Первый полёт в космос. Ещё одна, вызывающая недоумение, указывает на то, что Гагарин устал от свалившейся на него славы и, инсценировав гибель, уехал жить в глухую деревню.
Космонавт Леонов о том, как русские покоряли космос в Пасхальные дни (+ВИДЕО)
Еще один подготовительный полет, в этот раз в космос полетели собаки Пчелка и Мушка. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур первым в мире он отправился в космос и, пробыв за пределами Земли 108 минут, вернулся обратно Героем Советского Союза, навсегда вписав свое имя в историю. Полет длился 1 час 48 минут, за это время "Восток" совершил один виток вокруг Земли. В конце 1967 года впервые после того, когда полетел Гагарин в космос, он вновь поднялся в воздух, но приземлился неверно.
Юрий Гагарин - первый человек в космосе
Потом скрылся в кабине космического корабля. Внизу, завороженно задрав головы кверху, стояли и Главный конструктор, и другие космонавты и все те, кто провожал его в первый космический полёт. Гагарин перед стартом полёта Была устранена единственная неисправность. В ходе проверки герметичности космического корабля датчик показал, что крышка люка, через которую космонавт садился в корабль, закрылась неплотно [29]. В условиях ограниченного времени ведущий конструктор корабля «Восток» О. Ивановский , отвернув гайки с замков, запирающих люк, поправил специальный электрический контакт прижима крышки, сигнализирующий о нормальном закрытии люка, и вновь запер люк. Позже Ивановский вспоминал: Заметил, что Юрий, чуть приподняв левую руку, внимательно смотрит на меня в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: « Родина слышит, Родина знает… » [33] Титову объявили, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно — Гагарин.
Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур ; позывной Гагарина был «Кедр» [29]. При старте Ю. Гагарин произнёс ставшее знаменитым « Поехали! Почтовая марка Азербайджана, 2011 Траектория полёта «Восток-1». Ракета-носитель « Восток » проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма таймера , но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой апогей оказалась на 100 км выше расчётной. В случае отказа тормозного двигателя сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять, по разным оценкам, от 20 до 50 дней [13] [14] [15].
На какой-то момент после взлёта полностью пропала связь с кораблём — из-за помех, возникших от огромной скорости ракеты [34] Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв её, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру — главному научному советнику президента Кеннеди. Предстоял доклад президенту — русские опередили американцев. На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон [29].
Спуск и посадка[ править править код ] В 10:25:34 МСК , после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка ТДУ. В конце полёта ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но отключилась на секунду раньше из-за закончившегося горючего [36] , в результате чего автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате корабль получил вращение со скоростью 1 оборот в секунду, продолжавшееся в течение 10 минут до входа в атмосферу [31]. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека [29]. Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и « Восход » , то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов, а сама кабина начала потрескивать [36]. Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался , после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно [29] по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух при надевании скафандра вытяжной трос открытия клапана попал под оболочку скафандра и дополнительно был прижат ремнём привязной системы , так что Гагарин чуть не задохнулся [15] [13] [29]. На высоте 3 км раскрылся дополнительный парашют; сначала он вывалился, не раскрывшись, однако порыв ветра наполнил его [29]. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в поле, в 1,5-2 километрах от берега [15] [14] [13] [37] [38].
Каманин писал в своих дневниках, что в начале апреля, глядя на Титова и Гагарина, он все задавал себе вопрос: кто же из них?
То есть Нелюбова он уже тогда вычеркнул. Ну а по факту все делалось только в расчете на одного человека. Перед самым запуском, когда взвешивали космонавтов в скафандре вместе с катапультируемым креслом, у Гагарина обнаружился перевес. Вроде бы, вот шанс для Титова, но решение уже было принято, и в последнюю ночь Королев послал срезать вес лишний с космического корабля. Это был пилотируемый полет, поэтому взрывчатку даже не ставили, но сама система оставалась. Ее срезали и облегчили корабль на 14 или 15 килограммов.
Правда, в спешке срезали и датчики терморегулирования. Если бы что-то пошло не так, то начала бы барахлить вся система жизнеобеспечения. В общем, корабль был довольно сырой. Все остальные были с какими-то проблемами, причем даже с очень серьезными. Например, 1КП, первый корабль-спутник, запущенный в мае 1960 года, ушел на более высокую орбиту и болтался там полтора года. Хорошо, что в нем не было космонавта.
У второго корабля ракета взорвалась на старте. И, поскольку времени на создание системы аварийного спасения в первые 40 секунд после отрыва не оставалось, было принято решение, что космонавт должен катапультироваться. Но на такой высоте у него не успел бы раскрыться парашют. Тогда просто натянули металлическую сетку. Если ракета взорвется в первые 40 секунд полета, то космонавт катапультируется и упадет на сетку. Других идей не было.
Когда смотришь из сегодняшнего дня, это кажется невероятным. Но надо понимать, что тогда была отсталая культура производства, низкая квалификация работников. Многие вспоминали о грубости Королева, но ведь ответственность целиком лежала на нем, он был все время на взводе. Его любимая угроза была: «Отправлю по рельсам в Москву! В Монтажно-испытательном корпусе на космодроме первый спутник, перед установкой на ракету, решили показать госкомиссии. Подключили электричество, а спутник молчит.
Оказывается, пока везли спутник на космодром, из-за тряски отвалились припаянные контакты. Радиоблок был отдельно, аккумулятор отдельно. Тут же на глазах госкомиссии пришлось все это заново припаивать и переподключать. Вот такой был технический уровень. Недаром потом весь мир так удивился: «Советы нас дурачат». У всех иностранных инженеров, ученых, физиков, астрономов, даже у одного американского научного журналиста, который по приглашению Советского Союза приезжал сюда осматривать оборудование, было ощущение, что ничего не получится.
Ну нет у русских потенциала, чтобы совершить этот полет, они стиральных машин-автоматов еще делать не научились. Человек без имени — Почему вообще появилось космическое направление? Нужно было построить межконтинентальную ракету и выйти на глобальный стратегический паритет с США. Сначала Хрущев и впрямь не понимал, зачем нужно освоение космоса, но после запуска первого спутника увидел перспективу и лично обеспечивал поддержку. Королев мог звонить ему в любое время. Я сравнивал биографии разных главных конструкторов, и, казалось бы, любой из них мог отвечать за этот проект — например, Валентин Петрович Глушко неоднократно говорил, что справился бы лучше.
На самом деле нет. Королев умел использовать систему в своих целях. Например, с тем же кораблем «Восток». Сначала военные вообще не хотели никакого пилота, им нужен был второй корабль-разведчик с большим телескопом, который должен был с орбиты наблюдать за объектами, фиксировать их на пленку и в спускаемом аппарате доставлять на Землю. Королев сначала пробил постановление, одобряющее разработку такого корабля, а потом вписал в него человека. Как только постановление было принято, он передал своим подчиненным разработку фоторазведчика, а сам возглавил проект по созданию пилотируемого космического аппарата.
Королев сам был летчиком-планеристом, авиатором, в молодости разрабатывал планеры, потом ракетопланы. Он понимал, что первый спутник, первое животное в космосе, первый тяжелый спутник, первый космонавт — эти рекорды затмят абсолютно все, что было ранее, и космическая история отправит в забвение историю авиации. Авиаконструкторы привыкли к тому, что их именами называют самолеты, — Туполев, Антонов — а Королев был как будто человеком без имени. До самой своей смерти он во всех книжках фигурировал просто как «главный конструктор» и публиковался в газете «Правда» под псевдонимом «профессор К. Он умер в январе 1966 года — и как прорвало, сразу стали выходить о нем материалы. Появились сборники воспоминаний и — с небольшой задержкой — официальные биографии.
Словно все только и ждали, чтобы разрешили писать о Королеве. Под облаками — сразу земля — Давайте со смерти Королева переключимся на смерть Гагарина. Очень много спекуляций на тему того, что была какая-то внешняя сила — зонд, след от сверхзвукового самолета и так далее — которая привела к уходу в пике.
Некоторые предприниматели уже объявили о скором начале новой эры "доступного космического туризма". Однако путешествия за пределы Земли все равно остаются опасными. За 55 лет, прошедших с момента исторического полета Гагарина, погибли четыре советских космонавта, 13 астронавтов из США и первый израильский космонавт.
Кроме того, до сих пор до конца не изучено воздействие состояния невесомости и космической радиации на организм человека. Но люди все равно продолжают стремиться к новым открытиям и покорению дальнего космоса. И, как подчеркивают исследователи, человечество руководствуется не только научным интересом.
Генеральный директор ТАСС Дмитрий Горюнов пожал ему руку и достал из папки довольно странный для правительственного документа листок папиросной бумаги, сказав: "Надо спешить, второй экземпляр уже у Левитана, а Гагарин, судя по всему, уже пролетел большую половину витка". Во время полета ТАСС вел репортаж о происходящем на орбите. В последующие дни агентство рассказало о подробностях подготовки и полета на корабле "Восток". В информации агентства описывались отдельные детали конструкции: "Телевизионная система, находящаяся на корабле, позволяет осуществлять визуальный контроль за состоянием космонавта, одна из телевизионных камер предает изображение пилота анфас, а друга - сбоку.
Среди приборов в кабине космонавта находится глобус, вращение которого синхронизировано с движением корабля по орбите. Глобус позволяет космонавту определять текущее местоположение корабля".
Курсы валюты:
- Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
- Курсы валюты:
- Содержание
- Гагарин Юрий Алексеевич
- 15сб. Приземление Ю. А. Гагарина. Факты от первого (Татьяна Сергеева 9) / Стихи.ру
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
Детство. Война. Гжатск
- Идеальный полёт?
- Когда отмечается День космонавтики
- «Народ на улице слушал радио, разинув рот». Воспоминания кировчан о полёте Гагарина
- Факты о первом полете человека в космос
- Юрий Гагарин - биография, жизнь и смерть космонавта
- Читайте также:
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой
Первый в космосе - Статьи | Еще во время полета первый секретарь ЦК КПСС потребовал от министра обороны Родиона Малиновского присвоить старшему лейтенанту Гагарину внеочередное звание майора. |
«Народ на улице слушал радио, разинув рот». Воспоминания кировчан о полёте Гагарина | Это был первый полет человека в космос <br>На фото: первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев с космонавтами Германом Титовым (слева) и Юрием Гагариным на трибуне Мавзолея. |
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина | Полет длился 1 час 48 минут, за это время "Восток" совершил один виток вокруг Земли. |
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века | Это был первый полет человека в космос <br>На фото: первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев с космонавтами Германом Титовым (слева) и Юрием Гагариным на трибуне Мавзолея. |
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой | Первый полет в космос — для человечества это невероятный прорыв, который всегда будет связан с именем советского космонавта. |
Юрий Алексеевич Гагарин
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос | Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало 50 лет назад самой цитируемой новостью в мире, передает ИТАР-ТАСС. |
Полет Гагарина в цифрах - Новости | Страна и мир - 10 марта 2024 - Новости Красноярска - |
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос — EADaily, 12 апреля 2017 — История | — Но ведь «Восток-2» полетел в космос в начале августа. |
Юрий Гагарин — история первого полета в космос | Hi-Tech | Первые шаги в авиации Гагарин сделал ещё студентом техникума. |
Космонавт Леонов о том, как русские покоряли космос в Пасхальные дни (+ВИДЕО)
Первый полет человека в космос подтвердил возможность жизни и работы за пределами земной атмосферы. Что делал во время своего полета Юрий Алексеевич Гагарин, мы знаем, а вот что происходило в те минуты в странах, над которыми пролетал первый в мире космонавт, известно меньше. Возвращение Юрия Гагарина из первого космического полёта вызвало во всём мире небывалый восторг и воодушевление. Юрий Гагарин — первый человек, побывавший в космосе. Комиссия утвердила предложение допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить как запасного космонавта. Гагарина, было ещё 20 претендентов на первый полет в космос.
10 неизвестных фактов о полете Гагарина
В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел. Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю «Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 время московское. Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки. Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали! В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм.
К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты. Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба. Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него.
Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать. До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления. В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара. Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса.
Вдруг на высоте 2000 самолет резко изменил курс. Его несколько раз запрашивали, но он не отвечал. Это зафиксировал локатор. Что там случилось — неизвестно. Но если бы экипаж был в сознании, то он поддерживал бы связь, успел что-то передать… Их нашли в Киржаче, за деревней Новоселово. Мы долго искали место падения, полетели на дозаправку, и тут прибежала одна женщина: «Мать звонила, у них за Новоселово упал самолет».
Картина на месте происшествия была такая: кругом сваленные деревья и воронка глубиной девять метров». Валентина Романова Аварийная обстановка возникла внезапно и носила скоротечный характер. Это сказано в заключении экспертов-расследователей. Первое расследование гибели Гагарина и Серегина продолжалось целый год. Было 29 томов дела, но единое заключение комиссия так и не представила. Внутри есть несколько версий произошедшего с одной основной.
Дело с документами по катастрофе до 2000 года проходило под грифом секретности. Оно хранится в центральном архиве минобороны РФ. Предположительной причиной там называется возможная потеря работоспособности экипажа из-за столкновения самолета с шаром либо чем-то другим или выполнение резкого маневра для предотвращения столкновения. Космонавт-испытатель Антон Шкаплеров моделировал полет самолета Гагарина и Серегина на специальном тренажере. Это показано в документальном фильме «Юрий Гагарин. Последний миг».
Он проверял официальную версию — столкновение с шаром-зондом. Результат: самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор, если было столкновение или уход от него. Исследовал катастрофу и главный научный сотрудник ЛИИ им. Громова, доктор технических наук Арсений Миронов. В 2010 году он сказал в интервью «Интерфаксу»: «Официальной версии трагедии, как вы знаете, нет. Правительственная комиссия по итогам расследования никакого решения не приняла».
Даже версия со столкновением с шаром-зондом позже опровергалась. Расчеты подтвердили — только в штопоре самолет Гагарина и Серегина мог за минуту долететь до земли. Вывод самолета МиГ-15УТИ из штопора с высоты около 400 метров невозможен — примерно с этой высоты Гагарин и Серегин до последнего пытались выровнять самолет. Для успешного выполнения маневра нужна высота около 800 метров. В тот день на нем оставались два подвесных топливных бака. Емкость каждого — 260 литров.
Они снижали допустимые перегрузки самолета. Конструкция самолета предполагает, что первым катапультируется инструктор, который сидит сзади. Только потом — пилот. Так что произошло? Его мнение — первый взрыв самолета произошел еще в воздухе. Падение самолета продолжалось около минуты.
Каманин не исключал и взрыв от столкновения — писал об этом с отсылкой к версии с шаром-зондом. Взрыв в воздухе он доказывал четырьмя пунктами: 1. Согласно результатам специальных испытаний, разгерметизация кабин произошла в воздухе. Разрушение остекления фонарями кабин в воздухе подтверждается тем, что при самом тщательном просеивании земли в районе падения самолета удалось подобрать только 38 процентов остекления кабин и 13 процентов остекления фонаря. Отсутствие радиосвязи и попыток катапультироваться. На сайте «Роскосмоса» есть материал о выводах правительственной комиссии: «Первое — самолет перед ударом о землю был целым.
Второе — двигатель самолета работал в момент удара на оборотах, достаточных для горизонтального полета. Третье — летчики не пытались катапультироваться. Четвертое — летчики были в рабочем состоянии». Жуковского, доктор технических наук. Осколки разбросало по длине до 600 метров и по ширине до 100 метров. После взрыва от летчиков практически ничего не осталось.
Николай Живоглядов, Гол. Якобы из-за этого он свалился в штопор. Об этом же говорил Алексей Леонов. Он приводил в пример показания трех колхозников, которые видели сорвавшийся в облака самолет. Сначала Леонов говорил о самолете Су-11, потом — о Су-15 его модернизированная модель. Леонов утверждал : «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии.
Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов». Фамилию летчика он не называл, потому что дал слово. В документальном фильме «Юрий Гагарин. Последний миг» раскрывается фамилия летчика Су-11. Им оказался летчик Кречетов — так указано в архивном расследовании. Там же рассказывается, что при попадании в след от Су-11 самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор.
Это результат еще одного эксперимента. В том же фильме опровергается версия о том, что самолет Су-11 поучаствовал в катастрофе. Установлено, что самолет Гагарина и Серегина разбился в 10:32. Только через две минуты после этого Су-11 вошел в зону полетов аэродрома «Чкаловский». Поэтому его появление и след от полета — это не причина. Когда он пролетал, самолета Гагарина и Серегина там уже не было.
В интервью ТАСС он тоже говорил о втором самолете, но о другом. Миронов рассказывал, что параллельно с самолетом Гагарина и Серегина в то время проходил учебный полет другого МиГ-15. Им управлял летчик Андреев. Миронов говорил: «На запрос Гагарина в 10:29:57 — «Задание в зоне 20 закончил. Прошу разрешение на курс 320 градусов» — руководитель полетов или его помощник немедленно ответил — «Разрешаю», — по-видимому, не наблюдая опасного сближения меток целей самолетов Серегина-Гагарина и Андреева на экране локатора. Если бы руководитель полетов выполнял свои обязанности, он должен был, посмотрев на экран локатора, немедленно дополнить команду «Разрешаю» всего двумя словами — «Без снижения».
Но слов «Без снижения» не было произнесено. В итоге — катастрофа». Его мнение: Гагарин и Серегин резко заметили в облачности другой самолет, поэтому и совершили резкий маневр. В книге «Дорогами испытаний» Аксенов объяснял еще одну возможную причину катастрофы — необычную облачность: «Нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты четырех тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость».
Последнее сообщение Гагарина о выполнении летного задания было с высоты более четырех тысяч метров. Дальше началось снижение самолета, которое можно выполнить двумя способами. Либо — спокойно, либо — интенсивно и с переворотом. Второй способ был предпочтителен в той ситуации из-за спешки, потому что дальше самолет требовался другим летчикам. Они недооценили обстановку и не могли грамотно пилотировать по приборам. Вместе сложились несколько факторов.
Аксенов говорил: «Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования».
Он решил связать свою жизнь с небом и стал летчиком. В 1960 году его успехи заметили, и Марс Закирович стал одним из счастливчиков, отобранных для полета в космос. Рафиков отлично справлялся со всеми тренировками — другие члены первого отряда космонавтов были уверены, что он отправится в космос одним из первых. Однако в работу вмешалась личная жизнь — так считал сам Рафиков. Он собирался развестись с женой, о чем сообщил начальству.
Руководители космической программы просили Рафикова сохранить семью, но тот был настроен решительно. Официальной причиной для отстранения стало самовольное отлучение из части, однако сам Рафиков был уверен, что на решение начальства повлияла именно его неблагополучная семейная жизнь и нежелание искать компромисс. После увольнения он вернулся к работе летчика. В 1980 году судьба привела его в Афганистан, где он служил в составе советской миссии авианаводчиком, за что позже был награжден орденом Красной Звезды. Даже после выхода на пенсию небо не отпускало Марса Рафикова — долгое время он работал в Алматинском аэроклубе. Валентин Бондаренко Полет в космическое пространство всегда связан со смертельной опасностью: малейший просчет инженеров или летчиков может привести к страшным последствиям.
Это касается не только полета, но и подготовки к нему. Об этом напоминает история Валентина Бондаренко. Трагедия случилась за несколько дней до запланированного полета Гагарина — 23 марта 1961 года. Одним из самых важных испытаний для будущих космонавтов была тренировка в сурдобарокамере, куда летчиков помещали на 10-дневную изоляцию. Все это время пилотам приходилось находиться в очень ограниченном пространстве: места едва хватало, чтобы изменить положение тела. Состав воздуха в тренировочной камере сильно отличался от обычных земных условий: концентрация кислорода была увеличена на 40 процентов.
Бондаренко успешно прошел испытание — трагическая случайность произошла уже во время его подготовки к выходу наружу. По команде медиков Валентин Васильевич отсоединил от своего тела медицинские датчики и протер появившиеся от них следы тампоном со спиртом. После этого космонавт бросил его в урну, но случайно попал на раскаленную плитку, на которой разогревал себе пищу. Ситуация, в обычной жизни не предвещающая ничего опасного, в условиях повышенного содержания кислорода оказалась смертельной. Тампон мгновенно загорелся, и за считаные секунды огонь распространился по всей камере.
На космических стартах и финишах.
Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР. Путешествие к далёким мирам. Основы космонавтики. Королёва: сайт. Космическая одиссея.
Труды по космонавтике.
Время первых
Я к тому, что он не был отличником и первым во всем, как о нем принято было говорить. В отряде 20 человек, их спрашивают: «Кто хочет первым влезть в космический корабль? Королеву, который там присутствовал, это очень понравилось. Если будете в Звездном городке и вам предложат посетить корабль, не забудьте снять обувь, это традиция. Он не пугался новизны, демонстрировал любознательность, нагружал себя дополнительной работой, не любил безделья. Юрий Гагарин перед полетом в космос. Кадр из документального фильма «Первый рейс к звездам» В сурдокамере было такое испытание: в любой момент — спит человек или бодрствует, работает или отдыхает, — его могли вызвать на какую-либо «аварийную» ситуацию. Срабатывала свето-шумовая сигнализация, завывала сирена, и надо было срочно выполнять определенные задания — например, заполнять какую-нибудь таблицу с цифрами.
Так отрабатывалась сосредоточенность в экстренной ситуации. Кому-то это было труднее, кому-то проще, но у Гагарина здесь сразу были лучшие показатели. Он очень легко переходил из состояния сна в состояние бодрствования и наоборот. Как только наступало время отдыхать, он моментально засыпал, что говорило о психологической устойчивости. В отчете о подготовке Гагарина указан важный фактор — высокий уровень эмпатии. Он чувствует, когда людям тяжело, больно, неприятно, и всегда старается поддержать. Умеет шутить и использует это качество, чтобы подбодрить.
В предстартовый период, в напряженной, нервной обстановке, очень нужен уравновешенный, спокойный, эмпатически развитый человек с чувством юмора. Космонавт не может быть грубым, высокомерным, чересчур требовательным к окружающим. Это серьезное психологическое препятствие для дальнейшей работы. Благодаря всем этим качествам Гагарин попал в шестерку. Ведь было как? Мы отставали от американцев. Те готовили запуск в декабре 1960 года, поначалу и наши тоже.
Но потом произошел ряд ЧП, в том числе катастрофа 24 октября 1960 года на полигоне Тюратам, когда взорвалась ракета Р-16, погибли десятки людей, включая главнокомандующего стратегическими войсками маршала Неделина. Королева все время допрашивали как свидетеля, что сильно задерживало процесс создания тренажеров, без которых невозможно было готовиться к полету. Наконец в тренажеры переделали два космических корабля, но больше шести человек на них заниматься не могло. Тогда поступил приказ главкома ВВС выбрать из 20 проходящих подготовку космонавтов шестерых лучших. Евгений Карпов, который был первым начальником Центра подготовки космонавтов, на основании общих наблюдений в сурдокамере и других показателей отобрал группу. Она стала более активно готовиться, получила приоритетный доступ к тренажерам, ее стали проверять на перегрузку 13 G, потому что баллистики посчитали, что в момент аварийной ситуации, при сходе корабля с орбиты, такая перегрузка возможна. А норматив был 9—10 G.
Анатолий Карташов, например, не выдержал, у него образовался синяк во всю спину, его сразу вывели из спецгруппы и направили на лечение. Космонавт, который не полетел — Очень жалко тех, кто готовился и не полетел. Известна же трагическая история Григория Нелюбова, который покончил с собой. Судьба, действительно, трагическая. Мало того, что он покончил с собой, так его еще и изображают каким-то чудовищем. Это несправедливо. Григория Нелюбова облачают в скафандр.
Фото: архив журнала «Новости космонавтики» Нелюбов очень хороший человек, прирожденный космонавт. Он служил летчиком в Черноморском флоте, 9 мая 1957-го летал над Черным морем, и у него отказал двигатель. Пришел приказ катапультироваться. Сам процесс катапультирования из самолета очень травматичен, а тут еще праздничный день, не удалось оперативно организовать поиски, и Нелюбов почти сутки провел на плаву в холодном бушующем море. После такого обычно списывают по состоянию здоровья, но у этого летчика в организме не нашли вообще никаких отклонений, врачи были потрясены. Григорий Григорьевич Нелюбов тоже был в шестерке. По итогам этого экзамена была рекомендована последовательность полета в космос.
Гагарин стоял первым, Титов вторым, Нелюбов третьим. Все трое получили удостоверения космонавтов, каждый продиктовал предполетное обращение. Мы со школы помним, что, дескать, чуть ли не накануне стало окончательно ясно, кто полетит. Вышел приказ о срочном изготовлении трех скафандров, но в первую очередь, конечно, для Гагарина. Соответственно, он первым начал в нем тренироваться и за счет этого вырвался вперед, получил более высокую квалификацию, чем Титов и Нелюбов. Каманин писал в своих дневниках, что в начале апреля, глядя на Титова и Гагарина, он все задавал себе вопрос: кто же из них? То есть Нелюбова он уже тогда вычеркнул.
Ну а по факту все делалось только в расчете на одного человека. Перед самым запуском, когда взвешивали космонавтов в скафандре вместе с катапультируемым креслом, у Гагарина обнаружился перевес.
Будучи нетрезвым, Григорий грубо ответил патрульным. Рапорт о его поведении лег на стол Николая Каманина, руководившего отбором космонавтов. Нелюбову предлагали извиниться, но тот отказался и был отчислен из отряда.
Несколько лет Григорий пытался вернуться в Звездный городок — в него все еще верил Королев. После смерти Сергея Павловича в январе 1966 года для бывшего члена первого отряда космонавтов была закрыта последняя дорога назад. Месяцем позже Григорий Нелюбов погиб, попав под поезд. Судьба была благосклонна к Нелюбову. Просто не хватило у человека сил сделать свою жизнь, так счастливо и интересно начавшуюся…» Марс Рафиков Марс Рафиков родился в 1933 году в Киргизской ССР.
Как и большинству детей тех лет, юному Марсу пришлось на себе испытать все трудности войны. Вместе с взрослыми он собирал хлопок, урожай, металлолом. После окончания боевых действий 14-летнего мальчика наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Он решил связать свою жизнь с небом и стал летчиком. В 1960 году его успехи заметили, и Марс Закирович стал одним из счастливчиков, отобранных для полета в космос.
Рафиков отлично справлялся со всеми тренировками — другие члены первого отряда космонавтов были уверены, что он отправится в космос одним из первых. Однако в работу вмешалась личная жизнь — так считал сам Рафиков. Он собирался развестись с женой, о чем сообщил начальству. Руководители космической программы просили Рафикова сохранить семью, но тот был настроен решительно. Официальной причиной для отстранения стало самовольное отлучение из части, однако сам Рафиков был уверен, что на решение начальства повлияла именно его неблагополучная семейная жизнь и нежелание искать компромисс.
После увольнения он вернулся к работе летчика. В 1980 году судьба привела его в Афганистан, где он служил в составе советской миссии авианаводчиком, за что позже был награжден орденом Красной Звезды. Даже после выхода на пенсию небо не отпускало Марса Рафикова — долгое время он работал в Алматинском аэроклубе. Валентин Бондаренко Полет в космическое пространство всегда связан со смертельной опасностью: малейший просчет инженеров или летчиков может привести к страшным последствиям.
Пролетев над центром города, он приземлился во Внуково, где ждали ликующие люди, журналисты и руководство СССР. Гагарин прошел от трапа самолета по ярко-красной дорожке, подошел к трибуне и отрапортовал Хрущеву о выполнении задания партии и Советского правительства.
После этого он приветствовал всех, проезжая на «ЗИЛ-111В». Мальчиков, рожденных в тот день, многие мамы назвали Юриями. Зарубежные поездки и награды Не только в нашей стране, но и во всем мире хотели увидеть первого космонавта после того, как Гагарин полетел в космос. Год, два, три он ездил с «Миссией мира» за рубеж. В Чехословакии его удостоили звания «Герой Социалистического Труда ЧССР», в Болгарии — избрали почетным гражданином городов Софии и Пловдива, в Англии — сделали Почетным литейщиком, вручили медаль от золотого развития космоса, и он встретился лично с премьер-министром и королевой Елизаветой Второй. Всего он побывал в почти тридцати странах, где его ждал очень теплый прием и множество различных наград.
После полета В результате постоянных поездок и застолий Юрий Алексеевич перестал заниматься регулярно спортом и набрал почти девять лишних килограмм. Тем не менее с 1961 года, когда полетел Гагарин в космос, он учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского и в 1968 году защитил диплом. Учёба, а также общественная деятельность не оставляли времени для летной практики. В 1966 году он начал тренироваться по программе «Союз». Его назначили дублером Комарова для которого полет в итоге закончился трагично. В конце 1967 года впервые после того, когда полетел Гагарин в космос, он вновь поднялся в воздух, но приземлился неверно.
Из-за этого руководство стало беспокоиться о том, чтобы не потерять героя. Гагарин не мог летать на истребителе самостоятельно, но добился направления, чтобы восстановить квалификацию. Гибель Гагарина Катастрофа, в которой погиб космонавт, случилась двадцать седьмого марта 1968 года, когда выполнялся тренировочный полет с опытным инструктором В. Специально созданная Государственная комиссия составила отчет о причинах крушения в двадцати девяти томах, который засекретили. Лишь в 2013 году документы стали доступны общественности. Оказалось, что в зоне полета летчиков несанкционированно находился другой самолет, Су-15.
Старт на корабле «Восток» с космодрома Байконур. Гагарин один раз облетел вокруг нашей планеты и успешно приземлился в Саратовской области. И сейчас наши космонавты продолжают выполнять сложные миссии — отправляются в длительные командировки на МКС, выходят в безвоздушное пространство, проводят научные работы. Как говорится в тексте указа, «За мужество и смелость, проявленные при осуществлении длительного полета на орбите».
Они могли быть на месте Гагарина. Пять историй о первом отряде космонавтов
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина | Еще во время полета первый секретарь ЦК КПСС потребовал от министра обороны Родиона Малиновского присвоить старшему лейтенанту Гагарину внеочередное звание майора. |
10 неизвестных фактов о полете Гагарина - Узнай Россию | Ещё одна, вызывающая недоумение, указывает на то, что Гагарин устал от свалившейся на него славы и, инсценировав гибель, уехал жить в глухую деревню. |
В гибели Юрия Гагарина, по-видимому, виновато расписание полетов / / Независимая газета | Почему Юрий Гагарин полетел в космос именно 12 апреля? |
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос | 12 апреля исполняется 61 год со дня первого полета человека в космос. |
Гагарин Юрий Алексеевич
Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК: выбрали Гагарина, его дублёром был назначен Герман Титов. Анна Тимофеевна услышав новость, что её сын стал первым человеком полетевшим в космос, не поверила своим ушам. Считается, что Гагарина для первого полета в космос выбрал Сергей Королев.