Соловецкое восстание.
Причины восстания
- 340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь — Русская вера
- Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов
- СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет
- Участники Соловецкого восстания
- Раскол: религиозное и социальное явление
- Соловецкий бунт в 1668 году: чем были недовольны монахи
Соловецкий бунт 1668 г.
Пошла совсем другая война. Мещеринов окружил монастырь земляными городками с пушками вокруг его стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе 1675-го к осаждавшим прибыло пополнение из 800 стрельцов, и общая численность войска составила порядка 1500 человек. В этот раз воевода решил не уходить на зимовку в острог, несмотря на холода, а продолжать осаду до победного. Но защитники Соловков отчаянно отстреливались и наносили его войску большие потери.
Им даже удалось сделать вылазку и завалить подкопы осаждавших. В начале января 1676 года Мещеринов предпринял еще один приступ к крепости. Однако и он был отбит, в ходе боя погибли 36 стрельцов. Осада опять затягивалась, но в этот раз совсем не из-за бездействия царских войск.
Наступила зима с суровыми северными холодами, исход войны был неясен, а над воеводой нависла угроза смертной казни за провал. Но судьбу осажденного Соловецкого монастыря решил тот фактор, что за историю человечества сдал врагу немало крепостей — предательство. Но сделать это нужно именно за час до рассвета, так как в это время идет смена караула, и на стене и башне остается всего по одному человеку. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь Темной снежной ночью 22 января 1676 года стрельцы, направляемые предателем, проникли в крепость и открыли ее ворота.
Восставшие проснулись и заметили опасность, но было уже поздно. Около 30 из них атаковали стрельцов, но погибли в неравном бою. Соловецкий монастырь пал. Долгая почти восьмилетняя осада, сравнимая с осадой Трои, наконец закончилась.
Официальных документов о том, сколько защитников монастыря погибло за время осады и было казнено после нее, нет. Известно, что к началу осады Соловков в крепости было около 700 монахов и мирян. За следующие 8 лет люди приходили в монастырь, уходили, умирали от болезней и погибали от ран. По некоторым оценкам, к концу осады восставших осталось около 400 человек.
А после штурма пришло время для расправ, после которых выжили лишь 14. Мещеринов с проигравшими не церемонился: «Воевода, яростью раскипев, смерти и различные казни уготовил. Повелел иных повесить за шеи, иных за ноги, иным междуреберья острым железом прорезав, подвесил на крюки, иным же зверосердечный мучитель связал ноги, и, прицепив к коням, безмилостиво влачил по льду и каменью, покуда души не испустят». Трупы казненных не зарыли, а просто забросали камнями.
Среди убитых был и настоятель монастыря архимандрит Никанор. Однако варварские расправы Ивана Мещеринова не остались без внимания со стороны центральной власти. Воеводу арестовали, обвинили в причиненных им насилиях и краже монастырской казны, и судили. По иронии судьбы, воевода стал первым ссыльным в тюрьме Соловецкого монастыря, который он сам взял и разорил недавно.
Так заканчивается эта история о старой вере, коррупции и мгновенной карме. В результате Соловецкого восстания монастырь, бывший до того одним из культурных центров русского севера, пришел в упадок. Бунтарский дух сопротивления власти покинул его стены, и Соловки окончательно стали ассоциироваться с тюрьмой, ссылкой и неволей. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало последним крупным мятежом вплоть до стрелецкого бунта 1682 года 1-я часть цикла о стрельцах.
А это означает, что пришло время подвести итоги всего «бунташного» цикла, затянувшегося вместе с прологом на целых 7 частей. XVII век был крайне интересной и двоякой эпохой в истории России. Это был век укрепления самодержавной власти, когда царь стал не только воплощением государственной власти, но и наместником Бога на земле, единолично творящим суд и расправу, ежедневно решая судьбы тысяч своих подданных. Но в то же время это была эпоха свободолюбивых бунтарей, не согласных с таким положением дел.
В течение года продолжалась осада, но серьезных попыток штурма не было. В конце сентября 1674 года рано начались морозы и Мещеринов отвел армию на зимовку в Сумский острог. За период зимовки численность стрельцов была увеличена в 2 раза. Теперь в штурме принимало участие порядка 1,5 тыс человек. Единодушного решения не было и Собор разделил монахов. В итоге все, кто решил продолжить мольбы за царя, были высланы из Соловков.
Следует дополнить, что первый «Черный Собор» в Соловецком монастыре прошел 28 сентября 1673 года. Тогда также было установлено, что Алексей Михайлович заблуждается, но молитвы помогут очистить его разум. К маю 1675 года вокруг Соловецкого монастыря было установлено 13 городков насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость. Начались штурмы, без успехов. С июля по октябрь из числа рождаемых погибло 32 человека и еще 80 получили ранения. Данных по потерям в царской армии нет.
Этот штурм показал Мещеринову, что Соловки захватить невозможно - настолько хорошо укреплена крепость. Решающую роль в дальнейших событиях сыграли перебежчики. Феоктист, которого изгнали из цитадели за желание продолжить молиться за царя-ирода, 18 января рассказал Мещеринову, что у Блой башни есть слабое место. В башне было окно сушилки, которое было заложено кирпичами. Если разбить кирпичную стену - можно легко проникнуть внутрь крепости. Штурм начался 1 февраля 1676 года.
Соловецкий монастырь Последствия и итога Предварительное следствие над монахами было проведено прямо в монастыре.
Решающую роль в победе правительственных войск сыграло предательство в январе 1676 г. В начале февраля группе стрельцов удалось проникнуть в монастырь и открыть ворота для остальной армии.
Затем последовала жестокая расправа над осажденными: часть восставших погибли в бою, 26 человек были казнены, остальных сослали в Заполярье, в Пустоозерский острог. Итоги восстания Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. Патриарх Иоаким, избранный в 1674 году, вел серьезную борьбу с раскольниками.
В своей борьбе он не раз обращался за помощью к властям. Согласно царскому указу от 1685 г. В ответ на это старообрядцы устроили новые массовые самосожжения и бежали не только в отдаленные уголки страны, но и за границу.
Замечание 1 Восстание было детально описано в старообрядческой литературе. Самая известная работа на эту тему — «Повесть отцов и жертв Соловецких и других за благочестие и законы и традиции Святой Церкви в настоящее время великодушно пострадаша» Семена Денисова, написанная в XVIII веке.
Здесь неизбежно должен был возникнуть и затем притягивать беглецов из центральной России, тем усиливаясь очаг сопротивления «Никоновым» реформам; так и случилось. Духовным и, отчасти, экономическим центром всего русского Севера был Соловецкий монастырь. Указ об изъятии старых книг и обязательном пользовании новыми, и сами новые книги, были посланы не только в Соловецкий, но во все русские монастыри и епархии для выполнения в каждом приходе. Он не мог, конечно, быть выполнен для чего требовалось напечатать очень много экземпляров книг быстро, но выполнялся по мере напечатания. Соловецкий монастырь, был, вероятно, в числе первых получателей этого указа и новых богослужебных книг. Очень долго Москва не реагировала на неповиновение знаменитой обители; это позволило монастырю развернуть по всему Северу для которого он был величайшей святыней и непререкаемым авторитетом пропаганду против книжных и обрядовых «исправлений». Преемник Ильи архим.
Варфоломей был поставлен в настоятели в Москве в 1660 г. В том же году «в монастырь приехал "на покой" бывший архимандрит Саввина-Сторожевского монастыря Никанор» [63, ч. На собор 1666 г. Варфоломей привез от своих монахов челобитную сам он осторожно ее не подписал против новых книг, что уже было вызовом Москве. Этот вызов, а также очевидная бесперспективность и опасность для царской политики дальнейшего замалчивания поведения монастыря — культурной и экономической столицы русского Севера — заставили царя и собор принять меры к ликвидации неповиновения. Некоторые монахи были вызваны в Москву для допроса, в том числе составитель первой соловецкой челобитной Герасим Фирсов; он был «сослан оттуда в Волоколамский монастырь» [122, с. В Соловки осенью 1666 г. Ярославского Спасского монастыря Сергий — с приказом отлучить от Церкви непокорных и пригрозить им жестокими царскими наказаниями. После диспута Сергия против архим.
Никанора и монастырского казначея и головщика Геронтия, монастырский собор постановил, что Никанор и Геронтий победили, доказав правоту старых обрядов и текстов и обличив неправоту новых книг, и отказался принять Сергия, а на угрозы ответил новой челобитной; в ней говорилось, что монахи, если их вынудят, оставят монастырь и уйдут в пустыню, но не покорятся. Требование Сергия и новгородского митр. Питирима будущего патриарха выдать сыскной комиссии старые книги из монастырского книгохранилища монахи выполнить тоже отказались, эти книги Сергию не показали и даже не назвали. Отказались и предоставить Сергию полный список насельников. Хитрово» [122, с. В 1667 г. Иосиф и послан в Соловки; его, как и Варфоломея, не приняли, а привезенные архимандритами 39 бочек вина и 15 бочек пива с медом «были вылиты в озеро» [122, с. Монахи послали в Москву новую челобитную, в которой было написано: «Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие»; цит. Предвидели ли и предчувствовали ли авторы этой челобитной, что скоро их просьба будет выполнена и перевыполнена?
В сентябре 1667 г.
Участники Соловецкого восстания
- Содержание
- 340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь
- «Бунташный век». Часть 6. Соловецкое восстание | Пикабу
- Хроника Соловецкого бунта
«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы!
период, когда произошло противостояние двух сторон церкви, с одной стороны сторонники старой веры, с другой сторонники церковной реформы Никона. За бунт против царя знаменитая мужская обитель была осаждена в 1668 году, однако прочность ее стен и крепость веры ее защитников долгое время оказывались сильнее монарших пушек. Соловецкое восстание вошло в историю как открытый акт неповиновения части духовенства проводимой в то время реформе православной церкви. В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание. На реформе церкви и получении неограниченной власти над верующими Никон не остановился: он выдвинул идею о первенстве церковной власти над властью светской и стал претендовать на роль соправителя царя, как некогда Филарет фактически правил государством при Михаиле. Восемь лет продолжалось «сидение» служителей Соловецкого монастыря, не желавших принимать церковную реформу патриарха Никона.
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ
Хозяин северного края: монастырь в осаде | Соловецкое восстание 23 июля 1667 года власти назначили настоятелем Соловецкого монастыря сторонника реформ Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. |
Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание (1668–1676) | Восемь лет продолжалось «сидение» служителей Соловецкого монастыря, не желавших принимать церковную реформу патриарха Никона. |
Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание: краткая история | Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году С. Милорадович, 1885. |
Соловецкое восстание — почему стрельцы устроили расправу над монахами?
Выступления против реформ Против петровских начинаний выступали многие церковные иерархи и рядовые священники. Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676 гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. Разумеется, навязанную сверху церковную реформу Романовская научная школа в качестве причины разгоревшихся конфликтов рассматривать не могла. Выступление старообрядцев явилось не только религиозным митингом, но и политическим протестом против власти Петра I. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году С. Милорадович, 1885.
Соловецкое восстание (1668–1676).
При этом всячески отводится внимание от простого факта - восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах. Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды.
Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек. Ход восстания 3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков.
Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов. В его подчинении было 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота.
Началось «сидение». План царской армии заключался в осаде крепости, чтобы защитники сами сдались. Волохов не мог штурмовать Соловецкий монастырь.
Крепость была хорошо укреплена и 112 человек для ее покорения было недостаточно. Отсюда и вялые события начала восстания. Монахи отсиживались в крепости, царская армия старалась организовать осаду, чтобы в крепости наступил голод.
В Соловках был большой запас продовольствия и местное население активно помогало монахом. Эта «вялая» осада продолжалась 4 года. В 1772 году Волохова заменил воевода Иевлев, в подчинении которого находилось 730 стрельцов.
Иевлев постарался ужесточить блокаду крепости, но результата не достиг. В 1673 году царь принимает решение - взять Соловецкий монастырь штурмом. Для этого: 1.
Командующим назначили Ивана Мещеринова, который прибыл к крепости через Белое море в начале осени 1673 года. При штурме дозволялось использовать любые военные приемы, как против иностранного врага. Каждому восставшему гарантировалось помилование, в случае добровольной сдачи.
В течение года продолжалась осада, но серьезных попыток штурма не было. В конце сентября 1674 года рано начались морозы и Мещеринов отвел армию на зимовку в Сумский острог. За период зимовки численность стрельцов была увеличена в 2 раза.
Теперь в штурме принимало участие порядка 1,5 тыс человек. Единодушного решения не было и Собор разделил монахов. В итоге все, кто решил продолжить мольбы за царя, были высланы из Соловков.
Следует дополнить, что первый «Черный Собор» в Соловецком монастыре прошел 28 сентября 1673 года. Тогда также было установлено, что Алексей Михайлович заблуждается, но молитвы помогут очистить его разум. К маю 1675 года вокруг Соловецкого монастыря было установлено 13 городков насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость.
Начались штурмы, без успехов.
В конце мая 1676 г. Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков батарей вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понес потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады.
Темной снежной ночью 1-го февраля 22-го января старого стиля , 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырех человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены. В монастыре, как считают современные историки, находилось от 300 до 500 человек. Началась расправа над християнами: «…иных пущих воров воевода Иван Мещеринов перевешал, а многих чернецов, выволоча за монастырь на губу, заморозил». В живых осталось 14 монахов.
К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Посреди Белого моря на Соловецких островах находится одноименный монастырь. На Руси он прославлен не только, как величайший среди монастырей, поддерживающих старые обряды. Благодаря сильному вооружению и надежному укреплению Соловецкий монастырь во второй половине 17 века стал важнейшим постом для военных, отражающих атаки шведских захватчиков. Местные жители не оставались в стороне, постоянно поставляя его послушникам провиант.
Знаменит Соловецкий монастырь и иным событием. В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года. В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор.
Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество. Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений. До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю. Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки.
Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния. Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах. Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены. И лишь после продолжительных штурмов, многочисленных потерь и доклада перебежчика, который указал неизвестный до тех пор вход в крепость, полки наконец заняли ее.
Отметим, что на тот момент на территории монастыря осталось очень мало бунтующих, а тюрьма была уже пуста. Предводители мятежа в количестве примерно 3 десятков человек, старавшихся сохранить старые устои, были немедленно казнены, другие монахи сосланы в остроги. Как итог, Соловецкий монастырь - теперь лоно новообрядчества, а его послушники - исправные никониане. Оцените новость В период 50-х и 60-х годов XVII века предстоятелем Русской православной церкви патриархом Никоном и государем Алексеем Михайловичем активно проводилась в жизнь церковная реформа, направленная на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью приведения их в соответствие с греческими образцами. Несмотря на её целесообразность, реформа вызвала протест в значительной части общества и послужила причиной церковного раскола, последствия которого ощущаются и поныне. Одним из проявления народного непокорства стало восстание монахов обители, вошедшее в историю как Великое Соловецкое сидение. Монахи, ставшие воинами В первой половине XV века на Соловецких островах в Белом море святыми Савватием и Зосимой их икона открывает статью был основан монастырь, ставший со временем не только крупным духовным центром Севера России, но и мощным форпостом на пути шведской экспансии.
Ввиду этого были предприняты меры по его укреплению и созданию условий, позволявших защитникам выдерживать длительную осаду. Все насельники монастыря имели определённый навык ведения боевых действий, при которых каждый из них по тревоге занимал определённое, предназначенное ему место на стенах крепости и у башенных бойниц. Кроме того, в подвалах обители хранился большой запас зерна и различных солений, рассчитанный на тот случай, если у осаждённых прервётся связь с внешним миром. Непокорные иноки Начало конфликта, вылившегося затем в вооружённое противостояние, относится к 1657 году, когда в монастырь доставили присланные из Москвы новые богослужебные книги. Несмотря на повеление патриарха немедленно ввести их в употребление, совет соборных старцев постановил считать новые книги еретическими, опечатав, убрать с глаз долой, и продолжать молиться так, как это было заведено исстари. Благодаря удалённости от столицы и отсутствию в те времена средств коммуникации подобная дерзость сходила монахам с рук довольно долгое время. Важным событием, обусловившим неизбежность в будущем Соловецкого сидения, стал Большой Московский собор 1667 года, на котором были преданы анафеме, то есть отлучены от церкви, все, не пожелавшие принять реформу патриарха Никона и объявленные в результате этого раскольниками.
К их числу принадлежали и строптивые монахи с островов Белого моря. Начало вооружённого противостояния Тогда же для и их вразумления и наведения порядка в Соловецкий монастырь прибыл новый, лояльный патриарху и государю настоятель архимандрит Иосиф. Однако решением общего собрания братии он не только не был допущен к правлению, но и весьма бесцеремонно выдворен из обители. Отказ от принятия реформы, а затем изгнание патриаршего ставленника власти восприняли как открытый бунт и поспешили принять надлежащие меры. По приказу царя для подавления восстания было послано стрелецкое войско под командованием воеводы Игнатия Волохова. На островах оно высадилось 22 июня 1668 года. Соловецкое сидение началось с попытки государевых слуг проникнуть на территорию монастыря и решительного отпора со стороны иноков.
Убедившись в невозможности быстрой победы, стрельцы организовали осаду непокорной обители, представлявшей собой, как уже говорилось выше, хорошо защищённую крепость, построенную по всем правилам фортификации. Начальный этап конфликта Соловецкое сидение, продолжавшееся почти 8 лет, в первые годы лишь изредка было отмечено активными боевыми действиями, поскольку правительство ещё надеялось разрешить конфликт мирным путём, или, по крайней мере, наименьшим кровопролитием. В летние месяцы стрельцы высаживались на островах и, не пытаясь проникнуть внутрь монастыря, старались лишь блокировать его от внешнего мира и прервать связь насельников с материком. С наступлением же зимы они оставляли свои позиции и в большинстве своём распускались по домам. Благодаря тому, что в зимние месяцы никакой изоляции от внешнего мира у защитников монастыря не было, их ряды регулярно пополнялись за счёт беглых крестьян и оставшихся в живых участников восстания под предводительством Степана Разина. Как те, так и другие открыто сочувствовали антиправительственному выступлению монахов и охотно к ним присоединялись.
Его вез архимандрит Спасо-Ярославского монастыря Сергий.
О нем в. Жизнеописании патриарха Никона» И. Шушерин пишет: «Сергий был муж гордый якоже древний фараон, и велеречивый ». Поэтому он не только не смог умирить Соловецкую братию, но и даже усилил смуту. Когда в Преображенском храме он зачитал братии царский указ и наказ освященного Собора раздались крики: «мы указу великого государя послушны и во всем ему повинуемся, а повеления о Символе веры, о сложении трех перстов для крестного знамения, о трегубой аллилуйе, о молитве "Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас" и о новоисправленных печатных книгах не приемлем, и слышать не хочем, и готовы все пострадать единодушно». Тут бывший архимандрит Саввы Сторожевского монастыря Никанор, подняв высоко руку со сложенными тремя перстами, стал говорить, что учение о сложении трех перстов для крестного знамения есть предание латинское, что это печать антихристова и что он готов ехать в Москву и за всех пострадать. Поднялся неистовый крик.
Архимандрит Сергий едва уговорил братию выбрать кого-нибудь, с кем можно было бы говорить благочинно о деле. Братия указали на черного попа Геронтия, который, не участвуя в борьбе за власть в монастыре, твердо придерживался старых обрядов. Тот сразу стал приводить известные и опровергнутые уже в Москве мнения раскольников: зачем отняли «Сына Божия» в молитве «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» и про аллилуйя трижды. Опять поднялся шум. На вопросы архимандрита Сергия, считают ли они царя и Собор православными и благочестивыми, соловчане отвечали утвердительно, но повеление Собора принимать отказывались: «Повеления их не хулим, но новых веры и учения не принимаем, держимся предания Святых чудотворцев и за их предание все готовы умереть охотно ». Единственным результатом приезда архимандрита Сергия была Увезенная им «Скаска» и посланная челобитная вторая, сентябрь 1666 года , которую первым подписал архимандрит Никанор, затем братия и миряне. Они во всем обещали покориться царской власти, просили лишь: «не вели, государь, ему священноархимандриту Сергию, прародителей твоих государевых, благоверных царей и благочестивых великих князей, и начальников наших великих чудотворцев, преподобных и богоносных отец Зосимы, и Савватия, и Германа, и преосвященного Филиппа, митрополита Московского и всея Руси предания нарушать» и вновь жаловались на архимандрита Варфоломея и просили поставить Никанора.
Первоначально московские церковные и светские власти пытались разрешить конфликт мирным путем: вызванного в Москву в том же феврале 1667 г. Никанора встретили как архимандрита, он отказался от прежних взглядов, однако притворно, т. Архимандритом же назначили Иосифа, «келейного брата» и единомышленника Варфоломея. Когда Иосиф вместе с архимандритами Варфоломеем для сдачи и приема дел и Никанором которому было определено «здесь жить на покое» прибыли к Заяцкому острову, в монастыре был Собор, принимать ли архимандритов. И решили принять с честью и радостию, если «по-старому учнут служить, а буде ли станет служить по-новому, и нам де он, архимандрит Иосиф, в монастыре не надобен... Архимандрит Иосиф не отступил от позиции Собора хотя имел основания даже опасаться за свою жизнь , поэтому под благословение к нему не подходили — даже его бывший духовный сын Геронтий, выбранный к тому времени казначеем. Архимандрит Иосиф пытался братию вразумить, чтобы они послушались указа Великого Государя и Вселенских Патриархов, но казначей и вся братия с великим шумом ему отказали: «нам де ты архимандрит не надобен, сиди де в келии».
Архимандрит Никанор, выждав в Архангельске, пока без него, хотя и по его письму, будет отвергнут архимандрит Иосиф, 20 сентября прибыл в монастырь. Он объявил, что ему по-прежнему велено быть в монастыре на покое, о своем покаянии перед Собором и о послушании Соловецкой братии Собору ничего не сказал. Сказал, что клобук «рогатый» на него надели силой. А когда братия напомнили, что в Москву его посылали, «чтоб ты Великому Государю заступник смел за нас стоял, а ты к нам что привез, неведомо умом », он отвечал: «Сами де поедете к Москве и про то отведаете ». Весной 1668 г. В ответ монастырь «заперся », что было началом его «сидения ». По-видимому, в первый период царь Алексей Михайлович надеялся взять монастырь измором и устрашением, блокировав доставку продовольствия и других необходимых запасов, однако ее полному осуществлению препятствовали и природные условия, и связи монастыря с населением, оказывавшим поддержку прежде всего доставкой продовольствия.
Волохову помимо блокады вменялось «промышлять над непослушниками, смотря по тамошнему делу, всякими мерами ». Однако с теми силами, которыми располагал И. Волохов, «промышлять » над неприступной островной крепостью нечего было и думать. Даже организация полной блокады островов оказалась делом невозможным. Осажденные не утратили связи с внешним миром: на Анзере покупали рыбу, Кемляне доставляли в обитель масло, привозили продукты крестьяне многих других волостей. Восставшие пользовались авторитетом, сочувствием и поддержкой поморского населения. На них смотрели как на «сидельцев за Христово имя и Спасительный Крест ».
Численно среди сидельцев преобладали бельцы - более четырех сотен московских стрельцов и донских казаков, и боярских беглых холопей, и крестьян, были разных государств иноземцы - «свийские немцы, и поляки, и турки, и татаровя». Да «в разиновщину» пришли «многие капитоны, чернцы и бельцы из понизовых городов ». В монастыре, по словам старца Пахомия, «всякому злу корень собрались ». Очевидно, бельцы играли заметную роль в руководстве восстанием: перебежчики называли царским следователям имена «мирских пущих завотчиков » — Исачко Воронина, Хрисанфко Бороду, Сашко Васильева, Коземку Вараксу, Никифора Камышина, Коземку Хромого, прибывших «из Разина полку» Фадейку Кожевникова, Ивашку Сарафанова и других. Надо думать, не без участия этих искушенных в военном деле бельцов была организована караульная служба, налажено обучение сидельцев огневому бою, устроены окопы и земляной вал перед Никольской башней, надрублены раскаты деревянные стены на сушиле и проч. Однако и монахам военное ремесло было «за обычей ». Невежественность мятежников особенно проявилась 7 марта 1669 года, когда они изорвали и сожгли более двухсот книг, а на оставшихся сделали раскольничьи приписки.
Неповрежденными сохранились «Лавсаик», который читал преподобный Зосима, и в котором молитва Иисусова была написана так, как её повелевает творить Святая Церковь: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас»; и часослов, принадлежавший Святителю Филиппу, в котором предписывалось троекратно говорить «аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». Позиция сидельцев — и бельцов, и монахов — была однозначной: «Мы, — заявляли они, — по новоисправленным книгам петь и говорить отнюдь не хотим и за то де мы хотим помереть все единодушно ». Весьма сильными среди восставших были антиправительственные настроения. Уже упоминавшийся старец Пахомий на допросах показывал: «воры де называют Соловецкий монастырь своим монастырем, а Великого Государя землю называют только по монастырь ». И «остров де наш », говорили восставшие, а «не Великого Государя ». Действия Игнатия Волохова на протяжении 1668—1671 годов едва ли можно квалифицировать как осаду монастыря. Лето 1668 года было посвящено стоянию на Заяцком острове; точно так же прошло и лето 1669 года.
Приготовляясь к длительному сопротивлению, мятежники в июле 1669 года выслали из монастыря содержавшихся там в заключении: греческого митрополита Макария, чернеца Герасима, попа Козьму, чернеца Иова Салтыкова, сына боярского Осипа Пирюгина. В июне 1670 года под монастырем произошла стычка, во время которой был убит один стрелец и двое ранены; потери восставших — трое убитых и двое раненых. На следующее лето военных действий вообще не было. Гораздо больше Волохова занимало выяснение отношений с архимандритом Иосифом. Стряпчий и настоятель слали в Москву доносы друг на друга. Волохов писал, что у Иосифа к правительству «малая правда», что он в осажденный монастырь отправляет тайно «воровские письма », что состоящие при нем монахи — все бражники, пьяные ходят по деревням и Государевы запасы «на воровство» приносят бабам и т. Иосиф в свою очередь отписывал, что Волохов «над соловецкими мятежниками промыслу никакого не чинит », все время проводит в Сумском остроге, разоряет «для своей корысти » монастырских крестьян, грозит оклеветать «огласить напрасно » перед Государем архимандрита и т.
В Москве не знали, кому и верить. В конце концов дошло до безобразия: 16 марта 1672 года во время обедни приключилась драка — Волохов в церкви принародно архимандрита Иосифа «бил и за бороду драл и, оковав, держал в тюрьме многое время ». Правительство вынуждено было обоих отозвать в Москву. Рабочеостровск Лето 1673 года также не принесло К. Иевлеву сколько-нибудь заметного успеха. Больше того, двинские стрельцы учинили бунт, едва не прибив своего начальника, посылавшего ратных людей на приступы без боевого запаса, от чего ратные люди несли большие потери.
Вскоре внутри Соловецкого монастыря начался раздор: одни монахи настаивали, что следует продолжать молиться за царя Алексея Михайловича, другие же считали правителя иродом, недостойным молитвы.
Из-за этих разногласий несколько мятежников покинули крепость и стали на сторону Мещеринова. Предательство и конец осады К 1675 году число стрельцов значительно увеличилось, а воевода Мещеринов усилил свои попытки усмирить мятежников, однако все они вновь оказались тщетными. Тогда из Соловецкого монастыря к царским войскам пришел чернец Феоктист, предавших своих товарищей. Феоктист взялся отвести отряд стрельцов внутрь крепости. В ночь на 22 января 1676 года 50 стрельцов вместе с соловецким предателем проникли в монастырь через заложенное кирпичами окно под сушилом у Белой башни. Царские войска начали расправу над восставшими. Исследователи старообрядчества Елена Юхименко и Наталья Понырко пишут: В настоящее время мы не располагаем достаточными сведениями, чтобы указать точное число казненных, но факт многочисленных и жестоких казней, надолго сохранившийся в народной памяти, не вызывает сомнений.
Согласно проведенной в сентябре 1668 года переписи, в самом начале осады в Соловецком монастыре было около 670—700 человек, к концу «сидения» в обители, по одним сведениям, оставалось 300 человек, по другим — 500 следует принимать во внимание и потери среди осажденных, и случавшиеся перебежки. После захвата монастыря, к июню 1676 года, когда Мещеринов подавал «роспись» новоприсланному архимандриту Макарию, в живых значилось лишь 14 чернецов, взятых в монастыре. По старообрядческим источникам, в монастыре погибло от 300 до 500 человек; 500 соловлян, пострадавших за старую веру, поминаются в старообрядческом синодике. После 1676 года монастырь был заселен новой братией, составленной из иноков разных русских обителей. Современники писали, что кровожадный Мещеринов «увесил трупами монахов все деревья вокруг монастыря».
Соловецкое сидение (восстание)
Лидером повстанцев стал архимандрит Никанор. Сначала Волохов отправил монахам посланца, но переговоров не получилось. При попытке войти в монастырь силой, он был встречен пушечными выстрелами. В первые годы осада шла медленно. В летние месяцы его осаждал небольшой отряд царских войск. Основной их задачей было прервать сообщение монастыря с материком. Зимой участники осады, в основном стрельцы, расходились по домам или несли службу в Сумском острое на территории современной Карелии.
Так прошло четыре года и в 1672 году на место стряпчего Игнатия Волохова прибыл более высокий чин из служилых людей — воевода Иевлев. Численность подчиненных ему войск превысила 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 года включительно. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога — Иван Мещеринов.
Важно понимать, что Соловецкое восстание не было спонтанным актом; оно стало итогом долгих лет недовольства и разногласий. Кто стоял во главе восстания Во главе Соловецкого восстания стоял архимандрит Авраамий. Он был ключевой фигурой в событиях, которые развернулись на Соловецких островах в 1668 году, когда монашеское сообщество Соловецкого монастыря вступило в открытое противостояние с церковными реформами патриарха Никона. Авраамий и его сторонники отказались признать нововведения, воспринимая их как измену основам православной веры. Это привело к длительной осаде монастыря, которая продолжалась несколько лет и вошла в историю как Соловецкое сидение.
Причины восстания старообрядцев: глубинный анализ Соловецкое восстание причины его возникновения зародились задолго до событий 1668 года.
Монастырь жил не размеренной и ленивой жизнью, как это может представиться многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в жизнь государства и социальные процессы русского Севера. Сопротивление никоновским реформам было лишь поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины. Недовольные люди примкнули к старой вере, так как старообрядчество было явлением антиправительственным и направлено против господствующей церкви. Вооруженное сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря церковным реформам патриарха Никона в 1668-1676 годах. Соловецкое восстание занимает важное место в ранней истории старообрядческого движения. В данном случае религиозное выступление вылилось в длительную и открытую борьбу с государственной властью. Кроме того, восстание показало неоднозначность социального содержания раскола, так как монастырское население включало в себя не только монахов, но и беглых крестьян, посадских людей, казаков, стрельцов.
Сам же являлся крупнейшим феодальным собственником на Севере Московского государства. Предыстория восстания В 1657 году соловецкие монахи во главе с архимандритом Ильей отказалась принять новые богослужебные книги. В 1663 году уже при новом архимандрите - Варфоломее - братия подтвердила свое решение. Это привело к тому, что данный вопрос разбирался на Церковном соборе 1666-1667 годов. Собор постановил прислать в обитель нового архимандрита - Сергия. Но монахи не приняли его, после чего Сергий покинул Соловки. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель , сосланный на Соловки на покой, активный сторонник старообрядцев Никанор. Идейным же вождем восстания являлся казначей обители старец Геронтий.
В 1667 году иноки послали царю 1645-1676 челобитную, в которой отказывались принять реформы, не желая оставлять, по их убеждению, истинную православную веру, и выражали готовность открыто сражаться за нее с властью. Ответом на челобитную стал царский указ, по которому были конфискованы вотчины и промыслы монастыря на побережье. Ход восстания В 1668 году события стали ускоренно развиваться. Так, в мае на Соловки было послано стрелецкое войско. Началась осада монастыря, продлившаяся восемь лет. По воеводской отписке, численность и состав осажденных в 1674 году составлял свыше четырехсот монахов и мирян. Также восставших поддерживали жители Поморья, доставлявшие в обитель припасы. В первые годы осада шла довольно слабо, так как власть надеялась на мирное разрешение конфликта.
Но в 1673 году стрельцам был дан приказ начать активные боевые действия. При этом стрелецкое войско постоянно увеличивалось. Со стороны же осажденных инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Важным изменением стало также то, что в 1675 году монахи перестали молиться за царя, хотя первые годы осады делали это. Мирный исход стал невозможен. Военные действия постепенно ужесточались. Решающую же роль в победе правительственных войск сыграло предательство монаха-перебежчика - чернеца Феоктиста - в январе 1676 года сообщившему главе стрельцов Ивану Мещеринову, как проникнуть в монастырь. В начале февраля группе стрельцов удалось пробраться в обитель и открыть ворота для остальной части войска.
За этим последовала жестокая расправа над осажденными. По старообрядческим источникам, погибло от трехсот до пятисот человек. Последующие события Соловецкое восстание показало, что старообрядцы могут организованно выступать против правительства. Избранный в 1674 году патриарх Иоаким повел серьезную борьбу с раскольниками. В этом патриарх постоянно прибегал к помощи государственной власти. По царскому указу 1685 года старообрядцев надлежало жечь в срубе за хулу на церковь и уговоры к самосожжению; казнить перекрещивающихся в старую веру; бить кнутом тайных раскольников и тех, кто их укрывает; конфисковать имения казненных и ссыльных. В ответ на это старообрядцы совершали новые массовые «гари» и бежали не только в отдаленные места страны, но и за границу. Соловецкое восстание в культуре Восстание нашло большое отражение в старообрядческой литературе.
Самым известным трудом на эту тему является «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее время великодушно пострадаша» Семена Денисова, написанная в XVIII веке. В Русской Православной Старообрядческой церкви 29 января 11 февраля совершается память великомучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших. Одним из наиболее значимых событий 17 в. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение. В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть.
Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.
К вопросу о единообразии православных книг, используемых в Русском государстве, вернулись в правление Алексея Михайловича. Развитие книгопечатания в стране позволяло быстро править тексты, но нужно было решить, что брать за образец для исправления — древнерусские книги или греческие оригиналы. Одни считали, что богословие и обряды нужно исправлять на основе греческих источников.
Этой идеи придерживался и сам царь Алексей Михайлович. Другие, в том числе патриарх Иосиф, утверждали, что раз Византию завоевали турки, значит, к грекам нет доверия. К тому же после падения Византии православная греческая литература печаталась в католической Италии. Портрет патриарха Никона с клиром. Постепенно вокруг Алексея Михайловича сложился круг лиц преимущественно духовного звания, которые называли себя «ревнителями древнего благочестия». В эту группу входили: боярин Фёдор Михайлович Ртищев, архимандрит Никон 1605—1681 , протопоп Аввакум 1620—1682 и другие.
Участники кружка так и не сумели достичь согласия между собой в вопросе реформирования церковной жизни. Аввакум считал, что России следует опираться на старые традиции, отказаться от иностранного влияния и изолироваться от остального мира. Никон, а также Алексей Михайлович и его приближённые, наоборот, придерживались мнения, что возвышения не достичь без опоры на знания и опыт других народов и государств. Протопоп Аввакум Реформа патриарха Никона Новгородский митрополит Никон, которому покровительствовал царь Алексей Михайлович, в 1652 г. В 1653—1655 гг. По новым правилам верующим следовало креститься тремя пальцами вместо двух.
Земные поклоны, при которых человек припадал всем телом к земле, заменялись поясными, а крестные ходы — торжественное церковное шествие — проводились в обратном направлении, против солнца. Кроме того, вводилось троекратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» вместо двукратного и иначе стало писаться имя Христа — Иисус вместо Исус. Богословские книги и иконы, которые были написаны не по греческим образцам, уничтожались. Многие верующие восприняли реформу Никона как нарушение правильных церковных традиций и богохульство, ведь греческая церковь запятнала себя в 1439 г. Тем не менее Церковный собор, созванный в 1654 г. Отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем испортились, так как царь не желал делить ни с кем свою власть.
Государь перестал приглашать патриарха на государственные приёмы, а сам не посещал патриаршие богослужения в Успенском соборе.
Соловецкое восстание — почему стрельцы устроили расправу над монахами?
Перед Пасхой 1658 года все священники подписали отказ от новых служебников. А 8 июля того же года отказ от новых книг был закреплен и в приговоре общего монастырского Собора: «Тех служебников не принять и по них не служить». Это был открытый протест против церковной реформы, продолжавшийся около двадцати лет. Но все эти годы соловецкая братия жила в относительном спокойствии: Москва не досаждала отдаленным островам. В 1659 году, по смерти архимандрита Илии, настоятелем монастыря по выбору братии стал старец Варфоломей. Он низложил реформатора Никона, но вместе с тем проклял старые церковные обряды и их приверженцев. Но правительство только отчасти удовлетворило их просьбу: новым архимандритом был поставлен не Никанор, а Иосиф, начальник Соловецкого подворья в Москве. Он, как и Варфоломей, отрекся от старообрядчества на том же Соборе. Иосиф и Варфоломей прибыли на Соловки 14 сентября 1667 года, приведя с собою ладью, груженую бочками с вином, медом и пивом. А 21 сентября на Соловки вернулся архимандрит Никанор.
В Москве под угрозой казни его вынудили покориться церковной реформе и насильно заставили надеть иноческий клобук нового образца. Однако, вернувшись на Соловки, Никанор принес перед братией покаяние за свое отступление от старообрядчества, был прощен и занял пост фактического настоятеля монастыря, став духовным руководителем братии. Кирилл Киселев «Раскол» Повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев и вси благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Савватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу. И вели, государь, на нас свой царский меч прислать, и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие. А мы тебе, великому государю, не противны. Ей, государь, от всея души у тебя, великого государя, милости о сем просим и вси с покаянием и с восприятием на себя великого ангельского чину на той смертный час готовы». Это был открытый вызов, и ответ не заставил себя долго ждать. Началась восьмилетняя осада обители. Ни к чему не привела и осада обители, поэтому летом 1672 года Волохов был сменен сотником московских стрельцов Климентом Иевлевым.
Орест Ботехин «Опричнина», 1999 год Сотник действовал более жестко, сжег все хозяйственные постройки за пределами монастырской ограды, но штурмовать обитель не решился, поэтому в сентябре 1673 года Иевлева сменил третий военачальник - стольник и воевода Иван Мещеринов, получивший приказ взять обитель всеми доступными средствами под угрозой смертной казни. Но взять Соловецкую обитель, лучшую русскую крепость того времени, было не так-то просто: крепкие ворота, толстые стены, высокие башни, а на башнях - голландские пушки. Рассказывали, что «Никанор по башням ходит беспрестанно, и пушки кадит, и водою кропит, и им говорит: матушки-де мои галаночки, надежда-де у нас на вас, вы-де нас обороните». Победу Мещеринову принесло предательство: 9 ноября 1675 года из монастыря в воеводский лагерь пробрался чернец Феоктист, не выдержавший длительной осады. Феоктист взялся провести отряд стрельцов потайным ходом внутрь обители. Лубок XIX века В ночь на 22 января 1676 года под покровом снежной бури отряд майора Степана Келина проник в обитель потайным ходом, выворотив ломами кирпичи в наспех замурованном окне в одной из башен. Перебив полусонных стражей, стрельцы открыли монастырские ворота. В обитель ворвалось царское войско во главес воеводой. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь Начался ночной бой, неравный и скоротечный.
Старообрядческий писатель Семен Денисов в «Истории об отцах и страдальцах соловецких» подробно рассказывает о мученической гибели непокорных. Первым воевода вызвал на допрос сотника Самко Самуила Васильева, организовавшего оборону обители. Сотник вызывал особую ненависть воеводы, ведь именно умелая оборона привела к большим потерям среди стрельцов. Лубок Вторым на страшный суд Мещеринова предстал архимандрит Никанор. От старости и многолетних молитвенных подвигов Никанор сам не мог идти, поэтому воины привезли его к воеводе на маленьких саночках. Мещеринов начал допрос: «Скажи мне, Никанор, чего ради противились государю? На эту брань Никанор тихо отвечал: «Что величаешься,что превозносишься? Не боюсь тебя, ибо и душу самодержца имею в своей руке! Бил до тех пор,пока не выбил старцу зубы.
Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими. Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви. Реализация реформы Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 - 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем: 1.
Крещение тремя перстами вместо двух. Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше. Внесены изменения религиозные книги и иконы. Введено понятие "православие". Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием.
Теперь вместо "Исус" писалось "Иисус". Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом. Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.
Реакция народа на церковный раскол Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили — а так множество раз.
Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата. К чему привела реформа?
Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь - привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы: Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком. Соловецкое восстание Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. Часто это восстание называют «сидением», поскольку монахи удерживали Соловецкий монастырь, прося царя образумиться и отменить реформы.
Иноки спохватились слишком поздно. Многие защитники погибли в неравном бою. За последний год осады в старообрядческой обители находилось не менее 500 человек. В живых Мещеринов оставил только 60. Предводители восстания Никанор и Самко были казнены.
Эта же участь ждала и многих других ярых бунтарей. Остальных отправили в ссылку. Правда, некоторым удалось бежать в Поморье. Там они начали распространять свои мятежные идеи и прославлять участников Соловецкого восстания. А знаменитая твердыня перестала быть оплотом старообрядчества.
Долгие годы она страдала от жестоких репрессий. Основные строения были разрушены, казна разграблена, поля опустошены, скот уничтожен. В монастыре еще долго находился отряд стрелков. Какая участь ждала Мещеринова? Его обвинили в краже монастырского имущества.
История сыграла с ним жестокую шутку: его, покорителя Соловецкого восстания, отправили в заключение в Соловецкую тюрьму. Освобожден он был лишь в 1670 году. Спустя годы Петр I несколько раз посетил это место, что можно расценивать как окончательное прощение непокорного Соловецкого монастыря. Однако один из самых важных религиозных центров России пришел в упадок и навсегда потерял дух непокорности. Стать на ноги ему удалось только в конце XIX столетия.
Соловецкий монастырь фото Прокудин-Горский Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676 гг. Братия монастыря не признала нововведения. Из Москвы на Соловки были присланы «новопечатные» богослужебные книги. Старый и уже немощный архимандрит Илия 10 октября 1657 г. Желая использовать все мирные возможности для разрешения конфликта, иноки послали царю Алексею несколько «Челобитных о вере» и отказались принять никониянского игумена Иосифа в «рогатом клобуке».
Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже, чтобы наказать непокорных, царь Алексей отправил на Соловки стряпчего Игнатия Волохова. В соответствии с царским указом 3 мая 1668 г. Волохов взял в Архангельском городе 100 стрельцов и 22 июня 1668 г. Ц арские полки приступили к осаде монастыря.
Монахи заперлись в крепости. Стрелецкое войско стояло летом на Заяцком острове, зимой отъезжало в Сумской острог. В течение 4-х лет Волохов безуспешно осаждал непокорный монастырь и, наконец, был отозван 27 июня 1672 г. Его сменил сотник московских стрельцов Климент Ивлев назначен 3 апреля 1672 г. К 100 архангельским, холмогорским и 125 сумским и кемским стрельцам прибавлено 500 двинских.
Как и его предшественник, Ивлев зимой находился в Сумском остроге, летом высаживался на Соловецкий остров. Вокруг монастырской крепости были возведены земляные укрепления для обстрела обители. Существенных успехов Ивлев не добился. Положение изменилось с назначением нового воеводы И. Мещеринова 6 сентября 1673 г.
Под его командованием было 600 архангельских и холмогорских и 125 сумских и кемских стрельцов; в августе пришло пополнение — 250 двинских и 50 вологодских стрельцов. Через год посланы на Соловки «в прибавку» 300 кольских, 100 великоустюжских и 110 холмогорских стрельцов. Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам. Такое положение сохранялось вплоть до 1674 г.
К 1674 г. Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий. Весной 1674 г.
До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царем было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 г. Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог.
До конца 1674 г. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму. Летом 1675 г. Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были. Выполняя приказ царя, воевода остался на зиму около Соловецкой крепости.
Выстроены раскаты и городки. Сделаны подкопы под Белую, Никольскую и Квасоваренную башни. Выход в море из Глубокой губы перегорожен 14 брусами на цепях. Но несмотря на усилия Мещеринова попытка взять крепость приступом 23 декабря 1676 г. В конце мая 1676 г.
Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков батарей вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов.
Зато обходясь без священников и церковной службы, северный народ больше молился и читал дома и в многочисленных часовнях, в том числе и готовясь по особому чину к причастию, и причащаясь запасными дарами. Мiряне, в среднем и в общем, были, поэтому, на Севере грамотнее и начитаннее, чем где-либо в России, лучше знали богослужебные книги, чаще ими пользовались и болезненнее восприняли их перемену; то же можно утверждать и о местном иночестве, происходящем, естественно, из местного же простонародья, как, например, инок Епифаний.
К тому же изъять из родной среды непокорного священника или монаха связанного, как правило, с местным населением узами родства и заменить его на присланного из Москвы его послушного коллегу было на русском Севере как в Сибири, и как, и даже еще более, в казачестве очень нелегко, почти невозможно. Да и московские коллеги, естественно, не всегда оказывались настолько послушными, чтобы ехать в край лютых морозов зимой, лютых комаров летом и враждебного, почти сплошь старообрядческого населения, от которого нельзя было ожидать больших доходов, но можно было — больших неприятностей. Эти ожидания сбывались, поэтому не всегда им хватало терпения и послушания надолго здесь задерживаться. Здесь неизбежно должен был возникнуть и затем притягивать беглецов из центральной России, тем усиливаясь очаг сопротивления «Никоновым» реформам; так и случилось. Духовным и, отчасти, экономическим центром всего русского Севера был Соловецкий монастырь.
Указ об изъятии старых книг и обязательном пользовании новыми, и сами новые книги, были посланы не только в Соловецкий, но во все русские монастыри и епархии для выполнения в каждом приходе. Он не мог, конечно, быть выполнен для чего требовалось напечатать очень много экземпляров книг быстро, но выполнялся по мере напечатания. Соловецкий монастырь, был, вероятно, в числе первых получателей этого указа и новых богослужебных книг. Очень долго Москва не реагировала на неповиновение знаменитой обители; это позволило монастырю развернуть по всему Северу для которого он был величайшей святыней и непререкаемым авторитетом пропаганду против книжных и обрядовых «исправлений». Преемник Ильи архим.
Варфоломей был поставлен в настоятели в Москве в 1660 г. В том же году «в монастырь приехал "на покой" бывший архимандрит Саввина-Сторожевского монастыря Никанор» [63, ч. На собор 1666 г. Варфоломей привез от своих монахов челобитную сам он осторожно ее не подписал против новых книг, что уже было вызовом Москве. Этот вызов, а также очевидная бесперспективность и опасность для царской политики дальнейшего замалчивания поведения монастыря — культурной и экономической столицы русского Севера — заставили царя и собор принять меры к ликвидации неповиновения.
Некоторые монахи были вызваны в Москву для допроса, в том числе составитель первой соловецкой челобитной Герасим Фирсов; он был «сослан оттуда в Волоколамский монастырь» [122, с. В Соловки осенью 1666 г. Ярославского Спасского монастыря Сергий — с приказом отлучить от Церкви непокорных и пригрозить им жестокими царскими наказаниями. После диспута Сергия против архим. Никанора и монастырского казначея и головщика Геронтия, монастырский собор постановил, что Никанор и Геронтий победили, доказав правоту старых обрядов и текстов и обличив неправоту новых книг, и отказался принять Сергия, а на угрозы ответил новой челобитной; в ней говорилось, что монахи, если их вынудят, оставят монастырь и уйдут в пустыню, но не покорятся.
Требование Сергия и новгородского митр. Питирима будущего патриарха выдать сыскной комиссии старые книги из монастырского книгохранилища монахи выполнить тоже отказались, эти книги Сергию не показали и даже не назвали. Отказались и предоставить Сергию полный список насельников. Хитрово» [122, с.
Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов
Народные восстания 17 века в России (Таблица) | реакция на церковную реформу Никона при покровительстве этих реформ царя Алексея Михайловича. |
Хозяин северного края: монастырь в осаде | Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг.,окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. |
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории | Причиной восстания стала церковная реформа патриарха Никона и отправка в монастырь новых богослужебных книг. |
Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание (1668–1676) | Здесь он прослужил семь лет и в 1660 году из-за того, что не скрывал своего резкого неприятия церковной реформы, был возвращен на Соловки. |
Соловецкое восстание 1668-1676
Соловецкое восстание — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. реакция на церковную реформу Никона при покровительстве этих реформ царя Алексея Михайловича. Власти Соловецкого монастыря отказались проводить реформы патриарха Никона уже в 1655 г., однако царь ждал решений церковного собора.
Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание (1668–1676)
Но митрополит увозил с Соловков не только святыню. На Соловках, в монастырской тюрьме, томился уроженец Салоник, инок Арсений Грек. В монастырской тюрьме «Арсен» провел три года. Никон, приехавший за мощами святителя Филиппа, имел несчастие познакомиться с узником, очароваться его европейскою образованностью и забрать с собой в Москву. На освободившийся архипастырский престол царским изволением был назначен новгородский митрополит Никон. Возглавил книжную справу на московском Печатном дворе пресловутый Арсений Грек. Увы, увы! Горе, горе! Пала вера Христова, яко же и в прочих землях, в земле русской двема врагами Христовыми, Никоном и Арсеном». Многое и, конечно, очень многое для Арсения как иностранца оставалось в русском языке непонятным и закрытым, почему его переводы, естественно, во многом отличались от старых, нередко уступали им в ясности, точности, в уместности того или другого выражения, казались иногда двусмысленными и соблазнительными. Сам Арсений Грек и возглавляемая им «книжная справа» казались русским людям чем-то демоническим.
Архимандрит Илия сложил их под замок в оружейную палату и указал продолжать службу по старым. Перед Пасхой 1658 года все священники подписали отказ от новых служебников. А 8 июля того же года отказ от новых книг был закреплен и в приговоре общего монастырского Собора: «Тех служебников не принять и по них не служить». Это был открытый протест против церковной реформы, продолжавшийся около двадцати лет. Но все эти годы соловецкая братия жила в относительном спокойствии: Москва не досаждала отдаленным островам. В 1659 году, по смерти архимандрита Илии, настоятелем монастыря по выбору братии стал старец Варфоломей. Он низложил реформатора Никона, но вместе с тем проклял старые церковные обряды и их приверженцев. Но правительство только отчасти удовлетворило их просьбу: новым архимандритом был поставлен не Никанор, а Иосиф, начальник Соловецкого подворья в Москве. Он, как и Варфоломей, отрекся от старообрядчества на том же Соборе. Иосиф и Варфоломей прибыли на Соловки 14 сентября 1667 года, приведя с собою ладью, груженую бочками с вином, медом и пивом.
А 21 сентября на Соловки вернулся архимандрит Никанор. В Москве под угрозой казни его вынудили покориться церковной реформе и насильно заставили надеть иноческий клобук нового образца. Однако, вернувшись на Соловки, Никанор принес перед братией покаяние за свое отступление от старообрядчества, был прощен и занял пост фактического настоятеля монастыря, став духовным руководителем братии.
Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими. Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича.
Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г. Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги , по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение.
Но в 1658 г. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.
Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками. Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 — 1676 гг. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть. Поводом к восстанию послужило снятие сана патриарха с Никона. Число участников восстания достигало 450-500 человек.
Монастырь отказался пропустить стрельцов в стены крепости. Благодаря поддержке окрестных крестьян и работных людей монастырь смог выдержать более чем семилетнюю осаду, не испытывая затруднений в продовольствии. Многие работные люди, беглые служилые люди и стрельцы пробирались на острова и примыкали к восставшим. В начале 1670-х годов в монастыре появились участники восстания под руководством С. Разина, что значительно активизировало восстание, углубило его социальное содержание. Осажденные предпринимали вылазки, которые возглавляли выборные сотники - беглый боярский холоп И. Воронин, монастырский крестьянин С.
Беглые донские казаки П. Запруда и Г. Кривонога руководили строительством новых укреплений. К 1674 году под стенами монастыря было сосредоточено до тысячи стрельцов и большое количество орудий. Осаду возглавил царский воевода И. Повстанцы успешно оборонялись, и лишь предательство монаха Феоктиста, указавшего стрельцам незащищенное окно Белой башни, ускорило поражение восстания, которое было жестоко январе 1676 года. Из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, остались в живых после взятия крепости только 60.
Все они за исключением нескольких человек позже были казнены. Участвовали представители различных социальных слоев: верхушка монастырских старцев, выступавших против реформационных инноваций, рядовые монахи, боровшиеся против усиливавшейся власти царя и патриарха, послушники и монастырские работники, пришлые зависимые люди, недовольные монастырскими порядками и усиливающимся социальным гнетом. Число участников восстания — около 450—500 чел. Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657. Монастырь в то время был одним из самых богатых и экономически независимых, в силу удаленности от центра и богатства природных ресурсов. В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские богословы отказались принимать. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры.
В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой. Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости.
Соловецкий монастырь фото Прокудин-Горский Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676 гг. Братия монастыря не признала нововведения. Из Москвы на Соловки были присланы «новопечатные» богослужебные книги. Старый и уже немощный архимандрит Илия 10 октября 1657 г. Желая использовать все мирные возможности для разрешения конфликта, иноки послали царю Алексею несколько «Челобитных о вере» и отказались принять никониянского игумена Иосифа в «рогатом клобуке».
Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже, чтобы наказать непокорных, царь Алексей отправил на Соловки стряпчего Игнатия Волохова. В соответствии с царским указом 3 мая 1668 г. Волохов взял в Архангельском городе 100 стрельцов и 22 июня 1668 г. Ц арские полки приступили к осаде монастыря. Монахи заперлись в крепости. Стрелецкое войско стояло летом на Заяцком острове, зимой отъезжало в Сумской острог. В течение 4-х лет Волохов безуспешно осаждал непокорный монастырь и, наконец, был отозван 27 июня 1672 г. Его сменил сотник московских стрельцов Климент Ивлев назначен 3 апреля 1672 г.
К 100 архангельским, холмогорским и 125 сумским и кемским стрельцам прибавлено 500 двинских. Как и его предшественник, Ивлев зимой находился в Сумском остроге, летом высаживался на Соловецкий остров. Вокруг монастырской крепости были возведены земляные укрепления для обстрела обители. Существенных успехов Ивлев не добился. Положение изменилось с назначением нового воеводы И. Мещеринова 6 сентября 1673 г. Под его командованием было 600 архангельских и холмогорских и 125 сумских и кемских стрельцов; в августе пришло пополнение — 250 двинских и 50 вологодских стрельцов. Через год посланы на Соловки «в прибавку» 300 кольских, 100 великоустюжских и 110 холмогорских стрельцов. Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации.
В летние месяцы правительственные войска стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам. Такое положение сохранялось вплоть до 1674 г. К 1674 г. Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий. Весной 1674 г. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царем было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной.
Рано наступивший в октябре 1674 г. Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. До конца 1674 г. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму. Летом 1675 г. Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были. Выполняя приказ царя, воевода остался на зиму около Соловецкой крепости. Выстроены раскаты и городки.
Сделаны подкопы под Белую, Никольскую и Квасоваренную башни. Выход в море из Глубокой губы перегорожен 14 брусами на цепях. Но несмотря на усилия Мещеринова попытка взять крепость приступом 23 декабря 1676 г. В конце мая 1676 г. Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков батарей вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понес потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады.
Темной снежной ночью 1-го февраля 22-го января старого стиля , 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырех человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены. В монастыре, как считают современные историки, находилось от 300 до 500 человек. Началась расправа над християнами: «…иных пущих воров воевода Иван Мещеринов перевешал, а многих чернецов, выволоча за монастырь на губу, заморозил». В живых осталось 14 монахов. К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре.
После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Посреди Белого моря на Соловецких островах находится одноименный монастырь. На Руси он прославлен не только, как величайший среди монастырей, поддерживающих старые обряды. Благодаря сильному вооружению и надежному укреплению Соловецкий монастырь во второй половине 17 века стал важнейшим постом для военных, отражающих атаки шведских захватчиков. Местные жители не оставались в стороне, постоянно поставляя его послушникам провиант. Знаменит Соловецкий монастырь и иным событием. В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года. В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому.
Одна из них — идеологический кризис церковных книг и обрядов, который завершился расколом церкви из-за реформы патриарха Никона. Смута в России сопровождалась разрухой, голодом и запустением. Это страшное время стало тяжёлым испытанием и для церкви, затронув как рядовых служителей, так и патриархов.
Например, патриарх Иов, отказавшийся признать Лжедмитрия I законным правителем России, был изгнан после смерти Бориса Годунова и победы самозванца. Новым Патриархом Московским и всея Руси был избран Игнатий. Он торжественно короновал Лжедмитрия I и венчал его с Мариной Мнишек, а на следующий день после убийства Лжедмитрия был лишён сана и заточён в Чудов монастырь.
Патриарха Гермогена, получившего титул при Василии Шуйском, в заключении уморили голодом за то, что он благословлял народ бороться против поляков. Во времена интервенции в Москве поляки-католики оскверняли мощи святых, грабили и разрушали православные церкви. Массовым явлением были убийства священников или их пленение.
Например, за поддержку православных традиций восемь лет в польском плену провёл митрополит Филарет Фёдор Никитич Романов — отец Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых. Летом 1619 г. Филарет вернулся из плена.
Митрополита торжественно встретили царь Михаил Фёдорович, духовенство и простой люд. Филарет успешно занимался укреплением авторитета новой правящей династии и самодержавной власти, а вот важные церковные вопросы решить не сумел ни он, ни его преемники — патриархи Иоасаф I и Иосиф. Причиной кризиса стала попытка унифицировать церковные книги и обряды, так как из-за многовекового переписывания книг от руки накопились бесчисленные неточности и ошибки.
Ещё в 1518 г. Но этого не произошло. Вопрос пересмотра церковных книг был поднят снова во время правления Ивана Грозного.
В 1551 г. Дальнейшие политические события не позволили осуществить задуманное. К вопросу о единообразии православных книг, используемых в Русском государстве, вернулись в правление Алексея Михайловича.
Развитие книгопечатания в стране позволяло быстро править тексты, но нужно было решить, что брать за образец для исправления — древнерусские книги или греческие оригиналы.