Дескрипторы уровней зрелости культуры безопасности «Газпром нефть». «Числовой уровень культуры безопасности» имеет самый большой разрыв в применении компаниями с понижающимся уровнем травматизма и с повышающимся или неизменным уровнем травматизма (в первых на 29% больше). Непрерывный процесс развития культуры безопасности путем постоянного совершенствования методологии стратегического управления и ее интегрирования в общую систему. В ТЦФТО отмечают, что уровень вовлечённости работников подразделений в процедуру оценки состояния уровня зрелости культуры безопасности растёт. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. (рис.1).
Культура безопасности движения поездов
Уровень зрелости предполагает, что элементы безопасности разработаны, есть необходимость в совершенствовании процессов безопасности. Данная классификация уровней — результат анализа наиболее известных моделей зрелости культуры безопасности (Westrum, Hudson et al., Fleming & Meakin, Dupont, UK Oil Industry Step Change). Дескрипторы уровней зрелости культуры безопасности «Газпром нефть». величина отражающая насколько процесс управляем и предсказуем.
Культура безопасности прежде всего
Эксперты МАГАТЭ выделили ряд универсальных черт культуры безопасности: — личное осознание важности безопасности; — знания и компетентность, обеспечиваемые через подготовку и инструкции для персонала, а также его самоподготовку; — приверженность, требующую демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне старших руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами; — мотивацию посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц; — надзор, включающий практику ревизий и экспертиз, и готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц; — ответственность через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами. Анализ указанных характеристик позволяет сделать ряд выводов о понятии «культура безопасности». Во-первых, само наличие такого понятия на предприятии — это не личное внезапное решение руководителя, который, «посетил семинар по лидерству и по возвращении объявил, что с завтрашнего дня все должны понимать и разделять его приверженность культуре безопасности» [2, с. Создание необходимого уровня культуры безопасности — процесс долгосрочный, требующий планирования, стратегии, несмотря на то, что в развитии этого направления принимают участие более абстрактные понятия, которые необходимо воплотить в жизнь. Во-вторых, для внедрения и развития культуры безопасности нужно понимать, над чем именно придется работать? Как формализовать все доводы, касающиеся культуры производственной безопасности? Очевидно, что речь идет о создании конкретных моделей поведения работника на его рабочем месте. Только в этом случае работник сможет получить требуемые ориентиры. Неоспоримым становится тот факт, что необходимость развития культуры безопасности станет понятна лишь в том случае, когда понятен уровень культуры безопасности.
В 1995 году президент компании «Дюпон» Эд Вулард сформировал исследовательскую команду по улучшению показателей безопасности на предприятиях компании. В команду, состоящую из 30 человек, входил руководитель заводов «Дюпон» в г. Бомонт штат Техас. Исследование обнаружило прямую зависимость между уровнем культуры безопасности и показателями травматизма. Для визуального изображения этой зависимости команда представила график, который назвала «Кривая безопасности Брэдли» [3] Это графическое изображение показывало, что в условиях улучшения и роста культуры безопасности одновременно уменьшалось общее количество инцидентов, травм, происшествий на предприятии. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. Кривая безопасности Брэдли Но стоит понимать, что хронология развития культуры безопасности будет иметь именно такой алгоритм, миновать какой-либо промежуточный уровень невозможно, так как каждый предыдущий уровень становится «фундаментом» для уровней последующих. Суть кривой безопасности Брэдли сводится к следующему: чем больше совместных усилий приложено для обеспечения безопасных условий труда, обучения персонала, изменения мышления каждого сотрудника компании, тем меньше вероятность возникновения инцидентов и получения травм.
Соответственно, повышение уровня безопасности труда возможно только лишь в случае, если персонал начнет охранять свой труд не только под влиянием природных инстинктов выживания и надзором руководителя, но и проявляя личную активность и навыки командной работы. Ввиду своей прогрессирующей актуальности, этот вопрос был рассмотрен и другими экспертами. В 2000 году профессор Патрик Хадсон представил свою модель — восходящую лестницу безопасности [4] Рис. Модель Хадсона наглядно показывает этапы эволюционного развития культуры отношения к безопасности и управления безопасностью от низкого уровня культуры к уровню созидательному на верхней ступени лестницы Рис. Лестница безопасности Хадсона Рассматривая модель развития культуры на любом предприятии, необходимо понимать, что целью все же является практическое применение и дальнейшее внедрение рассмотренных аспектов, то есть чтобы модель позволяла сформировать такое коллективное мышление, которое позволит перейти с уровня приемлемости травматизма на уровень безусловной приверженности идее работы без несчастных случаев и аварий. Здесь стоит отметить, что в большинстве случаев основной ошибкой руководства является отсутствие планирования процесса формирования или внедрения выбранной модели культуры безопасности. Таким образом, работа над развитием культуры безопасности является одним из важнейших направлений в области снижения производственного травматизма. Но для того, чтобы такая работа имела успех, необходимо уделить внимание осознанию необходимости развития культуры безопасности.
Источник Зрелость культуры безопасности по Хадсону Зрелость культуры безопасности по Хадсону Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности, признанной на международном уровне, являются «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится ваша организация. Эта модель основана на серьезных исследованиях, проводимых в течение 20 лет психологами и социологами при спонсорстве компании Shell. Созданная модель и опросник для оценки культуры успешно применялись в более чем 120 крупных компаниях по всему миру в различных областях промышленности.
Проект «Посмотри вокруг» планируется тиражировать на предприятия других дивизионов. На предприятии СКАД в Дивногорске реализованы проекты по оснащению мостовых кранов и погрузчиков световыми маркерами опасных зон. Самосвалы Компании оснащаются звуковой сигнализацией поднятого кузова. Материалы Методических рекомендаций включены во все инструктажи по охране труда, знание документа проверяется в ходе обходов производственных площадок. В Компании разработаны Методические рекомендации «Береги свою жизнь!
Существует высокая потребность и полезность в семинарах, конференциях, рабочих встречах. Цитирую высказывания работников: «единственная эффективная практика — это спросить «по-быстрому у своих» как устранить или исправить проблему». Связь системы поощрений работников с безопасным поведением. В Обществе не прослеживается связь системы поощрения материальной и нематериальной с безопасным поведением работника, наряду с высоким уровнем системы наказаний. Для примера процитирую работников: руководители говорят: «отсутствие наказания и есть ваше поощрение», «не хочешь, не нравится — за забором другие стоят, они за тебя сделают». Наличие и доступность системы сообщений о проблемах безопасности. Работники отметили, что такой системы в Обществе нет, что готовы сообщать руководству о проблемах и ошибках. Но есть случаи, когда руководители игнорируют сообщения о проблемах безопасности, не транслируют работникам свои ожидания. Страх наказания и страх неизвестности, что это может быть воспринято негативно руководителями и последствия могут быть неадекватны, снижают качество и количество обращений. Цитирую работников: «есть программа — добиться меньше нарушений». Как итог— «не все фиксируем, чтобы не попасть под подозрение и не портить статистику», «самому разбираться, если что-то идёт не так легче, чем обратиться к руководителю, но, если сложно, всё-таки обращаемся хотя помощи не будет , делаем дальше сами». Проектные запасы. Работники отметили низкую степень оснащения необходимыми инструментами и оборудованием для повседневной работы, а также в случае непредвиденных ситуаций. Также отмечены проблемы, связанные с эксплуатацией оборудования и поддержания его состояния в пределах проектных запасов. Цитирую: «Плохие вытяжки в цехах, стеснённые условия работы и рядом опасное оборудование»; «устаревшее изношенное оборудование, вышел срок эксплуатации — все равно используем и по бумагам пишем, что все в порядке». Сотрудникам необходимо знать много документов, которые не всегда имеют отношения к их работе. По базовой составляющей «Приверженность руководства безопасности» низкий уровень установлен по показателям [3]: 1. Ответственность руководителя: стимулы, наказания и поощрения. Отмечается дисбаланс между стимулами, наказаниями и поощрениями. Персонал воспринимает данную систему как несбалансированную, существенно смещённую в сторону наказаний. Участие персонала в разработке предложений по повышению безопасности, выявлению проблем в области безопасности не поощряется. В целом о поведении руководителей поведенческие модели работники отзывались положительно. Функциональные роли, ответственность и полномочия. Размыты роли, ответственность и полномочия. Работникам приходится выполнять не свои должностные обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее выполнение работы другим работниками. Хочется отметить, что в случае небезопасной ситуации большинство работников газовых промыслов готовы взять на себя ответственность за принятые решения. По базовой составляющей «Индивидуальная приверженность» к низкому уровню отнесены [3]: 1. Риск-ориентированный подход. Критическое восприятие отклонений. Отмечается не умение персонала оценивать возможные риски и их последствия, работники не осознают вероятность возникновения ошибок. Отсутствует критическое восприятие отклонений от установленных норм безопасности. Персонал допускает отступление от требований, а также не выступает с инициативой усовершенствования в области безопасности. Чувства самоуспокоенности. Отмечается излишняя самоуспокоенность работников в вопросах безопасности, низкий уровень самоконтроля. Цитирую: «если водитель не пристегнулся — это его проблема, я не буду делать замечание, я сяду и пристегнусь. У него зимняя резина, исправно всё, для меня безопасно». Взаимодействие при выполнении работ. Работа в команде.
Связь системы поощрений работников с безопасным поведением. В Обществе не прослеживается связь системы поощрения материальной и нематериальной с безопасным поведением работника, наряду с высоким уровнем системы наказаний. Для примера процитирую работников: руководители говорят: «отсутствие наказания и есть ваше поощрение», «не хочешь, не нравится — за забором другие стоят, они за тебя сделают». Наличие и доступность системы сообщений о проблемах безопасности. Работники отметили, что такой системы в Обществе нет, что готовы сообщать руководству о проблемах и ошибках. Но есть случаи, когда руководители игнорируют сообщения о проблемах безопасности, не транслируют работникам свои ожидания. Страх наказания и страх неизвестности, что это может быть воспринято негативно руководителями и последствия могут быть неадекватны, снижают качество и количество обращений. Цитирую работников: «есть программа — добиться меньше нарушений». Как итог— «не все фиксируем, чтобы не попасть под подозрение и не портить статистику», «самому разбираться, если что-то идёт не так легче, чем обратиться к руководителю, но, если сложно, всё-таки обращаемся хотя помощи не будет , делаем дальше сами». Проектные запасы. Работники отметили низкую степень оснащения необходимыми инструментами и оборудованием для повседневной работы, а также в случае непредвиденных ситуаций. Также отмечены проблемы, связанные с эксплуатацией оборудования и поддержания его состояния в пределах проектных запасов. Цитирую: «Плохие вытяжки в цехах, стеснённые условия работы и рядом опасное оборудование»; «устаревшее изношенное оборудование, вышел срок эксплуатации — все равно используем и по бумагам пишем, что все в порядке». Сотрудникам необходимо знать много документов, которые не всегда имеют отношения к их работе. По базовой составляющей «Приверженность руководства безопасности» низкий уровень установлен по показателям [3]: 1. Ответственность руководителя: стимулы, наказания и поощрения. Отмечается дисбаланс между стимулами, наказаниями и поощрениями. Персонал воспринимает данную систему как несбалансированную, существенно смещённую в сторону наказаний. Участие персонала в разработке предложений по повышению безопасности, выявлению проблем в области безопасности не поощряется. В целом о поведении руководителей поведенческие модели работники отзывались положительно. Функциональные роли, ответственность и полномочия. Размыты роли, ответственность и полномочия. Работникам приходится выполнять не свои должностные обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее выполнение работы другим работниками. Хочется отметить, что в случае небезопасной ситуации большинство работников газовых промыслов готовы взять на себя ответственность за принятые решения. По базовой составляющей «Индивидуальная приверженность» к низкому уровню отнесены [3]: 1. Риск-ориентированный подход. Критическое восприятие отклонений. Отмечается не умение персонала оценивать возможные риски и их последствия, работники не осознают вероятность возникновения ошибок. Отсутствует критическое восприятие отклонений от установленных норм безопасности. Персонал допускает отступление от требований, а также не выступает с инициативой усовершенствования в области безопасности. Чувства самоуспокоенности. Отмечается излишняя самоуспокоенность работников в вопросах безопасности, низкий уровень самоконтроля. Цитирую: «если водитель не пристегнулся — это его проблема, я не буду делать замечание, я сяду и пристегнусь. У него зимняя резина, исправно всё, для меня безопасно». Взаимодействие при выполнении работ. Работа в команде. Данные показатели характеризуют коммуникации между работниками в процессе производства работ. Отмечается, что работниками крайне редко обращаются за советом к коллегам и обсуждают вопросы безопасности в процессе выполнения работ.
Развитие осознанности
- ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
- Уровни зрелости культуры безопасности в РЖД: подробный обзор
- Особенности культуры безопасности
- Особенности культуры безопасности
- Культура безопасности - Документы
- Уровни зрелости культуры безопасности и путь к устойчивому успеху
Развитие осознанности
- Культура безопасности на производстве
- Смотрите также
- Металлоинвест вышел на лидерский уровень зрелости культуры безопасности труда
- Значение уровней культуры безопасности
- Культура охраны труда и безопасности на производстве уровни
- Telegram: Contact @hse_promprofi
Существующие уровни зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха
Уровни зрелости культуры безопасности на пути к устойчивому успеху | величина отражающая насколько процесс управляем и предсказуем. |
Культура и приверженность производственной безопасности | Высокий уровень Культуры безопасности является индикатором зрелости компании и работников в отношении охраны труда. |
Оценка состояния культуры безопасности | Уровни зрелости культуры безопасности Пять уровней зрелости культуры безопасности: 1."Начальный", при котором деятельность осуществляется хаотично, от случая к случаю без единого подхода. |
Сколько уровней зрелости культуры безопасности
Сейчас подразделение со средним баллом 4,28 относится к уровню зрелости «Управляемый и измеримый». Это означает, что руководство контролирует и измеряет процесс и принимает меры, если процесс неэффективен. В ТЦФТО отмечают, что уровень вовлечённости работников подразделений в процедуру оценки состояния уровня зрелости культуры безопасности растёт. В этом году в Октябрьском ТЦФТО анкетирование прошёл 81 человек — работники самого территориального центра и шести агентств ФТО, в то время как в прошлом году в процедуре оценивания было задействовано всего 47 человек. Свои подписи респонденты на документе не ставят.
Количество респондентов, для которых актуальна заявленная проблема из 47 опрошенных : Выводы На основании ответов респондентов мы выделили следующие особенности, характеризующие текущий уровень зрелости культуры безопасности в российских компаниях производственного сектора. Безопасность не воспринимается как высшая ценность: респонденты отмечают, что достижение производственных показателей превалирует над соблюдением требований ОТиПБ. Эта тенденция также находит отражение в роли службы ОТиПБ — работники воспринимают ее скорее как «помеху в работе».
Культура обвинения: респонденты отметили, что «культура обвинения», то есть ситуация, когда выяснение истинных причин проблем заменяется на поиск «виновного», все еще встречается в компаниях. Это отражается как на эффективности расследования происшествий — так как смещается акцент с выявления корневых причин происшествия для устранения их в будущем, — так и на качестве проведения проверок, подрывая доверие работников к проверяющим. Низкая вовлеченность персонала: среди участников исследования прослеживается проблема низкой вовлеченности персонала в формировании зрелой культуры безопасности. Согласно результатам опроса, работники не обращают внимания на небезопасное поведение своих коллег и недооценивают риск получения травмы на рабочем месте. Одна из российских производственных компаний пыталась внедрить инструмент повышения видимой приверженности руководителей среднего и низшего звена. Инструмент предполагал, что лидер должен обладать определенными качествами, например, готовностью предоставлять обратную связь или проявлять открытость. Чтобы подтвердить наличие этих качеств, руководителям предлагалось, к примеру, проводить поведенческие аудиты безопасности.
Вместо ожидаемого повышения уровня лидерства руководители формально собирали подтверждение реализованных аудитов. К причинам неудачи внедрения инструмента можно отнести текущий уровень зрелости культуры безопасности в организации. Ориентированная в первую очередь на формальные процедуры, компания при разработке очередной инициативы сосредоточила внимание на отчетности, упустив суть изменения — развитие приверженности руководителей повышению уровня безопасности. Выводы Проанализировав практики, применяемые российскими компаниями для повышения текущего уровня зрелости культуры безопасности, мы выделили нижеследующие наиболее распространенные решения. Политики и процедуры Наиболее часто респонденты называли инициативы, направленные на соблюдение работниками требований в области ОТиПБ. Среди таких решений, например, внесение в должностные инструкции ответственных лиц обязанностей в области ОТиПБ, а также контроль соблюдения требований ОТиПБ на рабочих местах. Кроме того, среди респондентов из горнодобывающего и нефтегазового сектора, а также транспортной отрасли и машиностроения оказались актуальными более зрелые практики управления практики и процедуры, учитывающие человеческий фактор в области безопасности.
Применение подобных инструментов свидетельствует о большей зрелости культуры безопасности в указанных секторах.
Реактивный уровень - "Решаем проблемы по мере их поступления": Охрана труда нацелена на расследование несчастных случаев, а не на их предотвращение. В компании к безопасности относятся серьезно, но только после происшествий. Несчастные случаи имеют повторяющих характер, поскольку мероприятии направлены только на устранение непосредственных причин происшествия. Уровень травматизма соответствует среднему показателю по отрасли. Руководство прилагает усилия по предотвращению происшествий и убеждено, что причиной большинства происшествий является небезопасное поведение линейного персонала.
Безопасность является целью и задачей наряду с другими производственными показателями. Организация начинает применять некоторые методы и средства, благодаря которым безопасность достигает определенного уровня, и стремится использовать опыт других организаций. Расчетливый уровень - "Думаем о безопасности": Много статистики, систем и аудитов, но собранные данные малоэффективны. В компании собирается и анализируется большое количество данных, проводятся проверки, однако эти действия не всегда эффективны. Уровень травматизма невысокий, но существенный прогресс не наблюдается. Большая часть персонала берет на себя ответственность за собственную безопасность и готова работать с руководством над улучшением охрану труда.
Руководство осознает, что многие первопричины происшествий часто вытекают из его решений, верит в необходимость системного подхода при управлении показателями безопасности, использует для этого различные методы и средства, проводит обучение персонала. Организация выполняет правильные, действия, но делает это механически, в основном следуя процедурам. Инициативный уровень - "Предотвращаем несчастные случаи": Активный поиск опасностей, их устранение. Вовлечение работников в процесс.
Модель зрелости Хадсона. Лестница культуры безопасности Патрика Хадсона. Развитие культуры безопасности. Эволюция культуры безопасности. Культура ядерной безопасности. Шкала Брэдли культура безопасности. Кривая эволюции культуры безопасности. Этапы культуры безопасности. Кривая культуры безопасности. Культура безопасности на предприятии. Самооценка культуры безопасности. Самооценка по культуре безопасности. Методы самооценки культуры безопасности движения. Стандарты культуры безопасности. Лестница культуры безопасности. Лестница безопасности Хадсона. Кривая Дюпона Брэдли. Кривая Брэдли модель зрелости культуры безопасности. Кривая безопасности Брэдли Dupont,1995. Инструменты формирования культуры безопасности. Культура безопасности презентация. Культура безопасности на производстве. Культура безопасности. Признаки культуры безопасности. Принципы культуры безопасности. Культура безопасности РЖД. Культура безопасности примеры. Безопасность на этапе развития. САЭС культура безопасности. Характеристики культуры безопасности. Лестница безопасности культура безопасности. Культура безопасности на Железнодорожном транспорте. Модель Хадсона. Уровни зрелости культуры безопасности Хадсона. Кривая безопасности Брэдли.
Сколько существует уровней зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха
Кривая Брэдли отражает зрелость культуры безопасности и зависимость уровня травматизма от уровня зрелости культуры безопасности. Курские Известия. Описаны пять уровней зрелости культуры безопасности ОАО «РЖД».
Зрелость культуры безопасности
Уровень саморегуляции и постоянного совершенствования. На этом уровне компания обладает высокой степенью зрелости в области безопасности. Здесь применяются инновационные подходы и стандарты, регулярно проводятся аудиты и анализ результатов. Культура безопасности находится в крови каждого сотрудника и становится частью корпоративной идентичности. Целью создания уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД является создание надежной и безопасной среды для работы и развития.
Каждый отдельный уровень стремится сделать все лучше и безопаснее, повышая комплексный уровень безопасности холдинга в целом. Она становится основой для создания надежной и безаварийной рабочей среды, которая способствует защите жизни и здоровья сотрудников, пассажиров и окружающих людей. В холдинге РЖД принята система уровней зрелости культуры безопасности, которая имеет свои цели и задачи. Первый уровень — это формирование базовой безопасной культуры среди сотрудников.
На этом уровне проводится обучение персонала основам безопасности, разработка нормативно-правового обеспечения, внедрение системы учета и анализа происшествий и аварий. Второй уровень — это повышение осознанности и ответственности сотрудников в области безопасности. На данном уровне развивается система обучения и тренировок, проводятся анализы рисков и уязвимостей, проводятся плановые проверки и аудиты безопасности.
Кривая культуры безопасности. Культура безопасности на предприятии. Уровни зрелости культуры безопасности. Этапы культуры безопасности. Зрелость культуры безопасности. Уровни формирования культуры безопасности. Сколько уровней зрелости у культуры безопасности.
Культура безопасности по Хадсону. Развитие культуры безопасности. Эволюция культуры безопасности. Культура ядерной безопасности. Уровни зрелости организации. Модель культуры безопасности. Составляющие культуры безопасности. Модель лидерства в культуре безопасности. Кривая Дюпона Брэдли. Кривая Брэдли модель зрелости культуры безопасности.
Кривая безопасности Брэдли Dupont,1995. Кривая безопасности Брэдли. Кривая Брэдли в охране труда что это. Оценка культуры безопасности. Модель Хадсона культура безопасности. Модель Патрика Хадсона лестница культуры безопасности. Индикаторы культуры безопасности. Повышение уровня культуры безопасности. Критерии культуры безопасности. Этапы развития культуры безопасности культуры безопасности.
Задачи культуры безопасности. Задачи ядерной безопасности. Культура безопасности на ядерных объектах. Культура безопасности. Групповая культура безопасности характеристика. Принципы культуры безопасности. Понятие культуры безопасности. Культура безопасности движения поездов. Культура безопасности РЖД. Признаки культуры безопасности.
Было предложено такое определение: «Культура безопасности — это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». Эксперты МАГАТЭ выделили ряд универсальных черт культуры безопасности: личное осознание важности безопасности; знания и компетентность, обеспечиваемые через подготовку и инструкции для персонала, а также его самоподготовку; приверженность, требующую демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне старших руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами; мотивацию посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц; надзор, включающий практику ревизий и экспертиз, и готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц; ответственность через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами. Как видим «культура безопасности» — это не приказал и выполнил, или захотел руководитель министерство, исполком … и все стало культурно и безопасно. Это долгий долгосрочный процесс, требующий планирования, стратегии, а главное участие всего коллектива. Для того чтобы прийти в какую-то точку нужно иметь ориентиры и критерии. Такие критерии в 1995 году предложил президент компании «Дюпон» Эд Вулард. Он сформировал исследовательскую команду из 30 человек по улучшению показателей безопасности на предприятиях компании. Исследование обнаружило прямую зависимость между уровнем культуры безопасности и показателями травматизма.
Для решения этой задачи SRG-ECO разработала процессно-поведенческую модель управления культурой безопасности, которая позволяет: - быстро и без необходимости профильных знаний в психометрии произвести анализ личностных характеристик сотрудников в формате онлайн-тестирования; - получить детальный отчет об уровне зрелости КБ в компании, риск-профили - по каждому работнику и матрицу Safety Skills; - разработать для предприятия план развития культуры безопасности и обучения персонала необходимым компетенциям. В рамках проекта проводится анализ личностных черт и процессов безопасности по десяти элементам культуры безопасности и по трем глобальным категориям персонала от топ-менеджмента до рабочих. С помощью построенной математической модели по каждому элементу культуры измеряются и обрабатываются от 30 до 50 показателей. На основе комплексного анализа данных формируется матрица Safety Skills для каждого работника, она строится в трех направлениях: -Развитие Hard skills, которые включают профессиональные навыки, технические или гуманитарные и приемы безопасного выполнения работ; - Развитие Soft Skills - коммуникаций, управления эмоциями, самоорганизации, критического мышления, управленческих навыков, открытости к опыту, добросовестности и эмпатии; - Развитие корпоративных знаний - внутренних правил и стандартов коммуникаций, целей и задач подразделения, основ корпоративной культуры и ценностей.
Сколько существует уровней зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха?
Кроме того, на этом уровне проводится оценка инцидентов и разработка мероприятий по их предотвращению, чтобы извлекать уроки из прошлого опыта и непрерывно совершенствовать систему безопасности в РЖД. Значение уровней культуры безопасности Уровни культуры безопасности в РЖД играют важную роль в обеспечении безопасности как для сотрудников, так и для пассажиров и посетителей. Высокий уровень культуры безопасности помогает предотвратить возникновение аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций в железнодорожной отрасли. Первый уровень — «Осознание» — позволяет сотрудникам осознать важность соблюдения безопасных правил и требований. Это создает основу для развития культуры безопасности и формирует правильные представления о работе на железной дороге. Второй уровень — «Соблюдение» — включает в себя соблюдение всех нормативов и инструкций, связанных с безопасностью.
Работники должны строго следить за правилами, чтобы минимизировать риски и обеспечить безопасность себе и окружающим. Третий уровень — «Лидерство» — предполагает активное участие руководителей и руководителей подразделений в развитии культуры безопасности.
Фундаментальные элементы культуры безопасности, обзор и место базовых элементов КБ в общей модели. Роли и обязанности Распределение ролей и обязанностей для максимального вовлечения всех функций и отделов в развитие культуры безопасности. Взаимосвязь распределения ролей и структуры организации. Системы оценки результативности Группы показателей эффективности, их разница и взаимосвязь между собой. Актуальные показатели для измерения уровня зрелости на каждом этапе. Люди и их компетенции Матрицы компетенций персонала.
Виды обучения. Оптимальные наборы мягких и профессиональных навыков. Система материальной и нематериальной мотивации Влияние политики по безопасности на систему мотивации.
Оценка их эффективности и своевременности.
Управление рисками Международная стандартизация в области управления рисками. Процесс управления рисками. Уровни, методы, область применения результатов. Анализ происшествий и обмен информацией.
Качество анализа и применяемые меры. Управление безопасностью подрядчиков Основные принципы управления подрядными организациями. Отбор, допуск, контроль, оценка. Система аудитов Все о системе аудитов: от самого процесса, до подготовки аудиторов и контроля исполнения.
При этом должно проверяться наличие признаков проявления отношения персонала проверяемой организации к обеспечению безопасности движения и их соответствие тем признакам культуры безопасности, которые изложены в Руководстве по созданию СМБД. Проверка состояния культуры безопасности движения должна проводиться в следующем порядке: - размножения и передачи работникам проверяемых структурных подразделений анкет, с указанием срока возврата заполненных анкет; - выделения от организации холдинга «РЖД» сопровождающего лица для обеспечения проведения следующих процедур: а возможной дополнительной личной передачи персоналу и сбора от него специальных анкет; б взятии интервью у отдельных работников; в проведении, при необходимости, исследования методом фокус-группы; г получении данных системы внутреннего учета и регистрации информации, связанной с безопасностью движения. При необходимости, или при наличии вопроса у работника организации холдинга «РЖД», даются пояснения по их заполнению.
В частности, поясняется, что: - на каждый вопрос анкеты следует дать только один ответ, выбрав его из перечисленных вариантов, характеризующих степень согласия или несогласия опрашиваемого работника с представленным в анкете утверждением; - анкета является анонимной и любой вариант ответа не будет использоваться против интересов заполнившего ее лица. После проведения проверки состояния культуры безопасности движения составляется отчет. В отчете должны быть отражены как позитивные, так и негативные свидетельства, выявленные в процессе проверки в том числе индивидуальные или групповые, если в процессе проверки использовались методы интервьюирования и фокус-группы , и даны предложения в форме направлений работ для улучшения [9].
По результатам проверок состояния культуры безопасности движения и на основании выводов, приведенных в отчетах о таких проверках, руководителями проверенных подразделений организаций холдинга «РЖД» разрабатываются мероприятия корректирующие и предупреждающие действия по устранению выявленных несоответствий и организуется их выполнение. Для реализации этих мероприятий составляется план развития культуры безопасности движения, утверждаемый руководителем организации [9]. В рамках дипломной работы была проведена оценка культуры безопасности в Иркутской дистанции электроснабжения, оценка проводилась методом анкетирования согласно требованиям распоряжения ОАО «РЖД» от 10.
В анкетировании приняли участие руководители среднего звена 20 человек, далее обозначим, группа 1 линейный персонал , непосредственно участвующие в проводимых работах на участках, и руководители дистанции 3 человека, далее обозначим группа 2 руководители. Анкетирование проводилось с целью выявления признаков культуры безопасности движения и выявления культуры безопасности движения, характеризующей элементы СМБД в ЭЧ-5. Ниже в таблицах 5, 6 и на рисунках 9, 10, 11 и 12 представлены результаты анкетирования руководителей среднего звена и руководителей дистанции.
По значениям средних баллов, можно определить степень зрелости культуры безопасности движения на предприятии: от 1 до 1,8 включительно - низкий уровень; от более чем 1,8 до 2,6 включительно - посредственный уровень; от более чем 2,6 до 3,4 включительно - средний уровень; от более чем 3,4 до 4,2 включительно - предпозитивный уровень; от более чем 4,2 до 5 включительно - позитивный уровень.
Зрелость культуры безопасности
Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД | Уровень зрелости культуры безопасности по элементам СМБД (группа 1). |
Как зарождалась культура безопасности | Позитивная культура безопасности Количественная оценка отражающая соответствующие уровни зрелости культуры безопасности движения. |
Зрелость руководителя и уровень культуры безопасности в организации | Компания демонстрирует устойчивый системный уровень культуры безопасности и является безусловным лидером в горно-металлургической индустрии, – считает партнер консалтинговой компании «Экопси» Михаил Балакшин. |
Культура безопасности — приоритет производственной деятельности
Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. (рис.1). В ТЦФТО отмечают, что уровень вовлечённости работников подразделений в процедуру оценки состояния уровня зрелости культуры безопасности растёт. Критерии уровней зрелости культуры Posted in Разное.