Православная церковь, считая Благовещение соименным Евангелию (по-гречески «благая весть»), размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх.
Устюжское Благовещение: тайна воплощения Бога
«Устюжское Благовещение» — икона Благовещения Богородицы, написанная в 20-30-е годы XII века в Великом Новгороде. В отличие от икон "первого" мастера, колорит "Благовещения" строится на сочетании спокойных неярких тонов. В день праздника икону Благовещение из Троицкой духовной миссии в Иерусалиме привозят к источнику, из которого брала воду Сама Пресвятая Богородица. Протоиерей Козлов: Благовещение напоминает о свободе, данной человеку Богом. Икона Благовещение, написанная художником Яковым Капковым в 1852 году. Кроме того, в церковных текстах указано, что после грехопадения Адама и Евы Благовещение стало первой благой новостью для людей. Первые иконы и фрески, посвященные Благовещению, появились уже в I–II веках нашей эры.
ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. Самые известные иконы и традиции этого праздника
В иконе «Устюжское Благовещение» (начало XII века) наглядно представлена идея Воплощения Христа. Канон празднику Благовещения написан в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным и Феофаном, митрополитом Никейским. Новейшая история Тиноса связана с чудотворной иконой Евангелистрии, то есть Благовещения.
Каталог Благовещенская Икона
Канон празднику Благовещения написан в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным и Феофаном, митрополитом Никейским. Благовещение Пресвятой Богородицы — это древний христианский праздник, который отмечается в память о возвещении архангела Гавриила Деве Марии о рождении Сына Божьего. На иконе Благовещения центральными фигурами выступают Дева Мария и архангел Гавриил. Отреставрирован киот иконы Божией Матери Казанской. Новейшая история Тиноса связана с чудотворной иконой Евангелистрии, то есть Благовещения. Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2023.
Что мы видим на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы?
Первые иконы и фрески, посвященные Благовещению, появились уже в I–II веках нашей эры. православные иконы, синайские, армянские, японские, коптские иконы, картины Благовещения Рублева. Хотя считается, что наибольшей силой икона обладает в день праздника Благовещения, обращаться к Божьей Матери за помощью можно всегда. На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии. Икона Благовещения.
ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. Самые известные иконы и традиции этого праздника
Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес! Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница». А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители.
По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.
По учению Церкви, Бог в своем величии снизошел, умалил Себя до человека, а Дева Мария, став матерью воплощенного Бога, превзошла весь человеческий и ангельский мир. Для объяснения тайны Боговоплощения отцы церкви использовали греческое слово «кенозис», обозначающий «уничижение» или «истощание». Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ. Благовещение стало началом исполнения Божественного обещания падшему человечеству в лице Адама и Евы о том, что их потомок, буквально, «семя жены» Быт 3:15 уничтожит, прельстившего их змея дьявола. Имя Эммануил буквально обозначает «с нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа. Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе.
Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть.
Четверг, 07 апреля 2022 11:46 Благовещенье: один из самых важных дней. Расположенный по соседству с Хакасией музей-заповедник Шушенское Красноярский край в соцсетях показал уникальный экспонат, который хранится в фондах, - икона «Благовещение» конца XIX века.
Люди испокон веков верили, что она обладает защитными, охранительными свойствами. Именно поэтому нередко ее ставили в амбары с семенами, прося у Матери Божией «благоволить, урожай благословить». Это был день совершенного покоя, свободы от дел.
Во время строительных работ была обретена древняя икона Благовещения — удар лома разбил её надвое, однако изображения Пресвятой Девы и архангела Гавриила не пострадали. Стиль иконописи на этом образе — очень древний, довизантийский; есть версия что это одна из икон, написанных в I веке апостолом и евангелистом Лукой. С момента перенесения иконы в ещё строящуюся церковь по молитвам у неё стали происходить исцеления и случаи чудесной помощи, которые не прекращаются до сих пор.
Пресвятая Богородица дарует свою милость не только православным, но и католикам и даже мусульманам, прибегающим к Ней с просьбой.
Икона Богородицы «Благовещение» Московская
Действенная, но бюджетная подкормка Хотя считается, что наибольшей силой икона обладает в день праздника Благовещения, обращаться к Божьей Матери за помощью можно всегда. Начинать и заканчивать обращение к святой нужно крестным знамением и поясными поклонами. При чтении молитвы в день празднества Благовещения кланяться следует до самого пола. Слова молитвы рекомендуется произносить вполголоса, слегка распевно, стараясь делать это уединенно, чтобы максимально сосредоточиться на общении с Девой Марией при обращении к святой непосредственно в церкви такая возможность исключается.
Благовещение Богоматери. Первая треть ХIХ в. Дерево, левкас; темпера, золочение, серебрение 22 апреля 2020 Просмотров: 4457.
Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов свет-лейши и Серафимов честнейши сущая.
И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Для достижения максимального эффекта следует постараться настроиться на вознесение молитвы, избавившись от негативных мыслей.
Архангел обратится к Марии со словами «возрадуйся, Дева» и с течением времени, эта благая весть стала отмечаться с любовью и радостью в сердцах. Икона Благовещения олицетворяет собой Богоматерь, как заступницу обездоленных и нуждающихся в небесном покровительстве людей. Она помогает молящимся донести свое молитвенное обращение к Царице Небесной. Икона способствует очищению души, раскаянию и усиливает веру в Бога. Праздник Благовещения и одноименная икона почитаются верующими, как символы начала искупления грехопадения человечества. Благая весть о рождении Спасителя всего мира стала главным ключевым моментом зарождения православной религии. Пожертвовав собственной жизнью, Иисус Христос стал центром поклонения и почитания для миллионов людей на многие века вперед.
Рис 1 Икона Благовещения Пресвятой Богородице своими корнями создания уходит к одноименному празднику. Основу сюжета составляет преподнесение благой вести архангелом Гавриилом Деве Марии и скором рождении у нее сына. В сюжете иконы зафиксирован момент зарождения христианского вероучения. Священный образ Девы Марии и архангела Гавриила проиллюстрирован в окружении света спускающегося с небес. Над их головами запечатлены нимбы. Образ этого религиозного события описан сочными насыщенными красками, где крупным планом изображены фигуры главных действующих лиц. Богородица своим служением Господу, высоким духовным подвигом и чистотой сердца заслужила честь стать матерью Спасителя рода человеческого. Через художественные образы иконы просматривается воплощение отражения истинной любви и заботы Бога о детях и их матерях. Сила святого образа В истории православной религии зафиксировано много чудотворных историй. Одна из них случилась с жителями города Устюг.
Люди игнорировали церковные каноны, вели безобразный образ жизни, игнорировали наставления священников. Однажды ровно в полдень, над городом нависла огромная туча, укутав все в сплошную тьму. Согласно преданию это предзнаменовало страшную беду, в результате которой на все живое должен был обрушиться огневой дождь. Люди устремились в храм, упали на колени перед иконой Девы Марии и стали слезно молить ее о прощении. Богородица снизошла благодарственным деянием к прихожанам, с иконы стало струиться благоуханное масло. Туча исчезла, страшный огненный град разразился далеко от города, в пустынном месте и никто из людей и животных не пострадал. Рис 2 Со времени чудесного спасения города Устюг в России повсеместно стали почитать икону Благовещения и верить в ее уникальные чудотворные возможности. Из уст в уста среди православных верующих передаются истории о целебном излечении смертельно больных раком людей.
Благовещение: иконы и картины
Новый мир должен быть сама непорочность, сама чистота, в противовес ветхому, истлевшему миру, который стал нечистым из-за своего упорного непослушания Творцу своему. Дева должна послужить вратами, чрез кои Спаситель мира войдет в мир как в Свою мастерскую и Свою обитель; Дева, а не жена, ибо жена, какою бы возвышенной духом она ни была, привязана к ветхому миру и ветхому творению, будучи привязана к мужу своему, и потому не свободна от мирских желаний и мирской пристрастности. Посему не жена, но Дева, Чистая, Пречистая, совершенно преданная единому Богу и сердцем Своим отделенная от мира сего. Таковая Дева телесно возросла в тленном мире, как крин на гноище, однако пребыла нетронутою тлением мира. Эта избранная Дева была обручена мужу, именем Иосиф, из дома Давидова, сроднику своему. Почему Она была обручена? Промысл Божий так устроил, дабы сохранить Ее от посмеяния бесовского и человеческого. Если бы Она родила, не бывши обрученной, кто из людей мог бы поверить, что Сын Ее не незаконнорожденный? И какой судия земной в случае сем пощадил бы Ее, избавив от строгости закона?
Промысл Божий не хотел наводить беду на Избранницу Свою и тяжкое искушение на людей, потому устроил так, да прикроет Деву и Ее рождество видом обручения. Беседы на Евангелие от Матфея. Почему мужа звали именно Иосиф? Чтобы напомнить о дивном и целомудренном Иосифе, в страшно развращенном Египте соблюдшем свою телесную и душевную чистоту; да и тем укрепится совесть верных в вере, что плод Девического чрева Богоматери есть воистину от Духа Божия, а не от земного страстного человека. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Новое творение - радость Богу и людям; потому оно и открывается благовестием: радуйся! Словом сим начинается драма нового творения.
Сие есть первое, начальное слово, прозвучавшее, когда стал подыматься занавес великой тайны. Гавриил именует Деву Марию Благодатною, ибо душа Ее, подобно храму, была исполнена животворящих даров Духа Святаго, небесного благоухания и небесной чистоты. Безблагодатные - те, чьи души затворены для Бога, отворены же только для земли, а потому пахнут землею, грехом и смертью. Благословенна Ты между женами. С кем Господь, с тем и благословение. Удаленность Бога от человека есть проклятие, близость Бога к человеку есть благословение. Конечно, имеющему понятие о человеколюбии Божием ясно: Бог никогда не удалился бы от человека, если бы человек первым не удалился от Бога. Пришествие Господа Иисуса Христа в мир являет это безграничное Божие человеколюбие.
И если человек создал пространство между собою и Богом, вот, Бог все-таки первым приближается к человеку, дабы навести мост над пространством тем. Жена первою положила бездну между человеком и Богом. Се, Жена становится и мостом над бездною. Ева первою впала в грех, и при том в светлом Раю, где все удерживало ее от греха; Мария первою победила все искушения, и при том в темном мире, где все подталкивает ко греху. Посему слабовольная Ева и родила как первый плод свой на земле братоубийцу Каина; в то время как Подвижница Мария родила Подвижника подвижников, изведшего из темницы греха и смерти братоубийственный род человеческий, род непослушливой и нечистой Евы. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Как дитя! Мария и есть истинное дитя.
Господь сказал: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное Мф. Сей мир страстей и страстности быстро старит человека. Наше детство весьма кратко, а в нынешние времена оно становится все короче и короче. Кто может обратиться и еще раз стать ребенком? Мария была и всю Свою жизнь оставалась отроковицею, по целомудрию и простодушию, по страху Божию и послушанию Богу. Вот, Царствие Божие внутри Нее было Лк. Как дитя, Она и смутилась при явлении ангела; как дитя, и размышляла, что бы это было за приветствие. В Ней нет ничего искусственного, изворотливого, наигранного, но все по-детски просто, целомудренно, ясно и прямодушно.
Великий Гавриил, присутствовавший при сотворении человека в начале времен и имеющий силу насквозь презирать души человеческие, видел взволнованные помышления Пречистой Девы яснее, нежели мы можем видеть тела. Итак, узрев Ее душевное смущение, он поспешил умирить его умилительными словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Не бойся, Дитя! Не бойся, благодатная Дщерь Божия! Не бойся, Благословеннейшая из всех смертных, ибо благословение Божие снизойдет чрез Тебя на весь род человеческий! Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога. Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: "Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, благодать, коей не приняла Сарра, коей не ощутила Ревекка; обрела благодать, коей не удостоилась ни славная Анна, ни Феннана, ее соперница.
Ибо, хотя они стали матерями, все же в бесчадии утратили девство, а Ты, становясь Материю, сохраняешь и девство Свое неповрежденным. Итак, не бойся; Ты обрела благодать Божию - благодать, коей, кроме Тебя, никто от вечности не обретал". Слово на Благовещение. Сии последние слова свидетельствуют против утверждения некоторых западных богословов о так называемом "непорочном зачатии", то есть о том, будто Дева Мария зачата и рождена от Своих родителей без тени греха Адамова и ответственности за этот грех. Если бы сие было так, к чему бы архангелу говорить: Ты обрела благодать у Бога? Благодать Божию, включающую в себя понятие прощения, обретает, во-первых, нуждающийся в ней, а во-вторых, ищущий ее. Нет, Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу, и на этом пути возвышения встретила Ее благодать Божия. Умирив Девическую душу Марии, крылатый вестник Божий теперь передает Ей главное послание небес: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Божий вестник глаголет точно до подробностей. Зачнешь во чреве, то есть в теле; как и Псалмопевец употребляет схожее выражение: и дух прав обнови во утробе моей Пс. Подчеркивая во чреве, архангел словно желает заведомо предостеречь против лжеучения еретиков-докетов, будто бы Христос не имел настоящего тела, и не был по-настоящему рожден, и не был настоящим телесным человеком, но только призраком телесного человека. Имя Иисус, или, по-еврейски, Йешуа, также значимо. Имя сие носил сын Навинов, который ввел народ израильский в землю обетованную и тем прообразовал роль и дело Иисуса Спасителя, введшего род человеческий в истинную и бессмертную землю обетованную, в Царствие Небесное.
История современного открытия полузабытой иконописной традиции — «романовских писем», знаки авторской манеры великого иконописца XIX столетия Максима Архиповского в этой иконе, красота и утонченность ее неповторимых деталей — всё это предмет рассказа. Вы узнаете, почему искусствоведы ценят иконы «романовских писем» выше палехских, сколько мастеров насчитывал этот иконописный центр, в чем тайны и загадки его существования. Предлагаем Вашему вниманию видео экскурсию. Благовещение Богоматери.
Креститься в Благовещение можно, но сделать это будет непросто, поскольку на двунадесятые праздники священники храмов бывают чрезмерно нагружены. Что нельзя делать на Благовещение Как и на все великие православные праздники, в Благовещение Пресвятой Богородицы нужно воздерживаться от физической работы. Нельзя вязать, заниматься хозяйством, работать в огороде. Ключевое правило в Благовещение: не ссориться, не впадать в уныние, не сплетничать и не злословить.
Это полезные советы, которых хорошо придерживаться и в непраздничные дни. Великий пост 2024: что можно и чего нельзя, традиции питания 17 марта, 20:19 Церковь отрицательно относится к бракам, заключенным в двунадесятые праздники. Суть в том, что Благовещение выпадает на Великий Пост, а это время особо строгого воздержания. Поэтому церковного благословения такие браки не получают.
В то же время ничто не мешает расписываться в Благовещение: такие дела касаются ЗАГСа и к церкви отношения не имеют.
Однако как особый церковный праздник это евангельское событие не отмечали. В церковный календарь торжество вошло в VI веке и уже к концу следующего столетия стало одним из важнейших как в Византийской, так и в Римской церквях. При этом в католической церкви его долгое время причисляли к «празднествам» festum , которые были на ранг ниже самых главных дат — «торжеств» solemnitas. Эта «несправедливость» была устранена только в 1895 году. Благовещение в 2024 году — смысл Благовещение имеет особое значение как для православных, так и для католиков. Это событие считается началом земного пути Иисуса Христа и первой ступенькой на пути к спасению человечества.
В тот момент, когда Мария согласилась стать Богородицей, над пропастью, возникшей между людьми и Богом после падения Адама и Евы, появился мост, по которому мог пройти каждый, кто искренне верит и следует духовно-нравственным законам. Благовещение в 2024 году — традиции В день Благовещения по всей России проходят торжественные богослужения. Священники надевают облачения голубого цвета, который ассоциируется с чистотой и непорочностью Богородицы. После литургии исполняются тропарь и кондак праздника. В некоторых храмах существует традиция после службы отпускать в небо белых голубей. Этот обычай зародился еще до Крещения Руси и когда-то был связан со славянским празднованием прихода весны. После установления христианства птицы стали символом благой вести и свободы, которую люди обрели через Спасителя.
Пасхальное воскресенье отмечается христианами уже более 2 тыс. Утром их освящали в храме, а затем съедали.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Новая Ева и Её дар человечеству
Научными сотрудниками была срочно проведена проверка инвентарных книг и дано подтверждение, что до войны образ действительно находился во дворце. После этого, благодаря помощи Департамента культурного наследия, были подготовлены документы для ввоза культурной ценности, что и было осуществлено 9 июля 2014 года. Так, через 72 года реликвия вернулась в родной Гатчинский дворец. В планах музея - организация посвященной иконе выставки.
Фрагменты древнего золотого фона уцелели вверху, у полусферы неба, и в нижней части, около фигур и у стоп Архангела. Позема не было. Фрагмент охры оранжевого оттенка цвета хитона над правой рукой Архангела Гавриила позволяет предположить, что первоначально он был изображен без крыльев, написанных на левкасе XVI века, лежащем также на нимбах и полях. Возможно также, что левое крыло Архангела было представлено поднятым.
Икона выполнена на липовой доске, с тремя поперечными и двумя накрест лежащими набивными шпонками. Первоначальный размер доски — 229 x 144 см. Позже икона надставлена со всех сторон сосновыми досками, увеличившими размер до 238 x 168 см. В композиции такой иконы, как правило, воплощается идея заступничества святых за людей перед Христом. Фигуры располагаются в строго определенном порядке. Бывают деисусы оглавные изображение одних голов , оплечные, поясные и во весь рост. Деисусные иконы, в большинстве случаев из трех фигур, располагались над царскими вратами алтарных преград в XII—XIV веках.
Кроме того, деисусы помещались над входными дверями и воротами церковных и гражданских зданий. Деисусные композиции часто изображались на верхних полях икон н входили в состав сложных композиций, таких, например, как «Страшный суд». На иконе, хранящейся в Третьяковской галерее, изображен Спас Эммануил — Христос в отроческом возрасте. По бокам — обращенные к Нему с обеих сторон склоняющие головы Архангелы Гавриил и Михаил. Вохрение светло-коричневой охрой сильно утрачено. Санкири разные: у Архангела Михаила — темная охра зеленоватого оттенка, у Спаса — темная, у Архангела Гавриила — зеленая. Одежды исполнены плотным слоем красок.
У Архангела Михаила розовато-сиреневый хитон и темно-синий гиматий.
Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года. Несомненно одно: в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском или Остром конце города Вильны и именовалась Корсунской.
В 1498 году в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню снаружи и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом к входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской брама — ворота. Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, — кармелитов, захвативших и часовню, и икону в свои руки.
В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, то есть внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами.
Духовная слепота мешает им увидеть, что истинный выбор заключается лишь между рабством Богу и рабством греху. И в этой парадигме быть рабом Божиим — единственно верный и благой для человека выбор. Отсутствие же смирения мешает таким людям понять, что Небесный Отец всех, по любви ввергающих себя в Его волю, делает сынами Божиими. Подражать Пречистой Деве «Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха», — призывает нас к благодарственной молитве Пресвятой Богородице праведный Иоанн Кронштадтский.
Протоиерей Андрей Ткачёв, вспоминая события Благовещения, предлагал христианам не забывать и о том, каким образом Пречистая ежедневно сохраняла себя в чистоте и совершенствовалась в добродетели: «Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах». По Преданию, во время явления архангела Гавриила Дева Мария как раз читала пророчество Исайи о рождении Мессии: «Се дева во чреве примет и родит сына». Одновременно с этим Она вышивала новую завесу для Иерусалимского храма. То есть каждый день Пречистой был постоянно занят или чтением, или молитвой, или рукоделием, чтобы праздность не разлагала волю. Это часто отражается на иконах праздника, где Богородицу изображают с веретеном и книгой на аналое. Интересные факты о Благовещении В иконографии Благовещения архангела Гавриила иногда изображают с одним крылом, воздетым вверх — в знак приветствия и почтения.
Сегодня диаконы во время чтения ектений также поднимают правой рукой свой орарь. В праздник Благовещения принято выпускать на волю белых голубей или других птиц, в знак освобождения человечества от рабства греху. Например, так ежегодно поступает Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Устюжское Благовещение: тайна воплощения Бога
ГТГ Благовещение Устюжское. ГТГ празд. Прокопия Устюжского , почитаемый образ, созданный в нач. Новгороде в наст.
История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и др. XVI в. Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв.
XVII в. В Описи Успенского собора 1627 г. В течение XVII в.
Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп. Устюга от побиения «каменным градом».
То есть мы наблюдаем в иконе появление элементов земного пространства, она становится ближе к нашему «здесь». Ведь Бог сошел, снизошел к этому нашему человеческому людскому «здесь». На Руси Охридской иконе близка по иконографии и икона «Благовещение» из Благовещенского собора Московского Кремля, которую приписывают Андрею Рублеву и его окружению, написанная примерно в этот же период. Здесь мы тоже видим многоплановое композиционное построение, предполагающее, условно говоря, пространственную трактовку изображений. Пушкина присутствуют элементы архитектуры. На заднем плане угадывается архитектура Иерусалимского храма. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник служанка сидит у ног Девы Марии. В отличие, скажем, от иконы из музея в Охриде, Богородица не отпрянула в испуге, а покорно склонила голову, полностью покоряясь воле Божией.
Центральную композицию на ярославской иконе окружают 24 клейма, иллюстрирующие Акафист Богоматери. Икона, которая происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря, сейчас находится в Третьяковской галерее.
Мы видим, что Богоматерь держит в руках клубок алой пряжи, из которой и будет соткана ткань храмовой завесы. Тут возникает символическая параллель пурпурной пряжи и Плоти Христовой, которая только начинает формироваться во чреве Божьей Матери. В восьмой песни Великого канона преподобного Андрея Критского есть такой образ: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася... Надо сказать, что гимнография оказала огромное влияние на развитие иконографии в целом и Благовещения в том числе. Также повлияли и сочинения и проповеди святых отцов, в частности, Слова на Благовещение Григория Неокесарийского, Андрея Критского, Иакова Коккиновафского, дававшие богатый материал для иллюстрирования. Нередко в сцене Благовещения изображается луч, нисходящий с небес на Пресвятую Деву, что символизирует зачатие от Святого Духа и как бы наглядную связь неба и земли. В некоторых образах в этом луче прямо изображается голубь — символ Святого Духа. Для православной иконы не характерна акцентировка внимания на эмоциях, тем не менее различные оттенки чувств находят свое отражение в иконографии.
И мы видим, как в разных иконах через жесты Марии передаются различные нюансы Ее душевного состояния: руки Богоматери могут быть смиренно сложены в знак согласия, но могут выражать и сомнение; тогда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В некоторых иконах Богородица как бы отстраняется от неожиданной вести или, наклонив голову, словно прислушивается к тому, что происходит в глубине Ее сердца. Фигура Архангела чаще всего показана в движении, с развевающимся плащом, поднятыми крыльями, — словно в полете, который чуть замедляется при приближении к Марии. Правая рука Архангела или вытянута, или чуть согнута, но всегда направлена на Богоматерь, благословляя Ее. В этой иконе есть также примечательная деталь: Богородица одной рукой держит моток красной пряжи, другой же прикрывает проступающий на Ее груди образ Христа-младенца: словно таинство Боговоплощения происходит на наших глазах. В верхней части иконы, на облаках, мы видим изображение Господа Ветхого денми. Это не Бог Отец, как может показаться, в то время на Руси этого изображения не знали, но это образ, восходящий к Книге пророка Даниила: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь Дан. Этот образ святые отцы соотносили со Христом. И в иконографию он вошел как Христос Ветхий денми. Таким образом, в «Устюжском Благовещении» показан Христос дважды: вверху — в Своем предвечном бытии и на груди Богородицы — как входящий в человеческую историю через рождение от Девы.
От фигуры Ветхого денми исходит луч света, символизирующий Святого Духа, прямо устремленный к Богоматери. С раннехристианских времен получил распространение образ «Благовещения у кладезя», восходящий к апокрифическим преданиям. Покровский в своем труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку здесь изображается не собственно Благовещение, а момент, предшествовавший ему. Один из древнейших примеров — оклад Евангелия слоновой кости из Милана 2-я пол.
Получив пурпур и багрянец, Она возвратилась в Свой дом и начала работу. Здесь Ей явился архангел Гавриил с благовестием о рождении Спасителя. Изображения Благовещения известны в искусстве с раннехристианского времени. Композиция кирилловской иконы воспроизводит иконографическую схему, которая появилась в искусстве Византии XIV века, а в XV веке получила широкое распространение на Руси. В качестве одной из ее ближайших иконографических аналогий можно указать образ конца XIV века, происходящий из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.