Новости угольной промышленности, добывающих, перерабатывающих компаний и поставщиков. Снижение добычи угля почти на 26% в годовом выражении уже серьезно отразилась и на экономике, и на промышленности страны. В РФ добыча угля в I квартале сохранилась на уровне 2023 года.
Актуальные материалы об угле и состоянии рынка угля
Все новости угольной отрасли: добыча, перевалка, экология и немного протестов. 113,9 млн тонн – объем добычи угля в 2022 году 17,6 ГВт установленная электрическая мощность 26 500 Гкал/час установленная тепловая мощность Выработка тепловой энергии — 48. МЭА: добыча угля в мире в 2023 году достигнет рекордных 8,7 миллиарда тонн.
добыча угля
И хотя чиновники говорят не паниковать, компании продолжают бить тревогу. Риск откатить угольную отрасль на пару десятилетий в прошлое есть всегда. Дело, которое тянется с прошлого года, подошло к концу. Кемеровский суд отклонил апелляционную жалобу "Тайлепского" по иску Новокузнецкого природоохранного прокурора. Напомним, прокуратура установила, что разрез нарушил плодородный слой почвы на более чем 12 тыс.
С 2017 по 2022 год донецкий уголь хоть как-то экспортировался на Украину, в ЕС, а также понемногу в Турцию и страны Ближнего Востока. Здесь мог бы помочь мариупольский порт, однако прямого железнодорожного сообщения между Мариуполем и Донецком нет. В районе Еленовки полотно простреливается ВСУ еще с 2014 года.
И до тех пор, пока линию фронта не отодвинут, наладить экспорт угля по кратчайшему пути через порты северного Приазовья не получится. Как следствие, на экспорт с начала 2023 года было отгружено 8,6 тыс. А в условиях затянувшихся боевых действий особых надежд на рост внутреннего потребления угля нет. Ведь потребление электроэнергии жителями и предприятиями явно сократилось. Луганская ТЭС с середины прошлого года работает на природном газе. Маломощная и старая Мироновская ТЭС в последние годы производила тепловую энергию без выработки электричества, а Углегорская сильно пострадала при освобождении ЛНР, и перезапустят её, в лучшем случае, в конце текущего года. Возможно, ситуация изменится после освобождения всей территории ДНР, но каких-либо сроков по понятным причинам здесь устанавливать не получается.
Инфраструктура и безопасность Вопрос о будущем шахт ожидаемо встал ребром сразу после присоединения республик. Глава ЛНР Леонид Пасечник во время встречи с президентом Владимиром Путиным в конце декабря ходатайствовал о сохранении шахт в госсобственности. Несмотря на отсутствие в России государственных угольных предприятий, президент не возражал. Но в качестве встречного условия он поставил обеспечение безубыточной работы. В ДНР же решили пойти по более простому и проверенному пути — приватизировав государственные шахты. К моменту включения ДНР в состав России там было пять государственных унитарных предприятий с 16 шахтами, из которых работали девять. Плюс 46 частных шахт, из которых на 18 велась добыча.
С инфраструктурой и оборудованием на госпредприятиях просто беда. Если еще в 2017 году главной проблемой был крепёжный лес, то теперь он уже не поможет. Государственные шахты свыше 30 лет, то есть с момента обретения Украиной независимости, работали без реконструкции и модернизации. Защиту от обстрелов тоже, в принципе, обеспечить невозможно — на шахту имени Засядько в Киевском районе Донецка может «прилететь» из ствольной артиллерии, а до остальных добивают РСЗО и авиационные ракеты.
А для населения ввели квоты на покупку угля.
Больше чего-то там в одно лицо не отгружать. Спекулянты хлопают в ладоши. Проблемы пшеков, немцев, лягушатников и всяких прочих шведов — это их личный выбор. Понятное дело, не народа, а проамериканских политиканов-марионеток. Но тут уж пусть жители ЕС сами разбираются.
Евросоюз пляшет под дудку Вашингтона, который ведёт отнюдь не только антироссийскую игру. Хотя она, конечно, на первом месте. А народы Старого Света — не более чем расходный материал. И вот на эту тему стоит задуматься. Уже всем нам.
Пока на улице тепло, а большая часть стран союза получает российский газ, да и нефть тоже. Отдельные добровольные лишенцы не в счёт. Но энергетический баланс в целом по Европе уже нарушен, и за несколько месяцев, оставшихся до зимы, его не ликвидировать. Соответственно, что-то будет. Причём что-то явно нехорошее.
Не исключено, что злость на холод и дороговизну как энергоресурсов, так и продовольствия попытаются перенаправить на Россию. Собственно, это уже делается, но пока накал страстей невелик. И начнут с самых невменяемых и обездоленных. С тех же поляков, которым пообещают много дешёвого русского угля. Нефть и газ.
Утроение добычи угля к 2028 году под землей поможет компенсировать истощение запасов в открытых карьерах и поэтапно отказаться от импорта, сказал он. Импорт угля Индией составляет 90 млн тонн в год, но он будет прекращен с переходом на экспорт после увеличения его производства в стране, несмотря на то, что к 2030 году внутренние потребности республики в топливе достигнут 1,5 млрд тонн в год. Оценочные запасы угля в стране достигают 361 млрд тонн.
Наши проекты
- Главные котировки
- Даёшь Европе угля, мелкого — но много!
- Новости угольной отрасли в мировом масштабе
- Навигация по записям
- Экспорт ресурсов: России мешают не санкции, а старые проблемы с инфраструктурой - Российская газета
В поисках оптимального маршрута
- В отсутствии российского газа «общечеловеки» готовы забыть про экологию
- Экспорт ресурсов: России мешают не санкции, а старые проблемы с инфраструктурой - Российская газета
- Сообщество
- Новости партнеров
- Как Россия добывает уголь на самой северной шахте в мире — 19.08.2023 — В мире на РЕН ТВ
- В Германии демонтируют восемь ветрогенераторов, чтобы добыть немного угля
Добыча угля в Казахстане снижается, а цены растут
Франция и США угрожают российскому угольному экспорту / Экономика / Независимая газета | В 2022 году мировая добыча угля увеличилась на 8,2%, поскольку цены на уголь оставались на высоком уровне вследствие перебоев в поставках из-за войны на Украине. |
Объем добычи угля в Якутии вырос на треть с начала 2024 года | Себестоимость добычи угля у China Coal Energy (занимает второе место среди угледобывающих компаний) В первом полугодии 2023 г. снизилась на 16,2 юаней, до 224,5 юаней за тонну. |
Уголь — есть ли перспективы?
Надежды чиновников могут так и не оправдаться. Reuters со ссылкой на данные Главного таможенного управления КНР сообщало, что поставки российского угля в Китай в октябре упали до минимума с февраля. Основной причиной снижения поставок стало повышение цен, связанное с курсовыми пошлинами, введенными в октябре, что привело к росту стоимости партии сырья. По данным издания, при новых условиях поставки из России проигрывают конкуренцию Австралии. При этом потребности в угле в Китае также падают из-за больших накопленных запасов на электростанциях, сообщало агентство. Финансовое положение угольных компаний уже сложно назвать беспроблемным.
За этот период угольные компании получили общую прибыль 346,9 млрд руб. На мировом рынке угля сформируется профицит, а его стоимость начнет снижаться, так же как и доходы российского бюджета от экспорта данного вида энергоресурсов», — рассуждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Плеханова Ирина Фатьянова.
Анализ ситуации на глобальном угольном рынке 24 марта привело американское агентство Bloomberg. Объем добычи угля в 2023 году достиг рекордного уровня, цены на него близки к рекордным, достигнутым в 2022-м. Причинами этого агентство видит в первую очередь в энергетической нестабильности Китая, заставляющей страну возвращаться к надежным источникам энергии, и растущем спросе на уголь в Индии. На ситуацию также влияют последствия конфликта на Украине и сбои в международных программах по стимулированию постепенного отказа от ископаемого топлива в странах с развивающейся экономикой.
Значительная часть "второго дыхания угля" приходится на страны Азии. Именно это и приводит к росту цен на уголь, поскольку индийские и китайские потребители могут сделать поставщикам этого энергоносителя более выгодные предложения. Добыча угля в Китае, Индии и Индонезии также остается на высоком уровне. Это связано с растущим спросом на энергоносители и необходимостью снизить зависимость от дорогого импорта энергоресурсов. Индонезия в 2023 году увеличила добычу угля до рекордного уровня в 775 млн т и прогнозирует стабильность производства в течение следующих двух лет. Индонезия является крупным экспортером угля, но в стране быстрыми темпами растёт внутренний спрос, в первую очередь, со стороны энергоемкого сектора переработки никеля. По данным МЭА, в 2023 году добыча угля в мире выросла до рекордных 8,7 млрд т.
Ожидается, что в 2024-м этот показатель снизится и стабилизируется к 2026 году на уровне порядка 8,4 млрд тонн в год.
Австралия ответила отказом на просьбу Украины поставить большую партию угля 5. Китай продолжит использовать уголь для базового обеспечения энергоснабжения 6. Индия не собирается сокращать добычу угля 3. Экспорт энергетического угля из Индонезии может сформировать новый рекорд на старте 2024 года 4. Индийская JSW Steel может приобрести долю в австралийском поставщике угля 5. Угледобыча в Казахстане: инвестиции, модернизация и перспективы развития 6. Экспорт монгольского угля в Китай будет расти по мере улучшения транспорта — до 100 млн т в 2024 году 5. Китай резко увеличил ввод мощности угольных ТЭС 6. Мировой экспорт угля достиг рекордного максимума в 2023 году — Reuters 4.
Экспорт угля и лигнита из Казахстана вырос в 6,5 раза 5. Импорт угля из Австралии в Китай в 2023 году увеличился, но остается ниже уровня до введения запрета 6. Индийские металлурги просят о справедливых ценах на коксующийся уголь 7. Экспорт коксующегося угля из Австралии в ноябре превысил 13 млн т 3. Два крупнейших в мире потребителя угля не откажутся от ископаемого топлива в ближайшее время 5. Китай разочаровался в ВИЭ 6. Монгольская электронная торговля углем на экспорт увеличилась 8. Будущее угля определит Китай 3. Импорт угля Китаем из России в ноябре проиграл Индонезии и Австралии 4. Индия переходит на уголь из-за падения гидрогенерации 5.
Китай может вернуть импортные пошлины на уголь 6. В Узбекистане в январе-ноябре 2023 года добыто 5,73 млн тонн угля 7. Германия не сможет отказаться от угольных электростанций к 2030 году 8. Поставки угля в Киргизию в 2023 году сократились почти в два раза 4. BHP может остановить добычу угля в Австралии в конце декабря из-за забастовки 6. Мегапроект железной дороги Транс-Калахари привлек крупные зарубежные фирмы 7. Индия планирует увеличить добычу угля до 1,5 млрд тонн к 2029-2030 гг. С начала 2023 года Монголия экспортировала в Китай 64,7 млн тонн угля 9. Индия и Австралия будут договариваться о стабильных поставках коксующегося угля 3. С начала года в Казахстане добыли свыше 90 млн тонн угля 4.
Индия решила утроить добычу угля для удовлетворения спроса на энергию 5.
Информации о том, будет реализовано это предложение в условиях возвращенных пошлин или нет, на момент написания статьи не было. Так, в условиях наблюдаемых низких цен на уголь возвращение пошлины ведет к дополнительному снижению экспортных нетбэков цена реализации товара минус стоимость доставки до покупателя при отправке из портов Балтики и Азово-Черноморского бассейна, что, в свою очередь, может привести к снижению и даже полному прекращению экспорта угля через эти порты с одновременным ростом давления на загруженный Восточный полигон. Тенденцию роста нагрузки на инфраструктуру в восточной части страны при экспорте угля наглядно демонстрирует динамика перевалки через бассейны рис. Динамика объемов перевалки угля через морские бассейны, 2021-2023 гг. Рост за счет инфраструктуры По оценкам экспертов, в 2024 году в условиях низких цен и возвращенных экспортных пошлин объемы добычи и экспорта угля могут немного снизиться либо сохраниться на уровне 2023 года. В то же время Минэнерго России рассчитывает, что по итогам 2024 года объемы добычи и экспорта угля будут как минимум сохранены на уровне 2023 года, а после ожидается рост поставок до 485-500 млн тонн по базовому сценарию к 2030 году. По оценкам Института проблем естественных монополий ИПЕМ , добыча угля в России может вырасти к 2030 году до 525-526 млн тонн. При этом эксперты сходятся во мнении, что рост показателей возможен лишь при условии модернизации и роста провозной способности Восточного полигона, отмечая при этом, что портовая инфраструктура с доступом к железным дорогам составляет более 360 млн тонн, а профицит угольных портовых мощнос-тей оценивается в 64,3 млн тонн.
Таким образом, именно железнодорожный транспорт остается узким местом для вывоза угля. Напомним, что на Восточном полигоне реализуется масштабная программа модернизации для расшивки инфраструктуры и увеличения провозной способности. В текущем году должен быть завершен второй этап развития полигона, в результате чего провозные способности БАМа и Транссиба в направлении портов Дальнего Востока вырастут в 1,5 раза — до 180 млн тонн в год. Ведется проработка третьего этапа, который позволит обеспечить грузопоток в объеме 210 млн тонн к 2030 году. Кроме того, одним из способов разгрузки Восточного полигона и альтернативным маршрутом для экспорта угля в страны АТР может стать Северный морской путь СМП. По мнению экспертов, такой маршрут поможет расширить географию поставок угля, однако его использование осложняется короткими сроками навигации, экологическими факторами, нехваткой портовых мощностей. Впрочем, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Активно идет строительство нового опорного пункта СМП — морского терминала «Енисей» в порту Диксон по отгрузке угля с Сырадасайского месторождения, через который ежегодно будет проходить свыше 5 млн тонн продукции, а в дальнейшем его мощность предполагается увеличить примерно в два раза.
Уголь — есть ли перспективы?
По данным МЭА, в 2023 году добыча угля в мире выросла до рекордных 8,7 млрд т. угольная промышленность. добыча угля. «Русский Уголь» в 2024 году планирует увеличить годовой объем добычи угля на Ерковецком разрезе АО «Амуруголь» в Амурской области до 2,3 миллионов тонн. По итогам I квартала 2024 года добыча угля в Республике Саха (Якутия) составила 11,4 млн тонн, что на 33% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 8,6 млн тонн. В 2022 году мировая добыча угля выросла на 8,2%. Цены на него оставались высокими из-за геополитических потрясений и перебоев с поставками.
новости угольной промышленности
Статья Уголь (мировой рынок), Добыча и экспорт угля в России, Китай резко нарастил строительство угольных электростанций, Казахстан резко нарастил поставки угля в ЕС, Цены на уголь выросли со $186 за тонну до $462. Остальные угольные активы Мечела добывают около 11–12 млн тонн угля в год. Летняя погода на архипелаге Шпицберген позволила отгрузить на очередное судно более 35 тыс. т угля, добытого на руднике Баренцбург. Стоимость энергетического угля, на который приходится 85 процентов российского экспорта, в начале апреля упала до минимума с 2021 года из-за низкого спроса. Экспорт и добыча угля сократились в Казахстане. Согласно самым последним данным, ожидается, что мировая добыча угля вырастет на 5,4% и достигнет 8318 метрических тонн в 2022 году.
Что ждёт угольную отрасль России в 2024 году?
По данным министерства, из 883 заявок на RKAB одобрение получили 587 компаний, а 121 заявка была отклонена по техническим причинам. Трейдер добавил, что это могло бы быть возможно, если бы прогноз спроса на уголь на 2024 год был более устойчивым. Однако спрос на морские поставки энергетического угля в Азии, как ожидается, останется медвежьим или неизменным в течение всего года на фоне замедления экономической активности в Китае, роста внутреннего производства в Индии и усилий по ограничению использования угля в производстве электроэнергии в некоторых странах Южной и Северо-Восточной Азии. Учитывая текущие перспективы рынка, производство более 900 млн кажется избыточным предложением, которое может привести к более глубокому снижению цен. При таком старте года очень маловероятно, что квота на 2024 год будет превышена.
Значимый вклад в прирост предложения также внесли США, где добыча угля в 2022 г.
Роль драйвера сыграло эмбарго ЕС в отношении России, которое простимулировало поставки американского сырья на европейский рынок. В результате, объем поставок в 2022 г. Этот фактор стал ключевым и для динамики предложения в Европе, где добыча угля по итогам 2022 г. Впрочем, несмотря на эмбарго ЕС, добыча угля в России в 2022 г.
Этот фактор стал ключевым и для динамики предложения в Европе, где добыча угля по итогам 2022 г. Впрочем, несмотря на эмбарго ЕС, добыча угля в России в 2022 г. Важным подспорьем стало освоение Эльгинского месторождения коксующегося угля, добыча на котором по итогам 2022 г. Это месторождение должно будет выйти на полную мощность 45 млн т в год после завершения строительства железнодорожной ветки Эльга — Чумикан, которая позволит транспортировать к уголь к порту на побережье Охотского моря для дальнейших морских поставок в страны АТР.
При этом построившая их компания больше не занималась проектом, и поддержание генераторов в рабочем состоянии было сопряжено с трудностями. Поэтому демонтаж объекта был объективно оправданным решением, хотя само по себе расширение добычи бурого угля было встречено резкой критикой со стороны экоактивистов. С ними во многом согласны аналитики.
По оценкам специалистов компании Aurora, расширение карьера Гарцвайлер приведёт к тому, что страна превысит свои обязательства по влиянию на изменение климата.
Добыча угля в мире скоро достигнет рекордных уровней
На третьем месте — УК «Элси», компания была создана в 2022 году на основе слияния «Эльгауголь» и «Сибантрацит». Совокупный объем добычи угля активами, вошедшими в состав «Элси», в 2021 году составил 37,3 млн тонн. Среди ведущих игроков угольной отрасли РФ также такие компании как «Распадская» с объемом добычи угля в 22,8 млн тонн в 2021 году, «СДС-Уголь» с показателем добычи в 19,2 млн тонн в 2021 году, «Стройсервис» 16,7 млн тонн , «Русский уголь» 14,7 млн тонн , «Востсибуголь» 13,7 млн тонн и КТК — «Кузбасская топливная компания» 12,8 млн тонн. Но в целом российские игроки не получили прибылей, сопоставимых с результатами иностранных компаний в 2022 году. Одним из факторов, замедливших рост прибылей российских компаний угольного сектора, стало укрепление рубля в первой половине 2022 года после первоначального ослабления на фоне начала СВО. Существенная часть прибыли была также недополучена из-за того, что российские игроки были вынуждены реализовывать свою продукцию с существенными скидками. Санкции и необходимость предоставления скидок в целом привели к определенному нарушению ценообразования на российский уголь при экспортных поставках. Привязка цены к основным бенчмаркам, в том числе к австралийским и европейским, стала эфемерной.
Ценообразование на российский уголь при экспорте приняло спорадический характер. В целом, несмотря на повышение затрат и вынужденные скидки при экспортных продажах, российские компании смогли заметно увеличить налоговые выплаты в бюджет. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов в своем выступлении в Думе в середине марта 2023 года заявил о том, что налоговые поступления от угольных компаний в 2022 году выросли более чем в 2 раза — до 360 млрд рублей по сравнению с показателем в 175 млрд рублей в 2021 году. Он также отметил, что власти не будут повышать налоги в отрасли в связи с вынужденной продажей угля с дисконтом и ростом логистических затрат бизнеса. По его словам, от компаний угольного сектора также не будут требовать участия в единовременном взносе с бюджет в 2023 году. Николай Шульгинов также заявил о том, что объем добычи угля в России в 2023 году сохранится на уровне 2022 года. При этом в правительстве России рассчитывают на рост экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в 1,5—2 раза к 2030 году.
Активное развитие логистической инфраструктуры России необходимо как для повышения объемов поставок угля на мировые рынки, так и снижения издержек компаний. Российские компании столкнулись с повышенными затратами из-за роста тарифов РЖД и увеличения фрахтовых ставок для сухогрузов. Труднее стало и страховать суда. Здесь главная причина — санкции. Недостаточная пропускная способность Восточного железнодорожного полигона стала одной из основных проблем для угольного сектора при поставках в Азию и превратилась в сдерживающий фактор для российской экономики в целом. Дефицит провозных мощностей Восточного полигона осенью 2022 года оценивался в 140 млн тонн в год. Второй этап модернизации позволит увеличить провозную способность полигона со 158 до 180 млн тонн.
По планам, 2-ой этап должен завершиться в 2024 году, однако сроки реализации проектов сдвигаются. В рамках 3-го этапа модернизации Восточного полигона предполагается создание транспортного коридора Россия — Монголия — Китай. Развитие данного маршрута также помогло бы увеличить объемы экспорта российского угля, в том числе за счет синергии поставок из России и Монголии в промышленные районы северной части Китая. С целью повышения увеличения объемов поставок угля в частном порядке строится Тихоокеанская железная дорога, по которой планируется перевозить около 25 млн тонн угля в год. Железная дорога Эльга — Чумикан пройдет от Эльгинского месторождения в Якутии к строящемуся угольному морскому терминалу «Порт Эльга» на территории Хабаровского края в районе мыса Манорский Охотского моря. Планируется, что новый угольный терминал на первоначальном этапе позволит отгружать 5 млн тонн угля в год, в дальнейшем ожидается постепенное повышение объемов отгрузки до 12, 20 и 30 млн тонн в год, соответственно. Разворот экспортных поставок угля России — это долгоиграющий феномен.
Переориентация экспорта с Запада на Восток обусловлена стабильными перспективами спроса на уголь в странах Азии. Данные изменения в конечном счете должны были произойти вне зависимости от геополитической ситуации. Для повышения экспортных показателей угольной отрасли и экспорта России в целом необходим системный подход как в плане тщательного контроля за развитием логистики, так и в разрезе заключения межправительственных соглашений. Значимую роль в увеличении объемов экспорта угля и других российских товаров в страны Азии и ряд стран Африки может сыграть транспортный коридор «Север - Юг» с поставками через Иран. Но для его развития также необходимо принятие решений на государственном уровне, существенный объем инвестиций и наличие твердых контрактов на поставки. Экология угля Уголь остается одним из основных источников вредных выбросов.
С ними во многом согласны аналитики. По оценкам специалистов компании Aurora, расширение карьера Гарцвайлер приведёт к тому, что страна превысит свои обязательства по влиянию на изменение климата. Вечерний 3DNews Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
Отработанные пласты продолжают «коптить» парниковые газы. Шахты с каждым годом становятся все глубже, что еще больше увеличивает концентрацию метана. Продолжительность жизни людей в регионах добычи угля значительно ниже, а уровень профессиональной заболеваемости среди шахтеров превышает средний показатель по стране в 20 раз. Практически у каждого работника несколько хронических заболеваний. Чаще всего это происходит из-за ненормированного графика, использования устаревших технологий, тяжелейших условий труда, запыленности, облучения, неблагоприятного микроклимата. Население шахтерских городов также страдает от превышающей нормы концентрации вредных веществ воздухе, воде, почве и высокого уровня шума. Опасны даже заброшенные шахты: из-за подтопления территорий в реки поступают грязные производственные воды, а в атмосферу выделяются токсичные газы. Кроме того, на предприятиях угольной промышленности в пустотах среди пород скапливается метан. Это опасно не только с точки зрения влияния на климат метан — парниковый газ, в 25 раз активнее углекислого , но и приводит к масштабным авариям из-за регулярных нарушений техники безопасности. Так, в конце прошлого года взрыв на шахте «Листвяжная» унес жизни 51 человека, 92 — пострадали. В 2014 году в Турции в результате взрыва на шахте в Соме погиб 301 человек. Такие аварии случаются регулярно. Смертность от угольной промышленности в 2,5 раза больше , чем от нефтяной, в 25 раз, чем от газовой и в тысячу раз от ядерной энергетики: даже после включения в анализ катастроф в Чернобыле и Фукусиме. В среднем в результате аварий на предприятиях угольной отрасли ежегодно гибнет не менее 50 человек. Последствия транспортировки Перевозят уголь с помощью железнодорожных и автоперевозок, углепроводов и морским транспортом. Железные дороги — основной способ транспортировки угля. Во время загрузки железнодорожных полувагонов несколько десятков тонн угля выпускается из бункера и ударяется о дно, а вытесняемый воздушный поток высвобождает огромное количество пыли. Площадь загрязнения увеличивают грузовики, курсирующие между районами добычи и железнодорожными терминалами перевалки угля: в результате угольная пыль распространяется на значительные расстояния вокруг карьера и вдоль дорог. В портах, где производится перевалка, дробление и сортировка угля чаще всего продолжают использоваться устаревшие технологии. В результате пыль распространяется как в акватории портов, так и в окрестные населенные пункты. Например, жители Приморского края рассказывают , как угольная промышленность отравляет их жизнь: сажа оседает на окнах и мебели, залетает в двигатели машин и тракторов, выводя их из строя, выпадает черный снег, увеличивается количество респираторных и легочных заболеваний. По сути это мелкие минеральные частицы, образующиеся при добыче, переработке и транспортировке сырья. В ней могут находиться некоторые твердые токсические вещества, например, свинец, фосфор, мышьяк, сурьма, бор, а также их соединения. Загрязнение угольной пылью опасно для здоровья человека, потому что вызывает различные респираторные заболевания, например, пневмокониоз. Ее высокая концентрация также приводит к взрывам и пожарам. Окружающей среде угольная пыль наносит не меньший вред. Оседая на листья растений, она блокирует поры и затрудняет фотосинтез и дыхание.
Тенденцию роста нагрузки на инфраструктуру в восточной части страны при экспорте угля наглядно демонстрирует динамика перевалки через бассейны рис. Динамика объемов перевалки угля через морские бассейны, 2021-2023 гг. Рост за счет инфраструктуры По оценкам экспертов, в 2024 году в условиях низких цен и возвращенных экспортных пошлин объемы добычи и экспорта угля могут немного снизиться либо сохраниться на уровне 2023 года. В то же время Минэнерго России рассчитывает, что по итогам 2024 года объемы добычи и экспорта угля будут как минимум сохранены на уровне 2023 года, а после ожидается рост поставок до 485-500 млн тонн по базовому сценарию к 2030 году. По оценкам Института проблем естественных монополий ИПЕМ , добыча угля в России может вырасти к 2030 году до 525-526 млн тонн. При этом эксперты сходятся во мнении, что рост показателей возможен лишь при условии модернизации и роста провозной способности Восточного полигона, отмечая при этом, что портовая инфраструктура с доступом к железным дорогам составляет более 360 млн тонн, а профицит угольных портовых мощнос-тей оценивается в 64,3 млн тонн. Таким образом, именно железнодорожный транспорт остается узким местом для вывоза угля. Напомним, что на Восточном полигоне реализуется масштабная программа модернизации для расшивки инфраструктуры и увеличения провозной способности. В текущем году должен быть завершен второй этап развития полигона, в результате чего провозные способности БАМа и Транссиба в направлении портов Дальнего Востока вырастут в 1,5 раза — до 180 млн тонн в год. Ведется проработка третьего этапа, который позволит обеспечить грузопоток в объеме 210 млн тонн к 2030 году. Кроме того, одним из способов разгрузки Восточного полигона и альтернативным маршрутом для экспорта угля в страны АТР может стать Северный морской путь СМП. По мнению экспертов, такой маршрут поможет расширить географию поставок угля, однако его использование осложняется короткими сроками навигации, экологическими факторами, нехваткой портовых мощностей. Впрочем, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Активно идет строительство нового опорного пункта СМП — морского терминала «Енисей» в порту Диксон по отгрузке угля с Сырадасайского месторождения, через который ежегодно будет проходить свыше 5 млн тонн продукции, а в дальнейшем его мощность предполагается увеличить примерно в два раза. В прошлом году было получено разрешение на проведение дноуглубительных работ в прилегающей акватории, что позволит заходить в порт судам грузоподъемностью 100 тыс. Весомый вклад в рост показателей отрасли должны внести новые инфраструктурные проекты — строительство порта Эльга мощностью 30 млн тонн и Тихоокеанской железной дороги, которая соединит порт с Эльгинским месторождением.
МЭА: добыча угля в России к 2026 году снизится почти на 4%
актуальная информация о финансовых, экономических и политических моментов данной промышленности. Analysis and key findings. A report by the International Energy Agency. Обзоры включают в себя последние новости мировой угольной промышленности и международного рынка угля, содержат аналитический и справочный материал по состоянию дел в угольной промышленности отдельных стран.