Новости лезгины кто такие

Главная» Новости» Кто такие лезгины. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков.

В Азербайджане угнетают лезгин

ЛЕЗГИНЫ, -гин, мн. (ед. лезгин, -а, м., лезгинка, -и, мн. лезгинки, -нок, -нкам, ж.). Народ, составляющий часть населения Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР, а также лица, относящиеся к этому народу. Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. один из древнейших народов Кавказа, проживающий на юге Республики Дагестан в России и на северо-востоке современного Азербайджана. коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". Лезгины считают более радостным событием рождение сына, имя которому, как правило, дает кто-либо из старших родственников.

Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу

В наше время лезгины — достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком, хотя в быту лезгины. Лезгины испокон веков известны под названием «леги» (леки), от которого впоследствии и произошёл современный этноним «лезги». От имени РОО НКА "Московские лезгины" выражаем глубокие соболезнования всем, кто пострадал в результате ужасной трагедии, произошедшей в ТЦ "Крокус-Сити" 22 марта. Некоторое предубеждение у лезгина осталось только против торговцев армян, а особенно евреев. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгияр новости.

Этимология названия

  • Лезгины – как живут «создатели лезгинки»?
  • Значение слова ЛЕЗГИНЫ. Что такое ЛЕЗГИНЫ?
  • LEKIA LEZGISTAN : Лезгины и азербайджанцы, братья или враги? - Наша Армения
  • Исторические аспекты
  • Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты |
  • Main navigation

Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты

В результате подъема национально-освободительной борьбы лезгинских народов во главе с великим полководцем Хаджи-Давудом Мюшкюрским с территории Восточного Кавказа на многие годы были изгнаны захватчики-сефевиды. С 1802 г. В 60-е годы XIX в. Самурский округ и Кюринское ханство вошли в состав Дагестанской области, а Кубинский уезд бывшее Кубинское ханство - в Бакинскую губернию. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. Это разделение сохраняется и по сей день. Два трагических момента для Российской государственности 1917г. В эпоху социализма, с рождением новых государств лезгины сначала были поделены административными границами в пределах единого политического пространства СССР.

С распадом СССР лезгины не по своей воле оказались в составе разных государств. Между "южными" и "северными" лезгинами установилась жесткая государственная граница. После распада СССР лезгинский народ попал под сильный прессинг, с одной стороны, вновь появившихся суверенных государств, а с другой - властно-экономических кланов. К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе. Руководству Российской Федерации, Республики Дагестан и Азербайджанской Республики не должна быть безразлична судьба лезгин, ибо от их благополучия во многом зависят взаимоотношения между нашими республиками и народами в целом. Руководству Республики Дагестан и Российской Федерации необходимо быть более последовательными и принципиальными в выполнении своих постановлений и решений по проблемам разделенного лезгинского народа и всего Южного Дагестана.

Защита от потусторонних сил Многие традиции и обычаи лезгинов связаны с оберегами. У этого народа сильна вера в то, что они могут защитить от злых духов и потусторонних сил.

Очень важна защита своего дома. Чтобы в новом жилище всегда было комфортно и не происходили беды, при новоселье нужно было развесить посуду на стенах. Чем богаче эта посуда, тем выше будет благосостояние семьи. Ещё одни защитники дома от потусторонних сил — колючие комнатные растения. Нечистых тянет к окнам, и там они уколются шипами, после чего быстро выветрятся из дома. Колючки не обязательно должны быть цветами на подоконнике, часто развешивали высушенный чертополох прямо на стенах и под потолком. Даже сейчас лезгины нередко цепляют на зеркало заднего вида в автомобилях такие обереги в виде брелоков. Кроме колючих растений жилище могут охранять от злых духод камни необычной формы и цвета, причудливые ветви, рога крупных животных, ножи, сабли и другие колюще-режущие предметы.

Святые места В язычничестве особое значение имела живая и неживая природа, поэтому у лезгинов существовали интересные традиции, связанные с местами силы. Они располагались у деревьев с необычной формой или вблизи огромных одиноких камней. Такие места являлись святынями, и назывались они «лезги пирар». Чаще всего они находились у текущих водоёмов или в ущельях гор. В таких местах набираются силы, приносят там жертвы, ищут защиты и молят об удаче. Кроме даров, там развешивают кусочки ткани со своей одежды. Если хотят попросить за близкого человека, то нужно привязать к ветке кусок с его одежды. Свадьба Целый пласт обычаев и традиций лезгинского народа связан со свадьбой.

Обручение Обручение часто происходило ещё в тот момент, когда жених и невеста лежали в люльках. Конечно, родители оценивали благосостояние другой семьи, их репутацию. Каждому хотелось связать жизнь ребёнка с уважаемым родом. Лучше всего, если сваты — родственники. Обычай женить представителей одного рода прекратился только после революции. Иногда сватовство происходило даже до того, как дети появлялись на свет. Например, если в двух семьях не получалось завести детей, женщины шли к описанному выше святому месту и там обещали, что поженят своих наследников, если те родятся разнополыми. Ещё одна распространённая традиция заключалась в том, что жених воровал невесту.

Если родственники знали, что сама молодая была не против стать женой этого человека, они даже не пытались вернуть её назад. Более того, в таком случае жених освобождался от уплаты калыма, а родители невесты даже платили в знак благодарности за то, что их любимую дочь взяли к себе в род. Мудрость старших Прекрасная традиция — выказывание почёта и уважения к старшим на свадьбах. Они всегда самые почётные гости, говорят первые тосты, делятся своими советами с молодожёнами и всеми присутствующими, как прожить долгую счастливую жизнь в браке. Мука Хлеб — предмет особого уважения. До сих пор у лезгин сохранился обычай, согласно которому невесту посыпали мукой, когда она в первый раз входила на кухню в новой семье.

Сталин не стал ничего менять, поверив в то, что эта республика действительно может ему пригодиться в будущем для революционного рывка на Иран, куда он мечтал перенести социалистическую революцию. Кемаль Ататюрк обманул Иосифа Джугашвили. Ни о каком коммунизме и социализме он, конечно, и не думал. Его цель была любыми путями сохранить незаконно созданный турецкий плацдарм на Южном Кавказ. Большевистское руководство не просто сохранило административное разделения лезгинского народа в бывшей Российской империи, а в десятки раз сделали хуже, усугубили положение лезгинского народа, поставив лезгинский народ его южную часть в полную этническую зависимость от тюрков, чего никогда не было в бывшей Российской империи. Такой жестокой несправедливости к коренному кавказскому народу, чтобы на его же собственных землях позволить турецким оккупационным властям создать этнически чуждую лезгинам республику, не просто административную единицу, как в бывшей Российской империи, а политическое образование - тюркскую республику со своим языком, гербом и гимном — вот что никто из лезгинских революционеров не мог представить даже себе! Не имея своих собственных этнических земель, истории, культуры, титульная нация новой республики создавала свою национальную идентичность за счёт лезгин и других коренных народов региона, вычёркивая их самих отовсюду! Чего стоят только дебаты по выбору этнонима, когда представители титульной нации аж до 1939 года никак не могли найти себе правильного этнического названия, сами не знали кто они и как себя звать, в итоге этот выбор за них сделал Сталин, подписав в 1939 году указ сверху о присвоении им их современного этнонима и запретив им кочевать. В качестве языка был выбран один из староосманских диалектов Турции, который сделали литературным языком. Благородные пассионарные коренные кавказские народы были принесены в жертву ради новой искусственной политической нации. Абсурдность всего происшедшего тогда вызывает горькую усмешку. В бытность Российской империи о таком подарке туркам мечтать было невозможно! Южный Кавказ был нужен самой Российской империи. Российская империя активна разрабатывала нефтяные месторождения на Апшеронском полуострове, осваивала недра Южного Кавказа. Были выписаны высокопрофессиональные специалисты из Европы, которые совместно с лучшими русскими инженерами работали в Баку и в прилегающей зоне. Апшерон был юридически российским с 1813 года с момента подписания Гюлистанского мирного договора между Россией и Персией. До 1813 года Апшерон, как и весь южный Кавказ, был формально в составе Персии. Апшеронский полуостров никогда в своей истории не был турецким и туркам не принадлежал! Впервые турки его захватили путём военной оккупации только в 1918 году. Ели бы не приход большевиков к власти и развал Российской империи, турков здесь никогда бы не было и республики этой бы не было. Русские, настоящие русские, никогда бы не отдали туркам Апшерон ни при каких обстоятельствах! Геополитические, экономические и национальные интересы Российской империи были тесно связаны с Южным Кавказом. Россия завоевала Кавказ в ходе длительной кровопролитной Кавказской войны жизнями своих солдат. Даже и мысли ни у кого не было в той царской России, что такое будущее ожидает регион, завоёванный такой ценой. Происшедшее в 1918 году било по русским национальным интересам на Кавказе и впускало в регион воинствующий пантюркизм со всеми вытекающими из этого последствиями. Но Иосиф Джугашвили исходил совершенно из другой логики. Он мечтал о всемирной социалистической революции. Он мечтал о социалистической революции на Среднем и Ближнем Востоке. Ради этой фантастической мечты переноса социализма на Восток и была сохранена республика, созданная незаконно, не имевшая исторических и юридических прав на своё существование, одним своим появлением ущемлявшая права коренных кавказских народов на своё самоопределение, отнявшая у коренных кавказских народов их будущее ради своего собственного! На фундаменте лжи, фальсификации и агрессивного пантюркизма была создана республика, ставшая основой будущего государства. Какого именно государства - все понимают. Современная русофобия на Южном Кавказе. Попытки втянуть лезгин в антироссийскую пропаганду. Попытки развязать масштабную русофобию в лезгинской среде соседнего государства начались с того момента, как у России появился устойчивый круг врагов во главе с НАТО. Исходила она от политических элит соседнего государства, давших негласный указ местным СМИ и масс медиа на раскрутку антироссийской информационной карусели. Как оказалось, Украина поддержала это государство в недавней его войне. И это государство взамен поддержало Украину в её военном конфликте с Россией. И в этой истории начали вдруг себя проявлять некоторые лезгины. Русофобия - совершенно чуждое лезгинам явление. Явление, которое усиленно и активно навязывается части лезгинского народа, проживающим в соседнем государстве. В последние месяцы русофобию и антироссийскую пропаганду в южнолезгинской среде раскручивает 5-я колонна лезгин. Это обычная практика титульной нации проводить нужную себе политику в лезгинской среде устами и руками самих лезгин, служащих ему. Насколько антироссийская пропаганда вредит лезгинам, разделёнными между двумя государствами, часть которой проживает в составе Российской федерации, не нужно даже объяснять. Бывают международные ситуации, когда молчание - действительно золото. Тем более, сейчас. Но самое главное, что лезгинский народ рискует многим, давая себя использовать в антироссийской пропаганде. Часть лезгинского народа [Прим. Эти обозначения условны и приняты, чтобы географически определять части народа, разделённого между двумя государствами] имеет в России весьма ценные для себя национальные права, которых не имеют лезгины соседней страны. Мало того, лезгины южной части, проживающие в соседнем государстве, при обращении в РФ также получают все возможности для образования, профессионального роста и развития, как представители лезгинского народа — коренного и титульного этноса Российской федерации. Огромное множество южных лезгин трудятся в Российской федерации, имея гражданство другого государства, получая именно в России возможности любого уровня профессиональной реализации себя, даже в науке и в сфере высоких технологий, в то время как в том другом государстве у них мало шансов на достойную жизнь и работу. Возникает вопрос, как при этом всём, при всех явных плюсах для лезгин, от России, великого и по настоящему старинного государства со своей собственной тысячелетней историей, культурой, государства, которое вообще никак не претендует на историю, культуру своих коренных народов, а напротив, всемерно помогает развивать национальные культуры на всей своей территории, поднимать народные промыслы, повышать уровень самосознание всех нерусских народов, права которых соблюдаются абсолютно наравне с правами русского народа, который сам не имеет статус титульной нации что действительно так! Объяснение вижу в следующем. Столь необдуманными и вредящими самому лезгинскому народу действиями, как русофобия и антироссийская пропаганда, занимается только определённая и весьма узкая категория лезгин, так называемая 5-я колонна лезгинского народа, служащая интересам чужой титульной нации. К ним относится коммерческая, чиновничья и военная элита той страны, имеющая в глазах неинформированного или плохо информированного народа некий авторитет, малочисленные более-менее благополучные лезгины, благополучие которых напрямую зависит от их вовлечённости в интересы титульной нации, смешавшиеся и сроднившиеся с титульной нацией, посредством которых в лезгинской среде проводятся интересы титульной нации. Невозможно, конечно, не понимать, почему СМИ и масс медиа соседней страны целенаправленно проводят антироссийскую пропаганду, активировавшуюся максимально с 24 февраля 2022 года. Геополитические планы пантюркистов соседнего государства не скрываются. Эти планы заключаются в безумном желании расширения свой территории на север, как минимум, захват Южного Дагестана вместе с городом Дербент. Война на Украине привела к тому, что наверх уверенным потоком всплыли все антироссийские элементы, которые раньше вели себя более-менее осторожно. В последние месяцы русофобия внутри соседнего государства зашкаливает. На это уже невозможно закрывать глаза. И если российские политики стараются не замечать этого по своим соображениям, то мы, северные лезгины не может не замечать, так как это происходит рядом с нами и даже в нашей собственной этнической среде. Не может не вызывать озабоченность откровенная декларация со стороны представителей титульной нации соседнего государства воинственных планов захвата южных российских территорий, в случае ослабления или развала России. Так как речь идёт конкретно о лезгинской земле, то это нас волнует. Нам такой бесовской сценарий и в страшном сне не нужен! Социальные сети полны неистовых фантазий и больных желаний представителей титульной нации соседнего государства, связанных с захватом части Дагестана с Дербентом при малейшем ослаблении России, воинствующих антироссийских логунгов, поддержки неонацизма на Украине, пожелания России поражения в военной спецоперации на Украине, гибели и наихудшего сценария в её возможном противостоянии с НАТО. У большей половины представителей титульной нации соседнего государства в аватарках размещены украинские флаги и языческий трезубец, демонстрирующие их антироссийские настроения. Удивительно, что российские журналисты этого словно не видят, не замечают! Но что самое неприятное, что в этой отвратительной клоаке низменных инстинктов вкупе с воинствующим пантюркизмом и лютой русофобией, помимо представителей титульной нации соседнего государства, проявляться и лезгины, или те, кто себя так называют! Вот что самое неприятное! Возникает вопрос: «А лезгинам это зачем? Потому что это просто невероятно, как могут лезгины — лезгины, которых более 100 лет дискриминируют, ущемляют, угнетают, притесняют, унижают именно в этой «мусульманской» пантюркистской среде, лезгины, которые лишены всех своих этнических прав, истории, культуры, прав на самоопределение, лезгины, которым грозит уголовное преследование за любое проявление национал-патриотизма - как могут участвовать в этом поистине шабаше тёмных пантюркистких сил против Российской федерации? Как такое вообще возможно? Не может не вызывать озабоченность, что в последние месяцы определённая категория граждан соседнего государства, которые называют себя «лезгинами», повсеместно в социальных сетях и в группах ведут антироссийскую пропаганду. Ведут антироссийскую риторику даже на дагестанских пабликах, не стесняются заходить в группы, где публикуются данные дагестанских героев, погибших в специальной военной операции для защиты Донбасса от неонацизма, где люди просто выражают соболезнования, и даже там пишут некорректные антироссийские тексты. Обращения к ним прекратить такие действия, к сожалению, не оказывают влияния, прекращать свою деятельность не собираются. За их спиной стоят пантюркисты, которых их всячески поощряют и подталкивают. И «лезгины» стараются! Стараются заслужить одобрение хозяев жизни, отнимающих жизнь у их собственного народа! При дискуссии с такими «лезгинами», чаще всего они показывают крайне низкую степень информированности, причём очень плохо информированы и о своей истории, и о происходящем на Донбассе. Они уверены в том, что Россия «напала на независимое государство просто так, войну проигрывает, терпит поражения, весь мир против России, скоро России не будет» и щедро снабжают свою речь оскорблениями в адрес России, распространёнными в пантюркистской и неонацисткой среде, которые я не стану здесь приводить. Переубедить их в обратном практически невозможно. Попытки обратить их внимание на собственные этнические проблемы в их собственной, как они считают, стране или объяснять им, что ситуация на Донбассе вообще не их дело, их не касается, они не должны комментировать, не владея полноценной информацией, ни к чему не приводят. Они или сами жертвы обмана, манипуляции и антироссийской пропаганды, или преднамеренно сеют русофобию, выполняют политический заказ, угождая пантюркистским хозяевам. И том, и в другом случае, ничего хорошего для лезгин тут нет. Размышляя над всем этим, я пришла к выводу, что всё это происходит не случайно. Не может такого быть, чтобы человек не имел вообще никакого доступа к альтернативной информации. Такое в современном мире невозможно. Всегда есть возможность выяснить правду, сопоставляя данные разных источников. И лезгины не столь слепы, чтобы повестись на явно нелепые пропагандистские вбросы. Остаётся второе. Лезгин намеренно направляют по заведомо ложному, ошибочному для себя пути русофобии, возможно с целью дискредитировать лезгинский народ в глазах России и вызвать к лезгинам недоверие! Выглядит как целенаправленное действие, которое последствии ударит по самим лезгинам. И реализуется оно, судя по всему, 5-й колонной лезгинского народа в соседнем государстве, которому дана инструкция проводить русофобию в лезгинской, дагестанской, российской среде. Конечная цель - подорвать к лезгинам доверие в России. Иначе невозможно объяснить такая оголтелая активность в этой теме некоторых «лезгин». Почему и решила написать эту статью. Я верю в то, что среди южных лезгин есть здравомыслящие люди, которые не дадут опустить наш народ в это клокочущее ядовитое болото русофобии, которое несёт самим лезгинам только гибель. В первую очередь, потому что лезгины могут спастись как нация только через Россию и это абсолютно так! Никак иначе у нашего народа нет ни малейшего шанса на самосохранение, воссоединение и самоопределение! И мы видим это в настоящее время при сравнении положения лезгинского народа в России и положения там, за государственной границей. Поэтому мы, лезгины, должны быть чрезвычайно осторожны всего того, что нас толкает на необдуманные заявления и высказывания относительно страны, которая даёт нашему народу дышать свободно в настоящем времени. Страны, которая действительно способна помочь всему нашему народу в дальнейшем. Россия это наш единственный шанс на мирное полноценное национальное будущее. Не нужно губить своими руками то, что может наш народ спасти как нацию. Ни одному лезгину ни на миг не стоит забывать тот факт, что в соседнем государстве лезгинского народа конституционно не существует! Какие бы хорошие не были отношения между лезгинами и титульной нацией в быту, родство, бизнес, общение в обыденной жизни, какие бы дифирамбы вам не пели, не забывайте тот неопровержимый факт, что лезгинский народ официально не признан за коренной народ в данном государстве! Не нужно путать свои бытовые отношения и национальные интересы народа! Это абсолютно разные вещи! Мы говорим о государственной дискриминационной политике титульной нации в отношении лезгинского народа, которая титульную нацию устраивает, она приняла эту политику и следит, чтобы лезгины не пытались выйти из той клетки, куда как нация загнаны! И живут хорошо и не имеют проблем те лезгины, кто согласился с такими правилами, а кто не согласился, им говорят прямо в лицо «Чемодан. Нет никакого равноправия лезгин с титульной нацией ни в чём в этом государстве. Не забывайте, что лезгинский народ подвергается геноциду и полнейшей ассимиляции с 1918 года! Огромное количество фактов нарушения национальных прав лезгин во всём, присвоение его истории, культуры, вычёркивания лезгинского народа даже из истории Кавказской Албании, переименования лезгинских сёл и объектов культуры, преследование лезгинских патриотов, дискриминация во всём. Тотальное унижение и оскорбление достоинства лезгинской нации. Фактов дискриминации лезгин во всех вопросах так много, что их перечисление удлинит статью в несколько раз. Подобного отношения к лезгинам никогда не было в России, какие бы сложные отношения не были между лезгинами и русскими в прошлом, но чтоб так к нашему народу относиться, как относятся в соседнем «мусульманском» государстве, чтобы так унижать целый народ, тем более, коренной народ с тысячелетней историей, чтобы конституционно не признавать существование лезгинского народа в государстве, в котором лезгины второй по численности народ, чтобы дойти до того, чтобы начать придумывать фальшивые истории о том, что лезгины переселились в соседнее государство из Южного Дагестана в XIX веке, приехали на заработки и осели, то есть не являются коренным народом этого государства — такого в России и невозможно себе даже представить! Как можно душевно спокойно жить в такой стране, где твой народ абсолютно вычеркнут, отрицается, не упомянут ни в одном государственном документе, подвергается геноциду, дискриминации, ассимиляции, унижается, замалчивается в истории, выдаётся за пришлый некоренной, и при всём этом ещё и дать себя вовлекать в русофобию и антироссийскую риторику, забивая, тем самым, буквально, последний гвоздь в своё собственное существование?! Как вообще возможна такая духовная слепота?! Как можно любить такое государство, называть его своей «Родиной»? Как можно вестись на антироссийскую пропаганду и самим ещё и развивать его при всех вышеупомянутых фактах? Бывают ситуации, когда молчание золото. Когда нет возможности говорить правду, то молчание самое лучшее. Это по крайне мере более честно. Если это обманутые лезгины, а не манкурты, они услышат меня. Но если речь о 5-й колонне лезгинского народа, сделавшей свой выбор и служащей чужому государству, то их и смысла нет разубеждать, так как имеет место уже выбор. Поэтому я обращаюсь исключительно к лезгинам, которые, возможно, обмануты, но в которых ещё течёт кровь своих великих предков, которые выбирают для себя интересы своего народа и будущее своего народа. Положение лезгин в двух разных государствах. Национальные права лезгинского народа. С 1918 года в бывшей советской республике продолжается масштабный процесс насильственной ассимиляции лезгинского народа. Ни на минуту не останавливается активное выдавливание коренного лезгинского населения с мест традиционного своего проживания под любыми предлогами с задействованием административных, экономических и финансовых механизмов, а также с использованием правоохранительной системы. Постоянно идёт массовый отток лезгинского населения с родных мест, которые осваиваются чужеземными пришельцами под курорты, места туристического отдыха и частные поместья. На работу в курорт привозят сотнями семьи титульной нации из далёких южных районов страны с целью их закрепления на севере. Для лезгин работы в курортной зоне на своей же этнической земле - нет. Целенаправленно в течении последнего столетия разрушали высокогорный уклад жизни лезгин. Создаются невозможные условия жизни и работы, чтобы народ из родных мест уходил «добровольно». В советское время большое количество высокогорных лезгинских сёл были принудительно спущены вниз, их разбивали на части, разбрасывали в разные смешанные посёлки, где уже звучала иная речь и действовали совершенно иные законы, негорские, некавказские, нелезгинские. Поэтому и менялся менталитет лезгин. Южные лезгины не виноваты, что в чём-то всерьёз изменились, так как были поставлены в такие условия, когда сложно в столь чужеродной Кавказу восточной среде оставаться горцами. Но, как только простые лезгины вырываются из этой лицемерной восточной среды, то быстро сбрасывают с себя чужеродный налёт и опять становятся настоящими горцами, самосознание проясняется, что обнадёживает. Значит при надлежащих условиях есть шанс вернуться к своему горскому началу. К своей собственной культуре. Но там, в той среде это совершенно невозможно. Многочисленные лезгины, кто уезжают на заработки, в основном на север России, редко возвращаются обратно, они забирают свои семьи и оседают на чужбине. Практически все новые дома, построенные или строящиеся в лезгинских районах этого государства, строятся на деньги, зарабатываемые в России или в Европе, но не в этом самом государстве. И то, если лезгин принимает гражданство новой страны, где он практически живёт и зарабатывает средства на жизнь, он моментально теряет своё первое гражданство и права на своё имущество, дом, участок. Места постоянного проживания лезгинского народа на севере соседнего государства при отъезде лезгин на заработки не оставляют просто так, а моментально занимаются чужеземцами с юга страны. Они приходят, за бесценок покупают дома лезгин, или вообще за бесплатно получают права на них, оседают и становятся новыми хозяевами земель. В отличии от лезгин, им сразу же оформляется собственность на землю. Таким простым «мирным», «дружественным», «добровольно-принудительным» образом, без какой-либо войны или открытого конфликта, в течении многих лет меняется демографическая ситуация в лезгинской этнической зоне. По современным правилам соседнего государства, национальную принадлежность лезгин меняют в момент оформления метрики рождения новорожденных. Сейчас по всему миру можно встретить лезгин, у которых в паспорте чужеземные приставки, и записаны они в метрике как нелезгины. И менять они не могут, так как для этого нужно ехать обратно в страну выдачи метрики и менять там. Что вообще невозможно даже если и постараться. Редко кому это удаётся. Какая разница, как вы там записаны». Но именно запись в метрике составляет автоматическую перепись населения и на всю жизнь формирует этноидентификацию человека. Лезгины сами того не зная, записывая позволяя записывать детей своих в метрике как нелезгин, с чужими приставками к имени, думая, что это гражданство, сами тоже уменьшают численность своего народа. И таких хитростей в законодательстве много, когда ничего не подозревающие лезгины, становятся официально нелезгинами. Многие даже и не подозревают, что название титульного этноса это не только гражданство, но и национальность.

Большинство исследователей считают, что лезгины входили в состав Кавказской Албании, древнего государства 2-1 веков до н. Это был союз, предположительно, 26 племен, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Точное время исчезновения Кавказской Албании неизвестно, но некоторые исследователи считают, что это произошло к 10 веку. Высокая частота гаплогруппы J1 в целом характерна для популяций Дагестана и обособляет Дагестан от других регионов Северного Кавказа.

Лезгины. История происхождения. Часть I

В XV веке распространяется дагестанский вариант арабского алфавита «аджаме». В 1928 создана письменность на латинской, в 1938 — на русской графической основе. Развивается профессиональное искусство. Традиционная одежда у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба; у женщин — рубаха, шаровары, платье, бешмет, головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления.

Лезгинка — лезгинский сольный мужской и парный танец, распространён у многих народов Кавказа. В танце используется 2 образа. Мужчина двигается в образе «орла», чередует медленный и стремительный темп.

Низкие глиняные дома с ровными, гладкими крышами и окнами, обращенными во двор. Лишь несколько фруктовых деревьев было на весь аул. Деревьев нет и в округе. Только кусты и камни. Ведь выше аула, за грядой, уже альпийские луга. Самые богатые на весь Лезгистан. За эти пастбища разворачивались кровопролитные сражения. Иногда все решалось просто: выпускали к реке коней, и чьи кони придут первыми на пастбище, значит, того и пастбища. Конечно, неизменно первыми приходили кони из Тагирджала. На следующий год опять вспыхивал спор, который решали уже кинжалы. Сейчас пастбища заброшены. Да, бросили дети гор, как выражалось начальство, «неперспективные горы», переехали на перспективную равнину. А что не переехать? Раз у Советской власти не нашлось ни одного гвоздя, ни одного кирпича, чтобы за все время хоть что-то построить для Тагирджала. Сегодняшние заботы сделаны именно глухими, прежними руководителями. В результате опустошен Тагирджал, разорен Судур, брошены другие древние аулы... И чтобы утвердиться с 30-х годов и вплоть до 60-х, наместники народной власти заставляли лезги платить так называемый налог за оседлость, его платили в республике лица некоренной национальности, то есть не азербайджанцы. За проживание на родной земле с лезги брали деньги! Разве честь теперь что-нибудь стоит? Так национальная политика готовила себе национальные кадры. Кадры, которые никому и не были нужны. Зачем они, если нет рабочих мест? Семьдесят лет кряду из страны лезги «утекают» мозги и руки. Здесь нет ни научных учреждений, ни современной промышленности. Зато есть талантливые ученые, квалифицированные инженеры и рабочие, которые нашли свою судьбу на стороне. Парни из Тагирджала, например, работают в химических цехах Сумгаита, на промыслах Тюмени и Баку. Правда, только второсортная работа, как правило, достается им. Но даже не в этом мне видится беда. Вот что, на мой взгляд, самое страшное, самое невосполнимое. Но все это капля в море. Да воздаст ей Аллах добром... Не с капли ли начинается океан? Мы ходили по Тагирджалу, разговаривали с его редкими жителями. Время когда-то замерло здесь, а остановившись, перевернулось и потекло назад. Около развалин мечети в бурьяне валялся камень, похожий на брусок, Икрам-мюалим поднял его. Смотрю, на шершавой поверхности что-то написано по-арабски. Это по-нашему. А по-вашему... Какой бестактный вопрос. Икрам-мюалим пропустил его мимо ушей, даже отвернулся, и нарочно громко поздоровался с женщинами, которые уже добрых полчаса обмазывали глиной крышу соседнего дома и во все глаза смотрели на нас. Я тоже поздоровался с ними и, чтобы выйти из неловкого положения, попросил разрешения посмотреть их прекрасный дом. Про такие дома писал Лермонтов, называя их саклей. Крошечные две комнатки, устланные коврами. Пол, как положено, всюду глинобитный. На стенах фотокарточки, в рамках и без. Печей нет. Вернее, есть, в каждой комнате, но они тоже встроены в стену, и их будто нет. Печь в горах топят по-черному, и тогда открывают дырку в потолке. Потолок всюду прокопченный, низкий, он не похож на наш: вплотную уложенные жерди, сверху засыпанные землей, вот и весь потолок. Но в доме поразительная чистота. Будто приготовились к празднику. Ни пылинки, ни соринки, пахнет теплым хлебом, шерстью и свежим овечьим сыром. К сакле примыкает сарай для скотины. Без скотины ни прежде, ни теперь в горах не прожить. Аи, а что делать? Другого ничего нет. Зеленовато-коричневые лепешки пополам с соломой прилеплены в аулах едва ли не ко всем заборам, к стенам сараев. А высушенное топливо люди складывают высокими штабелями, заполняя до краев свои тесные маленькие дворики... Таков здесь XX век... На ночь меня приютил Ярохмедов Ярохмед, седеющий горец с чуть притухшими черными, очень выразительными глазами. Дом Ярохмеда построен, наверное, его дедом или прадедом. И с тех пор к нему не прикасалась рука строителя. Дом двухэтажный, с балконом, когда-то он был одним из лучших в Тагирджале. Первый этаж, как положено, для скотины. На втором живут, там есть и кунацкая, для гостей. Правда, у Ярохмеда очень современная кунацкая, заставленная: кровати, стол, стулья, диван. В горах мужчины уже не сидят на полу, облокотившись, как бывало, на мягкие подушки, не вытягивают в довольствии затекшие ноги. Теперь в мусульманских домах разговаривать любят за столом. А что делать? XX век. Да вот бабушка и мать, оказывается, боятся ехать, говорят, душно им на равнине будет, особенно бабушке, за свои сто лет так и не выезжавшей из Тагирджала. Ходит по Тагирджалу и кричит на всех. Видит, мальчик лет семи ведет ишака и курит. Тогда дай сигарету и ишаку. И пошел дальше». А самой большой шуткой, и самой глупой, лет сто назад была бы такая: «Скоро не будет лезгинских праздников». Честное слово, засмеяли бы, никто бы тогда не поверил, что внуки выбросят папахи, бурки, черкески своих дедов. Горячие горцы не догадывались о близком будущем. С остывшей кровью разве танцуют настоящую лезгинку? Ведь в селении целых семь! Есть пир, земля которого лучшее средство от зубной боли. Помогало лучше, чем иные нынешние лекарства. И сейчас нет-нет да и появится новая тряпочка у пира. Значит, снова кто-то пришел просить помощи у Всевышнего. Значит, не забыты слова бабушек и дедушек о великих таинствах Тагирджала. Оно, конечно, помоложе Тагирджала, там нет замечательных пиров, но зато там хорошо видно Шахдаг, гору, покрытую снегом, ведь рядом главный Кавказский хребет, а это, каждый знает, уже серьезно. Но долго. По тропе и верхом. Другой дороги из Тагирджала нет. Когда-то эта дорога была вполне приличной, но и она заросла без людей: нам приходилось пригибаться, чтобы ветки не поранили лицо. Кустарники кое-где уже сомкнулись над тропой. Красота кругом фантастическая. Тропа ведет по краю каньона. Где-то внизу слышится река. Ее скрывал туман, вернее, облака. Раза два или три видел притоки неведомой реки, они срывались с соседнего склона и падали в облако. Иногда кустарники, обсыпанные яркими ягодами, кончались, и тогда тропа петляла среди огромных камней, подернутых мхом и клочьями травы. А когда не было и этой растительности, тропа сужалась, прилипала к горе, и оставалось молить Аллаха, чтобы лошадь вписалась в размеры дороги. И лишь бы не оступилась. Ведь дорога на Судур лежит на высоте двух километров. К обеду и доехали. Тогда я вдруг почувствовал смертельную усталость.

Есть небольшая лезгинская община и в Грузии. Существуют лезгинские диаспоры в Узбекистане. А также в Турции, куда лезгины попали мухаджирами исламскими беженцами сразу после Кавказской войны. Всего же лезгинов в мире насчитывается около 500 тысяч человек из них 300 - в России. На каком языке говорят лезгины? Язык лезгинов, сложный, но прекрасный, относится к нахско-дагестанской семье. То есть, лезгинский отдаленно родственен чеченскому и аварскому с даргинским. Но ближайшие его родственники это табасаранский, цахурский, удинский и еще несколько коренных языков южного Дагестана и северного Азербайджана. Большинство лезгин также отлично владеет русским и азербайджанским языками. Представители этого народа часто бывают знатоками сразу трех языков! Ныне лезгины пользуются кириллицей.

Также решаем вопрос с постоянным офисом для НКА. Вскоре должны зарегистрироваться в Минюсте, что позволит нам вести нашу деятельность еще более активно и интенсивно. Курбан стха, какая обстановка сложилась в ХМАО? В городе и округе созданы все условия для нормальной работы общественной организации. Было бы желание, а оно у нас несомненно есть. Отмечу, что в учредительном собрании нашей организации приняли участие свыше ста человек. Несмотря на будничный день, мы получили значительную поддержку наших земляков. Естественно, активизация лезгин не прошла бесследно. Нам иногда приходится слышать, в особенности от представителей других дагестанских общин о том, что лезгины якобы объединяются против кого-то. В этой связи хочу подчеркнуть, что мы за созидание, мы ориентированы на защиту и развитие лезгинского языка, культуры, за сплоченность и дружбу всех народов. Лезгины являются одним из народов Дагестана и то, что мы дагестанцы — это у нас не кто не отберёт! Если каждый займётся собой, своей семьёй, а далее своим народом, то будет благо для людей и порядок! Сила в единстве! На самом деле мы уже разработали целый список проектов и акций. Часть из них уже реализована, в частности мы организовали ифтар для мусульман Нижневартовска в месяц Рамадан.

Интересные факты о лезгинке

Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгияр новости. история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешности мужчин и женщин, жизни и быта, праздников и ритуалов. Некоторое предубеждение у лезгина осталось только против торговцев армян, а особенно евреев. САМОЕ ЧИТАЕМОЕ. В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества.

Лезгинский культурный журнал

Всего же лезгинов в мире насчитывается около 500 тысяч человек из них 300 - в России. На каком языке говорят лезгины? Язык лезгинов, сложный, но прекрасный, относится к нахско-дагестанской семье. То есть, лезгинский отдаленно родственен чеченскому и аварскому с даргинским. Но ближайшие его родственники это табасаранский, цахурский, удинский и еще несколько коренных языков южного Дагестана и северного Азербайджана. Большинство лезгин также отлично владеет русским и азербайджанским языками. Представители этого народа часто бывают знатоками сразу трех языков! Ныне лезгины пользуются кириллицей.

Но исторически у них существовало и собственное агванское письмо. Какая история у лезгин? В начале нашей эры лезгины входили в мощную конфедерацию 26 племен Кавказской Албании.

Центру «Самур» предоставлено ежедневно 15 минут эфирного времени для вещания по республиканскому радио. Газеты «Ени самух» и «Алпан» учреждены Центром лезгинской культуры и выходят на лезгинском и азербайджанском языках тиражом каждая более 1000 экземпляров. В Кусарском районе на лезгинском языке печатается газета «Кусар». Значительную работу по духовному единению лезгин как в пределах Азербайджана, так и во всем мире, по налаживанию культурных связей между азербайджанскими и дагестанскими лезгинами с 1992 года ведет газета «Самур», издаваемая в Баку тиражом в 2000 экземпляров.

Финансовые и иные проблемы вынудили редакцию сократить количество номеров до одного в месяц ранее — 2 раза в месяц. Тем не менее газета старается оперативно информировать читателей о новостях культурной жизни, поднимать злободневные вопросы, волнующие каждого читателя. Газета выходит на трех языках: лезгинском, азербайджанском и русском. Как сказали автору этих строк в редакции газеты, практически все статьи для нее пишут лезгины. Знакомство с номерами последних трех лет отчетливо показывает основную линию газеты — сохранение родного языка, воспитание у читателей бережного к нему отношения ср. Важной своей задачей редакция считает знакомство с земляками, известными соотечественниками за рубежом, с исследователями лезгинского языка и лезгинской культуры — нашими современниками и деятелями прошлого. Эта тематическая часть материалов представлена как в виде очерков например, о певице Рагимат Гаджиевой — 23.

Стараясь поднять уровень правового образования читателей, редакция на протяжении нескольких номеров публикует отрывки из «Гаагских рекомендаций по правам национальных меньшинств на образование». Достаточно активно в Азербайджане работают лезгинские писатели. Одна из самых заметных среди них — редактор газеты «Самур» Седагет Керимова, которая родилась 30 марта 1953 года в селении Каладжуг Кусарского района. Она окончила среднюю школу в городе Кусары, факультет журналистики Азербайджанского государственного университета и там же аспирантуру отделение философии. Работала в газетах «Совет кенди», «Хаят», «Азербайджан», «Гюнай». С 13 лет публикует стихи, рассказы и статьи в республиканских изданиях. В различных издательствах Азербайджана у нее вышло уже 10 книг: «Немой крик» — на азербайджанском языке, «Лезгинкадал илига» «Сыграй лезгинку» — книга стихов на лезгинском языке, «Къарагъ дуьнья, лезгинкадал кьуьлериз» «Вставай, мир, лезгинку пляши» , «Къайи рагъ» «Холодное солнце» и «Мад са гатфар» «Еще одна весна» , сборник прозаических произведений «Блажная» и поэтический сборник «За семью горами» — на русском языке в переводах азербайджанских переводчиков и другие.

Керимова преподавала лезгинский язык и литературу в Бакинском филиале Дагестанского государственного университета. Она же в 1996 году создала лезгинский инструментальный ансамбль «Сувар», в репертуар которого входят народные песни и танцы, а также сочинения самой Керимовой более 100 песен. Ансамбль «Сувар» проводит широкую концертную деятельность. В 2004 году издано два альбома этой группы: «Зи хайи эл» и «Ягъ, са лезги макьам». К 50-летнему юбилею С. Керимовой был издан биографический очерк на азербайджанском языке «Седагет» М. Баку: Зия-Нурлан, 2004.

Творческая деятельность С.

Новейшие исследования историков и филологов свидетельствуют о существовании общекавказского языкового единства. Что касается рода занятий, то отмечается, что торговля им не была свойственна. У них преобладало натуральное хозяйство совершались бартерные сделки, деньги в обществе особой роли не играли.

Правителем Албании — государства лезгиноязычных народов — был царь! Столицей государства считался город Кабала, руины которого находятся в Куткашенском районе Азербайджана. Название Кабала по-лезгински означа- ет — «город, расположенный на двух холмах», от лезгинских слов «къпед». Это был крупный густонаселенный город.

В нем находился и храм Лупы — языческого божества лезгин. Жрец главного языческого божества считался вторым человеком з государстве и обладал чрезвычайными полномочиями. Возникновение государства на основе политического и экономического союза лезгиноязычных племен способствовало развитию земледелия, животноводства ,ремесла дальнейшему росту производительных сил, облегчению защиты своих границ в случае нападения неприятеля. Закладывались новые и развивались старые города и села, расширялись экономические контакты с соседними племенами, углублялись культурные связи.

Если сравнить эти топонимы с современными, то налицо прямая их связь с населенными пунктами, где ныне проживают лезгиноязычные народы. Албания состояла из ряда мелких. Любопытную страницу истории Албании составляет ее отношение к Римской империи. На помощь местному населению поспешили и воины из Албании.

Натиск завоевателей был отбит. Через несколько лет предводителя римлян Лукулла сменил Помпеи. В 66 году до н. Царем Албании в то время был Оройз.

Он собрал сильную армию и внезапно напал на захватчиков. В его войске насчитывалось 40 тысяч воинов. А Страбон сообщает, что в случае необходимости Албания могла выставить 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников. Б декабре 66 года до н.

Однако, вскоре римляне нарушили договор и стали продвигаться вглубь Албании. Разразилась новая, еще более ожесточенная схватка, во время которой царевич Козис ворвался в расположение римлян и чуть было не поразил полководца Помпея. Козис получил смертельную рану, а албаны рассеялись по окрестным территориям. Очевидцы свидетельствуют, что в албанском войске сражались и женщины.

Это были так называемые амазонки —храбрые воительницы кавказских гор. Легенды о них сохранились до нашихдней. После второго поражения царь Оройз запросил мира. Однако, Помпеи, воодушевленный победами, не соглашался на это.

Ка-к бы он ни зверствовал на пути своего продвижения, везде римляне встречали дружный отпор местных племен, что в конце концов вынудило Помпея покинуть пределы Албании. Албания не была покорена. Поэтому вслед за Помпеем сюда пришел другой римский завоеватель Красе, которому также не удалось подчинить эту гордую страну власти римских императоров. Несмотря на это, римляне время от времени повторяли свои грабительские походы в Албанию, но существенных побед не достигали.

К сожалению, римляне были не одиноки в своих вожделениях к Албании. Лезгиноязычным племенам приходилось отражать многочисленные нашествия кочевников и с севера. Во второй половине I века н. Походы кочевников, как правило, сопровождались разрушением городов и крепостей, выжиганием садов и нив, пленением населения.

Но и в эти суровые времена албанские племена мужественно защищали свою Родину. Кочевники приходили и уходили, а албаны, как и прежде, оставались хозяевами своей земли. В недолгие периоды мира между очередными нашествиями врагов, лезгиноязычные племена Албании восстанавливали разрушенное, продолжала развивать хозяйство, укреплять дружеские связи с соседями. В то время большим спросом пользовались албанские ткани из хлопка, льна, шелка, изделия гончаров и ювелиров, ковровщиц и кожевников.

Развивалось устное народное творчество, вершиной которого стал крупномасштабный героический эпос лезгинского народа о великом и справедливом богатыре Шарвили. Их подчинение верховной власти становилось все более и более нормальным. Особое внимание привлекает область Чур, название которого с лезгинского переводится как «долина», «равнина». Располагалась она к югу от Дербента на берегу Каспийского моря и имела большое стратегическое значение.

Именно здесь располагались знаменитые Албанские ворота — проход между горами и морем. Лезгины это место, то есть Дербент, называют Кьвевар — «двое ворот». Здесь обитали лезгиноязычные племена. Южнее располагалась область Маскат или Мюшкюр На западе простирались земли области Лакз.

За нею, в горах -— область Шаки ,с которой граничила область. Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел. По обеим берегам реки Гирдман располагалась область Гирдман, богатая металлическими рудами. Южнее находилась область Ути со столицей Партав.

У кстокоь Самура были более мелкие княжества Кзх и Цахур. Эти и многие другие области Албании были густо населены и начинены городами, крепостями и селами. Одним из важнейших собы-ий в истории Албании было распространение здесь христианства. Новая религия принималась правящей верхушкой с целью упрочения своей власти.

Начало христианизации Албании относится к IV ве- ку н. В наиболее крупных и сильных областях Албании стали строиться церкви. Христианам иногда отдавались и языческие храмы, посвященные богам Луны. Солнца Огня и I.

К тому же времени относится экспансия сасанидского Ирана в Албании, Официальной религией этого мощного государства являлся зороастризм, следы которого и поныне остались в верованиях лезгиноязычных и дагестаноязычных народов. Сасаниды разрушали в Албании языческие храмы и строили зороастрийские, распространяя здесь огнепоклонство. Не оставили свои завоевательские планы и римские императоры. С севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена.

Албания в это время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию противодействия алчным поползновениям завоевателей. На ее экономике сильно сказалась и длительная воина между сасанидами и римлянами. Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы, где было более или менее спокойно. Отдельные племена, не в силах противостоять жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру.

Албанские ворота — Кьвевар — Дербент оказался в руках сасанидов. Сюда насильно стали переселять в огромном количестве иранские семьи. Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего. Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных племен.

В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов участвовали воины из Таваспора Табасарана и другие лезгиноязычные племена из Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов. В середине V века н. Однако ,это восстание было жестоко подавлено.

Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей огромной сасанидской империи. Сасаниды стали укреплять город Кьвевар Дербент для защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его современное название Дербент. Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен.

В этой ситуации государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны. Одним из замечательных государственных деятелей Албании был Виро ,вернувшийся в эти трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов.

Традиции вне времени Культура кавказских народов у многих из нас ассоциируется с красивым зажигательным танцем — лезгинкой. А ведь он был назван в честь необыкновенного этноса, который именуют лезгинами. Они — потомки древних племён, появившихся на территории современного Дагестана ещё в бронзовом веке. Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента. Эти люди гордятся своей богатой историей, стараются сохранять старинные традиции и устои, которых придерживались их предки. Сегодня насчитывается около 800 тысяч людей, причисляющих себя к лезгинам. Давайте же познакомимся с историей этого народа. Что открывает нам его прошлое?

Почему лезгинами пугали детей? И что может означать их название? Название-загадка При знакомстве с любым народом вызывает интерес, почему именуют его именно так, а не как-либо иначе. Однако название лезгин не даст ответов на все интересующие вопросы, для учёных оно по-прежнему остаётся загадкой. Происхождение этнонима требует дополнительного изучения. Известно, что древние авторы называли их по-разному. Чаще всего определение использовалось русскими для обозначения жителей южного Дагестана, где и сегодня проживает большинство лезгин.

Лезгины в Дагестане: национальность и происхождение в мире

Лезгины – как живут «создатели лезгинки»? Лезгины испокон веков известны под названием «леги» (леки), от которого впоследствии и произошёл современный этноним «лезги».
Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации 25 январь 2024 «Лезгины столицы» в гостях у ФЛНКА 15 октябрь 2023 В Махачкале состоялась презентация книги переводов смыслов священного Корана на лезгинский язык.

В Нижневартовске создается лезгинская общественная организация

  • Лезгины — Википедия Переиздание // WIKI 2
  • Какая история у лезгин?
  • LEKIA LEZGISTAN : Лезгины и азербайджанцы, братья или враги?
  • Лезгины: распространение и численность
  • Интересные факты о лезгинке
  • Языковые сложности

Интересные факты о лезгинке

ФЛНКА - Официальный сайт В наше время лезгины — достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком, хотя в быту лезгины.
Древняя история лезгин - коренные народы Кавказа | журнал АЛАМ Добавить фото или видео.
Лезгины: история, культура и традиции - ЛезгиЯр Свежие новости, статьи и интересные факты о Лезгинах на новостном сайте LezgiYar.
Наивные лезгины, очнитесь! Лезгины действуют, они самым активным образом борются с алиевской клептократией!
Лезгины. История, культура, традиции Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция.

Лезгины – как живут «создатели лезгинки»?

Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины Низкий поклон всем,кто похвалил лезгин: значит действительно они заслуживают уважения.
LEKIA LEZGISTAN : Лезгины и азербайджанцы, братья или враги? - Наша Армения От имени РОО НКА "Московские лезгины" выражаем глубокие соболезнования всем, кто пострадал в результате ужасной трагедии, произошедшей в ТЦ "Крокус-Сити" 22 марта.

Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации

народ, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана. Лезгины. Лезгины (лезг. лезгияр, лекьер, ед. ч. лезги, лекь[17]) — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Добавить фото или видео. Главная» Новости» Последние новости лезгин. История лезгин тесно связана с другими дагестанскими народами не только в силу своей географической близости, но и потому, что до начала 20 века можно встретить название "лезгины" применительно ко всему горскому населению Дагестана. Почтительное отношение лезгин к огню сохранилось до сегодняшнего дня в виде языческих верований и обычаев.

Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин?

Главная» Новости» Кто такие лезгины. Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам. Лезгины утверждают, что за каждым выступлением этого эксперта следует видеть еще и проталкивание интересов пантюркизма. От имени РОО НКА "Московские лезгины" выражаем глубокие соболезнования всем, кто пострадал в результате ужасной трагедии, произошедшей в ТЦ "Крокус-Сити" 22 марта. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями. Полагают, что лезгины частично происходят от людей, населявших регион южной Дагестан в эпоху бронзы.

История лезгин

Но в доме поразительная чистота. Будто приготовились к празднику. Ни пылинки, ни соринки, пахнет теплым хлебом, шерстью и свежим овечьим сыром. К сакле примыкает сарай для скотины. Без скотины ни прежде, ни теперь в горах не прожить. Аи, а что делать? Другого ничего нет. Зеленовато-коричневые лепешки пополам с соломой прилеплены в аулах едва ли не ко всем заборам, к стенам сараев. А высушенное топливо люди складывают высокими штабелями, заполняя до краев свои тесные маленькие дворики... Таков здесь XX век...

На ночь меня приютил Ярохмедов Ярохмед, седеющий горец с чуть притухшими черными, очень выразительными глазами. Дом Ярохмеда построен, наверное, его дедом или прадедом. И с тех пор к нему не прикасалась рука строителя. Дом двухэтажный, с балконом, когда-то он был одним из лучших в Тагирджале. Первый этаж, как положено, для скотины. На втором живут, там есть и кунацкая, для гостей. Правда, у Ярохмеда очень современная кунацкая, заставленная: кровати, стол, стулья, диван. В горах мужчины уже не сидят на полу, облокотившись, как бывало, на мягкие подушки, не вытягивают в довольствии затекшие ноги. Теперь в мусульманских домах разговаривать любят за столом.

А что делать? XX век. Да вот бабушка и мать, оказывается, боятся ехать, говорят, душно им на равнине будет, особенно бабушке, за свои сто лет так и не выезжавшей из Тагирджала. Ходит по Тагирджалу и кричит на всех. Видит, мальчик лет семи ведет ишака и курит. Тогда дай сигарету и ишаку. И пошел дальше». А самой большой шуткой, и самой глупой, лет сто назад была бы такая: «Скоро не будет лезгинских праздников». Честное слово, засмеяли бы, никто бы тогда не поверил, что внуки выбросят папахи, бурки, черкески своих дедов.

Горячие горцы не догадывались о близком будущем. С остывшей кровью разве танцуют настоящую лезгинку? Ведь в селении целых семь! Есть пир, земля которого лучшее средство от зубной боли. Помогало лучше, чем иные нынешние лекарства. И сейчас нет-нет да и появится новая тряпочка у пира. Значит, снова кто-то пришел просить помощи у Всевышнего. Значит, не забыты слова бабушек и дедушек о великих таинствах Тагирджала. Оно, конечно, помоложе Тагирджала, там нет замечательных пиров, но зато там хорошо видно Шахдаг, гору, покрытую снегом, ведь рядом главный Кавказский хребет, а это, каждый знает, уже серьезно.

Но долго. По тропе и верхом. Другой дороги из Тагирджала нет. Когда-то эта дорога была вполне приличной, но и она заросла без людей: нам приходилось пригибаться, чтобы ветки не поранили лицо. Кустарники кое-где уже сомкнулись над тропой. Красота кругом фантастическая. Тропа ведет по краю каньона. Где-то внизу слышится река. Ее скрывал туман, вернее, облака.

Раза два или три видел притоки неведомой реки, они срывались с соседнего склона и падали в облако. Иногда кустарники, обсыпанные яркими ягодами, кончались, и тогда тропа петляла среди огромных камней, подернутых мхом и клочьями травы. А когда не было и этой растительности, тропа сужалась, прилипала к горе, и оставалось молить Аллаха, чтобы лошадь вписалась в размеры дороги. И лишь бы не оступилась. Ведь дорога на Судур лежит на высоте двух километров. К обеду и доехали. Тогда я вдруг почувствовал смертельную усталость. Не уверен, что меня хватило бы еще на километр пути. Но зато какие впечатления.

Ехали, и слава Аллаху, не видели ничего, кроме хорошего. Однако я все-таки подумал, ведь за впечатления в цивилизованном мире платят, причем твердой валютой. Но в Лезгистане о доходе от туризма, похоже, не слышали, иначе наверняка пару-тройку седел сделали бы. На всякий случай. Думаете, к аулу мы подъехали незамеченными? Куда там, все уже наперед знали. Оказывается, здесь и мышь не прошмыгнет незамеченной. От зорких пастухов не скрыться. Пастухи перекликаются, издавая очень высокие звуки, которые незнакомец может и не услышать.

Около аула склон почти пологий «почти», разумеется, с очень-очень большой поправкой , он весь под огородами. В Судуре сады растут плохо, все-таки горы кругом, где и снег, и морозы порой не уступают сибирским. Огороды скрывались за каменными грядами. Не от скотины эти «заборы» и уж, конечно, не от людей. Крестьяне весной очищают наделы, но к следующей весне из земли «вырастают» новые камни. Их и выбрасывают с полей, возвышая и без того высокие гряды... Когда мы въезжали, запомнились две женщины, они стирали шерсть под деревом. Белый сугроб сушился перед ними. Куры, индейки расхаживали рядом.

Значит, еще теплится жизнь в Судуре, еще не все бросили дома предков. Кое-как живут. Поездку по Азербайджану мне прервали выборы, очередные выборы Советской власти. Проходили они здесь в 1990 году, как известно, при режиме военного положения, и приказам подчинялись все, даже неизбиратели. Словом, не по своей воле я оказался в соседнем Дагестане. Там живет народ, который тоже называется лезги. И дело, конечно, не в том, что едва ли не все говорят по-русски почти без акцента. Там дух иной! Горами не пахнет, пахнет российским селом...

Неужели же равнина так изменяет людей? Не хочу много рассказывать о дагестанских лезгинах: лишь две-три светлые минуты за всю поездку. Простите, дорогие земляки, но было именно так. И одну из этих светлых минут подарил Руслан Керимханов из селения Гилияр. Если бы не он и не его замечательные друзья, честное слово, подумал бы, что в Дагестане уже перевелись лезги. Этот парень собрал в брошенных домах старинную посуду и хранит ее на чердаке. Говорит, для музея! Честное слово, какой-то несовременный лезги живет в Гилияре. Зачем-то учится рисовать.

Зачем-то записывает народные предания и обычаи. Хочет восстановить мечеть. Говорит о возрождении народных промыслов. От Руслана я узнал, что Гилияр основали пришельцы из Саудовской Аравии. То ли в IX, то ли в X веке переселилось оттуда сто семей. Какого именно? Зато известно, что в Гилияре всегда была мечеть. С покатой крышей. С минаретом.

Правда, ныне она разрушена и, видимо, безвозвратно. Наши современники рядом с древней мечетью, прямо через кладбище, проложили дорогу...

В Азербайджане в Кусарах в 1998 году был открыт Государственный лезгинский театр. Кухня лезгин Традиционная основа пищи лезгин — мясо-молочная и растительная бобы, зерно , хлеб из кислого и пресного теста, выпеченный в традиционных печах — хьаре. В городах Дагестана пользуется популярностью лезгинский тонкий хлеб.

Кроме хлеба, популярностью пользуются различные пироги с начинкой из мяса, съедобных трав, творога. Популярны хинкал, шурпа суп с мясом , шашлык, голубцы. Мясо используется как в свежем, так и сушеном виде; в рационе значительное место занимали молочные продукты. Лезгинский костюм Традиционная одежда сходна с одеждой народов Дагестана: у мужчин — шаровары, рубаха, бешмет, папаха, черкеска, в холодную погоду — овчинная шуба и башлык. Женщины носили цветные шаровары, рубаху-платье, чухту, бешмет, головные платки.

Кроме хлеба, популярностью пользуются различные пироги с начинкой из мяса, съедобных трав, творога. Популярны хинкал, шурпа суп с мясом , шашлык, голубцы. Мясо используется как в свежем, так и сушеном виде; в рационе значительное место занимали молочные продукты.

Лезгинский костюм Традиционная одежда сходна с одеждой народов Дагестана: у мужчин — шаровары, рубаха, бешмет, папаха, черкеска, в холодную погоду — овчинная шуба и башлык. Женщины носили цветные шаровары, рубаху-платье, чухту, бешмет, головные платки. Из украшений распространены мужские и женские серебряные пояса, нагрудные и головные украшения, кольца, браслеты.

Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Танцевальное искусство Определение 2 Лезгинка — лезгинский мужской сольный либо парный женский и мужской танец, распространенный у многих кавказских народов.

А для увеличения численности тюркского этноса в Азербайджан переселяли турков-месхетинцев из Средней Азии. А тут ещё и религиозные различия: большинство азербайджанцев являются по вероисповеданию шиитами, а нацменьшинства, те же лезгины, — сунниты. Многих лезгин вынудили покинуть родные места», — утверждают лезгинские активисты. Они говорят, что азербайджанские власти аналогично поступали с русскими, талышами, татами, аварцами и другими народами.

В исследовании говорится, что после передачи Россией Азербайджану двух лезгинских сёл Храх-Уба и Урьян-Уба первое получило тюрское название Палыдлы. И есть много других примеров переделки топонимики. А лезгинские активисты также сетуют и на то, что лезгин специально записывают азербайджанцами. И ещё один факт: в 2016 году в Махачкале убили председателя «Садвала» лидера лезгинского движения Назима Гаджиева.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий