Новости отец александра македонского

После полувека жарких дискуссий ученые подтвердили, что в кургане Вергина был похоронен отец Александра Македонского. Отец Александра был македонским правителем по имени Филипп II. 392 – 370), отец Александра Македонского. Стал царём после гибели старшего брата Пердикки III (365–359) в битве с иллирийцами. Александр Македонский казнит зачинщиков, но чтобы полностью урегулировать ситуацию, вынужден дать отставку своим воинам, которые прошли с ним весь тяжёлый путь от Малой Азии до Индии. При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон.

Греция, музей гробница Филипа ll, отца Александра Македонского

Отцом Александра был македонский царь Филипп II. Александр Македонский, взявший после смерти отца бразды правления в свои руки, прославился своим полководческим талантом. "Был некий македонец Павсаний, родом из Орестиды. Был он телохранитель царя и его возлюбленный, благодаря своей красивой наружности. Когда он заметил, что царь стал увлекаться другим Павсанием (его тезкой), он обратился к тому с бранью, обвиняя того в.

Греция от Greek.ru - вся Греция от древности до отдыха в 2023

Останки Филиппа II идентифицировали по повреждению коленного сустава. Известно, что царь Македонии страдал хромотой. В гробнице I вместе с ним, заключили специалисты, находятся останки женщины и младенца — молодой жены Филиппа II Клеопатры и их новорождённого ребёнка. Он подчеркнул, что имеющиеся доказательства очевидны.

Отец Александра Македонского был похоронен именно в гробнице I.

Гробница II содержит останки мужчины и женщины. Авторы исследования пришли к выводу, что мужчина был королем Архидеем, возведенным братом Александра, а женщина — его женой Адеей Эвридикой.

Эти выводы окончательно опровергают традиционные предположения, что гробница II принадлежит Филиппу II.

Он родился после смерти Александра Македонского и уже сразу считался македонским царем.

Этим часто пользовались военачальники умершего Александра Македонского для изменения политических решений. Самое время это исправить! В ходе проведенного исследования, результаты которого были опубликованы в научном журнале Journal of Archaeological Science , ученые разгадали еще одну большую тайну.

Однако, археологам до сих пор не удалось найти гробницу самого Александра Македонского. Никто до сих пор не знает точную причину его смерти, а версий насчет местонахождения его усыпальницы очень много.

Он родился после смерти Александра Македонского и уже сразу считался македонским царем. Этим часто пользовались военачальники умершего Александра Македонского для изменения политических решений.

Самое время это исправить! В ходе проведенного исследования, результаты которого были опубликованы в научном журнале Journal of Archaeological Science , ученые разгадали еще одну большую тайну. Однако, археологам до сих пор не удалось найти гробницу самого Александра Македонского. Никто до сих пор не знает точную причину его смерти, а версий насчет местонахождения его усыпальницы очень много.

Елена Субботина: Ученые нашли подлинную гробницу отца Александра Македонского

Александр Македонский — Википедия Группа учёных совместно с антропологом Хуаном-Луисом Арсуагой (Испания) доказала, что истинное захоронение отца Александра Македонского, Филиппа ІІ, находится не там, где утверждали с 1978 года археологи.
Археологи нашли гробницы отца и других родственников Александра Македонского Именно он, отец Александра Македонского, заложил основу для блистательных и успешных походов своего сына.
Ученые выяснили, как выглядел Филипп II, отец Александра Македонского Среди диадохов (подководцев-преемников) Александра Македонского особое внимание обращает на себя Эвмен Кардийский.

Александр Македонский – «cын Зевса»

Выяснилось, где похоронен отец Александра Македонского Рецензии на книгу «История Филиппа царя македонского, отца Александра Великого».
Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа Учеными найден отец Александра Македонского: подтверждено, что в древнегреческой гробнице, обнаруженной в 1977 году, находятся останки царя Филиппа II.
Ответы : что оборвало жизнь отца александра македонского? Смотрим без рекламы. Российский радиоуниверситет Несостоявшийся великий завоеватель царь Филипп, отец Александра Македонского.
Непривлекательная часть биографии: как Александр Македонский пришел к власти Учеными было сделано заключение, что мужчина — это отец Александра Македонского Филипп II, который во время жизни хромал.
Гробницы отца, братьев и сына Александра Македонского нашли в Греции сын македонского царя-завоевателя Филиппа II (382—336 гг. до н.э.; царь с 359 г. до н.э.) и царицы Олимпии, дочери царя Эпира.

Информация о канонизации Александра Македонского Македонской православной церковью оказалась ложной

С большой долей вероятности было известно, что в одной из гробниц лежит тело Филиппа II Македонского, отца легендарного завоевателя. Но о том, кто лежит рядом с ним, а также в двух других усыпальницах, исследователи до сих пор точно не знали. Относительно недавно была проведена научная работа, в рамках которой были выяснены точные имена похороненных в Вергине людей. Это очень известные исторические личности, имеющие родство с Александром Македонским. Раскопки гробниц в Вергине Археологические раскопки в греческой Вергине были начаты в далеком 1861 году французским исследователем Леоном Эзи. После него работы на этой территории на протяжении нескольких десятилетий вели другие археологи.

Царские гробницы, о которых идет речь в этой статье, были найдены в 1977 году исследователем Манолисом Андроникосом. В них лежали тела нескольких человек, которые с высокой долей вероятности были родственниками Александра Македонского, который также известен как Александр Великий. Помимо человеческих тел, внутри них «содержался поразительно богатый набор погребального инвентаря».

Авторы нового исследования выступили в поддержку теории о том, что знаменитое погребение в Вергине принадлежит Филиппу II. Воин и дипломат, Филипп II был царём Македонии в 359-336 г. Он был убит в городе Эги одним из своих телохранителей. И древние, и современные историки не могут прийти к единому мнению о том, почему убили Филиппа II. После его смерти на престол вступил 20-летний Александр. Именно своему отцу он обязан централизацией Македонии, объединением Греции и закалённой в боях армией. Именно эти факторы позволили Александру создать крупнейшую для своего времени империю.

Золотой ларь, в котором находились «кости Филиппа II», и венец из этого же погребения.

Этот ответ совершенно поразил Македонского. Встреча Александра и Диогена — картина художника Гаэтано Гандольфи, написанная в 1792 году А позднее, во время похода в Индии, Александр приостановил военные действия ради того, чтобы подискутировать с гимнософистами их еще называли «голыми философами». Эти философы были своеобразными последователями и интерпретаторами индуизма. Они принципиально не носили одежды, так как были уверены, что именно из-за неё люди становятся тщеславными. У Александра был слабоумный брат, который впоследствии тоже взошёл на трон В 336 году до н. В живых он оставил лишь своего сводного братца по имени Арридей, который действительно страдал от слабоумия.

Брат преспокойно пережил Александра и в 323 году, после того, как умер великий полководец, стал править в Македонии. Хотя, разумеется, власть Арридея была лишь формальной, на практике он был игрушкой в руках своего окружения. А ещё через несколько лет Арридей всё же стал жертвой интриг и был убит. Монеты с изображением Филиппа III Арридея С момента своего восемнадцатилетия и до самой смерти Александр Македонский не проиграл ни одного сражения Военные и полководческие таланты этого исторического деятеля не подлежат сомнению. Военную тактику и стратегию Александра Великого даже сегодня изучают в военных учебных заведениях. Каким-то образом он всегда оказывался быстрее или хитрее врага. Интересно, что победы достигать удавалось даже тогда, когда численность войска противника превосходила численность войска Александра в разы.

Ярким примером здесь может служить решающая битва в войне с персами, случившаяся в октябре 331 года. После этой битвы Александр не досчитался около 1000 своих воинов. А персов при этом погибло около 30000 тысяч. Конечно, в итоге персы сдались. Кстати, считается, что Александр помнил имя каждого воина своей армии, и это при том, что её численность составляла несколько десятков тысяч человек.

В 324 году Александр организовал массовую свадьбу в персидском городе Сузы. Там он заставил 92 знатных македонян взять в жёны персиянок. Этому примеру последовал и сам царь, женившись сразу на двух Статире и Парисатиде. Причина смерти Александра до сих пор остаётся одной из величайших загадок древнего мира. В 323 году до нашей эры Александр Македонский заболел, выпив чашу вина на пиру. Две недели спустя 32-летний правитель скончался. Учитывая, что отец Александра был убит его собственным телохранителем, подозрение упало на тех, кто окружал Александра. В первую очередь заподозрили военачальника Антипатра и его сына Кассандра который в конечном итоге заказал убийство вдовы и сына Александра. Некоторые древние биографы даже предполагали, что в этом даже мог быть замешан Аристотель, имевший связи с семьёй Антипатра. В наше время медицинские эксперты предполагают, что Александра могли убить или банальная малярия, или лёгочная инфекция, или печёночная недостаточность, или брюшной тиф. До сих пор причины смерти Александра Великого - это загадка. Тело Александра было сохранено в чане с мёдом. Плутарх сообщает, что тело Македонского было забальзамировано египтянами в Вавилоне. Ведущий викторианский египтолог А. Уоллис Бадж предполагает, что останки царя погрузили в мёд, чтобы предотвратить разложение. Через пару лет после смерти Александра его тело было отправлено обратно в Македонию. Там, по мнению историка, его перехватил и отправил в Египет Птолемей I, один бывших генералов Македонского. Обладание телом Александра, по мнению Птолемея, делало его правопреемником престола великой империи. Саркофаг Александра Македонского. Как многие великие завоеватели в истории, Александр просто не мог насытиться властью. Его целью было ни много ни мало - мировое господство. Македонский был милостив, если города покорялись без сражения.

ФИЛИ́ПП II

Исследование было опубликовано в Journal of Archaeological Science: Reports. По их выводам, гробница I содержит кости мужчины с раненым коленом, а также женщину и ребенка, которой на момент смерти было всего несколько дней или недель. Поэтому они пришли к выводу, что мужская фигура была царем Македонии Филиппом II, отцом Александра Македонского, который, как известно, хромал. Очень малый возраст младенца также идеально согласуется с историей убийства Филиппа в 336 году до нашей эры.

Во главе конницы он немедленно устремился в появившуюся брешь, и как в битве при Иссе, он опять пробивался прямо к ставке персидского царя. В результате с точностью повторилась ситуация предыдущей встречи Александра и Дария на поле боя.

Владыка персов бежал, бросив свою армию, и персидские войска тоже обратились в бегство. Персидский царь Дарий-1 принимает дары — рельеф, найденный на Кубани На этот раз Александр не стал преследовать Дария, укрывшегося в городе Экбатане в центре Мидии в Северо-Западном Иране , а двинул войска прямо в сердце Персидской державы. В 324 году до н. Александр прибыл в древний Вавилон, столицу Персидского царства. Вавилон сдался без боя управлявшим им сатрапом, также сдался персидский наместник в Сузах, административной столице царства Ахеменидов, где находились министры и чиновкики, хранители персидской государственной казны.

Вся Персидская держава скоро оказался в руках Александра, и он принял титул «царь Азии», окружил себя представителями восточной знати и строил планы завоевания мира. Александр всегда милосердно относился к жителям завоёванных земель, уважал их обычаи и традиции, старался не допускать мародёрства и вандализма. Однако исключение было сделано для Персеполя. Город был отдан воинам на разграбление, а находившийся в нём великолепный царский дворец предан огню. Это был демонстративный акт мести персам за сожжение Афин и их нашествие на Грецию в начале V веке до н.

Дав своему войску отдых, Александр пошёл на север, в Экбатану, где скрывался Дарий. Узнав о его приближении, персидский царь решил бежать в восточные сатрапии, намереваясь собрать там новые силы и продолжить борьбу, но его царедворцы составили против него заговор, арестовали и убили его, бросив на дороге. Новым владыкой Персии провозгласил себя участник заговора Бесс — сатрап Бактрии, самой восточной области Ахеменидской державы. Когда Александр, преследовавший Дария, обнаружил его тело на дороге, он приказал воздать покойному царские почести и похоронить его в родовой усыпальнице персидских владык. После смерти Дария Александр объявил войску, что цель войны с персами, ради которой на Коринфском конгрессе был создан общегреческий союз под македонским правлением, полностью достигнута, «священная месть» персам свершена.

Александр объявил о роспуске союзного войска, и разрешил воинам вернуться домой, в свои греческие полисы. Однако он предложил тем, кто пожелает добровольно остаться в его армии в качестве наёмников для дальнейших военных действий, и большинство воинов решили остаться в армии удачливого полководца. В армию Александра прибывали с Балканского полуострова новые воины-наёмники, так как каждый военный успех македонской армии привлекал новых воинов из числа греков-добровольцев, мечтающих о богатой военной добыче в Восточном походе. Итак, войско македонского царя, двигавшееся на восток, постоянно расло, не смотря на то, что во многих завоёванных городах Александр оставлял военный гарнизон для поддержания порядка. После гибели Дария Александр приобрёл новый статус, он стал владыкой Персидского царства и преемником династии Ахеменидов.

Целью его дальнейших походов стало восстановление единой царской власти над всеми подчинёнными персам территориями и борьбу с самозванцами, организатор убийства Дария. Самый опасный из них сатрап Бесс, спешно отступал на восток империи, в подвластные ему области Средней Азии, и провозгласил себя царём. В 329 г. Бесс был схвачен и казнён, однако, македонская армия в Восточном походе впервые неожиданно столкнулись с упорным сопротивлением местного населения. В Средней Азии развернулась настоящая партизанская война местного населения против армии Александра.

Вождём восставших ираноязычных народов был талантливый полководец Спитамен, командовавший лёгкой ковалерией. Он уничтожал македонские отряды, оторвавшиеся от основных сил, освобождал города и поселения, завоёванные македонянами, и Александру приходилось вновь и вновь их отвоёвывать. Крупный город, как Мараканда др. Персепольский рельеф-дары саков персидскому царю Долгое время все попытки схватить Спитамена оказывались неудачными: получив известие о подходе греков, он скрывался в пустыне. После долгой борьбы с войском Александра Спитамен потерпел поражение, бежал к сакам, кочевым племенам , родственным скифам , которые когда-то тоже вели войну с греками.

Однако саки не хотели воевать с македонской армией, воевавшей с их давними врагами персами, они пошли на соглашение с Александром и в знак своих дружественных намерений убили мятежника Спитамена и отослали его голову македонскому владыке. Покорение Средней Азии потребовало от Александра напряжения всех сил. Два года понадобилось великому завоевателю на то, чтобы утвердиться в среднеазиатских областях — Согдиане и Бактрии. Он с чудовищной жестокостью расправлялся с жителями мятежных городов и районов, истребляя десятки тысяч человек, и подчёркнуто милостиво относился к тем, кто подчинялся добровольно. Легенды об ужасном «Искандере Двурогом» — Александре Македонском — сохранялись среди народов Средней Азии много веков.

В 327 г. Средняя Азия была наконец покорена. Александр основал в долинах рек Оке Амударья , Яксарт Сырдарья и их притоков несколько новых городов, которые получали одно и то же название — Александрия, и стали его опорными военными базами. К тому времени численность македонской армии, под командованием «царя всей Азии и владыки Персии», возросла до 120 тысяч воинов. В армию Александра прибывало подкрепление не только из Греции, но и со всех покорённых им персидских территорий.

Войско пополнялось кавалерийскими отрядами персов, что привело к снижению роли греко-македонской фаланги на полях сражений. Поход Александра в Индию. О походе в Индию и её покорении с помощью местных союзников, Александр думал, начиная с 328 года до н. Сатрап персидских владений Сисикотт изъявил готовность участвовать в Индийском походе, а раджа Амбха Таксил предложил свою помощь, рассчитывая использовать Александра, для разгрома своего соперника Пора, правившего в восточном Пенджабе. Летом 327 года до н.

Александр снова двинул свои войска через Гиндукуш, в юго-восточном направлении, в пути покоряя местные племена. Весной 326 года до н. Вскоре Александру покорился правитель горных индов Абисар территория современного Кашмира. Пор собрал армию, чтобы встретить армию Александра с оружием в руках. Александр встречает индийского царя Пора, пленённого в битве на Гидаспе.

Битва с Пором произошла в мае 326 года до н. Македонская конница в очередной раз оказалась сильнее вражеской; воины Александра столкнулись с новой для них угрозой, со множеством боевых слонов, но смогли и животных обратить в бегство, когда начали рубить им топорами ноги и хоботы. Войско Пора было наголову разгромлено, а сам он попал в плен. Александр оставил Пора царём и даже расширил его владения, чтобы не усиливать чрезмерно Таксила. Македоняне продолжили движение вглубь Индии: они без труда взяли 37 городов в землях главгаников или главсов и вышли к реке Гифасис.

Стоя на этом рубеже, Александр узнал о существовании на берегах Ганга обширного и богатого царства, могущего выставить 200-тысячную армию, а также о том, что Ганг впадает в океан, являющий собой восточную границу ойкумены. Эти известия укрепили царя в его желании достичь океана, покорив таким образом весь обитаемый мир. Армия Александра слишком устала от бесконечного похода и множества сражений, к тому же они страдали от тропических дождей, ядовитых змей и непривычной пищи в Индии. В ноябре 326 года до н. Александру пришлось отказаться от своих планов.

В месте, где его войско остановилось, он воздвиг 12 алтарей, принёс жертвы богам, провёл игры, а потом со специально построенным флотом двинулся на юг, вниз по Гидаспу и Инду. В пути македоняне покоряли окрестные племена, причём местами сталкивались с ожесточённым сопротивлением; в сражении за город маллов январь 325 года до н. Александр был тяжело ранен стрелой в грудь. На Нижнем Инде он столкнулся с целой цепью восстаний и прибег к самым жестоким мерам — массовым казням и продаже в рабство всех жителей отдельных поселений. Диодор Сицилийский сообщает, что в ходе этой компании были убиты 80 тысяч «варваров» Летом 325 года до н.

В декабре 325 г. Наконец, в Кармании Александр встретился с Кратером, а в марте или апреле 324 года до н. Он обнаружил, что некоторые сатрапы в Сузиане, Персиде, Кармании явно злоупотребляли своей властью, и царь их беспощадно казнил, назначая на освободившиеся должности преданных ему людей. В Бактрии произошло восстание нескольких местных гарнизонов, сатрапы Бактрии не всегда повиновались центральной власти, а индийские вассалы вообще вели себя как независимые правители. Чтобы укрепить державу, Александр затеял грандиозную свадьбу, на которой 10 тысяч македонян взяли в жёны персиянок.

Его ближайший друг Гефестион взял в жёны родную сестру Статиры Дрипетиду, а Кратер — двоюродную сестру, Амастрину. Ещё 87 гетайров ковалеристов заключили брак со знатными персиянками и мидийками. Свадьба была сыграна по восточному обряду, все новобрачные получили от царя подарки. Александр взял трёх жён — бактрийскую княжну Роксану 327 год до н. У него было двое сыновей: Геракл от наложницы Барсины 327—309 годы до н.

Летом 324 года до н. В Сузы привезли 30 тысяч азиатских юношей, вооружённых и обученных на македонский манер, которые должны были занять в фаланге места отставников-македонян. Из персов были сформированы элитные подразделения «среброщитных» и «пеших гетайров», и конница гетайров тоже получила персидское пополнение. В августе 324 года до н.

Македонцы их взяли в плен, обращались с ними уважительно. После этих сражений, Александр берёт направление на юг, захватывает Финикию, Палестину и Египет. Там он оставил армию и с небольшой охраной пошел в пустыню, чтобы посетить оракула Амона-Зевса. В святилище его встречали с большими почестями и обращались к нему как к «сыну Зевса», что ещё больше предало ему уверенности в себе. Вернувшись в Египет, он начал готовить армию для новых сражений. Конец Персидского государства и Дария 331 год до н. И снова восторжествовала храбрость македонцев и стратегия Александра. Большая персидская армия терпит поражение и спасается бегством. Персидской державе положен конец. Александр Македонский: завоевание Согдианы и новая любовь Александра Великого, читайте здесь Смерть Александра Великого Александр Великий сделал свой последний вздох в Вавилоне, в 323 году до н. Согласно древнему историку Диодору, все началось с того, когда Александр на ночном пиру выпил много неразбавленного вина и вскоре после этого заболел. Вернувшись к себе, у него поднялась высокая температура, в теле начались сильные боли, тошнота и тяжелая мышечная слабость, а через 12 дней наступило паралитическое состояние, он не мог ни говорить, ни двигаться. В возрасте всего лишь 33 года, Александр умер. Погребальная карета, в которой находилось тело Александра Македонского, весила более 100 тонн, читайте здесь На протяжении веков в центре внимания находится смерть Александра Македонского, с этим связано много дискуссии, обсуждений, легенд, спорных исторических записей. Многие историки склоняются к тому, что болезнь стала причиной смерти, другие настаивают на убийстве. Но истинная причина смерти до сих пор не исследована и остаётся загадкой.

В первой гробнице также покоится молодая женщина примерно 18 лет и младенец 42 недели неизвестного пола. Арсуага полагает, что эти останки принадлежат Клеопатре , молодой супруге Филиппа, и ее новорожденному младенцу. Археологи ссылаются на Плутарха древний историк писал, что Филипп женился на девственнице и других авторов. По словам Диодора Сицилийского, Олимпиада мать Александра Македонского, первая жена монарха собственноручно убила ребенка Клеопатры, а саму вдову заставила покончить с собой. Таким образом, в первой гробнице лежат именно останки Филиппа II, Клеопатры и их дочери.

Археологи нашли гробницы отца и других родственников Александра Македонского

После смерти царей Филиппа и Афея супруга последнего царица скифская Артаксия отказалась платить дань македонскому царю Александру, которую наложил на скифов отец Александра Филипп. Александра III Македонского в европейской историографии часто ещё именуют Александром Великим. Таким образом жизнь отца Александра Македонского оборвал Заговор (7 букв) и это будет ответом на данный вопрос. Учеными найден отец Александра Македонского: подтверждено, что в древнегреческой гробнице, обнаруженной в 1977 году, находятся останки царя Филиппа II. Это еще один аргумент в пользу того, что отец Александра Македонского захоронен здесь.

Гробницы отца, братьев и сына Александра Македонского нашли в Греции

Александр Македонский умер в возрасте немногим за 30, и по одной из самых распространенных версий – от малярии. Македонский Александр Ещё в детские годы Александр Македонский отличался от сверстников: был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было безгранично. По словам Диодора Сицилийского, Олимпиада (мать Александра Македонского, первая жена монарха) собственноручно убила ребенка Клеопатры, а саму вдову заставила покончить с собой.

Археологи нашли гробницы отца и других родственников Александра Македонского

Так, на черепе этого человека они обнаружили повреждение, свидетельствующее о ранении в глаз. Хорошо известно, что стрела выбила глаз македонскому царю, а подобные травмы встречаются на древних костях достаточно редко. Но впоследствии многие признали ошибочность этого предварительного вывода — ранение оказалось Надглазничное отверстие — отверстие в черепе под надбровной дугой, через которое проходят надглазничные нерв и сосуды. Чаще на этом месте находится надглазничная вырезка — небольшое углубление в кости, поэтому отверстие ученые изначально приняли за след от стрелы. Еще одно повреждение, первоначально зафиксированное на пястной кости, долгое время принимали за вероятное ранение в руку, о котором писал Демосфен. Однако, по-видимому, это была плюсневая кость, а предполагаемое повреждение — просто анатомическая особенность. Но даже до заключений антропологов о повреждениях костей некоторые исследователи вскоре после открытия склепа высказали скепсис относительно того, что в ней покоился Филипп. Например, известный греческий специалист по античному искусству Ольга Палагия указала на то, что стилистика и иконография фриза на фасаде гробницы соответствует времени правления Кассандра 309—297 годы до нашей эры. О том, что усыпальницу построили в последней четверти IV века до нашей эры, говорили и некоторые керамические артефакты, например катушкообразные солонки. Филипп, да не тот В новой работе, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, греческий антрополог Антонис Барциокас и его коллеги весьма убедительно показали , что гробница II не принадлежала Филиппу II. Они считают , что в ней, вероятно, покоились останки его слабоумного сына Филиппа III Арридея, номинально правившего Македонией в 323—317 годах до нашей эры.

В пользу этого говорит не только более поздняя дата строительства склепа, на которую указывали критики, но и повторное исследование кремированных останков. Помимо того, что на них не оказалось следов ранений, антропологи пришли к выводу, что этот человек не испытывал при жизни тяжелых физических нагрузок, по-видимому, не принимал участия в сражениях, а также мало занимался верховой ездой. Вряд ли скелет опытного воина и полководца Филиппа II мог бы сохраниться в таком состоянии, а вот Арридея — вполне. Логично предположить, что вторым человеком из этой гробницы была супруга Арридея — Эвридика, которая покончила с собой вскоре после убийства мужа. Антропологические данные не противоречат этой гипотезе: это останки женщины в возрасте от 20 до 30 лет, которая активно занималась верховой ездой. Сторонники этой версии подчеркивали, что, судя по письменным источникам, Эвридика действительно была искусной наездницей и настоящей воительницей — вероятно, единственная из современных ей женщин царской фамилии. Поэтому неудивительно, что рядом с ее саркофагом лежали элементы амуниции и предметы вооружения, включая золотой футляр для лука и стрел элементы доспехов, которые защищают голень от колена до щиколотки. При этом воинские атрибуты из женской камеры заставляли сторонников того, что рядом покоится Филипп II, искать объяснения, кому они могли принадлежать. Выделяющийся среди находок горит в золотом обкладе с художественными рельефными изображениями наталкивал некоторых ученых на мысль, что в гробнице покоилась Одна из идей сторонников этой гипотезы заключается в том, что только женщина-варвар могла быть воинственной наездницей. Например, вместе с полководцем могли похоронить дочь Скифский царь, погибший в 339 году до нашей эры во время войны против Филиппа II.

Согласно преданию, ему могло быть до 90 лет.

Однако они потратили почти полвека споры о том, кто именно и в какой могиле лежит. Только сейчас исследователи изучили скелеты с помощью современного оборудования, в том числе с использованием макрофотографии и рентгенограмм. Полученные результаты сравнивали с записями из исторических источников. Известно, что он страдал хромотой. А в гробнице I находятся останки мужчины, у которого был серьезно поврежден коленный сустав. Анализ показал, что мужчина получил ранение, сустав сросся, но ходить, как прежде, этот человек уже не мог. Он должен был хромать, то есть выявленная у него травма соответствует историческим свидетельствам о хромоте Филиппа II.

Сооруженное на возвышенности холма огромное здание было самым большим в античной Греции, превосходя по размерам в три раза знаменитый афинский Парфенон. Этот символ силы и красоты был виден чуть ли не со всей территории древней Македонии. Дворцовый комплекс, первый этаж которого занимал площадь 9,25 тыс. По словам археологов, дворец Эги был "невиданным по тем временам, абсолютно революционным и новаторским". Его автором был некий гениальный архитектор, возможно, сам Питеос, известный своим участием в строительстве городских зданий, а также вкладом в эволюцию градостроительства и теории пропорций. Дворец, построенный для Филиппа II, фактически послужил оригинальным прототипом для дворцовых зданий всех последующих царей древнего эллинистического мира и за его пределами. Любопытно, что развалины Эги находятся недалеко от кургана с царскими гробницами в Вергине, превращенного ныне в музей. Три гробницы, одна из которых, как предполагают, принадлежит Филиппу II, были обнаружены в 1977-1978 годах известным греческим археологом Манолисом Андроникосом.

Найденные в гробнице поножи защитные пластины на ноги , сделанные специально на заказ так, что одна была короче другой, еще раз доказывали археологам, что перед ними именно то захоронение, которое они так долго искали. Филипп Македонский был доблестным воином Позднее, набрав политический вес и опыт, создав сильную и дисциплинированную армию, Филипп Македонский перешел на «политические баталии». В правящих кругах Эллады он слыл северным варваром за свое пристрастие к неразбавленному вину, азартным играм и телесным усладам. Тем не менее, своих военачальников базилевс держал «в ежовых рукавицах». Известен факт, когда двое из них в нетрезвом состоянии привели в военный лагерь певичку легкого поведения, разгневанный Филипп II без промедления изгнал обоих из страны. Современники отмечали и тягу Филиппа к женщинам. Из каждой победоносной войны он привозил очередную жену. Ученые полагают, что именно тяга к женщинам стала роковой ошибкой базилевса, приведшей к его гибели. Оскорбленная женитьбой на шестнадцатилетней Клеопатре, мать Александра Македонского Олимпиада вступила в заговор со своим братом — царем Эпира. Филипп, чтобы примириться с оскорбленным шурином, решает выдать за него свою дочь, кстати, тоже Клеопатру. На торжествах по случаю свадьбы базилевс был вероломно убит своим же телохранителем Павсанием. Захоронили его недалеко от Эги со всеми подобающими почестями. Музей в Вергине на месте гробницы Филиппа Македонского Большой удачей для археологов было найти в материковой части Греции не разграбленные гробницы Филиппа II Македонского и молодого царевича. При создании захоронения древние зодчие продумали интересный механизм, закрывающий двери. При повторном открытии он грозил полным обрушением всем, кто посмеет войти и потревожить покой умершего. Поэтому, чтобы сохранить уникальную находку, ученые пошли путем расхитителей гробниц и проникли внутрь, разобрав два слоя черепицы на крыше. Их усилия были вознаграждены. Гробница оказалась не разграбленной! Гробница Филиппа, какой ее обнаружили археологи Уникальность находок трудно недооценить.

Ученые указали на гробницу отца Александра Македонского

Это был его последний приказ». Дальнейшее он описывает исключительно на основе Эфемерид — придворных летописей [4] : «На следующий день силы больного совсем иссякли. Александра перенесли во дворец, где он задремал, но когда проснулся, то уже не мог говорить от слабости. Он еще узнавал своих военачальников. Пердикка не отходил от ложа больного, и умирающий передал ему кольцо с царской печатью [5]. С каждым днем в покоях больного становилось все тише, а вокруг дворца росло беспокойство и волнение. До тех пор, пока не были отменены приказы о начале экспедиции, войска не теряли надежды и веры в силу своего всепобеждающего царя.

Но когда прошли все назначенные сроки, а известия о больном становились все менее утешительными, когда военачальники стали переговариваться друг с другом только шепотом, возникло страшное подозрение, перешедшее затем в уверенность: любимый царь уже умер, и это пытаются скрыть. Старые воины — теперь это были уже не те люди, которые бунтовали в Описе и отказывались идти вперед на Гифасисе, а верные воины, разделявшие с царем невзгоды, опасности и победы, — собрались и проникли во дворец. Их пустили к умирающему. И они проходили один за другим, без оружия, осторожно и тихо ступая, мимо царя, который не мог уже говорить и приветствовал их только движением глаз. Чудом казалось, что он еще жив; последнее, что он видел на этой земле, были его верные воины. Надежды уже не было.

После того как помощь не пришла ни от Амона, ни от богов Греции, приближенные в отчаянии решили просить ее у вавилонского бога-врачевателя. Местные жрецы наставили их, как совершить обряд, испрашивая помощь от болезни. Мрачен был ответ божества: «Для царя лучше оставаться там, где он пребывает теперь». Доктора не смогли вылечить царя; нижняя часть тела у него была парализована, не спадала высокая температура. На следующий день наступил конец. Все кончилось: Аравийская экспедиция, всемогущая власть, претензии на божественное происхождение, всепобеждающая воля, беспримерное творческое начало, планы мирового господства, империя.

Остался человек, который тихо уснул, чтобы никогда уже не проснуться. Вечером 28 десия приблизительно 13 июня Александр умер». С этого дня история Македонской империи начала свой новый отсчет, закончившийся ее полным распадом, а внезапная кончина ее основателя на многие века стала предметом исторических расследований. И поныне существует немало всевозможных версий о причинах загадочного недуга Александра: от отравления до чрезмерного пьянства или заражения инфекционными болезнями. Есть среди них и так называемая мистическая версия, основанная на неблагоприятных предзнаменованиях, с которыми пришлось столкнуться македонскому царю незадолго до смерти. И хотя она не может служить основанием для серьезного исторического исследования, не упомянуть о ней нельзя.

Дурные предзнаменования, или Кара богов Как и большинство людей того времени, Александр Великий верил в приметы, предсказания астрологов и прорицателей. А к концу жизни, по словам Плутарха, он и вовсе стал необычайно суеверным: «Исполненный тревоги и робости, Александр сделался суеверен, все сколько-нибудь необычное и странное казалось ему чудом, знамением свыше, в царском дворце появилось великое множество людей, приносивших жертвы, совершавших очистительные обряды и предсказывавших будущее. Сколь губительно неверие в богов и презрение к ним, столь же губительно и суеверие, которое подобно воде, всегда стекающей в низменные места…» До и после каждого мало-мальски значительного события в жизни Александра обязательно приносились жертвы богам, испрашивались советы у оракулов, проводились гадания по внутренностям жертвенных животных. Как правило, царь относился к мнению жрецов и предсказателей достаточно серьезно и при принятии важных решений руководствовался их рекомендациями. Но были и исключения. Древние историки упоминают об отдельных случаях, когда, уверовав в свою силу и могущество, Александр пренебрег предостережениями предсказателей.

Речь идет главным образом о тех дурных предзнаменованиях, которые наблюдались в последние годы его жизни и сулили молодому царю утрату власти. Одним из них стал случай в царском зверинце, когда на большого красивого льва вдруг напал домашний осел и ударом копыт убил его. Большинство знамений прямо указывали на скорую потерю Александром короны, и это не могло его не тревожить. Об одном таком случае рассказывает Плутарх: «Однажды Александр, раздевшись для натирания, играл в мяч. Когда пришло время одеваться, юноши, игравшие вместе с ним, увидели, что на троне молча сидит какой-то человек в царском облачении с диадемой на голове. Человека спросили, кто он такой, но тот долгое время безмолвствовал.

Наконец, придя в себя, он сказал, что был привезен сюда по морю и очень долго находился в оковах; только что ему явился Серапис, снял с него оковы и, приведя его в это место, повелел надеть царское облачение и диадему и молча сидеть на троне. Александр, по совету прорицателей, казнил этого человека, но уныние его еще усугубилось…» Аналогичный случай, который якобы произошел с царем весной 324 года до н. Фишер-Фабиан: «Александр спустился между тем вниз по Евфрату, велел восстановить одни каналы, изменить русла других и, наконец, достиг устья реки и открытого моря. То, что произошло на обратном пути, привело его команду в ужас: царь сам вел корабль, держа рулевое весло обеими руками. Порывом ветра сорвало и унесло в воду его головной убор вместе с диадемой. Один из финикийских моряков тотчас же прыгнул в море, выловил царский убор, а диадему надел на голову, чтобы освободить руки, — так было легче плыть.

Высший знак царского достоинства на голове простолюдина — это предвещало беду. Но Александр рассудил иначе: «Отхлещите его бичами за неуважение к диадеме и наградите тысячей драхм, потому что он был проворнее и смелее многих из вас». Еще одна «коронная» история была описана известным советским писателем-фантастом Иваном Ефремовым. В одном из своих романов он упоминает о короне из черного металла, которая якобы и послужила причиной тяжелой болезни и смерти Александра. А дело было так. Во время индийского похода македонец нашел в какой-то деревушке маленький храм, в нем — корону богов.

Гордый завоеватель потребовал, чтобы жрецы отдали корону ему. Человек же, прикоснувшись к черной короне, упадет замертво». Александр, уверенный в своем божественном происхождении, только посмеялся над этими словами. Он надел корону и вышел на ступени храма. Вдруг великий полководец пошатнулся и, потеряв сознание, упал на землю. Черная корона скатилась с его головы.

А когда Александр пришел в себя, то оказалось, что он практически ничего не помнит о своих грандиозных планах покорения мира. Пытаясь вернуть внезапно утраченную память, македонянин вернулся в Вавилон, где через некоторое время ослабел от непонятной болезни и умер. Стоит подчеркнуть, что нет никаких документальных подтверждений этой истории, поэтому исследователи считают ее всего лишь выдумкой знаменитого фантаста. В действительности же серьезные предупреждения великий завоеватель получил накануне его вступления в Вавилон. Сначала он прислушался к словам прорицателей, но затем все же пренебрег ими. Фишер-Фабиан описывает это происшествие таким образом: «Когда в 331 году до н.

Александр подошел к стенам Вавилона, городские ворота распахнулись, и сатрап Мазей был готов устроить ему триумфальный прием. Однако на сей раз его вступлению в город решили воспрепятствовать, но не солдаты для этого не хватило бы сил , а двое халдеев. Они просили передать царю, что звезды говорят, будто ему грозит беда, если он войдет в Вавилон. Александр, как мы знаем, верил в предзнаменования — как в добрые, так и в дурные. Тем не менее, он заподозрил неладное, сопоставив два факта: щедрое финансирование работ по восстановлению Этеменанки вавилонской башни и рост доходов жрецов. Они саботировали строительство и использовали деньги для «более важных дел».

Но заставляло задуматься и то, что возвестил Пифагор [6] , гадавший по внутренностям животных, тот самый Пифагор, который предсказал смерть Гефестиона: и на этот раз печень жертвенного животного состояла только из одной доли. Каждый знал, что это особенно дурной знак. А что произнес Калан [7] , прежде чем подняться на костер? Было бы непростительной глупостью бросать вызов богам. Царь велел части войска войти в Вавилон, а сам расположился в Борсиппе, что западнее Евфрата. Когда же из города пришло донесение о том, что каждый день со всего света прибывают посланцы с просьбой об аудиенции, соображения государственной пользы одержали верх над верой в магическое, и царь сел в колесницу, запряженную восьмеркой индийских лошадей».

Пышный въезд Александра в Вавилон, богатство его царской резиденции там и поклонение, которые оказали ему представители делегаций от разных народов, безусловно, тешили тщеславие молодого завоевателя, который возводил свое происхождение к египетскому богу Амону В том, что этот бог является его небесным покровителем, великий македонец окончательно убедился во время посещения в ливийской пустыне оазиса Сива, где устами египетских жрецов ему было передано предсказание божества. Что именно «сказал» ему Амон, точно не известно, но он якобы подтвердил божественное происхождение Александра. При этом, если верить Плутарху, не обошлось без курьеза. Вот как описывает и комментирует интерпретацию этого события великим историком наш современник, историк Игорь Дубровский: «Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески"пайдион" "дитя" , но по причине дурного произношения вышло"пай Диос" "сын Зевса". Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету.

В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки». Действительно, древние эллины не видели ничего необычного в обожествлении смертных героев. Поэтому их делегация явилась в царский шатер в праздничном убранстве, украшенная цветами и венками, давая тем самым понять, что для них это место, где находится божество. В связи с этим С. Фишер-Фабиан отмечает: «В отличие от македонян, греки поклонялись Александру как богу естественно, не делая усилий над собой. Они приносили жертвы и героям, которые рождались от любви богов и смертных.

В IV веке до н. И почему бы не оказать богоподобному человеку больше почестей, чем богу, похожему на человека? Что им, афинянам, Гекуба — им, этому пресыщенному обществу, все подвергавшему сомнению? А спартанцы, как и Демосфен, велели передать с присущим им врожденным высокомерием: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». И все же не все, даже из числа эллинов, готовы были воспевать своего царя как божество. В связи с этим весьма интересна история, изложенная в книге Е.

Орлова [8] об Александре Македонском, опубликованной в дореволюционном издании серии «Жизнь замечательных людей». Вот что он пишет: «Среди многочисленных философов и ученых, сопровождавших Александра в его походах, двое пользовались его особенною дружбою. Анаксарх и Каллисфен, племянник Аристотеля. Первый из них, наглый и льстивый, вздумал по случаю свадьбы с Роксаной. Александра позондировали и нашли весьма благосклонно расположенным к затее. И вот на пиру, когда вино уже порядком разогрело всем головы, Анаксарх встает и произносит длинную и искусную речь, в которой восхваляет деяния царя, объявляет их превышающими все, доселе достигнутое сынами человеческими, напоминает об оракуле Зевса Амона и рекомендует оказать ему божественные почести.

Персы и мидяне разразились шумными аплодисментами, но македонские и греческие гости хранили угрюмое молчание, не смея противоречить, но и не желая одобрить. Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения. Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу. Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия. Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился. У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя.

Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его. Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня. Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя. Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве. Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян».

Незадолго до этого, в том же 328 году до н. Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра. Впавшего в ярость царя никто не смог остановить. А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны. К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра.

А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев. В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину. Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира. Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам». Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески.

Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона. Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя». А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности. Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене. Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг».

В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом. Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью. Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста».

Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»».

Поэтому теперь они уверены, что скелет, который до этого считался останками сводного брата, на самом деле принадлежит отцу Македонского, а скелет отца — останкам сводного брата. Филипп II являлся царем Македонии из династии Аргеадов. Он правил с 359 по 336 год до нашей эры.

В первой гробнице также покоится молодая женщина примерно 18 лет и младенец 42 недели неизвестного пола. Арсуага полагает, что эти останки принадлежат Клеопатре , молодой супруге Филиппа, и ее новорожденному младенцу. Археологи ссылаются на Плутарха древний историк писал, что Филипп женился на девственнице и других авторов. По словам Диодора Сицилийского, Олимпиада мать Александра Македонского, первая жена монарха собственноручно убила ребенка Клеопатры, а саму вдову заставила покончить с собой. Таким образом, в первой гробнице лежат именно останки Филиппа II, Клеопатры и их дочери.

Черная корона скатилась с его головы. А когда Александр пришел в себя, то оказалось, что он практически ничего не помнит о своих грандиозных планах покорения мира.

Пытаясь вернуть внезапно утраченную память, македонянин вернулся в Вавилон, где через некоторое время ослабел от непонятной болезни и умер. Стоит подчеркнуть, что нет никаких документальных подтверждений этой истории, поэтому исследователи считают ее всего лишь выдумкой знаменитого фантаста. В действительности же серьезные предупреждения великий завоеватель получил накануне его вступления в Вавилон. Сначала он прислушался к словам прорицателей, но затем все же пренебрег ими. Фишер-Фабиан описывает это происшествие таким образом: «Когда в 331 году до н. Александр подошел к стенам Вавилона, городские ворота распахнулись, и сатрап Мазей был готов устроить ему триумфальный прием. Однако на сей раз его вступлению в город решили воспрепятствовать, но не солдаты для этого не хватило бы сил , а двое халдеев.

Они просили передать царю, что звезды говорят, будто ему грозит беда, если он войдет в Вавилон. Александр, как мы знаем, верил в предзнаменования — как в добрые, так и в дурные. Тем не менее, он заподозрил неладное, сопоставив два факта: щедрое финансирование работ по восстановлению Этеменанки вавилонской башни и рост доходов жрецов. Они саботировали строительство и использовали деньги для «более важных дел». Но заставляло задуматься и то, что возвестил Пифагор [6] , гадавший по внутренностям животных, тот самый Пифагор, который предсказал смерть Гефестиона: и на этот раз печень жертвенного животного состояла только из одной доли. Каждый знал, что это особенно дурной знак. А что произнес Калан [7] , прежде чем подняться на костер?

Было бы непростительной глупостью бросать вызов богам. Царь велел части войска войти в Вавилон, а сам расположился в Борсиппе, что западнее Евфрата. Когда же из города пришло донесение о том, что каждый день со всего света прибывают посланцы с просьбой об аудиенции, соображения государственной пользы одержали верх над верой в магическое, и царь сел в колесницу, запряженную восьмеркой индийских лошадей». Пышный въезд Александра в Вавилон, богатство его царской резиденции там и поклонение, которые оказали ему представители делегаций от разных народов, безусловно, тешили тщеславие молодого завоевателя, который возводил свое происхождение к египетскому богу Амону В том, что этот бог является его небесным покровителем, великий македонец окончательно убедился во время посещения в ливийской пустыне оазиса Сива, где устами египетских жрецов ему было передано предсказание божества. Что именно «сказал» ему Амон, точно не известно, но он якобы подтвердил божественное происхождение Александра. При этом, если верить Плутарху, не обошлось без курьеза. Вот как описывает и комментирует интерпретацию этого события великим историком наш современник, историк Игорь Дубровский: «Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески"пайдион" "дитя" , но по причине дурного произношения вышло"пай Диос" "сын Зевса".

Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки». Действительно, древние эллины не видели ничего необычного в обожествлении смертных героев. Поэтому их делегация явилась в царский шатер в праздничном убранстве, украшенная цветами и венками, давая тем самым понять, что для них это место, где находится божество. В связи с этим С. Фишер-Фабиан отмечает: «В отличие от македонян, греки поклонялись Александру как богу естественно, не делая усилий над собой.

Они приносили жертвы и героям, которые рождались от любви богов и смертных. В IV веке до н. И почему бы не оказать богоподобному человеку больше почестей, чем богу, похожему на человека? Что им, афинянам, Гекуба — им, этому пресыщенному обществу, все подвергавшему сомнению? А спартанцы, как и Демосфен, велели передать с присущим им врожденным высокомерием: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». И все же не все, даже из числа эллинов, готовы были воспевать своего царя как божество. В связи с этим весьма интересна история, изложенная в книге Е.

Орлова [8] об Александре Македонском, опубликованной в дореволюционном издании серии «Жизнь замечательных людей». Вот что он пишет: «Среди многочисленных философов и ученых, сопровождавших Александра в его походах, двое пользовались его особенною дружбою. Анаксарх и Каллисфен, племянник Аристотеля. Первый из них, наглый и льстивый, вздумал по случаю свадьбы с Роксаной. Александра позондировали и нашли весьма благосклонно расположенным к затее. И вот на пиру, когда вино уже порядком разогрело всем головы, Анаксарх встает и произносит длинную и искусную речь, в которой восхваляет деяния царя, объявляет их превышающими все, доселе достигнутое сынами человеческими, напоминает об оракуле Зевса Амона и рекомендует оказать ему божественные почести. Персы и мидяне разразились шумными аплодисментами, но македонские и греческие гости хранили угрюмое молчание, не смея противоречить, но и не желая одобрить.

Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения. Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу. Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия. Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился. У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя. Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его. Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня.

Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя. Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве. Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян». Незадолго до этого, в том же 328 году до н. Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра. Впавшего в ярость царя никто не смог остановить.

А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны. К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра. А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев. В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину. Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира.

Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам». Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески. Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона. Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя». А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности. Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене.

Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом. Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью. Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста».

Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»». Так и произошло: могилу великого завоевателя безуспешно ищут до сих пор. Так, может быть, действительно он был наказан своими или чужими богами? Даже сам он, по свидетельству Юстина, признавал это: «Когда на четвертый день Александр почувствовал несомненный конец, он сказал, что видит в этом рок, тяготеющий над его родом, ибо большинство Эакидов умирало в возрасте до тридцати лет». В нее можно только верить или не верить.

Другое дело — предположения, основанные на реальных фактах. И первым среди них стоит рассмотреть версию, связанную с образом жизни великого полководца, с теми его пристрастиями, увлечениями и наклонностями, которые могли существенно подорвать его здоровье. Сраженный пороками? Разобраться в характеристиках, даваемых на протяжении более двух тысячелетий Александру Македонскому, чрезвычайно сложно. Ведь практически все его известные биографы, даже самые древние, не были его современниками и писали о нем исключительно на основе сочинений других авторов, достоверность которых не всегда была подтверждена историческими документами. Вот почему в трудах Плутарха, Диодора, Арриана, Квинта Курция Руфа и других историков действительные факты биографии великого полководца трудно отделить от легенд и преданий, слухов и домыслов, а в характеристике его личности и образа жизни есть немало субъективного. В силу этого суждения разных авторов о характере и наклонностях Александра нередко весьма противоречивы.

Возьмем хотя бы самое распространенное среди биографов великого македонца мнение о его пристрастии к вину. Большинство из них пишут о неумеренном пьянстве, которое вместе с другими излишествами, в частности распутством, привело Александра к циррозу печени, от которого он якобы и скончался. Ярым сторонником этой точки зрения был Курций Руф, который считал, что молодой царь все лучшее в себе «запятнал непреодолимой страстью к вину». В сочинениях других авторов пишется о том, что Александр очень любил крепкое красное македонское вино, запасы которого всегда возил с собой, и особо подчеркивается такой факт: накануне приступа загадочного недомогания повелитель мира много пил в кругу ближайших соратников и, вероятно, упился вусмерть. Некоторые из них допускают, что его беспробудное пьянство было отягощено малярией, что привело или к болезни печени, или к прободению язвы желудка. Единственным из древних историков, кто не разделял эту точку зрения, был Плутарх, который писал в своих «Жизнеописаниях»: «И к вину Александр был привержен меньше, чем это обычно считали». Столь же умеренным и благородным представлял Плутарх великого македонца и в любовных отношениях.

Историк утверждал, что «до своей женитьбы он не знал, кроме Барсины [9] , ни одной женщины» и вообще не трогал пленниц. Узнав, что два македонянина… обесчестили жен каких-то наемников, царь письменно приказал… в случае, если это будет доказано, убить их, как диких зверей, сотворенных на пагубу людям. В том же письме царь пишет о себе дословно следующее: «Никто не сможет сказать, что я видел жену Дария, желал ее увидеть или хотя бы прислушивался к тем, кто рассказывал мне о ее красоте». Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы». А вот другие биографы великого македонянина, напротив, приводят примеры его «увеселений с толпами распутниц» и гомосексуальных связей. В сочинении Курция Руфа повествуется об участии Александра в знаменитом поджоге дворца персидских царей, произошедшем по наущению гетеры Таис: «В то время, как враг и соперник его царской власти продолжал упорно воевать… он [Александр] засветло садился за пиршества, на которых бывали и женщины, да не такие, которых нельзя было оскорблять, а распутницы, привыкшие жить с военными более свободно, чем полагалось. Из них одна, Таис, будучи во хмелю, внушает ему, что он вызовет глубокую благодарность у всех греков, если велит поджечь дворец персидских царей… К этому мнению пьяной распутницы в таком важном деле присоединяются один за другим тоже упившиеся вином, царь проявил тут больше алчности, чем сдержанности: «Почему бы нам в самом деле не отомстить за Грецию и не поджечь город?

К оценкам Плутарха и Курция Руфа, несомненно, следует относиться критически. Оба они были необъективны, ибо каждый из этих историков видел только то, что хотел видеть, а не то, что было в действительности. Один излишне воспевал, другой больше порицал и морализировал, а истина, как всегда, находится где-то посередине. И уж, конечно, не стоит принимать в расчет рассказы македонских ветеранов, вернувшихся после смерти Александра на Балканы, о том, что их царь погиб от пьянства и распутства, так как имел 360 персидских наложниц! Но все же нельзя не согласиться с тем, что образ жизни Александра — как во время военных походов, так и в мирные дни — умеренностью не отличался, а потому способствовал постепенному истощению его организма. Однако надо учесть, что хотя любого рода излишества и подорвали здоровье Александра, сами по себе они вряд ли могли бы стать единственной причиной его скорой смерти. Именно такое заключение было сделано в конце XIX века английским профессором Вениамином Уилером, автором большой монографии об Александре Великом.

Проанализировав события последних дней его жизни, симптомы охватившего его недуга, он прежде всего отметил, что в придворных летописях «никаких указаний на местные боли или воспаление не имеется», а следовательно, вряд ли здесь можно говорить о циррозе печени или прободении язвы как следствии неумеренного питья вина. Отсюда Уилер сделал следующий вывод: «Если эксцессы двух предшествовавших заболеванию ночей и могли сделать организм Александра более удоборанимым, то все же никак нельзя признать справедливой сказку о том, что он умер от пьянства». Однако этот аргумент Уилера — об отсутствии у Александра местных болей — вызывает сомнение. Ведь ряд римских историков, описавших последний пир царя, указывают на то, что перед тем как упасть, он испытал сильный приступ боли. Против этого возражает, как мы уже говорили выше, лишь Плутарх, который обвиняет их в вымысле. Но можно ли и в этом случае всецело доверять словам Плутарха? С другой стороны, если боли действительно были, то являлись ли они симптомом цирроза печени, язвы или какой-то другой болезни [10]?

А может, и не болезни вовсе, а искусного отравления? Версии о насильственном характере смерти великого завоевателя высказывались как древними Арриан, Диодор, Плутарх, Юстиниан , так и современными историками. В наши дни к их расследованиям неоднократно подключались известные токсикологи, криминалисты, специалисты в области медицины и естественных наук. А первым из тех, кто пытался разгадать этот исторический детектив, стал британский сыщик Джон Грив, который пришел к весьма неожиданному заключению… Как британский сыщик шел по следу Помощник главы лондонской полиции Джон Грив был с детства заинтригован загадкой смерти Александра Македонского. Но заняться ее разгадкой он смог только на склоне лет, уйдя в отставку. К своему расследованию опытный сыщик привлек крупнейших специалистов в области судебной медицины, токсикологии, патологии, эпидемиологии, психиатрии, археологии, ботаники и истории. Дело было весьма необычным не только, как говорится, в связи со сроком давности с момента смерти великого македонца прошло более двух тысячелетий , но и в силу отсутствия останков, каких-либо улик и вещественных доказательств.

Единственным материалом для расследования служили исторические документы: придворные летописи и сочинения античных биографов Александра. С их помощью Грив со своей командой задался целью установить характер и причины загадочного и смертельного заболевания царя. Основой для размышлений стал никем из биографов не оспариваемый факт: болезнь Александра продолжалась 12 дней. Поэтому первым шагом в расследовании стало составление с помощью патологов списка причин, которые могли бы за этот срок привести больного к смертельному исходу. Наряду с этим известным эпидемиологом Джоном Марром был проанализирован перечень распространенных в те времена в Месопотамии болезней, в который вошли малярия, тиф, энцефалит, сепсис и ряд простудных заболеваний. Как оказалось, их симптомы и длительность протекания лишь частично совпадали с клинической картиной болезни Александра, описанной историками. К тому же ни одно из этих заболеваний не связано с красным вином.

Таким образом, естественные причины смерти великого завоевателя были поставлены под большое сомнение.

В Греции нашли гробницу, в которой похоронена семья Александра Македонского

Изначально полагалось, что в гробнице хранились останки отца, сына и старшего сводного брата Александра Македонского, но после проведения исследований ученые сделали вывод, что имело место ошибочное определение отца и. Учеными найден отец Александра Македонского: подтверждено, что в древнегреческой гробнице, обнаруженной в 1977 году, находятся останки царя Филиппа II. Отец Александра Македонского был похоронен именно в гробнице I. Смотрим без рекламы. Российский радиоуниверситет Несостоявшийся великий завоеватель царь Филипп, отец Александра Македонского. Благодаря этому удалось, например, идентифицировать останки царя Македонии Филиппа II, отца Александра Великого. Генетики подтвердили подлинность останков из греческого склепа в Македонии как принадлежащих царю Филиппу II-отцу Александра Македонского.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий