Это связано с тем, что на территории, где жили майя, царила засуха, поэтому было важно иметь запасы воды. Между тем, существует и другая версия про цивилизацию майя, которая заключается в том, что майя на самом деле никуда не исчезла, их потомки могут до сих пор жить на Земле. Специалисты из Национального института антропологии и истории Мексики сделали уникальное открытие в джунглях полуострова Юкатан — они обнаружили неизведанный до этого город древнего племени майя.
Откуда появилась и куда исчезла великая цивилизация майя
Потому что большой город майя в принципе не предусматривает оборонительных стен, потому что он размерами и населением защищен. Там были какие-то системы ограничения передвижения, но не масштабные стены. А тут видно — построили стену. Причем специально, она стоит поверх прежних зданий. Стена, конечно, не очень хорошая. И очень похожие процессы мы наблюдаем и во втором кризисе.
Это тот так называемый коллапс… Баченина: - В общем, перессорились, какие-то гражданские войны. Беляев: - Это такое объяснение. Второй коллапс — это IX — первая половина X века. Это когда классическая цивилизация приходит в упадок, когда были оставлены города и т. Тогда действительно масштаб больше, городов оставлено больше, население сокращается гораздо быстрее, оставляются гораздо большие площади.
И здесь опять много дискуссий, что это — экологические причины… Сейчас стала популярна теория засухи, что это такая глобальная засуха, которая весь мир затронула, в том числе и Китай. Другая теория ищет причины во внутренней социально-политической структуре, что слишком много элиты. Баченина: - А куда они ушли? Беляев: - В том-то и дело, что как раз никуда не ушли. Потому что мы наблюдаем процесс, который у нас в 90-е годы тоже наблюдался, когда у нас был экономический кризис.
Некоторые люди частично живут в городе, а ведут какое-то еще полусельское хозяйство. Для Москвы, для мегаполиса… Баченина: - Каждый четвертый. Беляев: - Но многие люди этим занимаются просто для души. А в 90-е годы это были существенный доход для многих семей. Баченина: - То есть можно провести аналогии, чтобы было понятно.
Беляев: - Эта деурбанизация, люди начинают из городов потихоньку уходить, население падает. И мы видим это на археологических материалах, оно действительно сокращается. А потом уже, может быть, к социально-политическому кризису добавилась экология, начало засухи и т. Тут неожиданно выясняется, что и в сельской местности жить неудобно. И люди начинают вымирать от голода, от болезней.
И на протяжении 150 лет население падает довольно быстро. Хотя были какие-то эмиграции, видимо, люди куда-то убегали совсем далеко. Думаю, современный человек способен представить, что такое город, потому что он обитает в городе, у него какое-то схематическое мышление работает. А здесь как представить правильно — так же, как у нас: вот город заканчивается и начинаются села, деревни? Беляев: - Урбанизм в древних обществах, в ранних цивилизациях всегда своеобразный.
К нашему ближе какой-нибудь древневосточный, где города концентрированные, вот здесь стены и всё, город условно заканчивается есть, конечно, предместья. В мезоамерике не так, особенно у майя. Поскольку это все-таки тропические районы, там, с одной стороны, много пространств, с другой стороны, специфика земледелия такая — город расплывается. Есть центральная часть. Там ты сразу поймешь, что это город.
В текстах майя они называют, что это высокий город. Там пирамиды, там дворцы, там площади, там поселения зажиточных горожан, все, что нужно для города — храмы, школы, училища. Баченина: - А как вы понимаете, что это школа? Беляев: - К сожалению, не так много данных. У нас есть два примера, исследованных археологами, специалистами по письменности майя, которые показывают, что это были училища или школы.
В результате игры солнечного света и тени появляется изображение огромного змея, тело которого заканчивается каменным изваянием змеиной головы у основания 25-ти метровой пирамиды. Такого визуального эффекта можно было достичь, лишь тщательно просчитав расположение постройки и обладая точными знаниями в области астрономии и топографии. Еще одной интересной и загадочной особенностью пирамид является то, что они являются огромным резонатором звука. Известны такие эффекты как: звуки шагов людей, идущих к вершине, слышны у основания пирамиды, как звуки дождя; люди, находящиеся на расстоянии 150 метров друг от друга на разных площадках могут отчетливо слышать друг друга, при этом, не слыша звуки, издаваемые рядом с ними. Для создания такого акустического эффекта древним архитекторам пришлось производить точнейшие расчеты толщины стен. Культура народов Майя К великому сожалению, о культуре, истории, религии индейских племен можно узнать лишь из сохранившихся архитектурных и культурных материальных ценностей. Вследствие варварского отношения испанских завоевателей, уничтоживших большую часть культурного наследия древних индейцев, потомкам осталось крайне мало источников для получения знаний о зарождении, развитии и причинах упадка этой величественной цивилизации! Обладая развитой письменностью, во времена своего расцвета, майя оставили огромное количество сведений о себе.
Однако большая часть исторического наследия была уничтожена испанскими священниками, насаждавшими христианскую религию среди индейцев Центральной части Америки во время ее колонизации. Сохранились лишь надписи на каменных плитах. Но ключ к расшифровке письменности так и остался неразгаданным. Только третья часть знаков доступна пониманию современных ученых. Архитектура: майя возводили каменные города, поражавшие своей величественностью. Храмы и дворцы строились в центре городов. Поражают воображение пирамиды. Не имея металлических орудий труда, древние индейцы каким-то поразительным образом создавали пирамиды, не уступающие по своей величественности известным Египетским.
Пирамиды должны были возводиться каждые 52 года. Это обусловлено религиозными канонами. Отличительной особенностью этих пирамид является то, что вокруг уже существующей начиналось строительство новой. Искусство: на стенах каменных сооружений сохранились до наших дней следы живописи и каменных скульптур, преимущественно носивших религиозный характер. Быт: древние индейцы занимались собирательством, охотой, земледелием, выращивая бобы, маис, какао, хлопок. Широко использовалась оросительная система. Некоторые племена добывали соль, выменивая потом ее на другие товары, что послужило развитием торговли, носившей характер натурального обмена.
С другой стороны, огромная территория майя предоставляла неограниченное пространство для растущего населения. Поэтому данный период характеризуется началом мощной экспансии, охватившей земли от побережья Тихого океана до севера Юкатанского полуострова. В то же время начала трансформироваться социальная структура. Магические обряды, связанные с народными верованиями, стали осуществляться исключительно одной группой людей, якобы наделенных сверхъестественными силами волшебники, колдуны. Мало-помалу эта группа стала отдаляться от процесса производства пищи и заниматься деятельностью менее обременительной и более выгодной и престижной. В селениях и деревнях в центре группы жилищ стали строить хижину больших, чем другие, размеров, возведенную на более высокой платформе. В середине этого периода в область майя проникли влияния ольмекской культуры, исходившие с побережья Атлантики. Через перешеек Теуантепек они достигли Тихоокеанского побережья и Гватемальского нагорья. Эти влияния затронули, вероятно, правящую группу; править стали чужие люди, которые принесли новые знания календарь, "Длинный счет", зачаточную письменность, божество-ягуар, гигантские скульптурные головы и использовали их для укрепления своего господства. Но жизнь народа майя оставалась в целом прежней; майя работали на самих себя и на касту, которая ими управляла, была ли она ольмекской, как в южной зоне Каминальхуйю и Тихоокеанское побережье , или майянской, как в центральной Сейбаль, Вашактун и Тикаль и северной Цибилчальтун зонах. Довольно старая карта с довольно кривыми названиями, но при этом вполне наглядная. В левой части карты — перешеек Теуантепек, территория ольмеков. Поздний доклассический период 300 г. В поздний доклассический период большая часть территории майя была уже заселена, площади возделываемых земель значительно расширились и производство продуктов увеличилось. Необязательно это произошло благодаря техническому прогрессу; вполне возможно, что все потребности покрывались при помощи того же набора примитивных земледельческих орудий. Социальная дифференциация, начавшаяся в предшествующий период, еще более возросла. Правящий класс отдаленный потомок "корпорации" колдунов предшествующих веков из обычного посредника между народом и силами природы превратился в господствующее организованное меньшинство, эксплуатировавшее простой народ. Церемониальные центры стали заметно выделяться среди основной массы хижин общины. Здания, предназначенные для культовых целей, уже не стояли на простой платформе, для них строились пирамиды. Правда, на этих пирамидах все еще стояли храмы-хижины, но они уже были богато орнаментированы. Возводились каменные блоки, стелы и алтари, на которых появлялись не только лики богов, но и скульптурные портреты правителей, а также письмена, включавшие числа и календарные знаки. В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя. В Петене центральный и южный Юкатан в тот же период сильно выросли такие центры, как Вашактун и Тикаль. Их строители открыли способ получения раствора из смеси извести, песка и воды, при помощи которого они стали возводить каменные стены и получать штук, очень нужный художникам для воспроизводства масок божеств. Появление на барельефах изображений богато одетых человеческих фигур, вероятно правителей, указывает на возрастание их власти. В то же время исчезновение глиняных фигурок, характерных для предшествующих периодов, говорит о важных изменениях в духовной жизни. Протоклассический период 150-300 гг. В так называемом протоклассическом периоде культура майя приблизилась к своему окончательному формированию, став целиком отличной от остальных мезоамериканских культур. В действительности, для этого периода, еще до недавнего времени включавшегося в поздний доклассический период, характерны лишь количественные изменения.
Его нашли еще в 2015 году во время строительных работ близ города Мериды — столицы мексиканского штата Юкатан. Затерянный город получил название Шиол Xiol. За время раскопок археологи обнаружили остатки нескольких площадей, пирамид и дворцов. По словам ученых, архитектура этого памятника демонстрирует черты стиля пуук, который хотя и был распространен на юге полуострова Юкатан, редко встречается в окрестностях Мериды. Среди других находок оказались вырезанные из камня головы, каменные алтари, а также сенот «колодец жертв» , который, вероятно, использовался для ритуальных подношений богам. По оценкам руководителя раскопок Карлоса Пераса Carlos Peraza , в этом городе, существовавшем около 600—900 годов нашей эры, могло жить больше четырех тысяч человек. Археологи также обнаружили детские и взрослые погребения, в которых присутствовал сопроводительный инвентарь — орудия из обсидиана и кремня, ювелирные изделия и прочие подношения. Кроме того, во время раскопок исследователи нашли остатки морской фауны — свидетельства того, что жители Шиола употребляли в пищу не только сельскохозяйственные продукты, но и рыбу.
Древний город майя нашли в джунглях Мексики (фото)
Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке. В Мексике археологи нашли руины древнего города майя с дворцами, пирамидами и площадями на строительной площадке будущего промышленного парка на полуострове Юкатан, сообщает The Guardian. «Тикаль» на языке майя означает «место, где слышны голоса», ибо легенда этого народа говорила, что души бывших обитателей города, обязательно возвращаются туда, гдеони когда-то жили. Археологи разыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике. В исследовании, недавно опубликованном в журнале Ancient Mesoamerica, археологи сообщают об открытии огромного 2000-летнего поселения майя. Исчезновение загадочной цивилизации майя до сих пор считается загадкой для учё же произошло с таинственной культурой, которая возвела знаменитые пирам.
ТОП-10: Самые недавние открытия, связанные с древними тайнами народа майя
ЧольЛим Сюжет В начале 2010-х учёные нашли странные останки там, где жили индейцы майя: продолговатые черепа заставили многих заговорить об их инопланетном происхождении. И хотя это маловероятно, об этой цивилизации и правда известно совсем немного, что позволяет спекулировать о её истории и особенностях.
Что показало сканирование? Лазерное сканирование выявило 60 тыс. Здания и сооружения объединены в 964 поселения: 775 из них расположены на территории южной низменности бассейна, а еще 189 — в окружающем ее карстовом хребте. Большинство строений относятся к среднему с 1 000 до 400 гг. Расположение поселений майя, открытых в джунглях Гватемалы. Общая территория, которую покрывают здания разных периодов, превышает 170 000 Га. При этом древние поселения связаны между собой сложной структурой дорог и дамб, общая длина которых превышает 177 км. Ученые выделили шесть типов различных поселений, которые отличаются статусом, площадью, размером зданий и наличием общественных пространств. Эту иерархию можно условно сопоставить с современными представлениями о мегаполисах, крупных и небольших городах, сельских поселениях и отдельных хуторах.
Шесть типов поселений вокруг Эль-Мирадора. Здания включают жилые и общественные постройки, кроме того, на территории города расположены памятники, монументы, статуи и общественные пространства, например, площадки для игры в мяч. Различные типы построек в центре поселения первого уровня. Это архитектурные комплексы из нескольких пирамид, включающие доминирующую пирамиду на западе и вытянутую платформу с несколькими менее крупными постройками, протянувшуюся с севера на юг на востоке.
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
Оттуда они распространяются в менее комфортные условия по мере обретения новых навыков и знаний.
Майя строили прекрасные города с высокими храмами, знали колесо, земледелие, создавали искусные керамические изделия и великолепно знали астрономию. Их цивилизация была настолько развита, что экономика позволяла вкладывать деньги в развитие идей и технологий, даже если эти деньги — зёрна какао, нефрит или перья тропической птички кетцаля. Сведения о майя берутся не только из археологических находок: индейцы имели письменность! Не случайно на древних камнях можно найти множество изображений писцов, которые с помощью особого алфавита передавали потомкам знания и духовные представления. Книга складывалась гармошкой и хранилась в каменной шкатулке, иначе её могли быстро убить влага и насекомые тропических джунглей. Одно из самых влажных мест в Мексике, джунгли штата Чьяпас, майя облюбовали ещё во 2 веке до н. Здесь находится город Паленке, который во времена майя носил название Лакум-Ха, «Большая вода». Пик расцвета города пришелся на 300 — 900 года н. Самый известный местный правитель — Пакаль Великий, он руководил городом 68 лет! В 10 веке город пришел в упадок и из-за очень влажного и теплого климата быстро зарос растительностью и «спрятался» в джунглях.
Только в 18 веке его остатки были обнаружены. Самая высокая пирамида в Паленке — храм надписей, на вершину в 23 метра ведет 69 ступеней. Всего в пирамиде 617 иероглифов, которые рассказывают о правителях Паленке и о жизни Пакаля. Храм надписей начали строить в 672 году и строили 10 лет. Это одна из немногих пирамид в Мексике, которая была специально построена как гробница. В 1952 году здесь был найден саркофаг Пакаля с множеством драгоценных камней, лицо Пакаля украшала нефритовая маска. На крышке саркофага был изображен Пакаль, уходящий в загробный мир. Изображение это напоминало летательный аппарат, казалось, что Пакаль летит в космос.
Потомки майя
Кроме того, он также характеризуется доминированием горизонтальных линий над вертикальными и стенами, построенными из хорошо обработанных и пригнанных камней. Археологи из Национального института антропологии и истории Мексики INAH объявили об обнаружении руин древнего города майя. Его нашли еще в 2015 году во время строительных работ близ города Мериды — столицы мексиканского штата Юкатан. Затерянный город получил название Шиол Xiol. За время раскопок археологи обнаружили остатки нескольких площадей, пирамид и дворцов. По словам ученых, архитектура этого памятника демонстрирует черты стиля пуук, который хотя и был распространен на юге полуострова Юкатан, редко встречается в окрестностях Мериды. Среди других находок оказались вырезанные из камня головы, каменные алтари, а также сенот «колодец жертв» , который, вероятно, использовался для ритуальных подношений богам. По оценкам руководителя раскопок Карлоса Пераса Carlos Peraza , в этом городе, существовавшем около 600—900 годов нашей эры, могло жить больше четырех тысяч человек.
Для духовного и физического очищения майя использовали специальные, наиболее развитые для того времени, бани под названием темаскаль. Вокруг Коба, как огромные глазницы, зияют подземные озера и колодцы — сеноты.
Майя использовали их в качестве источника пресной воды и для совершения обрядов жертвоприношения. Они считали воды сенотов священными. Расстояние от поверхности земли до воды — 26 метров, которые ты преодолеваешь, спускаясь по лестнице. Глубина — 40 метров. Плавать в Ик Киле было жутковато. Дно далеко, небо высоко, а вокруг известняковые стены. К поверхности воды спускались лианы, а стены сенота обросли причудливыми растениями. Он построен в виде пирамиды. Каждый год, в дни осеннего и весеннего равноденствия 22 сентября и 20 марта тысячи людей со всего мира съезжаются посмотреть уникальное явление Кукулькана — Пернатого змея.
Именно в эти дни, даже при отсутствии солнца, на ступенях пирамиды появляется изображение гигантского змея из треугольников света и тени.
Особенности этой цивилизации привлекают ученых и простых людей, потому что она оставила после себя множество вопросов, которые веками ждут ответов. Если понравилось видео, вы можете написать в комментарии, поставить палец вверх, и тогда в мире станет больше умных людей?
С другой стороны, огромная территория майя предоставляла неограниченное пространство для растущего населения. Поэтому данный период характеризуется началом мощной экспансии, охватившей земли от побережья Тихого океана до севера Юкатанского полуострова. В то же время начала трансформироваться социальная структура. Магические обряды, связанные с народными верованиями, стали осуществляться исключительно одной группой людей, якобы наделенных сверхъестественными силами волшебники, колдуны. Мало-помалу эта группа стала отдаляться от процесса производства пищи и заниматься деятельностью менее обременительной и более выгодной и престижной. В селениях и деревнях в центре группы жилищ стали строить хижину больших, чем другие, размеров, возведенную на более высокой платформе. В середине этого периода в область майя проникли влияния ольмекской культуры, исходившие с побережья Атлантики.
Через перешеек Теуантепек они достигли Тихоокеанского побережья и Гватемальского нагорья. Эти влияния затронули, вероятно, правящую группу; править стали чужие люди, которые принесли новые знания календарь, "Длинный счет", зачаточную письменность, божество-ягуар, гигантские скульптурные головы и использовали их для укрепления своего господства. Но жизнь народа майя оставалась в целом прежней; майя работали на самих себя и на касту, которая ими управляла, была ли она ольмекской, как в южной зоне Каминальхуйю и Тихоокеанское побережье , или майянской, как в центральной Сейбаль, Вашактун и Тикаль и северной Цибилчальтун зонах. Довольно старая карта с довольно кривыми названиями, но при этом вполне наглядная. В левой части карты — перешеек Теуантепек, территория ольмеков. Поздний доклассический период 300 г. В поздний доклассический период большая часть территории майя была уже заселена, площади возделываемых земель значительно расширились и производство продуктов увеличилось.
Необязательно это произошло благодаря техническому прогрессу; вполне возможно, что все потребности покрывались при помощи того же набора примитивных земледельческих орудий. Социальная дифференциация, начавшаяся в предшествующий период, еще более возросла. Правящий класс отдаленный потомок "корпорации" колдунов предшествующих веков из обычного посредника между народом и силами природы превратился в господствующее организованное меньшинство, эксплуатировавшее простой народ. Церемониальные центры стали заметно выделяться среди основной массы хижин общины. Здания, предназначенные для культовых целей, уже не стояли на простой платформе, для них строились пирамиды. Правда, на этих пирамидах все еще стояли храмы-хижины, но они уже были богато орнаментированы. Возводились каменные блоки, стелы и алтари, на которых появлялись не только лики богов, но и скульптурные портреты правителей, а также письмена, включавшие числа и календарные знаки.
В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя. В Петене центральный и южный Юкатан в тот же период сильно выросли такие центры, как Вашактун и Тикаль. Их строители открыли способ получения раствора из смеси извести, песка и воды, при помощи которого они стали возводить каменные стены и получать штук, очень нужный художникам для воспроизводства масок божеств. Появление на барельефах изображений богато одетых человеческих фигур, вероятно правителей, указывает на возрастание их власти. В то же время исчезновение глиняных фигурок, характерных для предшествующих периодов, говорит о важных изменениях в духовной жизни. Протоклассический период 150-300 гг. В так называемом протоклассическом периоде культура майя приблизилась к своему окончательному формированию, став целиком отличной от остальных мезоамериканских культур.
В действительности, для этого периода, еще до недавнего времени включавшегося в поздний доклассический период, характерны лишь количественные изменения.
В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя
На дне крупного озера в Гватемале под названием Атитлан группа ученых обнаружила затерянный город цивилизации майя. На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя. Настоящие амазонки: найдены останки женщин майя, они были воинами.
В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя
«Тикаль» на языке майя означает «место, где слышны голоса», ибо легенда этого народа говорила, что души бывших обитателей города, обязательно возвращаются туда, гдеони когда-то жили. Но культура майя все еще живет в северной части Юкатана. Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из прочитанных текстов стало известно, как жили обычные люди: вся деятельность великой цивилизации 10-15 веков назад зависела от природных циклов, поэтому календарям придавали особое значение.
Могущественная цивилизация индейцев майя: от рождения до заката
Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова. Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб. Города характеризовались плотным заселением, что противоречит гипотезе, предполагающей, что ранние мезоамериканские населения были малонаселенными.
Исследователей не убедила ни одна из предложенных версий, которые не могли объяснить масштабы и скорость уничтожения цивилизации. Должно быть что-то еще, и наверняка ученые не обратили на это внимание. Исследователь имеет в виду природную катастрофу, с которой он знаком не понаслышке. На своем веку я видел немало засушливых периодов.
В 1950 годах, когда я был еще совсем маленьким, в Техасе началась сильная засуха. Я помню как отец повез меня в пригород Сан-Антонио. Помню, что я видел умирающих и мертвых животных. Все земля была буквально выжжена солнцем в течение многих дней, на поля не упало ни одной капли дождя. Ручьи и реки пересохли, и никто не знал, что делать. Засуха началась, когда ей вздумалось, и так же неожиданно закончился.
Страшная картина тех дней навсегда останется в моей памяти. Именно тогда я отчетливо понял, какие огромные и разрушительные последствия может иметь засуха". Трудно убедить археологов в том, что Майя погибли из-за недостатка воды. Версию засухи опровергало одно важное обстоятельство - Тикаль находится в зарослях дождевого леса. Например, в Тикале, который окружен густыми лесами, обитают различные птицы и животные. Повсюду буйная растительность, сильные ливни в этих местах считаются обычным явлением, трудно убедить ученых в том, что в этих местах когда-то была свирепая засуха, уничтожившая великую цивилизацию.
В это трудно поверить" - Дик Гилл. События, происходящие неподалеку от Тикаля, позволяют предположить, что версия Дика не такая уж фантастическая. Современные мексиканцы, возможно, потомки народа вымершего 1200 лет назад, призывают и сегодня на землю дождь. Тайные церемонии проводятся в разгар засушливого сезона. Пока женщины готовятся к жертвоприношению, мужчины совершает ритуал, в котором причудливо сплелось язычество и христианство. Так же, как и их предки они просят богов пролить дождь.
Археолог отправляется в Тикаль на поиски доказательств того, что Майя боялись засухи. Жители города Тикаль, который стоял далеко от рек и озер, полностью зависели от сезона дождей, которые шли в течение 4-5 месяцев. Исследователь удивился, узнав, что город был построен с тем расчетом, чтобы накапливать воду. На улицах находились каналы, по которым дождевая вода стекала в многочисленные емкости. Рядом с городом были естественные резервуары для воды, которые и наполнялись дождевой водой. Майя строили на улицах специальные каналы.
Если не было дождей то люди оказывались в серьезной опасности. Таким образом, единственным источником воды для Тикаля в период засухи служили эти резервуары. Археологи по-прежнему нуждаются в подтверждении того, что в этих местах происходили сильные засухи. В архиве метеорологических отчетов прошлых лет в Мехико содержалась интересная информация. Оказывается, в прошлом веке здесь была сильная засуха, можно даже сказать страшная засуха. С 1902 по 1904 гг.
Просто повезло, что метеосводки тех лет сохранились до наших дней. Теория засухи Данные, найденные в архиве, служат доказательством того, что в этих местах происходили сильные засухи, значит, можно предположить, что аналогичные бедствия могли произойти и в то время, когда исчезли Майя. Но одна губительная засуха за 100 лет еще не подтверждала теорию. Чтобы больше узнать об истории Мексики, приходится обращаться в национальный архив, где собрана уникальная коллекция рукописных книг, часть из которых датирована XVI веком. Через несколько месяцев кропотливых поисков были обнаружены отчеты о страшных засухах, случившихся в провинции Юкатан в районе, который когда-то был плотно заселен народом Майя. Отчеты, которые хранятся в архивах, были составлены испанскими колонизаторами для начальства в Мехико и Мадриде.
Например, в одном из них содержится просьба от властей Юкатана помочь продовольствием. В 1795 году почти весь урожай погиб. У крестьян не было зерна и люди боялись умереть голодной смертью, как уже неоднократно происходило в прошлом.
Археологи также обнаружили свидетельства существования больших комплексов и пирамид в некоторых поселениях, которые указывают на то, что некоторые из них служили центрами для работы, отдыха и политической деятельности. Были найдены и площадки для игры в мяч и других видов спорта, распространенных среди древних майя. Майя, жившие на территории Гватемалы, также строили каналы и резервуары, которые хранили воду для ее последующего использования в засушливые периоды.
Представители группы носят хлопковую одежду, украшенную традиционными сюжетами майя. Христианство оказало на представителей этой группы поверхностное влияние. Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё больше и больше майя носят современную одежду, пользуются электричеством, радио и телевидением в своих домах, а зачастую и автомобилями.
Некоторые майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя. Особая ситуация сложилась в контролируемых сапатистами деревнях в мексиканском штате Чьяпас. Эти деревни добились в недалёком прошлом автономии и самоуправления. Основная статья: Искусство майя Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода около 250 года — 900 года н. Настенные фрески в Паленке , Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяет сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира , поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. Многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией , либо временем. Основная статья: Скульптура майя Скульптуры майя, как правило, представляют собой стелы , в основании которых находится крупный плоский камень, который часто называют алтарём , хотя его реальная функция до конца не ясна [7]. Многие стелы содержат барельефные изображения [8] , хотя по всему ареалу существования майяской цивилизации можно также встретить и обычные скульптуры [9].
Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут
Охота и рыболовство тоже входили в число основных занятий индейцев. Из археологических исследований ясно, что на Юкатане и в Гватемале жили искусные ремесленники: оружейники, ткачи, ювелиры, скульпторы и зодчие. Архитектура Майя известны своими величественными постройками: пирамидальными комплексами и дворцами правителей. Кроме того, они создавали прекрасные скульптуры и барельефы, основными мотивами которых были антропоморфные божества. Жертвоприношения Среди сохранившихся до наших дней построек основную часть занимают здания религиозного характера.
Этот факт и другие источники позволяют сделать вывод, что религия занимала в жизни майя центральное место. Они известны своими обрядами кровопускания и человеческими жертвами, приносимыми богам. Самыми жестокими из обрядов было закапывание жертвы заживо, а также вспарывание живота и вырывание сердца из тела еще живого человека. В жертву приносились не только пленники, но и соплеменники.
Тайна исчезновения народа Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. Известно, что к IX веку южные территории проживания индейцев стали пустеть. По какой-то причине жители стали покидать города. Вскоре этот процесс распространился и на центральный Юкатан.
Куда пропали майя и по какой причине они оставили насиженные места? На этот вопрос пока нет ответа. Есть гипотезы, которые пытаются объяснить внезапное исчезновение одного из народов Мезоамерики.
А в 90-е годы это были существенный доход для многих семей. Баченина: - То есть можно провести аналогии, чтобы было понятно. Беляев: - Эта деурбанизация, люди начинают из городов потихоньку уходить, население падает.
И мы видим это на археологических материалах, оно действительно сокращается. А потом уже, может быть, к социально-политическому кризису добавилась экология, начало засухи и т. Тут неожиданно выясняется, что и в сельской местности жить неудобно. И люди начинают вымирать от голода, от болезней. И на протяжении 150 лет население падает довольно быстро. Хотя были какие-то эмиграции, видимо, люди куда-то убегали совсем далеко.
Думаю, современный человек способен представить, что такое город, потому что он обитает в городе, у него какое-то схематическое мышление работает. А здесь как представить правильно — так же, как у нас: вот город заканчивается и начинаются села, деревни? Беляев: - Урбанизм в древних обществах, в ранних цивилизациях всегда своеобразный. К нашему ближе какой-нибудь древневосточный, где города концентрированные, вот здесь стены и всё, город условно заканчивается есть, конечно, предместья. В мезоамерике не так, особенно у майя. Поскольку это все-таки тропические районы, там, с одной стороны, много пространств, с другой стороны, специфика земледелия такая — город расплывается.
Есть центральная часть. Там ты сразу поймешь, что это город. В текстах майя они называют, что это высокий город. Там пирамиды, там дворцы, там площади, там поселения зажиточных горожан, все, что нужно для города — храмы, школы, училища. Баченина: - А как вы понимаете, что это школа? Беляев: - К сожалению, не так много данных.
У нас есть два примера, исследованных археологами, специалистами по письменности майя, которые показывают, что это были училища или школы. Баченина: - А больницы были? Беляев: - С больницами сложно. Вот с училищами все-таки проще, потому что есть Чичен-Ица, город на севере Юкатана, одна из поздних столиц расцвет ее был в IX-X веках. Вот там было найдено… Его здание называли храмом, потому что оно такого не дворцового типа. И там внутри были найдены каменные таблички, которые были вмурованы в стены.
И это были слоговые знаки письменности майя, которые были парами высечены. В одном случае был принцип — одна и та же гласная, а другой принцип был, видимо, какой-то другой. Это наглядное пособие. Школьники, видимо, сидели и смотрели на то, что прямо в стене вырублено. А второй пример был найден в 2012 году на севере Гватемалы, древний город Баашвиц. Там было училище для специалистов по астрономии и календарю.
Потому что там на стенах были нарисованы разного рода таблицы — лунные, таблицы так называемых кратных видимо, для расчета сложных циклов и т. Тоже, видимо, сидели ученики и смотрели на эти наглядные пособия. Это важные элементы. В последнее время археологи много стараются найти свидетельств писцовой активности или счетоводной. Писцы и счетоводы выполняли разные функции, и, что важно, они изображаются по-разному. Искусство майя, как я уже говорил, не такое, как привычное нам с вами, европейское или даже античное.
Там самым важным является изобразить не конкретную деятельность, но как бы ее священный прототип. Баченина: - А что на головах у майя на рисунках?
Основная статья: Искусство майя Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода около 250 года — 900 года н. Настенные фрески в Паленке , Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяет сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира , поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. Многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией , либо временем. Основная статья: Скульптура майя Скульптуры майя, как правило, представляют собой стелы , в основании которых находится крупный плоский камень, который часто называют алтарём , хотя его реальная функция до конца не ясна [7]. Многие стелы содержат барельефные изображения [8] , хотя по всему ареалу существования майяской цивилизации можно также встретить и обычные скульптуры [9]. Большинство скульптур относится к классическому периоду 250—900 годы н.
Основная статья: Архитектура майя Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды , устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности. Основная статья: Костюм майя Основным одеянием мужчин была набедренная повязка эш ; она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади.
Правда, находки относятся к более раннему времени. Теперь же исследователи нашли артефакты, изготовленные в 600-800 годах нашей эры, то есть в последние годы существования майя. Жадеит и палисандр были очень хорошего качества, однако царапины на предметах говорят о том, что их использовали по назначению, а не для украшения. Хозяин пользовался долотом для добычи соли, а также других относительно мягких материалов, не оставляющих заметных царапин на боковых поверхностях долота, но сгладивших его острие. Артефакты были обнаружены в бывшей соляной шахте.