Постпенитенциарная пробация распространяется на людей, уже покинувших места лишения свободы либо учреждения, исполняющие наказание в виде принудительных работ. После принятия в феврале этого года Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» Минюст подготовил проект приказа, в котором детализированы и. Служба пробации – специальное подразделение, которое работает с бывшими осужденными, вышедшими на свободу. Чтобы это всё эффективно заработало, мне кажется, нам надо ввести в структуру ФСИН должность заместителя директора, который будет отвечать за пробацию. Правительство России внесло в Госдуму законопроект с предложением создания института пробации в отношении осужденных, передает РИА Новости.
ФСИН назвал число российских заключенных, нуждающихся в помощи после освобождения
Если законопроект примут, Минюст рассчитывает запустить службу пробации хотя бы частично уже к середине 2023 года. Мы специально уходим от слова «инспекция», потому что инспекция — это контрольно-надзорная история, а здесь все-таки эта деятельность ближе к душе человека. Константин Чуйченко, министр юстиции Чуйченко попросил одобрения Путина на реализацию этого проекта. Он также попросил заранее создать в структуре ФСИН должность заместителя директора по пробации, чтобы он уже начал формирование соответствующей службы. Президент одобрил это предложение. Кроме того, министр напомнил, что из 350 000 лиц в местах лишения свободы около 180 000 имеют право на замену заключения на принудительные работы.
Восстановить норму Закона РФ «Об органах и учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы» для сотрудника, уволившегося со службы по выслуге лет получить жилое помещение в выбранном им месте жительства. Дисциплинарно — воспитательная практика Исправительный процесс в учреждениях УИС должен быть направлен на: - преодоление у осужденных правового нигилизма и иждивенческих настроений; - развития ответственности за свое поведение и обучение умению самостоятельно принимать решение; - развитие навыков самостоятельного противостояния криминальному воздействию; - развитие навыков адаптации в трудовом учебном коллективе. Дополнить ст. Ввести дифференциацию всех нарушений на: - малозначительные, за которые может применяться только устные взыскания; - значительные; - злостные, за которые может применяться дополнительная изоляция осужденных. Не рассматривать отказ от труда в качестве злостного нарушения. В случае, если осужденный отрицает совершение им проступка, накладывать взыскание только при наличии видеофиксации нарушения. Для повышения эффективности воспитательного процесса предусмотреть возможность отсрочки применения взыскания с дальнейшим полным или частичным освобождением от отбытия взыскания. Предоставить право применения института условного освобождения на администрации учреждения УИС с правом обжалования данного решения прокурору или в суд, а право применения досрочного освобождения - суду. В соответствие Европейским Пенитенциарным Правилам пункт 56 применять медиацию между и с заключенными, там где это возможно, в качестве альтернативы дисциплинарных мер с учетом положительного опыта в УФСИН по Орловской области. Прокурорский надзор. Усилить контроль за качеством прокурорского надзора со стороны прокуроров, надзирающих за соблюдением законов в учреждениях ФСИН России, сделав упор на надзоре за соблюдением прав человека, размере заработной платы осужденных; 12. Потребовать от надзирающих прокуроров обхода при проверках всей территории поднадзорных учреждений, приема всех лиц, записавшихся на прием. Предусмотреть создание сводных прокурорских бригад, направляемых в учреждения, в которых обстановка с соблюдением прав человека обстоит неблагополучно, которые для повышения независимости прокурорского надзора работали бы вахтовым методом. Создание институтов пробации и ресоциализации В 2010 году с принятием Правительством России Концепции реформы Уголовно — исполнительной системы России было принято политическое решение о создании в нашей стране службы пробации. Тем не менее, до настоящего времени такая служба не создана. Существующие в структуре ФСИН России уголовно — исполнительные инспекции заменой органов пробации не являются, так как в лучшем случае, осуществляют только внешний контроль за поведением лица, осужденного без лишения свободы, не участвуя в подготовке доклада суду о социальных и психологических аспектах личности и поведении обвиняемого, не осуществляя его социального сопровождения после освобождения. Полномочия инспекций не распространяются на подозреваемых и обвиняемых, не содержащихся под стражей. Вместе с тем инспекциями накоплен значительный и важный опыт работы с лицами, осужденными без лишения свободы. Отсутствие в стране пробационных институтов дорого обходится обществу и государству, так как, в частности, влечет за собой: - избыточное применение наказания в виде лишения свободы, в связи с чем Россия занимает первое место в Европе по удельному весу заключенных на миллион населения; - более высокий, чем мог бы быть с учетом всех имеющихся условий, уровень постпенитенциарного рецидива; - исключение из производственной и учебной деятельности значительного числа людей трудоспособного и молодого возраста; - высокий уровень судебных ошибок при назначении наказания, так как размер и вид наказания определяется судом, как правило, механически, исходя из сложившейся судебной практики, при минимальном учете индивидуальных особенностей личности осуждаемого. Между тем, в различные периоды истории нашей страны в ней существовали эффективно действующие элементы пробации. Например, до 1930-х годов в СССР при Комиссиях по делам несовершеннолетних существовал институт педагогов — обследователей — специалистов, изучавших личность, поведение, социальную среду, условия жизни несовершеннолетних правонарушителей. В течение длительного время в городах Азове и Шахты Ростовской области успешно осуществляется эксперимент, в соответствие с которым в рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних участвует помощник судьи с функциями социального работника. Как отмечается многими специалистами в области правосудия, например судьей Ростовского областного суда Вороновой Н. Серьезный ущерб защите прав человека, борьбе с преступностью, реализации полномочий Российской Федерации, как социального государства наносит отсутствие эффективных институтов социальной реабилитации освобожденных. Такая социальная реабилитация подменена в настоящее время мерами административного характера — административным надзором и полицейским контролем за поведением лиц, освобожденным из мест лишения свободы. С середины 1990-х годов Государственной Думой России не принимается законопроект о социальной реабилитации освобожденных от наказания. В то же время с принятием Уголовно- исполнительного кодекса РФ из законодательства оказалась исключена норма ст. Отсутствие системы социальной реабилитации освобожденных от наказания в виде лишения свободы влечет высокую рецидивную преступность, обусловленную не столько криминальными наклонности осужденного, сколько факторами социального характера.
Также в ходе совещания обсуждался вопрос развития исправительных центров. Так, по словам главы министерства, концу 2024 года планируется создать порядка 100 тыс. Отмечается, что на сегодняшний день число таких учреждений составляет 15 тыс.
Об этом поведал министр юстиции Константин Чуйченко в ходе встречи с российским лидером Владимиром Путиным. Президент поддержал идею ведомства. Мы уже подготовили соответствующий проект закона о пробации, он в высокой степени готовности. В настоящее время заканчиваем процедуру согласования, и думаю, что мы уже представим его в правительство для внесения в Госдуму. Я бы хотел, чтобы вы дали одобрение на эти шаги, и думаю, что мы к середине 2023 года создадим её, может быть, не в полном объёме, но в значительной степени эта служба заработает, — заявил Чуйченко.
С 1 января 2024 года вступит в силу закон о пробации осужденных
Реализация положений закона «О пробации» требует совместных усилий нескольких участников: и общества, и органов власти, включая ФСИН. Президент России Владимир Путин согласился с идеей создания в структуре Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) службы пробации, которая позволит оказывать. Министр добавил, что готовиться к созданию службы пробации нужно начинать уже сейчас и, в частности, ввести во ФСИН должность замдиректора по пробации. Минюст опубликовал проект приказа, устанавливающий порядок пробации заключенных.
С 1 января 2024 года вступит в силу закон о пробации осужденных
Заключённым предлагают за победу в тюремных конкурсах уменьшать срок Разрабатываемый законопроект «О системе пробации» определит категории граждан, для которых будет применяться пробация, социальная адаптация и реабилитация, добавил он. Глава Минюста отметил, что координацию взаимодействия в сфере пробации возьмут на себя уголовно-исполнительные инспекции на базе ФСИН. В их полномочия будет входить принятие соответствующего регионального законодательства, региональных государственных программ в этой сфере, а также выработка мер по экономическому стимулированию работодателей, трудоустраивающих осуждённых», — добавил Константин Чуйченко. В мае Минюст представил на общественное обсуждение Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года, которая предусматривает значительное сокращение числа содержащихся в заключении граждан в ближайшие годы — с нынешних 482,9 тысячи до 250-300 тысяч.
Участники совещания обсудили проект приказа Минюста России, а также подробно рассмотрели механизмы реализации мер пробациив отношении осужденных и освободившихся лиц. Так, указанным категориям граждан будет оказываться содействие в восстановлении социальных связей, обеспечении жильем, получении образования, реализации права на социальное обслуживание, получение медицинской, психологической и юридической помощи, а также в трудоустройстве к моменту освобождения от отбывания наказания. Все меры пробации будут применяться на добровольной основе.
В ходе встречи было отмечено, что эффективное взаимодействие всех субъектов пробациибудет способствовать снижению рецидивнойпреступности, восстановлению социальных связей и более успешной адаптации в обществе освободившихся граждан.
В мае Минюст представил на общественное обсуждение Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года, которая предусматривает значительное сокращение числа содержащихся в заключении граждан в ближайшие годы — с нынешних 482,9 тысячи до 250-300 тысяч. Согласно концепции, в ближайшие девять лет в стране будет внедрена система пробации, предполагающая социальную адаптацию освободившихся из заключения. Внедрять её планируют в два этапа — до 2024 года систему закрепят на законодательном уровне, а необходимые полномочия возложат на уголовно-исполнительные инспекции. На втором этапе планируется оказывать помощь в занятости и устройстве быта освободившимся из мест заключения.
Дополнить УК РФ и УИК РФ таким институтом досрочного освобождения, как зачет срока наказания, когда при выполнении определенных требований добросовестный труд, получение профессии и т. Дополнить УПК РФ, УК РФ и УИК РФ нормой о медиации и других методиках восстановительного правосудия например, семейными конференциями между сторонами в случае совершения преступлений несовершеннолетними, а также при совершении лицами, достигшими совершеннолетия преступлений против имущества либо преступлений небольшой тяжести против личности. Разделить институт условно — досрочного освобождения на: - досрочное освобождение, применяемое к лицам, доказавшим свое исправление; - условное освобождение, дальнейшее исправление которых возможно без полного отбытия ими наказания. Восстановить применение института помилования, как механизма освобождения лиц, попавших не по своей вине в период отбытия срока наказания в исключительно трудную жизненную ситуацию и заслуживающие милости со стороны государства. Дополнить УК РФ понятием необратимых последствий, как критерия назначения наказания и отягчающего вину обстоятельства, предусмотрев, что срок более 10 лет при отсутствии необратимых последствий от совершенного преступления назначается, как правило, в исключительных случаях.
Изменить срок перевода в колонию — поселение лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, предусмотрев возможность перевода не по отбытии двух третей, то есть такого же срока, что и условно — досрочное освобождение, а по отбытии половины срока наказания. Обратить внимание Верховного Суда РФ на неиспользование судами института замены наказания более мягким, в первую очередь замену лишения свободы исправительными работами. О том, чтобы не вывешивать списки и фотографии лиц, склонных к побегу, самоубийству и состоящих на других учетах в отрядах и иных доступных осужденным местах. Оптимизация пенитенциарного производства a. Изменить организационно — правовую форму учреждений с федерального казначейского учреждения ФКУ на федеральное бюджетное учреждение ФБУ , как это было до 2012 года. Создать городские колонии — поселения, обеспечив внеконкурсное размещение в данных колониях муниципальных заказов по ремонту и благоустройству. Вернуть в законодательство нормы о праве осужденных работать в качестве индивидуальных предпринимателей, а также создавать производственные кооперативы; создать условия для производственной инициативы осужденных. Освободить частные инвестиции в пенитенциарное производство от налогов на 5 лет. Внести изменения в ФЗ — 94 о конкуренции в части возможности размещения в Центрах трудовой адаптации предприятиях УИС государственных и муниципальных заказов на внеконкурсной основе 5. Изменение критериев оценки деятельности учреждений и органов уголовно- исполнительной системы a.
Пересмотреть систему критериев деятельности органов и учреждений УИС, рассматривая в качестве одного из основных критериев оценки деятельности учреждения уровень постпенитенциарного рецидива в течение 1 года, 3 лет, 5 лет с учетом специфики учреждения.. Ввести в критерий оценки работы территориальных органов ФСИН России, органов прокуратуры, органов Следственного Комитета учет поступивших в их адрес рекомендаций Общественных наблюдательных комиссий. Ввести в качестве критерия оценки реализацию в учреждении различных целевых программ работы с осужденными, направленными на преодоление наркозависимости, агрессии, паразитического образа жизни и т. Не оценивать деятельность воспитательных подразделений по количеству наложенных на осужденных заключенных под стражу взысканий. Считать важным критериями деятельности учреждений и территориальных органов УИС: i. Доступ осужденных и заключенных под стражу к информации a. Снять необоснованные ограничения на передачу заключенным под стражу и осужденным телеприемников. В качестве меры поощрения разрешить использование осужденными, твердо вставшими на путь исправления, мобильных телефонов под контролем администрации. Ввести систему применения мер поощрения за чтение осужденными литературы, способствующей достижению целей наказания. Принять ведомственный стандарт обеспеченности библиотек правовой, правозащитной, духовной литературой, а также литературой, необходимой для самообразования.
Обеспечить наличие такой литературы в торговых предприятиях, обслуживающих учреждения УИС. Разрешить покупку и или получение заключенными под стражу осужденными литературы через интернет-магазины. Материально - бытовое обеспечение заключенных под стражу и осужденных a.
ФСИН учится выпускать заключенных на свободу
Руководящий состав Федеральной службы исполнения наказаний поздравил с получением ведомственной награды генерал-лейтенанта внутренней службы в отставке Алексея Гиричева. Служба пробации – специальное подразделение, которое работает с бывшими осужденными, вышедшими на свободу. ФСИН России уже договорилась с 76 регионами России о запуске системы пробации, сообщил журналистам директор ФСИН России Аркадий Гостев на проходящем в Рязани VI. Статья 7. Полномочия в сфере пробации федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон о пробации был принят в феврале 2023 года, но его положения. приговорная (исполнительная) будет действовать при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
С 1 января 2024 года вступит в силу закон о пробации осужденных
– Мы предлагаем создать соответствующую службу в рамках структуры Федеральной службы исполнения наказаний, которая будет на системной основе эти проблемы решать. В региональном УФСИН состоялся обучающий семинар по вопросам реализации закона «О пробации в российской федерации». Постпенитенциарная пробация распространяется на людей, уже покинувших места лишения свободы либо учреждения, исполняющие наказание в виде принудительных работ. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 02.10.2023 № 606 "О внесении изменений в типовые структуру и штатное расписание исправительного центра, утвержденные.
Путину доложили о планах создать во ФСИН службу пробации в 2023 году
Они обсудили возможность создания службы пробации в структурах Федеральной службы исполнения наказаний. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) – орган исполнительной власти, в сферу ответственности которого входит содержание осужденных, обвиняемых и подсудимых; охрана. Заместитель директора ФСИН России выступил с докладом по реализации функций пробации Федеральной службой исполнения наказаний. Владимир Путин одобрил идею создания службы и учреждения поста замдиректора ФСИН по пробации. 6 февраля 2023 года N 10-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 25 января 2023.
Владимир Путин согласился с идеей ввести должность замглавы ФСИН по службе пробации
С 1 января 2024 года два вида вступает — исполнительная и пенитенциарная [пробация]. Исполнительная пробация применяется к лицам, которые осуждены к наказаниям без лишения свободы. Осужденные, которые находятся в местах лишения свободы, с ними мы занимаемся в рамках пенитенциарной пробации», — заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний ФСИН России Алексей Гиричев. Бизнес в регионах РФ может стать одной из основ для адаптации бывших заключенных «Бизнес надо заинтересовать в том, чтобы он использовал систему ФСИН. Там есть свои преференции: заработная плата, система организации труда.
Мы уже подготовили соответствующий проект закона о пробации, он в высокой степени готовности. В настоящее время заканчиваем процедуру согласования, и думаю, что мы уже представим его в правительство для внесения в Госдуму. Я бы хотел, чтобы вы дали одобрение на эти шаги, и думаю, что мы к середине 2023 года создадим её, может быть, не в полном объёме, но в значительной степени эта служба заработает, — заявил Чуйченко. Министр также попросил согласовать идею создания во ФСИН новой должности замдиректора. Этот человек должен будет отвечать за работу службы пробации и начать формировать её в начале пути.
Должен будет предоставлять государству информацию о ходе исполнения мероприятий, предусмотренных программой. Обязан «выполнять законные требования работников учреждений, осуществляющих пробацию», уведомлять их об изменении места жительства… ну и так далее. То есть это такой своеобразный административный надзор, но уже по просьбе осуждённого. Я не увидела в законе ничего про ответственность за неисполнение данных требований. Но предполагаю, что в случае их нарушения все мероприятия будут прекращены. Более того, будет создан специальный реестр лиц, обратившихся за оказанием такой помощи. В нём будет храниться не только информация о персональных данных, но и индивидуальная программа пробации. Поэтому осуждённый должен подписать согласие на обработку персональных данных и разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, а также на размещение информации о получателе социальных услуг. Безопасность хранения государством такой чувствительной информации у меня вызывает серьёзные сомнения. Ещё мне непонятно, почему в пояснительной записке говорится, что принятие законопроекта не повлечёт для государства финансовых и социально-экономических затрат. Очевидно, что это не так. Для реализации мероприятий по пробации потребуются колоссальные денежные средства. Например, покупка одежды и продуктов питания предусмотрена за счёт средств федерального бюджета. То же касается и оказания психологической помощи, медицинской помощи, помощи в получении образования, получении жилья и так далее. Любые подобные мероприятия требуют финансовых вложений. Пояснительная записка говорит ещё и о том, что принятие данного закона не повлечёт увеличения штатной численности исправительных учреждений — поскольку будут перераспределены должности и нагрузка. Но это означает, что к той нагрузке, которая уже имеется у сотрудников уголовно-исполнительной системы, добавится дополнительная — которая тоже должна быть оплачена государством. И это если данную нагрузку вообще будет куда добавлять — ведь сотрудников в исправительных учреждениях по-прежнему не хватает. Поэтому велик риск, что программы пробации останутся только на бумаге. А на практике всё будет выглядеть вот так.
Разрешить ношение дополнительную утепляющую одежды. Разрешить за пол года до освобождения носить обычную одежду. Обеспечить приобретение высококачественных матрасов, сохраняющих свои потребительские качества в течение всего срока своей эксплуатации. Расширить список обязательных дополнительных платных услуг работой кафе с обязательным наличием в кафе салатов и кисломолочных продуктов. Пересмотреть нормы питания, введя в том числе возрастную дифференциацию в зависимости от возрастных потребностей и климатических условий в микроэлементах, белках, жирах и витаминах. Жилищные условия заключенных под стражу и осужденных a. Увеличить норму камерной площади в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, ЕПКТ до 4 м. Выявить все жилые помещения, не имеющие окон или окна которых расположены ниже уровня земли либо по иным причинам не обеспечивают поступление солнечного света и запретить их эксплуатацию. Обеспечить в жилых и иных помещениях ежемесячные замеры температуры воздуха, освещенности, влажности и состава воздуха в присутствие самих обвиняемых и осужденных. Сохранение и развитие социально полезных связей a. Нормативное закрепление права заключенных на свидание с гражданскими женами и мужьями, разработав критерии, кого можно считать гражданскими супругами. Переход от разрешительной системы свидания с подозреваемыми и обвиняемыми к уведомительной, при которой дознаватель, следователь или суд направляет в СИЗО ПФРСИ исчерпывающий перечень лиц, с которыми свидания подозреваемым и обвиняемым запрещены. Учет при решении о мессе отбытия наказания либо одного учреждения УИС в другое необходимости сохранения семейных связей. Обеспечить совместное проживание с детьми в возрасте до 3 лет положительно характеризующихся матерей по итогам в соответствие с мировой практикой по итогам давшего положительный результат эксперимента. Подготовка и структура персонала a. Обеспечить специальную подготовку начальников и заместителей начальников учреждений ФСИН России по основам прав человека. Привлечение членов ОНК для проведения служебной аттестации начальников учреждений и их заместителей. Отказаться от идеи одномоментного сокращения численности сотрудников ФСИН РФ, увольняя в первую очередь тех, на кого поступают обоснованные жалобы или кто увольняется по собственному желанию в связи с достижением соответствующего возраста, так как чаще всего сотрудник только достигает профессиональной зрелости через 5-8 лет с начала службы. Заменить для аттестованных сотрудников звание «внутренней службы» на звание «пенитенциарной службы». Восстановить норму Закона РФ «Об органах и учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы» для сотрудника, уволившегося со службы по выслуге лет получить жилое помещение в выбранном им месте жительства. Дисциплинарно — воспитательная практика Исправительный процесс в учреждениях УИС должен быть направлен на: - преодоление у осужденных правового нигилизма и иждивенческих настроений; - развития ответственности за свое поведение и обучение умению самостоятельно принимать решение; - развитие навыков самостоятельного противостояния криминальному воздействию; - развитие навыков адаптации в трудовом учебном коллективе. Дополнить ст. Ввести дифференциацию всех нарушений на: - малозначительные, за которые может применяться только устные взыскания; - значительные; - злостные, за которые может применяться дополнительная изоляция осужденных. Не рассматривать отказ от труда в качестве злостного нарушения. В случае, если осужденный отрицает совершение им проступка, накладывать взыскание только при наличии видеофиксации нарушения. Для повышения эффективности воспитательного процесса предусмотреть возможность отсрочки применения взыскания с дальнейшим полным или частичным освобождением от отбытия взыскания. Предоставить право применения института условного освобождения на администрации учреждения УИС с правом обжалования данного решения прокурору или в суд, а право применения досрочного освобождения - суду. В соответствие Европейским Пенитенциарным Правилам пункт 56 применять медиацию между и с заключенными, там где это возможно, в качестве альтернативы дисциплинарных мер с учетом положительного опыта в УФСИН по Орловской области.
В 2023 году в России может начать действовать служба пробации заключенных
Президент России Владимир Путин поддержал идею создания должности заместителя главы ФСИН по пробации. Применение пробации предполагает разработку индивидуальных программ с учетом характеристики личности, обстоятельств и нуждаемости. Применение пробации предполагает разработку индивидуальных программ с учетом характеристики личности, обстоятельств и нуждаемости.