В данном случае хотелось бы сказать, что биография Зураба Церетели так же монументальна и основательна, как и все его творчество.
Семь известнейших работ Зураба Церетели
Амбивалентное отношение к искусству Зураба Церетели является неоспоримым подтверждением судьбоносности его принадлежности к этой редкой когорте великих мастеров ХХ-ХХ1 столетий. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. Биография Зуpaба Церетели: личная жизнь, последние новости 2018, музей, скульптуры, галерея, памятник Петру I, выставки. В 1997 году Зураб Церетели стал главой Российской академии художеств, где до этого назначения работал в должности вице-президента. Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси (СССР, ныне Грузия) в грузинской семье, имеющей дворянское происхождение. ГЛАВА ВТОРАЯ, уточняющая некоторые факты биографии художника, начавшейся в Тбилиси в семье советского молодого специалиста инженера Константина Ивановича Церетели.
Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды»
В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. Зураб Церетели назвал веру и любовь секретом своего долголетия.
Семь известнейших работ Зураба Церетели
Вы помните вашу встречу, вообще тот день, когда вы ее увидели? Зураб Церетели: Помню. Я шел в академию, у меня были грязные кисти. Я их брал дома. Вдруг вижу, две девочки. У одной косынка развевается, необычная походка, необычная форма. Стал, смотрю-смотрю — они прошли. Дмитрий Кириллов: Они шли по Тбилиси? Потом мой друг мне позвонил: "Зураб, день рождения. Приходи ко мне домой". Я побежал.
Уже когда зашел, вижу, эта девушка, которая с косынкой, стоит на стуле и стихи читает. Это была Инесса. Мне, честно сказать, понравилось. Дмитрий Кириллов: Что-то нашел в ней свое? Зураб Церетели: Да-да. Много говорили. Я спросил: "Как мама? Никого нет?! А где они? А Инессу воспитывала сестра, они жили вместе, и воспитывал актер Смиранин.
У них было две комнаты. Я попросил, если можно, арендую одну комнату, чтобы я сделал там диплом, потому что в академии места не было. Она сказала: "Пожалуйста". И я арендовал в этом доме. Они в одной комнате жили, и я в другой. Голос за кадром: Смиранин для Инессы был как отец. На Зураба, писавшего картины с обнаженными телами, он смотрел, естественно, с недоверием. Подружились они позже. А тогда молодой выпускник Академии художеств Церетели пошел просить руки возлюбленной у ее дяди, и тот тоже был поражен выбором Зураба, говоря: "Ты уникальный человек, Зураб. Все ищут богатых и здоровых, а ты нашел бедную сироту с больным сердцем".
Инесса страдала пороком сердца, и потому врачи запретили ей рожать. Но разве это преграда для влюбленных? Молодые зарегистрировали брак 2 октября 1958 года. За 40 лет совместной жизни, по словам Инессы, муж спасал ее от смерти 18 раз. Инесса родила Зурабу дочь Лику. Позже появились внуки и правнуки. Любовь к Инессе продолжает жить в сердце Зураба, но это уже его личная история, которую художник предпочитает хранить в сердце подальше от посторонних. Дмитрий Кириллов: На стеле "Дружба навеки" высечены потрясающие слова о братстве. Сейчас они актуальны в наше время? Зураб Церетели: Искусство и культура не смотрят на политику.
Дмитрий Кириллов: Вас всю жизнь критикуют некоторые профессионалы и дилетанты. Это завись? Зураб Церетели: Для меня это реклама, потому что знающие люди, кто правда знает искусство, они не критикуют. А кто что-то хочет — полное право. Пусть болтают, что хотят. Ведь в то время были утрачены все традиции храмового строительства. Это была авантюра — взяться за такое дело? Зураб Церетели: Никакой авантюры. Был конкурс. Я выиграл конкурс.
Дмитрий Кириллов: Вы начали рисовать еще в детском саду, и самой любимой игрушкой был карандаш. Сейчас если мы быстро закончим нашу беседу, я побегу в мастерскую, чтобы я рисовал и работал, потому что каждый день у меня эта потребность есть. А вы сейчас перехватили меня, и я не рисовал. Я сам не знаю, но внутри я сейчас нервный. Дмитрий Кириллов: Пока вы не начнете работать, вы не успокоитесь? Голос за кадром: "Человек, труд, Солнце" — такова тема большинства произведений Зураба Церетели. Мотивы национального народного творчества использовал художник и в оформлении курортного комплекса в Пицунде. Зураб Церетели — один из авторов-оформителей Ленинского мемориала в Ульяновске. Дмитрий Кириллов: Вы, наверное, самый титулованный художник в нашей стране, потому что кавалер всех степеней Ордена "За заслуги перед Отечеством", народный художник Советского Союза, Грузии, Украины, и огромное количество наград, званий в вашей коллекции. Если взять все эти награды, посмотреть на них, есть ли какая-то главная награда, может быть, самая дорогая для вас, которая особенно вам близка и ценна?
Зураб Церетели: Все хорошие слова — это уже награда. Например, когда мне дали Героя, это для меня было неожиданно.
Но Зураб Церетели категорически отрицает наличие у него бизнеса, есть у него только собственный дар, благодаря которому появляются на свет его монументальные скульптуры и картины. И живёт он на авторские гонорары. Воспитал двух девочек, помимо дочери Зураб Церетели с дочерью Ликой. Они были такие же маленькие и очень грязные. Родители не явились, поэтому художник и его жена их помыли и уложили спать. Уже после того, как утром малышек накормили, явилась их бабушка, которая была в состоянии алкогольного опьянения. Оказалось, что девочки из Воронежа, их отец умер, а мама сильно пьёт.
Официально Церетели их не усыновлял, но воспитывал, как своих. Он не хотел оскорбить их родственные чувства, так как их мама была жива. У Лики была своя комната, а у Люды и Тани — своя. Воспитывали всех троих одинаково. После окончания школы Лика поступила в МГУ на специальность искусствоведения. Люда и Таня закончили институт. Таня вышла замуж за грузина и осталась в Тбилиси. Люда вышла замуж за русского музыканта, и Церетели купил им квартиру, так как чувствовал свою ответственность за девочку, которую воспитывал. За лучами славы Зураб Церетели на мастер-классе для учащихся московских школ, 2023 год.
Сначала его жена Инесса Андроникашвили коллекционировала бабочек, а потом и сам он заинтересовался, удивлённый необычными формами крыльев и их окраской. Не избежал он и коллекционирования африканских масок. А ещё мастер любит крупные украшения, иногда они создаются непосредственно по его эскизам, как и необычные галстуки.
Зураб Церетели: Дом-музей не очень давно. Вы вообще где живете? Зураб Церетели: Я в пятницу, субботу и воскресенье здесь нахожусь и работаю. Вот это все здесь создал показывает на картины. Остальное время работаю в Москве. Почему бы не взять хоть по пять рублей с человека? Зураб Церетели: Надо мой характер знать.
Я не могу. Люблю Москву, люблю россиян, и да, не могу. Считается что то, что бесплатно, люди меньше ценят. Зураб Церетели: Не знаю, меньше или больше. Я такой. Зураб Церетели: Нет. Наоборот, приятно, когда они приятные слова говорят. Очень приятно мне. У меня ощущение, что никто в ваш адрес неприятных слов не произносит. Это так или нет?
Зураб Церетели: Знаете, я не обращаю внимания. Надо мозги художника изучить. Я особняком работаю. Люблю весь творческий процесс. Поэтому я считаю, что россияне должны любить искусство. Потому что предки любили искусство. Поэтому я не обращаю внимания, что говорят, хвалят или ругают. Это на их совести. Самое главное, чтобы у меня было настроение для творчества. Зураб Церетели: Не было.
У меня, знаете, и мои родители, и мои педагоги меня так направили, поставили, что я их. Я их всех люблю.
В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом. С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. С 1997 года является Президентом Российской академии художеств. В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией президентом России Владимиром Путиным ему было предоставлено российское гражданство. Автор более 5000 произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства фрески, мозаики, панно и др. Как художник-монументалист оформил ряд крупных учреждений, таких как Ленинский мемориал в Ульяновске, гостиничный комплекс в Измайлово, курортный городок в Адлере, парк «Ривьера» в Сочи, Дворец профсоюзов в Тбилиси, Новая сцена Большого театра в Москве и др. Известные работы Зураба Церетели Памятник Петру I в Москве был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров.
По словам галериста и члена Общественной палаты М. Гельмана, Церетели при установке памятника «сжульничал», подделав документы градостроительного совета, ограничивающие высоту памятника 17 метрами. Есть версия, что данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Храм Христа Спасителя строился под руководством Церетели. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена подземная парковка. Среди наиболее известных монументальных работ Церетели следует выделить: монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия 1783-1983 присоединения Грузии к России, сразу после установки получивший ироничное прозвище среди москвичей — «Шашлык» Тишинская площадь в Москве, автор архитектурной части — известный поэт Андрей Вознесенский ; монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке; монумент «Разрушить стену недоверия» Лондон, Великобритания ; 6-метровый Памятник Петру Первому в Петербурге; бронзовую скульптуру «Рождение Нового Человека» Париж, Франция ; скульптурную композицию «Рождение Нового Человека» Севилья, Испания ; «Рождение Нового мира», памятник Колумбу в Пуэрто-Рико 2016 ; Памятник Иоанну Павлу Второму Франция.
90-летний Зураб Церетели раскрыл секрет долголетия и планы на будущее
Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ. ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович (р. 4.1.1934, Тифлис, ныне Тбилиси), рос. скульптор, живописец, график, дизайнер, нар. худ. Зураб Церетели — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия. 4 января выдающийся грузинский и российский живописец, известный скульптор и педагог Зураб Церетели отмечает 90-летие.
Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии
Новое поколение, молодое, юное поколение также знает сейчас или нет? Зураб Церетели: Педагоги стараются. Это существует в учебной программе. Дмитрий Кириллов: В 1967 году великий Пабло Пикассо предсказал вам большое будущее.
Это дает какие-то плоды? Зураб Церетели: Безусловно, это важно. Дмитрий Кириллов: Бабушкин крестик вы носите всю свою жизнь?
Зураб Церетели: Да, ношу. Голос за кадром: Надев нательный крест на шею внука, бабушка задала ему нравственные ориентиры на всю его жизнь: любить Бога и людей, быть бесстрашным и абсолютно свободным, таким, каким и должен быть настоящий художник. И такой пример у маленького Зураба был перед глазами — его дядя Георгий Нижарадзе.
Зураб Церетели: Я был маленький, и смотрел, как к моему дяде приходили художники. Мой дядя был интересным, он был атлет, спортивный, и хороший художник. Он вообще был интересным.
И я думал, что если я буду художником, то буду таким интересным, красивым, буду таким атлетом. Дмитрий Кириллов: А что вы рисовали? Какие у вас были первые рисунки?
Зураб Церетели: Сейчас скажу. Он меня брал в зоопарк. В зоопарке на природе рисовали.
Он объяснял мне, что от Солнца, от природы не бывает однотонного. Он говорил мне: "Видишь, сколько там цветов? Это большая симфония".
Дмитрий Кириллов: Считал, что художник?.. Зураб Церетели: Да, было такое. А дяде нравилось то, как шло мое развитие.
Он сам рисовал, и меня заставлял рисовать. Дмитрий Кириллов: Он просто увидел в вас талант, увидел, что у вас есть способность. Зураб Церетели: И он очень хотел, чтобы я пошел в академию, пошел на таких рельсах, чтобы быть художником.
Педагоги были уникальные в Тбилиси. Кого-то даже выгоняли отсюда. Дмитрий Кириллов: Все ехали в Тбилиси.
Зураб Церетели: Кавказ был местом ссылки. Они тоже не имели права там преподавать. Допустим, Шухаев.
Когда были лозунги о свободе и так далее, Шухаев вернулся из Парижа. Когда таможенник открыл его рисунки и увидел голую женскую фигуру: "О! Такой у нас нет!
Дмитрий Кириллов: Знаменитый на всю Европу художник Василий Шухаев был обвинен советскими властями в шпионаже. Оказавшись после сталинских лагерей в Тбилиси, профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств Шухаев занял заметное место в культурной жизни всей Грузии. В его мастерской учился и любимый студент Зураб Церетели.
Голос за кадром: Шухаев научил рисовать быстро, моментально схватывать характер, развил художественно память, обострил видение. Он заставлял рисовать, стоя спиной к натуре, по памяти. Зураб Церетели: Висит бумага, сзади стоит натурщица, и рисуем.
И он сидел и смотрел, говорил: "Вы потом будете благодарить, что будете рисовать наизусть". Он был прав. Когда так работаешь, ты смотришь и переносишь, самое главное собираешь: форму, объем и так далее.
Голос за кадром: Шухаев научил Церетели свободе творчества, и не требовал от ученика писать работы в стиле соцреализма. В результате выпускник Тбилисской академии художеств Зураб Церетели представил на суд экзаменационной комиссии свою дипломную работу, созданную под влиянием чуждых советскому искусству импрессионистов, назвав картину поэтично: "Песнь о Тбилиси". Великий Мартирос Сарьян, присутствующий на выпускном экзамене, увидев картину выпускника Церетели, назвал ее потрясающей дипломной работой.
Каково же было удивление Зураба, когда картину сняли с защиты под предлогом несоответствия работы высокому званию молодого советского художника. Зураб Церетели: Это была грандиозная сенсация — первый случай, что художника с дипломом снимают. Дмитрий Кириллов: Настоящий скандал.
Зураб Церетели: Да, приходил весь город. Я стою, думаю: "Должен жениться. Осталось 12 дней.
Как поступить? Стою, курю я тогда курил. Зашел мой друг Алик скульптор.
И я увидел: "Ух, какое скульптурное лицо! Я говорю: "Алик, ты можешь позировать? Создал этот диплом, и была сенсация, весь город пришел на защиту.
Голос за кадром: Защита диплома совпала со знаковым событием в жизни молодого художника — свадьбой с очаровательной Инессой Андроникашвили, ставшей для Зураба Церетели любовью всей его жизни. Родителей Инессы расстреляли, когда девочке исполнилось только два года.
Жители столицы устраивали пикеты и митинги, обращались с просьбами к Президенту страны. Но добиться своего так и не смогли - грандиознейший монумент был установлен в назначенный срок и в установленном месте. Некоторое время еще кипели страсти, проводились акции протеста, а сама история создания этого памятника обрастала все новыми слухами и кривотолками. Поговаривали, что изначально по - проекту вместо русского царя, на палубе должен был стоять Колумб. А так как Церетели не удалось протолкнуть свое творение ни в Испанию, ни в страны Латинской Америки, то скульптор, сменив образ главного героя, благополучно определил свое детище в Москве. Памятник Петру I. Спустя десятилетие многострадальное скандальное изваяние было внесено в рейтинг самых уродливых строений.
Ярые противники с сарказмом прозвали монумент - «Петр в юбке». Позже 98-метровую скульптуру весом в две тысячи тонн, безуспешно пытались передать в дар Санкт-Петербургу. Громаднейшее сооружение даже пытались взорвать, но теракт удалось предотвратить по звонку анонима, и с тех пор свободный доступ к Петру закрыт. А когда была названа сумма демонтажа и перебазировки в другое место в один миллиард рублей, ярые противники и вовсе приутихли. К слову, этот монумент занимает восьмое место в рейтинге самых высоких статуй мира. В Москве вблизи гостиницы «Космос» был водружен еще один «отказник» - 10-метровый монумент «Памятник Жандарму» «Луи». Это изваяние было создано в честь лидера Французского Сопротивления Шарля де Голля и готовилось в качестве презента для народа Франции, однако французские власти наотрез отказались от подарка, после чего памятник был установлен в России. После его открытия французские, и российские СМИ разнесли в пух и прах это творение. Так, пресса писала, что «великий лидер больше похож на мученика или раба, его лицо искажено всеми муками ада, а силуэт вообще выглядит комично».
Многие считали, что образ Шарля де Голля очень уж смахивает на Луи де Фюнеса — известного французского комика, игравшего главную роль в серии кинофильмов о жандармах. Журналисты даже спорили о том, вызовет ли монумент международный скандал или сведется к дипломатическому инциденту. Штат Нью-Джерси.
Основным секретом здоровья и долголетия скульптор называет бесконечную работу «без всяких отпусков и перерывов на отпуск».
Талантливый и творческий Зураб Церетели смог себя проявить пpaктически во всех сферах современного искусства — автору принадлежат картины, фрески, мозаики, барельефы, скульптуры, монументы и другие работы. Однако с особым вдохновением метр создает памятники монументального искусства, вкладывая в них свой талант, переживания и душу. Несмотря на успешную карьеру и огромную популярность скульптора-монументалиста, до сих пор его работы вызывают неоднозначную реакцию не только у обычных людей, но и у искусствоведов, художественных критиков и коллег по творческому цеху. В чем же заключается гениальность и неоднозначность персоны Зуpaба Церетели разберемся в этой статье.
И отец, и мать будущего скульптора принадлежали к известным в Грузии княжеским родам, поэтому семья Церетели принадлежала к грузинской элите. Отец Зуpaба Церетели Константин Ге opгиевич был успешным инженером строителем. Мать будущего деятеля искусства Тамара Семёновна Нижарадзе — посвящала себя семье и детям. На выбор профессионального и творческого пути будущего мэтра ключевое влияние оказал Ге opгий Нижарадзе — брат Тамары Семеновны и известный грузинский живописец.
В доме Ге opгия Нижарадзе, где проводил много времени Зураб, собиралась грузинская творческая элита Д. Какабадзе, С. Кобуладзе, У. Джапаридзе и др.
Именно они вовлекли юношу в мир живописи и искусства, обучили его основам рисования и создания скульптур, вдохновили на творческое развитие. Гениальный скульптор окончил Академию художеств в Тбилиси, однако его карьерный путь начался с работы в Институте истории, археологии и этнографии Грузии. В 1964 г. Зураб Церетели проходил повышение квалификации во Франции, где познакомился с творчеством выдающихся живописцев эпохи П.
Пикассо и М. В конце 60-х годов скульптор принял решение развиваться в сфере монументального и скульптурного искусства, после чего были созданы сотни широко известных памятников, скульптур, стел, монументов, статуй, бюcтов, установленных по всему миру. С 1997 года и по сегодняшний день Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств. В 2003 г.
Успешен гениальный скульптор и в семейной жизни. Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков. А в начале 2000-х годов чета Церетели пополнилась четырьмя правнуками. Фото: источник Самые известные работы Зуpaба Церетели Творческое наследие автора состоит более чем из 5000 работ, каждая из которых оригинальна, самобытна и неповторима.
Рукам великого деятеля искусств принадлежат десятки пейзажей, портретов, мозаик, панно, барельефов, бюcтов и сотни скульптурных изваяний. Все работы грузинского скульптора посвящены известнейшим во всемирной истории персонам Ш. Руставели, Ге opгий Победоносец, М. Цветаева, Б.
Пастернак и др. Скульптуры и монументы маэстро установлены не только в родных ему России и Грузии, но и во Франции, Бразилии, Испании, Литве, Великобритании и других странах. Знаковыми в творчестве Церетели и наиболее известными работами стали именно скульптурные изваяния. Так, наиболее удачными работами Зуpaба Церетели признаны: Парный монумент «Дружба народов» — одна из наиболее ранних работ скульптора.
Памятник установлен в Москве в 1983 г. Высота монумента составляет 141,8 м. Данная скульптура считается одной из наиболее известных во всем мире работ Зуpaба Церетели. Миниатюрная копия монумента также установлена во Франции; Монумент «Памятник Петру I» — установлен в 1997 г.
Памятник был выполнен по заказу Правительства России и посвящен памяти великого царя Петра I. Высота монумента составляет около 100 метров; Монумент «Слеза скорби» — создан скульптором как знак сочувствия и памяти о жертвах теpaкта 11 сентября 2001 г. Памятник установлен в США, а на его открытии присутствовал президент Б. Монумент «История Грузии» — возведен вблизи Тбилисского моря.
Работа над скульптурой еще не закончена. На сегодня монумент представляет собой три ряда колонн, на которых расположены барельефы и объемные изображения самых известных и знаковых персон Грузии; Скульптура «Добро побеждает зло» — установлена в США перед главным зданием ООН в 1990 г. Скульптурное изваяние стало символом окончания Холодной войны; Монумент «Святой Ге opгий Победоносец» — установлен в Тбилиси Грузия в 2006 г. В сфере архитектуры Зураб Церетели также создал гениальные произведения.
Под его руководством возведен Храм Христа Спасителя. По задумке скульптора здание было украшено массивными медальонами из полимерных сплавов, облицовка выполнена из мрамора, а кровля — из покрытия, включающего нитрид титан. Одним из последних творений скульптора стала Алея Правителей, которая расположена в Москве, в Петроверигском переулке. На Аллее расположены бюcты всех правителей Руси, созданные руками Зуpaба Церетели.
Собственно к этому Зураб Константинович шел всю свою жизнь и вот наконец пришел. Что сказать, хороший подарок к 85-летию. И сделал он его своими руками. День рождения отмечали в галерее у работ юбиляра. Среди циклопического интерьера люди оказывались ничтожными муравьями, приползшими поклониться чему-то недоступному их пониманию. Стоя под фигурой одного из застывших в анабиозе истуканов, я держался за спасительную соломинку бокала и дрожал от охватившего меня ужаса и восхищения перед масштабами личности, с которой нам предстояло встретиться. Церетели принадлежит самая большая в мире художественная мастерская В таких случаях всегда интересно, из какого же зерна вырос этот колосс. В 1964 году Зураб Константинович учился во Франции, где общался с выдающимися халтурщиками от искусства Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Разглядывая сквозь рюмку шартреза интимные подробности несвежей натурщицы, они надоумили его обратить внимание на крупные формы.
Ну правда, сколько человек одновременно могут наслаждаться какой-нибудь миниатюрой? А вот Эйфелева башня или статуя Свободы видны издалека и гарантированно увековечат имя своих создателей. Самый захудалый слон всегда смотрится выигрышнее любого барсука. Опять же бюджет - создание бивней, копыт и прочих гигантских ответвлений животного.
Скандальная слава монументов мэтра Церетели
В 1973 году стал автором монументального ансамбля детского курортного городка в Адлере. В частности, о ней положительно отозвался известный мексиканский художник Альфаро Сикейрос. В 1979 году памятник работы Церетели "Наука, образование - миру" высотой около 20 метров был установлен в американском городе Брокпорт в штате Нью-Йорк. Там же и в том же году была установлена монументальная композиция "Счастье детям всего мира". По некоторым данным, Церетели должен был совместно с Пикассо сделать росписи здания ООН в Нью-Йорке, но этот проект так и не был реализован. В 1980 году Церетели был главным художником Олимпийских игр в Москве. Также в 1980 году Церетели создал монументальную скульптуру "Человек и солнце" высотой около 80 метров в Тбилиси, а в 1982 году - монумент "Дружба навеки" в Москве, посвященный 200-летию Георгиевского трактата и вхождению Грузии в состав России. С 1985 года начал работать над ансамблем "История Грузии" под Тбилиси. Закончил работу в 2003 году.
В 1989 году монумент Церетели "Разрушить стену недоверия" был установлен в Лондоне, а в 1990 году монумент "Добро побеждает зло" появился в Нью-Йорке. В начале 1990-х годов Церетели вступил в конфликт с властями Грузии и был вынужден переехать в Москву. Здесь, получив поддержку московского мэра Юрия Лужкова , он фактически стал "монументалистом номер один".
Он меня брал в зоопарк. В зоопарке на природе рисовали. Он объяснял мне, что от Солнца, от природы не бывает однотонного. Он говорил мне: "Видишь, сколько там цветов? Это большая симфония". Дмитрий Кириллов: Считал, что художник?.. Зураб Церетели: Да, было такое. А дяде нравилось то, как шло мое развитие. Он сам рисовал, и меня заставлял рисовать. Дмитрий Кириллов: Он просто увидел в вас талант, увидел, что у вас есть способность. Зураб Церетели: И он очень хотел, чтобы я пошел в академию, пошел на таких рельсах, чтобы быть художником. Педагоги были уникальные в Тбилиси. Кого-то даже выгоняли отсюда. Дмитрий Кириллов: Все ехали в Тбилиси. Зураб Церетели: Кавказ был местом ссылки. Они тоже не имели права там преподавать. Допустим, Шухаев. Когда были лозунги о свободе и так далее, Шухаев вернулся из Парижа. Когда таможенник открыл его рисунки и увидел голую женскую фигуру: "О! Такой у нас нет! Дмитрий Кириллов: Знаменитый на всю Европу художник Василий Шухаев был обвинен советскими властями в шпионаже. Оказавшись после сталинских лагерей в Тбилиси, профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств Шухаев занял заметное место в культурной жизни всей Грузии. В его мастерской учился и любимый студент Зураб Церетели. Голос за кадром: Шухаев научил рисовать быстро, моментально схватывать характер, развил художественно память, обострил видение. Он заставлял рисовать, стоя спиной к натуре, по памяти. Зураб Церетели: Висит бумага, сзади стоит натурщица, и рисуем. И он сидел и смотрел, говорил: "Вы потом будете благодарить, что будете рисовать наизусть". Он был прав. Когда так работаешь, ты смотришь и переносишь, самое главное собираешь: форму, объем и так далее. Голос за кадром: Шухаев научил Церетели свободе творчества, и не требовал от ученика писать работы в стиле соцреализма. В результате выпускник Тбилисской академии художеств Зураб Церетели представил на суд экзаменационной комиссии свою дипломную работу, созданную под влиянием чуждых советскому искусству импрессионистов, назвав картину поэтично: "Песнь о Тбилиси". Великий Мартирос Сарьян, присутствующий на выпускном экзамене, увидев картину выпускника Церетели, назвал ее потрясающей дипломной работой. Каково же было удивление Зураба, когда картину сняли с защиты под предлогом несоответствия работы высокому званию молодого советского художника. Зураб Церетели: Это была грандиозная сенсация — первый случай, что художника с дипломом снимают. Дмитрий Кириллов: Настоящий скандал. Зураб Церетели: Да, приходил весь город. Я стою, думаю: "Должен жениться. Осталось 12 дней. Как поступить? Стою, курю я тогда курил. Зашел мой друг Алик скульптор. И я увидел: "Ух, какое скульптурное лицо! Я говорю: "Алик, ты можешь позировать? Создал этот диплом, и была сенсация, весь город пришел на защиту. Голос за кадром: Защита диплома совпала со знаковым событием в жизни молодого художника — свадьбой с очаровательной Инессой Андроникашвили, ставшей для Зураба Церетели любовью всей его жизни. Родителей Инессы расстреляли, когда девочке исполнилось только два года. Круглая сирота, жившая крайне бедно — не о такой партии мечтали родители Зураба. Брак сына тогда стал для них неожиданным потрясением. Но время все расставило на свои места. Инесса Андроникашвили стала главным помощником талантливого супруга, и сделала все возможное, чтобы о его способностях узнал весь мир. Дмитрий Кириллов: Вы полюбили Инессу с первого взгляда. Вы помните вашу встречу, вообще тот день, когда вы ее увидели? Зураб Церетели: Помню. Я шел в академию, у меня были грязные кисти. Я их брал дома. Вдруг вижу, две девочки. У одной косынка развевается, необычная походка, необычная форма. Стал, смотрю-смотрю — они прошли. Дмитрий Кириллов: Они шли по Тбилиси? Потом мой друг мне позвонил: "Зураб, день рождения. Приходи ко мне домой". Я побежал. Уже когда зашел, вижу, эта девушка, которая с косынкой, стоит на стуле и стихи читает.
В частности, о ней положительно отозвался известный мексиканский художник Альфаро Сикейрос. В 1979 году памятник работы Церетели "Наука, образование - миру" высотой около 20 метров был установлен в американском городе Брокпорт в штате Нью-Йорк. Там же и в том же году была установлена монументальная композиция "Счастье детям всего мира". По некоторым данным, Церетели должен был совместно с Пикассо сделать росписи здания ООН в Нью-Йорке, но этот проект так и не был реализован. В 1980 году Церетели был главным художником Олимпийских игр в Москве. Также в 1980 году Церетели создал монументальную скульптуру "Человек и солнце" высотой около 80 метров в Тбилиси, а в 1982 году - монумент "Дружба навеки" в Москве, посвященный 200-летию Георгиевского трактата и вхождению Грузии в состав России. С 1985 года начал работать над ансамблем "История Грузии" под Тбилиси. Закончил работу в 2003 году. В 1989 году монумент Церетели "Разрушить стену недоверия" был установлен в Лондоне, а в 1990 году монумент "Добро побеждает зло" появился в Нью-Йорке. В начале 1990-х годов Церетели вступил в конфликт с властями Грузии и был вынужден переехать в Москву. Здесь, получив поддержку московского мэра Юрия Лужкова , он фактически стал "монументалистом номер один". В 1995 году Церетели стал главным художником при создании Мемориального комплекса на Поклонной горе.
Говоря о скульптурной серии «Правители России», нельзя не сказать о памятнике «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, покровительница Пскова» — один из трех монументов на тему Российской государственности, установленных в России в реальной городской среде. Памятник был сооружен в 2003 году к 1100-летию Пскова. С именем великой княгини Ольги, которая в Пскове почитается как его основательница, связано первое упоминание города в летописи в 903 году. В силу обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства, княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Именно Ольге выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, — она первой из династии Рюриковичей приняла христианство. Впоследствии великая княгиня была причислена Русской Православной Церковью к лику святых как равноапостольная. Монумент характеризуется лаконичностью и сдержанностью. В пластическом решении образа святой скульптор выразил запечатленный в национальной памяти величественный образ женщины с несгибаемой волей и высоким чувством собственного достоинства, несокрушимым мужеством и подлинно государственным умом. Фигура решена строго и монументально. Сохраняя реальные черты, образ Ольги подчеркнуто условен — она стоит, в одной руке держа меч, а другой — опирается на щит. Фигура установлена на высоком гранитном постаменте с широким многоступенчатым основанием, что обеспечивает, с одной стороны, масштабную соразмерность монумента, а с другой — создает визуальную опору для тех нравственных ценностей, которые олицетворяет образ великой княгини. Охватывая взглядом портретную галерею правителей России, созданную Зурабом Церетели, в смысловом аспекте напрашивается параллель с памятником «Тысячелетие России» М. Микешина в Великом Новгороде. Монумент Микешина был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» за прошедшее тысячелетие. В нашем случае скульптор ограничился образами правителей страны, продемонстрировав свое желание познакомить современников с теми, чьи деяния и судьбы в разные исторические эпохи не всегда оценивались объективно, порой замалчивались или искажались, но вершили судьбы родины. Образы святых - повествование об утраченных нравственных ценностях Вопрос сохранения нравственных ценностей — один из тех, которые сегодня волнуют многих. В свое время Михаил Аникушин, размышляя о творчестве скульптора, отмечал: «Есть вечные человеческие ценности, есть благородные традиции — надо напоминать о них людям неустанно. Только так искусство воспитает гражданственность и высокую духовность». Подобный подход к творчеству характерен и для Зураба Церетели. Словно вторя эстетике классицизма, мастер создает произведения, проникнутые высоким нравственным идеалом , совершенствующим человека, воспитывающим в нем гражданские добродетели, преданность родине. Ведь в конечном счете главная задача художника — увидеть то, чего не смогли увидеть другие, и рассказать об этом так, чтобы и другие на это обратили внимание. С этой точки зрения, интересны два монумента работы Зураба Церетели, установленные в поселке Борисоглебск Ярославской области. Речь идет о памятниках двум инокам Борисоглебского монастыря — святому Александру Пересвету и святому преподобному Иринарху Затворнику. Первый памятник, установленный в 2005 году, был создан скульптором в честь 625-летия Куликовской битвы. Александр Пересвет — легендарный монах-воин, получивший благословение самого Преподобного Сергия Радонежского на участие в Куликовской битве вместе с воинами Димитрия Донского и павший в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. Русская Православная Церковь причислила инока Пересвета к лику святых. Второй памятник, установленный годом позже, в 2006-м, посвящен Иринарху Затворнику — монаху Борисоглебского монастыря, благословившего гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского возглавить народное ополчение для освобождения Москвы в 1612 году. В Борисоглебске имя святого Иринарха почитается издавна. В возрасте 30 лет он принял иноческий постриг в Борисоглебской обители, здесь же впоследствии упокоились и мощи святого. Эти два памятника вполне можно назвать парными. Как это не может показаться странным для творческого метода Зураба Церетели, в данном случае скульптуры объединяет схожесть пластического решения — фигуры святых в монашеском одеянии даны в полный рост , фронтально к зрителю. Александр Пересвет держит в одной руке копье, в другой — крест, словно передает благословение Преподобного Сергия Радонежского ныне живущим, за кого сам он сложил голову на поле брани. Святой Иринарх изображен с покрытой головой — отличительный элемент одеяния монаха-затворника, его правая рука приподнята для благословления. Каждый памятник имеет высоту 3,2 метра, включая гранитный постамент, на который он водружен. В пластической трактовке образов святых проявилось пристрастие автора к игре светотени, создаваемой глубокими складками одежды, что оживляет позы фигур, придавая им динамику. Но главное, что объединяет эти памятники, — это идея. Оба они посвящены двум важнейшим для сохранения Российской государственности событиям в отечественной истории — битве с татаро-монгольским войском Мамая в 1380 году на Куликовом поле и освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения в 1612 году. Во всяком случае, благодаря подобным памятникам мы хотя бы вспоминаем историю своей страны. Сохранение исторической памяти — лишь одна сторона неустанной деятельности «безмолвного проповедника», по выражению митрополита Филарета Дроздова. Второй, не менее важный, — это разговор со зрителем о вершинах человеческого духа через образы подвижников, чьи отличительные характеристики — высокие нравственные качества , гражданская доблесть, истинный, а не квасной патриотизм. В современную эпоху отсутствия авторитетов, тех, кого принято называть «совестью нации», образы святых оказались чуть ли не единственными, не подверженными девальвации примерами для подражания. Поэтому в творчество Церетели естественно и логично вошли образы тех, кого издавна называли подвижниками. Два памятника одному из самых почитаемых святых на Руси — Святителю Николаю Чудотворцу работы скульптора установлены в итальянском городе Бари, 2003, и в поселке Хаапсала Выборгского района, 2002. Монумент святому князю Олегу Рязанскому сооружен в Рязани, 2007. О памятниках равноапостольной Нине , Георгию Победоносцу и великой княгине Ольге говорилось выше. Летом 2013 года в греческом городе Верия, в котором проповедовал апостол Павел, был открыт монумент святому. Скульптура, представляющая фигуру апостола , истонченного трудами и постами, с босыми ногами, но со взором убежденного праведника, прижимающего обеими руками к груди Священное писание, не оставляет равнодушным. Контраст между вдохновенным лицом человека, уверенного в благодатной силе проповедуемого им учения, и тщедушным босоногим телом, облаченным в свободный хитон, создает эмоциональное напряжение, заставляющее зрителя остановиться. Нарочитая простота в трактовке образа одного из величайших миссионеров христианства лишь приближает к нему зрителя. Внимание приковывает Вечная Книга, прижатая к груди. В образах святых скульптор видит примеры духовного величия и, ощущая запрос времени, повествует о них зрителю. При этом воображение автора, знание, насколько это возможно, историй жизни святых позволили ему создать иллюзию близкого знакомства с изображаемыми героями. Как пишет М. Одна из недавних работ скульптора, в которой он обращается к образу святых, — памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II , открытие которого состоялось в Париже в октябре 2014 года. Наш современник, многократно прославленный своими делами добра и благотворительности, своей невероятной скромностью, миротворческими инициативами, Папа Иоанн Павел II был причислен католической Церковью к лику святых. Как бы это ни показалось странным, но автором первого памятника Папе Иоанну Павлу II во Франции стал не католик, а православный: монумент работы Церетели был открыт в городе Плоэрмель в 2006 году. Фигура возвышается на гранитном основании, общая высота монумента составляет 3,2 метра. В этом священном для французов месте никогда не было установлено ни одного памятника. Это большая честь для меня. Памятник передан в дар от российского народа, о чем сообщает надпись на основании монумента». Понятия нравственности, долга, достоинства занимают особое, почетное место в системе мировоззрения Зураба Церетели. И эта черта — одна из тех, которые позволяют говорить не только об историзме мышления художника, но о монументальном историзме. Рассматривая жизнь человека с позиции вечности, мастер четко выделяет самое важное и значимое для его благополучного существования на земле — сохранение духовности, приверженность многовековым нравственным ценностям. Поэтому в стремлении сделать собственные размышления более понятными для зрителя скульптор в своем творчестве выходит из портретного образа в символический. В данном случае пластической метафорой обозначенной темы является памятник «Русская Правда» , установленный в 2001 году в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптурную композицию образует столп из увражей. На корешке каждого четко выгравировано название: «Великие Четьи-Минеи», «Житие Преподобного Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хронограф», «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», Никоновская и Троицкая летописи, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Слово о полку Игореве»… В свое время каждая из этих книг олицетворяла веху в русской истории, но сегодня лишь узкий круг специалистов знаком с большинством из них. И хотя эти труды посвящены историческим событиям, по мнению З. Церетели, они служат не только источником информации о происходившем столетия назад. С течением времени они трансформировались в рукописный свод нравственных постулатов, которые помогали русскому народу сохранять государственную независимость, строить великую державу. Создав метафорический образ вечных категорий, мастер призывает современников учиться на примере великих предков, включая в их число мудрых правителей, собиравших Россию по крупицам — удельным княжествам и потом стоявших не на жизнь, а на смерть за ее единство; героев, положивших свои жизни на Куликовом поле против полчищ Мамая; храбрых и мужественных новгородцев, не раз отбивавших атаки суздальцев, стремившихся подчинить себе независимый Великий Новгород. В число образцов высокой нравственности и духовности страны художник включает всех святых, жития которых из века в век передают «Четьи-Минеи», и в первую очередь — наиболее почитаемых в народе Сергия Радонежского и Александра Невского. Повторим: отсутствие идеала высоконравственного современника, способного объединить своих сограждан, — серьезная проблема для России сегодня. Художник это чувствует наиболее остро. В поисках метафорических образов вечных ценностей и высоконравственных принципов Зураб Церетели продолжает обращаться к прошлому и создает еще одну монументальную композицию, посвященную верности, долгу, любви. Иначе говоря, важнейшим ценностным ориентирам человека во все времена, но представляющим серьезный дефицит сегодня. Речь идет о скульптурном произведении «Жены декабристов. Врата судьбы » 2008, Музей современного искусства РАХ. Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем. Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем. На лицах изящных молодых женщин в красивых платьях — смирение, обрученное с решимостью не оставлять возлюбленных мужей чего бы им это ни стоило, несмотря на условия жизни каторжников, суровый климат и т. Это памятник женской жертвенности, решимости круто изменить свою судьбу ради тех, кого любишь. Пока «врата судьбы» не распахнулись, у героинь есть возможность передумать, вернуться из далекой и холодной Сибири в привычный Петербург, но, похоже, малодушных среди них нет. Галерея «Мои современники» - пластическая симфония о высоте и силе человеческого духа Для Зураба Церетели существуют ориентиры и в сегодняшней жизни, представленные им в виде образов, знаковых для своего времени, представителей искусства — писателей и поэтов, музыкантов, танцовщиков и певцов, актеров и режиссеров, художников... Скульптурный цикл с традиционным названием «Мои современники» был начат в 2000 году и продолжает пополняться сегодня, насчитывая в настоящее время почти полусотни скульптур в бронзе. Часть из них представляет собой крупные горельефы, часть — полномасштабную портретную скульптуру, в том числе композиции с включением монументальных деталей, выполненных в технике эмали. Паоло Трубецкой, создатель одного из сильнейших по эмоциональному воздействию в русском искусстве памятника императору Александру III в Петербурге, говорил: «Без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства». Этому утверждению вторит портретная галерея «Мои современники» в трактовке Зураба Церетели.
Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85!
Семь лет работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. В 1964 году прошел во Франции курс по развитию художественной фантазии. В Париже имел возможность общаться с Пабло Пикассо и Марком Шагалом , которые высоко оценили работы молодого мастера. С конца 1960-х годов Зураб Церетели начал активно работать в области монументального искусства.
В 1980 году был главным художником московской Олимпиады. В 1995 году был назначен главным художником мемориального комплекса на Поклонной горе. С 1989 года Зураб Церетели - действительный член - академик, вице-президент Академии творчества.
Предполагалось, что композиция памяти и скорби будет установлена на месте трагедии, однако после критики в прессе, власти решили не провоцировать скандал, и установили монумент в штате Нью-Джерси на заброшенном пирсе бывшей военной базы в устье реки Гудзон. Вот такое уродство. Многофигурная композиция 8-метровых жертв фашистского геноцида воскресает из могил и направляется к Кутузовскому проспекту - так выглядит ужасающий памятник, посвященный жертвам Беслана. Символический монумент «Трагедия Народов» в свое время вызвал немалый резонанс среди общественности, хотя искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели.
Москвичи же, протестуя и пикетируя здания мэрии, были категорически против его водружения. Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города якобы услышали глас народа - ну хотя бы монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповедания Памятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса».
К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели. Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки.
Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро. Что ни говори, действительно дороговато обходятся подарки Зураба Церетели. Очередное гигансткое уродство. К тому же какая-такая "дружба"?
И где она? Этот памятник был возведен к 200-летию присоединения Грузии к России. Монумент, в народе прозванный «шашлыком», представляет собой композицию, составленную из русских и грузинских букв, образующих слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство».
Он прошел в Московском музее современного искусства на Петровке, который и основал мастер.
Творец лично появился на церемонии и под конец мероприятия начал писать картину перед собравшейся публикой. Художник также пообщался с журналистами и рассказал, что его вдохновляет. Так было и раньше. И потому гиганты-художники были в России», — сказал мастер.
Многие связывают успех мастера с дружескими отношениями, сложившимися между ним и бывшим мэром. Правительство Москвы подарило статую Голиафа, созданную Церетели, испанскому городу Марбелья. Позже появилась информация о сумме в 1 000 000 долларов, которую, предположительно, мэр города Марбелья Хесус Хиль предоставил в виде земельных участков скульптору и Лужкову. Ещё до отставки Лужкова у Церетели начались проблемы. В 2007 году у Фонда, принадлежащего скульптору, правительство Москвы отобрало 330 гектар земли.
Через три года бывший президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об отстранение Лужкова от должности. Церетели, впрочем, не утратил доверия властей. Своему приятелю мастер изваял две статуи. Одна из них изображала Юрия Лужкова в образе дворника в кепке. Памятник располагался во дворе Московского музея современного искусства на Петровке до 2011 года, после чего был перемещен на Пречистенку.
Там же находилась другая статуя бывшего мэра — спортсмен, играющий в теннис и футбол одновременно. Церетели стал утверждать, что изваял статую, причем не одну, а в составе композиции из 17 работ. Именно Петербургу он хотел передать свое произведение искусства.
Семь известнейших работ Зураба Церетели
Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё | Зураб Церетели был главным художником министерства иностранных дел СССР в 1970-1980 годах. |
Зураб Церетели: 90 лет творчества и вдохновения в мире искусства | Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд, на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. |
ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ - МОСТ | Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. |
Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды» | Прославленный скульптор, художник, педагог Зураб Церетели принимает поздравления с днем рождения — ему 90! |
Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать»
Зураб Церетели написал картину на открытии собственной выставки | Зураб Церетели. zurab_tsereteli. |
Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии | Зураб Церетели: Жизнь и Творчество Биография: Зураб Церетели — выдающийся современный художник, скульптор и архитектор, чье творчество оставляет неизгладимый след в истории искусства. |
"Солнечный сад" Зураба Церетели расцвел в Музее современного искусства - Российская газета | Церетели планирует вскоре посетить культурное заведение повторно, чтобы закончить работу. |
Зураб Церетели – биография, фото, личная жизнь, новости, скульптуры 2023 | Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (с 20 августа 1936 года — Тбилиси) в грузинской семье. |