Дети-сироты Полоцкого детдома №1. 1954 — Приказы, штатные расписания, сметы, отчеты 1944 - 1954 — Документы по личному составу (Лицевые счета по начислению, ведомости на выплату зарплаты работникам) 07.1944- — Полоцкий детский приемник-распределитель Управления Народного.
Первый детский дом семейного типа открылся в Полоцком районе
Детский дом №1 в Полоцке был открыт ещё до войны. 1954 — Приказы, штатные расписания, сметы, отчеты 1944 - 1954 — Документы по личному составу (Лицевые счета по начислению, ведомости на выплату зарплаты работникам) 07.1944- — Полоцкий детский приемник-распределитель Управления Народного. В первые дни войны Полоцкому детскому дому не удалось эвакуироваться на восток.
Леонида Павловна Тарасевич рассказала о подпольной борьбе в Бегомльском районе
"Полоцкий детский дом в начале войны не успел эвакуироваться на восток и остался в городе Полоцке, фактически на оккупированной территории. В годы войны дом-интернат переживал тяжелейшее время. Выставка рассказывает о геноциде детского населения полоцкого региона через историю Полоцкого детского дома №1 в годы Великой Отечественной войны.
Сгорая заживо, лётчик Мамкин спасал детей от страшной участи – стать донорами фашистов
Многие малыши шли сами. Голодные, плохо одетые и измученные дети мужественно перенесли все трудности. Операция прошла, как и планировалось, без единого выстрела. Александр Мамкин - пилот перевозивший детей Несколько раз партизаны возвращались на опушку леса, переправляя малолетних и больных детей к санному поезду. Сначала всех детей доставили в партизанскую зону отряда имени Щорса. В деревне Емельяники их отмыли в бане, накормили, одели одежду принесли местные жители и оказали медицинскую помощь. После для безопасности перевезли ещё дальше в глубь партизанских лесов. Подвиг лётчика Мамкина Весной 1944 года немцы предприняли очередной поход против партизанских отрядов Полоцко-Лепельской зоны. Нахождение детей там стало небезопасным.
Было принято решение переправить ребят и раненых партизан на Большую землю. По согласованию с командованием 1-го Прибалтийского фронта детей отправляли в советский тыл на самолётах. Спасенные дети и работницы детдома На льду озера Вечелье был организован партизанский аэродром. По нескольку раз в сутки прилетали за детьми и ранеными капитан Дмитрий Кузнецов на самолёте По-2 и лейтенант Александр Мамкин на самолёте Р-5. Последний рейс совершал Александр Мамкин, самолёт которого был подбит над линией фронта. Лётчик смог долететь в тыл наших войск. Пассажиры самолёта не пострадали, а сам герой-лейтенант через несколько дней скончался от ран в госпитале. А самым главным итогом операции «Звёздочка» стало спасение и эвакуация в тыл более 200 человек — детей, их воспитателей и раненых партизан.
Рядом с домом был вход в большой фруктовый сад с чудесными яблоками апорт и антоновка» [3, с. В детском доме имени III-го Интернационала практиковалось полное самообслуживание детей, имелась детская организация — Детком. Со временем появилась и шефствующая организация. Договором от 18 января 1923 г. Из доклада комиссии по осмотру учреждений дошкольного воспитания от 1 мая 1921 г. Как санитарное, так и воспитательное положение детей заставляет желать ничего лучшего.
Относительно пищи дети поставлены также в самые лучшие условия, какие только можно при настоящем положении республики. Всё сделано собственными средствами — частью монастыря и главным образом Сельско-хозяйственным обществом при монастыре при главном участии игуменьи монастыря, отдающей всё, что только можно, на дело воспитания детей и сама принимает в нём очень большую долю участия. Несмотря на близость монастыря и участие игуменьи и монахинь в деле воспитания пролетарских детей, дети настроены в самом революционном коммунистическом духе и влияния церкви совершенно нет» [1]. Большое монастырское хозяйство упомянутое выше Сельскохозяйственное общество было хорошим подспорьем для воспитанников дома. Месячный расход на содержание детского дома составлял 702 рубля 80 копеек, вещами — 57 рублей, мануфактуры — 114 аршинов на 1923 г. Уроки в детском доме велись с детьми старшего возраста, причём основную массу составляли девочки, мальчиков было очень мало.
Занимались русским языком, арифметикой, музыкой [2]. Учебные занятия проводились не только на территории монастыря. Детей водили на экскурсии, например, на мельницу и кирпичный завод, а также в центральные учебные мастерские, созданные для обслуживания всех школ для трудового воспитания и обучения. В детском доме был организован кружок по изучению природы. Целью кружка являлось изучение путём непосредственного наблюдения и опыта. Дети наблюдали за превращениями бабочки, лягушки, наблюдали за жизнью улитки и других обитателей ближнего пруда.
Ребята составляли гербарии, для чего под руководством воспитательниц засушивали растения. Воспитанники вели 2 диаграммы для ежедневного измерения теневой температуры в установленное время — 32 — С. Гаврилова дня и ежедневной отметки солнечных и пасмурных дней в течение лета. Были организованы занятия с детьми и на общем огороде, индивидуальных грядках, в саду и поле [1]. Развивалась художественная самодеятельность. Ставились живые картины и спектакли, преимущественно на сказочные сюжеты.
Сценарии к спектаклям обычно писала С. У неё, несомненно, был писательский талант, и много сказок она сочинила сама. Эти спектакли получали высокую оценку со стороны городского начальства», — вспоминала А. Червинская [2, с. В 1924 г. Детский дом имени III-го Интернационала был расформирован.
Большинство детей перевели в другие детдома.
Здесь же всю операцию желательно было провести скрытно и без шума. Партизаны понимали, если завяжется бой, то пострадают дети. Планирование операции осложнялось ещё и потому, что в уде...
У детей. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? Их расстреляли на рассвете, Там были женщины и дети И эта девочка была. И встать затем ко рву спиной, Но прозвучал вдруг голос детский Наивный, чистый и живой: «Чулочки тоже снять мне, дядя?
Он словно скован взглядом синим, и кажется он в землю врос, «Глаза, как у моей дочурки? Охвачен он невольно дрожью, Нет, он убить ее не может, Но дал он очередь спеша. Упала девочка в чулочках… Снять не успела, не смогла. Солдат, солдат, что если б дочка Вот здесь, вот так твоя легла… Ведь это маленькое сердце Ты Человек, не просто немец Или ты зверь среди людей… Шагал эсэсовец угрюмо, С земли не поднимая глаз, впервые может эта дума И всюду взгляд струится синий, И всюду слышится опять, «Чулочки, дядя, тоже снять? Конечно, для оккупантов никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы. Зато весомым стало рассуждение: как могут больные и голодные дети дать хорошую кровь?
У них в крови недостаточно витаминов или хотя бы того же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно. Дети всё время простужаются, а больные — какие же это доноры? Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать. Немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением. Михаил Степанович предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон.
И опять-таки железная бессердечная логика сработала. Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан… А дальше началась большая, тщательная подготовка. Детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте. И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева.
Операция «Звездочка»
"Полоцкий детский дом в начале войны не успел эвакуироваться на восток и остался в городе Полоцке, фактически на оккупированной территории. Кадеты 10 б Полоцкого кадетского училища берут интервью у участника блокады Ленинграда Прудникова Алексея Антоновича. Полоцкий детский дом находился на охраняемой немецкими частями территории, в деревне Бельчица, непосредственно в которой располагался крупный немецкий гарнизон, и партизанам потребовалась сложная боевая операция по освобождению детей.
Леонида Павловна Тарасевич рассказала о подпольной борьбе в Бегомльском районе
Можно только догадываться… Так возникла идея спустя 75 лет после этих событий пройти экспедицией по трассе «огненного полета» А. Мамкина, почтить память летчика. Идею Минской городской организации Белорусского союза офицеров услышали и поддержали в Министерстве обороны. В организации военно-патриотической акции огромную помощь оказал заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил по научной работе полковник Николай Бузин. Технические и материальные вопросы обеспечения решила Общественная палата Союзного государства. Городской поселок Ушачи — столица «партизанской республики». Здесь у братской могилы 450 партизан и воинов прошёл митинг-реквием и был возложен венок от делегации, а на окраине посёлка в величественном мемориале «Прорыв» на месте массового захоронения местных жителей и партизан, погибших от рук карателей 4—5 апреля 1944 года при прорыве блокады — возложен венок и торжественно взята земля в капсулу.
Никаких лекарств у нас, конечно, не было. Они вспоминают в каком страхе жили день за днем. Проходя мимо, немецкие солдаты развлекались, поворачивая дула автоматов в сторону играющих детей. Громко кричали: «Пук! В детском доме узнавали об арестах партизан и подпольщиков. На окраине города был противотанковый ров, откуда по ночам слышалась стрельба — немцы расстреливали каждого, кого заподозрили в стремлении сопротивляться им. Казалось бы, в такой обстановке дети—сироты могли стать похожими на маленьких, озлобленных зверьков, вырывающих друг у друга кусок хлеба. Но они такими не стали. У них перед глазами был пример Учителя. Михаил Степанович спасал детей арестованных подпольщиков, давая им другие имена и фамилии.
Детдомовцы понимали, что он рискует жизнью, спасая детей расстрелянных партизан. Как ни малы они были, никто не проговорился о том, что здесь есть свои тайны. Дети, изголодавшиеся, больные, сами были способны творить милосердие. Они стали помогать красноармейцам, попавшим в плен. Маргарита Ивановна Яцунова рассказывала: - Однажды мы увидели, как к реке пригнали пленных красноармейцев восстанавливать мост. Они были измучены, еле держались на ногах. Мы договорились между собой — будем оставлять им кусочки хлеба, картошку. Что делали? Затевали вроде игру около реки, бросали друг в друга камешки, все ближе подбирались к месту, где работали военнопленные. И незаметно бросали им завернутые в листья картофелины или куски хлеба.
В лесу, собирая хворост, трое мальчиков-детдомовцев услышали голос в кустах. Их кто-то подзывал. Так они встретили раненного танкиста Николая Ванюшина, которому удалось бежать из плена. Он прятался в заброшенной сторожке. Дети стали носить ему еду. Вскоре Михаил Степанович заметил их частые отлучки, и они рассказали ему о раненном танкисте. Он запретил им ходить в лес. Взяв с собой старенькие брюки и куртку, Михаил Степанович нашел в условленном месте танкиста и привел его в детский дом. Коля Ванюшин был юный, небольшого роста. Его записали в детдомовцы.
Нас мучают язвы, от недоедания они гноятся почти у каждого — на руках, на ногах, спине. Мы пересказываем друг другу книги, которые когда-то читали, сами придумываем какие-то истории, в которых все кончается тем, что приходят бойцы Красной Армии, освобождают нас. Потихоньку пели песни. Мы не всегда знали о том, что происходит на фронте. Но даже сейчас, когда вспоминаю те дни, сама поражаюсь тому, как мы верили в Победу. Как-то обходя чердак, заглядывая в каждый угол, Михаил Степанович вдруг увидел гранату. Он собрал старших ребят, которые часто ходили в лес. Есть ли еще в детском доме оружие? Оружие нашли на местах боев около деревни Рыбаки. За хлеб, переданный партизанам, немцы сжигали избы вместе с людьми.
А тут на чердаке оружие... Ночью Михаил Степанович бросил в реку пистолет, гранаты, патроны. Дети рассказали также, что вблизи деревни Рыбаки они устроили тайник: собрали и закопали найденные поблизости винтовки, гранаты, пулемет. Через своего бывшего воспитанника Михаил Степанович был связан с полоцкими подпольщиками. Он попросил передать в партизанскую бригаду сведения о тайнике с оружием. И как узнал впоследствии, партизаны забрали все, что укрыли в яме детдомовцы. Поздней осенью 1943 года Михаил Степанович узнал, что немецкое командование уготовило его воспитанникам страшную участь. Детей как доноров развезут по госпиталям. Детская кровь поможет заживлять раны немецких офицеров и солдат. Мария Борисовна Форинко рассказывала: «Мы плакали с мужем, узнав об этом.
Многие из детдомовцев были исхудавшие. Они не выдержат донорства. Михаил Степанович через своего бывшего воспитанника передал подпольщикам записку: «Помогите спасти детский дом. Подпольщики направили своего связного в бригаду имени Чапаева.
Гитлеровцы планировали огромную операцию против партизан, в зону её действия попадал и отряд имени Щорса. Детей нужно было срочно вывозить. Маршал И.
Баграмян дал приказ вывезти детей, используя 105-й гвардейский полк ГВФ. Летчиком этого полка был и Александр Петрович Мамкин. Мотор вспыхнул, пламя охватило кабину. Летчик, по инструкции должен был покинуть горящий самолет на парашюте. Но у его пассажиров парашютов не было. Да и не могли бы прыгать с парашютом малыши и тяжелораненые солдаты. Александр Мамкин продолжал вести машину - к своим, дальше от немецких позиций.
Дети, сидевшие у него за спиной, с ужасом видели, как пилот заживо превращается в факел. Несмотря на нечеловеческую боль, Александр молчал, чтоб не испугать детей. Галина Петровна Тищенко, пассажирка того самого последнего «огненного рейса» Александра Мамкина, рассказывает, что видела она, 11-летняя Галя в тот миг: «... Я помню, как нас всех посадили в самолет, в кабину штурмана. Его специально не брали, чтобы можно было больше людей увезти.
Анна Голобород в свою очередь отметила, что в доме замечательная кухня, просторные, уютные светлые детские комнаты, в которых достаточно места и для занятий, и для игр. На вопрос о том, как они себя чувствуют в роли родителей десятерых детей, Голобородовы ответили, что ощущают себя очень богатыми людьми. А они разные, со своими судьбами и очень интересно, как они растут, как осваиваются в жизни. Пятеро наших приемных детей уже ушли в самостоятельную жизнь, у них все хорошо. Надеемся, что и у этих деток тоже все сложится.
И наша задача им в этом помочь.
Партизаны и дети
Операция "Звёздочка" — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Михаил Степанович предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. |
Дерзкая партизанская операция «Звёздочка» | их не смогли эвакуировать в сорок первом, и они почувствовали все тяготы жизни в оккупации. |
Выпускники Полоцкого кадетского корпуса и Оптина Пустынь | Пропагандистская деятельность является одним из основных направлений Глобальной стратегии, а Всемирный день охраны труда является важным инструментом в части повышения уровня информированности о том, как повысить безопасность и улучшить условия на рабочих. |
Выпускники Полоцкого кадетского корпуса и Оптина Пустынь
Полоцкие кадеты. Фильм о детях войны. - YouTube | Михаил Степанович предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. |
Партизаны и дети | Освобождение советских детей (воспитанников Полоцкого детского дома №1), оказавшихся в заложниках на оккупированной фашистской Германией территории Белоруссии (в городе Полоцк), и их эвакуация через линию фронта на Большую землю (в советский тыл) с целью. |
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Как вырвали детский дом из лап захватчиков
- Партизанские зоны на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны
- "Маленькие судьбы..."
- Дерзкая партизанская операция «Звёздочка»
- Выпускники Полоцкого кадетского корпуса и Оптина Пустынь
- Международный тактический семинар «Операция «Звёздочка»: подвиг на все времена»
Боевой путь
- Полоцко-Лепельская партизанская зона
- Выпуск газеты в PDF
- Операция «Звёздочка»
- Выдвинута инициатва по увековечению памяти людей, спасших в годы войны воспитанников детского дома
- Полоцко-Лепельская партизанская зона