Новости могила достоевского

В альбом включены фотографии могилы Ф. М. Достоевского, находящейся на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре (Санкт-Петербург). В заключение добавлю, что Федор Достоевский – это самый петербургский писатель, поэтому чествование, обращение к его памяти у отреставрированного надгробия.

Александр Беглов возложил цветы на могилу Достоевского

Баринов, 1883 г. Гранит, бронза, 256х118х98; бюст 70х48х27. В нижней части памятника с северной стороны: Проектировалъ Х. Исполнялъ Бариновъ. Памятник на газоне с высоким цоколем, окруженный оградой из кованых прутьев.

Массивная сложнопрофилированная стела серого гранита, суживающаяся кверху, на прямоугольном плинте. Увенчана рельефным изображением восьмиконечного креста, оплетенного терновым венком, по сторонам которого вырублены в камне лавровые гирлянды. С тыльной стороны изображены насечкой скрещенные пальмовые ветви. Перед стелой на постаменте - бронзовый бюст Достоевского, на подставке в виде двух книг.

Под крестом в филенке надпись выпуклыми литерами, в славянском начертании: Ф. Похороны Ф. Достоевского на Тихвинском кладбище произошли по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева, поддержанной Духовным собором лавры.

Место было предоставлено бесплатно рядом с могилами Н. Карамзина и В. Отпевание в церкви Святого Духа состоялось 31 января 1881 г. Сразу же после смерти писателя начался сбор средств на сооружение памятника.

В октябре 1882 г.

Сохранился лишь могильный памятник. На нем выбита надпись-эпитафия из Н. Карамзина: «Покойся, милый прах, до радостного утра». Памятник хранится в подвале Московского музея Ф. Потом ее череп отправили известному антропологу Михаилу Герасимову… Ученики М. Герасимова с восторгом вспоминают об этой работе. По их оценке, «прижизненный и живописный портрет Марии Достоевской был манерным и частично отходил от натуры»… Разве можно спокойно читать это: «Череп был фрагментирован, отсутствовала затылочная часть, разрушено основание черепа вероятно, при неосторожном изъятии из могилы. По окончании работы Герасимов узнал, что восстанавливал внешний облик матери Федора Михайловича Достоевского. После этого череп и другие останки исчезают.

Они не нашли упокоения на другом кладбище». Однако не прошло и года, как в апреле 2012 года на официальном сайте Московской епархии появилось краткое сообщение , озаглавленное "Перезахоронение останков матери Ф. Достоевского в Зарайске": «11 апреля состоялось значимое событие для зарайцев и всех поклонников и исследователей творчества великого русского писателя Федора Достоевского: гроб с прахом его матери доставлен в Иоанно-Предтеченский собор г. Зарайска… В середине 1930-х годов Лазаревское кладбище было уничтожено, а останки М. В рамках долгосрочного партнерства «Память» по инициативе некоммерческого партнерства «Заповедное Даровое» при участии Московского государственного областного социально-гуманитарного института и при поддержке администрации Зарайского района и Зарайского благочиния была достигнута договоренность с руководством НИИ и Музея антропологии и МГУ о передаче останков Марии Федоровны Русской Православной Церкви. Это событие произошло с согласия потомков Ф. Достоевского и по благословению митрополита Ювеналия. В среду Страстной седмицы, 11 апреля в Иоанно-Предтеченский собор внесли гроб с прахом матери великого русского писателя и установили в центре храма… В Иоанно-Предтеченский собор прибыли правнук Ф.

Другие поймут, что все испытания и муки персонажей — это тернистый путь к духовному возрождению, а людские падения, по мысли христианской антропологии, призывают человека стать смиренным и помогают обрести истинный смысл жизни в познании Бога. В этот день ректор и студенты Санкт-Петербургской Духовной Академии собрались в некрополе Александро-Невской лавры и молитвенно почтили память русского писателя. На месте его захоронения епископ Силуан совершил заупокойную литию, во время которой пела группа мужского хора под управлением чтеца Иоанна Невзорова. После литии владыка ректор обратился к студентам со словом, в котором отметил, что все произведения Фёдора Михайловича Достоевского содержат в себе глубокую христианскую основу и потому имеют важное значение в формировании правильного морально-этического образа человека. Именно поэтому архипастырь призвал будущих пастырей никогда не забывать о наследии этого великого писателя.

Свет лампы или свеч, стоявших подле на столике, падал плашмя на белые, как лист бумаги, лоб и щёки и несмытое тёмно-красное пятно крови на его подбородке… Дыхание каким-то слабым свистом прерывалось из его горла, сквозь судорожно раскрывшиеся губы. Веки были прижмурены как бы таким механическим судорожным процессом поражённого организма… Он был в полном забытьи». Фёдор Михайлович Достоевский умер 28 января по новому стилю 9 февраля 1881 года, в 8 часов 38 минут вечера, в возрасте пятидесяти девяти лет. Анна Григорьевна, желая исполнить волю мужа, решила похоронить его рядом с Н. Некрасовым на Новодевичьем кладбище. Родственники Достоевского на следующее утро после смерти писателя отправились в Новодевичий монастырь, чтобы купить место на кладбище. Настоятельница монастыря запросила столь высокую цену, что семья писателя не смогла дать её. Вечером того же дня редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» В. Комаров передал Анне Григорьевне официальное предложение Александро-Невской лавры похоронить Достоевского на её территории. Все расходы лавра брала на себя. Вдова вынуждена была согласиться и выбрала место на Тихвинском кладбище монастыря рядом с могилой В. В то время в России было четыре лавры, это были привилегированные, богатейшие монастыри. Петербургская лавра была особенно влиятельной и богатой. Её состояние было оценено по описи в сорок миллионов рублей золотом. Расходы на похороны писателя, естественно, не были для неё обременительны. Кроме того, Александро-Невская лавра сделала своё предложение не без умысла: церковники думали превратить похороны в грандиозный спектакль, призванный продемонстрировать единение Достоевского с церковью, с правящими кругами. Однако осуществить этот свой замысел им не удалось. Похороны Достоевского превратились в многотысячное народное шествие. Церемониальное шествие за гробом было назначено в следующем порядке: учащиеся почти всех петербургских учебных заведений, и среди них одетые в парадную форму воспитанники Главного Инженерного училища, которое окончил Достоевский; затем художники, актёры, депутации из Москвы — всего было представлено более семидесяти учреждений и обществ. Ещё до выноса, когда все участники процессии заняли свои места, начало кортежа было на углу Невского проспекта и Владимирской улицы то есть простиралось на расстояние около полутора километров — «СГ». В конце двенадцатого часа по знаку распорядителя, Д. Григоровича, траурная церемония началась. Гроб подняли на руках родные Фёдора Михайловича и некоторые литераторы, среди которых были петрашевцы А.

Митрополит Варсонофий совершил заупокойную литию на могиле Федора Достоевского

К 141-й годовщине кончины великого русского писателя Федора Достоевского (1821-1881) была приурочена заупокойная лития у его могилы на Тихвинском кладбище. Панихида по Федору Михайловичу Достоевскому была отслужена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств) в Санкт-Петербурге. В начале февраля 1881 года Петербург стал свидетелем необычайного похоронного шествия. Бесплатно посетить могилу русского писателя Федора Достоевского в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре можно было лишь при наличии букета. Могила вского, мемориальная доска, закладной камень, Санкт-Петербург, Лаврский проезд — Яндекс Карты.

Кладбищенский детектив

Следовательно, почти каждая из 67 депутаций имеет свою особую историю, независимую от других. Свойство и смысл тех побуждений, по которым шли эти депутации, — вот что важно в высшей степени и о чем трудно говорить с определенностию, для чего требовалось бы больше сведений, чем мы имеем. Известно, однако, что в разных местах города, в учебных заведениях, в церквах — служились по Достоевскому панихиды по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Известно, что лица иных официальных ведомств едва успевали по краткости времени получить надлежащее разрешение для участия в церемонии, и были случаи, что даже обходились без разрешения. Накануне выноса Анне Григорьевне было известно о 8-ми депутациях, желавших нести венки, и она с радостию думала о таком великом почете, оказываемом покойному мужу. Между тем к минуте похорон оказалось налицо 72 депутации.

Главная масса провожавших состояла из разнообразнейших классов публики, и очень было заметно множество молодых людей, мужчин и женщин. Характер самой процессии был удивительно ясен. Она была несколько беспорядочна вследствие поспешности, с которою собралась, но без всякой тени волнения, без признаков того возбуждения, которое обнаруживается, когда толпа делает демонстрацию. Это была настоящая похоронная процессия. И такой же спокойный, чистый, грустный характер имели все обряды погребения и те речи, которые были сказаны в церкви и на могиле.

Михаил Александрович Александров: …Вокруг праха писателя произошло необычайное движение образованного русского общества, во главе которого стал тогдашний министр внутренних дел граф М. Лорис-Меликов, по представлению которого ныне в Бозе почивающий император Александр Николаевич поспешил, между прочим, утешить осиротевшую семью прославившего свое отечество писателя, лишившуюся своего кормильца, обеспечением материального существования ее чрез назначение ей пожизненной пенсии из государственных средств. Великие князья, министры и масса иных высокопоставленных лиц приезжали поклониться праху мыслителя, много пострадавшего в своей жизни, и тут, возле его гроба, смешивались с разношерстною толпою еще, конечно, более многочисленных простых смертных почитателей его… Провинция принимала участие в выражении соболезнования к большой утрате присылкою множества телеграмм. Никогда Кузнечный переулок, где находилась квартира почившего, не видал у себя столь блестящих съездов и вообще такого многолюдства, как в эти дни! Квартира эта сделалась общественным достоянием и с утра и до поздней ночи не затворялась… Небольшая плеяда наших лучших писателей составила из себя комитет распорядителей похорон, с Д.

Григоровичем во главе, который и принял на себя все хлопоты по этому предмету, освободив от них расстроенную вдову покойного. На другой день появилось второе издание его, с траурною рамкою вокруг первой страницы. Все почитатели Федора Михайловича, приходившие поклониться его праху, получали на память листки среднего книжного формата, на которых, в густой траурной рамке, воспроизведено было литографиею факсимиле писателя: «Федор Достоевский». Из дневника Ильи Федоровича Тюменева: 31 января, суббота. Часов в 10 утра подъехали мы… ко Владимирской церкви и принуждены были оставить извозчика: весь Кузнечный и даже часть Владимирской площади были покрыты народом.

По Кузнечному стройными линиями стояли уже десятка два или три венков, вплоть до Самого дома, где находилась квартира Федора Михайловича. У одного венка густою толпою стояли гимназисты. Соловьев рассказывал, что ученики их первой гимназии, несмотря на запрещение директора, собрали деньги на венок и старшие из них ушли тайком из гимназии, чтобы участвовать в процессии. Другой венок окружали ученики реального училища. Тут же неподалеку был венок от Бестужевских курсов, окруженный дамами и девицами.

Далее в глубину, по направлению к дому, находился венок от Общества выставок, около которого о чем-то хлопотал И. Крамской, тут же был Лемох и другие художники. За ними стоял венок от артистов русской оперы, и подле него виднелась длинная фигура В. Васильева 1-го, рассуждавшего о чем-то с Морозовым и Мельниковым потом рассказывали, будто бы Мельников получил от Кистера выговор, что пошел на вынос без разрешения: он мог там простудиться, осипнуть, заболеть и нарушить репертуар. За оперным стоял венок от русской драматической труппы.

Здесь мы увидели Бродникова, Сазонова, Петипа и др. Тут же стоял Каразин с венком от Клуба художников, уже дышавшего на ладан и существовавшего чуть ли не в лице одного Николая Николаевича, который, кажется, перевез к себе и всю движимость Клуба за неимением средств платить Павловой за помещение, — остальные члены разбрелись «розно»… С шумом и громким говором прибыли студенты университета, неся свой громадный венок, украшенный пальмовыми ветвями наподобие лиры, и стали впереди нас. Они оканчивали 4-ю группу по церемониалу, мы начинали 5-ю. Распорядителем у них был любимый ими профессор Орест Федорович Миллер. Из толпы студентов выделился хор и занял место в цепи, составленной нами и студентами; хор стал позади своего венка, к нему присоединилось человек двадцать наших певцов… Между тем публика все прибывала.

Часы показывали уже четверть двенадцатого. В глубине от дома послышалось пение: гроб вынесли из квартиры. На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы. При первых звуках молитвы головы всех обнажились. Медленные печальные звуки «Святый Боже» так сильно хватали за душу, что у многих из нас к горлу подступили слезы… Хотя пение не умолкало до самой Лавры, но того потрясающего впечатления оно уже не производило.

По мере движения и шапки при новом запевании «Святый Боже» стали сниматься все туже и туже, а в самой цепи на Невском стали и покуривать как будто нельзя было отходить на это время к панели. Вскоре и сами певцы перестали во время пения снимать шапки, и, в конце концов, молитва в шапках, под гул и разговоры окружавшей толпы, над которой носились облачка папиросного дыма, обратилась в какую-то холодную формальность, занимавшую разве одного только дирижера, который почему-то именно теперь яро размахивал руками, пятясь задом во время пения. Словом, теперь впечатление куда-то расплылось и точно испарилось, но первого момента «Святый Боже» на Кузнечном я не забуду никогда. В тот момент все действительно как-то ощутили веяние Божества, и верующие, и неверующие, это чувствовалось всеми, а чувство подчас является тоньше и прозорливее самого зрения глазами. У Владимирской церкви была отслужена лития, процессия на некоторое время остановилась.

Я в это время встал в цепь вместе с двумя другими нашими учениками и все время до Лавры шел уже боком, держась за руки с соседями. Вокруг самого гроба род цепи составляли гирлянды из еловых ветвей, которую несли на палках, как один громадный венок, окружавший и гроб, и провожающих.

Вечная память великому писателю на все времена! Надгробный памятник Ф.

Достоевскому входит в экспозицию Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга. Он был установлен в 1883 году, отреставрирован при содействии городского комитета по культуре и вновь освящен 11 ноября 2020 года.

Ron Hubbard Library» «Библиотека Л.

Минина и Д. Кушкуль г.

День начнётся с возложения цветов к его могиле и панихиды. Вечером музей устроит лекцию об утерянных рукописях романа «Братья Карамазовы» и концерт. Все мероприятия можно посетить бесплатно.

Для тех, у кого нет возможности прийти, музей запустит трансляцию в своих соцсетях.

На могиле Достоевского началась реставрация

Наверное, первое, что необходимо было сделать, это привести в порядок это надгробие. Вот уже двести лет мы будем отмечать со дня его рождения, а его труды, его произведения, его творчество, его слово остаются для нас важными и актуальными и по сей день и, я думаю, что будут еще долго оставаться [таковыми]. Достоевский — петербургский писатель, и поэтому то, что у нас в Петербурге так начинается чествование Достоевского, обращение к его памяти именно у его памятника, это очень важно и очень достойно», — сказала на церемонии директор Музея Достоевского в Санкт-Петербурге Наталья Ашимбаева.

К слову, когда Федор Михайлович начал писать свое первое печатное произведение «Бедные люди» , он жил в нынешнем Графском переулке. А позже — в доме по соседству, где прошли его последние дни, — он снимал квартиру… То есть конец и начало жизни, его творчество, связаны с небольшим микрорайоном нашего города, в котором расположен и наш литературно-мемориальный музей. В заключение добавлю, что Федор Достоевский — это самый петербургский писатель, поэтому чествование, обращение к его памяти у отреставрированного надгробия — это очень достойное событие.

Могила Достоевского здесь занимает одно из самых почётных и самых посещаемых мест. Памятник на могиле по проекту архитектора Х.

Васильева и скульптора Н. Лаверецкого мастерская Андрея Баринова был установлен спустя два года после захоронения. Рядом с Достоевским также похоронена его жена Анна Григорьевна.

И философ Семен Франк , и преподобный Иустин Попович называли его апостолом современности. Мне кажется, он ближе всего к апостолу Павлу, поскольку Павел — апостол язычников, и Достоевский тоже проповедовал язычникам, если понимать это слово в расширительном смысле. Языческим «капищем» запросто могут служить деньги — этот мотив есть во всех романах Достоевского, — а также эрос.

Сам писатель не избежал пагубных страстей — например, к карточной игре, так что он пропускал это все через себя. И третье — это, конечно, русский мыслитель, русский человек. Мы видим, что в современной, в том числе геополитической, ситуации его идеи чрезвычайно актуальны.

С одной стороны, как христианин он пишет о вечном — смерти, бессмертии, свободе, с другой — перечитайте его «Дневник писателя»: это аналог современного блога интеллектуально-патриотического направления».

Кладбище, где похоронен отец Достоевского, отреставрировали в Подмосковье

Восстанавливаются храмы, которые посещала семья Достоевских, там находятся могилы родителей писателя и раскрывается мир его детства. Капитальную реставрацию памятника провели в преддверии 200-летнего юбилея Федора Достоевского. 11 марта в храме в честь сошествия Святого Духа в Москве состоится панихида и освящение восстановленного надгробного памятника на могиле матери Федора Достоевского. День памяти открыли возложением цветов к могиле Достоевского на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавре. Панихида по Федору Михайловичу Достоевскому была отслужена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств) в Санкт-Петербурге.

В Петербурге отреставрировали памятник на могиле Достоевского

Подробностями, как провести 200-летие Достоевского в Петербурге, недавно поделился MR7. Николай Николаевич Страхов: Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило. Могила вского, мемориальная доска, закладной камень, Санкт-Петербург, Лаврский проезд — Яндекс Карты. Понятие "Петербург Достоевского" прочно вошло в мировое культурное пространство», — выступил с речью градоначальник.

Память о мастере. В Петербурге прошла панихида по Федору Достоевскому

Персонажи произведений, ведомые их создателем, ищут свой путь в мире, где попеременно борются между собой добро и зло. И писатель вместе со своими читателями пытается понять, кто из его героев прав. Литературу Достоевского сложно отнести лишь к одной философской или религиозной теории. Она живёт, движется и открывается для каждого читателя по-разному. Кто-то заметит в этих строках лишь непрекращающиеся человеческие страдания и боль самоосознания, о которых говорили философы-экзистенциалисты.

А в Пушкинском Доме открылась 46-я Международная конференция «Достоевский и мировая культура». Ранее Мойка78 сообщала , что правнук Достоевского развеял мифы о своем знаменитом предке. Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!

В результате были отреставрированы бюст, ограда, гранитные блоки, вновь прописаны потускневшие тексты эпитафий. Надгробный памятник Достоевскому был установлен в 1883 году. По информации:.

И мне кажется, они не потеряют своей актуальности еще долгое время. К слову, когда Федор Михайлович начал писать свое первое печатное произведение «Бедные люди» , он жил в нынешнем Графском переулке. А позже — в доме по соседству, где прошли его последние дни, — он снимал квартиру… То есть конец и начало жизни, его творчество, связаны с небольшим микрорайоном нашего города, в котором расположен и наш литературно-мемориальный музей. В заключение добавлю, что Федор Достоевский — это самый петербургский писатель, поэтому чествование, обращение к его памяти у отреставрированного надгробия — это очень достойное событие.

Новости и события Российского исторического общества

Достоевского В рамках торжеств в городе на Неве состоялось возложение цветов к памятнику на могиле Ф. Достоевского в Некрополе Мастеров Искусств. Празднование, посвящённое памяти великого русского писателя, состоялось в очередной, двенадцатый раз.

Тут же стоял Каразин с венком от Клуба художников, уже дышавшего на ладан и существовавшего чуть ли не в лице одного Николая Николаевича, который, кажется, перевез к себе и всю движимость Клуба за неимением средств платить Павловой за помещение, — остальные члены разбрелись «розно»… С шумом и громким говором прибыли студенты университета, неся свой громадный венок, украшенный пальмовыми ветвями наподобие лиры, и стали впереди нас. Они оканчивали 4-ю группу по церемониалу, мы начинали 5-ю. Распорядителем у них был любимый ими профессор Орест Федорович Миллер. Из толпы студентов выделился хор и занял место в цепи, составленной нами и студентами; хор стал позади своего венка, к нему присоединилось человек двадцать наших певцов… Между тем публика все прибывала. Часы показывали уже четверть двенадцатого. В глубине от дома послышалось пение: гроб вынесли из квартиры. На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы. При первых звуках молитвы головы всех обнажились.

Медленные печальные звуки «Святый Боже» так сильно хватали за душу, что у многих из нас к горлу подступили слезы… Хотя пение не умолкало до самой Лавры, но того потрясающего впечатления оно уже не производило. По мере движения и шапки при новом запевании «Святый Боже» стали сниматься все туже и туже, а в самой цепи на Невском стали и покуривать как будто нельзя было отходить на это время к панели. Вскоре и сами певцы перестали во время пения снимать шапки, и, в конце концов, молитва в шапках, под гул и разговоры окружавшей толпы, над которой носились облачка папиросного дыма, обратилась в какую-то холодную формальность, занимавшую разве одного только дирижера, который почему-то именно теперь яро размахивал руками, пятясь задом во время пения. Словом, теперь впечатление куда-то расплылось и точно испарилось, но первого момента «Святый Боже» на Кузнечном я не забуду никогда. В тот момент все действительно как-то ощутили веяние Божества, и верующие, и неверующие, это чувствовалось всеми, а чувство подчас является тоньше и прозорливее самого зрения глазами. У Владимирской церкви была отслужена лития, процессия на некоторое время остановилась. Я в это время встал в цепь вместе с двумя другими нашими учениками и все время до Лавры шел уже боком, держась за руки с соседями. Вокруг самого гроба род цепи составляли гирлянды из еловых ветвей, которую несли на палках, как один громадный венок, окружавший и гроб, и провожающих. День выдался исключительно теплый, точно по заказу для проводов Федора Михайловича. На другой же день настал опять мороз и задул ветер; ранее такого тепла также не было.

Невский был буквально запружен народом. Экипажи могли двигаться только на узком пространстве для двух рядов, остальная часть проспекта была занята процессией и толпами народа, сплошною стеною стоявшего по сторонам… Процессия растянулась на огромное расстояние и походила на какое-то триумфальное шествие: гроб только что выносили на Невский, а первые венки подходили уже к Знаменью. Тротуары, окна, балконы были покрыты зрителями. На остановленных вагонах конки вверху происходила форменная давка. Во время движения процессии к ней присоединились еще два венка из Москвы от студентов Московского университета и от Катковского лицея. Венок от русской драматической труппы несла вместе с Сазоновым М. Савина, и эта дань уважения к покойному пришлась многим по сердцу. Молодежь вела себя безукоризненно, вполне покойно и прилично если не считать курения, но в нем повинны и артисты, и многие из публики. У Знаменья была отслужена новая лития. На время литии наше пение замолкало и все останавливались; затем снова крики: «Вперед!

На Лаврской площади я вышел из цепи и пропустил гроб и всю процессию. Перед гробом несли венки от литераторов и редакций разных журналов. Венок «Русской речи» помещался на хоругви, которую, как говорили потом, поставили в Духовской церкви на хорах, и она красиво склонялась над толпою молящихся. Были венки от «Нового времени», «Петербургского листка», «Всемирной иллюстрации» и от некоторых других, которых я уже не помню. Сам гроб, вместе с провожавшим его народом, как я уже говорил, был очень красиво окружен зеленою гирляндой, тянувшейся от венка Славянского общества, несенного впереди самого гроба. Тут я земным поклоном простился с дорогим умершим и долго провожал глазами золотую, покрытую венками крышку гроба, которая высоко в воздухе как бы царила над окружающей толпой… Я повернулся и пошел домой. На углу против Лавры какой-то писатель продавал по полтиннику пятикопеечные Везенберговские карточки покойного. Михаил Александрович Александров: 1-го февраля 1881 г. Петербург был свидетелем необычайного похоронного шествия с останками писателя — частного человека, проводить которого в последнее жилище — на кладбище Александро-Невской лавры — собралась более чем десятитысячная толпа интеллигентного люда всех слоев общества. Несколько десятков депутаций от разных учреждений, петербургских и иногородных, с колоссальными венками, прикрепленными к шестам были расставлены впереди печального кортежа; они заняли собою более полуверсты протяжения.

Затем следовали певчие и духовенство, за которыми должна была следовать колесница с гробом; но гроб с телом Федора Михайловича совсем не пришлось ставить на колесницу, так что она ехала позади, гроб же всю дорогу несли на плечах почитатели его, во множестве теснившиеся вокруг и наперерыв добивавшиеся сменить кого-либо из утомившихся доброхотных носильщиков, состоявших также из представителей всех классов общества. Этой чести удостоился и я… одновременно со мною, в числе носильщиков, я встретил П. Быкова, известного поэта, в то время состоявшего еще ответственным редактором журнала «Дело», с которым обменялись несколькими замечаниями по поводу совершавшегося… В числе несших гроб долго видел я князя В. За колесницею шло множество частных лиц и воспитанников и воспитанниц средних учебных заведений. Шествие, по обыкновению, замыкалось вереницею пустых карет, так что все оно растянулось более чем на версту. Простой люд, останавливавшийся полюбоваться на эту грандиозную картину, разумеется, прежде всего осведомлялся о том, кого хоронят, и с удивлением узнавал, что то был не генерал или иной большой начальник, не знатный вельможа, а всего только писатель, то есть сочинитель нескольких книг. С каждым шагом процессии по направлению к Лавре толпа, сопровождавшая ее, становилась многолюднее. Во всех высших и в большинстве средних учебных заведениях были прекращены уроки, и собравшиеся на них студенты и воспитанники колоннами направлялись к Невскому проспекту и примыкали к процессии. В продолжение всего пути в группах студентов, примкнувших к своим официальным депутациям, раздавалось стройное пение «Святый Боже»… Между тем процессия подвигалась очень медленно и лишь около двух часов дня достигла места назначения. Любовь Федоровна Достоевская: Согласно обычаю, вдова и сироты следуют за гробом пешком.

Реставрационные работы провел Государственный музей городской скульптуры, спонсором выступил благотворитель Грачья Погосян. К памятнику возложил цветы губернатор Петербурга Александр Беглов. Он поблагодарил руководство музея и спонсоров за проведенные работы.

Издатель и типограф Михаил Александров, занимающийся текстами Достоевского, сохранил воспоминание об этом моменте: «Вперед! На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы». Похороны Достоевского. Художник В. Порфирьев, 1881 Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков.

То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Весь Невский проспект был заполнен народом. Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра. Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества. Гроб с телом Достоевского всю дорогу несли на плечах почитатели его творчества.

Михаил Александров приводит случай о том, как простой люд удивлялся этому грандиозному шествию и интересовался, кого хоронят с такими почестями. Когда же узнали, что это не какой-нибудь генерал или начальник, а писатель, то был сделан такой вывод: — Стало быть, книги хорошие сочинил, — заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель. Листок с факсимиле Ф. Достоевского, раздававшийся участникам траурной процессии Процессия уже приближалась к Лавре, а толпа все росла.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий