В данной памятке, будет рассказано, о том, что делать в случае, если Вы оказались в зоне с вероятностью возникновения лавины и связанных с этим последствий. После остановки лавины следует сделать быструю попытку самостоятельно выбраться из снежного плена, пока снег не затвердел.
Как действовать при сходе лавины
Если от лавины невозможно уйти, освободитесь от вещей, примите горизонтальное положение, колени к животу, соориентируйте тело по направлению движения лавины. Что делать при сходе лавины. Поэтому если ты попал в эту лавину и уже летишь вместе с ней, надо стараться делать плавательные движения, чтобы не уйти глубоко под снег. делайте широкие движения так, будто вы плывете, чтобы удерживаться на поверхности снежного потока. Если от лавины невозможно уйти, освободитесь от вещей, примите горизонтальное положение, поджав колени к животу и сориентировав тело по направлению движения лавины.
Что делать при сходе снежной лавины
По данным МЧС, чаще всего лавины сходят со склонов крутизной 20-30 градусов. Если лавины избежать не удалось, постарайтесь ухватиться за большой камень или крепкое дерево. Он повторил, что предсказать на 100% спуск лавины нельзя, но предвидеть опасность с большой вероятностью можно. Если от лавины невозможно уйти, освободитесь от вещей, примите горизонтальное положение, колени к животу, соориентируйте тело по направлению движения лавины. Что делать если увидел снежную лавину. • Если лавина находится далеко, постарайтесь максимально быстро уйти с ее пути вверх или в безопасное место. В данной памятке, будет рассказано, о том, что делать в случае, если Вы оказались в зоне с вероятностью возникновения лавины и связанных с этим последствий.
Как выбраться из лавины на поверхность?
Двигайся вверх верх можно определить с помощью слюны, дав ей вытечь изо рта. Оказавшись в лавине не кричи — снег полностью поглощает звуки, а крики и бессмысленные движения только лишают тебя сил, кислорода и тепла. Двигаясь в лавине, плавательными движениями рук старайся держаться на поверхности лавины, перемещаясь к краю, где скорость ниже. Если от лавины невозможно уйти, освободись от вещей, прими горизонтальное положение, поджав колени к животу и сориентировав тело по направлению к лавине. Москве Возможно, это будет интересно.
У вас будет гораздо больше шансов выжить, если вы сумеете продержаться как можно дольше.
Для этого надо создать воздушный карман: очистить лицо от снега и прикрыть ладонью, придерживая ремень рюкзака другой рукой. Делайте все возможное, чтобы достичь поверхности Постарайтесь поднять руку как можно выше, чтобы добраться до поверхности и кто-нибудь мог вас заметить. Сохраняйте спокойствие Не поддавайтесь панике, дышите медленно, ожидая, пока вас спасут. Если вы посещали курсы, вспомните, чему вас учили. Подпишитесь на нас.
Если же времени совсем нет, то следует принять такое положение, чтобы создавать как можно меньшее сопротивление. Главная задача - это уберечь свои органы дыхания от снега. Для этого обмотайтесь шарфом, прикройтесь шапкой , рукавицами или просто руками. Далее постарайтесь сохранять чувство ориентации в пространстве,и пока снег не затвердел стараться пробиваться наружу.
Главное в такой ситуации не поддаваться панике и точно знать, что у вас есть шанс на спасение. Камнепады не менее опасны, чем лавины и образуются, как правило после захода и в первые часы после его восхода. Такие места определяются по скоплению камней возле подножий склонов.
Я знал, что остальная группа находилась от лавины дальше, чем я, поэтому был уверен, что у них всё в порядке. Все мы смеялись и плакали, мы просто были счастливы, что выжили. Только намного позже мы поняли, как сильно нам на самом деле повезло», — рассказал Шиммин.
Невероятным образом после такого происшествия никто серьёзно не пострадал. Только одна американка получила рану на ноге — её доставили в больницу на лошади.
Памятка о правилах поведения при сходе лавины
Обнаружить человека с бипером в лавине помогают те же устройства у других участников команды, включенные в режим поиска. Отличительной чертой лавин мокрого типа является быстрое затвердевание снега при остановке и превращение его в лед, которое часто делает спасательные работы очень трудоемкими. Большинство лавин сходит со склонов крутизной 30-45°, но при определенных условиях может сойти с любого склона.
В свете последних событий, подробно рассказываем, как борются с лавинами
Лавиноопасным становится склон уже с крутизной 12 и более градусов, объяснил собеседник «360». То есть если человек катается на более-менее крутом склоне, то он катается на заведомо опасном склоне. Есть толщина снега максимальная, которую этот склон может выдержать, и снег не будет сходить. Есть определенные показатели временные или сезонные, когда вероятность схода лавин резко увеличивается. Например, осенью, когда начинает откладываться постоянный снежный покров. Лавины идут, поскольку они ложатся на камни и траву. Есть весенний, самый страшный и опасный сезон, когда горы естественным образом освобождаются от лавин. Это не какое-то из ряда вон выходящее [явление], это естественный способ избавления гор от снега.
Весной лавины обязаны идти, и они идут Александр Гофштейн. Спасатель рассказал, что середина дня, условно говоря, с 12:00 до 17:00, — время максимального схода лавин. Рано утром, когда снег подмерзжший, сход лавины маловероятен, но не исключается, что лавины пойдут. И вечером тоже, когда начинает замерзать снег, который выпал днем, тоже вероятность схода лавин уменьшается. Он также добавил, что все равно надо учитывать, какой снег был, сколько времени шел, был ли ветер, был ли дополнительный метелевый перенос, высокая ли влажность, сопровождался ли снегопад еще какими-то дополнительными климатическими явлениями, например, повышением температуры, что тоже страшно. Образуются так называемые снежные доски, объяснил Гофштейн. При этом, когда один слой снега, ранее выпавший, покрывается настом, на эту скользкую поверхность накладывается следующий снег, который уже держится гораздо хуже, то возможность свалиться вниз во много раз выше.
Люди, которые связывают свой отдых или работу с горами, обязаны все эти закономерности очень тщательно изучать, заметил спасатель.
В этом случае в теле пласта образуется разрыв, нижняя часть массы соскальзывает. Сам склон при этом ровный, без борозд и вырезов, сформированных эрозией; лоток. В этом случае снег движется по строго определенному вектору, который образуется желобами ледника, воронками, оставшимися после разрушения породы; прыгающие. К этому типу причисляются лавины, на пути движения которых есть отвесные скалы или прочие перепады. При скатывании масса находится в свободном падении на таких участках.
Структура Самым опасным и скоростным считается сход пылевой массы. Снег в этом случае сухой, при движении происходит разбивание кристаллов, они превращаются в облако пыли. Под воздействием условий верхний слой может образовывать плотную плиту, кубометр которой может весить до 400 кг. Ниже этого слоя располагается менее плотный, что приводит к проседанию плиты, ее постепенному разрушению. В критический момент появляется ступенчатая линия отрыва, пересекающая плиту перпендикулярно по большой площади, начинается сход. Существенно медлительнее лавины из точки.
Формируются такие структуры в процессе нагрева скал Солнцем, когда снег на уступах и обрывах наполняется талой водой. Он образует каплю, которая становится тяжелее и смещается вплоть до срыва с горы. Летом можно наблюдать гидронапорные лавины, которые по структуре ближе к селевым потокам. Опасность стихии в том, что она захватывает по пути камни, грунт Причина Чуть позже, в 1984 году была предложена другая модель, основанная на причинах возникновения опасного явления: метелевые. Образуются за счет метели и переноса массы, вызванной потоком ветра. Во впадинах скалы задерживается снег, скорость накопления которого зависит от рельефа и интенсивности бури; адвекционные.
В пласт просачивается вода, происходит разрушение структуры пласта, нижний слой подтаивает и нарушается связь, удерживающая его на склоне; молодые из сухого снега. Накапливаются в процессе снегопада на старом слое, потому могут отличаться от него по структуре, снижается сила сцепления. Если контакт слабый, высока вероятность схода. Плотность до 200 кг на кубометр; метаморфизм. Опасное явление возникает при деформации структуры снега, некоторые слои в этом случае приобретают более рыхлую решетку. На границе возможен разрыв, провоцирующий сползание; инсоляционные.
Сход провоцируют процессы, связанные с поглощением солнечного тепла поверхностью. Это один из медленных вариантов стихии; смешанные. Масса смещается из-за нагрева Солнцем, а также параллельным ростом температуры окружающего воздуха; сжатие. При резком понижении температуры в теле будущей лавины накапливаются напряжения между слоями при повышении их плотности. Уровень опасности Однако, и эти классификации не дают полного представления о бедствии и его возможных последствиях. По степени опасности выделяют 5 групп: незначительные скопления.
Это малые объемы снега, которые не могут навредить случайному лыжнику; незначительный сдвиг. Более серьезные масштабы, попав под такой поток можно серьезно пострадать; средний размер. В этом случае масса может повредить не только человеку, но и постройкам, автомобилям, деревьям, оказавшимся на пути; большая лавина.
Если тебя настигла лавина, закрой нос и рот рукавицей, шарфом, воротником. Когда лавина остановилась, попробуй создать пространство около лица и груди. Двигайся вверх верх можно определить с помощью слюны, дав ей вытечь изо рта. Оказавшись в лавине не кричи — снег полностью поглощает звуки, а крики и бессмысленные движения только лишают тебя сил, кислорода и тепла. Двигаясь в лавине, плавательными движениями рук старайся держаться на поверхности лавины, перемещаясь к краю, где скорость ниже.
Тем самым вы создадите больший воздушный карман, который даст вам возможность дышать, а также получите шанс выбраться из-под снега. Выбравшись сразу сообщайте о происшествии экстренным службам. Предупредите об опасности других водителей. Если перед вами на дороге кто-то был, помогите им выбраться из засыпанного автомобиля. Если снег заблокировал вас, но машина не засыпана полностью, выводите пассажиров в безопасное место. Вызовите помощь, а потом попробуйте при помощи лопаты освободить машину из снежного плена. Если откопаться не получается, а помощь прибудет не скоро, возвращайтесь в машину. Плотно закройте двери, утеплите запасными вещами или полиэтиленом подветренную сторону авто, чтобы сократить потери тепла. Периодически заводите машину, чтобы прогреть салон. При этом следите, чтобы снег не засыпал выхлопную трубу, иначе в машину начнут попадать газы. Фото: Кравченко Анна Официально: На сайте краевого управления МЧС России по Красноярскому краю в разделе прогнозов указано, что в регионе существует риск схода снежных масс в горных районах края на участках горнолыжных и альпинистских маршрутов, в горах Западного и Восточного Саяна. Но основную массу погибших в лавинах составляют люди, которые оказались в пределах лавиноопасных территорий — это фрирайдеры, снегоходчики, туристы, альпинисты и прочие любители «нехоженых троп». Также известны случаи, когда катающиеся поодиночке вне трасс сноубордисты погибали, засыпанные снегом или проваливались в «снежные конусы» — пустоты, образующиеся под снегом рядом с деревьями. В идеале, туристы, путешествующие в лавиноопасных районах, должны проходить обучение по лавинной безопасности и регулярно практиковаться в спасении себя и товарищей из-под снега. Любителям бэккантри нужно учитывать рекомендации специалистов при планировании маршрута и выборе линии спусков в лавиноопасной местности. Фото: Кравченко Анна Как правильно переходить через лавинно опасное место Как выжить, попав под смерч или ураган Если все же принято решение пересечь потенциально лавинно опасной участок склона, следует выбрать план его пересечения. Это значительно снизит риски летального исхода и число пострадавших. Для этого необходимо следовать следующим пунктам : Назначить старшего из наиболее авторитетных и опытных туристов, в случае падения в лавину руководителя группы. Наметить и разъяснить план действия группы на случай схода лавины. Установить очередность и наметить порядок движения каждого участника и группы в целом. Определить безопасное место с хорошим обзором для расположения наблюдателя за состоянием лавинно опасного склона и участка над ним. Определить необходимое время на прохождение потенциально опасного участка склона. Основные положения при переходе через лавиноопасный участок: В узких местах следует пересекать склон только по одному человеку с организацией боковой верхней командной страховки, оборудованной на надежной опоре, расположенной за пределами границы лавинного очага и выше относительно выбранного пути движения. Если ширина склона в месте его пересечения превышает 100-150 м, преодолевать его следует связками-двойками, соблюдая между напарниками дистанцию на полную длину имеющейся в наличии связочной веревки. При группе более 6-8 человек, пресекать склон рекомендуется разными путями последующий путь располагается выше изначального. Что делать, если ситуация вышла из-под контроля: При первом же подозрении на внештатную ситуацию нужно максимально быстро уехать в ближайшее укрытие. Если вас догоняет снежная масса, нужно попытаться сохранить равновесие и продолжать движение и попытки выбраться из зоны лавины. Если снег увлекает вас за собой, нужно, избавиться от палок и любого навесного оборудования — оно затянет вас под снег или приведет к травмированию. Если вы попали в лавину из свежевыпавшего снега, рекомендуется делать плавательные движения и всё, что может увеличить вашу плавучесть и помочь остаться на поверхности.
В МЧС предупредили о вероятных сходах лавин в 10 регионах РФ
Внезапно он услышал громкий треск льда за спиной — это начала сходить лавина. Гарри остался на вершине утёса, так как рядом с ним было место, где можно было укрыться. По словам туриста, им невероятно повезло: если бы его группа продвинулась по тропинке, а лавина сошла пятью минутами позднее, они бы не выжили. Гарри рассказал, что сразу же не прыгнул в укрытие, так как чувствовал, что ситуация находилась под контролем. Однако чем ближе лавина подбиралась к мужчине, тем ему тяжелее было дышать.
За камнем было так, будто я только что в снежную бурю нырнул.
Есть методы активные, когда сход лавины вызывают до того, как снежный карниз вырос до огромных размеров и сошел самостоятельно. Должно быть, если вы посещали современные горнолыжные курорты, то вы замечали странные трубы, торчащие из скал и загнутые к низу? Это система Gazex, разработанная и запатентованная французами несколько десятилетий назад. Состоит она из газгольдеров, в которых хранятся кислород и пропан, насосов и вот этих вот труб как раз. По пять штук на один резервуарный пункт. Фото: wikimedia. В определенный момент к торчащим трубам подводится кислород и пропан в пропорции 1 к 6, смесь самовоспламеняется, детонирует. Непосредственно продукты взрыва направляются трубой в самое-самое лавинное место, а взрывная волна задевает близлежащие участки. Как уже сказано, эта система капитальная, но погода в горах — дело непредсказуемое.
Снег может скопиться в местах, недоступных французской системе.
Переходный снег находится как раз между двумя этими типами. Если сомневаетесь, считайте его переходным. Мягкий, насыщенный водой снег неустойчив, даже если он покрыт тонкой коркой.
В него глубоко проваливаются лыжи и палки с кольцами. Весенний зернистый снег может стать мягким на поверхности, однако в глубине он остается плотным. Снежные доски могут быть мягкими или твердыми, но они всегда разламываются на блоки, и трещины между ними протягиваются на значительные расстояния; они внезапно, с шумом оседают под ногами. Надежно осевший снег обеспечивает лыжнику хорошее скольжение, лыжи оставляют в снеге ясный, четкий след.
Уплотненный ветром снег может проваливаться под ногами, но он не раскалывается на блоки и в нем не образуются длинные трещины. Рябь на поверхности снежного покрова - признак ветрового уплотнения. Избегайте лавинной опасности путем следующих мер Тщательно выбирайте маршрут. Изучите известные пути схода лавин, преобладающие ветры и данные последнего бурана.
Хороший источник информации - ближайший лавинщик или руководитель лыжного патруля. Обходите известные опасные склоны. Пересекайте сомнительный склон по одному человеку и как можно выше по склону или же дальше от места возможного выхода лавины. Безопасен путь по гребню хребта, но не ходите по выступу карниза.
Будьте внимательны. По мере передвижения постоянно контролируйте состояние снега. Перед тем как выйти на большой склон, испытайте маленький с такими же крутизной и ориентацией по отношению к солнцу. Если вы видите след лавины из снежной доски, знайте, что рядом вас может поджидать такая же лавина.
Наблюдайте за своей тенью. Когда она направлена на склон, воздействие солнца сильнее всего. Ищите защиты в густом лесу, на наветренных склонах и за естественными барьерами.
Ваша единственная надежда оставаться в живых - это избегать удушения длительное время, пока вас не обнаружат и не откопают. Павел Шубин также советует сделать глубокий вдох перед тем, как снег уляжется: - Глубоко вдохните и сдерживайте дыхание несколько секунд. Это приведет к увеличению вашей грудной клетки, что в свою очередь образует воздушное пространство, когда снег затвердеет вокруг вас. Берегите кислород и энергию Постарайтесь двигаться, как только снег уляжется. Но не рискуйте своим воздушным пространством. Если вы близко к поверхности, вы сможете откопаться самостоятельно. Не тратьте драгоценный воздух на борьбу против снега. Оставайтесь в спокойствии и ждите спасения. Возможно, вы слышите их лучше, чем они вас, и вашим криком вы лишь растратите ограниченный запас воздуха, - советует Павел Шубин. Ждите прихода спасателей Если у вас и у людей в вашей группе имеются при себе маяк и датчик, то кто-нибудь обязательно найдет вас и откопает.
Как действовать, если человека завалило снежной лавиной?
Методики поиска и откапывания попавшего в лавину: 15 минут, чтобы спасти жизнь, иначе пострадавший задохнется. Что делать если увидел снежную лавину. • Если лавина находится далеко, постарайтесь максимально быстро уйти с ее пути вверх или в безопасное место. Отличительной чертой лавин мокрого типа является быстрое затвердевание снега при остановке и превращение его в лед, которое часто делает спасательные работы очень трудоемкими.