Владимир Ильич Ленин и россия: вперёд, к социализму! Елизавета Васильевна Тистрова-Крупская — мать супруги вождя мирового пролетариата, на протяжении большей части супружеской жизни Лениных жила с ними. В феврале 1900 года Ленин и Крупская приехали в Уфу.
Крупская, Надежда Константиновна
Напрашивается вывод, что брак Ленина и Крупской – был скорее союз товарищей по борьбе. Во времена, когда в доме жили Ленин и Крупская, на первом этаже оставалась его хозяйка — Прасковья Чоглокова. Итак, в апреле 1917 года Ленин вместе с супругой Надеждой Крупской, любовницей Инессой Арманд и 27 соратниками через Германию (с которой Россия в то время находилась в состоянии войны!) в опломбированном вагоне прибыли в Петроград. Во времена, когда в доме жили Ленин и Крупская, на первом этаже оставалась его хозяйка — Прасковья Чоглокова. Татьяна Горшунова (1954 г.р.). Свадьба и ой 22 (10) июля 1898 года в селе Шушенское состоялось церковное венчание двух ссыльных – «рабов Божьих Владимира и Надежды».
Ленин и крестьяне в Сибири — как всё было на самом деле — фоторепортаж
Владимир Ильич Ленин и его супруга Надежда Константиновна Крупская были без преувеличений знаковыми личностями 20 столетия. На фото: восьмилетняя Надя Крупская / РИА Новости. Итак, в апреле 1917 года Ленин вместе с супругой Надеждой Крупской, любовницей Инессой Арманд и 27 соратниками через Германию (с которой Россия в то время находилась в состоянии войны!) в опломбированном вагоне прибыли в Петроград. Вот Ленин и Крупская сидят на скамейке в «Горках» — Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч — цвета хаки. Причина отсутствия детей у Ленина и Крупской связана с их здоровьем.
Революционерка Крупская просила не ставить памятники Ленину
В чём была историческая роль Надежды Крупской: почему боевую соратницу и жену Владимира Ленина опасался даже Иосиф Сталин и что Крупская оставила Стране Советов. Напрашивается вывод, что брак Ленина и Крупской – был скорее союз товарищей по борьбе. А Крупская с Лениным заняли кухню, горницу и ещё одну комнату, в которой спали и работали.
Н.К.Крупская «О Ленине»
Вскоре к плакату Петра Вертоградова с изображением Ленина присоединился и портрет Надежды Крупской. Елизавета Васильевна Тистрова-Крупская — мать супруги вождя мирового пролетариата, на протяжении большей части супружеской жизни Лениных жила с ними. Новости шоу-бизнеса от легендарного Александра Анатольевича: слухи о беременной Рианне, кастинг Андрея Кончаловского для непрофессиональных актеров и иск Хью Гранта против The Sun.
Тайна бездетности Ленина и Крупской: почему у вождя пролетариата не было детей
Крупская и Ленин не только работали вместе, делали революцию, у них были свои взаимоотношения. Надежда Константиновна Крупская несколько раз порывалась уехать, но Ленин ее удерживал. На фото: восьмилетняя Надя Крупская / РИА Новости.
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти
В историю она вошла прежде всего как жена лидера Октябрьской революции, первого председателя Совета народных комиссаров СССР и вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Вместе с супругом она прошла ссылку, эмиграцию, была его соратницей в революционной борьбе. Кроме того, Крупскую считают главным идеологом советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Она была автором книг и статей, где поднимала вопросы о роли женщин в социалистическом обществе. В 1887 году с отличием окончила частную женскую гимназию княгини Оболенской в Петербурге.
А одна из них, Е. Фомина, выхаживала лидера революции в 1918 году, когда его ранили. Ленин смог сначала сидеть, затем «ходить, опираясь на санитара, а потом и сам, с палочкой».
Даже напевал иногда Интернационал, Червоный штандар польская рабочая песня. В итоге «Ильич у нас в июле сбежал». Ленин с младшей сестрой Марией Ильиничной и с Крупской жили в Горках в большом доме, а рядом во флигеле поселился управляющий совхозом, бывший рабочий, которого Ульянов знал еще с 1891 года по Самаре, Алексей Андреевич Преображенский.
Слов у Ильича не было, мог говорить только «вот», «что», «идите», но была богатейшая интонация, богатейшая мимика. Мария Ильинична, я, санитары все больше понимали Ильича. Но у Преображенского больное сердце.
Побелел он весь, губы трясутся, а Ильич все рассказывает про переживаемое». Специалист по восстановлению речи за пару дней до смерти В. Во флигеле у самарского товарища по борьбе Ленин пробыл три дня, сбежав от врачей, сестер, от больничного режима.
До обострения болезни, 1922 год: Ленин и Крупская в Горках у телескопа. Потом пускал к себе некоторое время проф. Осипова, но разговоры о болезни не допускались.
Розанова и Ф. Гетье, лечивших его раньше, он смотрел не как на врачей, а как на добрых знакомых. Не как на доктора, а как на товарища смотрел на Владимира Александровича Обуха».
Последние месяцы медики наблюдали В.
Которой выпадет уникальная в своём роде судьба. Пока же поручик Константин назвал дочь Надеждой.
Людям старшего поколения достаточно сочетания имени и отчества, чтобы выдать фамилию. Конечно, это Крупская! Та самая супруга и соратница Ленина.
Для большинства она всего лишь «довесок» к его масштабной фигуре. Квашня, одетая в бесформенный балахон невыразительного цвета. Пугающе некрасивая, с глазами навыкате, с обвисшими щеками… Поговорить с миссис Ленин В реальности же Крупская была если не красавицей, то близко к тому.
Впрочем, вкусы у всех разные. Скажем, старый знакомый Ленина Глеб Кржижановский утверждал: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину. Но умнее, чем Надежда Константиновна, у нас не было».
А ум в сочетании с привлекательностью — отличная почва для того, что называется обаянием. Сходство действительно есть. И ведь ту же Йоханссон не назовёшь классической красавицей.
Зато — море обаяния.
Вместе с супругом она прошла ссылку, эмиграцию, была его соратницей в революционной борьбе. Кроме того, Крупскую считают главным идеологом советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Она была автором книг и статей, где поднимала вопросы о роли женщин в социалистическом обществе.
В 1887 году с отличием окончила частную женскую гимназию княгини Оболенской в Петербурге. Затем стала слушательницей Высших женских курсов и вступила в студенческий марксистский кружок.
Как отмечал свой день рождения Владимир Ленин
Она знала, что Ленин был очень привязан к Инессе, и не раз выражала намерение уйти. Ленин удержал ее». На какое-то время образовался любовный треугольник, в котором, вопреки всем идеалам коммунизма, Владимиру Ильичу требовались для счастья обе столь контрастные женщины… В доме Ульяновых Инесса Арманд стала незаменимой: домоправительница, переводчица, секретарь. Между двумя женщинами установились дружеские отношения. В апреле 1917 года Арманд приехала в Россию в одном купе пломбированного вагона с Лениным и Крупской. Инесса Арманд стала организатором первой международной конференции женщин-коммунисток, написала не один десяток статей, в которых называла традиционную семью пережитком старины. Немецкий подданный утверждает, что спустя 7 месяцев после рождения Владимир Ульянов пристроил его в семью австрийских соратников.
Заложники революции После революции Ленин был вынужден определиться с личной жизнью, и он выбрал Крупскую. Пылкая француженка вернулась в Париж и писала оттуда письма, полные любви к Ленину и симпатии к его жене: «Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провёл» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя. Много было хорошего в Париже и в отношениях с Н.
В одной из наших последних бесед она мне сказала, что я ей стала особенно дорога и близка лишь недавно. А я её полюбила почти с первого знакомства»… В 1920 году Инесса Арманд умерла от тифа, возвращаясь в Москву из Кисловодска, куда ездила поправить здоровье. Ленин лично встречал на Курском вокзале гроб с её телом. Среди множества венков на свежей могиле выделялся один из белых цветов с черной лентой: "Тов. Инессе от В. Даже в этот период Владимир Ильич не утратил привязанности к жене.
Он подкарауливал её тихие шаги и выходил встречать на лестницу.
Известный черно-белый снимок, который был сделан в Горках, получил цветное наполнение благодаря усилиям педагога и переводчицы Ольги Ширниной, известной под ником Klimbim. Она через компьютерные программы, изучив источники, придает цветной оригинальный облик героям на монохромных изображениях.
На снимке, где пара Ленин — Крупская сидит на скамейке в окружении детей. У Ленина огненно-рыжие волосы и карие глаза, о которых говорили современники вождя.
Тут тоже очень похоже на спектакль, свойственный диктатору Сталину. Но когда глубже знакомишься с делом, с документами, то склоняешься к тому, что все-таки это было не отравление. То есть, действительно, торт ела не только она. Конечно, можно так сделать, что она съест именно тот кусочек, который нужно, но это сложно. Когда же знакомишься с записями врачей, то открываются другие вещи. Во-первых, очень долго не ехала скорая помощь.
Как такое может быть? К жене Владимира Ильича… Даже к обычным людям скорая помощь приезжала достаточно быстро. Тут почему-то долго не ехала. Затем, что у нее обнаружили? У нее обнаружили обыкновенный аппендицит. И, конечно, ее нужно было оперировать, но врачи этого делать не стали. Дождались, пока обыкновенный аппендицит перейдет в гнойный, затем дождались, пока гнойный аппендицит разорвется… И Надежда Константиновна умирала в страшных мучениях. Написано, что 70 лет, набор болезней, но как у любого человека в таком возрасте.
Ничего такого уж страшного у нее не было. Она оставалась на ногах, она ходила, она работала. Конечно, врачи были обязаны вырезать ей этот злосчастный аппендицит, обязательно. Если не вырезать, то с аппендицитом можно умереть, что и произошло. Спрашивается, почему? Причем не делать то, что должно, это само по себе — большой риск. Вот ты не сделаешь операцию, а тебя обвинят, что убил супругу вождя революции. Значит, не сделать операцию, я думаю, могли, только если последовала команда не делать.
Профессор Владимир Лавров: Да. То есть ей дали умереть как бы своей смертью. Думаю, что дело было именно так: неоказание помощи. И, кстати, это вернется как бумеранг к Сталину — ему тоже не окажут необходимую помощь. Среди старых большевиков ходили слухи, что она собиралась выступить на съезде с критикой репрессий. Но хотя она и голосовала за репрессии, и поддерживала, а иногда она не выдерживала. Был случай, когда она пошла к Сталину, ее пропустили без очереди в приемной, и защищала Зиновьева и Каменева. Она знала, что это никакие не враги народа, это соратники ее мужа.
Сталин не послушал… Она как пробка вылетела из его кабинета на глазах у всех… Протоиерей Александр Ильяшенко: Но, простите, пожалуйста, Владимир Михайлович, я вас прерву — для Ленина они не были врагами народа, но для народа кем они были? Профессор Владимир Лавров: Если говорить о настоящем враге рода человеческого и о тех, кто служил этому врагу рода человеческого, то, конечно, это бесы, это те, кого Федор Михайлович Достоевский очень точно определил в известном романе. Конечно, этими бесами были и Зиновьев, и Каменев, но надо сказать, что и Владимир Ильич, и Сталин — тоже. Причем именно они возглавляли всё это бесовство. Ленин и Н. Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках. Август-сентябрь 1922 года Полупочести, полуопала Но что касается Надежды Константиновны… Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Однако, когда стали убивать ее знакомых, которых она знала годами и десятилетиями, а она прекрасно понимала, что это не какие-то английские шпионы, вот тут она и поняла, что в стране творится кошмар.
Она не была столь волевым человеком, чтобы бросить вызов, но иногда она пыталась заступиться. И можно представить, в каком кошмаре она сама жила. Ведь она не была глупенькой и отдавала отчет в том, что происходит. И понимала, к чему это может еще привести. И, конечно, я не думаю, что она собиралась выступить на съезде, но все равно Сталин убирал таких людей, которые хоть на что-то были способны, которые хоть что-то человеческое сохранили и смели понимать.
Разве что посиделками «на троих» с матерщиной на развалинах тех самых советских клубов и библиотек… Деревня деградирует и вымирает. Отсюда и «патриотизм» соответствующий. Крупской: — Надежда Константиновна была у нас в библиотеке дважды. И не без пользы. В 1920-е годы библиотека делила здание со студенческим общежитием. А после того, как Крупская узнала, что посетителям здесь тесно, потому как библиотека работала в основном читальным залом, она добилась, чтобы Наркомпрос принял решение перевести общежитие в другой дом, а освободившиеся помещения передать библиотеке. Таким образом, появилась возможность открыть абонемент для детей младшего возраста. В этом как раз и был один из принципов Надежды Константиновны — возрастной подход к работе с читателем. Этому принципу работы в нашей библиотеке верны и поныне. К юбилею Надежды Константиновны и к столетию нашей библиотеки мы провели у себя «круглый стол» и организовали экспозицию, в которой широко представлены работы самой Крупской и публикации о ней. Например, в «Крестьянке» — журнале, инициатором издания которого она как раз и была. Если взять педагогическую ипостась деятельности Надежды Константиновны, то она очень серьёзное внимание уделяла развитию технических профессий, как того требовало время большой индустриализации. И наша библиотека была одним из таких опытных учреждений, на базе которого работали детские кружки: переплётный, авиамодельный и т. Техническое творчество через книгу — таков был их девиз. Важно, отмечала Надежда Константиновна, что в таких кружках развивается в детях коллективистское творческое начало. Мы и сегодня стараемся продолжать эти традиции. А ведь прежде всего она была видным политиком. С молодых лет она соединила свои профессиональные педагогические интересы с революционной работой. Ей мало было воскресной школы, где она могла способствовать просвещению рабочих. Она нашла дорогу к марксистскому кружку, объединившему людей, готовых посвятить себя революционной борьбе. Крупская — революционерка, соратница Ленина. И за это её ненавидят власти предержащие. Ненавидят люто, как активного, ныне действующего революционера. Смотрите, ни одного слова в памятную дату 150-летия со дня её рождения — трусливо промолчали все средства массовой информации, кроме «Правды». Нынешние узурпаторы отказываются признать её заслуги в деле народного просвещения. Но вы, работники библиотек, прорвали этот заговор молчания, защитили память о великой подвижнице. В связи с этим я хочу поведать вам об одном драматическом эпизоде, тоже связанном с защитой Ленина и Крупской от посягательства на их политическую роль, на их человеческое достоинство. Как вы знаете, в Москве есть два памятника, посвящённых Крупской. Мне больше по душе тот, который воздвигнут на улице, носящей её имя, точнее, на бульваре, украшающем эту улицу. Ленин и Крупская, совсем ещё молодые, на садовой скамейке; она читает ему газету «Искра», видимо, только что доставленную курьером, он весь обращён в слух. Прекрасная, проникновенная сцена. И вот этот памятник зимой 1992—1993 года был осквернён подонками: скульптурные головы облепили цементом. Понятно, рядом завершался ремонт в приватизированном магазине, цемент был под рукой. Но вряд ли хозяева или подрядчики сами забирались на пьедестал — они наняли одураченных работяг, и это говорит о многом: разрушение Советского государства по проекту мирового империализма шло не только сверху, но и снизу. Ни скульптор, ни архитектор «не нарисовались» — время было страшное, многие боялись за свою жизнь. И вот после трудового дня двое, а иногда и трое рабочих ежедневно приходили по вечерам и до ночи, в 10—12-градусный мороз сантиметр за сантиметром кропотливо снимали окаменевший цемент. Женщины «Трудовой России», живущие поблизости, носили им горячий чай, угощали чем могли. Так продолжалось две недели. Памятник был спасён. Представляете, какова ненависть капиталистов и буржуев к социалистической революции, к её творцам, если даже памятники они готовы обезглавить! Крупская — действующая революционерка. И говорить о ней — значит неизбежно вламываться в область текущей политики, что мы с вами сейчас и делаем. В стенах Государственной думы по инициативе КПРФ состоялся посвящённый Крупской «круглый стол», собравший много студенческой молодёжи. Коммунисты возложили цветы к её могиле. Сейчас в холле фракции КПРФ в Госдуме открыта выставка, рассказывающая о жизненном пути этого выдающегося человека. Готовили её, что особенно отрадно, комсомольцы. Очень благодарен вам, что не чувствую себя в вашем кругу чужим, потому что мне, как историку, приходилось много работать в стенах Ленинки и Исторички, а также здесь, у вас в Тургеневке. Вы делаете огромное дело, вы — современные подвижники, так или иначе вы являетесь выразителями того духа, того высокого энтузиазма, который привнесли в нашу жизнь Ленин, Крупская и их товарищи. Здесь правильно говорилось о культурном взлёте советских людей в 1920—1930-е годы, о том, сколько возможностей на революционной волне перед ними тогда открылось, о том, с каким радостным упорством наши деды и прадеды преодолевали это вековое расстояние, отделявшее лапотную царскую Россию от грандиозных строек социалистического государства! Говорю об этом как коммунист в третьем поколении, как внук беспризорника, которому наша замечательная Советская страна дала путёвку в жизнь. От имени авторов «Правды» Заочно в «круглом столе» участвовали многие читатели и авторы «Правды», чьи мнения, мысли, пожелания были оглашены или переданы для публикации. Так, свои обстоятельные размышления о современных проблемах библиотечного дела прислала Наталья БУХВАЛ — библиограф Псковской областной библиотеки для детей и юношества имени В. Публикуем их с некоторыми сокращениями: — Материальные проблемы. В чём они заключаются? Не хватает финансовых средств, чтобы как следует комплектовать фонды библиотек книгами, периодическими и электронными изданиями. Из-за слабой материально-технической базы библиотек трудно внедрять новые информационные технологии и участвовать в масштабных проектах, потому что нет средств на покупку новой компьютерной техники. В итоге всё вместе плохо сказывается на библиотечном обслуживании читателей сейчас благозвучное слово «читатели» заменили на холодное «пользователи». Эти объективные, мало зависящие от самих библиотек трудности невозможно преодолеть без хорошей государственной поддержки. Плохо и то, что множество библиотечных зданий находится в аварийном состоянии, им нужны капитальный ремонт и дополнительная площадь. Как в ненормальных условиях обслуживать читателей и хранить фонды? Но когда ремонт обветшалых зданий всё-таки начинается, возникают очередные проблемы: с сохранностью фонда, мебели, с возможным переездом. Например, в 2015 году здание нашей Псковской областной библиотеки для детей и юношества закрыли на ремонт, причём начался он не сразу, а спустя пару лет. Коллектив почти четыре года вынужден работать в другом помещении, на другом конце города, в очень непростых условиях, мечтая когда-нибудь всё-таки вернуться на прежнее место. Подобную ситуацию переживает сейчас и Псковская областная универсальная научная библиотека. Здание её тоже закрыто для ремонта, а коллектив и фонды размещены даже не в одном, а в нескольких помещениях, причём в разных концах города. Число библиотек в стране сокращается. Библиотеки перестали играть роль главного источника информации.
Оставляйте реакции
- Как и где Ленин и Крупская жили в Уфе во время ссылки - 22 января 2023 - УФА1.ру
- Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской | Правмир
- Петербургский фонарь установят на горе Цюрихберг, на участке, где отдыхал Ленин.
- Ленин. Крупская. Данилкин
- Мы в соцсетях
Ум против красоты: как Надежда Крупская отстояла Ленина у Инессы Арманд
Домашнего уюта она создавать тоже не умела и не собиралась уметь. В эмиграции они с Владимиром жили в тесной комнатке, которая, по воспоминаниям современников, выглядела очень аскетично, даже неуютно. Ленина такие мелочи не смущали. Неприхотлив он был — и в еде, и в быту. Появилась икра — будет есть икру. Яичница на столе пятый день — будет яичницу есть. На всякий случай про всё спрашивал, можно ли такое есть с его желудком. Жена всегда отвечала: «да».
Ботинки начищал до блеска, брюки зашивал спокойно. Трудности семейной жизни с Лениным вообще не касались быта. То ли по природе, то ли от головных болей и бессонницы был он крайне вспыльчив, легко срывался на крик, на грубости. Зато, вопреки некоторым анекдотам, ходоком по женщинам Владимир никогда не был. Арманд стала исключением, с которым тогда уже серьёзно больная Крупская смирилась... Надежда закончила Бестужевские курсы, получив самое лучшее по своим временам образование из доступных для женщины. В том числе за этот ум Ленин ценил Наденьку да, он к ней так обращался практически всегда.
У Крупской был шанс остаться в памяти народа деятельницей уровня Александры Коллонтай, но — брак с Лениным определил, как на неё стали смотреть окружающие. Статуса у неё могло быть два. Сначала — жена Ленина. Потом — вдова Ленина. А что делала она сама, какой вклад внесла в революцию или формирование новых советских реалий, было уже не важно. Ещё до революции Крупская стала для Ленина бессменным секретарём. Занималась его перепиской, помогала работать с бумагами, прессой, с ним вместе работала над подпольной газетой «Искра».
Настолько же доверенным лицом была для Владимира только его Инесса Арманд. Она выполняла для Ленина переводы. Крупская также была связной, когда Ленин скрывался от очередного ареста — ездила к нему на конспиративную квартиру и привозила указания прочим революционерам.
Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество».
Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний.
Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка.
Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения.
Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента.
Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса.
После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности.
Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы.
За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа.
Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.
Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто.
Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда.
Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами.
Даже напевал иногда Интернационал, Червоный штандар польская рабочая песня. В итоге «Ильич у нас в июле сбежал». Ленин с младшей сестрой Марией Ильиничной и с Крупской жили в Горках в большом доме, а рядом во флигеле поселился управляющий совхозом, бывший рабочий, которого Ульянов знал еще с 1891 года по Самаре, Алексей Андреевич Преображенский. Слов у Ильича не было, мог говорить только «вот», «что», «идите», но была богатейшая интонация, богатейшая мимика. Мария Ильинична, я, санитары все больше понимали Ильича.
Но у Преображенского больное сердце. Побелел он весь, губы трясутся, а Ильич все рассказывает про переживаемое». Специалист по восстановлению речи за пару дней до смерти В. Во флигеле у самарского товарища по борьбе Ленин пробыл три дня, сбежав от врачей, сестер, от больничного режима. До обострения болезни, 1922 год: Ленин и Крупская в Горках у телескопа. Потом пускал к себе некоторое время проф. Осипова, но разговоры о болезни не допускались. Розанова и Ф.
Гетье, лечивших его раньше, он смотрел не как на врачей, а как на добрых знакомых. Не как на доктора, а как на товарища смотрел на Владимира Александровича Обуха». Последние месяцы медики наблюдали В. И признает, что муж «стал тяготиться и сестрами милосердия», «видно было, что их присутствие ему тяжело». Отложил В. Когда Ленину передали изданный Коминтерном стенной календарь, вождь подолгу его рассматривал.
В итоге они стали мужем и женой, и в этом браке роли супругов были четко распределены. Ленин вел революционную борьбу, так сказать, на передовой. А Крупская надежно охраняла его тылы, делая всю черновую работу. Вела не только хозяйства, но и была незаменимой помощницей в его делах.
Только Надежда Константиновна знала, насколько Владимир Ильич был малоприспособленным в бытовом плане. Поэтому когда Ильича отправили в ссылку в Шушенское в студёной Енисейской губернии, а Крупскую — в Башкирию с вполне мягким климатом, она немедленно подала прошение о переводе ее к мужу. Правда, там чуть было все не испортил местный полицмейстер. Тамошний «анискин» узнал, что пара ссыльных живет вместе не венчано, и поставил условие — или идете в церковь, или жить вместе не будете. Вот так глубоко убежденные атеисты Ленина и Крупская были вынуждены пройти обряд венчания. Очевидцы тех лет утверждают, что их брак на самом деле был настоящим. Как союз мужчины и женщины, а не только собрание революционеров. Единственное, что огорчало, Крупская не могла родить. Тюрьмы, ссылки, допросы… Надежда Константиновна сгубила свое здоровье ради революции и лишила себя счастья стать матерью.