Найденная в архивах автобиография писателя кардинально расходится с биографией Павки и тем, что писали о самом Островском.
Памятник писателю Николаю Островскому демонтировали в Харькове
Александр Николаевич Островский (1823-1886) – один из известнейших русских писателей, талантливый драматург, основоположник современного русского театра. Александр Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в Москве в семье чиновника. Островский умер тихо, незаметно, и никакого глобального потрясения его смерть не вызвала.
Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося драматурга Александра Островского
Так говорил об Александре Островском писатель и критик Иван Гончаров. Биография советского писателя Николая Островского: личная жизнь, лечение болезни Бехтерева, причина слепоты, дата рождения, отношения с женой. И хотя чествование Островского будет продолжаться весь год, уже можно подвести некоторые итоги.
Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося драматурга Александра Островского
Нет сомнений в том, что этот сюжет Островский почерпнул из своей работы в суде — в Москве 1830–40-х ложные банкротства были на слуху как крайне популярная форма мошенничества. В 1865 году Островский создал в Москве артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей, писал в правительственные сферы многочисленные. Александр Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в Москве в семье чиновника. Прошедшие два столетия убедительно доказывают, что гений Александра Островского сомнению не подлежит. Полная биография, самые интересные факты из жизни и последние новости об авторе. Коммунист напомнил, что произведение Островского «Как закалялась сталь» планируют включить в школьную программу по литературе.
«День с писателем»
цитирует высказывание исследователя творчества Островского Владимира Лакшина РИА Новости. Писатель прекрасно разбирался не только в мужском, но и в женском костюме. Биография советского писателя Николая Островского: личная жизнь, лечение болезни Бехтерева, причина слепоты, дата рождения, отношения с женой. 200 лет А. Н. Островскому, который 17 лет проработал в суде, написал 47 пьес и создал русский национальный театр. Бывало, Островский выезжал за границу — оказывался в Европе как представитель русской культуры, но «заграницей», в отличие от многих других писателей, не вдохновлялся. Александр Островский — автор около 50 пьес, среди которых — «Женитьба Бальзаминова», «Гроза», «Бесприданница», «Волки и овцы» и «Без вины виноватые».
Колумб Замоскворечья. К 200-летию Александра Островского
Ударом для Островского стало не то, что Косицкая предпочла ему другого, а то, кого она ему предпочла; тоже история как будто из его пьесы. Любовь Косицкая умерла рано, через год после Агафьи Ивановны. В 1856 году его включили в состав литературно-этнографической экспедиции по реке под руководством великого князя Константина Николаевича. Участники экспедиции поделили Волгу на участки, каждый должен был два лета подряд работать на одном из них, записывая местные словечки, собирая информацию о том, как живут люди по берегам реки, чем занимаются, как зарабатывают на жизнь, чем торгуют, во что одеваются.
Островский работал в верховьях Волги, записал множество интересных сведений, местных словечек, историй. После этого в «Грозе» появилась Волга как самостоятельное действующее лицо. От нее — простор, широта, стремление к полету.
А город Калинов — душит, сковывает, взлететь не дает; конфликт в пьесе не только столкновение характеров, но и столкновение воли и неволи, волжской свободы и душных купеческих домов с их высокими заборами и тяжелыми засовами. Островский заставил актеров жить на сцене Слева направо: актер Федор Бурдин, драматург Александр Островский, актеры А. Репродукция Фотохроники ТАСС Островский принес в русскую драматургию необычайно много нового; его имя называют среди столпов, на которых держится русский театр, наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем.
И, конечно, он гораздо дальше прошел по пути создания национального театра — и реалистического театра, — чем каждый из предшественников. Чтобы играть в пьесах Островского, актерам надо было пересмотреть свою привычную манеру декламации, восходящую еще к театру классицизма, и начать жить на сцене; не себя вносить в роль, а отказываться от себя и вживаться в своего персонажа; говорить не книжным языком, а живым простонародным; отказаться от скудного запаса заученных жестов и начать жить на сцене. Каждому актеру в пьесах Островского было что играть — даже если роль самая маленькая, в несколько реплик.
Критики отмечали, что зрителей захватывает даже не столько сюжет он может быть и самым немудрящим , сколько сама языковая стихия пьесы. Именно в этих пьесах особенно ярко заблистал талант Прова Садовского и Сергея Васильева. Впрочем, Михаил Щепкин Островского не принял, с первой репетиции «Грозы» демонстративно ушел, инициировав конфликт, который один из современников назвал «войной армяков с фраками».
Щепкин, представитель «западничества» в театре, переигравший сотни ролей в водевилях, исполнитель не только главных ролей в классических русских и иностранных пьесах, но и вечный благородный отец в сотнях водевилей, не мог принять театра Островского. Островский привел на театральную сцену мелких чиновников и купцов, приказчиков и свах, странниц-богомолок и нянек, мещан и разорившихся дворян — уже не этнографических «русских типов», а живых людей с их смешными, глупыми, трагическими речами, с их мелкими проблемами, возвышенными мечтами, небольшими огорчениями или огромным горем. Он пошел тем же путем, которым в прозе шел Тургенев, а в поэзии Некрасов: все они учили русскую литературу говорить о незнатном человеке в первую очередь как о человеке, не обращая внимания на сословия, классы, чины, звания.
Они учили видеть не только своеобразие речи с ее диалектными или просторечными словечками, но и человеческую душу, прекрасную или безобразную — «горячее сердце» Параши из одноименной пьесы или жуткую, вымороженную скупостью душу отставного чиновника Михея Михеича Крутицкого из «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Недаром из «Москвитянина» Островский ушел к Некрасову в «Современник» — и не потому, что это был лучший литературный журнал страны, и не потому, что Некрасов хорошо платил авторам, а потому, что они совпадали в главном — во взгляде на человека вообще и на человека из народа в частности. Автор фотографии Сергей Львович Левицкий.
Он не раз жаловался в письмах друзьям, что не может позволить себе отдыхать даже летом: вынужден без конца работать, чтобы к новому театральному сезону была новая пьеса — и чтобы прокормить семью. Семья у него скоро появилась и быстро разрослась: через два года после смерти первой жены он женился на молодой актрисе Марии Бахметьевой; у них появилось шестеро детей. А заработки драматурга, даже самого успешного, были ничтожными: с каждого представления в императорских театрах он получал четыре рубля, в провинциальных — вовсе ничего.
Островский принимал деятельное участие в создании в 1859 году и работе Литературного фонда, который в конце концов добился права драматургов, оперных либреттистов и композиторов получать адекватную их труду оплату, а кроме того, занимался выплатой пенсий престарелым писателям, их вдовам и сиротам, давал литераторам стипендии на поездки и т. В 1874 году Островский стал председателем только что образованного Общества русских драматических писателей и оперных композиторов и оставался на этом посту до своей кончины, защищая интересы театральных авторов. На встречи артистического кружка, основанного Островским в 1866 году, в его доме собирались писатели, композиторы, актеры — у него бывали Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров, Садовский, Ермолова, Чайковский.
Гончаров очень ценил Островского; Достоевский терпеть не мог его исторических пьес, но «купеческие» ставил очень высоко. Фото: РИА Новости Толстой был с Островским на «ты», хотя в их отношениях бывали периоды охлаждения: Толстому не нравились какие-то пьесы Островского, Островский ужаснулся моральной проповеди Толстого и просил его оставаться романистом: «а то, что ты взялся умы мутить, это к хорошему не приведет». Толстой писал: «Он мне нравился своей простотой, русским складом жизни, серьезностью и большим дарованием.
Более того, по личному распоряжению Николая I Островского отдали под негласный полицейский надзор, который был с него снят только после смерти царя. При чтении пьесы «Свои люди — сочтемся» присутствовал Гоголь; Погодин, редактор «Москвитянина», передал Островскому добрый гоголевский отзыв о пьесе. С этих пор Островский вошел в узкий круг молодых авторов «Москвитянина», среди которых были Аполлон Григорьев, Мельников-Печерский, Писемский; они вдохнули новую жизнь в журнал, придерживавшийся официальной доктрины «православия, самодержавия, народности».
Журнал в это время ориентировался на те слои российского населения, которые не были затронуты влиянием западной цивилизации. Если славянофилы видели опору в крестьянстве, то «москвитяне» считали классом, на который можно опираться, русское купечество. Островский, впрочем, не особенно обольщался по поводу добрых нравов купечества, как показывают уже первые его пьесы.
Купеческая среда в его пьесах рождает самых разных героев — смешных, глупых, самовлюбленных, страшных, гордых или склонных к подхалимству, трусливых или отчаянных. Особенно хороши у него в пьесах молодые купеческие дочки и жены: ведь в каждом театре есть примадонна, и ей нужна хорошая роль. Иногда коварные, иногда легкомысленные, иногда цельные, гордые, страстные — они всегда интересны, и примадоннам всегда есть что играть.
Фото: РИА Новости. Фото: Театральный музей им А. Ученые полагают, что ее родители были крепостными, которые смогли выкупить себя из неволи, и женитьба на ней была бы мезальянсом для относительно новоиспеченного дворянина Островского.
Отец требовал расстаться с ней, Агафья уже была беременна, Островский не захотел ее оставлять и поселился вместе с ней в небольшом деревянном доме совсем рядом с отцовским домом. Отец денег не давал, он жил своими судебными и литературными заработками. Наследники Островского от второго, законного брака с Марией Бахметьевой очень старались стереть всякую память о первом невенчанном браке, так что очень долгое время никто не знал даже фамилии Агафьи Ивановны.
В своей семье Островский был совершенно счастлив, хотя жила молодая пара очень бедно. Агафья Ивановна умела наладить быт даже при очень скудных средствах. Мемуаристы вспоминали, что она прекрасно пела народные песни, что давала Островскому много советов по поводу его пьес — вот это хорошо, а вот так не говорят… Она ясно осознавала социальное неравенство с мужем — они нигде не появлялись вместе, да их бы и не приняли, она пряталась от посетителей, кроме тех, кому доверяла среди них, кстати, был и Лев Толстой.
У Островского и его Гаши было четверо детей, все они считались незаконными. Трое умерли в детстве, один, Алексей Александров — когда ему было за двадцать. Агафья умерла, когда ей было чуть больше сорока, и Островский остался совсем один.
Островского в Малом театре. В основу монологов Катерины о ее детстве легли воспоминания Косицкой; она много рассказывала Островскому о себе. Она обратила на себя его внимание еще тогда, когда взяла для бенефиса роль порывистой, влюбчивой купеческой дочки Дуни из пьесы «Не в свои сани не садись»; золотоволосая Косицкая в простом ситцевом платье совершенно очаровала публику.
Был очарован Косицкой и сам автор пьесы; впрочем, она очень строго сказала ему, что не хочет отнимать его любви у другого человека. Со временем она увлеклась купеческим сыном, который швырялся деньгами, дарил ей дорогие подарки, а потом, когда они сошлись, обобрал и разорил ее. Ударом для Островского стало не то, что Косицкая предпочла ему другого, а то, кого она ему предпочла; тоже история как будто из его пьесы.
Любовь Косицкая умерла рано, через год после Агафьи Ивановны. В 1856 году его включили в состав литературно-этнографической экспедиции по реке под руководством великого князя Константина Николаевича. Участники экспедиции поделили Волгу на участки, каждый должен был два лета подряд работать на одном из них, записывая местные словечки, собирая информацию о том, как живут люди по берегам реки, чем занимаются, как зарабатывают на жизнь, чем торгуют, во что одеваются.
Островский работал в верховьях Волги, записал множество интересных сведений, местных словечек, историй.
Здесь можно узнать историю, произошедшую в маленьком провинциальном городке Калинове на Волге, в котором время словно остановилось. Городок полон предрассудков, а жители будто бы «законсервированы» старыми порядками и страшатся каких-либо перемен в привычном укладе. Юная Катерин, с ее тонкой, чувствительной ко всему ложному натурой, в таких условиях чувствует себя обреченной. Героиню рано выдали замуж, и теперь трепетный огонь ее души медленно тускнеет в доме с властной свекровью Кабанихой и безвольным мужем Тихоном, способным лишь на повторение слов маменьки. Все круто меняется, когда в город приезжает по делам молодой племянник местного купца Борис.
Он выгодно отличается от местных жителей городка. Уставшей от окружающей серости и зашоренности Катерине невозможно устоять перед ним. Читателю предстоит проследить за душевными метаниями героини, и увидеть, как надвигающаяся гроза отразится на судьбе каждого персонажа. Сборники остросоциальных пьес Александра Островского — «Бедность не порок», «Бесприданница», «Волки и овцы» и других — наиболее полно раскрывают суть русского купечества XIX века. Психологически выверенные характеры героев, скрупулезно точно переданный быт и нравы людей того времени вместе с четко очерченными переживаниями персонажей держат читателя в напряжении до последней строчки.
Островский пробует писать свои воспоминания о комсомоле и внезапно понимает, что ему не хватает знаний. Болезнь отбирает последние силы, ухудшается зрение.
Он чувствует, что приближается полная слепота. И тогда он идет в городскую библиотеку и начинает читать. День за днем, книгу за книгой. Но будет ли когда-нибудь литература для него источником средств к существованию? В сентябре 1926-го Островский внезапно все бросает и на костылях с трудом добирается до Москвы. Он впервые в столице. Только ей, истинной коммунистке, можно довериться, только с ней можно посоветоваться.
А если она все-таки ответит взаимностью на его чувства… Преодолевая дикую боль, он с трудом поднимается на шестой этаж. Бледный, с крупными каплями пота на лбу — он стоит на пороге. Он никого не предупредил о своем приезде. Марта все понимает без слов. Вечером в квартире появляется мужчина. Он слишком откровенно обнимает Марту. Островскому все становится ясно.
Он решает покончить со своей душевной слабостью и делает вид, что все в порядке вещей. На следующий день он говорит Марте: «Я приехал лишь для того, чтобы ты мне помогла. Все остальное чепуха». Марта по достоинству оценивает проявленное мужество и в последующие дни подключает все имеющиеся у нее связи, чтобы познакомить Островского с нужными людьми: журналистами, издателями. Островский легко располагает к себе собеседников. С ним с удовольствием общаются, его слушают, и благодаря этому он заводит множество знакомств. Некоторые из новых знакомых — очень влиятельные люди.
Позже они не раз ему сильно помогут, как помогла и направила Марта Пуринь. В начале октября Островский уезжает обратно в Новороссийск. Ему нужна помощница. И он использует все свое мужское обаяние в отношении двадцатилетней младшей дочери Мацюков — Раисы. Через месяц Рая объявляет потрясенным родителям, что они с Николаем стали мужем и женой. С этого момента Рая становится для Островского всем: и женой, и сиделкой, и помощницей, и ходоком во все инстанции. Она очень нравится и матери Ольге Осиповне, а также брату Дмитрию.
Через 10 лет после смерти Николая Островского Раиса по настоянию его матери станет женой Дмитрия. Островский продолжает жадно читать книги. Он понимает, что без этого писателем не станет. Библиотекари не выдерживают и отправляют его на книжный склад, где он сидит и продолжает читать. За полгода он прочитывает столько, сколько обычный человек за двадцать лет. Ему очень нравится приключенческая литература. Он пытается хотя бы в мечтах прожить ту жизнь, которую отняла болезнь.
Простых рабочих и крестьян, которым на основе их писем профессионалы помогают сделать статьи и очерки. Позднее Островский специально упомянет его в качестве того, кто предложил ему сразу создать роман или повесть. Вероятно, Костров также обещает профессиональную помощь в редактировании, как только Николай что-то напишет. Костров умрет в 1930-ом от туберкулеза, и Островскому будут помогать другие люди. Но после его смерти Островский с благодарностью вспомнит именно о Кострове. А за окнами уже другая жизнь. Гражданская война давно позади.
Революция еще у всех в памяти, но для молодых она уже как предание. В 1928 году Островский живет в Сочи, скитаясь по разным подвалам и углам. Ему приходится туго, ведь он практически недвижим и получает мизерную пенсию. Наступает слепота, и позарез нужен радиоприемник, чтобы не быть отрезанным от мира. Рая продает все его носильные вещи — Островскому они уже не понадобятся. Сама работает до глубокой ночи, но средств все равно не хватает. Новая добрая знакомая Жигарева втайне переводит из Ленинграда кое-какие деньги прямо Раисе.
Работа над романом идет страшно медленно. Пока у Островского лишь одни наброски и фрагменты. Осенью 1929-го Николай приезжает на лечение в Москву. Внутренне он уже готов рассказать свою жизнь, как легенду, сочиненную им самим. То, что пережил он сам, и то, что почерпнул из книг, надо сопрячь с полетом воображения и духовными ожиданиями миллионов будущих читателей. И он мысленно переплавляет все события своей жизни, приспосабливая их к задуманному. Именно поэтому Корчагин сыплет махорку в тесто священнику, сражается на Гражданской, получает тяжелое ранение, несколько месяцев строит узкоколейку в Боярке… Потом участвует в Союзном съезде ВЛКСМ, а не просто в районной конференции, как это было в жизни у Островского.
После выписки из клиники не без помощи влиятельных знакомых Николай добивается получения комнаты в коммунальной квартире в Мертвом переулке. Писать роман важно именно здесь, в Москве. Тут больше возможности добиться его опубликования. Он пытается писать самостоятельно, но это почти невозможно. Руки не слушаются. Для того, чтобы строки не наезжали друг на друга, делаются специальные трафареты. Но и это не помогает.
Остается единственный выход — диктовать роман помощникам. Обстановка шумной коммуналки угнетает, она мешает сосредоточиться. Тишина наступает только по ночам. Островский пишет друзьям, что состояние его таково, что это может закончиться катастрофой. Все эти годы у него под подушкой револьвер. Начинается страшная депрессия. Врачи советуют Рае срочно вывезти мужа в Сочи.
Новой попытки самоубийства удается избежать в последний момент.
Сегодня исполняется 200 лет величайшему русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому
Проект посвящен 200-летию со дня рождения великого драматурга. Закрытие состоялось на сцене Омского музыкального театра, представившего премьеру «Чаепитие по Островскому». Перед началом спектакля министр культуры Омской области Юрий В Трофимов поздравил участников и организаторов проекта с успешным завершением форума. Свои спектакли показали шесть театральных коллективов нашего региона: Омский академический театр драмы, Драматический театр «Галёрка», Омский областной театр юных зрителей, Омский государственный музыкальный театр, Городской драматический театр «Студия» Л. Ермолаевой» и Северный драматический театр имени М. Ульянова в г. В качестве гостей фестиваля в Омск приехали студенты 3 курса мастерской профессора, лауреата премии Правительства Санкт-Петербурга А. Максимова из Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им.
Отец Павел пишет, что не хочет публично отвечать своим критикам. Нет аргументов? Гордыня не позволяет вступать в полемику? К нам в редакцию частным образом обращался представитель Московской Патриархии, который предлагал РНЛ для объективности дать слово отцу Павлу, обращая внимания на то, что он — не злодей и не враг Церкви. Мы вняли этому предложению и предложили отцу Павлу опубликовать его ответ оппонентам и разъяснение своей позиции. Но он, как видим, высокомерно отказался. На наш взгляд, это лучше всего свидетельствует о неправоте священника Павла Островского. Как и о его фиаско как миссионера. А ведь миссионер призван помнить о завете Апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых» 1 Кор.
Овчининой, посмотреть экранизации пьес А. Островского, принять участие в народном карнавале «Путешествие в русский мир А. Островского», попробовать свои силы в мастер-классах по традиционному народному творчеству: плетении тканных поясов, бисероплетении, побывать на выставке «Путешествие в русский мир А. В фестивале приняли участие 17 творческих коллективов из разных городов, выдвинувших на фестиваль 35 сценических версий драматургии Островского разного формата: от спектаклей большой формы продолжительностью более 2-х часов до коротких театральных сюжетов 20 минут , явившихся, тем не менее, полноценными художественными работами, раскрывающими драматургию Островского с новых сторон и подтверждающими абсолютную современность этой драматургии. В орбиту интересов участников фестиваля сценических искусств попали 18 пьес Островского, включая такие малоизвестные, как «драматический этюд» «Неожиданный случай» 1850 , практически не имеющей театральной истории первое представление пьесы «Неожиданный случай» было осуществлено 1 мая 1902 года в Александринском театре, в бенефис суфлёров и вторых режиссёров. Союз молодых исполнителей «Art Delo» поставил пьесу в жанре мюзикла, прозвучавшем легко и задиристо, раскрывая театральный потенциал Островского с точки зрения и этого жанра, традиционного стороной обходящего классические произведения русской литературы. Самым ценным во всех творческих работах оказалась непредвзятость в подходе к классическим текстам, независимость молодежи от стереотипов восприятия Островского как бытописателя, искренняя готовность прочитать Островского, «как в первый раз», как автора сегодняшнего дня. И несмотря на то, что в фестивале принимали участие только будущие артисты или любители театрального искусства, диапазон предложенных художественных решений содержательно оказался чрезвычайно широк.
На нем — ваза с красивыми розами даже не подумаешь, что они резиновые — подарок писателю от рабочих Ярославского завода резиново-технических изделий. В доме было установлено два телефона один в комнате у писателя ; кстати, Островский был 28-м абонентом при переезде в Сочи. Главным и важным для него являлся радиоприемник. А еще — газеты и журналы, их приходило 25 наименований. В парадной, за стеклом - шинель и буденовка, подаренные Островскому сочинскими пограничниками, рубашка с украинским орнаментом от сестры, комиссарско- бригадные знаки различия. Смотришь на все это и представляешь Павку Корчагина. Двери с толстыми стенами — специально для звукоизоляции, чтобы не был слышен стук машинки: комнаты Н. Островского и секретаря расположены напротив друг друга. Машинисток приглашали на безвозмездной основе — их нашлось немало. На этажерке — рукописи книги «Рожденные революцией» и письма. Поскольку денег в семье не хватало, мама и сестра устроились на работу, по переменке дежурили возле Николая Алексеевича. Это потом пойдут премии за романы, а пока жилось трудно. Одно из своих стихотворений поэт посвятил маме, назвав его - «Верному моему часовому». Увидели мы комнату мамы — с печью, ковриком над кроватью — ее приданым, рукодельными изделиями, фотографиями детей. Рядом — комната сестры. В зале — большой гостиный стол, на нем самовар и чайный сервиз, шкафы с политической и художественной литературой, а еще - остановившиеся на момент смерти писателя часы и стародавний настенный календарь с датой — 22 декабря 1936 года. Чтил писатель и отца своего, награжденного Георгиевским орденом. Была у него мечта — собрать вместе всю семью. Но ушел отец рано, похоронен на центральном кладбище в Сочи. Счастливый парень Закончив вторую часть романа "Как закалялась сталь" 6 июня 1933 года , Н. Островский продиктует множество статей, речей, приветствий "За чистоту языка", "Моя работа над повестью "Как закалялась сталь", "Счастье жить", "Мой день 27 сентября 1935 года", "Счастье писателя" и др. Здесь будет начат новый роман "Рожденные бурей". Кольцова «Мужество», опубликованному 17 марта 1935 года в «Правде», о трагической и прекрасной судьбе Н. Островского узнает вся страна: «Не всех героев мы знаем. И не всех мы умеем замечать. Маленький, бледный Островский, навзничь лежащий в далекой хатёнке в Сочи, слепой, неподвижный, забытый, смело вошел в литературу, отодвинул более слабых авторов, завоевал себе место в книжной витрине, на библиотечной полке. Без всяких протекций книгу выпустили. И не ворожили ей библиографические бабушки, не били рекламные литавры в «Литературной газете», а читатель за книгу схватился, потребовал её». Заметим, читатели полюбили книгу «Как закалялась сталь» задолго до постановлений партии и правительства. Только в Сочи с 1932-го по 1936 годы Н. Островский получил более полутора тысяч личных и пятисот коллективных писем. Петровский вручит Островскому высшую награду страны. Этот день станет праздником для всего города Сочи. Состояние духа Николая Островского в эти дни, точнее всего, передают слова, адресованные другу: «Я счастливый парень — дожить до такого времени, когда некогда дыхнуть, когда каждая минута дорога. Знать, что всё прошлое вернулось — борьба, труд, участие в стройке, радость победы, горечь поражений. Разве это не счастье? Хроника работы Н. Островского над вторым романом «Рожденные бурей» отразилась в его письмах: «Я работаю каждый день по шесть с половиной часов. Пишу с девяти до трех с половиной, затем обед, отдых, вечером читаю книги. Пишу медленно, одну печатную страницу в день, я с головой ушел в новую работу. Труд — прекрасная вещь. В труде забываются все огорчения, грусть о неисполнившихся надеждах и многое другое, чему нельзя давать воли человеку нашего времени». В декабре 1935 года Николай Алексеевич уедет в Москву, чтобы вернуться весной следующего года — уже в новый дом, построенный по решению правительства в дар писателю. В новом доме — менее чем за полгода — Н. Островский закончит первый том романа "Рожденные бурей", проведет множество встреч, бесед, обсуждений; даст интервью корреспондентам газет "Правда", "Комсомольская правда", английской "Ньюс-Кроникл". Гостями писателя будут Валерий Чкалов, Александр Фадеев, Андре Жид, бригада ростовских кинодокументалистов, артисты театра им. С этим взглядом «со стороны» перекликаются слова самого Островского: «У меня мало приятных новостей. Хорошо, что они возмещаются во сто крат духовными приобретениями, которые дает мне творческая жизнь, так что я всегда оказываюсь не в обиде. Жизнь бессильна меня ограбить»… Осенью писатель вновь уезжает в Москву, где наступит ухудшение состояния его здоровья. Спустя совсем короткое время Н. Островского не станет. Воля, сила духа, невероятная жизненная энергия позволили ему реализоваться в сложнейших обстоятельствах. Диалоги в темноте 3 декабря, когда во всем мире отмечают Международный день инвалидов, Музей Н. Островского разработал своеобразный тест-урок милосердия "Диалоги в темноте".
12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского
Вы ученый, занимающийся Островским около 40 лет, наверное, о чем-то догадываетесь? Первое, что кажется важным в его личности, — дар уравновешенности, я бы назвала это даром композиции. Он никогда не выплескивался — письменно и, судя по воспоминаниям современников, в устном общении тоже, как сказали бы сегодня, не грузил собеседника. Открыт, благожелателен, но далек от всякого откровенничания. Островский вообще в душевном отношении опрятен. А вот что у него было в глубине души — вопрос. Иногда, очень редко, но кое-что прорывается, хотя в его биографии нет экстремальных моментов, когда происходит преображение всей жизни. Чехов внезапно срывается в никому не понятную поездку на Сахалин, где проводит социологическое исследование, — зачем это писателю? Но мы-то понимаем: что-то внутри требовало оторваться от светского общества, литературных салонов и как-то уединиться. Например, со своей первой женой он почти два десятилетия жил невенчанный.
Александр Николаевич так и не объяснил. Они нажили четырех детей. Об Агафье Ивановне современники говорят как о милой, симпатичной, доброй, но невидной замоскворецкой мещанке. Мы ведь долгое время даже не знали ее фамилии, пока не нашлась в церковных книгах прихода запись об ее отпевании. Она оказалась самой простой — Иванова. Как Тургенев поразился обстановкой обыденного замоскворецкого обихода Островского и простоватым обликом его жены! На него, потомственного столбового дворянина, это произвело удивительное впечатление: такого не может быть, потому что не может быть никогда, — так знаменитые драматурги не живут! Но бедная Агаша начинала сожительствовать не с известным писателем, а со скромным, никому не известным мелким чиновником. Она долго болела, тихо страдала, хоронила детей.
Хотя ответа нет ни в его письмах, ни в дневниках. В его драматургии немало молодых людей, которые не решают жениться, потому что родители не дают благословения. Думаю, Островский не венчался с Агафьей Ивановной, оставив ее в ложном положении до конца жизни, так как отец был против. И Александр Николаевич не переступил через отсутствие отцовского благословения. Здесь есть о чем подумать. Она — актриса замечательного жизнелюбия и здоровья, голосистая певунья, очень правдивая и на сцене, в своих ролях, и в жизни, — еще не была Никулиной — это фамилия по мужу. Островский просто голову потерял. Он же для нее и с нее написал Катерину Кабанову в «Грозе». Что мужчина может подарить любимой женщине, если он — драматург, а его избранница — актриса?
Островский подарил ей гениальную роль. В Катерине есть одно качество, и она сама про это говорит и это правда: «Обманывать-то я не умею; скрывать-то ничего не могу». Как не умеет? Каждый человек умеет если не солгать, то умолчать о чем-то. А Катерина — нет, ей это не дано. Такой была и сама Любовь Павловна. Ее женская история печальна — она влюбилась, и, естественно, не в того, в кого надо, он обобрал ее, жизнь семейная не сложилась. А в Островском какая-то заноза осталась. Через два года после смерти Агаши Александр Николаевич женился на Марии Васильевне Бахметьевой — актрисе не первого ряда, яркой, красивой, цыганистого облика, домовитой, отчасти властной, хозяйственной, и прожил с ней до конца жизни вполне благополучно.
И все время торопился успеть — к началу сезона, к бенефису одного из любимых актеров или возникала нужда покрыть какие-то долги. Если говорить о процессе творчества, то Островский долго вынашивал пьесу и до тех пор, пока она у него вся не сложилась в голове, писать не начинал. Он должен был увидеть каждого персонажа, даже произносящего две-три реплики, — живьем, в красках, объеме, в цвете, в темпе, в характере, в ужимках, ухватках, привычках.
Павел Островский Христос идет в Иерусалим на смерть. Народ этого не знает, но встречает Его с великой радостью, потому что Он воскресил Лазаря от смерти. Люди воодушевлены, так как думают, что пришел сильный пророк, который избавит их от земных проблем. Уже через 5 дней после входа Христа в Иерусалим люди будут на площади кричать Понтию Пилату: «Распни!
В Коммерческом суде Островский сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, мещанами , купцами, мелким дворянством; судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих о наследстве, несостоятельных должников. К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» впоследствии — « Свои люди — сочтёмся! Первая публикация — небольшая пьеса « Картина семейной жизни » и очерк «Записки замоскворецкого жителя» в одном из номеров « Московского городского листка » в 1847 году. После чтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года профессор Московского университета С. Шевырёв торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе». Островский, 1856 г. Члены редколлегии журнала «Современник» Островский справа. Первый комитет общества русских драматических писателей. Литературную известность Островскому принесла комедия « Свои люди — сочтёмся! Погодина « Москвитянин ». Под текстом значилось: «А. Под вторыми инициалами скрывался Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество, которое не пошло дальше одной сцены, а в 1856 году дало недоброжелателям Островского повод обвинить его в плагиате. Однако пьеса вызвала одобрительные отклики Н. Гоголя , И. Влиятельное московское купечество , обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II , а пьеса допущена к постановке только в 1861 году. Первая пьеса Островского, которой посчастливилось попасть на театральные подмостки, — « Не в свои сани не садись » закончена в 1852 г. Более тридцати лет, начиная с 1853 года, новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала « Современник ». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.
Мы вняли этому предложению и предложили отцу Павлу опубликовать его ответ оппонентам и разъяснение своей позиции. Но он, как видим, высокомерно отказался. На наш взгляд, это лучше всего свидетельствует о неправоте священника Павла Островского. Как и о его фиаско как миссионера. А ведь миссионер призван помнить о завете Апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых» 1 Кор. Но священник Павел Островский не пожелал донести свою позицию не то чтобы до эллинов и иудеев, но даже до русских православных, не согласных с его позицией. Этот высокомерный отказ от разъяснений заставляет предполагать, что в основе его миссионерской деятельности лежит гордость. И именно уязвлённая гордыня лежит в основе той кампании, которую он развернул по дискредитации авторов статьи, критикующих его миссионерские подходы. Напомним, что один из авторов — протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, которому 13 марта исполнилось 79 лет.
Островский — драматург на все времена!
И все семейные праздники мы отмечали с фирменным черничным пирогом. Это был особый рецепт лакомства, которое так и называли июльский щелыковский бабушкин пирог. И я до сих продолжаю его печь", — приводятся в сообщении слова Трутневой.
Потом человек начинает двигаться и чувствует себя уже более или менее нормально.
К концу дня ему кажется, что он практически здоров. Но ночью снова появляется боль. Поскольку мы знаем, что на ранних стадиях всегда поражаются крестцово-подвздошные сочленения — те суставы, где позвоночник переходит в тазовые кости, пациента отправляют на рентген.
На снимках можно увидеть четкие изменения, вызванные воспалительным процессом. Иногда столь длительный прием пугает пациента. Но без этого не обойтись.
Только ликвидировав инфекцию, можно противовоспалительными препаратами добиться ремиссии заболевания. Сегодня появился новый класс генно-инженерных биологических препаратов, так называемая таргетная, или целевая точечная терапия, направленная против главного фактора в развитии болезни. Применение этих, к сожалению, очень дорогостоящих средств позволяет в большинстве случаев вызвать ремиссию болезни.
Хламидийная инфекция, когда она только проявилась, лечится антибиотиками всего за неделю. Но если болезнь длится годами, то иногда и многомесячное лечение уже не спасает. При спондилоартритах очень важно сохранять подвижность в позвоночнике, поэтому врачи не должны освобождать таких пациентов от работы.
При этом заболевании позвоночника больничный лист выдается в ситуациях, когда человек обездвижен. А так больному необходимо минимум два раза в день делать зарядку. Заметили ошибку?
Брать ее или нет, громко обсуждают родственники Кисельникова, но не на уровне ценностей, а сугубо практически. Аргумент тестя героя звучит пощечиной обществу: поскольку воровство в нем повсеместно, то, отказавшись "брать", услугу России не окажешь, а значит, только сглупишь, потому что обязательно "возьмет" кто-нибудь еще. Хотя и знал, что личная честность лежит в другой плоскости, нежели политические взгляды. Взять хоть профессора Крылова — одного из виднейших западников, оказавшегося на деле вымогателем взятки. Постепенно в окружении драматурга начинают преобладать славянофилы. Возможно, потому, что, бросив судебную работу, Островский устроился на литературную — в журнал "Москвитянин" под руководство знаменитости тех лет Михаила Погодина. Издание с характерным для Первопрестольной посылом бросало вызов Санкт-Петербургу на уровне ценностей: выступало за консервативно-религиозные начала общества и старую Россию.
Под воздействием этих идей Островский меняет ракурс своей критики. В пьесе "Не в свои сани не садись" драматург обличает те же изъяны, что и раньше, но иначе: алчность — порочна, но увидена автором теперь в желании дворянина заключить брак с купчихой без любви, чтобы поправить дела, тщеславие — в желании подняться вверх по социальной лестнице за счет неравного брака. Пьеса ложится в логику сословного миропорядка — неудивительно, что на этот раз ее полностью одобрил Николай I. Пьеса "Бедность не порок" — в том же ключе: автор вступается за верную консервативным порядкам часть купечества, призывая увидеть преимущества в традиционном укладе, вызвавшем это сословие к жизни, а не пренебрегать им. Путешествие на Запад Переход Островского из западников в славянофилы выдерживает испытание поездкой в Европу. Отрывки из дневника : "Были в бельведере, ходили по саду, который несколько напоминает Петергофский"; "В деревнях женщины совершенно русские, и такие же лавы через речку, как и у нас"; "Отличное утро, совершенно наше июльское"; театр La Scala "громаден, но Московский богаче"; "Отправляемся в Рим по железной дороге. Характерное отличие от западничества — изживание наивности.
Островского Лимская библиотека присоединилась к областной акции в поддержку книги и чтения «День с писателем», посвященной 200-летию А. Островского — русского писателя, драматурга, члена корреспондента Петербургской АН. К этому событию в библиотеке оформлена выставка — «Жизнь моя принадлежит театру».
Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося драматурга Александра Островского
Реализация большинства из них запланирована именно на 2023 год. Но кроме выставок, конференций и фестивалей театр живет спектаклями. На них в бюджете нашлось 50 млн рублей. На участие в отборе было подано более 50 заявок от драматических и музыкальных театров. По итогам экспертная комиссия отобрала 18 сильнейших. Но как же надо ставить Островского, чтобы ничего не нарушать и соответствовать автору? А Луганский драматический театр имени Луспекаева привез в Москву «Снегурочку». Как рассказала «Известиям» директор театра Галина Михайлюк-Филиппова, в 2022 году, еще до присоединения новых территорий к России, первым театром, который приехал к ним на гастроли, был Малый.
Артисты и худрук поддержали коллег. На Новый год прислали им автобус в подарок, чтобы они ездили на гастроли по отдаленным городам Луганской области и доносили исконно русский язык, которого там практически не осталось.
В Крыму снимают фильм к 200-летию со дня рождения писателя Александра Островского В Крыму снимают фильм к 200-летию со дня рождения писателя Александра Островского 27 апреля 2023 в 22:58 507 В Крыму снимают фильм к 200-летию со дня рождения писателя Александра Островского и 150-летию его произведения Снегурочка. Съемки проходят возле Симферопольского водохранилища.
Режиссёр фильма Наталья Бондарчук известная актриса, сценарист, заслуженная артистка и заслуженный деятель искусств России.
Как сообщало ИА Регнум, снос памятников, имеющих отношение к России, начался на Украине в 2015 году под видом «декоммунизации». Власти страны снесли к началу 2022 года более 2,5 тыс. Также изменили названия более 900 населённых пунктов и около 50 тыс.
После начала спецоперации по денацификации этот процесс продолжился с многократно возросшими темпами. Только в Киеве в рамках так называемой масштабной кампании по дерусификации и десоветизации запланировали снести 296 объектов, связанных с СССР или Россией.
Купчиха Мавра Тарасовна комедия «Правда — хорошо, а счастье лучше» обращается к девушке: «Выходов-то тебе немного: либо замуж по нашей воле, либо в монастырь». Слово «монастырь» звучит с подмостков театра Островского довольно часто.
Ключница Гавриловна пьеса «Воспитанница» восхищалась: «Ишь ведь у нас точно монастырь, в сто глаз смотрят». Нечто подобное возвещал «богатый барин» Лыняев из комедии «Волки и овцы»: «Ведь у вас монастырь: кротость, смирение, тишина». Кто-то может счесть положительным и образ «приживалки» Василисы Перегриновны пьеса «Воспитанница» : «Кончила я… вчера свою вечернюю молитву Творцу небесному и пошла по саду погулять, благочестивыми размышлениями на ночь заняться». Что до образов духовенства, то они крайне редки в пьесах Островского.
Следует обратиться к другой части его литературного наследия. Вот дневниковая запись от 4 мая 1856 года, относящаяся к вышеупомянутому селу Городня: «Отец Василий, седой старичок, с красным лицом и пунцовым носом… принял нас даже несколько подобострастно, только с какими-то судорожными движениями. Легко можно было заметить, что он и с похмелья и пьян». В другой раз драматург отметил, что вследствие «невежества и корыстолюбия попов» в стране сильно развивается раскол письмо к М.
Погодину, 1872 год. Островский использовал фольклор, даже его низкие жанры. Приведем анекдот из «Записной тетради» за 1854 год. Мужик: Эх.
Батюшка, это что ж? Нас учил, а сам попал, да еще так глубоко. Поп: Молчи, свет! Подо мной протопоп, а то бы я еще глубже утоп».
В «Записной тетради» есть и такое: «Поп — из семи овчин брюхо сшито». Отнюдь не случайным оказывается заявление девушки-сироты Натальи из комедии «Трудовой хлеб»: «В церковь не надо ходить… Там известно что… Певчие поют…» А что же сам Островский? Он все театром занимался… Доброй души был человек» А. Островский в воспоминаниях современников.
Уважение к служителям алтаря изредка все же проявляется в драматургии Островского. Дворецкий Потапыч из пьесы «Воспитанница» говорит: «…и городничему жаловались, и отцу протопопу…» Духовенство здесь представлено продолжением власти светской. Особняком стоят исторические трагедии, посвященные Смутному времени.