Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. Пиши кодовое слово «СТАРТ» в сообщения группы? Что тебя ждет? Основные понятия блока Какие темы встретятся в ЕГЭ Подводные камни тем экономики Что тебе нужно знать на 100% Лайфхаки по выпол Смотрите видео онлайн «Основы обществознания: человек. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, человечество в целом.
Теоретический материал
Человек и общество. Подготовка к ЕГЭ - презентация онлайн | Cобрана основная база, без которой на ЕГЭ/ОГЭ по обществознанию в этом блоке не обойтись. |
ЕГЭ-2024. Обществознание. Блок 1. "Человек и общество" | Добро пожаловать в онлайн тренажер по подготовке к ЕГЭ 2024 по предмету Обществознание. |
Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ-2020
Теория космического происхождения человека. Человек – существо внеземное, пришелец из космоса. Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Качественной теории в учебниках по этим темам мало или вовсе нет — придется выкручиваться, используя тот самый социальный опыт, знание которого часто требуется в формулировке заданий ЕГЭ. Духовный мир человека – это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений. Особенности экзамена Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024 года Структура экзамена: первая и вторая части Советы по подготовке к ЕГЭ по обществу. Самые сложные задания в ЕГЭ-2023 по русскому языку: разбор, решения и советы. Cобрана основная база, без которой на ЕГЭ/ОГЭ по обществознанию в этом блоке не обойтись.
Что такое общество?
- Теория для сдачи егэ по обществознанию 2023 - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению
- Познание | Человек и Общество | Теория | Решутест. Продвинутый тренажёр ЕГЭ
- 1. Человек и общество
- ЕГЭ по обществознанию — Человек и общество
Человек и общество в ЕГЭ по обществознанию
Клименко отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности — простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы. В основе гениальности всегда лежат природные задатки.
Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М. Ломоносов, А.
Пушкин, Менделеев Д. Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека. Уровни способностей Репродуктивный — это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя и включает элементы творчества.
Творческий — это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности. Что такое деятельность?
Деятельность — процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей. Структура деятельности Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность человек, группы людей, государственные органы, организации Объекты — на кого или на что направлена деятельность природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека. Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки.
Цель деятельности — наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена. Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели. Процесс деятельности — действия, поступки, направленные на достижение результата.
Итог деятельности — результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась. Таким образом, структура деятельности такова: Объект — субъект-мотив — цель — средства- процесс действия — результат Вся деятельность человека — это череда постоянных действий. Действие — это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.
По мотивам действия бывают по Веберу М : Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель. Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности. Аффективные — обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
Традиционные — в их основе лежат длительные привычки. Виды деятельности 1 классификация Материально-производственная преобразование природы, создание материальных благ Социально-преобразовательная деятельность по преобразованию общества 2. Духовная Познавательная познание мира, общества, человека Ценностно-ориентировочная формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни Прогностическая предвидение, планирование будущего Виды деятельности 2 классификация 1.
Труд Труд — это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Характерные черты труда как вида деятельности Целесообразность нужность, необходимость Наличие целей, направленных на достижение определённого результата. Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
Полезность то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности Развитие личности труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности Нацеленность на результат и получение его. Преобразование мира, общества и самого человека. Виды труда Физический — характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный. Умственный — связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах: 1 представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом направленном к цели — строительству коммунизма процессе.
Формационный подход практически отри цал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ; 2 решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений; 3 необходимость соответствия производственных отношений производительным силам; 4 неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой. На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.
Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии как общества одной Формации , а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей.
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам , так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций. Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств китайская цивилизация или охватывать несколько стран античная, западноевропейская цивилизация.
С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев. За падные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза. Общественный прогресс и его критерии Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.
Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей А. Тюрго, М. Кондорсе и др. Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения.
Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии. Вико , предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ Н.
Данилевский, О. Шпенглер, А. Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О.
Особенно ярок «антипрогрес-сизм» К. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад.
Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей например, А. Сен-Симон оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам.
Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека как главной производительной силы.
Применимость подобного критерия оспаривается в современном об-ществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека или, как говорят, по степени человечности общественного устройства.
Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина.
Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции. Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.
Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глу бокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху». Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными. Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы».
Собственно, уже К. Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс. Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволю» ционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь. Сегодня великие реформы т.
Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа — революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством , в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация».
Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере.
Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека как главной производительной силы. Применимость подобного критерия оспаривается в современном об-ществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей.
Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека или, как говорят, по степени человечности общественного устройства. Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому.
Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции. Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса.
Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глу бокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху». Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.
Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными. Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В.
Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы». Собственно, уже К. Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс. Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволю» ционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.
Сегодня великие реформы т. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа — революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством , в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация».
Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. Глобальные проблемы современности Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливавшихся в отношениях между человеком и природой в течение длительного времени. Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, не нарушали природных законов и естественных кругооборотов. Но в процессе эволюции отношения человека и окружающей среды существенно изменились.
С развитием орудий труда человек все более усиливал свое «давление» на природу. Уже в эпоху древности это привело к опустыниванию обширных пространств Малой и Средней Азии и Средиземноморья. Период Великих географических открытий ознаменовался началом хищнической эксплуатации природных ресурсов Африки, Америки и Австралии, что серьезно повлияло на состояние биосферы на всей планете. А развитие капитализма и промышленные революции, произошедшие в Европе, породили экологические проблемы и в этом регионе. Глобальных же масштабов воздействие человеческого сообщества на природу достигло во второй половине XX в.
И сегодня проблема преодоления экологического кризиса и его последствий является, пожалуй, наиболее актуальной и серьезной. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатировал ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов. Так, в процессе исторического развития люди постепенно овладевали все новыми и новыми видами энергии: физической силой сначала своей собственной, а затем и животных , энергией ветра, падающей или текущей воды, пара, электричества и, наконец, атомной энергией. В настоящее время ведется работа по получению энергии путем термоядерного синтеза.
Однако развитие атомной энергетики сдерживается общественным мнением, всерьез обеспокоенным проблемой обеспечения безопасности атомных станций. Что же касается других распространенных энергоносителей — нефти, газа, торфа, угля, то опасность их истощения в самое ближайшее время весьма велика. Так, если темпы роста современного потребления нефти не будут расти что является маловероятным , то ее разведанных запасов хватит в лучшем случае на ближайшие пятьдесят лет. Между тем большинство ученых не подтверждают прогнозов, согласно которым уже в недалеком будущем возможно создание такого типа энергии, ресурсы которого станут практически неисчерпаемыми. Даже если предположить, что в ближайшие 15-20 лет термоядерный синтез все-таки смогут «приручить», то его повсеместное внедрение с созданием необходимой для этого инфраструктуры затянется не на одно десятилетие.
А потому человечество, видимо, должно прислушаться к мнению тех ученых, которые рекомендуют ему добровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии. Вторым аспектом данной проблемы является загрязнение окружающей среды. Ежегодно промышленные предприятия, энергетические и транспортные комплексы выбрасывают в атмосферу Земли более 30 млрд т двуокиси углерода и до 700 млн т паро- и газообразных соединений, вредных для человеческого организма. Наиболее мощные скопления вредных веществ приводят к появлению так называемых «озоновых дыр» — таких мест в атмосфере, через которые истощенный озоновый слой позволяет ультрафиолетовым лучам солнечного света более свободно достигать поверхности Земли. Это оказывает негативное влияние на здоровье населения планеты.
Трагичность ситуации, по мнению ученых, состоит еще и в том, что в случае окончательного истощения озонового слоя у человечества не окажется средств его восстановления. Загрязнению подвергаются не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 10 млн. Все это приводит как к уничтожению вымиранию целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Очевидно, что проблема общей деградации окружающей среды, следствием которой является ухудшение условий жизнедеятельности людей, является проблемой общечеловеческой.
Решить ее человечество может только сообща. В 1982 г. ООН приняла специальный документ — Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде. Кроме ООН, большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играют такие неправительственные организации, как «Гринпис», Римский клуб и др. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.
Еще одной проблемой является проблема роста населения земного шара демографическая проблема. Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения и имеет свою предысторию. Примерно 7 тыс. К началу XV в. Двухмиллиардный рубеж был перейден в 20-е гг.
Демографическая проблема порождена двумя глобальными демографическими процессами: так называемым демографическим взрывом в развивающихся странах и недовоспроизводством населения в развитых странах. Однако очевидно, что ресурсы Земли прежде всего продовольственные ограниченны, и уже сегодня ряду развивающихся стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. Но, по прогнозам ученых, рождаемость достигнет простого воспроизводства т. Между тем решать демографическую проблему необходимо уже сейчас, ибо нынешняя численность населения едва ли посильна для планеты, которая не в состоянии обеспечить подобное количество людей необходимым для выживания продовольствием. Некоторые ученые-демографы указывают еще на такой аспект демографической проблемы, как изменение структуры мирового населения, происходящее в результате демографического взрыва второй половины XX в.
В этой структуре растет количество жителей и выходцев из развивающихся стран — людей малообразованных, неустроенных, не имеющих положительных жизненных ориентиров и привычки к соблюдению норм цивилизованного поведения. С демографической проблемой тесно переплетается и проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» так называемая проблема «Север-Юг». Суть этой проблемы заключается в том, что большинство из освободившихся во второй половине XX в. Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи. И наконец, еще одной глобальной проблемой, которая долгое время считалась важнейшей, является проблема предотвращения новой — третьей мировой войны.
Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания мировой войны 1939-1945 гг. Именно тогда странами антигитлеровской коалиции было принято решение о создании ООН — универсальной международной организации, главной целью деятельности которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Однако происшедший вскоре окончательный раздел мира на две системы — капиталистическую и социалистическую, а также начало «холодной войны» и новой гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядерной катастрофы. Особенно реальной угроза начала третьей мировой войны была в период так называемого Карибского кризиса 1962 г вызванного размещением советских ядерных ракет на Кубе. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания.
Во многом на решение правительств о принятии таких обязательств повлияло общественное движение борьбы за мир, а также такое авторитетное межгосударственное объединение ученых, выступавших за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение. Именно ученые при помощи научных моделей убедительно доказали, что главным последствием ядерной войны будет экологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата на Земле. Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой природе и, возможно, к полному вымиранию человечества. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньшая, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки авторитарных режимов Ирак или отдельных террористов.
С другой стороны, последние события, связанные с деятельностью комиссии ООН в Ираке, новое обострение ближневосточного кризиса еще раз доказывают, что, несмотря на прекращение «холодной войны», угроза начала третьей мировой войны все-таки существует.
Вся теория для ЕГЭ по обществознанию. Обществознание в таблицах и схемах 9 класс ОГЭ. ОГЭ Обществознание таблицы и схемы. Таблицы ОГЭ Обществознание 9 класс. Разделы обществознания для ЕГЭ. Таблицы для ОГЭ по обществознанию. Разделы обществознания е. Термины Обществознание.
Понятия по обществознанию. Термины по обществознанию ОГЭ. Термины Обществознание ОГЭ. Планы для ЕГЭ по обществознанию 2021 шпаргалки. ЕГЭ теория. Образование его значение для личности. Образование его значимость для личности и общества. Образование его значение для личности и общества Обществознание. Образование и его значимость для личности и общества Обществознание.
Чек лист по обществознанию ОГЭ. Экономические теории ЕГЭ. Шпоргалки ОГЭ Обществознание. Социальный статус ЕГЭ. Социальный статус ЕГЭ Обществознание. Социальная роль и социальный статус ЕГЭ. Социальные статусы и роли ЕГЭ. Термины по обществознанию ЕГЭ. Термины Обществознание ЕГЭ шпаргалки.
Понятие общественного прогресса. Общественный Прогресс ЕГЭ. Понятие общественного прогресса ЕГЭ Обществознание. Понятие общественного прогресса ЕГЭ. Кодификатор ЕГЭ Обществознание 2022. Кодификатор ЕГЭ 2020 Обществознание. Спецификатор ЕГЭ Обществознание 2022. Блоки Обществознание ЕГЭ 2022. Главные темы для ОГЭ по обществознанию.
Темы по обществознанию ОГЭ. ОГЭ по обществознанию 2021 теория. Теория для сдачи ОГЭ по обществознанию. Термины по обществу ЕГЭ. Термины по праву ЕГЭ Обществознание. Термины Обществознание ЕГЭ. Термины и понятия ОГЭ 9 класс Обществознание. Деятельность Обществознание ЕГЭ. Мышление и деятельность.
Деятельность это в обществознании. Потребности и интересы. Потребности и интересы Обществознание. Интерес это в обществознании. Интерес ЕГЭ Обществознание. Котова Лискова ЕГЭ 2022. Социальная структура жизни общества. Сферы жизни общества Обществознание. Социальная сфера Обществознание.
Социальная структура ЕГЭ Обществознание. Стадиально цивилизационный подход. Стадиальный подход к изучению общества. Стадиальный подход к изучению истории.
Вход и регистрация
Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение.
В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить». По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее. Для этого существуют учебники, различные бесплатные сервисы, например открытый банк ФИПИ. Но результат будет не таким эффективным, как если бы вы посещали курсы или дополнительные занятия в школе.
Да, скорее всего, вы разберётесь, но сколько вы потеряете ценных минут или часов? Сказать сложно. Многие задания, где надо давать развёрнутый ответ, имеют различные варианты правильных решений. Их все невозможно уместить в свою работу.
В конечном счёте вам сложно будет понять, ответили вы верно или нет. Например, Л. Боголюбова и «Фоксфорда». Это создаст вам необходимый теоретический фундамент.
Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Задания второй части 21—29 в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение. Распределение заданий по частям экзаменационной работы Части работы.
Всего за экзамен по обществознанию можно получить 58 первичных баллов, которые после проверки переводятся во вторичную стобалльную систему. Пороговый балл на ЕГЭ по обществознанию составляет 42 балла. Что изменилось в ЕГЭ по обществознанию в 2023 году? К счастью, фундаментальных изменений в ЕГЭ по обществознанию в этом году не произошло: структура экзамена осталась прежней, а составители КИМов лишь внесли небольшие уточнения в формулировки заданий и систему оценивания работы. В этом году составители КИМов изменили формулировку задания: теперь нужно перечислить основные признаки данного понятия и дать объяснение с опорой на приведённый текст. Также изменилась система оценивания: теперь за выполнение этого задания можно получить не 4, а целых 6 первичных баллов.
Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру. Систематичность, то есть деятельность — это длительный, ежедневный процесс. Продуктивность — направленность деятельности на получение результата. Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека. Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории. Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер. Что такое творчество? Творчество — это любая деятельность человека духовная или материальная , в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата. Механизм творческой деятельности: Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте. Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании. Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы. Интуиция — знание, предвидение, появление которого невозможно объяснить. Отличие деятельности человека от активности животного. Черты деятельности человека Черты активности животного Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе деятельности лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа. Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности. Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих. Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции. Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы. Общение — это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений. Важным средством общения является язык, речь вербальное общение , хотя большое место занимают жесты, мимика, поза невербальное общение. Функции общения Социализирующая — формирование личностных качеств. Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику. Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление Интегративная, то есть общение объединяет людей. Виды общения. Между двумя реальными субъектами человек-человек, человек — группа Между реальным субъектом и иллюзорным человек — животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов Между реальным и воображаемым партнёром внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником Между двумя воображаемыми героями например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги Следует отличать общение от коммуникации. Коммуникация — это многозначное слово. Оно образовано от лат. Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения» например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников. Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи например, СМИ.
Раздел "Человек и общество"
Задания ЕГЭ по обществознанию 2024 - теория и практика :: Бингоскул | Обществознание человек и общество теория для ЕГЭ. |
Познание | Человек и Общество | Теория | Решутест. Продвинутый тренажёр ЕГЭ | Какие изменения произошли в структуре контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по обществознанию и что делать, чтобы избежать типичных ошибок? |
Человек и общество | Вся теория по кодификатору ЕГЭ. Человек и общество. |
Конспекты для ЕГЭ по обществознанию | 4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время). |
ЕГЭ обществознание 2024
Лекции для подготовки к ЕГЭ и урокам в школе по обществознанию. Задание 13 Теория ЕГЭ 2023 обществознание. Какие темы добавили в ЕГЭ по обществознанию? Человек и общество Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. (вместо темы глобальные проблемы XXI века) Духовные ценности российского общества. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез. Природное И Общественное В Человеке, Обществознание Егэ 2023, Умскул.
ЕГЭ обществознание 2024
Теория ЕГЭ по заданиям. Вся нужная теория из раздела ""Человек и общество"" для ЕГЭ по обществознанию в 2024 году — всего за одно занятие я попыталась максимально разобрать для вас эту тему экзамена. В этой статье речь пойдет о разделе человек и общество в ЕГЭ по обществознанию, это одна из фундаментальных тем, в которых нужно хорошо разбираться, чтобы успешно решить задания 2,3,4.
Раздел "Человек и общество"
Человек и общество 1. Природное и общественное в человеке. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Антропогенез — 1 процесс выделения человека из мира животных; 2 процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К главным проблемам антропогенеза относятся: место прародина и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей в первую очередь речи , общественной жизни коллективов системы социальных институтов.
Периодизация антропогенеза: а археологическая технологическая периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род родовая община ; соседская община. Теории происхождения человека: 1 Креационизм религиозная теория, божественная, теологическая — подразумевает божественное происхождение человека. Энгельса — утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд. Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле.
Понятие социального института. Черты социального института. Внутренние черты соц. Внешние черты соц.
Что будет на ЕГЭ по разделу - Человек и общество? Основные понятия блока.
В поиске ответов на них к единому мнению прийти не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся, поскольку эти вопросы принадлежат к разряду так называемых вечных. И всё же человек не теряет надежды хотя бы приблизиться к... Понятие истины, ее критерии. Мышление и деятельность Понятие истины принадлежит к сфере философии, хотя само слово «истина» может использоваться в разных смыслах и различных контекстах. В научном познании истина выступает, во-первых, как цель, а во-вторых, как ценность, обеспечивающая саму возможность соответствия научного знания объективной реальности. Объективная истина — это адекватное отражение объекта познающим его субъектом, воспроизводящее п...
Потребности и интересы Физиологические потребности. Самое важное для человека — это удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, тёплой одежды в холодное время индивид прекращает своё существование. Экзистенциальные потребности от лат. После удовлетворения физиологических потребностей и появления изл... Свобода и необходимость в человеческой деятельности Свобода — способность человека говорить и действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации. Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований. Свобода личности в различных её проявлениях является важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для...
Институты общества. Система — это совокупность элементов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом и выступают как единое целое при взаимодействии с окружающей средой. Формы и разновидности культуры Культура лат. Культура является предметом изучения дисциплины «культурология».
Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире. Знание - результат познавательной деятельности.
Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке. Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе. Истина - соответствие знания своему предмету. Характеристики мышления: социальный характер; связь с языком; опосредованный характер; личностный характер. Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес лат. Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода подразумевает самоопределение человека, свободу воли выбора , возможность поступать согласно волеизъявлению. Общество социум - в широком смысле обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира.
ЕГЭ по обществознанию — Человек и общество
Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами. В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны. В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь. Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают: а дописьменные и письменные; б простые и сложные в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов ; в общество первобытных охотников и собирателей, традиционное аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество; г первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.
В западной научной литературе в 1960-е гг. В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Традидионное аграрное общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла.
Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.
Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла. Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы.
Число образованных людей было крайне ограниченным «грамота для немногих» устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической. Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» Азия, Африка поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения.
С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации. В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным.
Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация.
Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок. В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе и утилитаризм человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания освобождение от непосредственной зависимости от религии. Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.
Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта. Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели стереотипа поведения, в переходе от нерационального характерного для традиционного общества к рациональному свойственному индустриальному обществу поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей.
Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе происхождение, родовитость, национальность. После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций. Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран в том числе и Россию. Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы экологический, энергетический и др. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. Беллом, Э.
Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой. В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения.
Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них , принято называть общественными отношениями. Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные или идеальные. Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения. Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта.
Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия: а между двумя индивидами муж и жена, учитель и ученик, два товарища ; б между тремя индивидами отец, мать, ребенок ; в между четырьмя, пятью и более людьми певец и его слушатели ; г между многими и многими людьми члены неорганизованной толпы. Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений. Развитие взглядов на общество С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов.
Уверены, что с нами Вы успешно сдадите ЕГЭ по обществу в 2022 году!
Общая информация об экзамене ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий. Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом. Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часто для таких способностей необходимы природные задатки.
Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга. Одновременно выделяют следующие типы способностей. Теоретические это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям и практические склонность к практическим действиям Учебные усвоение созданного, открытого, исследованного и творческие создание предметов материальной и духовной культуры. Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.
В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они? Уровни способностей Одарённость — это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность. Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников.
Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности. Талант — это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов. Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый.
Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других. Гениальность — это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Они открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Гениальные люди в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны.
Их открытия важны для всего человечества. Сравнивая талант и гениальность, учёные И. Акимов, В. Клименко отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности — простота.
Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы. В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много.
Их имена знает весь мир: М. Ломоносов, А. Пушкин, Менделеев Д. Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.
Уровни способностей Репродуктивный — это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя и включает элементы творчества. Творческий — это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности. Что такое деятельность?
Деятельность — процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей. Структура деятельности Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность человек, группы людей, государственные органы, организации Объекты — на кого или на что направлена деятельность природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека. Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки.
Понятие истины, ее критерии. Мышление и деятельность Понятие истины принадлежит к сфере философии, хотя само слово «истина» может использоваться в разных смыслах и различных контекстах. В научном познании истина выступает, во-первых, как цель, а во-вторых, как ценность, обеспечивающая саму возможность соответствия научного знания объективной реальности.
Объективная истина — это адекватное отражение объекта познающим его субъектом, воспроизводящее п... Потребности и интересы Физиологические потребности. Самое важное для человека — это удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, тёплой одежды в холодное время индивид прекращает своё существование. Экзистенциальные потребности от лат. После удовлетворения физиологических потребностей и появления изл... Свобода и необходимость в человеческой деятельности Свобода — способность человека говорить и действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.
Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований. Свобода личности в различных её проявлениях является важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для... Институты общества. Система — это совокупность элементов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом и выступают как единое целое при взаимодействии с окружающей средой. Формы и разновидности культуры Культура лат.
Культура является предметом изучения дисциплины «культурология». Особенности научного мышления. Образование Наука — это сфера человеческой деятельности, ориентированная на получение, обоснование и систематизацию знания об окружающем мире.
ЕГЭ обществознание теория, материалы, тесты
- Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024 года
- Что изменилось в ЕГЭ по обществознанию в 2023 году?
- Что запомнить
- Бесплатный интенсив по обществознанию
- Теория для сдачи егэ по обществознанию 2023
- Комментарии
Обществознание ЕГЭ 2023
- Обществознание ЕГЭ 2023
- Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию (теория)
- Человек и общество. Подготовка к ЕГЭ
- Обществознание. Вся теория ДЛЯ ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 1. «Общество».
- Ваши запросы похожи на автоматические. Подтвердите, что вы человек
ЕГЭ по обществознанию в 2023 году: три важных изменения и самые сложные задания
ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. Урок по теме Вся теория по кодификатору. «Человек и общество». Теоретические материалы и задания Единый государственный экзамен, Обществознание. Природное И Общественное В Человеке, Обществознание Егэ 2023, Умскул. Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Человек и общество». 1.1 Природное и общественное в человеке. Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора "Человек и общество".