ФОМ повторил этот вопрос в феврале 2021 года. Театральная студия «Фома да Ерёма» подготовила новую программу. Как Дева Мария стала Богородицей (7 апреля) Вопросы Веры и Фомы. На своих страницах «Фома» рассматривает актуальные вопросы культуры, экономики, науки, образования, истории и так далее с точки зрения православной религии. Главные новости.
Журнал «Фома» № 11 (247) ноябрь 2023 г.
На этом канале журнал «Фома» говорит об отношениях и психологии с точки зрения православного христианства, а также – о здоровом образе жизни. Наша семья выписывает журнал «Фома» уже несколько лет, что и побуждает меня высказать свои впечатления. Журнал «Фома» – самое известное медиа в России о православии, которое существует уже более 25 лет на разных площадках. Вопросы священнику. частый вопрос моих друзей. православного портала для сомневающихся и неверующих.
Вышел сентябрьский номер православного журнала «Фома»
«Фома» первым из православных изданий стал публиковать интервью со звёздами и крупные портреты публичных людей на обложке[17]. В редакцию журнала «ФОМА» поступил вопрос, можно ли уничтожить коронавирус колокольным звоном. Новости Лавки. Журнал «Фома» № 8 (244) август 2023 г. Добро пожаловать в официальный блог "Фомы" в Живом Журнале!
Каталог Лучших Телеграм Каналов 2024
В первые годы своего существования «Фома» издавался группой энтузиастов раз в три-четыре месяца, как чёрно-белый «самиздатовский» альманах тиражом 2-3 тысячи экземпляров [9] [4]. Первоначально у журнала не было специально подобранного круга авторов. В 1999 году Владимир Гурболиков так описывал работы редакции: «Мы, во-первых, пишем кое-что сами, плюс берём интервью. Наши друзья помогают делать для нас опросы. Мы пытаемся собирать письма и свидетельства, посвящённые определённой теме, просматриваем выходящие газеты и журналы, и если находим то, что близко нам по духу — перепечатываем. Это очень человечные, искренние письма. Все они публикуются для того, чтобы читатели увидели и поняли, что нас волнует и радует, что тревожит» [25].
Как отмечал Владимир Легойда в 2006 году: «В те, начальные, времена у него было одно, но неоспоримое достоинство, мне кажется, — он был очень искренний и живой. Но, в принципе, больше в нём ничего особенного и не было. Тогда, кстати, каждый выпуск в большой мере зависел ещё и от поиска денег» [23]. В 1998 году в связи с наступившим кризисом «для более широкого доступа к читателю» стало выходить нерегулярное газетное приложение к журналу, которое выпускалась до 2004 года. Изменение формата[ править править код ] В 2003 году редакция подготовила специальный выпуск, посвящённый 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского , что стало новым опытом для редакции. Данный специальный выпуск стал для редакции переломным [27] [28].
По словам Владимира Гурболикова: «Это был первый подобный опыт для нас. И он настолько обогатил и повлиял, что с этого момента в нашем кругу пошёл важнейший разговор. О том, что лучше мы в прежнем жанре черно-белого альманаха уже ничего не сделаем. По словам Владимира Легойды, такие изменения были продиктованы тем, что редакция журнала была заинтересована в людях, «которые находятся вне Церкви». Также Владимир Легойда считал, что «если журнал православный, то это не значит, что он должен выходить на плохой бумаге» [23].
Для подтверждения нужен эксперимент. Например, в течение определенного и достаточного количества времени наблюдать в одинаковых условиях очень похожие организмы, пораженные одним и тем же возбудителем болезни — один без колокольного звона, а второй под звон колоколов.
Развивая тему, можно сказать, что, для того чтобы колокольный звон серьезно влиял на население, он должен быть мощным, повсеместным и продолжительным. Эти условия не соблюдаются нигде. Даже в монастырях звонят только до, во время и после службы, редко когда больше 15-20 минут каждый раз. Слишком мало, чтобы звон мог оказывать «энергетическое» влияние. Кто-нибудь когда-нибудь проводил столь чистые исследования? Скорее всего, когда о звоне говорят в этом контексте, речь идет о каких-то косвенных результатах. Серьезной научной основы я тут не вижу.
Так что я с некоторым сомнением отношусь к теориям о чудесном влиянии колокольного звона на человека. В принципе, звук колокола — это просто один из многих звуков, которые окружают нас. Ультразвуковой диапазон в звучании колоколов, разумеется, тоже задействован. Но сам по себе ультразвук — это вовсе не то, что свойственно лишь колоколам, и только им.
Это прежде всего развитие социологической осведомленности и умения прислушиваться к постоянно меняющемуся объекту управления, а также понимание того, что социальная реальность изменчива, но в ней присутствуют устойчивые схемы обыденного сознания. Участие ФОМа в мероприятии не ограничилось выступлениями на секциях. Как отметил управляющий директор Департамента общественных коммуникаций Андрей Зорин, продуктивное обсуждение актуальных вопросов сбора обратной связи от россиян продолжилось и в кулуарах конференции.
И они «Фомой» зачитываются! И, знаете, у меня впервые за все время, что я даю интервью, не было ни одного замечания к тексту! Сейчас большая редкость — когда к тебе приходит образованный, интеллигентный человек, которому, действительно, интересно то, что ты делаешь, который пытается вникнуть в суть дела, всем сердцем погружается в то, что ему рассказывают. И потом пишет хороший, глубокий материал. Думаю, дело в том, что в «Фому» идут работать особенные люди, которые изначально немного иначе смотрят на жизнь. Это очень ценно, тем более сейчас так мало осталось по-настоящему серьезных изданий — многие скатываются до уровня бульварной прессы. Вопросы веры, о которых пишет «Фома», — очень тонкие. Журнал нашел правильный баланс — говорит о вере без капли агрессии и назидательного тона.
Журнал «Фома»
Очень сложно разобраться, в чем она заключается. Кто такой верный человек? Христианская верность и верность Церкви — одно и то же? Верность Церкви — можно поставить знак равенства — это жития святых. Если хочешь быть верным Церкви, бери пример со святых. Мы судим о человеке по концу его жизни. Не по тому, как он начал, не по середине его жизни, а как он закончил. Верный или неверный этот человек, можно сказать только в конце его жизни. Если бы мы судили апостола Петра после того, как запели петухи, то он бы не был верным. Он испугался. Но это испытание от него никуда не делось, оно было отложено.
И он с Божьей помощью его все равно прошел. Он верный Церкви. Так и каждый человек, который до конца претерпит, остается верным и спасается. Жития святых для нас должны быть настольной книгой. Сейчас очень много всякой церковной литературы, но все-таки жития святых — это первый источник. Мы сверяем себя с этими людьми, которые были подобны нам, а некоторые, может быть, даже в чем-то превосходили нас своими грехами. Например, преподобная Мария Египетская или благоразумный разбойник. Бог силен отмыть любого человека, достать его из греховной бездны и сделать святым, но без человеческого участия это невозможно. Наша верность Церкви невозможна без нашего участия. Сегодня свою кровь мы, наверно, не будем проливать, но можем пролить пот, слезы.
Необязательно, чтобы это было постоянно. Некоторые люди говорят: «Батюшка, у меня нет слез». Но ведь суть не в том, чтобы шла вода из глаз, это крокодиловы слезы. Слезы — это сердечное страдание, что я оскорбил любящего меня Бога, Который ради меня стал Человеком, и не только ради меня одного, а вообще ради всех людей, в том числе тех, которые мне не нравятся. Может быть, я кого-то и терпеть не могу. Но, оказывается, и ради этих людей тоже Христос пострадал на кресте. Бог принял на Себя образ раба и все муки, которые нужно было раздать человечеству. Наша верность Церкви выражается также в верности Тому, Кто ее создал. Господь говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Такова Церковь и есть.
Мы видим людей, которые в Церкви одолеваются адскими испытаниями, искушениями, соблазнами. Значит ли это, что Церковь будет одолена вратами ада? Просто есть люди, которые еще находятся в борьбе, а есть те, которые уже торжествуют. Есть те, кто уже все прошел, доказал свою верность, а есть люди, которые еще доказывают это, работают над собой, понимают свое довольно плачевное состояние. Но в этом состоянии мы не останемся, потому что печаль о Боге соделывает спасение. Мирская печаль убивает, а печаль о Боге и раскаяние в грехах полезно. Когда человек печалится об этом, он тем самым доказывает свою верность. Упал снова? Встань, отряхнись. Опять и опять: превознесешься, упадешь — вставай.
Сколько раз? Всю жизнь. Вся земная жизнь дана нам для того, чтобы доказать свою верность Церкви, то есть Христу. Верность в этом случае — это полное соблюдение всех уставов, догматов и прочего? Или она в чем-то другом? Сразу достичь его невозможно. Что-то услышишь, узнаешь, но до тебя вообще не доходит, как это возможно, нет внутри какого-то сочувствия к тому, что узнал. Тогда надо просто принять, пускай себе это лежит до поры до времени. Нужно до этого дорасти. У Бутусова была популярна песня: «Я хочу быть с тобой».
Я в свое время, после армии, думал, что она про любовь парня и девушки. Но про девушку там ни слова. Потом была какая-то передача, и один из присутствующих сказал Бутусову: «А ведь это молитва». Он говорит: «Да, но до этого надо дорасти». Прошло лет 20, когда я начал анализировать текст и подумал: «А при чем тут девушка? Поэтому нужно принять что-то: есть и есть, пускай полежит где-то на задворках памяти. Говорят, можно очень много в памяти уместить. Я вспоминаю, когда учился в семинарии, у нас был предмет «История религий». Два толстых тома мелким шрифтом. Мне хватило времени только их прочитать, куда там учить?
Я добросовестно прочитал, клевал носом, засыпал над этим предметом. Потом приехал на сессию, преподаватель задал вопрос, я ответил. Он мне говорит, если еще на один вопрос отвечу, поставит пятерку. И задает вопрос. Я сказал первое, что пришло в голову. Я не был уверен, просто озвучил первое, что пришло в голову. Вопрос был про ламаизм. Он говорит: «Правильно, пять». У меня не было внутренних оснований, что я правильно говорю, но и вариантов не было. Но где-то на задворках отложилось, и в нужный момент экзамена, когда напрягаются все силы человеческой души, мозг выдал эту информацию.
Не нужно ругать то, чего не знаешь. Сегодня ругаешь, а завтра будешь каяться, что ругал. Тот узнал Его, сказал: «Помяни мя, Господи». Тогда еще не было Поместных Церквей, не было такого разделения, как сейчас. Относительного разделения по человеческим меркам.
О чем говорят последние исследования религиозности россиян? На эти и многие другие вопросы в гостях у Аллы Митрофановой ответил глава Синодального информационного отдела Московского Патриархата, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда. На эти и многие другие вопросы в гостях у Аллы Митрофановой ответит публицист, радио- и телеведущая,вице-президент Общероссийской общественной организации работников СМИ «МедиаСоюз» и авторкниги-романа«На реках Вавилонских» Елена Зелинская. Осенние депрессии: что делать и какие есть лекарства?
Депрессии: осеннее время, дефицит позитивных новостей, дни все короче, мир все непонятней. Что со всем этим делать и какие есть лекарства?
Люди почти всегда стремятся к увеличению своего имущества и прежде всего — питания. В притче о богаче и Лазаре на это указывал Сам Господь: богатый каждый день задавал пиры. Дети Иова каждый день собирались по очереди у одного из семи братьев на совместный пир, хотя сам Иов в них не участвовал. Зачем об этом спрашивает? Ведь сам он был бедняк, рыбак, рабочий!
В "Лествице", по-моему, преподобный Иоанн говорит: "Я знал одного брата, который согрешил явно, а покаялся тайно, а я его осудил". Это же азы христианского поведения, азы! Кстати, о Гордоне.
Недавно у нас была в гостях матушка, организующая православный кинофестиваль. Она рассказала, как познакомилась с Гордоном, "чтобы обличить", но оказалось, что он, единственный из всех, к кому она обращалась, помог ей — реально и смиренно. Уходя от нас, матушка сказала: "Так что пусть никто мне ничего плохого про Гордона не говорит! Вот вам и плоды! Могу еще сказать, что если мы на обложке помещаем фотографию кого-то, ну, скажем, того же Александра Гордона, то это совсем не означает, что мы ставим его таким образом в некий иконный ряд — не ставим совершенно. Просто это значит, что данный человек в чем-то близок нам. А вот открыла бы эта девушка журнал и прочитала бы то, что говорит Гордон в беседе. Интервью с Гордоном называлось "В каждую телепередачу вносить запал христианской проповеди", вы только вдумайтесь: это же миссионерская бомба! Или еще, сделали мы сейчас интервью с Юлей Меньшовой, и кто-то говорит: мы совершенно по-другому на нее взглянули, прочитав то, что она говорит. А кто-то у нас на сайте начинает вспоминать: а вот, мол, она была там-то, а вот она в купальниках снималась… И эти слова свысока сказаны, с иронией.
Как редко мы радуемся за других, поддерживая этим друг друга. Есть ведь и нормальная реакция, положительная. Вот глубоко мною уважаемый Владимир Алексеевич Андреев, художественный руководитель театра им. Ермоловой, известный актер, он говорит: "Когда я читаю "Фому", и мне попадаются рассказы о людях, которых я не ожидал там увидеть, то я думаю: "Ах, вот и ты, оказывается, об этом говоришь, и ты, оказывается, тоже… А я не знал…"". Человек радуется этому, понимаете: радуется! Конечно, я сознаю, что есть в жизни и лицемерие, и двойные стандарты. Это неправильно, но почему мы сразу стараемся увидеть в другом пятно, а не что-то светлое? Разве евангельские слова про бревно в своем глазу и сучок в глазу ближнего, слова "не суди да не судим будешь" — все это не для нас сказано? Мы что, думаем, что эти слова — для неофитов? А мы — продвинутые православные, можем уже и осудить?
Но это даже не азы, это подступы к духовной жизни. Но не возникает ли у Вас порой ощущение, что и сам "Фома" хотя бы отчасти, в силу своей ориентированности на сомневающихся, отчасти и на молодежную аудиторию, действует в русле того же "Православия-лайт"? Это ни в коем случае не критика, а просто вопрос… — Я могу сказать совершенно откровенно: мы все время об этом думаем. Опасность такая есть, но она есть и для любого христианина, тем более для любого православного журналиста. Мы прекрасно понимаем, чего не должно быть. Православие — это круто! Это классно! И если вот это Православие, то я — тоже православный! Мы сознаем, что лейтмотивом журнала, который претендует на христианскую проповедь, должно быть понимание того, что христиане иные, что христианство противостоит миру как царству зла и соблазнов. Мы это сознаем, но проблема в другом.
Помните слова апостола Павла? О чем это: "Для всех я стал всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" ср. Мы работаем именно в этом русле. Это, прежде всего, проблема языка: он должен быть и понятен, и интересен. Не завлекателен, но интересен. Если неинтересен, если ты не можешь связать двух слов или не можешь показать что-то, то зачем все это? У нас есть духовник, который читает тексты, с которым мы говорим. Пожалуй, ни один журнал не проходит такой цензуры, как "Фома". Мы единственное издание, которое на каждый номер получает письменную рецензию издательского совета Московской Патриархии — на каждый номер! Помимо этого, у нас есть глубоко уважаемые нами эксперты Православного Свято—Тихоновского гуманитарного университета, которые специально просматривают отдельные статьи на предмет богословской корректности и т.
И все равно, возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что совершенно с вами согласен, опасность есть. Тут важно понимать, на мой взгляд, что любой миссионер… я боюсь говорить "имеет право на ошибку", но ему нужно оставить это "право". Миссионерство — всегда риск. Ну посмотрите, кто больше всех рискует, кто больше всех вызывает нареканий — Кураев. Сделайте столько, сколько он — человек здоровье потерял за последние 5 лет. Молиться нужно за отца Андрея, понимаете! Что касается "Фомы", то есть еще одна особенность: мы периодическое издание. Мы несколько раз объясняли священникам, которые были возмущены публикациями других священников обратите внимание! Я говорю: "Батюшка, ответьте на эту публикацию". Мы ведь не книгу издаем, в которой поставлена точка в вопросе, и все.
Нет, любой материал "Фомы" может быть продолжен в следующем номере. Далеко не всегда соглашаются полемизировать. Но нам-то что делать в таких ситуациях? И потом, знаете, здесь есть еще такой момент… Если мы станем журналом, который будет успокаивать, а не пробуждать, то это будет настоящее "Православие-лайт". Но в то же время должны быть материалы, которые людей утешают. Утешение — это же глубоко христианское понятие. Просто кого-то нужно успокоить, а кого-то — пробудить. А наряду с этим должно быть и просто чтение. Я вообще, например, очень жалею, что у нас нет каких-нибудь несложных викторин. И может быть, даже странички православного юмора.
А почему нет? Почему люди должны это читать где-то, где в этот юмор может попасть какая-то скабрезность, еще что-то? Главное, найти правильную тональность и форму — мы пока не нашли. Потом есть вопрос вкуса. Кому-то не нравится наш вкус. Но все-таки дурной вкус — это еще не грех, наверное. Хотя я не считаю, что у нас дурной вкус, честно говоря. Каковы сегодня сильные и слабые стороны церковной журналистики? Если рассматривать церковную прессу, которая мне попадается, могу сказать, что потихонечку начинает уходить то, что преобладало в конце 90-х. Тогда многие газеты просто публиковали выдержки из творений святых отцов.
Так поступать, на мой взгляд, нельзя, потому что это разные жанры. В газетах надо очень осторожно публиковать святоотеческие тексты, их там очень легко сделать плоскими, упрощенными. Но за цитаты из святых отцов легко спрятаться, если не хочешь или не умеешь работать. Сложность ситуации, в которой находятся официальные епархиальные издания, заключается в том, что они, с одной стороны, должны говорить об официальной церковной жизни, но, с другой стороны, если газета превращается в рассказ о том, куда епископ съездил, где он что сказал, где он кого наградил, то этого никто читать не будет. В этом смысле интересен опыт "Церковного вестника", газеты общецерковной, которую Сергей Валерьевич Чапнин смог сделать читаемой и интересной; он, конечно, профессионал высокого уровня. Я могу сказать, что из тех региональных епархиальных изданий, которые мне попадаются, мне кажется, что в правильном направлении движутся нижегородские издания, в частности, газета "Нижегородские епархиальные ведомости", саратовская "Православная вера", питерский журнал "Церковный вестник". Просто издателям нужно очень четко понимать аудиторию, к которой они обращаются, нужно понимать, кем они востребованы. А ряд изданий, кажется, вообще непонятно, зачем существуют. Нельзя основывать православную прессу по принципу "шоб було". Заводят "боевой листок", и дальше ты видишь, что три четверти перепечатано из других изданий.
Вот мне недавно говорят: "Мы хотим в нашем регионе не буду говорить в каком сделать свой журнал, как "Фома". Поможете нам? Я говорю: "Нет, не помогу. Не потому, что не хочу, а потому, что "как Фома" вы не сделаете, все равно у вас будет хуже. Вам нужно или что-то свое придумывать, если это вам надо, или просто распространяйте "Фому"". Мне нелегко так говорить, потому что меня укоряют: "А-а! Ты хочешь свой журнал распространить? Да, хочу. Ну и что? Если б я не хотел его распространить, если б я не считал, что его стоит распространять, то и не делал бы его.
Но просто не стоит, наверное, действовать по такому принципу: пусть кривое-косое, но свое. Он сказал, что есть официальные издания, их задача — адекватно информировать о том, что происходит, они должны быть содержательны и интересны.
Непридуманные истории
Думаю, дело в том, что в «Фому» идут работать особенные люди, которые изначально немного иначе смотрят на жизнь. Это очень ценно, тем более сейчас так мало осталось по-настоящему серьезных изданий — многие скатываются до уровня бульварной прессы. Вопросы веры, о которых пишет «Фома», — очень тонкие. Журнал нашел правильный баланс — говорит о вере без капли агрессии и назидательного тона.
Ничего не навязывает, а просто и по-доброму рассказывает о Христе. Сейчас в головах у людей такой раздрай, что тон «Фомы» — спокойный, уважительный, дружеский — это как глоток свежего воздуха.
Один описал его как «мрачного и пессимистического». Фома, по его словам, был склонен к неверию, стремился изолировать себя от других и не мог столкнуться с противоречием между тем, что ему говорили другие ученики, и суровой реальностью креста. Но Фома также продемонстрировал здоровый скептицизм в отношении того, что ему говорят, был готов задавать вопросы — и его нужно было убедить доказательствами. Три полезные характеристики любого, кто стремится ориентироваться в сегодняшней среде постправды, где эмоции людей или предопределенные убеждения могут исказить их взгляд на факты. У Фомы есть история высказываний. В Иоанна 14:3-4 Иисус говорит Своим ученикам: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете». Это Фома достаточно смел, чтобы задать вопрос, который, возможно, имели в виду другие ученики. Он говорит: «Господи! Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
И отныне знаете Его и видели Его». Это одно из ключевых заявлений Иисуса, центральное для многих в христианской вере, и оно является прямым ответом на вопрос Фомы.
Но Фома также продемонстрировал здоровый скептицизм в отношении того, что ему говорят, был готов задавать вопросы — и его нужно было убедить доказательствами. Три полезные характеристики любого, кто стремится ориентироваться в сегодняшней среде постправды, где эмоции людей или предопределенные убеждения могут исказить их взгляд на факты. У Фомы есть история высказываний. В Иоанна 14:3-4 Иисус говорит Своим ученикам: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете».
Это Фома достаточно смел, чтобы задать вопрос, который, возможно, имели в виду другие ученики. Он говорит: «Господи! Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его». Это одно из ключевых заявлений Иисуса, центральное для многих в христианской вере, и оно является прямым ответом на вопрос Фомы. В 11-й главе Иоанна, когда Иисус объявляет о Своём намерении отправиться в Вифанию, где он воскресит Лазаря, по пути в Иерусалим, Фома делает твёрдое мрачное предсказание другим ученикам: «пойдём и мы умрем с ним» стих 16. И снова Фома вслух произносит то, что, возможно, думали другие ученики.
Вы этим действительно поможете сделать журнал лучше, а я заранее Вас благодарю. Примеры можно прислать в редакцию по адресу info foma. Мне обязательно покажут Ваше письмо. Прежде чем ответить дальше на Ваш вопрос, хотел бы сказать, что наш журнал назван в честь апостола Фомы не случайно, мы пишем именно для людей, имеющих подобные сомнения.
Что я имею в виду? Ведь апостол сомневался не как скептик-критик, но как человек, который очень хотел поверить, но нуждался в Божественном уверении и получил его. Есть, безусловно, сомнения и другого плана. Например, те, что вызваны поведением некоторых священников и людей Церкви.
Хотел бы сказать, что такое сомнение мы тоже не обходим стороной. Вот например: Статья Александра Ткаченко «Когда завянут помидоры» — о том, как далека от идеала семейная жизнь даже самых православных и верующих людей. Просто острая и болезненная тема — это не всегда тема о политике и даже не всегда тема социального характера. Подчас причинами внутреннего кризиса становятся совсем иные проблемы, а мы стремимся говорить именно о внутренней человеческой жизни.
И всегда стремились только к этому. Что касается вопроса о создании новых епархий, то здесь тоже нет какого-то излишнего молчания.
Завершился проект по выпуску бесплатной газеты «Фома в дороге»
И они «Фомой» зачитываются! И, знаете, у меня впервые за все время, что я даю интервью, не было ни одного замечания к тексту! Сейчас большая редкость — когда к тебе приходит образованный, интеллигентный человек, которому, действительно, интересно то, что ты делаешь, который пытается вникнуть в суть дела, всем сердцем погружается в то, что ему рассказывают. И потом пишет хороший, глубокий материал. Думаю, дело в том, что в «Фому» идут работать особенные люди, которые изначально немного иначе смотрят на жизнь. Это очень ценно, тем более сейчас так мало осталось по-настоящему серьезных изданий — многие скатываются до уровня бульварной прессы. Вопросы веры, о которых пишет «Фома», — очень тонкие. Журнал нашел правильный баланс — говорит о вере без капли агрессии и назидательного тона.
Наша основная миссия — рассказ о православной вере и Церкви в жизни современного человека и общества. Мы стремимся обращаться лично к каждому читателю и быть интересными разным людям независимо от их религиозных, политических и иных взглядов. Поклониться святыне можно будет с 22 сентября по 14 октября с 08:00 до 20:00 по адресу: ул.
Но именно в период жестких ограничений формат дистанционной связи стал самым необходимым. Эти инициативы шли снизу, от священников, приходов, или спускались сверху, от церковного руководства? Николай Емельянов: Церковь в период пандемии показала потрясающую жизнеспособность без всяких циркуляров сверху. Все эти системы электронных платежей возникли стихийно, где это было возможно. У меня, к сожалению, нет достаточных данных, чтобы говорить обо всей Церкви, но, по моим ощущениям, ситуация быстрого реагирования, самостоятельного и активного принятия решений была практически повсеместной. Каждая епархия сама решала свои проблемы или могла рассчитывать на поддержку от других епархий? Николай Емельянов: Мне кажется, что основная линия взаимодействия была внутриепархиальной. Многие епископы очень активно включились в поддержку храмов, которые оказались под ударом в тот момент. Был полностью прекращен сбор средств для содержания всех центральных церковных структур. Однако церковная жизнь так устроена, что она всегда осуществляется в первую очередь на приходском уровне, поэтому и можно говорить именно об этом уровне. Жизнь приходов Как реагировали на изменения в церковной жизни, на изменения ритуально-обрядовой стороны прихожане? Николай Емельянов: В том, что касается церковного обряда, очень существенен вопрос преемственности традиций. Если нет обоснования, то это игра в Церковь, а не Церковь. Основная проблема оказалась связана с таинством причастия. Многие оказались неготовыми к введению требований, связанных с дезинфекцией лжицы во время причастия. Мнения разделились, и проблема на сегодняшний день остается нерешенной. Не все приходы, епархии на эту практику перешли. Для многих практика дезинфицирования лжицы была совершенно неприемлемой, и, конечно, деревянные лжицы, которые потом сжигаются, воспринимались лучше. Но Патриарх решил, что будет правильным выразить смирение. Это очень важное понятие и обоснование, которое было поддержано рядом духовников. И все-таки сам ритуал остался неизменным. Везде, за редкими исключениями, совершалось богослужение, шли его трансляции. И эта форма стала широко распространенной. Раньше предполагалось, что если доступа в храм нет, то богослужения суточного круга, то есть все, кроме причастия, прихожанин совершает сам. И это нормативная практика для подобных ситуаций. Однако весной прошлого года это участие в церковной жизни осуществлялось дистанционно, и очень немногие совершали его сами. В основном — духовенство, отрезанное от возможности участия в приходской жизни по причине карантина. Стали ли люди в результате пандемии чаще ходить в храмы, участвовать в религиозных практиках? Елена Пруцкова: Мы провели всероссийский опрос «Религия и Церковь» в рамках проекта «Социальная работа Русской православной церкви: факторы развития и проблема институционализации» в декабре 2020 года. Тогда уже появилась возможность посещать храмы, но еще оставались ограничения по числу людей, которые одновременно могут присутствовать на службе. Когда измеряют религиозность, выделяют несколько ключевых аспектов, и аспект религиозных практик — один из возможных. Еще один аспект — вера, которая не зависит от того, ходит человек в храм или нет. Другой аспект — размышляет человек на какие-то темы, связанные с религией, или нет, ощущает ли присутствие Божие в своей жизни и божественное вмешательство в свою жизнь или не ощущает. По данным нашего опроса, число людей, которые участвуют в религиозных практиках, связанных именно с посещением храма, не уменьшилось. Мы задавали несколько вопросов на этот счет, спрашивали, насколько часто человек ходит в храм, участвует в религиозных службах, причащается. И удивительным для нас стало то, что доля тех, кто причащается регулярно, значительно выросла. Согласно социологическим исследованиям, существует разрыв между долей тех, кто себя идентифицирует с православием, и долей тех, кто регулярно участвует в таинствах. Можно придумать разные объяснения.
Православный журнал "Фома" о пользе колокольного звона. В редакцию журнала «ФОМА» поступил вопрос, можно ли уничтожить коронавирус колокольным звоном: «Здравствуйте. Проводились исследования о том, что колокольный звон способен исцелить от гриппа, вирусных инфекций, тифа, чумы, оспы, туберкулёза и укрепляет иммунитет. Можно ли попытаться очищать пространство от коронавируса с помощью колокольного звона? Ломоносова Константину Мишуровскому. Предлагаю сначала рассмотреть проблему на приземленном уровне. В Москве очень много храмов, в которых колокола звонят практически ежедневно к утренней и вечерней службе, однако эпидемии гриппа случаются из года в год. Я регулярно звоню в колокола 30 лет. И я, и мои коллеги болеем и гриппом, и вирусными заболеваниями, потому что никакого механически оздоравливающего эффекта колокольный звон не дает. Перейдем на другой уровень и вспомним о смысле колокольного звона. Колокол — это часть храма, а храм как единое целое служит одной цели — спасению души. Любой священник Вам скажет, что на самом деле помогает покаяние, молитва, стремление спасать свою душу и понимание того, что Церковь — это прежде всего дом Божий, и обращаться за помощью нужно именно к Богу. Если мы не обращаемся ко Христу, а обращаемся к дому, то мы глупцы, потому что, вместо того чтобы просить о милости у Хозяина дома, пытаемся добиться чего-то у камней, из которых этот дом сложен.
Журнал «Фома» запустил сеть Телеграм-каналов
Все новости об организации «Фома» на Будьте в курсе свежих новостей за день и неделю: 16 апреля 2023 года, в день Светлого Христова Воскресения, в широкий. Вопросы священнику - Вопросы священнику о медицине и здоровье. Значит, члены редакции журнала Фома не бывали на богослужении. Новости Новости журнала «Фома». «Фома» первым из православных изданий стал публиковать интервью со звёздами и крупные портреты публичных людей на обложке[17]. канал @foma_ru_voprosy Высказывания православных пастырей по актуальным проблемам современности, а также ответы священников на вопросы.