Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня. Vipassana Медитация Випассана в России Дхамма Дуллабха расположена в 100 км к востоку от Москвы.
Как я съездила на випассану в Подмосковье
Новости Новости Екатеринбурга Новости РФ. Недавно мы получили письмо, в котором наша читательница рассказала о деятельности в России нового деструктивного культа – «Курсы медитации «Випассана». Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня. Vipassana Медитация Випассана в России Дхамма Дуллабха расположена в 100 км к востоку от Москвы. Прошедший ретрит в Екатеринбурге под руководством Александра Адушкина оставил невероятные впечатления и глубокие следы во внутреннем мире многих участников.
Молчание девчат. В лесах под Екатеринбургом появился лагерь адептов бессловесной диеты
Все практики проходят очень корректно по отношению к новичкам и продолжающим! Запомнились рассветы и закаты над морем, практика траттаки на закате Солнца! Состояние здесь и сейчас. Мастер класс тайского массажа. Ангелина Юрьева Отзыв о ретрите Випассана Это были невероятные 3 дня , маленькая другая жизнь!! Спасибо Сергею за атмосферу и за такую возможность , а также Ольге.
Если вы хотите и не решаетесь , то решайтесь!! Вы точно не пожалеете!! Надеюсь , что попаду еще к этой команде! Заполните форму ниже и мы свяжемся с вами, чтобы рассказать о туре подробнее. Выберите тур «Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности» Свяжитесь с нами!
Если у Вас остались вопросы, напишите нам в любой из мессенджеров: Telegram, Watsapp. Или позвоните нам по указанным номерам телефонов.
Сначала несколько дней наблюдаешь за ощущениями возле носа, потом возле рта, потом наблюдаешь за ощущения по всему телу. Погружение происходит постепенно, а на 10-й день появляется полная картина. На випассане нельзя голодать, но я голодаю стабильно и мне совершенно неважно, где я и что со мной происходит.
Я совершенно отказалась от еды на 4-й день, и тогда мне стало по-настоящему грустно. Ведь единственное внешнее развлечение на випассане — это еда, и даже оно было мне недоступно. Как я полностью отказалась от сахара и стоит ли это делать Помню, я лежала на кушетке в своей комнате и грустила. В этот момент ко мне пришла менеджер центра и предложила переселиться в отдельный освободившийся домик, где я буду совсем одна. Кровать в нем была шире, вместо вешалки — комод, а еще зеркало, личный душ и туалет в общем доме ванная комната тоже была общей.
Честно говоря, так быстро я не собиралась еще никогда в жизни, и после этого переезда у меня открылось второе дыхание для дальнейших практик. О том, насколько это сложно Скажу честно, випассана не была самым сложным событием моей жизни. Да, порой мне было грустно, порой хотелось все бросить и уехать из центра. Но если бы я ушла, то мне бы все равно пришлось вернуться туда. Для себя я уже решила, что точно пройду через эту практику.
На 8-й день со мной произошло то, ради чего я приехала. Я сидела, медитировала и в какой-то момент перестала ощущать свое тело как нечто физическое. С детства я ощущаю энергетические потоки, при медитации это обостряется, но в тот момент мне показалось, что я превратилась в костер из энергий. Во мне все бурлило, эти потоки были хаотичыми, но это было невероятное ощущение. Я пришла в свой домик и начала рыдать.
Настолько мощного эмоционального потрясения я не испытывала никогда жизни и, не побоюсь этого слова, была абсолютно счастлива. Именно там я поняла, что мне не нужны никакие внешние инструменты, чтобы чувствовать себя спокойно Каждый на випассану приезжает по собственным причинам, о которых мы не узнаем, и каждый переживает свой опыт. Кто-то успокаивается и просто созидает, кто-то отпускает все и наслаждается процессом. Кто-то углубляется в наблюдение за ощущениями в теле, кто-то находит ответы на вопросы, которые его давно тревожили. У многих происходят мощные очистительные процессы, эмоциональные проработки.
У меня не было нерешенных внутренних проблем, ради которых я ехала в центр.
С конца 1960-х и до смерти в 2013 году он активно обучал этой технике медитации мирян в Индии, США, Австралии, Франции, Великобритании, Непале, Японии и других странах. Благодаря его усилиям эта практика сегодня широко распространена : в мире 233 постоянных и 136 временных специальных ретритных центров.
Они есть на всех обжитых континентах и, как правило, расположены за городом, подальше от суеты и толп людей. Записаться на десятидневный ретрит может любой желающий, и во всех центрах — хоть в Ижевске, хоть в Сан-Паулу — курс будет бесплатным. Глобальное «Движение випассаны» существует исключительно на пожертвования и не принимает деньги от спонсоров.
Причем оставить донат можно только после прохождения курса, когда человек уже способен оценить пользу, полученную от практики. Организация и распорядок жизни в центрах медитации одинаковые во всех странах: подъем в четыре утра, через 30 минут двухчасовая утренняя медитация, потом завтрак, час отдыха, снова три часа медитации, обед и отдых, еще четыре часа медитации, полдник и отдых, последний час медитации, лекция по записям Гоенки, отбой в 21:30. Ругать или отчитывать за несоблюдение распорядка никто не будет, но если у студента не получится ему следовать, могут попросить покинуть курс.
Есть некоторые поблажки, например, если студент сильно устал во время сессии медитации, он может выйти на улицу и погулять 5—10 минут. Условия в разных центрах несколько отличаются: где-то установлено более современное оборудование, где-то во дворе гуляют павлины, где-то за окном видны вершины Гималаев. Правда, с учетом того, что абсолютно большую часть времени люди проводят на курсах с закрытыми глазами — либо спят, либо медитируют, — особого значения эти отличия не имеют.
Чтобы не отвлекаться от практики и не выводить ум из равновесия, сразу по прибытии студенты сдают телефоны и другие ценности служащим — вещи вернут на десятый день курса. Читать и писать тоже не рекомендуется. Также участники курса не должны контактировать с окружающими — разговаривать, прикасаться друг к другу и прямо смотреть в глаза.
Считается, что это отвлекает от основного занятия здесь. Ограничение на общение — на випассане это называют «благородная тишина» — снимают на десятый день, за сутки до отъезда из центра. Каждый курс проходят как мужчины, так и женщины, и тех и других примерно по 50 человек.
Многие приезжают парами. Пример того, что люди тайком общаются, за два курса я видел только один раз. Быт в подмосковном центре Дхамма Дуллабха максимально аскетичен.
Еда вегетарианская, посуда в столовой металлическая, живут студенты в общих комнатах или в небольших закутках, где вместо стен — ширмы. Ремонт предельно скромный, местами как будто незаконченный — стена может быть обшита простым листом фанеры, а декор в центре отсутствует в принципе. Здесь нет ничего лишнего, но при этом всего достаточно.
Атмосфера во многом напоминает постсоветский пионерский лагерь: четкий распорядок, минимум свободного времени, общие сборы по звуку гонга, визуальная скудность, если не считать природы вокруг. Из развлечений — прогулки и сон. Судя по отзывам других участников, в первые дни многих настораживают вечерние часовые лекции, на которых после целого дня медитации сто человек сидят и слушают объяснения, как загадочная практика медитации изменит их жизни.
В целом содержание этих записей довольно безобидное — они состоят из наставлений о том, как и зачем нужно медитировать, а также случаев из жизни грешников времен Будды. Но истории о драматичных последствиях участия в курсах личностного роста и других подобных кружках всё равно всплывали и у меня в голове первые пару дней. К слову, я всегда слабо верил, что после условного совершеннолетия в себе можно что-то глобально изменить.
Также странноватыми казались песнопения на древнеиндийском языке пали, с которых начинались сессии медитации. Это тоже как будто отсылало к старинным программам телеканала НТВ, в которых люди приходили на интенсив, чтобы узреть свет внутри себя, а в итоге оставались без квартиры. Успокоило меня то, что десять дней теория випассаны усердно обходила религиозный контекст, хотя изначально практика относится к буддизму, а точнее к его бирманской традиции — тхераваде.
Несмотря на то, что в практике всё построено на буддистских этических принципах, в лекциях Гоенка подчеркивает, что этот вид медитации подходит представителю любой религии и, чтобы ее практиковать, не нужно менять систему своих верований. В этом считывалось отсутствие принуждения и это располагало к доверию. Вторым, наиболее успокаивающим моментом было то, что в наставлениях подчеркивалась важность только одного — необходимости практиковать медитацию, наблюдая за дыханием и ощущениями в теле, чтобы отточить внимательность и восприимчивость.
Для меня это слабо вязалось с повышенными рисками стать жертвой мошенничества. Из-за такой ориентированности на технике медитации я в итоге решил для себя, что происходящее на курсе скорее похоже на спортивные сборы, только на них целый день тренируют не икроножные мышцы, а способности ума к концентрации. Еще одним подтверждением того, что подозрения в отношении намерений организаторов курсов напрасны, стал ответ российского фонда «Випассана» на просьбу о комментарии по поводу роста популярности практики: «У нас нет заинтересованности в участии в этой публикации, мы не заинтересованы в дополнительной рекламе или в подтверждении экспериментами эффективности техники или медитации вообще.
Вы имели возможность пройти курс и составить собственное представление обо всем, что происходит на курсе, и о технике. Нам нечего добавить к этому». Мой чужой внутренний голос Медитировать студенты курса начинают сразу по прибытии в центр: заполнили анкеты и отказались от претензий к организаторам в случае обострения чего-либо или помешательства, послушали вводный инструктаж о том, как жить ближайшие десять дней, оставили вещи в импровизированных кельях, погрузились в благородную тишину — и в путь, к просветлению.
Практика випассаны состоит из двух техник медитации. Первая — анапана, в ней нужно постоянно максимально концентрироваться на дыхании. Здесь важно отмечать моменты, когда отвлекаешься на свои мысли.
Задумался о судебных приставах, которые, возможно, как раз сейчас вскрывают твою дверь, — отмечаешь это и возвращаешься к наблюдению за дыханием; увлекся мыслью, что медитируй не медитируй, а спасти свою грешную душу всё равно не выйдет, — отмечаешь это и вновь наблюдаешь за дыханием. С некоторыми нюансами эта техника практикуется на курсе первые три дня. Постепенно получается не отвлекаться на свои заботы всё дольше — пять секунд, десять, полминуты, минуту.
Через пару дней поток мыслей становится менее плотным, и тогда начинаешь замечать, из чего он на самом деле состоит. Тревожные мысли, которые запускают неуверенность и страх, говорящие догмами чьи-то голоса, вдруг начинающие звучать из ниоткуда, мечты об успехе, признании, богатстве и всеобщем восхищении. Раз за разом ни с того ни с сего в голове разгораются дискуссии с воображаемыми оппонентами, и эти разговоры, несмотря на всю их абсурдность, могут быть очень обстоятельными и долгими.
Так постепенно появляется представление об облаке беспокоящих тем, которые обычно занимают все мысли. Не самое приятное, но очень отрезвляющее знание. Один из первых удивительных эффектов от медитации — понимание, что эти разговоры — всего лишь привычка ума.
И считать ее своей сутью, как я делал это раньше, — всё равно что принимать нервное почесывание плеча за собственное тело. При этом пытаться останавливать эти мысли не нужно, задача практикующего — не вовлекаться в них, а просто замечать их возникновение и исчезновение. Через три дня практика наблюдения за дыханием заменяется концентрацией на телесных ощущениях.
То, что их очень много приятных и не очень , для меня стало большой неожиданностью — в обычной жизни у неподготовленного человека заметить это вряд ли получится. И здесь тоже нужно не реагировать, а только наблюдать. Если от долгой медитации сидя появилась боль в колене — ее нужно наблюдать, исследовать и стараться не сбегать от нее.
Обмен мнениями и размышлениями с друзьями по духовному пути был невероятно вдохновляющим и обогатительным опытом. В целом, этот ретрит стал незабываемым путешествием вглубь себя. Благодарим Александра Адушкина за его мудрость и вдохновение, которые он делился с нами, и за возможность пройти это путешествие вместе с ним. Вы будто вели меня за руку в практику. Очень круто! Бесконечно Благодарна! Считаю, что подготовилась к 10 ти дневной випассане Прачик Светлана Спасибо всем за чудесную компанию, за то, что оказались в этом месте в это время! Спасибо организаторам за возможность!
Спасибо Александру за доброту и любовь, за наставления и истории, за знания и опыт! Бакшева Алёна Присоединяюсь ко всем словам выше! Каждый день на ретрите прожила с огромным удовлетворением и гордостью за себя!
Неведомый ретрит: что тюменки искали и нашли в духовных практиках
Но истории с участием неотложной медицинской помощи всё равно случаются. Один из частых посетителей курсов випассаны рассказывал о студенте, который посреди ночи на пятый или шестой день курса настоял на том, чтобы ему вызвали скорую: он «понял», что синусоида в его мозгу асимметрична и потому работает неправильно. Что с ним стало после того, как его забрала скорая, неизвестно. Болезненное влияние медитации на психику — распространенная тема исследований ученых. Исследовательница Анна Луткайтис из Сиднейского университета изучает мистицизм, психоделики и связь между духовным опытом, религией и психическим здоровьем. В 2021 году она опубликовала книгу «Темная сторона дхармы: медитация, безумие и другие недуги на пути познания». В ней автор рассматривает случаи негативных и кризисных состояний, которые случаются с людьми в ходе духовных практик. Один из посылов книги такой: в западной психологии медитация рассматривается как исключительно положительная практика, тогда как из-за нее могут случаться в том числе интенсивные неприятные и травмирующие переживания. При этом в таких религиозных практиках, как буддизм, к подобным состояниям человека готовят как к одной из неизбежных вех на пути духовного развития, а если заниматься, скажем, с помощью мобильного приложения, получить такие наставления не получится.
Другой возможной причиной подобных состояний Луткайтис называет неправильную практику. Клинический психолог Уиллоуби Бриттон из Брауновского университета занимается схожей работой: после собственного пугающего переживания на ретрите она начала проект «Многообразие медитативного опыта» , в ходе которого изучает кризисные состояния людей, вызванные продолжительной медитацией. Вывод, к которому пришла Бриттон: почти все из более чем ста опрошенных ею участников исследования испытывали «нежелательные состояния» во время медитации — повышенную чувствительность к свету, потерю физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализацию, перепроживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации сохранялись месяцами. Что о результатах моей практики говорит наука «Результаты психологического тестирования показывают положительный эффект випассаны, — говорит Мария Володина, которая вместе с Анной Русиновой проводила эксперимент. А копинг-стратегии избегания и дистанцирования, наоборот, снизились, равно как и социальная зависимость». Мария Володина отмечает, что большинство изменений наблюдалось не только после випассаны — сдвиг в этом направлении происходил в течение всех трех замеров. То есть можно предположить, что на психологическое состояние оказывала влияние не только медитация, но и изменение образа жизни — диета, отказ от алкоголя.
Совместное исследование ученых из Австралии, США и Бразилии, в котором принимали участие 36 человек, прошедших випассану, показало очень схожие результаты: участники существенно улучшили все положительные психометрические показатели и показатели психологического здоровья — от общей удовлетворенности жизнью до позитивного аффекта. При этом уровень депрессии, стресса, негативного аффекта у них существенно снизился. Изменения всех показателей в этой работе были в диапазоне от средних до больших. Единственным показателем, который остался на одном уровне, была тревожность. Из биометрических замеров в моем случае показательным было сильное изменение вариабельности сердечного ритма, в частности показатель SDNN: с 43 и 41 на первом и втором тестировании соответственно до 64 после випассаны. По словам Марии Володиной, этот показатель напрямую коррелирует со стрессоустойчивостью. Мария Володина говорит, что наиболее показательным исследованием в плане оценки воздействия на мозг из тех, что мы проводили, можно считать ЭЭГ. С ее помощью можно зафиксировать патологии мозга и охарактеризовать его работу в норме.
Первый — в состоянии покоя с открытыми глазами уменьшилась мощность дельта-ритма и соотношение альфа- и бета-ритмов. Вместе с физиологическими показателями это говорит о том, что после курса вы в обычном состоянии, вне медитации, одновременно находитесь в более бодром, алертном состоянии сознания, а в теле при этом есть некоторое расслабление». По словам Володиной, второй заметный результат регистрировался во время медитации при записи ЭЭГ. При вхождении в это состояние во всех трех исследованиях наблюдалось снижение тета-, альфа- и бета-ритмов, что можно интерпретировать как одновременное успокоение ума и уменьшение напряжения. Однако после випассаны снижение происходило быстрее — в течение минуты после закрытия глаз, тогда как до курса показатели мощности альфа-ритма заметно снижались в течение первых трех минут, а мощность бета- и тета-ритмов — в течение 13—15 минут. Это ожидаемый результат — много часов ежедневной практики приводят к научению», — объясняет специалист. Изображения с изменением активности тета-, альфа- и бета-ритмов во время трех исследований Александр Каплан вместе с коллегами уже три года изучает мозг буддийских монахов во время тантрических медитаций, в первую очередь тоже с помощью ЭЭГ. Он говорит, что оценить по ЭЭГ итоговое влияние медитации на мозг сложно: «Мы сравниваем состояние мозга до медитации и в ходе практики.
Работаем при этом с монахами, опыт медитации которых 40—50 лет. И можно сказать, что изменения активности отдельных частей мозга по ходу медитации на ЭЭГ у них слабо заметны». При этом, по словам Каплана, если по той же ЭЭГ оценивать связность работы различных структур мозга, так называемую коннективность, то здесь изменения в ходе медитации куда более заметны. При длительной медитации изменения коннективности мозга становятся устойчивыми и сохраняются даже в обычном состоянии. По словам профессора МГУ, таким образом меняется структура мозга и этим можно объяснить позитивные сдвиги в поведении человека, регулярно практикующего медитацию. Например, регистрировалось, что фото дорожных инцидентов с сильной эмоциональной окраской перестают провоцировать негатив — отвращение и страх, а вызывают чувство сострадания к попавшим в аварию». Позитив будет им подчеркиваться, а негатив он будет трактовать как руководство к действиям, то есть не избегать его, а трансформировать во что-то конструктивное». Несмотря на очевидный положительный эффект, который медитация оказывает на эмоциональное состояние и когнитивные способности, Александр Каплан отмечает, что влияние практик очень индивидуально и зависит от того, как человек медитирует, с какими целями, как он пришел к идее медитировать.
Мария Володина так подводит итоги нашего эксперимента: «Можно сказать, что функциональное состояние вашего мозга и организма в целом изменилось и это сопровождалось улучшением психологического состояния. Отдельный вопрос — насколько продолжительным будет эффект и изменилась ли активность мозга в специфических ситуациях, например при повышенном стрессе. Отмечу еще, что исследование с участием одного человека не позволяет делать научно обоснованных выводов, только предположения». Что дала випассана О влиянии медитации написано так много, что только список ссылок на источники занял бы больше места, чем этот текст. Если верить всем выводам исследователей, то может сложиться впечатление, что одна только медитация может помочь человеку исправить любые несовершенства характера, кратно повысить IQ, лечить брюшной тиф силой мысли и преодолевать время и пространство, не сходя с коврика для медитации. Возможно, это действительно так, но на работу я всё еще езжу на метро, а когда заболеваю, первым делом иду в аптеку. Несмотря на отсутствие таких спецэффектов от випассаны, знакомство с этой техникой сыграло большую роль для меня и изменило взгляд на многие вещи. За пару лет до этого я проходил годовой курс психотерапии — как и многие сегодня, я рассчитывал после него зажить более благополучной жизнью и сгладить острые углы характера, за которые регулярно цеплялся и я сам, и мои близкие.
При выборе психотерапевта я учитывал его специализацию, подход, образование, опыт, количество часов супервизии, клинику, в которой он работает, — в общем, я хорошо разбирался в вопросе подбора специалиста. Спустя год терапии я отлично понимал, какие ошибки мышления регулярно совершаю, какие мои реакции деструктивны и откуда они родом, но твердой уверенности, что я продвинулся на пути изменения ситуации, у меня не было. Если оценивать субъективно, то медитация в формате ретрита в моем случае дала куда больше. После двух курсов випассаны и полугода регулярной практики дома я заметил, как сами собой изменились мои повседневные привычки. Я стал менее тороплив и более внимателен, это коснулось многих сторон жизни — общения, работы, чтения. Появилось ощущение, что я всё чаще слушаю музыку, а не просто располагаю ее на фоне. Я стал медленнее есть и лучше чувствовать вкус пищи, тогда как раньше обед был для меня возможностью показать свои спринтерские способности. Мне стало легче обращать внимание на собственные реакции и изменения настроения и за счет этого — контролировать их.
Привыкая наблюдать за собой, замечаешь ту самую раздражительность еще в зачатке, а не когда уже высказал соседу всё, что думаешь о его новом лебеде из автомобильной покрышки во дворе дома. Это часто помогает придержать коней и не сожалеть потом о своей излишней эмоциональности.
Йога-тур в Турцию «Дыхание моря» Осенние каникулы на берегу Средиземного моря. Здесь нет шумных ресторанов и громкой музыки, высотных домов и оживленных улиц. Только тишина, горы и километры живописного пляжа.
Я обратился в Центр биоэлектрических интерфейсов ЦБИ Института когнитивных нейронаук при НИУ ВШЭ, в котором в том числе изучают физиологические эффекты медитации, и предложил провести эксперимент: узнать, как продолжительная медитация повлияет на меня. С сотрудниками центра Марией Володиной и Анной Русиновой мы договорились измерить активность моего мозга с помощью электроэнцефалограммы ЭЭГ — два контрольных измерения перед курсом и одно сразу после; а также провести подробное психологическое анкетирование и снять биометрические показатели — от вариабельности сердечного ритма SDNN до способности к координации в пространстве.
Организаторы курса рекомендуют за две недели до него отказаться от психоактивных веществ, в том числе от алкоголя, — считается, что випассана является довольно серьезной нагрузкой для психики и перед ней лучше максимально восстановиться. Кроме этого, за две недели до курса я исключил из рациона мясо, а за неделю — и рыбу: говорят, легкая пища несколько повышает способность к концентрации. В таком очищенном состоянии я снова отправился на десятидневный курс медитации — чтобы наблюдать за тем, как я думаю, что чувствую, молчать и тренировать невозмутимость. В начале мая, после предыдущих двух с половиной месяцев бесконечных новостей из ада, последнее было для меня особенно актуально. Я был уверен, что двухнедельный ретрит поможет воспринимать происходящее в мире не так болезненно и легче относиться к ситуации, какой бы невыносимой она ни казалась. Кромешной маргинальщиной курсы випассаны не назовешь, такие ретриты проходят многие известные люди — например, действующий президент Индии Рам Натх Ковинд, знаменитый историк и футуролог, автор бестселлера «Sapiens: краткая история человечества» Юваль Ной Харари, основатель Twitter Джек Дорси. Последний писал , что випассана «остается самой сложной и при этом лучшей вещью, которую я делаю с собой», а Харари посвятил учителю С.
Гоенке одну из своих книг и в многочисленных интервью признавался, что его писательская карьера состоялась благодаря этой практике медитации. Источник Шри Сатья Нарайян Гоенка — «последний великий учитель випассаны» и главный популяризатор таких ретритов за последние 50 лет. С конца 1960-х и до смерти в 2013 году он активно обучал этой технике медитации мирян в Индии, США, Австралии, Франции, Великобритании, Непале, Японии и других странах. Благодаря его усилиям эта практика сегодня широко распространена : в мире 233 постоянных и 136 временных специальных ретритных центров. Они есть на всех обжитых континентах и, как правило, расположены за городом, подальше от суеты и толп людей. Записаться на десятидневный ретрит может любой желающий, и во всех центрах — хоть в Ижевске, хоть в Сан-Паулу — курс будет бесплатным. Глобальное «Движение випассаны» существует исключительно на пожертвования и не принимает деньги от спонсоров.
Причем оставить донат можно только после прохождения курса, когда человек уже способен оценить пользу, полученную от практики. Организация и распорядок жизни в центрах медитации одинаковые во всех странах: подъем в четыре утра, через 30 минут двухчасовая утренняя медитация, потом завтрак, час отдыха, снова три часа медитации, обед и отдых, еще четыре часа медитации, полдник и отдых, последний час медитации, лекция по записям Гоенки, отбой в 21:30. Ругать или отчитывать за несоблюдение распорядка никто не будет, но если у студента не получится ему следовать, могут попросить покинуть курс. Есть некоторые поблажки, например, если студент сильно устал во время сессии медитации, он может выйти на улицу и погулять 5—10 минут. Условия в разных центрах несколько отличаются: где-то установлено более современное оборудование, где-то во дворе гуляют павлины, где-то за окном видны вершины Гималаев. Правда, с учетом того, что абсолютно большую часть времени люди проводят на курсах с закрытыми глазами — либо спят, либо медитируют, — особого значения эти отличия не имеют. Чтобы не отвлекаться от практики и не выводить ум из равновесия, сразу по прибытии студенты сдают телефоны и другие ценности служащим — вещи вернут на десятый день курса.
Читать и писать тоже не рекомендуется. Также участники курса не должны контактировать с окружающими — разговаривать, прикасаться друг к другу и прямо смотреть в глаза. Считается, что это отвлекает от основного занятия здесь. Ограничение на общение — на випассане это называют «благородная тишина» — снимают на десятый день, за сутки до отъезда из центра. Каждый курс проходят как мужчины, так и женщины, и тех и других примерно по 50 человек. Многие приезжают парами. Пример того, что люди тайком общаются, за два курса я видел только один раз.
Быт в подмосковном центре Дхамма Дуллабха максимально аскетичен. Еда вегетарианская, посуда в столовой металлическая, живут студенты в общих комнатах или в небольших закутках, где вместо стен — ширмы. Ремонт предельно скромный, местами как будто незаконченный — стена может быть обшита простым листом фанеры, а декор в центре отсутствует в принципе. Здесь нет ничего лишнего, но при этом всего достаточно. Атмосфера во многом напоминает постсоветский пионерский лагерь: четкий распорядок, минимум свободного времени, общие сборы по звуку гонга, визуальная скудность, если не считать природы вокруг. Из развлечений — прогулки и сон. Судя по отзывам других участников, в первые дни многих настораживают вечерние часовые лекции, на которых после целого дня медитации сто человек сидят и слушают объяснения, как загадочная практика медитации изменит их жизни.
В целом содержание этих записей довольно безобидное — они состоят из наставлений о том, как и зачем нужно медитировать, а также случаев из жизни грешников времен Будды. Но истории о драматичных последствиях участия в курсах личностного роста и других подобных кружках всё равно всплывали и у меня в голове первые пару дней. К слову, я всегда слабо верил, что после условного совершеннолетия в себе можно что-то глобально изменить. Также странноватыми казались песнопения на древнеиндийском языке пали, с которых начинались сессии медитации. Это тоже как будто отсылало к старинным программам телеканала НТВ, в которых люди приходили на интенсив, чтобы узреть свет внутри себя, а в итоге оставались без квартиры. Успокоило меня то, что десять дней теория випассаны усердно обходила религиозный контекст, хотя изначально практика относится к буддизму, а точнее к его бирманской традиции — тхераваде. Несмотря на то, что в практике всё построено на буддистских этических принципах, в лекциях Гоенка подчеркивает, что этот вид медитации подходит представителю любой религии и, чтобы ее практиковать, не нужно менять систему своих верований.
В этом считывалось отсутствие принуждения и это располагало к доверию. Вторым, наиболее успокаивающим моментом было то, что в наставлениях подчеркивалась важность только одного — необходимости практиковать медитацию, наблюдая за дыханием и ощущениями в теле, чтобы отточить внимательность и восприимчивость. Для меня это слабо вязалось с повышенными рисками стать жертвой мошенничества. Из-за такой ориентированности на технике медитации я в итоге решил для себя, что происходящее на курсе скорее похоже на спортивные сборы, только на них целый день тренируют не икроножные мышцы, а способности ума к концентрации. Еще одним подтверждением того, что подозрения в отношении намерений организаторов курсов напрасны, стал ответ российского фонда «Випассана» на просьбу о комментарии по поводу роста популярности практики: «У нас нет заинтересованности в участии в этой публикации, мы не заинтересованы в дополнительной рекламе или в подтверждении экспериментами эффективности техники или медитации вообще. Вы имели возможность пройти курс и составить собственное представление обо всем, что происходит на курсе, и о технике. Нам нечего добавить к этому».
Мой чужой внутренний голос Медитировать студенты курса начинают сразу по прибытии в центр: заполнили анкеты и отказались от претензий к организаторам в случае обострения чего-либо или помешательства, послушали вводный инструктаж о том, как жить ближайшие десять дней, оставили вещи в импровизированных кельях, погрузились в благородную тишину — и в путь, к просветлению. Практика випассаны состоит из двух техник медитации. Первая — анапана, в ней нужно постоянно максимально концентрироваться на дыхании. Здесь важно отмечать моменты, когда отвлекаешься на свои мысли. Задумался о судебных приставах, которые, возможно, как раз сейчас вскрывают твою дверь, — отмечаешь это и возвращаешься к наблюдению за дыханием; увлекся мыслью, что медитируй не медитируй, а спасти свою грешную душу всё равно не выйдет, — отмечаешь это и вновь наблюдаешь за дыханием. С некоторыми нюансами эта техника практикуется на курсе первые три дня. Постепенно получается не отвлекаться на свои заботы всё дольше — пять секунд, десять, полминуты, минуту.
Через пару дней поток мыслей становится менее плотным, и тогда начинаешь замечать, из чего он на самом деле состоит.
Пожилые — за лучшим самочувствием, здоровьем и гармонией в отношениях с близкими, с детьми. Конечно, випассана — это трудное дело и люди приезжают не от хорошей и легкой жизни. Находилась в творческом кризисе, не знала, что делать дальше, и когда поняла, что необходима «перезагрузка» — решилась.
К тому же свадебный сезон пошел на убыль и появилось время заняться собой. Я стала гораздо спокойнее реагировать на происходящее: не включаюсь в споры, ссоры, я бережнее стала относиться к близким. У меня есть появилась потребность совершать элементарные добрые дела. Например, смастерить с детьми кормушки для птиц.
От этих намерений мне радостно и спокойно. Я понимаю, что именно так и надо жить — радостно. Мои родители очень переживали, говорили, что это секта, нас обманут и заставят подписать какие-то документы… Но после того, как мой муж отвез меня туда с сестрой и своими глазами все увидел — они успокоились. Поставила себе цель — на курсе випассаны бросить курить.
И ура! Это случилось! Так получилось, что мои соседки приехали позже. Мы с ними увиделись уже вечером, когда наступило время тишины и познакомились только на девятый день, когда нам разрешили разговаривать — это было смешно.
Мы сказали друг другу: «Привет! Меня зовут….
10 дней молчания вдали от цивилизации: истории людей, которые прошли випассану
«» рассказывает, как появилась випассана, для чего ее применяют и как научиться практиковать випассану в домашних условиях. У нас есть многолетний опыт проведения ретритов випассана в разных регионах России и разных форматов, от 2х дневных ретритов до 10ти дневных. Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня. «» рассказывает, как появилась випассана, для чего ее применяют и как научиться практиковать випассану в домашних условиях. Новости Новости Екатеринбурга Новости РФ. Недавно мы получили письмо, в котором наша читательница рассказала о деятельности в России нового деструктивного культа – «Курсы медитации «Випассана».
Тихий дом. Зачем я десять дней молчала в лесу под Екатеринбургом
У нас есть многолетний опыт проведения ретритов випассана в разных регионах России и разных форматов, от 2х дневных ретритов до 10ти дневных. Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня. Випассана екатеринбург как добраться, випассана на русском языке в индии. 23-24 апреля 2024 года Екатеринбург вновь посетит преподаватель буддийского университета Гоманг Дацан Геше-лхарамба Чамба Тоньет. Курс випассаны в Екатеринбурге 2024 года будет проходить с 10 по 21 июня в центре медитации «Дхамма Сибирь». Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня. Новости випассаны – Telegram. Вернулась сегодня домой с майской випассаны «Погружение в тишину», проходившей в ретритном центре «Шанти». Новая напасть – курсы медитации «Випассана». В лесах под Екатеринбургом появился лагерь адептов бессловесной диеты. «Ничего не говори»: что такое випассана и почему ее стоит практиковать. Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня.
Молчание девчат. В лесах под Екатеринбургом появился лагерь адептов бессловесной диеты
У меня теперь есть план, но главное не врубаться резко в работу. Я три дня назад и сейчас - это совершенно два разных человека. Мой совет ехать и не думать сильно, это как раз и мешает. Виктор Касаткин Налоговый адвокат Ретрит - это такое спокойствие, которое основано на какой-то опоре. Опора - это медитация, которая здесь есть. Это очень хороший способ для того, чтобы перезагрузиться, поискать что-то в себе. Если вы хотите почувствовать спокойствие, потрогать его, ощутить, открыть что-то новое, сделать шаг на пути к себе - ретрит для вас. Алена Леонова Мама Могу сказать, что этот ретрит случился со мной как нельзя вовремя. Моя основная цель была - обнулиться. Здесь я сформулировала свое своевременное нужное намерение - решение выйти из глубокого кризиса и начать действовать в направлении создания нового образа себя. Сложно было начать медитировать, понять специфику этого состояния.
Многие люди, так или иначе, уже направляли меня к этому процессу, говорили, что это меняет жизнь. Я никак не могла самостоятельно это делать. Здесь, благодаря этой максимальной концентрации на этом процессе, я поняла, в чем суть. Анна Буршич Маркетолог Мои ожидания совпали с действительностью в том плане, что здесь оказалась действительно такая атмосфера, в которой можно отвлечься от всего, но при этом быть с людьми и не чувствовать себя в полнейшем одиночестве. Я люблю находится вдали от людей, но находится 3 дня в одиночку в закрытой комнате наверное было бы страшно. Здесь атмосфера, занятия,практики и люди дают все возможности, чтобы себя почувствовать лучше и открыть в себе что-то хорошее.
Куда именно и по какой траектории он движется, не имеет особого значения. Глаза все равно должны быть опущены, чтобы точно не отвлекаться на происходящее вокруг. В остальном правила все те же: просто наблюдать за процессом без каких-либо усилий. Подводные камни випассаны «Я поехала на випассану впервые около полугода назад. Попасть было непросто, я хотела именно в медитационный центр в Подмосковье. Желающих посетить его крайне много, поэтому пришлось вставать в семь утра, чтобы успеть зарегистрироваться на курс в первые минут десять. Но, как оказалось, это было не самое тяжелое испытание», — рассказывает 26-летняя Валерия из Москвы. Буквально с первых дней на ретрите для меня начался ад. Мне было сложно расстаться с телефоном, я постоянно переживала, что пропускаю все важное, что сейчас творится в мире. На утренних медитациях я практически все время спала, а затем в течение дня — сходила с ума от дискомфорта и боли в теле, а также от голода. Не нужно себя мучить. Важно понять, что даже у болевых ощущений корни, как правило, внутренние. Можно научиться разделять физическую и ментальную боль, — поясняет эксперт. Все ужасно болит". Учитель ответил: "Высшая цель йоги — это самадхи, просветление. А когда вы в самадхи, какая разница, что у вас с коленями? Не делать вид, что ее нет, не бороться с ней, а просто принять, признать и не реагировать Яна Мокееватренер по йоге и медитации Рекомендации для начинающих Чтобы негативного впечатления от випассаны было как можно меньше, Яна Мокеева рекомендует особое внимание обратить на подготовку. Например, сначала наблюдать за дыханием две минуты в день, потом три, постепенно увеличивать время», — советует эксперт. Випассана предполагает длительное сидение, но важно начинать с малого, тренировать так свое терпение. Практиковать минуты тишины или хотя бы отказаться на время от пустых разговоров. Нужно настроить все тело, и мозг, психику, чтобы они не «срикошетили» в срыв в дальнейшем Яна Мокееватренер по йоге и медитации По словам тренера по йоге и медитации, такая подготовка даст возможность проверить, как держатся мышцы спины, как реагируют на сидение колени, как быстро успокаиваются мысли. Но я хочу отметить, что йога начинается еще до коврика, — подчеркивает Яна Мокеева. Можно повизуализировать технику, тогда будет больше шансов, что тело воспримет практику с большей радостью, открытостью, не будет бунтовать. И в целом включится "коридорное" зрение: как если человек, который ищет квартиру, упорно везде видит объявления о недвижимости. Если мы настраиваемся на что-то, то повышаем шансы, что именно это мы и получим». Преимущества медитации випассана Випассана стала такой модной в последнее время не только потому, что духовность в целом остается в тренде, уверена эксперт. Дело в том, что она действительно приносит положительные результаты. Для чего полезна медитация випассана: улучшает психическое здоровье; повышает способность управлять эмоциями и стрессом; улучшает концентрацию и фокус; повышает уровень осознанности.
Были и беременные молодые женщины, и пожилые дамы, и, что особенно меня удивило, несколько семейных пар. В силу определенных стереотипов я ожидала увидеть там большое количество сверстников, увлеченных эзотерикой и поиском смысла жизни, но вместо этого встретила большое количество взрослых, состоявшихся людей. Всего на этот курс было зарегистрировано 68 женщин и 54 мужчины. Осенью прошло три практикума подряд мы попали на второй , и в этом году здесь, у нас, такие курсы проводиться не будут. Вера после молчания: каждому участнику тренинга выдается номер, согласно которому он занимает место в зале медитаций. Все сидят в одном порядке 10 дней. Но в силу психологических особенностей, скорей всего, тяжелее это дается женщинам, потому что им всегда хочется поделиться и разделить свои переживания с другими. В среднем обычно уходит 5—6 человек. Как правило, на второй, четвертый или шестой дни. После того как я уехала на зиму в Индию, мне кажется, они ничего не боятся. Хотя у бабушки, конечно же, была своя, криминальная, версия, что я буду проходить курс вербовки в ИГИЛ запрещенная в России организация, — прим. Можно сказать, 10 дней вы находитесь в тренажерном зале, только зал этот — для вашей головы. Этот опыт научил меня смотреть на многие вещи по-новому, у меня появилось внутреннее равновесие: постепенно замечаешь, как те ситуации, люди и эмоции, которые раньше выводили из себя или заставляли еще долго прокручивать произошедшее в голове, сожалеть и рефлексировать, перестают тебя волновать и хоть как-то цеплять. Ты просто перестаешь раздражаться и нервничать.
Можно оставить посильную сумму. Я сделала подношение учителю, заплатила за место, где жила. И поскольку монастырь расположен обособленно, магазина поблизости не было, то во время практики я посещала столовую с монахами. В конце своего пребывания в качестве благодарности я делала подношение и повару. Ну и еще, конечно, купила билеты, кажется, они обошлись около 400 долларов. Сейчас точно не вспомню, но, кажется, всего ушло около 1 200 долларов. В итоге я практиковала около двух с половиной недель. Потом приехал муж, и мы отправились к священным местам Непала. Сейчас у меня маленький ребенок, который почти все время со мной, поэтому я практикую в основном обычную медитацию и йогу, которую, думаю, тоже можно отнести к духовным практикам через тело. Постоянно наблюдаю за своими реакциями, анализирую их. Очень сложно в одно мгновение увидеть результат духовной практики. Не могу сказать, что после своего ретрита я познала смысл бытия. Этого не произошло мгновенно, но спустя время я начала собирать пазл и делать выводы. После возвращения в Россию со мной, конечно, происходили постепенные внутренние трансформации. Если вспомнить, какой я была до поездки в Непал, и сравнить со мной нынешней, то это совершенно разные люди. Например, раньше я считала, что дети не вписываются в жизнь человека, увлеченного внутренними практиками йоги. После практики в монастыре я поняла, что иметь детей — не страшно. Вскоре после ретрита я родила сына. Спустя 3-4 года в целом я начала относиться по-другому к себе, к своему телу, к окружающим. Для осознания произошедших изменений требуется время. Это мой личный опыт. У каждого он свой. Кстати, во время практики простираний я понимала, что у меня есть силы продолжать, но мой разум сопротивлялся и говорил: «Давай поспим, давай поедим, давай выпьем чай». И я отчетливо понимала, что не всегда осознанно принимала решения, а часто делала что-то по привычке. Это такое интересное осознание! Сейчас из каждого утюга говорят про осознанность, но насколько люди действительно понимают, что это такое? Одна из заповедей в буддизме гласит: «Не лгать и не клеветать». А еще меня впечатлили слова, не помню, от кого их услышала: «Требуется очень много сил на поддержание даже самой маленькой лжи». И я приняла решение не тратить на это силы, даже если возникает соблазн просто приукрасить какие-то факты. Тем более, что правда всегда побеждает. Ксения Задощенко, 28 лет Практика — семидневное голодание в оздоровительном центре на Алтае Потрачено — 37 тыс. И вот однажды я услышала, что для разгрузки и очищения организма применяют голодание. Некоторое время спустя моя подруга попробовала такое голодание и поделилась со мной ощущениями. Тогда я решила, что тоже смогу, и пару месяцев назад записалась в программу голодания в одном из оздоровительных центров Алтая. Программа была рассчитана на неделю, участие стоило 37 тысяч рублей. Перед поездкой я не искала информацию, больших ожиданий тоже не строила, только почему-то была уверена, что это пойдет мне на пользу. Когда спрашивают, как все прошло, отвечаю обычно с неохотой. Все люди разные и реагируют на подобные испытания по-разному. Лично у меня все было хорошо.