Мусорная реформа — все новости по теме на сайте издания. В рамках «мусорной реформы» законодатели закрепили вывоз мусора в качестве обязательной коммунальной услуги и дали регионам отмашку действовать. На "Прямую линию" с Владимиром Путиным поступило немало обращений, касающихся несправедливых тарифов на вывоз мусора.
#МУСОРНАЯ РЕФОРМА — новости по теме
Мусорная реформа: промежуточные итоги (2022) | Новости и аналитика Новости "Мусорная" реформа идет опережающими темпами. |
«Стало только хуже»: Матвиенко оценила ход мусорной реформы | Работу старых мусорных полигонов в России хотят продлить ещё на три года. |
Два года мусорной реформе в России: одно почистили, другое провалили | Москва | ФедералПресс | К 2024 году в России должны построить около 200 комплексов по переработке мусора. |
Мусорная реформа: последние новости на | На момент начала реформы в России 2% отходов направлялось на переработку, 4% — на сжигание, а остальной мусор отправлялся на полигоны. |
Даже Валентина Ивановна не выдержала
Портал правительства россии. Правительство внесло изменения в порядок перерасчёта платы за вывоз мусора для жильцов многоквартирных домов. В любом случае именно тарифы стали тем камнем, о который споткнулась «мусорная реформа». Здесь, как и по всей России, уже несколько лет пытаются провести «мусорную реформу», которая должна обеспечить раздельный сбор, уменьшить количество остающихся на полигонах отходов и сделать систему переработки мусора более современной и экологичной.
Создание заводов по сортировке отходов
- Добро пожаловать!
- Мусорная реформа: что это такое
- Мусорная реформа в п. Центральном: много обещаний и мусора
- Почему буксует мусорная реформа
"Мусорная" реформа идет опережающими темпами
Во-вторых, к единому пониманию утилизации отходов так и не пришли. Много думали о мусоросжигательных заводах, но в конечном счете идею отвергли. Думаю, что зря, стратегическая ошибка. Мир пошел по этому пути и давно доказал его эффективность. Мы в России, как всегда, идем своим, особенным путем. Ладно, не стали строить мусоросжигательные заводы, решили строить какие-то экотехнопарки. Бог с названием, хотя, если вы опять же потрудитесь погуглить, то быстро выясните, что в мире таких проектов нет. Еще раз — нет в мире экотехнопарков в том смысле, в котором это придумали в России. Нигде в цивилизованном мире не додумались весь цикл обработки мусора, от приема из мусоровоза до переработки и захоронения, разместить в одном месте.
Что ж, мы снова, в 21 веке изобретаем велосипед. Ну так изобретайте, а не рассказывайте, как это здорово будет когда-нибудь завтра. Вот, руководитель профильного комитета в правительстве области в среду в очередной раз заявил, что экотехнопарк в Псковской области заработает в декабре 2024 года. Притом, что нет вообще никакой информации, в какой стадии реализации находится объект. Может, уже вовсю строят, а может, еще только крестный ход по периметру совершают. В цивилизованных странах, когда реализуют такие социально значимые проекты, на стройке ставят веб-камеры, чтобы страждущие могли наблюдать, теплится ли там жизнь или затухла. Этого нет, поэтому приходится полагаться на комментарий вышеупомянутого г-на Грахова, цитирую: «Достаточно неплохие темпы». Ага, очень вдохновляет.
Вот представьте, вы познакомились с девушкой, и вас спрашивают: «Ну как она? Представили, как на вас посмотрят? Ну ок, ждем декабря, вдруг чудо свершится. Хотя я думаю, что к декабрю, дай бог, успеют разровнять площадку для нового мусорного полигона. И будут гордо называть экотехнопарком. Что ж, пыль в глаза пускать мы умеем. Проект экотехнопарка источник: пресс-служба Псковского областного Собрания депутатов В-третьих, переработка. Это самое смешное… простите, грустное.
Дело в том, что я часто слышу, как чиновники, ответственные за реализацию мусорной реформы, несут лютую дичь, выдающую их полнейший дилетантизм. Камон, уважаемые, ну есть же открытые данные. Посмотрите, какая страна в мире перерабатывает больше других. Давайте уже в чувство себя-то приводить понемногу и перестанем друг другу сказки рассказывать. Из всего обещанного худо-бедно есть сортировка, но, во-первых, это самое простое, во-вторых, это не достижение мусорной реформы. Завод «Спецтранском» прекрасно работал и до 2019 года, нет никакой заслуги государства в этом. В общем, мусорная реформа провалена, если смотреть правде в глаза. Ну и кто в этом бардаке виноват?
Отчасти, наверное, да. Но системно виновато государство, которое не озаботилось заранее, до реформы, серьезным и массовым экологическим просвещением населения.
По всей стране работало множество пунктов, принимающих макулатуру, стеклотару, металлолом. Они занимались сбором вторсырья и отвозили его на переработку.
Кроме того, из-за меньшего количества продуктов потребления мусора было не так много, как в современности. Также в СССР состав отходов был экологичнее, так как тара из искусственных материалов практически не использовалась. Приемный пункт вторсырья в СССР После распада Союза возникло две проблемы: На рынок хлынуло большое количество продуктов, потребляющихся массово. Объем отходов начал неизбежно расти.
Значительно сократилось число пунктов по приему вторсырья. Государству пришлось все внимание тратить на решение проблем в экономике.. В правящих кругах не рассматривались вопросы по хранению и утилизации мусора. По всей стране массово начали возникать стихийные свалки, на которых отходы не только гнили, но и горели.
До 2011 года мусор собирали и утилизировали организации, имеющие особую лицензию. Затем эту обязанность переложили на мелких предпринимателей. Они заключали договора с лицензированными полигонами, однако фактически отходы вывозились несанкционированно. Такие свалки стали расти вблизи городов, что спровоцировало протесты и сделало необходимым проведение мусорной реформы в России.
Какие законы затронула реформа Изменения коснулись 89 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Разработкой новой стратегии утилизации ТКО занималось Минприроды. В Федеральный закон внесли несколько поправок, затрагивающих: порядок обращения с ТКО и схему его оборота; ценообразование на услуги по утилизации отходов; организацию конкурса, в результате которого определялась региональная компания-оператор. В чем смысл мусорной реформы Реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в России имела несколько целей: ликвидировать несанкционированные свалки; сократить количество действующих мусорных полигонов; построить современные комплексы, обрабатывающие и утилизирующие отходы; увеличить долю мусора, который можно переработать и использовать повторно.
Анонс мусорной реформы Чтобы реализовать реформу, пришлось: передать все полномочия по контролю за обращением с мусором региональным компаниям-операторам, которые должны быть определены в результате конкурса; ввести жесткий мониторинг за процессом сдачи отходов предприятий; собирать мусор, разделяя его на виды; начать строительство станций по сортировке отходов и утилизирующих предприятий;; ликвидировать имеющиеся свалки, расположенные вблизи городов.
По факту в эксплуатацию не сдан ни один. Причина — сначала пандемия, потом — санкции, введенные в отношении госкорпорации, из-за которых не могут поставить необходимое оборудование.
У главы Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрия Кобылкина особую озабоченность вызывает эксплуатация так называемых временных объектов захоронения, на которые нет нужных документов. Тарифы выше результата Еще одна больная тема — работа регоператоров. Их сейчас, по данным Российского экологического оператора РЭО , — 182.
При этом в Хабаровском и Краснодарском краях, а также на Чукотке есть зоны, где регоператоры до сих пор не выбраны. Как пояснил «Парламентской газете» член общественного совета Росприроднадзора и координационного совета по экологическому благополучию Общественной палаты Дмитрий Федоров, в северных, горных и труднодоступных территориях регоператоры изначально находятся в зоне экономического риска. Там сложная логистика и размер тарифа практически не покрывает эксплуатационные затраты.
По его мнению, для регионов Дальнего Востока, Арктики, Сибири, а также территорий на Кавказе, в Саянах и на Алтае нужно создать особые нормативы по вывозу мусора. В 2021 году Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ провел опрос о ходе реформы обращения с отходами. Большинство респондентов тогда оценили ее на троечку, сообщила зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева и согласилась с этой отметкой.
Главным же минусом Разворотнева назвала монополизацию отрасли. Выросла плата за вывоз мусора, и часто она непрозрачна. Во многих случаях в судах было доказано, что нормативы завышены.
Кроме того, потребители не могут оспорить договор, провести сверку, реально ли вывезено столько мусора, за сколько заплачено», — отметила она. Все это, по ее словам, лишает жителей стимула сортировать мусор и вообще содействовать этой реформе. Вспоминая опрос 2021 года, она подчеркнула, что более 40 процентов респондентов вместо положительных изменений отметили только рост тарифов.
Это по крайней мере правило хорошего тона.
Тем не менее, субъекты РФ, получившие согласование, смогут начать реализацию территориальных схем раньше. Всего из 85 регионов на новую систему перешли 70. Из них в 57 система действует на всей территории [27]. В сентябре 2020 года Счётная палата охарактеризовала ситуацию в обращении с твёрдыми коммунальными отходами в России как неблагополучную, а реформу в этой сфере назвала безуспешной по вине федеральных и региональных властей [28]. Выбор региональных операторов[ править править код ] Региональные операторы — организации, отвечающие за всю технологическую цепочку обращения с отходами от контейнерной площадки до полигона. Договор с ними будет заключаться не более чем на 10 лет, выбор компании будет проходить на конкурсной основе. Оператор, в свою очередь, обязан заключить договор со всеми предприятиями, которые являются источниками образования отходов.
Функционал деятельности регоператоров описан в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами». Объём обязанностей регионального оператора по обращению с отходами включает в себя беспрецедентные для российского законодательства полномочия, учитывая, что статус регионального оператора может быть получен только на конкурсной основе и наделён таким статусом может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности. Региональный оператор не имеет права отказаться заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если места сбора и накопления отходов находятся в его зоне деятельности. Платежи по тарифам за размещение отходов от населения и предприятий — основной источник финансирования данного сектора в России. Традиционно тариф для конечного потребителя формировался из платы за сбор, вывоз и захоронение отходов. По аналогии с тарифами на коммунальные услуги, платёж, как правило, образовывался по принципу «издержки плюс» для каждого конкретного пользователя объекта захоронения. Согласно поправкам в 458-ФЗ услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную и будет выставляться отдельной строкой в квитанции.
Буцаев отметил регионы, где мусорная реформа находится в стадии стагнации
С начала мусорной реформы в России созданы 187 предприятий по переработке отходов Реформа в сфере обращения с отходами началась в России три года назад, за это время введены в эксплуатацию 187 предприятий по обработке мусора. Фото: iStock. Они напомнили, что 15 ноября во многих странах отмечается Всемирный день вторичной переработки. По данным РЭО, из всех введенных в 2019-2021 годах предприятий 25 являются комплексами по сортировке и утилизации мусора. Они позволят нарастить объемы обработки отходов на 3,62 млн тонн, а утилизации — на 0,76 млн тонн ежегодно.
Есть у россиян претензии и к качеству услуг. Где-то жителям плохо разъяснили суть преобразований, а где-то попросту не хватает баков для раздельного сбора. Так, в одном из поселков в Коми не появилась даже специальная площадка для мусора: люди оставляют отходы на околице, а региональный оператор по субботам их собирает.
Все это тоже не способствует платежной дисциплине граждан. И это еще не все. Жители ряда регионов оказались недовольны планами по строительству новых объектов по обращению с коммунальными отходами. Одним из ярких примеров стала станция Шиес в Архангельской области : жители близлежащих Архангельска, Северодвинска и других городов высказываются против строительства экотехнопарка, куда для переработки и захоронения планируется привозить отходы из Москвы. Мусорная проблема стала одной из больных тем, которая была затронута во время прямой линии с Владимиром Путиным в июне. Президенту пришлось комментировать фотографии заваленных мусором улиц и отвечать на жалобы на то, что тарифы растут, а реформа пока видна лишь на бумаге. Он объяснил, что долгосрочная программа борьбы с накопившимся в стране мусором предусматривает строительство 200 комплексов по переработке отходов, их возведение обойдется примерно в 300 миллиардов рублей, при этом только треть денег возьмут из бюджета, остальное даст бизнес.
Также Путин признал, что рост мусорных тарифов неизбежен, ведь нужны какие-то первичные вложения, чтобы программа заработала. Владимир Путин, президент РФ: «Никто раньше не считал, сколько стоит вывоз мусора. Сегодня никто не хочет, чтобы рядом с домом были свалки и полигоны.
И себе ставим задачу — до начала 2026 года закрыть вопрос хотя бы по контейнерным площадкам», - подчеркнула глава министерства. Второе направление работы в регионе в рамах мусорной реформы — это создание объектов. И полезные фракции, на которых могли бы заработать предприниматели, захоранивались полностью и не глядя», - рассказала Светлана Трофимова. Между тем к 2030 году необходимо обеспечить 100-процентную обработку всех отходов, поступающих на полигоны, и сократить в два раза захоронение ТКО. И у нас есть утилизация — путём компостирования, и результатом в виде получения биогрунта», - отметила министр. Следующий — Жигалово: заключения экспертизы на строительство этого объекта ожидаются до конца года.
Уже введён объект в Слюдянке, на нем предусмотрена мусоросортировочная станция: полигон открылся в 2021 году, раньше ТКО с этой территории возили в Ангарск. Кроме того, в 2023 году в бюджете Иркутской области заложены средства на проектирование объектов в Тайшетском и в Эхирит-Булагатском районах. Последний примет отходы, в том числе, с территории центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Здесь также будут мусоросортировочные комплексы, поля компостирования. В северных территориях Иркутской области ситуация с утилизацией мусора сложная: строить объекты невозможно из-за ограничений природного характера — лесные участки, высокие грунтовые воды и т. Однако работать с мусором нужно и здесь. В правительстве Иркутской области пошли по пути предоставления субсидий органам местного самоуправления на приобретение установок по обезвреживанию ТКО.
По графику общество «ЭкоЦентр» должно вывозить отходы в субботу или в воскресенье.
Жители отметили, что обычно приезжал КамАЗ. Нынче же транспорт прибыл малогабаритный, прихватили пару пакетов и все. Редакция обратилась за комментарием к представителю пресс-службы «ЭкоЦентра» в телефонном режиме. Ответили сухо: «В субботу вывоз был». Дальнейшие возражения, что вывезли «вершки», предпочли игнорировать. И так всякий раз, когда жители района задают конкретные вопросы.
Власти провалили реформу по утилизации отходов
Мусорная реформа \ 2024 год \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс | Мы побывали на месте расположения мусорного сбора, поговорили с местными жителями, получили крайне негативные отзывы. |
Мусорная реформа: ожидания и реальность | Первые споры после проведения «мусорной реформы» добрались до высшей инстанции: Верховный суд РФ (ВС) рассмотрел несколько дел с региональными операторами, требующими оплаты услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). |
Совет Федерации РФ. Мусорную реформу в России решили продолжить
Бизнес снова сетует на «мусорную» реформу: огромные издержки порождаются в том числе совершенно дикой разницей в нормативах накопления отходов в каждом регионе. Реформа утилизации отходов длится в России уже 11 лет. Заседание круглого стола на тему «Мусорная реформа: вклад в экологию или плата за воздух?»Официальный сайт Московская городская Дума. Работу старых мусорных полигонов в России хотят продлить ещё на три года. Подборка наиболее важных документов по вопросу Мусорная реформа нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. Как мы помним, так называемая мусорная реформа идет в России уже три года, но положительные результаты ее найти очень сложно, особенно на бытовом уровне.
Даже Валентина Ивановна не выдержала
Правильное название «мусорной реформы» в России — «Реформа законов обращения с отходами производства и потребления». признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". последние новости сегодня на "Мусорная" реформа начала действовать с 1 января 2019 года в России практически на всей территории.
Матвиенко отметила ухудшение ситуации с отходами за пять лет мусорной реформы
Вот, руководитель профильного комитета в правительстве области в среду в очередной раз заявил, что экотехнопарк в Псковской области заработает в декабре 2024 года. Притом, что нет вообще никакой информации, в какой стадии реализации находится объект. Может, уже вовсю строят, а может, еще только крестный ход по периметру совершают. В цивилизованных странах, когда реализуют такие социально значимые проекты, на стройке ставят веб-камеры, чтобы страждущие могли наблюдать, теплится ли там жизнь или затухла. Этого нет, поэтому приходится полагаться на комментарий вышеупомянутого г-на Грахова, цитирую: «Достаточно неплохие темпы». Ага, очень вдохновляет. Вот представьте, вы познакомились с девушкой, и вас спрашивают: «Ну как она? Представили, как на вас посмотрят?
Ну ок, ждем декабря, вдруг чудо свершится. Хотя я думаю, что к декабрю, дай бог, успеют разровнять площадку для нового мусорного полигона. И будут гордо называть экотехнопарком. Что ж, пыль в глаза пускать мы умеем. Проект экотехнопарка источник: пресс-служба Псковского областного Собрания депутатов В-третьих, переработка. Это самое смешное… простите, грустное. Дело в том, что я часто слышу, как чиновники, ответственные за реализацию мусорной реформы, несут лютую дичь, выдающую их полнейший дилетантизм.
Камон, уважаемые, ну есть же открытые данные. Посмотрите, какая страна в мире перерабатывает больше других. Давайте уже в чувство себя-то приводить понемногу и перестанем друг другу сказки рассказывать. Из всего обещанного худо-бедно есть сортировка, но, во-первых, это самое простое, во-вторых, это не достижение мусорной реформы. Завод «Спецтранском» прекрасно работал и до 2019 года, нет никакой заслуги государства в этом. В общем, мусорная реформа провалена, если смотреть правде в глаза. Ну и кто в этом бардаке виноват?
Отчасти, наверное, да. Но системно виновато государство, которое не озаботилось заранее, до реформы, серьезным и массовым экологическим просвещением населения. Это очень наивно: посмотреть, как играет в футбол мюнхенская «Бавария», потом кинуть пацанам на районе футбольный мяч и удивляться, почему у них также не получается. Смотрите также 06. Граждане не понимают, куда им нести крупногабаритный мусор? А если мебель выбрасывать, то куда? А если окна решили поменять и двери?
На сессии областного Собрания Армен Мнацаканян поднял вопрос об автомобильных покрышках, и Сергей Грахов прочел лекцию о том, что эти покрышки очень вредные, нельзя их на общую помойку. Спасибо за ликбез, капитан Сергей Сергеевич Очевидность, только вот народ наш богоспасаемый на пятом году мусорной реформы этого, как оказалось, не знает. Никто же не потрудился просветить до старта реформы, все были очень озабочены тарифами и выбором регоператоров. Теперь у нас прекрасный помоечный натюрморт: на контейнерных площадках лежат горки юзанных покрышек, граждане ждут, когда же их вывезут, а мусоровозы регоператора объезжают стороной, потому что они и не должны их вывозить. Пару лет назад появились желтые контейнеры. Народ на них посмотрел, хмыкнул и начал использовать как «просто еще один контейнер».
В состав территориальной схемы включаются: кадастровые карты территории региона; нормативы образования отходов от деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей; данные статистики об объёмах образуемых и собираемых отходов; нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов. Территориальная схема обращения с отходами должна включать следующие обязательные разделы: местонахождение источников образования отходов — предприятия, организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и так далее; количество образующихся отходов — данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов; целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов — какие объёмы отходов и каким образом должны быть утилизированы или захоронены; места накопления отходов; полигоны и мусороперерабатывающие заводы — их наименования и географические координаты; схема потоков отходов — графическое отображение движения отходов от источников образования до переработки или захоронения.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе разрабатывать электронную модель территориальной схемы. Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. В 23 регионах в срок документы на согласование не предоставили, а в Крыму даже не приступили к разработке схемы. В связи с этим в Правительстве Российской Федерации приняли решение перенести сроки реализации реформы на 2019 год. Тем не менее, субъекты РФ, получившие согласование, смогут начать реализацию территориальных схем раньше. Всего из 85 регионов на новую систему перешли 70. Из них в 57 система действует на всей территории [27]. В сентябре 2020 года Счётная палата охарактеризовала ситуацию в обращении с твёрдыми коммунальными отходами в России как неблагополучную, а реформу в этой сфере назвала безуспешной по вине федеральных и региональных властей [28].
Выбор региональных операторов[ править править код ] Региональные операторы — организации, отвечающие за всю технологическую цепочку обращения с отходами от контейнерной площадки до полигона. Договор с ними будет заключаться не более чем на 10 лет, выбор компании будет проходить на конкурсной основе. Оператор, в свою очередь, обязан заключить договор со всеми предприятиями, которые являются источниками образования отходов. Функционал деятельности регоператоров описан в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».
Как мы помним, так называемая мусорная реформа идет в России уже три года, но положительные результаты ее найти очень сложно, особенно на бытовом уровне. В большинстве регионов они сводятся к ликвидации конкуренции в этой сфере, создания так называемых региональных операторов и введения повсеместной платы за обращение с твердыми бытовыми отходами, независимо от объема, качества и самого наличия этой «услуги». По всей стране собираются миллиарды рублей, а пользы стране от этих денег не видно. Напомним, толчком к «реформе» послужили скандалы с мусорными полигонами, в частности в Московской области, где жители выходили на массовые акции протеста. Пришлось, как всегда, вмешаться лично президенту России.
Тогда-то и было решено переходить на современные методы утилизации отходов, начать раздельный сбор мусора, строить мусоросжигательные и утилизационные заводы и постепенно ликвидировать мусорные полигоны. Но, судя по всему, из этого плана реализовано немного. Главное, что сделано, так это был создан так называемый единый экологический оператор, который собирает плату за обращение с твердыми коммунальными отходами через свои региональные структуры, которые почему-то имеют форму ООО. Также принято законодательство, которое обложило практически всех владельцев недвижимости и бизнес налогом, по факту не имеющим ничего общего с услугой. Как можно понять из разговора президента с министром природных ресурсов, к ликвидации мусорных полигонов еще и не приступали. Это и не удивительно, поскольку для этого нужна утилизация и использование мусора на основе его разделения, а также его сжигание на специальных заводах и электростанциях. Но как мы наглядно видим в Москве и других регионах, ни о каком раздельном сборе речь не идет, точнее остались одни разговоры. Даже там, где имеются соответствующие контейнеры, никакого разделения ТКО не происходит. Даже если жители и проявляют сознательность и бросают отходы в соответствующие емкости, они все равно затем сгружаются в один резервуар мусоровоза и отправляются на те же мусорные полигоны, в просторечии — свалки.
Читайте также «Русня, вон! Робкое замечание Специального представителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова о необходимости ликвидировать эти мусоропроводы не было услышано ни обществом, ни ответственными за реформу людьми. Не удивительно, что плачевная ситуация с мусором слабо варьируется от региона к региону. Если раньше, используя конкуренцию, жители и бизнес могли хоть как-то влиять на качество сбора и вывоза мусора, то теперь все жалобы разбиваются о новое законодательство и упертость регионального оператора, главная задача которого, как можно судить, собрать не мусор, а как можно больше денег за его так называемое обращение. Если встает вопрос об оборудовании мест сбора мусора, их обслуживании, региональные операторы кивают на местные власти, которые по закону должны это делать. Но на это не всегда есть средства. В результате плата за обращение с ТКО взимается даже там, где мусор не собирается и не вывозится, поскольку нет соответствующих площадок. Достаточно заглянуть в соцсети, чтобы найти этому массу подтверждений. Люди крайне негативно оценивают ход так называемой мусорной реформы, хотя многие понимают необходимость ее проведения, хоть и не таким способом.
Первым гендиректором стал Денис Буцаев, сделавший карьеру в правительстве Московской области. Но он был уволен Дмитрием Медведевым уже через полгода. Несколько месяцев ведомство оставалось обезглавленным. Вице-премьер Алексей Гордеев продвигал в его руководство нынешнего аудитора Счётной палаты Михаила Меня, который с 2013 по 2018 год был министром строительства и ЖКХ. Но в результате смены правительства сам Гордеев покинул его состав, и уже новый премьер Михаил Мишустин в январе 2020 года назначил гендиректором РЭО Илью Гудкова. В своё время Гудков работал в Дирекции государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» под руководством министра транспорта Игоря Левитина.
А значит, мог взаимодействовать с крупными инвесторами в области строительства дорог. Не исключено, что наработанные связи окажутся ему полезны на новом поприще. Правда, из-за этой чехарды с руководством и пандемией компания до сих пор не работала в полную силу. Только этим летом РЭО получил доступ к ключевой информации — детализации тарифов региональных операторов. Теперь, видимо, начнётся перекрой региональных «вотчин». Илья Гудков, кстати, в конце июля на научном совете РАН уже заявил, что регионы ошибочно запланировали у себя создание большого числа малых объектов по переработке мусора.
Новые правила определения тарифов на вывоз мусора: измерять количество отходов будут иначе
Она позволяет увидеть всю страну, в ней ежемесячно работает 1300 активных пользователей. И эта информация собирается из каждого субъекта России. Фактически это большая информационная система, которая не позволяет построить объекты там, где они не нужны и будут экономически не оправданы, где объекты не будут загружен необходимым сырьем», - подчеркнула заместитель председателя Правительства. По мнению главы Минприроды России, важно не только наладить работу с новым мусором, но и решить многолетнюю проблему старых свалок и объектов накопленного вреда. Это действительно принципиально новый подход.
И он даёт уверенность, что нашим детям, будущим поколениям, не придётся убирать за нами», - сообщил министр. В качестве примера он привел законопроект, который обяжет собственников особо опасных объектов ликвидировать накопленный предприятиями вред. Классический пример, когда в заповедной зоне на Байкале предприятие, которое являлось флагманом отрасли оказалось брошено и соответственно мы сейчас пытаемся решить вопросы, которые копились десятилетиями. А сколько таких не вошло в федеральную повестку и отравляют жизнь городам, сёлам, деревням?
Я думаю, что тысячи», - подчеркнул Александр Козлов. Он заявил, что в понедельник законопроект поддержан на правительственной комиссии по законопроектной деятельности. А в четверг будет вынесен на заседание Правительства России. Когда мы готовили законопроект, ключевое с чем столкнулись — везде в каждом надзорном органе есть немного, в Ростехнадзоре как нужно смотреть, в Росприроднадзоре, но нет единых правил, норм и требований к собственникам предприятий, которые должны нести ответственность за его жизненный цикл.
И мы постарались, используя действующее законодательство, дополняя его сделать такой документ, который обяжет собственников предприятий не откладывать эту работу. Государство не просит откладывать деньги на похороны бизнеса, государство требует экологической безопасности для людей, для окружающего мира», - подчеркнул он. Одновременно с законопроектом начнёт действовать механизм «окрашивания» средств.
Потом семь дней в каждом сезоне считать массу или объем мусора. Это делал подрядчик или же сам регоператор, когда вывозил мусор на полигон: там всегда есть весы. Затем исходя из получившегося норматива определяли «расход» мусора на одну расчетную единицу в год. Что брать за такую единицу, методические рекомендации не указывают, поэтому в одних регионах устанавливают плату с прописанных или реально проживающих, а в других — с квадратного метра жилья. В некоторых регионах получилось, что норматив не соответствует реальности и люди переплачивают или, наоборот, недоплачивают.
С тем, что эти проблемы требуют законодательного решения, согласилась и Матвиенко. Она поддержала предложение комитета начать системную работу на основе проведенного анализа и подготовить изменения в законодательство. Прорывных вещей особо не наблюдается, поэтому надо заняться серьезно этой темой», — подытожила спикер палаты.
Спустя пять лет реализации мусорной реформы она по-прежнему буксует. В чем причина, что во всем мире утилизация отходов — это прибыльный бизнес, а в России отрасль продолжает финансироваться из бюджета? Госдума поддержала предложение ввести единый закон о тишине. Все нормы приведут к единому стандарту, они будут действовать на всей территории нашей страны. О соблюдении тишины и как это влияет на наше здоровье поговорим сегодня.
Подпишитесь на нашу рассылку.
- Кто в стране отвечает за ликвидацию свалок
- Регистрация
- Матвиенко отметила ухудшение ситуации с отходами за пять лет мусорной реформы
- «Мусорная реформа» уперлась в фамилию, которую запомнил Путин
Мнение эксперта
- Новости и пресс-релизы
- Изменились правила содержания контейнерных площадок, сортировки ТКО и выбора регоператора
- Почему буксует мусорная реформа
- Момент старта «мусорной» реформы
- "Мусорные" реформы в России, что получилось ! Статьи
- Вот что еще мы писали по этой теме
Три года обещаний. Как власти Кубани проводят мусорную реформу, которая идет только на словах
По ее словам, региональные операторы, которые были выбраны субъектами РФ, зачастую не могут организовать работу, не имеют инфраструктуры, техники, людей, и договоры в таком случае следует расторгать. Графики размещения мусорных площадок и адресные программы не реализуются, мусоровозов добавилось немного, ездят старые, разбитые, сортировка мусора не сильно выросла", - добавила Матвиенко. Она поручила председателям региональных парламентов потребовать от счетных палат регионов проверить, как были израсходованы средства, выплаченные гражданами за вывоз и утилизацию бытовых отходов в 2023 году.
Суд в отмене тарифов отказал. Жалоба в вышестоящий суд не принесла результата. Ей удалось доказать, что замер отходов делали в течение трех сезонов, а не четырех. Отходы оператор забирал из баков, которые наполняли жильцы семи домов, а объем мусора делили на 208 человек — то есть только на один дом. Суд признал положение о нормативе недействующим и обязал министерство природных ресурсов области утвердить новые, обоснованные тарифы.
Кроме того, по правилам проекты, для которых Минприроды России предоставит субсидию, должны быть реализованы до 31 декабря 2024 года. Основной источник субсидии - платежи экологического сбора, поступившие в федеральный бюджет. Построить новые мощности в регионах помогают, в том числе, концессионные соглашения. На сегодняшний день построено 211 объектов.
Общая мощность по обработке - 19 миллионов тонн в год и пять миллионов тонн по утилизации. Но, чтобы снизить захоронение ТКО в два раза, и обеспечить стопроцентную сортировку, нам нужно ещё больше инфраструктуры, должны быть сформированы логистические цепочки, создана нормотворческая база», - отметил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов. С помощью федеральных субсидий в Палкинском районе Псковской области будет построено предприятие по обработке, утилизации и размещении ТКО мощностью 385 тысяч тонн в год. В Лямбирском муниципальном районе Мордовии создадут межмуниципальный комплекс по обработке ТКО мощностью 258 тысяч тонн в год.