Говорят, что папа Франциск весьма образован, значит ему известны слова другого величайшего русского человека, почти современника Достоевского. «Около мёртвого сидел художник и рисовал Достоевского в его вечном сне» Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела. Сегодня к ежегодному духовно-просветительскому проекту «Дни Достоевского в Оптиной пустыни [ ].
Российские ученые захотели найти отца Достоевского
200 лет назад родился писатель-пророк — отец Андрей Ткачёв. А отец, до того, как стал работать в Музее Достоевского, долгое время был вагоновожатым. Знаменательны слова Михаила Достоевского, брата Федора, написанные в мае 1838 года отцу: «Папинька! Комментируя заявление Папы Римского Франциска, украинский посол в США Оксана Маркарова обвинила его в невнимательном прочтении классика русской литературы Федора Достоевского.
Отец и мать
По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года. Чермашня в воспоминаниях Достоевского занимает особое место: именно здесь в 1839 году был найден мёртвым его отец. Одна из исследователей Ольга Арамова сообщила, что некоторое время назад ученые проводили процесс идентификации предположительно отца писателя Достоевского Михаила.
Al Modon (Ливан): «Мой отец Федор Достоевский»... Что скрыто за великим наследием писателя?
По Коломне сам Дмитрий Андреевич водил экскурсии — именно здесь разворачивается основное действие романа «Преступление и наказание». В Северной столице есть станция метро «Достоевская». Есть даже служба доставки, которая эксплуатирует знаменитую фамилию — «ДостАевский». А в Беларуси на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской православной церкви бережно сохраняют его первые впечатления от Достоево: «Я не ощутил незнакомости этой земли и сразу же признал ее как родную, почувствовав на генном уровне родственную связь. Мне здесь просто хорошо». Дмитрий Достоевский не дал родовому древу угаснуть. Сначала его собирались назвать Иваном, «собрать» в семье имена братьев Карамазовых. Но духовник на Валааме сказал: «Назовите Федором».
Больше всего известна Елизавета Арсеньева — бабушка Михаила Лермонтова со стороны матери. Таким образом, Дмитрий Андреевич Достоевский — родственник двух великих представителей русской литературы...
Однако анализ оказался отрицательным. Это позволит не брать кровь у наследников каждый раз, когда кто-то решит выдать себя за родственника Достоевского. В России ранее предложили создать банк данных ДНК участников спецоперации.
Смертную казнь с отменой расстрела в последнюю минуту, как главное потрясение своей жизни, Достоевский в деталях описал в письме брату. Жизнь везде, жить и остаться, и остаться человеком навсегда — цель, вот задача», - рассказала о письме Достоевского директор литературно-мемориального музея Ф. Достоевского Наталья Ашимбаева. Интересный, гениальный, противоречивый. Образ писателя здесь же, в музее, раскрывают и через повседневные детали быта, которые его окружали. В рабочем кабинете писателя все воссоздано с детальной точностью по фотографиям, которые были сделаны сразу после смерти Достоевского. Как известно, он умер на диване. На столе остались рукописи, стакан с чаем. Обязательно крепкой заварки. И чай писатель заваривал сам.
Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского. В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге. Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома" Николая Каразина, 1893 г. А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии. Не секрет, что это произведение полностью основано на личном опыте Достоевского. После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения. В «Записках из Мёртвого дома» очень много деталей, полностью взятых из личной истории писателя. Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири. Под переплётом книги спрятано несколько рублей — «на всякий случай»: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне ещё в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время её уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата». Женщины организовали встречу писателя с другими участниками его кружка и каждому подарили такое Евангелие с «секретом». Правда, судьба этого Евангелия в реальности и в книге Достоевского оказалась разной: писатель хранил его всю жизнь, а Горянчиков лишился ещё в остроге. Причём довольно банально: «У меня один арестант, искренно преданный мне человек говорю это без всякой натяжки , украл Библию, единственную книгу, которую позволялось иметь на каторге; он в тот же день мне сам сознался в этом, не от раскаяния, но жалея меня, потому что я её долго искал».
На могиле отца Достоевского в Подмосковье установят крест
Работал в учреждениях системы здравоохранения. Со своей супругой матушкой Ириной вырастил четверых детей. С 1995 года он несет послушание в храме иконы Божией Матери «Споручница грешных» при Краснопресненской пересыльной тюрьме, в 2003 году назначен старшим священником этого храма. Награжден серебряной медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы» Министерства юстиции. После окончания Московской Духовной семинарии отец Иоанн был награжден правом ношения камилавки и наперстного креста. В 2009 году он был возведен в сан протоиерея.
Как следует из конкурсной документации, планируется реставрация Духосошественской церкви, связанной с семьей Достоевских. Исполнитель контракта воссоздаст внутреннюю отделку храма, проведет установку металлических и деревянных конструкций. Отреставрировать планируется только сам храм. Между тем благоустройство требуется и кладбищу, где согласно историческим записям, был похоронен отец автора «Преступления и наказания». В советские годы погост вместе с координатами могилы М. Достоевского долгое время оставался утраченным.
В основном они публиковали публицистику с позиций почвенничества — консервативного течения, отстаивающего идею особого пути России, призванной спасти человечество. Достоевский также публиковал в журналах новые произведения "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома". Но вскоре он погряз в кредитах, особенно с середины 1860-х, когда умер брат Михаил, и ему пришлось закрыть журнал. В дальнейшем Достоевский занимался либо журналистикой, либо написанием романов. Так, он писал в течение десяти лет "Преступление и наказание", "Игрока", "Идиота" и "Бесов", затем полтора года редактировал журнал "Гражданин", после чего писал "Подростка", а потом два года вел публичный "Дневник писателя" самый известный его журналистский проект; что-то вроде авторской колонки по самым насущным политическим вопросам. После перерыва на "Братьев Карамазовых" Достоевский вновь вернулся к "Дневнику писателя" и, если бы не смерть, продолжал бы его вести. Будем откровенны: чтение "Дневника" — довольно сомнительный способ полюбить личность Достоевского, только если вы не поклонник православного монархизма с антисемитскими нотками. Ибо там можно встретить такие фразы: "Народ — это дети царевы, дети заправские, настоящие, родные, а царь их отец". Или: "Россия, может быть, самая свободная из наций". Или: "Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш". На его мировосприятие, по всей вероятности, серьезно повлиял травмирующий эпизод из детства. Анна Достоевская вспоминала , что как-то в светском салоне один мужчина спросил у него: какой самый большой грех на земле? Достоевский в ответ рассказал историю, когда он ребенком жил в московской больнице для бедных, где его отец был врачом и где он подружился и часто играл с девочкой, дочкой кучера или повара. И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Помню, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может". Детскую травму Достоевский перенес в произведения. Самых отрицательных персонажей, Свидригайлова и Ставрогина, он казнил именно этим преступлением. А главу " У Тихона " в романе "Бесы", в которой описывается схожий эпизод растления, цензура тех лет даже не пропустила в печать. Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу". Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе. Правда, виновата не только распоясавшаяся Европа; Достоевский был склонен к азарту с юных лет, когда молодым человеком играл на деньги в бильярд. Анна Достоевская оставила воспоминания, как во время заграничной жизни муж постоянно заговаривал о рулетке и играл в нее, умудряясь заложить все их состояние, вплоть до обручальных колец и сережек жены. Катастрофа наступила в 1868 году, когда очередной проигрыш Достоевского довел беременную жену до выкидыша. Несмотря на клятву больше не играть, Достоевский все равно срывался. Я сделал преступление, я все проиграл, что ты мне прислала, все, все до последнего крейцера, вчера же получил и вчера проиграл. Аня, как я буду теперь глядеть на тебя, что скажешь ты про меня теперь! Его обрили, облачили в куртку, заковали в кандалы и заключили в деревянную казарму. Он работал вместе с остальными каторжанами на кирпичном заводе на берегу Иртыша. Условия жизни Достоевский подробно описывал брату Михаилу в тайной переписке. Достоевский навсегда покинул острог 15 февраля 1854 года, в возрасте 32 лет. В марте того же года он был зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Там он провел еще четыре года, после чего только вновь обрел свободу. В поздние 1870-е годы он дружил с религиозным философом и поэтом Владимиром Соловьевым. Они часто обсуждали самые серьезные "русские вопросы", в том числе каторжный опыт. Во время одного из этих обсуждений Достоевский разгорячился и вполне в своем духе наговорил Соловьеву: "Я только там [на каторге] и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... Христа понял... Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно. Ах, если бы вас на каторгу! Л лагерная тюремная проза Врач-психиатр Виктор Франкл часто вспоминал повесть Достоевского "Записки из Мертвого дома" во время заключения в нацистских концентрационных лагерях. Глядя на поведение сокамерников, он особенно часто возвращался к мысли Достоевского, что "человек есть существо ко всему привыкающее". В "Записках из Мертвого дома" Достоевский отразил впечатления от личного каторжного опыта. Он опубликовал повесть спустя десять лет вынужденного молчания. Эта публикация стала единственным его произведением, к которому благосклонно отнеслась почти вся отечественная критика. Эта книга дала читающей публике первое детальное и всеохватывающее описание "каторжных нор". Она также положила начало русской лагерной, или тюремной, прозе. Кадры из фильма "Мертвый дом", 1932 год.
Авторы разработки также работают с останками мамонтов, найденных в Якутии и на юге России. Они считают, что если нанести на ДНК-карту генетический материал мамонта, то ученые будущего с более совершенными технологиями смогут заново вывести и клонировать этих животных. Также ДНК-карт помогут создать настоящие «биобанки» вымирающих и ценных животынх безз дополнительного оборудования.
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну. Весь Кузнечный переулок и Владимирская площадь наполнялась людьми. Наконец Достоевского вынесли из квартиры в дубовом гробу, обвитом гирляндами-цепями из еловых ветвей. Издатель и типограф Михаил Александров, занимающийся текстами Достоевского, сохранил воспоминание об этом моменте: «Вперед! На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы».
Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью.
Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Весь Невский проспект был заполнен народом. Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра. Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества.
Гроб с телом Достоевского всю дорогу несли на плечах почитатели его творчества. Михаил Александров приводит случай о том, как простой люд удивлялся этому грандиозному шествию и интересовался, кого хоронят с такими почестями. Когда же узнали, что это не какой-нибудь генерал или начальник, а писатель, то был сделан такой вывод: — Стало быть, книги хорошие сочинил, — заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель. Процессия уже приближалась к Лавре, а толпа все росла.
В большинстве учебных заведений отменили занятия: все учащиеся и воспитанники колоннами шли к Невскому и присоединялись к провожающим. Только к двум часам всем удалось дойти до места назначения, поэтому отпевание пришлось отложить на следующий день. Вечером толпа почитателей уменьшилась, чтобы явиться на следующий день на отпевание и погребение.
РГ: Есть расхожее мнение, что Достоевский был не русских, а польских кровей. Сараскина: Феноменальность рода Достоевского в интереснейшем национальном колорите: в семье литовца-отца и украинки-матери царил культ русской истории и русской литературы, культ чтения, атмосфера преклонения перед Словом, и именно это сказалось на характере будущего писателя больше, чем все остальное: поэтому русскость Достоевского - целиком явление культуры, а не вопрос крови. РГ: Как возникла фамилия - Достоевский? Сараскина: Согласно современной версии происхождения писателя его предки берут начало от великорусского рода Ртищевых. С тех пор по тогдашней традиции потомки приняли фамилию Достоевские.
Село, ставшее родовым гнездом Достоевских, сохранилось на территории современной Белоруссии. Затем часть представителей рода уехали на Украину. В архивах трех государств учеными ведется работа по изучению рода Достоевских. Ветвь рода, начиная с отца писателя, целиком принадлежит России. В этой связи важна поддержка тех памятных мест, куда устремляются почитатели Достоевского со всего мира: Москва, Санкт-Петербург, Старая Русса, Омск, где есть замечательные музеи писателя. Вместе с тем наиболее заброшенным в силу ряда исторических обстоятельств оказался самый дорогой для писателя уголок русской земли - родительская усадьба Даровое Зарайский район Московской области.
Но Дмитрий Андреевич давно стал своим в кругу достоеведов и является консультантом Литературно-мемориального музея писателя. Скажите, оказывает ли влияние на вашу жизнь и жизнь ваших близких авторитет великого предка? Или вы стараетесь, чтобы груз ответственности не давил на младших членов семьи? У меня было счастливое детство, как у всех, пока родители не сказали, что я правнук великого писателя.
Но даже после этого ничего особенного не происходило, я строил свои планы на жизнь. Прадед оставался в стороне, ведь в школе его тогда не проходили. Пришло время самому прочитать «Преступление и наказание», тут я понял, что мой предок — гений. И что последующие поколения, несущие гены Федора Михайловича, должны быть его достойны. Моя жизнь разделилась на мою собственную и другую, посвященную ему. Что касается моего сына и внуков, то это следующее поколение, и для них Достоевский может оказаться другим, ведь они не прошли вновь открытие писателя в советской действительности от замалчивания до признания, как я. Я понял, что мой предок — гений Достоевский и Толстой — две очевидные вершины русской мысли, русского слова. В чем лично для вас заключается сходство и различие между ними? Их сходство в мировой популярности того и другого. Ведь Достоевский «открыл» и напутствовал Толстого, хотя они так и не встретились ни разу.
Еще в Сибири, когда Достоевскому была разрешена переписка после каторги, он написал старшему брату Михаилу, чтобы тот прислал литературные журналы, попросил и список новых писателей, а потом выделил именно Льва Николаевича, только дебютировавшего с «Севастопольскими рассказами». В письме к брату фраза: «Напиши подробнее, кто такой граф Толстой, далеко пойдет…». В дальнейшем следил за растущей популярностью Толстого. Ощущал некое соперничество и, даже находясь на смертном одре, когда Толстой стал проповедовать свое учение непротивленчества и написал «Евангелие Толстого», Достоевский попросил тетку Толстого, жившую в Петербурге, прочитать вслух адресованные ей письма племянника с изложением этого учения. Слушая, причитал уже слабым голосом: «Не то, совсем не то! Толстых воспринимают как большое семейное гнездо — известны даже регулярные собрания в Ясной Поляне всех потомков Льва Николаевича, живущих в разных странах мира.
Достоевского, всю жизнь занимался архивами прадеда, выступал на конференциях и писал мемуары. Но мы к этому особо и не стремились. Каждый должен быть на своём месте. Праправнук писателя Алексей стал потомственным вагоновожатым.
В одном из городских трамвайных парков долгое время работала и его жена Наталья. Три поколения Достоевских. В семье есть давняя традиция: называть детей именами героев произведения "Братья Карамазовы". Но всё-таки "Братья Карамазовы" — для меня особенный роман. У Алексея Достоевского любимых романов нет. Жена Алексея Наталья с произведениями Фёдора Михайловича познакомилась гораздо раньше, чем со своим будущим мужем. И вот в таком состоянии я взяла в руки роман "Идиот". Прочитала и поняла, что не стоит принимать скоропалительных решений, наверняка впереди много интересного. А вскоре встретила своего будущего мужа. Правда, я долго не знала его фамилии.
Разработка ученых ЮФУ поможет найти отца Достоевского и клонировать мамонта
Мы можем быть спокойны — ДНК точно сохранится и нам не придется снова брать кровь у потомков писателя, когда будет найден настоящий отец классика русской литературы», — рассказала Ольга Арамова. Авторы разработки также работают с останками мамонтов, найденных в Якутии и на юге России. Они считают, что если нанести на ДНК-карту генетический материал мамонта, то ученые будущего с более совершенными технологиями смогут заново вывести и клонировать этих животных. Также ДНК-карт помогут создать настоящие «биобанки» вымирающих и ценных животынх безз дополнительного оборудования.
В то же время от некоторых наказаний для воспитания детей, очень характерных для эпохи, Михаил отказался. Например, он не ставил детей на колени в угол и старался вообще избегать физических наказаний хотя розги на всякий случай были припасены. Обыкновенно день Михаила Андреевича начинался с того, что он вставал в 6 утра, проводил обход в больнице и объезжал пациентов по домам. Домой возвращался к 12 дня, где обедал с семьёй и немного отдыхал, следом вновь возвращался в больницу.
В 9 вечера накрывался ужин, семья кушала, читала молитвы и отходила ко сну. Многое о жизни семьи в тот период оставляет нам Андрей Достоевский, младший брат Фёдора. Так, в детстве они часто слушали сказки про «Жар-Птицу», русских богатырей, Синюю Бороду и многие другие. Летом часто семьёй устраивали вечерние прогулки в Марьину рощу, а по воскресеньям и праздникам посещали обедни в больничной церкви.
В более позднее время отец знакомил своих детей с произведениями Жуковского, Державина, Пушкина. Уже в 10-летнем возрасте Фёдор Михайлович, по собственному признанию, знал едва ли не все эпизоды из жизни Русского государства — всё благодаря тому, что отец читал ему историю Карамзина. Михаил Андреевич получил чин коллежского асессора и права на потомственное дворянство. Вскоре семья Достоевских стала дворянского рода.
В 1831 г. Михаил Андреевич приобрёл село Даровое в Тульской губернии. Правда, первоначально со всем этим хозяйством было больше проблем, чем выгоды — земли худородные, а весной следующего года вообще произошёл пожар, стоящий хозяину семейства 9 тысяч рублей. Тёмные черты Разумеется, в памяти Фёдора Михайловича отец так и остался человеком добрым, чувственным, любящим и не способным на какие-либо подлые или жестокие поступки.
Смерть отца подстегнула литературные амбиции Федора Михайловича, которые только усилились после того, как он арендовал квартиру вместе с бывшем товарищем по училищу Григоровичем. Сначала Достоевский пытался заработать на переводах, но денег едва хватало на жизнь. Тетка будущего писателя Александра Куманина помогала ему сводить концы с концами после того, как вышла замуж за богатого человека. В книге отрицаются многие нелицеприятные высказывания о характере Федора Михайловича, включая то, что русский писатель был расточительным и испорченным. Его дочь отмечает, что отец не вел разгульную жизнь, а наоборот был неутомимым тружеником, который проводил все дни за работой. Когда Федор Михайлович закончил свой первый роман «Бедные люди», то его друг — Григорович — отвез роман Некрасову, который в то время возглавлял литературный журнал. Некрасов был настолько восхищен произведением, что немедленно пожелал увидеть автора рукописи.
После публикации романа «Бедные люди», вокруг которого разгорелись литературные распри, Достоевский получил известность. Дочь писателя посвятила часть книги сплетням злобных литераторов, но ее преимущество состоит в том, что Любовь представила замечательный анализ первого романа отца: «Первый роман отца, несомненно, был очень хорошо написан, но он не был оригинален. Это было подражание гоголевскому роману, который в свою очередь имитировал французскую литературу этой эпохи — "Отверженные" Виктора Гюго с их знаменитым Жаном Вальжаном — вот символ этого нового литературного движения». В тюрьме против республики Любовь также рассказывает об участии Федора Достоевского в политическом заговоре Петрашевского, в результате которого он оказался в ссылке. Царь помиловал его в последнюю минуту перед казнью вместе с 40 другими осужденными. Дочери писателя сложно объяснить вступление Достоевского в ряды противников царя, так как он плохо знал Россию. Она рассказывает, как годы заключения в Сибири заставили его принять противоположные взгляды, особенно после того, как он предстал перед военным судом и был на волосок от смерти в ходе инсценировки, устроенной Николаем I во время казни.
Сначала он убедил заключенных в том, что их действительно казнят, а после, за секунду до стрельбы, помиловал. В шестой главе своей книги «На каторге» она рассказывает, как Достоевский выбрал путь братства во имя Христа и близость к народу и как хорошо к нему относились другие заключенные, хотя это были воры и убийцы. Именно тогда писатель познакомился поближе с русским народом — удивительной смесью славян и монголов, покоривших шестую часть земли. Так он узнал, что он совершенно отличается от образа дикого народа, который за ним закрепился. На самом деле его окружали хорошие люди, и поэтому каторга спасла Достоевского от безумия и самоубийства. В тюрьме Достоевский отказался от республиканских идей, стал защитником церкви и даже призывал превратить ее в независимую структуру во главе с патриархом. Достоевский понимал, что религия играет важную роль в России, изучал монархизм и, наконец, понял, что для страны царь лучше, чем глава республики, поскольку он пользуется доверием и обладает короной, а к республиканцу будут относиться с подозрением.
Таким образом, Достоевский стал монархистом и врагом писательской интеллигенции в Петербурге — противника царского режима. По ее словам, пока на каторге отец изучал русский народ, эти джентльмены продолжали свои дискуссии в петербургских салонах, черпая информацию о России из европейских книг. Став глубоким верующим, тем, кто не отступил от Евангелия за четыре года каторги, Достоевский теперь был готов создавать свои великие произведения, которые не мог написать до ареста.
Насильственная версия не имеет ни единого свидетеля-очевидца и ни единого свидетеля, кто лично слышал о подробностях убийства; она основана лишь на показаниях лиц, которые весьма противоречиво пересказывают историю убийства со слов тех, кто тоже не был свидетелем-очевидцем и питался лишь слухами. Воспоминания А. Достоевского , приобретшие статус первоисточника, были написаны в 1895 году, когда мемуаристу было уже 70 лет; его рассказ о событиях более чем полувековой давности основан на рассказах неочевидцев. Четырнадцатилетний Андрей, проживая в Москве, узнал о несчастье от няни, прислуги и родственников. Никто из них на месте в момент преступления не был: няня, почти свидетельница, видела только труп барина; горничная Арина жила в Москве у Куманиных и узнала о происшедшем от навещавшей ее родни. Никого из родственников покойного, кроме двух его малолетних детей, Коли и Саши, в деревне в тот момент тоже не было. Версия Андрея не содержит сведений о ключевых свидетелях дела — кучере, священнике и докторе — и рисует сцену, как отец, проезжая мимо работающих в поле мужиков, выразил недовольство их работой, вспылил и закричал. В ответ кто-то дерзкий нагрубил ему и, боясь последствий, крикнул остальным: «Карачун ему! Первым его делом, конечно, было разъяснить, сколько мужики могут дать за сокрытие этого преступления. Не знаю, на какой сумме они порешили, и не знаю также, где крестьяне взяли вдруг, вероятно, немаловажную сумму денег, знаю только, что временное отделение было удовлетворено, труп отца анатомирован, причем найдено, что смерть произошла от апоплексического удара, и тело было предано земле в церковном погосте села Моногарова». Каждая деталь этого драматического рассказа проблематична. Как установил Федоров, «стая коршунов» — каширский исправник Н. Елагин, уездный штаб-лекарь X. Шенкнехт, а также становой пристав и стряпчий — пробыли в Даровом несколько дней и провели «тщательные изыскания»; причем лекарь официально подтвердил выводы первого доктора, уточнив, что удар произошел «вследствие привычных геморроидальных напряжений, от которых привычного пособия не было принято». На основании чьих признаний «коршуны» дознались об убийстве и лишь рядились с убийцами о сумме взятки, если крестьяне, кучер, поп и зарайский лекарь таких показаний не давали? Так всё-таки: таились или сразу дали «коршунам» «немаловажную взятку»? Молчали, опрашиваемые поодиночке, или устроили складчину для мздоимцев? Заметим: по версии Андрея Михайловича, именно крестьяне, а не родственники покойного, которых не было в деревне, когда там находились «коршуны», выступают взяткодателями, признавая, таким образом, свою вину. И только во вторую очередь возникает вопрос: откуда нищие крестьяне во время засушливого лета, когда съедены все припасы и нечего продать, могли в несколько дней добыть деньги на взятку «стае» корыстных чиновников? Разве что попросить в долг у помещиков-соседей, тех же Хотяинцевых, сделав и их соучастниками преступления. Но возникает вопрос: когда родственники успели это сделать, если уже 16 июня на имя тульского гражданского губернатора из каширского суда было отправлено донесение о скоропостижной смерти даровского помещика с припиской: «По произведенному временным отделением сего суда следствию в насильственной смерти его, г. Достоевского, сомнения и подозрения никакого не оказалось, а последовала таковая... Эти «свидетели» «свидетельствовали» по слухам и преданиям седой старины; они, еще не родившиеся, когда произошла эта история, охотно рассказывали московскому писателю Д. Стонову в 1924-м и ученым В. Нечаевой и М. Волоцкому в 1925-м, какой плохой, злой и жестокий был барин, владевший их дедушками и бабушками: «Зверь был человек. Душа у него была темная... Строгий, неладный господин... Крестьян порол ни за что» 25. Что в этих показаниях — истина, а что — клевета на того, кого уже некому защитить? По версии даровских крестьян, убивали мужики черемошинские, по сговору четверых, не выехавших на работу и сказавшихся больными, чтобы заманить во двор барина, который наверняка захочет «вылечить» их палкой. Так будто бы и случилось. Потом вывезли, свалив в поле, на дороге из Черемошни в Даровое. А кучер Давид был подговорен. Оставил барина да в Моногарово за попом, а в Даровое не заезжал. Поп приехал, барин дышал, но уже не в памяти. Поп глухую исповедь принял, знал он, да скрыл. Крестьян не выдал. Следователи потом из Каширы приезжали, спрашивали всех, допытывались, ничего не узнали. Будто от припадка умер, у него припадки бывали» 28. В этой версии, как уже было сказано, потерян доктор Шенрок, изменено место преступления потерпевшего нашли не там, где убили , уменьшилось число преступников не 15, а всего четверо и, самое главное, отсутствует факт взятки. Из чего следует, что «стая коршунов» написала донесение губернатору о ненасильственной смерти безвозмездно! Как видим, версии «свидетелей по слухам» радикально противоречат одна другой. Спустя неделю после смерти М. Достоевского в Даровое приехала неродная «бабинька» О. Нечаева с полномочиями от Куманиных, в доме которых она жила, забрать в Москву сирот Колю и Сашу. Это означало, что Куманиным уже все было известно, и скорее всего от соседей. Те же соседи могли написать и Федору — один из Хотяинцевых в марте 1839 года уже справлялся, по поручению М. Неизвестно, кто первым и что именно сообщил Федору о трагедии. Михаил же узнал о ней из письма Федора, посланного в середине июня 29. Слышал только, что Вы взяли детей к себе, и пролил слезы благодарности!.. Чем он заслужил себе конец такой! Пусть же сыновнии слезы утешат его в той жизни! Меж тем «бабинька», побывав на погосте и поклонившись могиле, была звана как известно из воспоминаний Андрея Михайловича к владельцу села Моногарово П. Хотяинцеву, который открыл гостье глаза, назвав истинную причину смерти — убийство. Вряд ли, однако, Хотяинцев указал источник шокирующих сведений. Но если он был ему известен, то от кого? От попа Духосошественской моногаровской церкви, который был в сговоре с крестьянами, не выдал их следствию, но почему-то выдал барину? Скорее всего, сосед-помещик пользовался слухами, которые ползли по деревне но почему-то не доползли до следствия , или сам стал их сочинителем. Так или иначе, Хотяинцев по версии, слышанной А. Но зачем? Но кто дал деньги? Всё те же вопросы, на которые нет ответов. Как показывает Федоров, именно «бабинька» привезла в дом Куманиных навязанную ей в Моногарове постыдную тайну и пустила ее в круг родных и детей покойного. Оттуда же будет инициирован новый виток следствия. Лейбрехт заявит в каширском суде и даст показания на бумаге , что Хотяинцевы выражали «сомнение в смерти соседа и подозрение на крестьян»: дворовая девка Достоевских слышала якобы крик барина, а его крепостные были так озлоблены против него, что били умершего по пяткам и не хотели вносить тело в церковь. Представитель дома на очной ставке отречется от ранее сказанного, но Лейбрехт неожиданно обнажит интригу: этот Хотяинцев сам просил его, Лейбрехта, передать исправнику Елагину, что моногаровский хозяин ждет Елагина к себе, чтобы возбудить дело. Именно от него идет версия об убийстве — и в Каширский суд, и к московской родне, и к детям» 30. Версия о естественной смерти М. Достоевского и невиновности крестьян вызвала в конце 1970-х новый виток споров. Оппоненты Федорова среди них первое слово принадлежало Нечаевой указывали, что данных о злодейских намерениях П. Хотяинцева нет и мотивов, по которым он мог распускать заведомо ложные слухи, подсылать в суд доносчика, длить судебное дело оно затянется на 16 месяцев , у него не было. Напротив, утверждали оппоненты, есть множество свидетельств о дружеском общении соседей, невзирая на тяжбу, а Мария Федоровна так вообще часто бывала в Моногарове «я, друг мой, — писала она мужу в 1835-м, — запировалась у Хотяинцевых в Духов день, от обедни затащили меня с детьми обедать». Кажется, это все же слабое возражение. Помимо рациональных мотивов П. Хотяинцевым могли владеть иные вихри. Тут кстати вспомнить недоверие Михаила Андреевича, остерегавшего жену: «Радуюсь, что ты пировала два дня сряду у Хотяинцевых, дай Бог вам мир и согласие, но я сомневаюсь, причина та, что сегодня приезжаю и дети подают мне бумагу, говорят, квартальный принес, посмотрел, дан указ тебе из Каширского земского суда... Да ведь и отношения его с супругами наверняка имели разные оттенки, тем более что в 1839-м Марии Федоровны уже два года как не было в живых, а отставного доктора пировать он к себе не зазывал... Возобновившись по доносу, следствие «о скоропостижно умершем г. Достоевском» перешло в уголовное русло и протянулось вплоть до октября 1840 года. Но если влиятельные Куманины способствовали закрытию дела, как предполагала Нечаева 31 , зачем в феврале 1840 года Тульское губернское правление потребовало немедленно собрать сведения «о подозрениях» и у них самих, и у дочери покойника Варвары, и у няньки Алены Фроловны?
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
Когда Достоевскому было 15 лет, умерла его мать, когда ему было 17, умер отец. Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным. Отец Достоевского из духовного сословия, кроме того он был садистом, за что был убит своими крестьянами. Это у Достоевского осталось еще с занятий по черчению в Главном инженерном училище. Прикоснуться к творчеству великого писателя теперь можно в новом музее — в столице открылся «Московский дом Достоевского», его посетил Владимир Путин. В 1830-х годах оно принадлежало отцу Федора Достоевского.