Ее сопровождает сверкающий золотой фон, который выбран намеренно для создания сильного контраста с темным цветом одеяния Марии. Иисус Пантакратор Другой шедевр - мозаика «Пантакратор». Это фигура Иисуса, расположенная на вершине Императорских ворот. Ее символика такова: Иисус благословляет мир правой рукой и несет Священные Писания в левой руке.
Я - Божественный Свет». Христос Деисус Всемирно известная мозаика «Деисус», которая считается началом возрождения в византийском искусстве, расположена на западной стене северной галереи собора Святой Софии. Иоанн Креститель изображен с правой стороны, а Дева Мария - с левой стороны от Иисуса. Сам Спаситель мира находится в центре этого величественного важнейшего произведения византийского искусства. Апостолы и Отцы церкви Символическая сцена Апостолов, принимающих Причастие, раскрывает основную догму христианской религии. Фрески в нефе, трансепте Софийского собора тесно связаны с этой темой. На нижнем ярусе апсиды изображены фигуры отцов церкви.
После этого председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин предложил сделать собор Софии в Стамбуле общим местом поклонения мусульман и христиан. Он предложил разделить собор на три части — для посещения мусульманами, христианами и для туристов. По его словам, в пятницу в Софии могли бы молиться мусульмане, а в воскресенье — христиане. Возведение собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Долгое время он был патриаршим собором. Собор стал мечетью.
С Софийского собора открываются прекрасные виды на Стамбул и его окрестности. Посетители могут подняться на галерею и полюбоваться величественным панорамным видом на город. Посещение Святой Софии предоставляет возможность окунуться в богатую историю и культуру региона. Она может быть интересна как любителям истории и архитектуры, так и всем, кто стремится понять мировые религии и культуры. Можно ли молиться в Айя-Софии? Да, молиться в Айя-Софии было возможным в разные периоды её истории, но статус и использование места для молитвы зависело от того, какой религиозный статус имел храм в данное время. После того, как София была преобразована в музей в 1935 году, молитвы и богослужения внутри здания были приостановлены, и она стала открыта для туристов и посетителей, которые могут наслаждаться искусством, архитектурой и историей этого места. Однако в 2020 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о возвращении Святой Софии в статус мечети, и снова стало возможным проведение мусульманских молитв и богослужений внутри здания. Как одеваться в Айя Софию? Как одеваться в Айя Софию Поскольку Айя София является культурно-историческим памятником и имеет особое значение для различных религий, есть определенные правила одеваться при посещении этого места, чтобы проявить уважение к его истории и религиозной значимости. Избегайте ношения одежды с открытыми плечами. Рекомендуется одевать рубашки, блузы или платья, которые закрывают плечи. Носите юбки или шорты, которые покрывают колени. Очень короткая одежда может быть неприемлема для посещения культурных и религиозных мест. Избегайте ношения обнаженных брючных ремней, особенно если они имеют религиозное или провокационное содержание. При посещении места с религиозным значением лучше выбирать умеренные украшения. Возможно, придется снять обувь при входе в некоторые части Айя Софии, так как это практика в многих местах культового значения. Соблюдение этих правил одежды поможет вам почувствовать себя комфортно и уважительно относиться к культурным и религиозным традициям Стамбула и мира. Когда лучше идти в собор Святой Софии? Если вы хотите избежать больших толп туристов и насладиться атмосферой места в тишине и спокойствии, рекомендуется прийти в Святую Софию рано утром, когда она только открывается. В это время обычно меньше туристов, и вы сможете лучше оценить её красоту. Посещение внепиковых месяцев, когда туристов меньше всего, может сэкономить вам время в очередях и дать возможность более спокойно рассмотреть экспозиции. В некоторые дни недели туристические места могут быть менее оживленными. Например, понедельники и вторники, как правило, менее популярные дни для посещения туристических объектов. Если вы хотите посетить Айя Софию во время мусульманской молитвы, убедитесь, что вы не попадаете на время пятничной или ежедневной молитвы, когда место может быть закрыто для туристов. Можно ли фотографировать в Айя-София? Использование вспышки при фотографировании может быть запрещено, так как она может негативно повлиять на сохранность артефактов и реликвий. Если в Айя-Софии проходят религиозные обряды или молитвы, стоит воздержаться от фотографирования во избежание нарушения священного момента. В некоторых частях Святой Софии могут быть ограничения на фотографирование для сохранения ценных исторических искусственных изделий или религиозных объектов. При посещении культурно-исторических мест и святынь всегда рекомендуется быть уважительным к окружающей среде и соблюдать правила, установленные администрацией места, чтобы сохранить его красоту и значимость для будущих поколений.
Новый статус константинопольской Софии
Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. Софийский собор в Стамбуле. Мечеть Айя-София находится в историческом центре Стамбула. Собор Святой Софии в Стамбуле Мозаику собора Святой Софии могут скрыть освещением, пишут СМИ.