Новости всеволод мейерхольд биография

В конце 80-х гг. прошлого века на заре перестройки вдруг в печати стало к месту и не к месту склоняться имя Всеволода Мейерхольда.

Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина

В студию к Мейерхольду будущая актриса пришла молодой и амбициозной — Зинаиде на тот момент только исполнилось 25 лет. Мейерхольд работал ответственным руководителем и заведующим художественной частью (главным режиссером) в 1922-1924 гг. В сознательном возрасте Мейерхольд принял православие и имя Всеволод, в честь обожаемого писателя Всеволода Гаршина[1]. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью.

Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда

2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. Мейерхольд, Всеволод — А. Я. Головин. Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда (1917) Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng). Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье.

149 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Это стало семейной традицией. Детей Мейергольдов обучали репетиторы, а всего у Карла было пять братьев и две сестры. Отец придирчиво контролировал семейные траты, но в отличие от мужа Альвина Даниловна была натурой возвышенной, устраивала музыкальные вечера и приобщала детей к театру. Благодаря своей матери Карл и его братья часто играли в любительских спектаклях. Гимназический курс Карл Мейергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно.

В 1895 году он окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В этом же году Мейергольд принял православие и изменил собственное имя на Всеволод в честь своего любимого писателя В. Изменил он и фамилию: стал писать не "Мейергольд", как принято было в немецкой семье, а "Мейерхольд", как рекомендовала русская грамматика Грота. Свадьбу они отпраздновали в Пензе, там же провели и медовый месяц.

В 1897 году у них родилась первая дочь Мария. В 1986 году он перешел на 2-й курс Театрально—музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко. Находя внешние данные Мейерхольда не слишком благодарными для сцены, видя у него резкие черты и однотонный голос, Немирович-Данченко оценил его упорную энергию. Мейерхольд блистал умом и познаниями в области литературы, музыки, истории театра, владел пером, был весьма «общественным» человеком, проявлял и склонность к режиссуре — и в первый сезон МХТ ему поручили обновление «филармонических» спектаклей, назначенных для показа в Охотничьем клубе.

Он был среди первых узнавших о создании нового театра, в котором Немирович-Данченко рассчитывал увидеть своих учеников. В 1898 году Мейерхольд окончил училище и вместе с Книппер и Москвиным вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. В МХТ за четыре сезона он сыграл 18 ролей. Мейерхольд играл вслед за Станиславским Иоанна в спектакле «Смерть Иоанна Грозного», был первым исполнителем роли Василия Шуйского в спектакле «Царь Федор Иоаннович», дворецкого в спектакле «Самоуправцы», принца Арагонского в спектакле «Венецианский купец», маркиза Форлипополи в спектакле «Трактирщица», Тирезия в спектакле «Антигона», Мальволио в спектакле «Двенадцатая ночь», г-на Флора в спектакле «Дикая утка», князя Трубчевского в спектакле «В мечтах» и Петра в спектакле «Мещане».

В «Докторе Штокмане» Мейерхольд был введен на роль бургомистра. В той же пьесе Ибсена он играл маленькую роль хозяина парохода, Вика, да и в других случаях подчинялся правилу «сегодня Гамлет, завтра статист» — был «на выходах» в спектакле «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», и играл безымянного посетителя пивной в «Геншеле». Диапазон ролей Мейерхольда был широк - от буффонады в роли принца Арагонского, за которую Мейерхольда очень хвалил Станиславский, до трагизма Иоанна Грозного. Мейерхольда интересовали роли, в которых он искал разгадку интеллигентской надорванной психологии: особенно близок артисту был истерзанный самолюбием Треплев, с мучительным чувством своего дара, своей неосуществленности, с постоянной раздраженностью нервов и с жаждой быть любимым.

Но связь Мейерхольда и МХТ исчерпывалась первыми четырьмя сезонами, а также временем его пребывания с весны 1905 года до начала 1906 года, когда Мейерхольд вновь вошел в состав труппы. Анализ причин ухода Мейерхольда — статья для обсуждения особая. Мейерхольд не преувеличивал, говоря, что не переживет, если ему не дадут сыграть Федора Иоанновича. Поведение Немировича-Данченко, для этой роли исходно предпочитавшего Мейерхольду другого своего ученика, Москвина, стало для Мейерхольда впоследствии пожизненным источником подозрительности.

Враждебные и презрительные чувства, которые отныне ученик питал к учителю, привели к скандальной вспышке во время премьеры пьесы Немировича-Данченко «В мечтах». Также при организационной и экономической перестройке театра в середине четвертого сезона Мейерхольд, как и многие «основатели» — Санин, Роксанова и другие, не попал в число актеров-пайщиков. Сам Мейерхольд и с ним ушедший А. Кошеверов, с которым он затевал новое театральное дело в провинции, — в газетном выступлении спешили опровергнуть мнение, будто причина их откола — материальные обиды, а не стремление осуществить собственную творческую программу.

С точки зрения Немировича-Данченко, высказанной после ухода Мейерхольда, эта программа — «какой-то сумбур, дикая смесь Ницше, Метерлинка и узкого либерализма, переходящего в сумрачный радикализм. Черт знает что! Яичница с луком. Это сумятица человека, который каждый день открывает по нескольку истин, одна другую толкающих».

Труппа получила название «Товарищество новой драмы». Сезон открылся 22 сентября 1902 года. Спектакли Мейерхольда и Кошеверова, которые поначалу работали в режиссерском соавторстве, воспринимались как тиражирование постановок Художественного театра. В преддверии весны Мейерхольд отправил жену в Пензу, где 31 мая 1903 года у них родилась вторая дочь, Татьяна.

Сам же вместе с труппой выехал на гастроли - сначала в Николаев, потом в Севастополь. Ольга Михайловна Мунт, первая жена Всеволода Мейерхольда Мейерхольд в конце марта 1905 года приехал в Москву и провел переговоры со Станиславским об организации нового театра. Станиславскому он писал: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!!

Но примиряющее заверение, что объединяющим началом для МХТ и нового театра «будут всегда являться: стремление к Высшей Красоте Искусства, борьба с рутиной, трепетное неустанное искание новых изобразительных средств», звучало слишком общо, а перечень глубинных эстетических расхождений — слишком конкретно. Вернувшись в родной театр и взяв слово при обсуждении намеченной к постановке пьесы Гамсуна «Драма жизни», Мейерхольд спровоцировал конфликт. Станиславский на этом занятии отсутствовал, Мейерхольд изложил ему свои тезисы вкратце. А Немирович-Данченко был поражен, как легко Станиславский загорелся, когда вновь пришедший «господин, который ничем не рискует, какую бы чепуху он ни произнес», предложил переиначить весь сложившийся способ репетиционной работы.

Режиссерская гениальность Мейерхольда для Немировича-Данченко к весне 1905 года ничем не была подтверждена. Он написал Станиславскому несколько писем - одно из них состояло из 28 страниц. Станиславский отвечал немногословно, отказывался «разбирать: какой человек Мейерхольд, большой или маленький, лукавый или простой? Он мне нужен…».

И писал дальше: нужен как «большой работник». Мог бы написать: нужен как гений. Если Немирович-Данченко и был прав в своем письме по всем частностям, в целом — в разгадке масштаба дара неприятного пришельца — был прав Станиславский. В октябре 1905 года после генеральных репетиций «Смерти Тентажиля» Метерлинка, «Шлюка и Яу» Гауптмана и других подготовленных здесь работ, руководимая Мейерхольдом и курируемая Станиславским студия на Поварской прекратила существование.

Заплатив по всем контрактам жалованье по май 1906 года и потеряв на том почти все деньги, принадлежавшие ему лично, а не фирме Алексеевых, Станиславский писал: «Я пострадавшее лицо в этом неудавшемся предприятии, но я не имею права поминать его злом. Художественный театр тем более должен сохранить добрую память о своем покойном детище». Мейерхольд опыт на Поварской осмысливал в эссе «Театр. К истории и технике ».

Причем Мейерхольд не только восстанавливал обстоятельства дела, но и погружался в диалектику театра как искусства, в противоречия, исходно заложенные в природе сцены. Он заявил о себе в этой статье 1907 года адептом театра, рвущего с воспроизведением натуры, отказывающегося от законченной, яркой определенности, адептом театра, тяготеющего к Тайне, к недосказанности, возбуждающего способность фантазировать и грезить. Он презрительно отверг аналитичность подхода к пьесе и к образам и рационализм сценического прочтения. Из опыта Художественного театра «новый театр», видящийся Мейерхольду, если что и соглашался унаследовать, то лишь музыкальность чеховского ритма, способность «подернуть свои творения лунной дымкой».

Автор эссе был убежден, однако, что МХТ от спектакля к спектаклю отдаляется от сути своего любимого автора, «не замечает, как Чехов от утонченного реализма перешел к лиризму, мистически углубленному». После возобновления Мейерхольдом постановки в провинции спектаклей Товарищества новой драмы, Вера Комиссаржевская пригласила его работать главным режиссером в свой новый Театр на Офицерской. Открытие театра состоялось 10 ноября. Сезон в театре на офицерской завершился 4 марта 1907 года.

По его мнению, актерская игра должна идти от внешнего к внутреннему содержанию роли. Во время гастролей в Крыму в 1919 режиссер попал в руки белой контрразведки, полгода находился в тюрьме и лишь чудом избежал расстрела. Вернувшись домой, в 1920 он предлагает программу реформирования и политизации театра «Театральный Октябрь». Несколько месяцев работает в Театральном отделе Наркомпроса. Среди наиболее известных постановок режиссера в этот период можно назвать: «Союз молодежи» Г. Ибсена 1921 ; «Лес» А. Островского 1924 ; «Ревизор» Н. Гоголя 1926 ; «Клоп» В. Маяковского 1929 ; «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина 1933 ; «Дама с камелиями» А.

Дюма-сына 1934. Личная жизнь Впервые Мейерхольд женился в 1896 году на своей ровеснице Ольге Мунт 1874-1940. Они познакомились в Пензе, когда вместе участвовали в любительских спектаклях. В этом браке режиссер стал отцом трех дочерей — Марии 1897-1929 , Татьяны 1902-1986 , Ирины 1905-1981. Во время работы в Наркомпросе он познакомился с актрисой Зинаидой Райх, а в 1921 она стала студенткой Высших режиссерских мастерских в Москве, которыми руководил Мейерхольд. Невзирая на двадцатилетнюю разницу в возрасте, он оставил первую семью и женился на Райх в 1922. Режиссер заботился и растил сына и дочь жены от брака с Сергеем Есениным.

В 1918 году Мейерхольд вступил в РКП б. После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В. Маяковского 1918. С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белой контрразведкой. По приглашению наркома просвещения А. В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. Блока «Незнакомка». В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь». Еще в 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений, в 1921 году Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением. В 1920 году в Москве создан Государственный театр имени Вс. В 1922—1924 годах Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции. В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж — для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафа на параде физкультурников в Ленинграде. Это была его последняя режиссерская работа. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции. В его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением.

В следующий раз Всеволод Мейерхольд выступает с публичным докладом на сцене Большого зала 11 декабря 1930 года. На сей раз он рассказывает о только что состоявшихся зарубежных гастролях своего Театра. В прессе доклад анонсируется сначала под названием «Мое путешествие по Западной Европе», позднее тема формулируется лаконичнее: «Мы и они». Выступление Мейерхольда в Большом зале воспринимается неоднозначно даже его соратниками. Эта критика не имела для Мейерхольда никаких серьезных последствий. Он еще остается лидером театральных процессов в стране. Травить его начнут в 1934-м.

Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе

Мейерхольд Всеволод Эмильевич, Подробные биографии известных людей, оставившие свой след в истории человечества. Есть официальные биографии, а есть и история настоящей жизни, которую мы не всегда знаем. В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. А Всеволод Эмильевич Мейерхольд ко дню своего рождения — 28 января 1940 года — получил, наконец, копию своего обвинительного заключения. В сознательном возрасте Мейерхольд принял православие и имя Всеволод, в честь обожаемого писателя Всеволода Гаршина[1]. Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики.

Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Директор музея театрального искусства имени В. Мейерхольда в Пензе, Наталия Аркадьевна Кугель, рассказывала, о том, что существует легенда, что имя Всеволод Мейерхольд выбрал сам в честь своего любимого писателя Гаршина. Легенда была бы сама по себе неплохая, если бы Гаршин не так плохо кончил: он бросился в пролет лестницы… Ассоциация опасная… «Впрочем,- добавила Наталия Аркадьевна,- жизнь Мейерхольда постоянно наталкивалась на всякого рода роковые моменты». Обстановка в их семье не способствовала безмятежному благоденствию. Отец, богатый винозаводчик, - человек крутой, своенравный, много пил, открыто содержал вторую семью. И дети из этой семьи, после смерти их матери, воспитывались незлобивой и тихой матерью Мейерхольда, Альвиной Даниловной. Внешности Эмилий Федорович был необычайной. Из воспоминаний. Он выгнал из дома Федора, старшего сына, за то, что тот, против его воли, женился на актрисе; поднимал руку и на младших. Федор, старший сын, покончил с собой в подвале отцовского дома, повесившись на своем шарфе…. Мы иногда оставались по вечерам шить костюмы для домашних спектаклей, как это было при Мейерхольде, это наша дань традициям этого дома и этому человеку, но работники музея боялись задерживаться допоздна, так как складывалось впечатление, что в доме кто-то есть.

Мы даже вызывали наряд патрульных… Они, конечно, никого не обнаруживали, но ощущение «странного» дома все равно не проходило…и сейчас не проходит. К холодному воздуху, врывающемуся через открытые двери, примешивается запах лекарств. Тяжело болен отец Карлуши, то бишь Всеволода, Эмилий Федорович… Февраль 1892 года отнял у него отца, и тот же февраль впервые вывел его любительскую сцену в роли Репетилова в грибоедовском «Горе от ума». Решение было принято, и Мейерхольд в феврале бросает университет и поступает в Московский Художественный театр. А позже, опять же в феврале, уйдя их МХАТа, в Петербурге возглавляет свою театральную студию под именем фантастического «доктора Дапертутто», гофмановского персонажа, носившего плащ алого цвета. По безошибочной классификации антрепренеров, старый губернский город Пенза считался театральным городом. Кроме театра на центральной площади был еще один, летний, в так называемом «верхнем гулянии», стоявший в глубине городского парка. Пензенские театралы охотно приглашали на обеды и ужины любимых артистов, особенно приезжих «гастролеров». Когда маленькому Карлуше Мейерхольду было пять-шесть лет, в труппе пензенского театра служил на небольших ролях Владимир Гиляровский, в будущем знаменитый журналист. В книге «Мои скитания» он описал неровные, грязные пензенские улицы, своеобразных извозчиков, называвшихся «Удобки» и удивительную местную водку, производившуюся заводом Э.

Мейерхольда и носившую странное название «Углевка». Гиляровский уверял, что после Пензы он нигде и никогда такой водки больше не пробовал, и что знаменитые на всю Россию водочные изделия Смирнова и вдовы Поповой не могли с ней сравниться. Мейерхольд на всю жизнь сохранил старомодную фотографию Василия Далматова с автографом, подаренную артистом Санкт-Петербургского Александринского театра его отцу Эмилию Федоровичу. Незадолго до смерти Далматова судьба свела с ним Мейерхольда, уже известного режиссера в труппе «Александринки». И едва ли не самым проникновенным и теплым откликом на смерть замечательного, любимого артиста был некролог, подписанный доктором Дапертутто Мейерхольдом. Театр был захвачен все усиливавшимся интересом новой публики к малознакомому материалу, к событиям недавно закончившейся гражданской войны, к ушедшему и настоящему быту. Классические произведения переосмысливались и подлаживались к современным веяниям и уровню восприятия людей, заполнявших театральные залы, Театр- как явление- вызывал у зрителя, подчас никогда не переступавшего порога этого заведения, неподдельный, искренний и почти детский непосредственный интерес… Одной из первых новых форм театрального искусства были так называемые массовые действа, мистерии, в которых принимали участие тысячи солдат и рабочих, руководили ими профессиональные актеры и режиссеры. Горького в Петрограде, многочисленные студийные спектакли поражали зрителей остротой, новизной. Никогда прежде театральное искусство в России не пользовалось таким успехом.

После окончания Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, Мейерхольд присоединился к труппе Московского художественного театра, основанного Владимиром Немировичем-Данченко и Константином Станиславским. Проявив себя как блестящий актер, Мейерхольд, однако, видит свое призвание в режиссуре. Поэтому в начале XX века он основал собственную труппу, известную впоследствии как «Мейерхольдовский театр», которому были присущи нестандартные формы, а также экспериментальный характер. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. Школа Мейерхольда оказала существенное влияние на многих режиссеров и актеров того времени и стала важным элементом модернизации театрального искусства. Григорьев «Портрет В. Здесь он впервые применил метод «Биомеханики» в актерской игре, что открыло новые пути для развития актерского мастерства. Биомеханика — это система тренировки актеров, основанная на физической подготовке и развитии пластики и энергетики движений. Основной идеей «Биомеханики» было использование четких, ритмичных и энергичных движений, которые служат средством передачи эмоций и мыслей персонажа. Для достижения этого Мейерхольд предлагал актеру изучать и анализировать движения и жесты живой природы, такие как упругость и легкость животных, скорость и точность птиц и насекомых. Он также предлагал использовать элементы гимнастики, акробатики и борьбы для развития физической силы и гибкости актера.

Теляковский храбро позвал лидера тогдашнего авангарда в цитадель консерватизма, в Александринку. Здесь Мейерхольд работал вплоть до революции - 20 постановок. Гибель В ночь с 19 на 20 июня 1939 года Всеволод Эмильевич был арестован в своей квартире на Карповке. А дальше - месяцы следствия и пыток в застенках Лубянской тюрьмы по обвинению в том, что он был завербован для участия в антисоветской работе еще в 1922 году. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. На основании этих обвинений Военная коллегия Верховного суда СССР в закрытом судебном заседании, состоявшемся 1 февраля 1940 года, приговорила Всеволода Мейерхольда к расстрелу. На следующий же день - 2 февраля приговор был приведен в исполнение в подвале здания на Лубянке.

Блока, где Мейерхольд также сыграл роль Пьеро — один из признанных шедевров его театральной деятельность. И в этом же году сотрудничество с театром Комиссаржевской закончилось по ее предложению. В 1908 году директор Императорских театров В. Теляковский предложил Всеволоду Мейерхольду работать на сцене Императорских театров в Санкт-Петербурге. Толстого, «Гроза» А. Островского в 1916 году, «Маскарад» М. Лермонтова в 1917 на сцене Александринского театра. В Мариинском театре его оперные спектакли «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, поставленный в 1909 году, «Орфей» В. Глюка, в постановке 1911 года, пользовались бешеным успехом. В 1917 году после октябрьского большевистского переворота Всеволод Мейерхольд возглавил движение «Театральный октябрь» с программой полной переоценки эстетики театра и его политической активности. В 1918 году вступил в партию большевиков. В этом же году поставил пьесу «Мистерию-буфф» В.

Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд

Продолжил работу над оперой «Риголетто». В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафа на параде физкультурников в Ленинграде. Это была его последняя режиссерская работа. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции.

В его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением. Арест и смерть Всеволода Мейерхольда 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде. Одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск.

В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. Молотову: «Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти.

Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций я вместе с партией проклял Иуду Троцкого. Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью… Меня здесь били — больного шестидесятилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли.

Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты». Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. Из обвинительного заключения: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе.

Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР… Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства». Внучка Мейерхольда — Мария Алексеевна Валентей — в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий памятник — ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. Их тела были кремированы, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых.

Сразу после официальной реабилитации Вс. Мейерхольда, в 1955 году, была сформирована Комиссия по творческому наследию режиссёра. С момента основания по 2003 год бессменным учёным секретарём Комиссии была М. Плучек 1987—1988.

С 1988 года председателем Комиссии является режиссёр Валерий Фокин. В конце 1988 года было принято решение о создании мемориального Музея-квартиры в Москве — филиала Театрального музея им. С 25 февраля 1989 года в Театре им. Ермоловой, который в то время возглавлял Валерий Фокин, проводились вечера памяти Мейерхольда.

Теляковский храбро позвал лидера тогдашнего авангарда в цитадель консерватизма, в Александринку. Здесь Мейерхольд работал вплоть до революции - 20 постановок. Гибель В ночь с 19 на 20 июня 1939 года Всеволод Эмильевич был арестован в своей квартире на Карповке. А дальше - месяцы следствия и пыток в застенках Лубянской тюрьмы по обвинению в том, что он был завербован для участия в антисоветской работе еще в 1922 году. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе.

На основании этих обвинений Военная коллегия Верховного суда СССР в закрытом судебном заседании, состоявшемся 1 февраля 1940 года, приговорила Всеволода Мейерхольда к расстрелу. На следующий же день - 2 февраля приговор был приведен в исполнение в подвале здания на Лубянке.

В 1926 году театр Всеволода Мейерхольда признали государственным.

Параллельно Всеволод продолжает вести работу в Театре Революции. В 1928 году театр чуть не был расформирован. Мейерхольда заподозрили в государственной измене, поскольку он надолго задержался во Франции из-за болезни, лечения и переговоров о гастролях.

На благо театру Всеволод успел вернуться и вопрос был решен. Через 4 года в 1934 в Москве была представлена постановка «Дама с Камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. К несчастью, на спектакле присутствовал Иосиф Сталин, которому абсолютно не понравилось увиденное.

На Всеволода обрушился пласт критики, в частности его обвинили в эстетстве. Сама Райх в защиту Мейерхольда написала Сталину письмо, в котором не постеснялась выразиться о его непонимании искусства в целом. Все попытки сохранить театр — провалились, его закрыли в 1938 году.

Май 1938 года. Мейерхольда, оставшегося без работы, снова пригласил Станиславский в оперный театр. А спустя некоторое время Всеволод стал главным режиссером, поскольку Константин Станиславский скончался.

После 3-недельного издевательства пытками и допросами над 60-летним режиссером, от него добились признания вины. Осужденный Всеволод Мейерхольд Жизнь за кулисами Всего у Всеволода Мейерхольда было две женщины и на обеих он был женат.

В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений. В Москву Всеволод вернулся знаменитым и в 1920 году открыл Государственный театр имени Вс. Мейерхольда ГосТиМ. Несмотря на историю семьи и православие самого Всеволода, возле него и в его театре всегда оказывались многочисленные евреи. По случаю, хочется вспомнить одну из историей юношества Зиновия Гердта в изложении Виктора Шендеровича. Шестнадцатилетний Зяма пришел в полуподвальчик в Столешниковом переулке в скупку ношеных вещей, чтобы продать пальтишко денег не было совсем. И познакомился там с женщиной, в которую немедленно влюбился. Продавать пальтишко женщина ему нежно запретила «простынете, молодой человек, только начало марта».

Из разговора о погоде случайно выяснилось, что собеседница Гердта сегодня с раннего утра пыталась добыть билеты к Мейерхольду на юбилейный «Лес», но не смогла. Что сказал на это шестнадцатилетний Зяма? Он сказал: «Я вас приглашаю! Нахальство юного Зямы объяснялось дружбой с сыном Мейерхольда. Прямо из полуподвальчика он побежал к Всеволоду Эмильевичу, моля небо, чтобы тот был дома. Небо услышало эти молитвы. Зяма изложил суть дела — он уже пригласил женщину на сегодняшний спектакль, и Зямина честь в руках Мастера! Мейерхольд взял со стола блокнот, написал в нем волшебные слова «подателю сего выдать два места в партере», не без шика расписался и, выдрав листок, вручил его юноше. И Зяма полетел в театр, к администратору. От содержания записки администратор пришел в ужас.

Никакого партера, пущу постоять на галерку… Но обнаглевший от счастья Зяма требовал выполнения условий!

Мейерхольд, Всеволод Эмильевич

И Зяма полетел в театр, к администратору. От содержания записки администратор пришел в ужас. Никакого партера, пущу постоять на галерку… Но обнаглевший от счастья Зяма требовал выполнения условий! Наконец компромисс был найден: подойди перед спектаклем, сказал администратор, может, кто-нибудь не придет… Ожидался съезд важных гостей. Рассказывая эту историю спустя шестьдесят с лишним лет, Зиновий Ефимович помнил имя своего невольного благодетеля: не пришел поэт Джек Алтаузен! И вместе с женщиной своей мечты шестнадцатилетний Зяма оказался в партере мейерхольдовского «Леса» на юбилейном спектакле. И тут же проклял все на свете. Вокруг сидел советский бомонд: тут Бухарин, там Качалов… А рядом сидела женщина в вечернем платье, невозможной красоты. На нее засматривались все гости — и обнаруживали возле красавицы щуплого подростка в сборном гардеробе: пиджак от одного брата, ботинки от другого… По всем параметрам, именно этот подросток и был лишним здесь, возле этой женщины, в этом зале… Гердт, одаренный самоиронией от природы, понял это первым. Его милая спутница, хотя вела себя безукоризненно, тоже явно тяготилась ситуацией.

Наступил антракт; в фойе зрителей ждал фуршет. В ярком свете диссонанс между Зямой и его спутницей стал невыносимым. Он молил бога о скорейшем окончании позора, когда в фойе появился Мейерхольд. Принимая поздравления, Всеволод Эмильевич прошелся по бомонду, поговорил с самыми ценными гостями… И тут беглый взгляд режиссера зацепился за несчастную пару. Мейерхольд мгновенно оценил мизансцену — и вошел в нее с безошибочностью гения. Все обернулись. Мейерхольд с простертыми руками шел через фойе к шестнадцатилетнему подростку. Я вам звонил, но вы не берете трубку… «Затруднительно мне было брать трубку, — комментировал это Гердт полвека спустя, — у меня не было телефона». Но в тот вечер юному Зяме хватило сообразительности не опровергать классика.

В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками О. Книппер, И. Москвин вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 26 октября 1898 года открылся Художественно-общедоступный театр, играл Василия Шуйского.

В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.

Метерлинк, «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение.

Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию.

В 1906 году он был приглашён В. Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Г.

Не отпускал от себя. Постоянно восхищался им и своей дружбой с ним». Подобные же знаки внимания Мейерхольд оказывал и другим молодым актерам: Евгению Самойлову, Аркадию Райкину.

Известен случай, когда еще молодой Аркадий Исаакович пришел на репетицию к Мейерхольду и тихо сидел в глубине зала. Однако режиссер заметил незнакомого молодого человека, познакомился с ним и стал уговаривать его переехать из Ленинграда в Москву, даже предлагал ему квартиру. Между тем в середине 30-х годов над Мейерхольдом начали сгущаться тучи. И хотя вечеринки, которые устраивались для столичной богемы в их доме в кооперативный дом в Брюсовском переулке они переехали в 1928 году , посещали весьма влиятельные люди в том числе и чекисты , сам хозяин дома понимал, что всерьез рассчитывать на их помощь в случае опасности ему не придется. Речь в ней шла о только что поставленной в Большом театре опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

В статье обличалось «левацкое искусство», которое «вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова». И все это есть не что иное, как «перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины». Фамилии Мейерхольда в этом списке не было. Чтобы хоть как-то оправдаться перед властью, Мейерхольд пускался во все тяжкие. Он взялся поставить сначала пьесу Л. Сейфулиной «Наташа», действие которой происходило в колхозной деревне.

Затем принялся репетировать спектакль «Одна жизнь» по пьесе Е. Габриловича, в основу которой был положен роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Спектакль был представлен пред грозные очи приемной комиссии в ноябре 1937 года. И ни к чему хорошему это не привело. По свидетельству очевидцев, 3.

Райх настоятельно советовала мужу обратиться лично к Сталину. Однако Мейерхольд колебался, так как с генсеком у него были прохладные отношения у них был всего лишь короткий разговор после спектакля «Рычи, Китай! Он не верил, что эта встреча сможет что-либо изменить в его судьбе. Об этом ему говорил тогда и Б. Пастернак, один из немногих, кто продолжал поддерживать с опальным режиссером дружеские отношения. При этом поэт рассказывал о недостойном поведении А.

Толстого, который сначала смешил Сталина анекдотами, а потом, как бы между делом, просил посодействовать в получении новой дачи. Так встреча Мейерхольда со Сталиным и не состоялась. А вскоре надобность в ней и вовсе отпала. О том, что он сам и его театр обречены на гибель, Мейерхольд знал задолго до января 1938 года. Еще в 1936 году он и З. Однако власти были предусмотрительны и визу выдали лишь взрослым членам семьи.

Дети как бы оставались в заложниках. Бегство из страны так и не состоялось. Лишившись театра, Мейерхольд несколько месяцев был предоставлен самому себе. В это время он много читал, чуть ли не каждый день посещал концерты. Сбережения постепенно таяли, и Мейерхольд собирался в те дни продать свою машину. Но тут он внезапно получил приглашение на работу: в мае 1938 года его назначили режиссером Оперного театра К.

Это назначение произошло по прямой протекции самого Константина Станиславского. Однако 7 августа того же года признанный мэтр скончался, и защитить Мейерхольда было уже некому. Хотя некоторое время он продолжал работать в театре на правах главного режиссера. Верди «Риголетто». А 20 июня того же года в Ленинграде Мейерхольда арестовали. Буквально за несколько часов перед этим режиссер был в гостях у актера Эраста Гарина, с которым они два года назад расстались со скандалом.

Теперь произошло их примирение. По словам актера, Мейерхольд в тот вечер шутил, пил и совсем не выглядел удрученным. А в это время на Карповке его уже ждали чекисты. Спустя 25 дней после ареста мужа — в ночь с 14 на 15 июля — в своей квартире в Брюсовском переулке была зарезана Зинаида Райх. В тот роковой день она была в доме со своей домработницей Лидией Анисимовной: дочь Татьяна с годовалым сыном жила на даче в Горенках, а Костя поехал на родину С. Есенина в Константиново.

Перед тем как лечь спать, Райх отправилась в ванную комнату. В этот самый момент через балкон в квартиру проникли двое неизвестных мужчин. Когда они были в коридоре, из ванной неожиданно вышла хозяйка дома. Увидев незваных гостей, Райх начала истошно кричать, однако преступники выхватили ножи и стали с двух сторон наносить ей безжалостные удары. Все это время Райх продолжала кричать, но соседи так и не посмели вмешаться, видимо уверенные в том, что в квартире Мейерхольда происходит очередной обыск и у Райх началась истерика. Ничем не смогла помочь хозяйке и домработница.

В результате преступники нанесли несчастной семнадцать ножевых ранений, после чего скрылись через парадную дверь. Из квартиры они ничего не унесли. Когда к месту происшествия приехала вызванная домработницей милиция, Райх была еще жива. Оперативники даже сумели ее допросить. Затем потерпевшую отправили в больницу Склифосовского, но довезти ее живой врачи не сумели: Райх умерла от потери крови.

От пережитого потрясения Райх отходила долгие годы. Решимся предположить, что она любила обоих, хотя и по-разному. Есенина — страстно и одержимо.

Мейерхольда — ясно, радостно и благодарно. Придя с репетиции, могла заявить на весь дом: «Мейерхольд — бог! И тут же отчитать свое божество за мелкую бытовую провинность. Она стремилась освободить его от домашних забот, чтобы мастер мог всецело принадлежать творчеству. Он же, в свою очередь, доверял ее эстетическому чутью, часто советовался относительно эскизов к спектаклям. В театре Райх не любили и постоянно унижали. Мейерхольд же, заботясь о покое и душевном комфорте жены, был готов на все. Даже иронического тона в отношении Райх он не терпел.

Однажды на сборе труппы объявил, что хочет ставить «Гамлета». Актер Николай Охлопков памятный широкой публике по роли Васьки Буслая в фильме «Александр Невский» неосмотрительно спросил: «И кто в главной роли? Мейерхольд, похоже, всерьез ответил: «Конечно, Райх». Но основная заслуга Мейерхольда перед женой заключалась не в том, что он стоял на страже ее профессиональной репутации, что усыновил детей и обеспечил им чувство защищенности и надежного дома, что из беспомощной дебютантки сделал хорошую актрису, познавшую горячий зрительский восторг, главное — он подарил ей долгие годы душевного здоровья, оградив от болезни, которая настигла ее в юности и рецидивы которой проявились лишь через полтора десятилетия, спровоцированные газетной травлей Мейерхольда и закрытием театра. Еще в 26 лет, в начале 1921 года, Райх пережила каскад недугов: брюшной тиф, волчанку, сыпной тиф. Будущие супруги были еще на «вы», когда Зинаида Николаевна, к изумлению Мейерхольда, вдруг произнесла: «У вас из сердца торчат ножи». Это были первые симптомы отравления мозга сыпнотифозным ядом. Такие интоксикации обычно приводят к буйному помешательству а у Зинаиды Николаевны было чередование нескольких маний.

Но приступы вскоре проходят, хотя последствия могут сопровождать больного до самой гробовой доски. Мейерхольд знал, что для излечения надо загрузить Райх интересной работой и оберегать от волнений. Чем и занимался на протяжении всей совместной жизни. Последним спектаклем для Мейерхольда стала французская любовная мелодрама Дюма-сына «Дама с камелиями». Мастер ставил спектакль исключительно для Райх и в расчете на Райх. Но однажды в зале оказался зритель, который не только оценил удивительное убранство и красоту французского аристократического двора, он понял подтекст спектакля, стремление к свободной от идеологии, красивой, обеспеченной жизни. Этим зрителем был Сталин. И в 1938 году Комитет по делам искусств принял постановление о ликвидации театра Всеволода Мейерхольда.

Последний спектакль «Дама с камелиями» состоялся вечером 7 января. Отыграв финальную сцену — смерть Маргариты, — Зинаида Николаевна потеряла сознание. Ее на руках отнесли за кулисы. Театр был закрыт как «враждебный советскому искусству». Итак, Театр имени Мейерхольда был закрыт, и началась настоящая затяжная травля знаменитого режиссера.

Библиография

  • Всеволод Мейерхольд: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • «Моя idee fixe»
  • Всеволод Мейерхольд: Темный гений
  • Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда
  • Детские годы

Всеволод Мейерхольд

Всеволод Мейерхольд с Зинаидой Райх Жизнь эффектной творческой пары со временем стало омрачать то обстоятельство, что у Зинаиды Райх была психическая болезнь, которая прогрессировала в моменты сильного эмоционального напряжения. Актриса могла впадать в апатию или, наоборот, проявлять агрессию. Она всегда была желанной гостьей на правительственных приёмах. Однажды на большом мероприятии в Кремле она закатила публичную сцену не больше не меньше как М. Калинину, известному своим пристрастием к молоденьким балеринам, выкрикнув: «Все знают, что ты бабник! Мейерхольд частным образом консультировался с психиатрами, но отдавать супругу в клинику не решался. Когда в 1937 году на Мейерхольда посыпалась критика, болезнь Райх обострилась, и она написала Иосифу Сталину откровенное письмо, которым хотела защитить своего мужа, но вышло так, что погубила и его, и себя. Мейерхольд уволил прекрасную актрису Марию Бабанову, исполнявшую прежде все главные роли. Уволился великий Эраст Гарин. А после того как режиссёр распределил роль Гамлета своей жене, Николай Охлопков сгоряча подал заявку на роль Офелии и был за это уволен.

Райх была очень пафосной актрисой, что далеко не всем нравилось. В 1928 году ГосТиМ чуть не закрыли из-за того, что Мейерхольд с Райх задержались на несколько дней во Франции, куда они ездили для лечения и ведения переговоров о предстоящих гастролях. Власти предположили, что Мейерхольд поступит также. Но это было абсолютно исключено. Надо было понимать, насколько режиссёр был честен и верен революционным идеям. Двумя годами позже во время гастролей в Берлине при встрече с Михаилом Чеховым он признался в этом бывшему мхатовскому актёру. Спектакль не понравился Иосифу Сталину. Он счёл его слишком буржуазным. Актриса написала волнительное письмо руководителю государства.

Откровенные письма Сталину в 1930-е годы считались очень плохим тоном, поэтому власти незамедлительно затеяли травлю Мейерхольда и его супруги. Началось всё с того, что в газете «Правда» появилась статья Платона Керженцева «Чужой театр» с яростной критикой «буржуазных формалистских позиций» ТИМа, а в январе 1938 года театр закрыли. Простив все обиды, Мейерхольда «приютил» Станиславский, взяв его вторым режиссёром в свой Оперный театр. После смерти Станиславского в августе 1938 года Мейерхольд возглавил театр. Он закончил постановку оперы «Риголетто», начал репетировать оперу «Игрок» и балет «Стальной скок», но этим спектаклям не суждено было встретиться со зрителями. Всеволод Мейерхольд после ареста В ночь с 19 на 20 июня 1939 года Мейерхольда арестовали в Ленинграде. В его московской квартире был произведён обыск, а через несколько дней Зинаида Райх была жестоко убита в собственной постели. Убийц впоследствии так и не нашли. После допросов и пыток он подписал все обвинения против себя и нескольких деятелей культуры, на которых ему указали, но перед смертью от своих показаний отказался.

Через год после поступления в университет перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко. С этого момента ему открылась дорога в Художественный театр. В 1898 году Всеволод Мейерхольд вместе с другими выпускниками училища среди них были Ольга Книппер и Иван Москвин вступил в труппу только рождающегося театра. Толстого и многими другими персонажами классических пьес. Но уже в 1902 году Всеволод Мейерхольд стал отходить от Художественного театра. В этом году он вместе с группой артистов-единомышленников создал свою труппу, где стал режиссером. Они стали называть себя "Товарищество новой драмы" и за три года поставили около 200 спектаклей в театрах юга Российской империи. Всеволод Мейерхольд в гриме. Фото: ok.

Ни спектакли, ни студия не состоялись, ибо Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали предназначение данного театра — да и Театра вообще. Станиславский отказался выпускать на публику созданные Всеволодом Эмильевичем спектакли. В своих воспоминаниях "Моя жизнь в искусстве" основоположник русского театра назвал молодого коллегу "талантливым режиссером", но объяснил, чем они не сошлись. Он был недалек от истины: актёрская система, разработанная Мейерхольдом, называлась "биомеханика". Сегодня это одна из востребованных научных дисциплин — точнее, раздел естественных наук, изучающий на основе моделей и методов механики механические свойства тканей, органов и организма в целом и их "механические" процессы. Мейерхольд же применял этот термин к занятиям сценическим движением. Движения на сцене в его интерпретации больше напоминали акробатику. Спектакль "Баня" по пьесе В. Маяковского в постановке В.

Непонимание замыслов Мейерхольда было, увы, не последним. Его радикально "технологизированные" постановки не принимали и высмеивали даже люди, которых трудно заподозрить в косности и невежестве. Например, один из крупнейших русских писателей ХХ века Михаил Булгаков отпустил по поводу спектаклей Мейерхольда много шпилек в своей прозе и фельетонах. Он даже в фантастической повести "Роковые яйца" позволил себе шутку "ниже пояса" о том, что Мейерхольд погиб в 1927 году на сцене при постановке пушкинского "Бориса Годунова", когда обрушились трапеции с голыми боярами. Впоследствии, когда ни Булгакова, ни Мейерхольда уже не было на свете, люди усматривали в этой фразе мрачное пророчество. Кстати, год смерти у Михаила Афанасьевича и Всеволода Эмильевича один — 1940. Но встречались на пути Мейерхольда люди, которым нравилось его "биомеханическое" искусство. Например, знаменитая актриса Вера Комиссаржевская сделала его главным режиссёром своего Драматического театра. Именно в этом коллективе в 1907 году Всеволод Эмильевич сделал "Балаганчик" по стихам Александра Блока, считающийся началом русского театра условности.

Работали с ним и императорские театры — Александринский и Мариинский.

Ульяновым, В. Мейерхольд впоследствии считал, что «счастливые планы "Балаганчика"» определили его режиссёрский метод. В постановке драмы А. Блока соединялись в игровом противопоставлении эстетические планы — обыденная реальность, мистическая символика и господствующая над всем стихия поэтической театральности в марионеточном стиле. Территория Демидовского сада в советское время была передана Ленинградскому институту физической культуры. Парад этого института в 1939 году стал последней постановкой Мейерхольда. Театральное здание, построенное в 1882 году в Демидовском саду, начиная с сезона 1906—1907 годов арендовала для своего театра В. Декабристов Офицерская , 37, кв. В 1906 году Мейерхольд жил по соседству с театром В.

Комиссаржевской, в котором работал. В семье Мейерхольда: его жена Ольга Михайловна Мунт даты жизни полностью совпадают с датами жизни Мейерхольда, 1874—1940, в браке с 1896 по 1922 год и три их дочери: Мария, Ирина, Татьяна. Жуковского, 11. Квартира Мейерхольда в 1907—1909 годах. Параллельно с постановкой спектаклей Мейерхольд во все периоды творчества занимался театральной педагогикой, разрабатывал её принципы, отличавшиеся от казённой школы. Режиссёрскому театру нужны свои актёры. Едва начав работу в императорских театрах, Мейерхольд открывает Студию в 1908—1909 годах и делает акцент в воспитании актёра на музыкальном и пластическом воспитании, на развитии чувства ритма. Здесь впервые появился новаторский курс М. Гнесина по восприятию артистом словесного текста как мелодической и ритмической фактуры. Литейный пр.

Литейный дом княгини Юсуповой. Театральный клуб Наряду с постановкой классической и современной драмы и оперы, Мейерхольд стремился к созданию «художественного балагана». Первый опыт состоялся в «Театральном клубе» прообразе нынешнего «Дома актёра» , собиравшем коллег, где режиссёр создал группу, названную «Лукоморье», на сцену вышли воспитанники его Студии. Были показаны две программы миниатюр, среди них — «Последний из Уэшеров», «Петрушка», «Честь и месть», «Блэк энд Уайт». Оформили эти маленькие спектакли Мстислав Добужинский и Иван Билибин. Наряду с постановкой классической и современной драмы и оперы, Мейерхольд стремился к созданию «художественного балагана». Островского Александринская, или пл. Александринского театра , 6. Александринский театр Первая постановка Мейерхольда в Александринском театре вышла 30 сентября 1908 года «У царских врат» Кнута Гамсуна , последняя — 8 апреля 1918 года «Пётр Хлебник» Льва Толстого , а всего — двадцать режиссёрских работ. Но у него была цельная программа: освоение режиссёрским театром художественного богатства «подлинно театральных эпох», преодоление литературности, иллюстративности, плоского жизнеподобия богатой театральностью.

Он черпал эстетику и принципы актёрской игры из эпох театра Мольера «Дон Жуан», 1910 , испанского барокко «Стойкий принц», 1915 , русского романтизма «Два брата» и «Маскарад» М. Лермонтова, 1915 и 1917. Как философская трагедия, выявляющая «тайный мистицизм русской души», в стиле романтического двоемирия была осуществлена «Гроза» Александра Островского 1916. Трагическим гротеском в традиции гофманианы была наполнена трилогия Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина», 1917. Художником многих постановок был Александр Головин. Концепция «театрального традиционализма» не была реконструкцией старых форм, по смыслу и художественной конструкции спектакли принадлежали современности и воспринимались как авангардные. Например, «Маскарад», вышедший накануне Февральской революции, был наполнен предощущением грандиозной катастрофы, нависшей над роскошным имперским карнавальным миром. После революции с 21 июня 1918 года в здании театра проходили первые занятия Инструкторских курсов по обучению мастерству сценических постановок, созданных по инициативе Мейерхольда. Первая постановка Мейерхольда в Александринском театре вышла 30 сентября 1908 года «У царских врат» Кнута Гамсуна , последняя — 8 апреля 1918 года «Пётр Хлебник» Льва Толстого , а всего — двадцать режиссёрских работ. Театральная пл.

Мариинский театр Мейерхольд был принят на работу Дирекцией Императорских театров для постановки как драматических, так и музыкальных спектаклей. В Мариинском театре с осени 1909 по осень 1918 года он поставил восемь опер. Это был не популярный, лёгкий для восприятия, стандартный итальянский и французский репертуар, но выдающиеся музыкальные произведения с философским, мифологическим и трагедийным содержанием и — это принципиально! Мейерхольд преодолевал мелодраматическую оперную рутину. Поставив первой оперу Вагнера, он стал развивать его концепцию «музыкальной драмы», идею синтеза искусств музыки и драмы , выражение программности в опере. Режиссура была основана на понимании оперного спектакля как синтетического произведения, в котором художественное решение действия было столь же значимо, как звучание музыки. Задачей режиссуры стало выразить сущность музыки в действии и визуальных образах спектаклей, найти специфический стиль каждого произведения. В Мариинском театре также игрались некоторые спектакли драматической труппы Александринского театра, в частности поставленные Мейерхольдом «Пигмалион» Шоу, «Два брата» Лермонтова, апофеоз к политической сатире «Торжество держав» в связи с началом Первой мировой войны. Мейерхольд был принят на работу Дирекцией Императорских театров для постановки как драматических, так и музыкальных спектаклей. Искусств Михайловская, пл.

Лассаля , 1. Михайловский театр Прежде всего в историю вошла поставленная здесь в 1935 году Мейерхольдом опера Чайковского «Пиковая дама». Режиссёр приблизил произведение к пушкинскому первоисточнику — философскому, внутренне связанному с идеями романтизма, с мотивами роковой игры, противоборства героя с судьбой. Мейерхольд отказался от банального мелодраматического либретто. Германн воспринимался как герой романтической литературы как Жюльен Сорель , в нём обнаруживались черты гамлетизма и психологический слом, свойственный персонажам Достоевского.

В те же годы им были поставлены Вагнер и Рихард Штраус в императорском Мариинском театре, шли эксперименты в Башенном театре во время работы над спектаклем «Поклонение кресту» в 1910 году, в Доме Интермедий во время работы над спектаклем «Шарф Коломбины» в том же 1910 году. В 1914 году возникла Студия на Бородинской, воодушевленная Гоцци и commedia dell arte, где ставились вечера импровизаций и выпускался журнал «Любовь к трем апельсинам». Во время этой работы Мейерхольд взял себе псевдонимом из произведения Гофмана - доктор Дапертутто. В журнале он опубликовал свою уничтожающую статью о программной работе Первой студии: «Сверчок на печи, или У замочной скважины». Притом, услышав об интересе Станиславского к этому изданию, Мейерхольд любезно выслал ему вышедшие номера.

Последней предреволюционной премьерой стал «Маскарад» Лермонтова: Мейерхольд ставил его вместе со своим постоянным художником, Александром Головиным, шел от образов Венеции, от ее мрачной избыточной пышности, от грозной зыбкости атмосферы ее игорных домов и празднеств: профиль смерти в венецианской бауте возникал снова и снова среди теней Петербурга. Всего им был поставлен 21 драматический спектакль и 10 музыкальных. Мейерхольд приходил домой только ночевать, и жил рядом с Мариинкой на Театральной площади. Мейерхольд первым из крупных режиссеров пошел на сближение с советской властью, не только как постановщик «Мистерии-буфф» Маяковского в оформлении К. Малевича, но и как функционер. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. К этому моменту Мейерхольду исполнилось 43 года, он был отцом трех взрослых дочерей, признанным апологетом «нового театра», занимавшим с 1907 года пост главного режиссера обоих Императорских театров: драмы и оперы — Александринского и Мариинского — в Петербурге. Ориентирующаяся на его мнение пресса атаковала академические театры: поставленную Немировичем-Данченко в Музыкальной студии МХАТ «Дочь Анго» связывали с «антоновщиной», с Кронштадтским бунтом, а в ее публике предполагали тех, кто не успел уплыть с Врангелем. Статью «О драматургии и культуре театра» Мейерхольд, В. Бебутов и К.

Державин завершали призывом к бунту «против того театра полутонов, скопческого лютеранства, храма с суконцами и дряблой мистикой психологизма, от которого всякого неискушенного зрителя тошнит. А тот, кто этим восторгается, лови себя на том, что заедает тебя всесильное мещанство, из пут которого надлежит тебе вырваться, если хочешь стать гражданином нового, коммунистического мира». В следующем номере того же «Вестника театра» была опубликована нашумевшая статья Мейерхольда и Бебутова «Одиночество Станиславского»: Станиславский изображался замученной, обескровленной жертвой «переживальщиков» и притаившимся разрушителем «слащавой кроличьей идиллии». Режиссерская деятельность Мейерхольда с 1920-х годов сосредоточилась в ТИМе — под этим именованием с 1923 года работал коллектив, созданный еще в 1920 году, неоднократно переформированный и сменивший несколько названий. Мейерхольд оставался художником с необычайно изменчивой, неуловимой творческой природой. Склонный говорить о других с безапелляционной и жестокой твердостью, сам он никак не укладывается в сколько-нибудь однозначное определение: всякие попытки такого рода упрощали и сужали образ мастера. Один из самых тонких наблюдателей его искусства задавался вопросом: «Можно ли исчерпать деятельность Мейерхольда определением «новаторство», столь часто к нему применяемым? Можно ли в то же время забыть философские проблемы, выдвигаемые его спектаклями? Как примирить ожесточенную вражду к традиционному театру и постоянное обращение к театру эпох расцвета? Как соединить неустанную полемику против бытового и психологического театра с утверждением реалистических и натуралистических приемов, возникших уже в «Лесе» и развитых в его последних постановках?

Как примирить его насмешки над слащавостью раннего Камерного театра с последовательной и изысканной эстетизацией его последних работ? Точно также не исчерпывает загадки гения Мейерхольда и его метаний упоминание об его «первородной оппозиционности», о страсти к разрушению в том числе и к разрушению собственного театрального прошлого. Маркову принадлежит догадка, что тема одиночества, мало применимая к Станиславскому, есть лирическая тема самого Мейерхольда. Он замечал, что оплодотворивший своими художественными идеями театр мастер был несчастлив в учениках и часто оказывался одиноким исследователем в режиссерской лаборатории. Он, задорно и нагловато приглашавший создателя «системы» швырнуть в огонь кипу своих листков, сам был создателем тонко и детально разработанной артистической методики: Станиславский хотел, чтобы Мейерхольд преподавал свою «биомеханику» его, Станиславского, последним студийцам. Наброски их возможного объединения были среди записей Станиславского 1935-1936 годов. Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет. Райх стала женой Мейерхольда и переехала к нему на Новинский бульвар. Потом они перебрались в новую, стометровую квартиру.

Мейрехольд усыновил Константина и Татьяну, ее детей от первого брака с Сергеем Есениным. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром, либо лечился. Осенью 1928 года Мейерхольд находился за границей. Вскоре в Москву полетели депеши, в которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает провести за границей целый год. А во-вторых, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз. И недоверие, которое высказал Луначарский, Мейерхольда оскорбило. Было очевидно, что ГосТИМ находился в опале. Высочайшая театральная культура его была очевидна, но ни от чего не спасала. Ощущение тревоги только подкреплялось тем, как безупречно работали в музее театра, как тщательно фиксировался процесс создания спектаклей, их пластический облик и пр.

Февральского, М. Коренева, А. Гладкова, фотоработы А. Они трудились словно в предощущении, что театр и его создатель погибнут, и останутся только музейные тени. ГосТИМ поставил 26 пьес. Большая часть из них принадлежала современным советским авторам: кроме пьес Маяковского, Файко, Эрдмана, Эренбурга, Олеши, Германа, были поставлены спектакли «Рычи, Китай! Сейфуллиной и «Одна жизнь» Габриловича по романам Николая Островского в 1937 году. Тем не менее, театр был обвинен в отрыве от советской жизни и от советской литературы, в тяге к писателям, оказавшимся врагами народа, в противостоянии общему курсу на социалистический реализм. Подписать дежурный газетный отклик, приветствующий это решение, просили Немировича-Данченко, — тот отказался наотрез. Мейерхольд оказался среди тех деятелей русского искусства, которые поначалу с бурным восторгом приняли кровожадную жестокость большевистского террора.

Однако год от года становилось все яснее, что послереволюционная жизнь покатилась в направлении противоположном ожиданиям. Руководители искусства наставляли Мейерхольда, что ставить и как ставить. Помещения у театра не было. Строительство нового здания, которое должно было подняться на Триумфальной площади, с места не двигалось. Весной после провала спектакля по пьесе Маяковского «Баня», театр имени Мейерхольда выехал на гастроли за границу. Первым городом, где предстояло продемонстрировать достижения театрального искусства страны Советов, был Берлин. В этом городе Мейерхольда сразу постигли два удара: сообщение о самоубийстве Маяковского и встреча с великим русским актером Михаилом Александровичем Чеховым, незадолго до этого покинувшим СССР. На свидание с Михаилом Чеховым Мейерхольд отправился со своей женой. Как вспоминал потом Михаил Чехов, он сказал Мейерхольду: «Вам не надо возвращаться в Москву, вас там погубят». Мы этого не потерпим!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий