Что такое "зга", и откуда пошло это выражение? Что означает слово «зга»? «Говорим правильно» на «Радио 7 на семи холмах». Зги нет, что такое зга, что означает зга, толкование слова зга, термин зга, зга по Далю. Что оно такое — зга?
Что такое зга, что значит зга.
Что такое зга и каковы его значения. Зга часто используется в качестве мема или шутки, и его значение может быть понятно только тем, кто знаком с контекстом. Смотреть что такое «зга» в других словарях. "Среди нескольких версий, выдвинутых исследователями по происхождению слова зга и выражения ни зги не видно заслуживает внимания одна из них: зга сближается с существительным згинка «искра, пламя» и глаголом пáзгать «ярко гореть, полыхать»".
ЗГА - смысл, толкование, значение слова:
При всей основательности фонетической реконструкции зга ← *стьга (стега) вопрос о том, что такое стега, которой, как и зги, «не видать», остается открытым. Когда накатывалась зга, утомлённые походом дружинники останавливались на привал. Згаж. темь, потемки, темнота На дворе зга згою. но бол. с отриц.
Не видно ни зги что такое зга
А что такое "зга"? Так что же такое ЗГА? Тогда почему слово зга получило такое широкое распространения в общеупотребительных фразеологических оборотах? зги не видно - зги не видать только в выражении: ни зги не видать (Преобр.), наряду с этим диал. стеги не видать, тверск.
Что такое «зга» и почему ее не видно?
“ Отчего же это уже совсем ни зги не видно, и что за темнота в воздухе, что со всех сторон сдавливает, и удушливый запах сажи и золы? Згаж. темь, потемки, темнота На дворе зга згою. но бол. с отриц. спрашивает нас постоянный слушатель Никита.
7 Дополнительные доводы о слове ЗГА .
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗГА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. это безусловный родительный падеж, значит, именительный будет - "зга". ЗГА Это слово сохранилось только в сочетании "не видно ни зги", а когда-то оно имело вид стега и означало "дорога", "тропинка". Что такое зга? Самым популярным вариантом считается объяснение этого слова как тропа или путь (сокращение от древнего стьга, стега).
ЗГА - смысл, толкование, значение слова:
Некрасова: Звенит колокольчик, ни зги не видать. Что дальше, то хуже дорога… У А. И в «Мертвых душах» Н. Гоголя: «Селифан, не видя зги, направил лошадей прямо на деревню». И тут сопоставление: «зга» - «дорога». Есть старое ходячее выражение: «Для того слепой плачет, что и зги не видит!
Но яснее всего у Владимира Даля: «Слепой слепого водит, а оба зги не видят».
Термин Зга имеет свои корни в религиозной и мифологической традиции Сибири, а точнее — в шаманизме и народных верованиях этого региона. В шаманизме, Зга считается важнейшим понятием, обозначающим некую сверхъестественную энергию или силу, которая может оказывать влияние на мир и жизнь людей. Зга может быть как положительной, так и отрицательной, и способность манипулировать ей является одной из основных качеств шамана.
И есть ли тогда смысл потребителю, выбирая между винами столовыми и винами ЗГУ, отдавать предпочтение последним? Да, если вы хотите попробовать вино конкретного региона. И да, если вы предпочитаете полусухие и полусладкие вина.
Дело в том, что закон запрещает при изготовлении вин ЗГУ использовать для подслащивания концентрированный виноградный сок. Поэтому все полусухие и полусладкие вина ЗГУ — естественные полусухие и полусладкие, полученные методом остановки брожения в этом случае дрожжам не дают переработать в алкоголь весь имеющийся в виноградном соке сахар, принудительно останавливая брожение тогда, когда показатели сахара приближаются к тем, что установлены для полусухих и полусладких вин; если вы прочитали это и забеспокоились, что алкоголя в таком вине будет меньше, не беспокойтесь: виноделы отслеживают этот момент и предъявляют к винограду более высокие требования по сахаристости.
Бесы — это зло, а зло принадлежность тела. Телесная боль должна была изгнать бесов, сделать их существование в теле невыносимым. Деяния их всем известны. Иногда они вызывают улыбку, но, лишь у тех, кто смотрит на их шалости со стороны. Детей иногда называют бесенятами, и, зачастую, они оправдывают это название.
Вспоминая себя самих в детстве, с ужасом думаем, как взрослые смогли вытерпеть те шалости и каверзы, которые нам самим казались вполне невинными. Естественно, бесам нравятся каверзы, вытворяемые детьми. В эпоху отсутствия сахара, сладкий костный мозг добытых охотниками животных, был для женщин каменного века вожделенным источником глюкозы, так необходимой их организму. Летом, конечно, был еще дикий мед. Но, при нем были дикие пчелы, а, их женщины, как водится, боялись. Это только кажется, что люди изменились с того времени.
«Ни зги не видно»
Для начала, конечно же, обратимся к Толковому словарю Владимира Даля. То есть то, что мы, собственно говоря, и предполагали. Кроме известного всем нам выражения "не видно ни зги" словарь Даля упоминает и другие, не менее сочные: "На дворе зга згою", "Слепой слепого водит, а оба зги не видят". Однако если хорошенько вдуматься в значение, указанное словарем, возникает, согласитесь, некая странность... Что же это - "не видно ни зги" - получается, не видно темноты? Как-то не слишком логично.
Во-вторых, после подачи заявки на право использовать заветную аббревиатуру, необходимо пройти физико-химические испытания.
В-третьих, назначается дегустационная комиссия, по итогам работы которой и выносится заключение — соответствует ли заявленное вино по своим свойствам категории ЗГУ. Но если пять лет назад понятие «вино ЗГУ» вводилось с целью отделить тех, кто работает с собственным виноградом от тех, кто использует в производстве иностранные виноматериалы тот самый печально знаменитый балк , то теперь, после вступления в силу нового закона о вине, все то, что сделано в России из иностранного винограда, и так перешло в категорию винных напитков и вообще потеряло право называться вином. И есть ли тогда смысл потребителю, выбирая между винами столовыми и винами ЗГУ, отдавать предпочтение последним? Да, если вы хотите попробовать вино конкретного региона.
Некоторые лингвисты уверены, что слово «зга» непосредственно связано с диалектным «згинка» «искра». Это означает синонимию лексем «зга» и слов, обозначающих свет. Однако ни дорога, ни искра не являются самыми различимыми в темноте предметами. Наиболее правдоподобной нам кажется объяснение Д.
Зеленина, который подтверждает свою версию несколькими убедительными аргументами. Лингвист утверждал, что слово «зга» было образовано от глагола «пазгать» «сечь».
Наряду с этими теориями, есть и другие. Некоторые лингвисты уверены, что слово «зга» непосредственно связано с диалектным «згинка» «искра». Это означает синонимию лексем «зга» и слов, обозначающих свет. Однако ни дорога, ни искра не являются самыми различимыми в темноте предметами. Наиболее правдоподобной нам кажется объяснение Д. Зеленина, который подтверждает свою версию несколькими убедительными аргументами.
Значение слова «зга»
Превращение слова «стьга» в «зга» можно объяснить падением редуцированных и последовавшими за этим изменениями в структуре слова. Наряду с этими теориями, есть и другие. Некоторые лингвисты уверены, что слово «зга» непосредственно связано с диалектным «згинка» «искра». Это означает синонимию лексем «зга» и слов, обозначающих свет. Однако ни дорога, ни искра не являются самыми различимыми в темноте предметами. Наиболее правдоподобной нам кажется объяснение Д.
Оно может быть образовано от древнерусских слов или придумано в более поздний период русского языка.
Однако, несмотря на свою неясность происхождения, зга активно используется в современной речи и популярно среди молодежи. Зга в разных контекстах — от фольклора до научного исследования В фольклоре зга часто упоминается как магическое слово или заклинание, которое обладает таинственной силой. Оно используется для вызывания или снятия заклятья, для привлечения счастья или отвращения неприятностей. Зга может быть произнесено в форме песни или мелодии, чтобы усилить свою действенность. Это слово имеет особое место в фольклорной традиции различных культур. Кроме того, в научных исследованиях зга может использоваться для обозначения определенного понятия или явления.
Например, в астрофизике зга — это понятие, которое описывает звезды или космические объекты, испускающие интенсивный свет или энергию.
Но ведь по-русски так не говорят. Так, например, Г. И Магнер высказал предположение о том, что зга — это хлыст, то есть то, чем стегают коня. Преображенский в этимологическом словаре русского языка Преображенский А. Тяжело ждать, как ни зги не видать. Любовь ни зги не видит. Зги не слыхать не помнить.
Это делалось для того, чтобы поводья не болтались и ямщик, распрягая коня должен был вынуть вожжи через это колечко. Но когда было очень темно, згу то есть, это самое колечко невозможно было разглядеть, даже вблизи. Но относилось данное выражение не только к темноте. Часто его употребляли, когда извозчику приходилось ехать в густой туман. Видимость была настолько плохая, что он не мог разглядеть даже згу колечко на лошадиной упряжи, а значит ехать было опасно, поскольку существовала вероятность сбиться с пути и погибнуть. Но в таком случае, непонятно употребление этого слова у Н. Гоголя в поэме «Мертвые души»: «Селифан, не видя зги, направил лошадей прямо на деревню». Здесь, вероятнее всего, слово «зга» употребляется в еще одной версии. Соответственно, выражение «стеги не видно» дословно обозначало полную темноту, при которой не видно дороги.
По прошествии времени сочетание букв претерпело изменения и слово «стега» стало произноситься, как «зга». В некоторых языках даже сейчас в значении «дорога» употребляется слово «стега».
7 Дополнительные доводы о слове ЗГА .
Марина Королева Почтенный возраст этого коротенького и, согласитесь, странноватого слова не мешает ему довольно часто возникать в нашей устной и письменной речи. Впрочем, используют его исключительно в составе устойчивого сочетания, во всем известном фразеологизме. Наверняка, попадая в темное помещение или, скажем, выходя ночью на дачное крыльцо, вы с досадой говорите: "Э, да тут не видно ни зги! Понятно также, что слово "зги" в этом случае - это безусловный родительный падеж, значит, именительный будет - "зга". Вот и все, что мы знаем, остальное пока понятно не слишком. И это тот случай, когда без словарей, исходя лишь из своего языкового опыта, мы ничего не выясним.
Еще раньше сопоставление зга - згинка, згиночка проводил Ф.
Этимологические замегки. Историческая грамматика русского языка. Очерк истории языкознания в России СПб. Срезневский: «Зги - свету. Зги божьей не видать! Бумаги Срезневского].
Ильинский, сближая форму зга с дон. Однако и с этим мнением, несмотря на многочисленность доводов в его пользу, нельзя согласиться. Фасмер, моглоявиться новообразованием на основе оборота ни зги [Фасмер 2, 89]. Эта усеченная форма фразеологизма первоначально сохраняет смысловую связь с глаголом видеть: ср. Рыбинск, 1923]; «Открой окно! Желанных парусов кто в эту ночь увидит приближенье?
Зелениным в цитированной статье 44 не свободной от противоречий. Это предположение подтверждается соответствием семантики глаголов пазгать и стегать. С 218-219. Большая серия Л. Поли собр. К Этимологические заметки С.
К этимологии русск. Зеленина в пользу родства пазгать и стегать и материалы картотеки Словаря русских народных говоров по слову пазгать. Употребление его в речи донских казаков слабо документировано и впоследствии не подтверждено. Уже В. Даль поместил его в своем словаре как сомнительное, под вопросительным знаком[Даль 2 1, 675]. Ни в «Донском словаре» В.
Миртова, ни в современном трехтомном Словаре русских донских говоров этой лексемы нет. Скорее всего, это кем-то однажды услышанное на Дону слово, не получившее распространения и вскоре исчезнувшее. Если даже признать за ним права гражданства в донской лексике середины XIX в.
Для чего это делается указывает слог Га. Слог " Га " это - единица направления движения, отдельная от других возможных направлений. Зъга, в слоговом, обратном прочтении, это - единица направления движения - Га точка в пространстве , определяемая проявляемая нами здесь и сейчас - Зъ.
В значении слова пазгать "пылать, сильно гореть" эта быстрая, ритмическая смена может относиться или к языкам пламени, или к искрам и целым снопам искр, которые одна за другой быстро вылетают из сильного пламени. Слово зга и могло первоначально обозначать какой-то из этих проблесков света, искру ср. В выражении ни зги не видно существительное зга может также обозначать искру, но с несколько иным оттенком, близким к тому, какой имеет выражение искры из глаз посыпались. Искры мелькают у человека в глазах, когда он крепко зажмуривается. На самом деле это даже не искры, а белые точки. Такие точки - "искорки" - видят некоторые слепые. Другие слепые не видят и этих точек, искорок. Не видно их и в непроглядной тьме, в черном мраке осенних ночей, когда темнота предстает в виде плотного густого тумана; который словно парализует зрение и застилает глаза. Если выражение ни зги не видно первоначально означало полнейшую темноту или слепоту, то тогда оно не тавтологичное, бледное выражение как это было бы при расшифровке зги как "стезя" , а яркий образ полный глубокого психологического смысла. К такому выводу в некоторых моментах опираясь на материал Д. Зеленина приходят авторы одной из книг по культуре русской речи З. Люстрова, Л. Скворцов и В. В какой-то мере это этимологическое толкование предвосхищает Р. Он связывает выражение со словом зга в значениях "мгла" и "искра". Не видно ни зги в этом случае может буквально означать "так темно, что не видно даже самой темноты, ничего не видно" или "так темно, что не видно даже искры". Первое из этих двух значений - "мгла", как мы видели, реализовалось в диал. Однако узость его ареала и тавтологичность семантики все-таки не позволяет принять его за исходное. Скорее всего, это формальная и семантическая его адаптация к более древнему и широко распространенному ни зги не видно. Значение "искра" при этом - весьма сильный конкурент семантике "дорога, путь; тропа". Сильный уже и потому, что слепому, действительно, видеть свет или хотя бы искорку "света Божьего" - столь же невозможно, сколь и видеть стегу, стезю, по которой он идет со своим лишенным зрения спутником. Тем самым "па-ремиологический аргумент" проф. Эккерта в какой-то мере обретает свою актуальность и для "искровой" интерпретации. Подтверждают ли и ее конкретные языковые факты? Если не подтверждают, то, как кажется, и не могут отвергнуть ее полностью. В сущности, даже "паремиологический аргумент", который как будто полностью соответствует интерпретации зги как "дорога, тропа", не противоречит "искровой" версии. Характерна в этом отношении постоянная "перекличка" слова слепой со словом свет и его синонимами: Слепые... Такие примеры находят аналогию и с теми употреблениями слова зга, которые могут быть расшифрованы именно на основе семантики "свет", "искра" и т. Чтоб мне божьей зры не видать! Кроме того, в русских диалектах например, в рязанских слова згшка, зг точка фиксируются именно в значении "искра", "искорка" СРНГ 11, 227. Некоторые из них, например изгага, имеют широкие параллели в славянских языках и диалектах укр. В пользу "искровой" расшифровки слова зга в нашем выражении свидетельствует и ряд оборотов, где темнота, "невидимость" символизируются именно световыми образами: нет ни огонечка "все темно" Даль И, 644 , "Не видели... Этот образ постоянно сопровождает оборот ни зги в литературно-художественном, особенно в поэтическом употреблении. Известны и другие этимологические расшифровки выражения ни зги, также не лишенные своей внутренней логики. Одной из популярных и ярких по "национально-русскому" колориту является объяснение его в связи с рус. Логика такого предположения вполне понятна: при плохой видимости, в темноте и при непогоде ямщик не мог разглядеть даже такой зги. Правда, в этой логике, при ближайшем рассмотрении, оказывается один изъян: во время поездки кольца на дуге ямщику не видно и в ясную погоду, да и нет необходимости его рассматривать. Сторонники этого толкования с фонетической стороны безупречного , однако, находят объяснение и этому. Поскольку распрягать и запрягать коня приходилось в любое, даже самое плохое время темную ночь, ненастье , то и возникала необходимость увидеть эту згу - "кольцо на дуге" Татар 1983, 91-98; 1992, 98-99; Варбот 1984, 140; Аляхнович 1996, 111. Мы уже видели, к какому выводу пришел в своем докладе на этимологическом семинаре Ю. Его гипотеза была также вполне убедительна не только с точки зрения здравой логики, но и по тем этимологическим параметрам, которые для убедительных интерпретаций требует проф. Откупщиков в своих трудах: фонетическая, словообразовательная, синтаксическая и семантическая изоморфносгь. Признавая для слова зга исходной форму стега, докладчик, отвергнув другие известные ему версии, задал вопрос: "А не имело ли слово стега какого-либо другого значения? По мнению Г. Магнера, слово стега в реконструированном им значении забылось потому, что было вытеснено его омонимом стёбка. Однако следы его сохранили другие индоевропейские языки: лат. Во фразеологическом преломлении эту семантическую логику Магнер подтверждал такими языковыми "перекличками", как с. И действительно, для последнего примера современные слависты признают такую внутреннюю форму вполне убедительной. В словаре имеется в виду средневековый сборник чешских паремий Я. В славянских языках можно найти и другие примеры, косвенно подтверждающие такое толкование. Так, с. Gdje nema mladica, пета ni stabla в какой-то мере расширяет ареальные границы чешского оборота ср. Ни дари, да стяблом вочы ни кали и и кормить, и стяблом вочы колить Добровольский 1894,24 и чеш. Правда, при такой ассоциативной расширенности теряется предельная конкретика реконструированного Магнером д ля слова зга значения "ветка, прут, какими погоняли лошадей". Итак, перед нами - целая палитра ярких, логичных и в целом лингвистически приемлемых расшифровок первичного образа идиомы ни зги не видно.