На протяжении истории развития химической науки сделано немало открытий, однако немногие из них можно сопоставить с достижениями русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Презентация, доклад на тему Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки. Как верно заметила министр образования и науки России Ольга Васильева в своём интервью РИА Новости: «Традиции отечественной химической школы не иссякают и сегодня. 7. Вклад Менделеева в науку не ограничился открытием важнейшего для человечества закона.
Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
Еще раньше, в 1861–1862 гг., написал учебник «Органическая химия», который оценили как вклад в науку, а автора наградили полной Демидовской премией. Единственные критерии при выступлении: выдающийся вклад в науку и учёная степень доктора наук. Дмитрий Менделеев — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты.
Лента новостей
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого
- Дмитрий Менделеев — гениальный 17-й ребенок в семье
- Неизвестный Менделеев
- Менделеев Дмитрий | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
- Человек своеобычный /
Новости по теме: Дмитрий Менделеев
Менделеева из окружавшей его среды учителей. Мать будущего великого ученого — Мария Дмитриевна — происходила из купеческой семьи Корнильевых, которые в начале ХIХ века играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Западной Сибири, являлись родоначальниками тобольского книгопечатания. У них была большая библиотека, одно из лучших книжных собраний того времени в Сибири. Менделеев был всегда благодарен своей матери: «Вашего последыша семнадцатого из рожденных Вами, Вы подняли на ноги, научили любить природу с ее правдою, науку с ее истиной, родину со всеми ее нераздельнейшими богатствами, дарами, больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас так много, Вашу память почитаю».
Так генетически закладывались у Дмитрия такие будущие служения, как просвещение и промышленность. Путь в педагогику В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступил в 1850 году в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому, по собственному признанию, был «обязан всем своим развитием». Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, — это «первоклассные профессора с мировыми именами». Такие педагоги воспитывали учителей с ярко выраженной индивидуальностью. Это любимейшей менделеевское понятие, отражавшее его мировоззрение, пронизывающее научную и педагогическую деятельность, отношение к природе и обществу.
В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам». Непосредственный учительский опыт самого Д. Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию.
Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. Профессор Менделеев Всего же Д. Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах. Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель».
Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям». Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности. Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки».
Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе. А наставником его считали и основоположник русской физиологии И. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В.
Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д. Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки.
Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование». Без образования, по мнению Д. Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России. Ученый был убежден, что образование служит интересам развития страны, способствует ее усилению и обогащению. От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, а значит, от образованности в конечном счете зависит общее благосостояние граждан.
Степень совершенства человека мыслитель в свою очередь определял его «пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов».
Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности. Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе. А наставником его считали и основоположник русской физиологии И.
Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В. Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д. Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование».
Без образования, по мнению Д. Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России. Ученый был убежден, что образование служит интересам развития страны, способствует ее усилению и обогащению. От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, а значит, от образованности в конечном счете зависит общее благосостояние граждан. Степень совершенства человека мыслитель в свою очередь определял его «пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов». Путь к формированию такого человека он видел в деятельности средней и высшей школы. В данной связи Д. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «народно-государственными потребностями».
В наше время мы можем с полным правом повторить его завет: «Теперь силу самостоятельности государств надо определять образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов». Оригинальный педагогический мыслитель Погружение в реальную жизнь России побудило ученого с новой силой и в практическом плане обратиться к вопросам образования, представить в целостном виде то, какой он видел систему народного образования России в будущем. В 1870-е-1880-е годы Менделеев был сосредоточен на научной и преподавательской деятельности и выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования. В центре его внимания находились проблемы средней школы, сфера высшего, преимущественного университетского, образования, вопросы технического образования и того, что можно отнести к области дополнительного образования. В статьях и заметках мыслитель решительно высказывался о необходимости коренного преобразования системы народного просвещения и его государственного финансирования, введения обязательного начального обучения. Переход Дмитрия Ивановича Менделеева к приоритетности педагогической проблематики наметился в начале 1890-х годов и был связан с комплексом факторов. Честная и бескомпромиссная нравственная позиция по защите прав студентов, последовательно занимаемая ученым, привела в 1890 году к его вынужденному уходу из Петербургского университета из-за конфликта с министром народного просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов. После того как закончилась деятельность Д.
Менделеева в качестве профессора Петербургского университета, он активно включился в экономическую жизнь России, переживавшей тогда промышленный подъем. Менделеева в сфере образования. В это время его работы приобретают явно выраженный комплексный и прогностичный характер. Ученый создает свои главные педагогические работы: «О народном просвещении» 1899 , «Экзамены» 1899 , «Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению» 1900 , «Общеобразовательные гимназии» 1901. Публикует главы из «Заветных мыслей»: «Об образовании, преимущественно высшем» и «О подготовке учителей и профессоров» 1904. Пишет «Проект Училища наставников» 1906. Целостный анализ содержащихся в них мыслей и идей дает все основания для вывода об оригинальности и глубине, комплексности и целостности, актуальности и прогностичности проблем, рассматриваемых педагогическим мыслителем. Характерный факт: в 1900 году министр народного просвещения П.
Ванновский предлагал Менделееву быть его заместителем, но ученый отказался. Педагогика «жизненного реализма» Начало ХХ века — время, связанное с выработкой Менделеевым собственной целостной и самобытной философии образования «жизненного реализма». Ключом к пониманию сущности, напряженно разрабатываемой тогда Д.
Не отрицая саму концепцию, ученый указывал на необходимость ее доработки, что напрямую было связано с его работами о химических растворах.
Вклад в воздухоплавание Дмитрий Менделеев, открытия и достижения которого охватывают самые разные сферы человеческих знаний, интересовался не только теоретическими предметами, но и прикладными изобретениями. Конец XIX века прошел под знаком повышенного интереса к зарождавшемуся воздухоплаванию. Разумеется, русский эрудит не мог не обратить внимания на этот символ будущего. В 1875 году он создал проект собственного стратостата.
Теоретически аппарат мог подниматься даже в верхние атмосферные слои. На практике первый такой полет произошел только пятьдесят лет спустя. Другим изобретением Менделеева стал работающий на двигателях аэростат. Воздухоплавание интересовало ученого не в последнюю очередь в связи с другими его работами, связанными с метеорологией и газами.
В 1887 году Менделеев совершил экспериментальный полет на аэростате. Воздушному шару удалось покрыть расстояние в 100 километров на высоте почти 4 километров. За полет химик получил золотую медаль Академии аэростатической метеорологии Франции. В своей монографии о вопросах сопротивления среды Менделеев посвятил воздухоплаванию один из разделов, в котором подробно описал свои взгляды на эту тему.
Ученый интересовался разработками пионера авиации Александра Можайского. Освоение Севера и кораблестроение Прикладные открытия Менделеева, список которых можно продолжить таковыми в области кораблестроения, делались при сотрудничестве с исследовательскими географическими экспедициями. Так, Дмитрий Иванович первым предложил идею опытового бассейна — экспериментальной установки, необходимой для гидромеханических исследований судовых моделей. В реализации этой задумки ученому помог адмирал Степан Макаров.
С одной стороны, бассейн нужен был для торговых и военно-технических целей, но в то же время он оказался полезным и для науки. Экспериментальную установку запустили в 1894 году. Помимо всего прочего, Менделеев сконструировал ранний прототип ледокола. Ученый был включен в комиссию, выбравшую проект для государственного ассигнования первого в мире такого корабля.
Им стал ледокол «Ермак», спущенный на воду в 1898 году. Менделеев занимался исследованиями морской воды в том числе ее плотности. Материал для изучения ему предоставлял все тот же адмирал Макаров, побывавший в кругосветном путешествии на «Витязе». Открытия Менделеева в географии, связанные с темой покорения Севера, были изложены ученым в более чем 36 напечатанных работах.
Метрология Помимо остальных наук, Менделеева интересовала метрология — наука о средствах и методах измерения.
Бунзен, Дж. Открытие Периодического закона Ученым был открыт и сформулирован один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов. Необходимо отметить, что над своей системой Менделеев работал с 1869 по 1900 года и так и не был удовлетворен своим трудом до конца. Последние годы и смерть В последние годы жизни Менделеев много сделал для открытия первого университета в Сибири, основал Главную палату мер и весов, содействовал открытию в Киеве Политехнического института, создал первое в Российской империи Химическое общество. Умер ученый в 1907 году, в возрасте 72 лет. Похоронен на одном из кладбищ Санкт-Петербурга. Дмитрий Менделеев Не все открытия Менделеева так известны, как его периодическая таблица элементов, и не все они так же значительны. Однако, Дмитрий Иванович не был бы одним из величайших учёных в истории человечества, если бы его вклад в науку ограничился бы одной лишь этой таблицей. Всю жизнь он трудился на благо человечества, не покладая рук, и навсегда вписал в историю своё имя.
Открытия и изобретения Д. Менделеева Периодический закон Периодическая таблица элементов — самое знаменитое открытие Дмитрия Менделеева, ей пользуется весь мир Именно он лёг в основу периодической таблицы элементов, самого известного открытия Менделеева. Широко распространён миф о том, что таблица якобы привиделась учёному во сне, причём этот миф зародился ещё при его жизни. Сам Дмитрий Иванович его с негодованием отвергал, и даже обижался, когда его спрашивали, правда ли это. Его до глубины души возмущало то, что плод многолетней работы, по мнению окружающих, мог достаться ему так легко. Над своей таблицей он действительно работал годами, и даже оставил в ней места для элементов, которые на тот момент ещё не были открыты. Позднее другие учёные действительно их получили — Менделеев был прав, он вычислил даже атомный вес элементов, о существовании которых лишь догадывался. Русско-турецкие войны в таблице. В ту эпоху в Российской империи технологии производства бездымного пороха были неизвестны, и его приходилось втридорога закупать за рубежом. Одним из важнейших открытий Менделеева стала именно эта технология, причём он раскрыл её секрет очень оригинальным образом.
Дмитрий Иванович просто изучил таможенные накладные стран, занимавшихся производством бездымного пороха, и установил список веществ, из которых его изготавливают, а об остальном он попросту догадался благодаря своим знаниям. Конечно, не всё было так просто, ему потребовалось множество экспериментов, чтобы добиться желаемого, но в конце концов результат был достигнут. Пороходелием Дмитрий Менделеев был изобретён на протяжении нескольких лет, и посвятил этой теме 68 научных работ. Метеорологические исследования Воздушный шар, на котором совершил свой исторический полёт Дмитрий Менделеев Дмитрий Иванович всегда говорил, что учёный-естествоиспытатель должен не только заниматься сухой теорией, но и самолично подавать пример, иначе грош ему цена.
Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки
В дальнейшем расчеты ученого полностью подтвердились: галлий открыт в 1875 году , скандий открыт в 1879 году и германий открыт в 1885 году поразительно точно соответствовали тем свойствам, которые описал Менделеев. Затем прогнозы гениального химика продолжили реализовываться и были открыты еще восемь новых элементов, среди которых: полоний 1898 год , рений 1925 год , технеций 1937 год , франций 1939 год и астат 1942—1943 годы. Кстати, в 1900 году Дмитрий Менделеев и шотландский химик Уильям Рамзай пришли к мнению, что в таблицу должны быть включены и элементы нулевой группы — до 1962 года они назывались инертными, а после — благородными газами. На сегодняшний день в Периодической системе химических элементов — 118 элементов. Последний, самый тяжелый из известных, — оганесон Og , названный так в честь своего первооткрывателя Юрия Цолаковича Оганесяна. Научный руководитель лаборатории ядерных реакций имени Г.
Флерова Объединенного института ядерных исследований в Дубне стал четвертым в истории ученым, при жизни которого его именем был назван химический элемент. Менделеева расположены по рядам в соответствии с возрастанием их массы, а длина рядов подобрана так, чтобы находящиеся в них элементы имели схожие свойства. Например, благородные газы, такие как радон, ксенон, криптон, аргон, неон и гелий, с трудом вступают в реакции с другими элементами, а также имеют низкую химическую активность, из-за чего расположены в крайнем правом столбце. А элементы левого столбца калий, натрий, литий и т. Говоря проще, внутри каждого столбца элементы имеют подобные свойства, варьирующиеся при переходе от одного столбца к другому.
В своем первоначальном варианте периодическая система понималась только как отражение существующего в природе порядка, и никаких объяснений, почему все должно обстоять именно так, не было. И лишь когда появилась квантовая механика, истинный смысл порядка элементов в таблице стал понятен. Это произошло, когда доктор Алан Айткен наводил порядок в кладовке химического факультета. Факультет переехал в новое помещение в 1968 году, и с тех пор оборудование, реактивы и бумаги пылились в подсобном помещении. Таблица лежала в кладовке среди кучи разных лабораторных принадлежностей.
В какой-то момент Айткен обнаружил свернутые в трубку лекционные материалы по химии, а в них — копию Периодической таблицы химических элементов, возраст которой оценивался в 133—140 лет. Найденная таблица аннотирована на немецком языке, слева внизу идет надпись Verlag v.
В 22 года он защитил магистерскую диссертацию и спустя год стал доцентом Санкт-Петербургского университета. Чтением курса химии Менделеев не ограничился — слишком деятельной была его натура. Он продолжал научные исследования и в 25 лет, как перспективный молодой ученый, отправился в Германию на стажировку. Здесь он попал к известному химику Бунзену, однако царящая в лаборатории суета и нехватка оборудования раздражали Дмитрия Ивановича.
Русский ученый с непростым характером предпочитал работать в домашней лаборатории, которую оборудовал со всей тщательностью в съемной квартире. Он заказал термометры, катетометры и микроскопы у знаменитых европейских мастеров, провел в помещение газ, выделил отдельные комнаты для синтеза и наблюдений. Менделеев в 1855 году. Источник: wikimedia. Его увлекающаяся натура жаждала впечатлений, и физической химии для этого было явно недостаточно. Сформулированные им же правила говорят сами за себя: «…Знакомых много не иметь.
Работать и гулять. От женщин подальше». Последний пункт был обречен на провал — молодой человек страстно влюбился в актрису Агнессу Фойгтман, вскоре стал отцом незаконнорожденной дочери. Сложно сказать, как складывались отношения влюбленных, но спустя два года стажировки Дмитрий Иванович поспешил вернуться домой. В России он женился. Сначала на падчерице писателя Ершова автора «Конька-Горбунка».
Женщина с необычным именем Феозва Феосевия была старше супруга на 8 лет, однако обладала приятной внешностью. Она родила Менделееву троих детей, но привыкнуть к вспыльчивому характеру ученого так и не смогла. О мире и согласии в этой семье речь не шла. Менделеев сбежал от жены в квартиру при университете. Пылкое сердце не смогло долго жить без любви, и когда Дмитрий Иванович повстречал 16-летнюю художницу Анну из Урюпинска, не смог остаться равнодушным к ее красоте, молодости и прочим талантам. Менделееву к тому времени исполнилось 42 года.
Несмотря на то что формально ученый был женат, отношения с художницей развивались страстно. Она забеременела, и только тогда Феозва дала разрешение на развод. По церковному закону венчаться можно было лишь через семь лет, но для напористого Менделеева это не было помехой. Он подкупил священника и таки женился на юной возлюбленной. В новом браке родилось четверо детей. Одной из дочерей, Любови, суждено было стать супругой поэта Александра Блока.
Мастер чемоданных дел Энергии Дмитрия Ивановича хватало на все. Он успевал не только влюбляться и жениться, но и заниматься химией. А также солнечными затмениями, исследованиями на воздушном шаре, рамками для фотографий, чемоданами… Д. Менделеев около 1880 года. Спустя десятилетия его обедневшая внучка Екатерина продаст один из них на аукционе, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Судьба ее сына Александра, последнего потомка Менделеева, сложится еще печальнее: тюрьма, алкоголь и забвение.
Как пишет А. Это была его первая серьезная работа по растворам, и именно она явилась основой для создания гидратной теории растворов». Водка же в России существовала давно. Так, еще по указу Петра I с 1721 года солдатам в русской армии выдавали в качестве довольствия по две кружки водки в день. Или знаменитое предание о чемоданах Менделеева. Имея огромный архив — документы, репродукции, фотографии, письма, — Дмитрий Иванович время от времени клеил для него картонные коробы их-то и называли чемоданами. Фурнитуру Менделеев неизменно покупал у одного и того же лавочника в Гостином Дворе. Однажды, зайдя по обыкновению за нужным материалом, Дмитрий Иванович разговорился с приказчиком. Едва он отошел, человек, стоявший за ним, поинтересовался: «Скажите, кто этот почтенный господин? Это же чемоданных дел мастер Менделеев!
Но напрочь отвергал высокохвалебные пассажи о своей природной гениальности: мол, все ему дается легко, без натуги. Это вовсе не значит, что он не сознавал значимости того, что сделал для страны, для общества. Витте, — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую… Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство… Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность. Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет до сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности». Замечательна характеристика, данная Д. Менделееву А. Блоком в письме к Л. Менделеевой вышедшей в 1903 году замуж за поэта : «Твой папа вот какой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник.
Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть все. Такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда неспокойно, это оттого, что он все и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша. Это все познание лежит на нем очень тяжело. Когда он вздыхает и охает, он каждый раз вздыхает обо всем вместе; ничего отдельного или отрывчатого у него нет — все неразделимо. То, что другие говорят, ему почти всегда скучно, потому что он все знает лучше всех…» В 1903—1905 годах выходят «Заветные мысли» Менделеева, посвященные развитию России и ее месту в мире. Так о чем же эта книга?
О любви к Отечеству, которая «составляет одно из возвышеннейших отличий развитого, общежитного состояния людей от их первоначального, дикого и полуживотного состояния». О тех, кто более других должен о российском преуспеянии заботиться: «Как достичь того, чтобы между членами Государственной думы преобладали по возможности люди, любящие Россию, в ее будущность верящие и способные эту любовь отстаивать явно? Задача та сложна и опытным путем — по примерам других народов, — мне кажется, еще далеко не решенная с ясностью». О русских людях: «В чем другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться, даже сливаться со всякими другими». И об их отношениях с соседними народами, с китайцами например: «В прошлом между Россией и Китаем дружба господствовала даже больше, чем между Россией и Германией… Но если в предстоящем у Китая есть поводы ожидать пользы от союза с Россией, то у нас они и подавно есть, и на первом плане стоит пресловутая желтая опасность… Науськивать против нас китайцев не преминут, вероятно, и кое-какие другие народы, особенно если договорами обяжутся кое в чем помочь китайцам, денежки достанут. Об огромной роли промышленности в жизни государства: «Прямо из чисел видно, что от развития промышленности первее всего зависит общее благо народное, так как главный выигрыш от нее достается рабочим в виде возрастания их годовых заработков; и на капитал, по моему крайнему разумению, должно смотреть как на единственное вернейшее средство увеличить общий средний достаток людей…» И о земледелии — основе жизненного уклада: «Русскому народу, взятому в его целом, обладающему большим количеством земли, способность к сельскому хозяйству исторически привычна; он разовьет сам свое земледелие, если начнет богатеть, получит большую свободу труда и увидит примеры. Ему прививать можно только улучшения, а это чаще всего возможно лишь при помощи капиталов». А главное — о необходимости единства всего нашего народа, сплоченности, вседневной бодрости и готовности на доброе дело: «Грозными нам надо быть в войне, в отпоре натисков на нашу ширь, на нашу кормилицу-землю, позволяющую быстро размножаться, а при временных перерывах войн, ничуть не отлагая, улучшать внутренние порядки, чтобы к каждой новой защите являться и с новой бодростью, и с новым сильным приростом военных защитников и мирных тружеников, несущих свои избытки в общее дело. Разрозненных нас сразу уничтожат, наша сила в единстве, воинстве, благодушной семейственности, умножающей прирост народа, да в естественном росте нашего богатства и миролюбия». Огромен нравственный, духовный заряд «Заветных мыслей» Менделеева.
Общий восторг вскоре после выхода их в свет выразил писатель и публицист В. Протопопов: «Какая прекрасная книга! Как удивительно чувствуешь, читая ее, что мысли, высказываемые в ней, действительно заветные для того, кто их писал! Это чувствуется особенно по тому мягкому, я сказал бы даже, сердечному тону, которым автор говорит о России и русском народе… Побольше бы таких книг и таких авторов!.. Суворина выходит своеобразное продолжение «Заветных мыслей» — «К познанию России». Книга эта, основанная на итогах первой всероссийской переписи населения 1897 , к 1912 году выдержала семь изданий. По тому времени случай беспрецедентный. И наконец, уже после смерти Дмитрия Ивановича его сын Иван подготовил к публикации неоконченные «Дополнения к познанию России». Вместе с «Заветными мыслями» две эти работы подвели итог многолетним раздумьям великого ученого и гражданина о Родине. Осенью 1905 года Д.
Менделеева в числе других выдающихся деятелей Отечества избрали почетным членом Союза русского народа, основными задачами которого было «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего Отечества — России единой и неделимой». Огромен был авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева не только в России, но и во всем мире. Вот что писал знаменитый английский химик Т. Торп: «Ни один русский не оказал более важного, более длительного влияния на развитие физических знаний, чем Менделеев. Способ работы и мышления у него настолько самобытен, его метод преподавания и чтения лекций так оригинален, а успех великого обобщения, с которым связаны его имя и слава, так поразительно полон, что в глазах ученого мира Европы и Америки он стал для России тем же, чем был Берцелиус для Швеции, Либих для Германии, Дюма для Франции». Почти все наиболее уважаемые зарубежные академии, университеты и научные общества избрали Менделеева своим почетным членом. Невольно возникает вопрос: почему великий русский ученый не был удостоен Нобелевской премии? Трижды — в 1905, 1906 и 1907 годах — иностранные ученые выдвигали Д. Менделеева на Нобелевскую премию а вот соотечественники — ни разу. В 1905 году кандидатура Д.
Менделеева оказалась в «малом списке» вместе с кандидатурой Адольфа Байера, который и стал лауреатом. В 1906 году Нобелевский комитет присудил Менделееву премию, но Шведская королевская академия наук не утвердила это решение, в результате лауреатом стал французский химик А. Муассан, открывший фтор. В 1907 году было предложено поделить премию между итальянцем С. Канниццаро и Д. Но 19 января великий русский ученый скончался. Похоронили его на «Литераторских мостках» Волкова кладбища. Такова была воля самого Дмитрия Ивановича. Проникновенными словами отозвался на кончину Д. Менделеева известный публицист М.
Меньшиков: «Есть люди, со смертью которых как бы умирает часть России».
Фото: wikimedia. Сфера интересов Дмитрия Менделеева не ограничивалась химией. Он изучал вопросы физики, экономики, геологии, промышленности. А однажды совершил полет на воздушном шаре, чтобы рассмотреть солнечное затмение и заодно доказать, что ученые — далеко не всегда теоретики. О Дмитрии Ивановиче Менделееве, его открытиях, предсказаниях и фактах из жизни расскажет «Красный Север». Дмитрий Менделеев — гениальный 17-й ребенок в семье Будущий великий химик родился 8 февраля 1834 года в Тобольске, был семнадцатым и самым младшим в семье. Фамилия в их роде фактически началась с отца семейства, Ивана Менделеева.
Он был одним из четырех сыновей священника Павла Соколова, а сложившийся церковный регламент требовал, чтобы у них были разные фамилии. Иван взял фамилию своего крестного — помещика Менделеева, жившего по соседству. Впрочем, существует и другая версия, высказанная подросшим Дмитрием Ивановичем в своих биографических заметках. Он утверждал, что отец однажды сумел удачно что-то выменять у товарища, когда учился в семинарии. Тогда учитель вписал его под фамилией «Менделеев» от созвучного сочетания «мену делать». До сих пор не известно, правда ли это или фантазия ученого, славящегося богатым воображением. Пожалуй, современники назвали бы Менделеева «продвинутым самопиарщиком»… Впрочем, талантов у него и без того было немало. Памятник Д.
Менделееву в Тобольске. При этом он практически не уделял внимания дисциплинам, которые были ему неинтересны. Тягу к науке у младшего сына заметила мать Мария Дмитриевна. Благодаря ее упорству, Дмитрий смог поступить в университет. К тому времени отца уже не было в живых. Оставшаяся без поддержки Мария Дмитриевна проявила удивительную волю к жизни. Ей повезло стать управляющей на стекольной фабрике одного из своих братьев, и семья не осталась без средств к существованию. Мария Дмитриевна видела способности сына и понимала, что ему необходимо развиваться дальше.
После того как Дмитрий окончил Тобольскую гимназию, мать вместе с ним поехала в Москву. Две тысячи километров они преодолели на лошадях. Но в Московском университете их ждал неприятный сюрприз — оказывается, туда не брали выпускников сибирских гимназий. Мать с сыном поехали дальше — в Петербург, где Дмитрий Менделеев поступил в Главный педагогический институт. В том же году Мария Дмитриевна умерла. Выпускника к его немалому огорчению отправили преподавать естественные науки в Симферопольскую гимназию. Но Дмитрий Иванович уже не представлял себя без науки, поэтому вскоре вернулся в Петербург. В 22 года он защитил магистерскую диссертацию и спустя год стал доцентом Санкт-Петербургского университета.
Чтением курса химии Менделеев не ограничился — слишком деятельной была его натура. Он продолжал научные исследования и в 25 лет, как перспективный молодой ученый, отправился в Германию на стажировку. Здесь он попал к известному химику Бунзену, однако царящая в лаборатории суета и нехватка оборудования раздражали Дмитрия Ивановича.
Новости по теме: Дмитрий Менделеев
Менделеев организует в Гейдельберге собственную лабораторию, где производит ряд выдающихся исследований по физической химии в числе которых изучение сил сцепления и расширения жидкостей. Наиболее значительным вкладом в науку Д. И. Менделеева, принесшим ему всемирную славу, были открытый им в 1869 г. периодический закон хим. элементов и созданная на основе этого закона периодическая система хим. элементов, к-рые являются основой современного учения о. Данная презентация поможет наглядно рассказать о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева,его вкладе в отечественную и мировую науки.
Гений мировой науки: Дмитрий Иванович Менделеев
А в 87-м году был причастен к наблюдениям за полным солнечным затмением. Событие состоялось в поездке на аэростате в верхние слои атмосферы. Он летал на воздушном шаре «Русский» три часа, наблюдая затмение и фиксируя давление, температуру. В 1890-м Менделеев ссорится с крупным чиновником, и ему запрещают преподавать. Химика назначают в Депо образцовых мер и весов. В 1892 году ученый придумывал способ получить бездымный порох. Он трижды был кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906 году ему ее почти присудили, но Шведская академия наук опровергла решение комиссии. Главные открытия Дмитрий Иванович за свою продолжительную жизнь достиг многого сразу в нескольких сферах, что отражает глубину таланта и ума великого человека.
Его главные открытия: Создатель пикнометра — прибора для определения плотности жидкости. Определил критическую температуру кипения жидкости. Основатель Главной палаты мер и весов — центрального учреждения Минфинансов. В нем занимались проверками торговой отрасли в Российской империи. Создатель управляемого аэростата. Это значительный вклад в воздухоплавании. Разработал уравнение состояния идеального газа, установив зависимость между его абсолютной температурой, молярным объемом и давлением. Работая над «Основами химии», выразил установленный им закон в графическом изображении — периодической таблице химических элементов.
Дмитрий Иванович очень много трудился Менделеев оставил большой вклад в науке, написал 1500 трудов. Трактат «Основы химии» впервые дал четкое представление о неорганической химии. Частые вопросы О Менделееве часто говорят как о создателе водки. Но ученый лишь рассуждал о соединениях спирта с водою. В своей диссертации мыслитель не приводил никаких данных о пропорциях изготовления спиртного напитка. Вопрос о появлении водки относится к более раннему историческому периоду. Популярная легенда о появлении периодической химической системы во сне — красивый миф, созданным им самим. На самом деле он трудился над нею 25 лет.
Интересные факты О Менделееве ходили слухи, что он любит мастерить чемоданы.
Она задалась целью дать детям достойное образование и особенно ее заботил одаренный младший ребенок. Мария Менделеева хотела, чтобы Дмитрий учился в Московском университете, но он мог поступить лишь в Казанский, так как абитуриенты были «привязаны» к определенному региону. Тогда его решили отправить в Санкт-Петербург, где он стал студентом Главного педагогического университета. Юность Менделеева Словно выполнив свою миссию, в том же году Мария Менделеева скончалась. Дмитрий Менделеев всегда помнил мать, был благодарен, что она научила его любить природу и науку, дала достойное образование. Он окончил физико-математический факультет. Учеба давалась Менделееву не без трудностей: местный климат подорвал его здоровье. Однако он любил науку, его первые научные труды посвящены силикатам.
Благодаря изучению силикатов Менделеев впервые стал задумываться об особенностях разных химических соединений. В 22 года молодой ученый уже защитил свою первую диссертацию «Удельные объемы», он также преподавал и активно занимался научной деятельностью. Путь в науке В 1895 году Менделеев отправился в Европу, чтобы совершенствовать свои знания в Гейдельбергском университете. Работать в местной лаборатории ему оказалось тяжело, он искал уединения и сосредоточения, кроме того, по воспоминаниям его современников, отличался тяжелым характером. Свои химико-физические опыты в итоге Менделеев проводил на арендованной квартире. В Европе он впервые стал отцом, у него родилась и, хотя он не был в браке с ее матерью актрисой Агнессой Фойгтман, о ребенке Менделеев никогда не забывал, высылая средства на ее содержание. Спустя несколько лет ученый вернулся в Россию, где как раз нагрянули большие перемены — отмена крепостного права.
Исследования упругости газов 1871 — 1875 гг. Менделеев 40 лет , уточняя обнаруженную физиком Б. Клапейрона-Менделеева Учение о растворах Результаты магистерской и докторской диссертаций использовались Д.
Менделеевым в работах по теории растворов, которую он активно вёл в период 1865—1887 гг. Менделеев 53 года пишет книгу «Исследование водных растворов по удельному весу», в которой формулирует принципы предложенной им гидратной теории, обосновывает идею о химическом взаимодействии между компонентами раствора и развивает идеи о существовании соединений переменного состава. Менделеева и «физическая теория» растворов Я. Вант-Гоффа и С. Аррениуса положены в основу классического учения о растворах.
Исследования в области кораблестроения С работами в области воздухоплавания и сопротивления среды связаны и работы Д. Менделеева в области кораблестроения и арктического мореплавания. Монография Д. Менделеева «О сопротивлении жидкости и о воздухоплавании» 1880 г. Менделеев внес крупнейший вклад в исследования сопротивления воды движению тел, изучил первые фундаментальные работы по этому вопросу и пришел к убеждению, что знания в этой области должны быть основаны на опытных данных. В начале 1880-х гг. На основе отзыва Д. Менделеева на отчет об испытаниях было принято решение о постройке в Санкт-Петербурге первого отечественного опытового бассейна пятого в мире , который сыграл значительную роль в создании российского флота. Менделееву была поручена экспертиза проекта адмирала С. Макарова о строительстве ледокола для изучения высоких широт и достижения Северного полюса. Ученый дал на проект положительный отзыв. При участии С. Макарова и Д. Менделеева в течение 13 месяцев в Англии был построен первый в мире линейный ледокол мощностью 10 тыс. Горячую поддержку у Д. Менделеева получили и предложения адмирала Макарова по изучению Северного Ледовитого океана. Они вместе представили проект экспедиции для проведения такого исследования. Летом 1900 г. В 1901 — 1902 гг. Менделеев самостоятельно разработал проект высокоширотного экспедиционного ледокола. Им был намечен высокоширотный «промышленный» морской путь, проходящий вблизи Северного полюса. В ознаменование большого вклада Д. Менделеева в развитие судостроения и освоения Арктики его именем названы подводный хребет в Северном Ледовитом океане и современное научно-исследовательское океанографическое судно. Ледокол конструкции Д. Модель выполнена по чертежам, сохранившимся в архиве ученого. Работы в области промышленности Десятки значительных трудов Д. Менделеева посвящены изучению новых путей развития промышленности России. В 1861 году Менделеев по поручению издательства «Общественная польза» занимался переводом фундаментальной технологической энциклопедии Вагнера. В процессе этой работы ученый подробно познакомился с технологией переработки различных сельскохозяйственных продуктов, в частности с сахарным производством. И уже в ближайшем выпуске энциклопедии появилась его статья по оптической сахарометрии. Особый интерес он проявил к производству спирта. В 1863 году Менделеев занимался конструированием приборов для определения концентрации спирта спиртомеров. А в течение 1864 года выполнил большое и тщательно подготовленное исследование удельных весов спирто-водных растворов во всем интервале концентраций при нескольких температурах. Эта экспериментальная работа стала основой докторской диссертации Менделеева «О соединении спирта с водой». Он вывел уравнение, связывающее плотность спирто-водных растворов с концентрацией и температурой, и нашел состав, отвечающий наибольшему сжатию и остающийся постоянным при изменении температуры. Этот менделеевский состав водки и был запатентован в 1894 году правительством России, как русская национальная водка — «Московская особая» первоначально «Московская особенная». Тесно связаны с вопросами технологии перегонки и первые работы Менделеева по переработке нефти. В 1863 году он посетил нефтеперегонные предприятия в Сураханах вблизи Баку, где в те годы применялась технология, сходная с перегонкой древесины, дал ряд важных рекомендаций, касающихся условий транспортировки нефти и конструкции тары. Результатом нескольких поездок на юг России с целью изучения нефтяных месторождений явилось предложение Д. Менделеева о расширении районов промышленного освоения район Кубани, Закаспийский край и др. После поездки в США в 1877 г. Весной и летом 1880 г. Менделеев работал на Константиновском нефтеперегонном заводе близ Ярославля. Здесь он не только реализовал ряд своих технических усовершенствований, но и провел новые исследования нефти. Так, Д. Менделеев установил оптимальный режим перегонки нефти с получением керосина, смазочных масел и других продуктов. Там же, под наблюдением Менделеева был изготовлен специальный аппарат, с помощью которого ученый проводил испытания по непрерывной перегонке нефти. Много внимания уделял Д. Менделеев экономике нефтяной промышленности. В частности, он занимался проблемой размещения заводов по переработке нефти, вопросами сбыта сырья, цен на нефть и нефтепродукты. Ему принадлежат идеи перевозки нефти в нефтеналивных судах и строительства нефтепроводов. Он рассматривал нефть не только как топливо, но и как сырье для химической промышленности. Менделеев занимался и вопросами экономики каменноугольной промышленности. В 1888 г. Менделеев совершил две поездки в Донецкий район с целью выяснения причин кризиса в Донецкой каменноугольной промышленности. Результаты этих поездок он изложил в докладе правительству, сообщил на заседании Русского физико-химического общества и осветил в большой публицистической статье «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца». Менделеев глубоко изучил технологию добычи и переработки угля. Позже, в 1899 г. Менделеев более подробно разработал свою идею, которая явилась прообразом идеи переработки полезных ископаемых под землей. Обширные познания в химии и опыт практического использования достижений этой науки пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха. Менделеев был научным консультантом в созданной в 1891 г. Морским министерством специальной Морской научно-технической лаборатории для изучения взрывчатых веществ. В чрезвычайно короткий срок 1,5 года ему удалось создать удачный технологический процесс нитрования клетчатки, дающий возможность получить однородный продукт пироколлодий, выделяющий при взрыве минимальное количество твердых веществ, и на его основе — бездымный порох, превосходящий по характеристикам иностранные образцы. При выборе состава нитрующей смеси Д. Менделеев опирался на свою теорию растворов. Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте. Вскоре подобный порох стали производить в Америке. Труды Д. Менделеева, посвященные изучению новых путей развития промышленности. Работы в области сельского хозяйства Особый раздел научного поиска Д. Менделеева составляют его труды по сельскому хозяйству, касающихся самых различных областей: животноводства, молочного хозяйства, агрохимии и агрономии. К проблемам сельского хозяйства он подходил и как ученый-химик, и как экономист, и как агроном, хорошо знакомый с практикой земледелия. В работах по сельскому хозяйству нашли свое отражение и интересы ученого в области биологии. Серьезно заниматься сельским хозяйством Д. Менделеев начал в 1865 г. Он ввел здесь многополье и травосеяние, применял удобрения и широко использовал сельскохозяйственные машины, развил животноводство и т. Урожаи всех культур значительно повысились, и имение Д. Менделеева за 6 7 лет стало образцовым, превратившись в место для экскурсий и практики студентов Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Дом в имении Боблово, где Д. Менделеев проводил сельскохозяйственные опыты. Диплом почетного члена Петровской земледельческой и лесной академии Д. Менделеев не только усовершенствовал хозяйство, но и проводил полевые опыты, испытывая действие разнообразных удобрений золы, костяной муки, обработанной серной кислотой, смешанных органических и минеральных удобрений. В деле постановки полевых опытов в России Д. Менделееву принадлежит безусловный приоритет. Тщательные и многосторонние анализы почв проводились сотрудниками Д. Менделеева в лаборатории Петербургского университета. Ученый считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России. Им была разработана подробная программа таких опытов, рассчитанная на 3 года. Опыты предусматривали изучение влияния на урожай глубины пахотного слоя и употребления искусственных удобрений, получение дополнительных сведений о влиянии климата, местности и почвы. Огромное значение Д. Менделеев придавал другим отраслям сельского хозяйства, в частности лесоводству, обращая особое внимание на лесные насаждения степных районов юга России.
Как появились периодический закон и таблица химических элементов
- Дмитрий Менделеев — биография
- 2 - 8 февраля Дни Памяти Дмитрия Ивановича Менделеева
- Лента новостей
- Краткая биография Менделеева Дмитрия Ивановича интересные факты из жизни
- Презентация "Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки"
- Д.И. Менделеев — великий русский ученый
Предыстория появления системы химических элементов
- Лента новостей
- День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого - Производственная компания «ДИА» в Волжском
- Периодический закон
- Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки
Вклад гения в науку
Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву | В данной статье вы рассмотрите биографию Менделеева, а также узнаете о его научной деятельности. |
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева | Биография Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым по счёту ребенком в семье директора Тобольской гимназии. |
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог | Пользуясь периодической системой, Менделеев также предсказал открытие нескольких новых химических элементов и описал их химические и физические свойства. |
Менделеев, Дмитрий Иванович: биография, мифы и научный вклад
Менделеев, Дмитрий Иванович — Википедия | 7. Дмитрий Менделеев стал первым русским химиком, приглашенным в Британию для участия в знаменитых Фарадеевских чтениях. |
Биография Дмитрия Менделеева | 7. Дмитрий Менделеев стал первым русским химиком, приглашенным в Британию для участия в знаменитых Фарадеевских чтениях. |
Дмитрий Менделеев и его удивительное открытие | Я не хочу сказать, что Менделеев не заслуживал славы открывателя периодического закона, просто приоритет в науке всегда достается тому, кто готов за него сражаться. |
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ | Презентация, доклад на тему Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки. |
Менделеев Дмитрий
Менделеев оставил большой вклад в науке, написал 1500 трудов. Менделееву не сразу удалось продолжить образование, но всё же в 1850 году он был принят на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института Петербурга. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета. Вклад Менделеева в развитие науки трудно переоценить. Открытия ученого принесли пользу не только для химии, но и для квантовой физики. Будучи талантливым педагогом, Менделеев оставил после себя не только вклад в науку в виде открытий, но и плеяду учеников и последователей. В начале 1859 года 25-летний Дмитрий Менделеев получил разрешение на командировку в Европу «для усовершенствования в науках».
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)
Поэтому считается, что и Нобелевку Менделеев не получил из-за враждебных отношений между ним и учредителем престижной премии. Менделееву не сразу удалось продолжить образование, но всё же в 1850 году он был принят на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института Петербурга. Будучи 25 лет от роду, Менделеев отправился в двухгодичную европейскую командировку «для усовершенствования в науках».
Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие
Все открытия Менделеева | Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель. |
Биография Менделеева | Вклад Д.И. Менделеева в российскую науку Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907), российский химик, разносторонний ученый, педагог. |