Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей. Для обеспечения безопасности и общественного порядка в выходные дни (23-26 февраля) будут привлечены сотрудники МВД и МЧС, управлений ФСБ и войск национальной гвардии по Ингушетии. 23 февраля 1994 года в 50 годовщину большевистской депортации чеченцев в Сибирь, президент ЧРИ Джохар Дудаев заявил на митинге в столице Ичкерии, что отныне чеченский народ больше не будет отмечать траур, как того хотели враги.
Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории
“23 февраля – одна из самых печальных и трагических дат в истории чеченцев и ингушей. 23 февраля 2021, 12:02. “23 февраля – одна из самых печальных и трагических дат в истории чеченцев и ингушей. Как заявил в интервью "Интерфаксу" президент Ингушетии Руслан Аушев, "эта трагедия никогда не заживет в сердцах и душах ингушей и чеченцев".
Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь
По мнениям историков есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство. По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии. Еще одной причиной считается потребность Казахстана в рабочих, куда во время войны призывались граждане для работы на металлургических комбинатах.
По мнению экспертов, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, ненцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — ненцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.
Вдруг один старик крикнул: "Люди, не бойтесь! Нас не увезут туда, где нет Аллаха! Но они это все прошли достойно, и дай Аллах, чтоб такое больше никогда не повторялось", - подписал изображение Нурмагомедов. Он заявил, что боль депортации никогда не сотрется из памяти потомков, но отметил необходимость двигаться вперед и занять "достойное место в братской семье народов и регионов России".
В западных районах, оказавшихся под угрозой вторжения немцев, жители переставали выполнять приказы партийных и советских органов об эвакуации, уничтожении государственного имущества и организованном сопротивлении захватчикам. Огромное количество населения готово было встретить немцев, как освободителей от сталинского гнета. Именно из этих перебежчиков и была сформирована так называемая Русская освободительная армия РОА , которая под командованием генерала Власова воевала на стороне немцев против советской армии. Стоит отметить, что численность почти миллионной РОА не идет ни в какое сравнение с ничтожно малыми группками горцев, симпатизировавших немцам. Но репрессировали, почему-то, отдельные кавказские и тюркские народы. Партия сказала, надо… 31 января 1944 года вышло секретное "Постановление Государственного комитета обороны о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР". С этого момента на Кавказе закрутился маховик государственного террора против целых народов. Возобладала порочная политика перекладывания вины за ошибки государства в национальной политике на "банд-группы" из числа отдельных народов. Серова и других официальных лиц прибыл в Грозный, чтобы лично контролировать ход исполнения принятого "Постановления". Вот как описывает выселение чеченцев и ингушей один из русских очевидцев тех событий, бывший тогда студентом грозненского нефтяного института Иван Тихонький: "…наступил день Красной армии — 23 февраля 1944 года. Вечером того дня красноармейцы развели огни на площадях аулов и начали пение и танцы. Жители аулов, ни о чем не подозревая, собрались на это торжество как зрители. Когда таким образом большинство жителей собралось на площади, были арестованы все мужчины. Некоторые чеченцы имели оружие, и во многих местах началась стрельба. Но сопротивление скоро было сломлено. Арестованные на площадях мужчины были заперты в сараи, и началась охота за теми, которые не были на площади.
Потом устроился на работу в кузнице. Там было тепло. А это много значило для меня. Тепло означало жизнь. Однажды я расписывался в каких-то документах, и проверяющий заметил мой подчерк. Он спросил:"ты грамотный? И тогда он предложил мне работу. Я должен был контролировать раздачу карточек на хлеб и другое питание. В общем, работа была завидной. Тогда я этого не знал, и отказался. Мне хотелось работать в теплой кузнице. А этот человек мне сказал: "Ты дурак? Знаешь от чего отказываешься? Ты же семью кормить сможешь! Ты же никогда голодным не останешься! Еды очень не хватало, и он научил меня держать "мертвые души". Карточки лишние тогда оставались, и по этим карточкам можно было получать хлеб, зерно, другие продукты. Мне выдали сапоги, китель, кожанную сумку для карточек. Однажды я шел среди дворов и увидел одну старушку, которая костылем ковырялась в пепле недавнего костра. Я ее спросил, что она делает, а она ответила, что "иногда среди углей рыбьи головы встречаются, а в ним мясо чуть чуть бывает, вот и ковыряю". Мне ее стало очень жаль. Оказывается, у них не было кормильца. Люди помогали им чем могли, но и сами не жирно жили. Я дал ей несколько карточек и рассказал куда надо идти и получить хлеб. За это меня могли расстрелять, или посадить. Но я об этом не думал. Да, я совершил тогда преступление, но большим преступление было то, что сделало государство с этой старушкой и мной, и тысячами других таких же. Семья этой старушки выжила. Она сама уже давно умерла, но с ее потомками мы до сих пор поддерживаем связь. Они в Ведено живут. В горечи и радости мы с ними всегда были вместе. Они не забыли то, что я сделал. Да это и не такой уж подвиг, но они всегда меня благодарят. Хотя подвиг был в том, что каждый из чеченцев тогда сделал. Рассказывает Дзияудин М. Берия собрали людей со всех окрестных хуторов и сёл. Офицер НКВД приказал тем, кто не может идти, зайти в помещение, там подготовлено место, завезено сено для утепления. Здесь собрались старики, женщины, дети, больные, а также здоровые люди, присматривающие за больными и престарелыми родственниками. Это происходило на моих глазах. Всех остальных жителей района через селение Ялхорой под конвоем отправили в с. Галашки и оттуда до ж. Примерно в промежутке с 10 до 11 часов, когда увели здоровую часть населения, ворота конюшни закрыли.
Депортация чеченцев и ингушей глазами свидетелей
Baurjan • Чечевица-1944, или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля | Видео о 80 лет назад Сталин депортировал чеченцев и ингушей, 23 февраля День защитника Отечества или день скорби?, Монолог чеченца. |
Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы? | ИА Чечня Сегодня | 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши из каждого села были приглашены принять участие в праздновании Дня Красной Армии. |
Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года | 23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина. |
«Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля
Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года | Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. |
История робкого протеста: кто отговаривал Сталина депортировать чеченцев и ингушей | Товарищу Сталину: «Сегодня 23 февраля на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. |
Всемирный конгресс ингушей: 23 февраля — позорная и мифологизированная дата | Кроме того, глава Меджлиса отмечает, что 23 февраля "навсегда останется также черным днем в истории ингушского и чеченского народов". |
23 февраля: Депортация чеченцев и ингушей.: leonard17 — LiveJournal | Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года. |
Всемирный конгресс ингушей: 23 февраля — позорная и мифологизированная дата | В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. |
Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года
Операция «Чечевица»: Какой была депортация чеченцев и ингушей в 1944 | Чечня сегодня отмечает День защитника Отечества, каких-либо официальных мероприятий, посвященных 73-летию сталинской депортации чеченцев и ингушей, 23 февраля в республике проводиться не будет, сообщили в аппарате главы и правительства Чечни. |
В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации митингами и чтением молитв - ТАСС | 23 февраля сегодня запомнилось большинству ингушей и чеченцев как день трагедии. |
Депортация чеченцев и ингушей — Википедия | Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал "Пантера", и завершилась 9 марта. |
Праздник со слезами на глазах - геноцид чеченцев и ингушей 23 февраля: bitter_onion — LiveJournal | Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева. |
"Не те чеченцы". Семья Ташухаджиевых | Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию. |
23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей
Арестованные на площадях мужчины были заперты в сараи, и началась охота за теми, которые не были на площади. Вся акция была проведена в 2-3 часа… Потом они были посажены в товарные поезда, которые стояли наготове в городе Грозном…" Ужасы депортации В общей сложности изгнанию с Кавказа подверглось около полумиллиона чеченцев и ингушей. Однако этим Сталин и Берия не ограничились. Все ингуши и чеченцы на территории Советского Союза были арестованы и также были высланы в Среднюю Азию. Сталинские палачи не пощадили даже горцев, воевавших на передовой против фашистов.
Солдаты и офицеры чеченской и ингушской национальностей отзывались с фронта, с них срывались погоны, ордена и медали, и они так же, как и их матери, жены, дети, отцы и внуки грузились в скотские вагоны. Не оставили даже партийных работников и государственных служащих. Их, наверное за заслуги перед партией, сгоняли в вагоны последними. По пути в Среднюю Азию в нечеловеческих условиях от холода, голода, болезней погибли более десяти тысяч человек.
Тела умерших отбирали у родных и выбрасывали их вдоль железнодорожных путей. Осознав, что делают с умершими, горцы начали прятать трупы, чтобы хотя бы довезти их до места депортации и предать по исламским обрядам земле. По прибытии на место, горцев просто высадили в голой степи. Десятки тысяч человек умерли уже в первые месяцы, поскольку им не предоставили ни жилья, ни пропитания.
Власти на местах были не готовы, а зачастую просто не хотели помогать спецпоселенцам. Многие колхозы отказывались принимать депортированных, происходили конфликты с местным населением. Только за первые три года после прибытия в Среднюю Азию вымерла четверть от общего числа депортированных, то есть около ста с лишним тысяч человек.
Ещё более масштабная войсковая операция была проведена в августе 1925 с целью разоружения населения и пресечения беспорядков. Кампании по раскулачиванию и коллективизации привели к новой волне восстаний. Весной 1930 было очень неспокойно, пришлось ввести войска. В 1932 году началось массовое восстание чеченцев, опять подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов. Всего с 1920 по 1941 на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооружённых восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. Заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Кобулов писал в докладной записке Берии: «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии.
При первой мобилизации в августе 1941 г. В октябре 1941 г. В январе 1942 г. В марте 1942 г. В 1943 г. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. В 6 утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты. Сначала забирали мужчин, после приходили за женщинами и детьми.
На сборы давалось от 10 минут до 2 часов. Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия. На семью формально разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения — при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек только с ручной кладью. Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте всё будет возмещено. Разумеется, никто ничего не возмещал и все оставленное имущество депортируемых расхищалось. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей. Смертность была высокая. Умиравшие в дороге от голода и болезней, оставлялись незахороненными вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как отходить от эшелона запрещалось далее 5 метров. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать».
Задокументированы факты расстрелов не подчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом, «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» и т. Операция продолжалась до 9 марта 1944.
Дальше, очевидно, они пошли бы в дом — забирать оружие и, вероятно, расправляться с семьей убитого. В доме оставались жена, племянница, внучка Сайди и два сына-подростка, Магомед и Ислам. Одному 15 лет, другому 14. Кому тут оказывать сопротивление. Мужчины семьи Ташухаджиевых Однако Магомед Ташухаджиев сориентировался мгновенно, и пока бандиты убивали отца, успел схватить табельный автомат родителя. Он успел крикнуть семье «Ложись!
И на боевиков Цагараева, уже решивших, что самое сложное позади, обрушился автоматный огонь с нулевой дистанции. С матерью Шедшего первым срубило на месте. Остальные принялись палить в ответ. Обмен огнем шел накоротке, так что попасть было немудрено и тем, и другим. В суматохе Магомед попытался выключить свет, и тут был ранен. А затем еще и еще, всего в него попало четыре пули — в ногу, шею, грудь и голову.
В частности, сожжение домов местных жителей, расстрелы пожилых людей и инвалидов, а также аресты мужчин. В целом было депортировано 180 эшелонов с общим количеством 493 269 человек. В пути следования родились 56 человек, умерли 1272 человека, что составляет 2,6 человека на тысячу перевезённых. По официальным данным, в ходе операции были убиты 780 человек, арестованы 2016 «антисоветского элемента», изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, в том числе 4868 винтовок, 479 пулемётов и автоматов. Скрыться в горах сумели 6544 человека. Основными причинами гибели людей стали голод и тяжелые погодные условия. Некоторые умирали от тифа и других инфекционных заболеваний. Людей во время стоянок на станциях хоронили прямо в снегу. Чеченцев и ингушей выселяли не только с их исторической родины, но и из всех других городов и районов. Находившихся в рядах армии демобилизовали и среди них были Герои Советского Союза. В Казахстан были завезены свыше 400 тысяч чеченцев и ингушей. Помощь простых жителей Казахстана во многом помогла переселенцам. Простые жители Казахстана, сами нуждающиеся и бедствующие, делились последним куском. Эта трагедия объединила казахов, чеченцев, ингушей и другие народы вопреки всем невзгодам. Именно коренные народы оказали первую поддержку переселенцам. Чеченцы и ингуши породнились с казахами и стали братскими народами.
Геноцид Ингушей и Чеченцев 23 февраля 1944 года - YouTube
При этом сотрудничать с оккупантами чеченцы, да и ингуши не могли в принципе, поскольку фашисты их территории оккупировать не сумели. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. 23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица»: депортация чеченцев и ингушей «за пособничество фашистским оккупантам» с территории Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) в Среднюю Азию и Казахстан. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 23 февраля 1944 года, 74 года назад, ингуши и чеченцы были высланы в заснеженные степи Средней Азии и Казахстана. день вопиющего преступления в отношении чеченского и ингушского народов.
Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля
«Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Для чеченцев и ингушей дата 23 февраля связана с трагическими событиями. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал "Пантера", и завершилась 9 марта.
В Чечне и Ингушетии 23 февраля – не День защитника отечества, а День памяти и скорби
С утра в мечетях Ингушетии прошли молебны памяти, а в различных населенных пунктах Ингушетии - в том числе в местах размещения вынужденных переселенцев - состоялись ритуальные жертвоприношения, передает ИТАР-ТАСС. Как заявил в интервью "Интерфаксу" президент Ингушетии Руслан Аушев, "эта трагедия никогда не заживет в сердцах и душах ингушей и чеченцев". По его словам, в ходе депортации половина населения погибла. Часть людей умерла в дороге, другие погибли уже в первые месяцы после доставки в Среднюю Азию и Казахстан.
Его участниками стали жители региона, старейшины, очевидцы, пережившие депортацию, представители власти и общественники, религиозные деятели.
Перед началом митинга собравшимися была прочтена молитва по всем погибшим в годы ссылки. В это время на фронтах находились более 21 тыс. Но мы все вернулись и смогли выстоять, сберечь себя, свою культуру, свой язык и возрождаем свою республику", - сказал на митинге в Назрани глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов. Также и в Грозном прошел митинг, посвященный 77-й годовщине со дня выселения чеченского народа в Казахстан и Среднюю Азию.
В нем приняли участие представители власти, общественные и религиозные деятели.
Однако дело прекратили в связи со смертью основных обвиняемых. Впрочем, некоторые исследователи в России считают, что данное событие не может быть признано достоверным из-за отсутствия документальной базы. Изгнание этих народов первоначально было объявлено вечным, однако фактически продлилось 13 лет. Весной и летом 1957 на родину вернулись около 140 000 человек.
Только их дома уже были заняты переселенцами из других регионов СССР. Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии. Люди хотели жить в тех домах, в которых они проживали до депортации. И большинству из них пришлось выкупать свои дома у людей, поселившихся в них после выдворения хозяев. По мнению большинства чеченцев своим возвращением они обязаны Хрущеву.
Действительно, Каганович, Молотов и другие так называемые "сталинисты" выступали против возвращения репрессированных народов на историческую родину. Этих волков мы с трудом собрали из лесов, а вы хотите их вернуть... Хрущёв ответил: «И леса наши, и волки наши... Это подтвердил и сам Берия во время процесса над ним в 1953 году. Но группа сразу же оказалась под полным контролем советских спецслужб.
Она просуществовала в течение четырёх месяцев, пока НКВД не приняло решение о её ликвидации. Реальная численность банды другого известного противника власти Хасана Исраилова, включая внедрённых в её состав агентов НКВД, никогда не превышала 14 человек. Контакты между командирами немецких диверсионных групп и Исраиловым носили эпизодический характер и происходили только через сотрудников советских спецслужб, действовавших под видом нелегалов и выполнявших функции проводников и советников. По мнению ряда историков, ситуация с «широким антисоветским движением» в Чечено-Ингушетии являлась лишь масштабной игрой органов советской госбезопасности против германской разведки. В пользу этого объяснения говорит и тот факт, что руководители местных спецслужб, якобы поддерживавшие бандитов и резко критикуемые республиканскими партийными органами за бездействие, получали благодарности, ордена и чины от центрального руководства.
При попытках ограбления колхозов бандиты нередко встречали отпор со стороны колхозников. Однако в результате перестрелки с местными жителями она потеряла убитыми и раненными до половины своего состава. Также погибли четыре местных жителя. Факты организованного сопротивления колхозников не были единичными: 23 колхозника были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР за активное участие в борьбе с бандитизмом. С 24 июня по 10 июля 1941 года более 17 тысяч жителей республики записались в народное ополчение, из них около 10 тысяч составляли вайнахи.
Эти воинские формирования сражались на моздокско-малгобекском направлении. Помимо упомянутых, в республике также были сформированы 242-я горнострелковая дивизия, 16-я сапёрная бригада, 4-я маневренно-воздушная бригада, автобатальон, стрелковая маршевая дивизия, несколько резервных подразделений.
Своей вступительной речью митинг открыл чеченский историк и политолог Джамбулат Сулейманов. Историк отметил, что митинг приурочен к трагической дате выселения народа, но также преследует своей целью объединение чечено-ингушских диаспор. Митингующие вспоминали о родных и близких, умерших по пути следования в места депортации, а также в годы выселения, и о том, что Российская Федерация должна нести ответственность за деяния сталинского тоталитаризма. Завершающим актом митинга стало принятие резолюции, адресованной собравшимися к Совету Европы и странам всего мира. По оценкам историков, в ходе депортации погибли десятки тысяч человек.
Праздник со слезами на глазах - геноцид чеченцев и ингушей 23 февраля
О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли. Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца", - рассказывает "Газете. Ru" историю своей бабушки Асет Окуева. По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей. Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину.
По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников. А в это время отец считал меня уже давно погибшей. Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана по религиозному обычаю, при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное "добро" и вернул вместо одного зарезанного барана двох - в знак благодарности, что не бросил меня там", - рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус. На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам. А после запрыгивала обратно.
Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли. Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли. Сначала она не поверила, что я - это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве. Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются. Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, - моя мама— умерла", - рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой. Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей.
Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков. Хайбах — аул, которого нет Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным. Приказ от высшего руководства был однозначным — не оставлять на местах никого. Одним из известных и трагичных решений, по мнению кавказских историков, стал инцидент, когда якобы были сожжены и расстреляны 700 человек.
Это приказ Серова и Берии", - отмечает историк. Была создана комиссия, которая, выехав на место, обнаружила останки сотен людей. Однако протокол об обследовании не был обнародован.
Несмотря на показания десятков свидетелей и найденные останки, статус Хайбаха не определен до сих пор. Некоторые историки, основываясь на документах тех лет, утверждают, что сожжение 700 человек в высокогорном Галанчожском районе— "историческая фальшивка". После принятия в 1991 года закона о реабилитации репрессированных народов их лишили наград. Гвишиани искали, но точных сведений о его дальнейшей судьбе нет", - уточняет профессор Муса Ибрагимов. Еще одно массовое захоронение найдено на территории Урус-Мартановской больницы. Сейчас там стоит памятник невинным жертвам переселения. Распределили депортированных людей в разных районах Казахстана. Наибольшее количество осталось в Карагандинской области, Кустанае, Восточно-Казахстанской области, Актюбинске.
Особо сложно из-за холодов было людям, оказавшимся в северной части страны. Рейсы для депортации с Сахалина не идут В ходе операции выселения чеченцев и ингушей возникали и курьезные случаи. Уроженец Чечни Саид Хасуев проходил в этот период службу на острове Сахалин. Числившемуся на хорошем счету милиционеру, чтобы избежать депортации, было предложено поменять в документах национальность. Было решено его депортировать. Затем задумались: получается, что его направляют на Восток из точки, самой отдаленной в стране от Кавказа. Один из командиров Хасуева тогда сказал: "Дальше высылать некуда", и решено было оставить на службе чеченца. Правда, больше наград и повышений, несмотря на отличную службу, у Саида не было", председатель Союза журналистов Чеченской Республики, кандидат исторических наук Ислам Хатуев.
В начале 80-х сын Хасуева, служивший в погранвойсках на Курилах, погиб в перестрелке с нарушителями границы. Похоронили его с почестями и посмертно наградили медалью. Еще один интересный случай произошел с уроженцами чеченского селения Чишки. Боец Красной армии Сайд-Эми Дельмаев, возвращаясь с линии фронта в родовое село, заглянул в один из домов обезлюдевшего села Старые Атаги и обратил внимание на фотографии, сваленные в кучи на полу. На двух из них были изображены миловидные девушки. Два понравившихся снимка он положил в карман. Как и другие фронтовики из депортированных народов, Сайд-Эми отправился в Казахстан на поиски выживших родственников. Искать их долго ему не пришлось - его родственники Цинцаевы были первыми, у кого он остановился на ночлег.
Позже, вернувшись к своим и разбирая привезенные вещи, он наткнулся на фотографии с атагинскими девушками. Его осенило: на одной из них была изображена та самая де вушка— Чехардиг", - рассказал "Газете. Ru" сын девушки с фотографии Хаваж Цинцаев. Возвратившись из выселения на родину, одну из этих двух фотографий Сайд-Эми передал Цинцаевым. Нет времени объяснять, выселяй! По словам доктора исторических наук Мусы Ибрагимова, есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство. По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать "пятой колонной" для Красной армии.
Эти репрессии были неотъемлемой частью существования страны.
В Чечне и Ингушетии не принято в этот день поздравлять мужчин, потому что для местных народов это день депортации. Каждый человек всегда найдет оправдание собственным неблаговидным поступкам. Каждый способен простить самому себе даже чертовски гнусную подлость. А простив, постарается забыть. Останется только маленькое, расплывчатое, стертое временем пятнышко где-то в подсознании, которое когда-нибудь, спустя десятки лет, вдруг раскроется и начнет саднить с прежней силой.
Примерно то же происходит с целыми народами. Десятки, сотни тысяч умов, спаянные в единое целое коллективным бессознательным, с удовольствием вспоминают далекое героическое прошлое, мудрых правителей, благородных полководцев, великих творцов своей страны. И старательно забывают, переиначивают, ищут хоть крупицу положительного в неприглядных и страшных страницах собственной истории. Источник: Wiki. Впрочем, вряд ли можно было ожидать сердечной привязанности, помня о: карательных экспедициях русских войск в Чечне, длившихся с 1721 по 1783 год и сопровождавшихся сожжением целых аулов, взятием заложников из наиболее влиятельных чеченских семей, казнями и насильственным приведением населения к присяге на подданство России; ответной ненависти и массовых восстаниях против колонизации; совместном вооруженном восстании чеченцев, осетин, ингушей и кабардинцев против российских властей 1804 года; оттеснении чеченцев с плодородных равнинных земель в горы наместником Кавказа генералом Ермоловым; о других восстаниях, набегах, длившихся без значительных перерывов до марта 1920 года, когда войска Красной армии вошли в Грозный. И уже в сентябре 1920 года началось массовое антисоветское восстание в горных районах Чечни и Северного Дагестана, подавленное Советской армией только в марте 1921-го.
Весной 1923 года чеченцы разгромили избирательные участки, противясь навязыванию «своих людей» центральными органами на выборах в местные советы. На подавление этого мятежа была брошена дивизия НКВД. Еще более масштабная войсковая операция была проведена в августе 1925 года с целью разоружения населения, пресечения грабежей и угона скота. С 8 по 28 декабря последовала новая войсковая операция с участием подразделения ОГПУ. Это произошло из-за отказа чеченцев от поставки хлеба государству. Весной 1930 года антисоветское движение только усилилось, и снова потребовалось введение войск.
В 1932-м коллективизация породила новое массовое восстание чеченцев, подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов. Всего с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. За этот период Красная армия потеряла там более 3500 своих бойцов. Очередное вооруженное антисоветское восстание началось в январе 1940 года.
Общался с людьми на местах.. Поэтому и уверен в своих словах... Бывал и в русскоязычных регионах и в Киеве, и во Львове, в Карпатах... Никогда там не было никакого предубеждения против России или русского языка.
На заявления какого-нибудь ультраправого националиста обращали внимание и раздували проблему только российские СМИ. Даже в 2014 году украинцы без особой злобы восприняли потерю Крыма она прошла без крови.
Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля
23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. В 1944 году чеченцы и ингуши были обвинены в сотрудничестве с немецкими войсками. В понедельник, 23 февраля, исполняется 60 лет с того дня, когда по распоряжению Сталина началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа. 23 февраля сегодня запомнилось большинству ингушей и чеченцев как день трагедии.