Главные новости о персоне Иван Шадр на
Девушка-гребец с эрегированными сосками... К 80-летию произведения Ивана Шадра
В том же году скульптор готовит проект коронования адмирала Колчака, а также проект памятника в честь освобождения Сибири. Кроме того, колчаковским правительством Шадру было поручена разработка эскизов денежных знаков серии «Возрождение России». Однако эти проекты так и остались нереализованными, так как в ноябре 1919 года Временное Всероссийское правительство бежало из Омска, и город был занят частями Красной Армии. В апреле 1920 года И. Шадр берётся увековечить память жертв белого террора, погребённых в городском саду Омска. В мае того же года он получил заказ от Сибревкома на памятник Карлу Марксу. Летом статуя уже была готова и установлена. В 1923 году Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Там же демонстрировались его скульптуры, которые имели успех.
В 1924 году Иван Шадр создаёт натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. За 13 лет И. Шадр создал 16 скульптурных изображений В. Ленина, в том числе для Центрального Музея В. Ленина в 1934 году. Одна из самых значительных его работ — монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленной в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС имени В. Это один из первых памятников В. Ленину, он был демонтирован в 1991 год Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей» 1922 , скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата» 1927.
Основной моделью скульптора стала В. Волошина, студентка Московского Института физкультуры. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу. К лету 1936 года И. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона.
Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская Белоручева. Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на прежнем месте. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке. Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р.
Рериха и Музыкально-драматическую школу. В столице Иван прожил до 1908 года, затем год служил в Русской армии В 1910 году Иван уехал за границу. Сначала в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Academie de La Grande Chaumiere под руководством Ф. Родена и Э. Затем парижские учителя отправили И. Шадра на стажировку в Рим в Институт изящных искусств. В 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию.
В 1923 году действительно разрабатывалось оформление будущих монет СССР, но это делалось без участия Гознака. Летом того же 1923 года Шадр выполнил несколько работ для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Это барельеф «Борьба с землей», фигура рабочего-металлиста и «эмблема СССР в виде фигуры женщины, выбивающейся из скалы капитализма». В Отчете Технического отдела Гознака помещена ее фотография с примечанием о том, что это — первоначальный вариант, перерабатываемый скульптором. Первые бумажные денежные знаки с изображением скульптур, созданных И. Шадром, вышли в обращение в конце 1923 — начале 1924 года. Это были государственные денежные знаки СССР номиналом 15 и 25 тысяч рублей. Работа над их проектом началась в 1922 году. Изначально их эскизы были исполнены как эскизы денежных знаков достоинством 100 с изображением крестьянина и 500 с изображением красноармейца рублей. Скульптуры на них награвировал А. Троицкий, автором самих эскизов были А. Якимченко и В. В этой же серии проектировалась купюра с изображением рабочего, но в итоге в обращение ее не выпустили. Во второй половине 1923 года банкноты были переделаны в связи с образованием СССР и инфляцией. Таким образы, номиналы денежных знаков возросли, а государственная принадлежность изменилась: они стали первыми банкнотами СССР. Первые банкноты с изображениями «шадровских» скульптур ходили очень недолго, поскольку вскоре после их выпуска начался новый этап денежной реформы, и изготовление этих купюр было прекращено. В 1924 году в обращение вышел билет достоинством 3 червонца с изображением «шадровского» сеятеля. Эта банкнота готовилась с конца 1923 года. Общую компоновку банкноты осуществил художник Я. Изображение сеятеля было награвировано П. Ксидиасом по рисунку И. Дубасова, сделанному с фотографии скульптуры. Распространено заблуждение, что «шадровский» сеятель изображен на советском золотом червонце. Однако это не так: автором эскиза монеты был медальер Петроградского монетного двора А. Васютинский, использовавший собственный эскиз медали, выполненный еще до революции. В 1925 году в обращении появилась последняя банкнота с изображением «шадровской» скульптуры — 5 рублей.
Сидел торжественно, не шелохнувшись, старательно выполнял все указания Шадра. Эта скульптура подкупает своей силой, стихийной мощью и простотой замысла: широко расправил могучие плечи крестьянин и, на мгновение, оторвавшись от своей работы, о чем-то глубоко задумался. Лепя Калганова, Шадр не раз обращался мыслью к своему отцу, которого горячо любил. Плотник и резчик но дереву, мастер своего дела, мечтатель и фантазер, отец первый привил мальчику любовь к красоте, к родной русской природе, ко всему прекрасному на земле. Еще одна достаточно известная и выразительная работа Шадра -портрет матери. Шадр ничего не приукрашивает в этом портрете. Плотно обтянул седую голову платок. Глубоко врезались в шею и щеки морщины, избороздили лоб. Суровый, пристальный взгляд выцветших глаз. Усталое и мужественное лицо. Лицо крестьянки, прожившей долгую трудовую жизнь, полную невзгод и лишений, сумевшей в трудные годы вырастить 12 детей. Лицо женщины, на которой держался весь дом и которая все же находила в себе силы вечерами учить детей грамоте и арифметике, терпеливо каждое утро забеливая печку, служившую вечером классной доской. Портрет пронизан чувством горячей любви и уважения, чувством восхищения перед мужеством и самоотверженностью этой незаметной труженицы, способной своей энергией и авторитетом сплотить в единое целое большую трудовую семью. Так же особо значимые и знаменитые работы Шадра — это памятник Максиму Горькому, установленный в московском парке искусств, памятник Пушкину па берегу Невы в Ленинграде. Шадром было создано очень много работ и все они до сих пор волнуют воображение и сознание ценителей этого вида искусства. Стоит упомянуть о том, что в 1935 г. В музее Революции г. Москва собрано большинство работ Шадра: «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Отдых», «Штурм Земли», «Вождь» предназначавшаяся для Мавзолея , бюст Красина и матери, голова Ленина, сделанная с натуры и многие др. Директор этого музея говорил: «Музей Революции — это музей Шадра». В Шадринском краеведческом музее экспонируется 16 скульптур нашего земляка. Для Новодевичьего кладбища им были созданы скульптурные надгробия: Е. Немирович-Данченко, В. Дурову, Н. Аллилуевой и др. Иван Дмитриевич Шадр после тяжелой болезни скончался 03.
Иван Шадр: искренность
Но на самом деле Иван Дмитриевич Шадр, это и невероятно известная "Девушка с веслом", и "Сеятель", и надгробие Н.С. Аллилуевой, и огромное количество графического наследия, множество нереализованных проектов, сохранившихся лишь на бумаге или отлитых в гипсе. Главная» Новости» Шадр инфо новости сегодня. Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия – Иванов) родился 30 января 1887 г. в г. Шадринске, ныне Курганской области.
Art Investment
Иван Шадр принял участие в конкурсе наряду с такими признанными мастерами, как С.Т. Конёнков и Н.А. Андреев, также представивших свои проекты на суд жюри, и создал три эскиза. Иван Дмитриевич ШАДР, советский скульптор, запечатлевший в своих произведениях людей Октября, борцов и тружеников. Написать нам или предложить новость. 10 февраля 2017 года в училище состоялась викторина, посвященная 130-летию Ивана Дмитриевича Шадра, среди первых курсов. Если Вы не читали книгу «Иван Дмитриевич Шадр», Вы можете купить её в магазинах. Ива́н Дми́триевич Шадр (настоящая фамилия — Иванов; 30 января [11 февраля] 1887 или 30 января 1887, Такташи, Оренбургская губерния — 3 апреля 1941, Москва).
ШАДР ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Пушкину Vasil Kuzmichonak Памятник А. Пушкину Изначально скульптуру хотели установить в Ленинграде — на набережной Невы у сфинксов, чтобы поэт сверлил взглядом "Медный всадник": "Реформатор русской поэзии смотрит на реформатора русской истории". Также памятник планировали поместить на Биржевой площади, между ростральными колоннами. Но до смерти Шадра место так и не согласовали. Памятник В. Чкалову Vasil Kuzmichonak Памятник В. Чкалову При работе над скульптурой лётчика, совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс, Шадр решил отказаться от темы воздуха и летательных аппаратов.
Позднее по названию города Шадр придумал себе псевдоним. С детства мальчик проявлял способности к рисованию. В 1901 году Иван Дмитриевич без подготовки сдал экзамен для поступления в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где проучился до 1906 года.
В 1907 году отправился путешествовать по России и пешком дошел до Санкт-Петербурга. Там его рисунки увидел знаменитый русский художник И. Репин, который дал им высокую оценку. Затем Шадр учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а в 1910 году отправился учиться в Париж и Рим. Вернувшись в Россию, учился в Петербургском археологическом институте, а в 1914—1917 годах работал у известного российского кинопромышленника А. В 1918 году уехал в Омск и оставался там до 1921 года, выполняя заказы колчаковских властей. Затем вернулся в Москву. В 1920—1930-е годы Шадр был успешным и известным советским скульптором, мастером ленинианы. Помимо его «денежных» работ, он известен как автор скульптур «Борьба с землей» 1923 , «Булыжник — орудие пролетариата» 1927 , «Девушка с веслом» 1934, 1936 , памятника В.
Горькому 1939. В 1930 году совместно со скульптором П. Таёжным Шадр создал модель первого варианта ордена Ленина. Умер скульптор в Москве 3 апреля 1941 года. В собрании Гознака сохранилось немало материалов, связанных с работой Шадра, — гипсовые копии скульптур «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин» , их фотографии, сделанные при разработке денежных знаков, эскизы и образцы продукции Гознака, фотографии мастерской Шадра, которая находилась напротив здания 2-й Московской фабрики Гознака на Мытной улице. Идея передать облик человека на банкноте посредством изображения скульптуры была не новой. Еще в 1895 году скульптурный портрет Петра I появился на одном из эскизов «императорской серии» Р. Рёсслера и впоследствии был «перенесен» на 500-рублевую банкноту образца 1898 года. Однако в 1920-е годы эта идея наполнилась новым содержанием: теперь на банкнотах и других государственных бумагах планировалось показать новых хозяев жизни — через их скульптурные портреты.
Именно противопоставление старых банкнот и марок с портретами императоров и новых с изображениями простых людей подчеркивается едва ли не во всех публикациях, связанных с историей создания советских банкнот 1920-х годов. Уже в отчете Технического отдела Гознака за январь — сентябрь 1922 года скульптурам Шадра дана высокая оценка как символу «идеи рабоче-крестьянской власти». В более позднем отчете Гознака отмечено, что «теплый прием, оказанный этим фигурам в художественных сферах и в широких массах пролетариата, послужил гарантией, что идея взята правильно». Существуют многочисленные публикации по истории создания скульптур, в которых раскрываются обстоятельства работы Шадра над ними и называются их прототипы. Широко известны воспоминания о том, как Шадр искал модели для скульптур среди крестьян прототипом крестьянина был П.
Но прочная связь Ивана Дмитриевича с народом помогает ему все же определиться как зрелому реалисту. Великая Октябрьская социалистическая революция стала поворотным пунктом в художнической судьбе Шадра. Он отдает свой талант и жизнь на службу народа, сбросившего иго эксплуататоров. Конец гражданской войны застает красноармейца Иванова в Омске. Здесь скульптор создает первые портреты Карла Маркса и Карла Либкнехта.
Проекты памятников Парижской коммуне и Октябрьской революции свидетельствуют о том, что Шадр думает о новом монументальном искусстве. В 1922—1923 годах по заказу «Гознака» он создает замечательные скульптурные образы крестьянина, красноармейца, рабочего. Эти работы, воспроизведенные на деньгах, марках и облигациях советского государства, стали известны миллионам людей и получили их признание. Интересно, что прототипы своих героев-крестьян скульптор нашел в родных местах — в деревне Прыговой Шадринского района. Рабочему классу посвящает художник замечательную монументальную скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата». Шадр мечтал запечатлеть образ Владимира Ильича Ленина. Но к своей «Лениниане» он приступил только в скорбный день прощания народа с любимым вождем. Ему поручили выполнить посмертный портрет Ильича. Скульптор вспоминал: «Я забыл все на свете, все, кроме лежащего передо мной великого человека».
Но реакция начинала свое победное шествие. В начале 1906 года произошли повальные аресты и обыски; в числе арестованных неоднократно упоминались ученики Художественно-промышленной школы. Вскоре телеграфным распоряжением Министерства торговли и промышленности М. Каменский был снят с должности и переведен в Уральск. Занятия в школе были прекращены до прибытия нового директора — Б. Рупини, ранее работавшего в Саратовской художественно-промышленной школе. Шадр не оставался сторонним наблюдателем бурных революционных событий, активно участвовал в политических демонстрациях, состоял членом боевой дружины школы и, что особенно примечательно, вмешивался в политическую борьбу как художник-демократ. Характерно, что эта сторона деятельности Шадра относится к тому времени, когда политические репрессии в Екатеринбурге и суровый режим, установленный в школе новым начальством, сделали невозможными иные формы политических выступлений. Упоминавшийся ранее барельеф «Евреи», созданный, судя по некоторым данным, в 1906 году, явился горячим протестом молодого художника против черносотенных погромов. Драматическая композиция, изображающая группу людей, сметаемых вихрем в пропасть, легко ассоциировалась со сценами еврейских погромов и поэтому тотчас была снята цензурой с школьной выставки. Еще большей политической заостренности достиг Шадр в серии сатирических рисунков для местного художественно-литературного и сатирического журнала «Гном». Журнал «Гном», издателем которого был В. Мутных, с первого же номера обнаружил свое политическое, антиправительственное направление. Шадр сотрудничал в журнале с апреля 1906 года до окончательного закрытиия журнала, подписываясь именем героя романа Гюго — Жана Валь-жана. Первые три рисунка Шадра появились в десятом номере за 1906 год. Все они посвящены начавшимся репрессиям. Расположенные рядом и снабженные пояснительными надписями, они вскрывают различное отношение царских жандармов к капиталистам, заигрывавшим с революционерами, и к пролетариям-революционерам. Несмотря на явные улики, обнаруженные у богача, — разбросанные после обыска бумаги с лозунгами: «Отречемся от старого мира», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Опрокидывающий в горло огромную бутыль «блюститель порядка» — жандармский офицер и чокающийся с его начальником хозяин квартиры демонстрируют полное единомыслие. Надпись «Все благополучно» подчеркивает исход учиненного у богача обыска. Иначе обстоит дело у пролетария. В отличие от изобилия предметов в первом рисунке, характеризующего богатую жизнь, обстановка пролетария обрисована скупо и немногословно. Грозный окрик жандарма, бесцеремонное обращение его помощника, обыскивающего постель рабочего, разбитая посуда, упавшая с опрокинутого стола, — все это говорит об обреченности хозяина бедной комнаты. Отсутствие улик не может служить препятствием для незаконного ареста. В третьем рисунке, имеющем надпись «Безвыходное положение», Шадр раскрывает истинную суть «пресловутого манифеста либеральных свобод» 17 октября с его посулами «незыблемых основ гражданской свободы». Олицетворяющий Россию крестьянин, освобождаемый революцией от кандалов, в ответ на призыв идти вперед, горестно вопрошает: «Куда же мне? Свою сатирическую мысль Шадр раскрывает и брошенным на землю, рядом с черепом, листом с перечеркнутой надписью «Свободы 17 октября» «Зачеркнутому не верить» — помечено под рисунком. Положенный поверх листа меч, придавленный большим камнем с цифрой «XX» двадцатый век , и уснувшая на нем сова птица мудрости — еще одна деталь, заостряющая сатирическое содержание композиции. Весьма возможно, что Шадр был знаком с известным рисунком Е. Лансере Лансере Евгений Евгеньевич [1875—1946] Русский художник. Академик живописи 1912. Действительный член 1916 ИАХ. Сын скульптора Е. Лансере и Е. Лансере Бенуа , племянник архитектора Л. Бенуа, художников Альберта Николаевича и Александра Николаевича…, посвященным той же теме. При всем различии стилистических особенностей понимание истинной сущности манифеста было схоже. В одиннадцатом номере журнала Шадр дает рисунок с острой сатирой на избирательный закон от 11 декабря 1905 года, который, по существу, не внес никаких изменений в избирательный закон для булыгинской думы, сметенной октябрьской всероссийской политической стачкой. Оставалась та же система распределения выборщиков, сохранялась многостепенность выборов, особенно для рабочих и крестьян. В результате большая часть населения была лишена избирательных прав. На обложке журнала под крупной надписью «Гном» вьется узкая дорога, по которой движутся «просеянные» избиратели в виде комариков. Она начинается с входа «Просевочного отделения», охраняемого гномом, преграждается в глубине большими воротами, затянутыми паутиной, сетями, шлагбаумом и проч. За выборщиками-комариками наблюдает скрытый кустами мужчина. Этой деталью Шадр подчеркнул строжайший надзор полиции, при котором проходили выборы в Первую государственную думу. В двенадцатом номере журнала помещены три рисунка Шадра. На обложке изображена сидящая на диване женщина, горестно склонившая голову. На нее смотрит мужчина с туловищем зверя и с медалью городского головы на шее. В героях этой сцены Шадр показал екатеринбургского городского голову И. Акфиногенава и его племянницу, над которой он совершил насилие. Чтобы скрыть свой проступок, Анфиногенов обвинил жертву в политических связях и добился ее ареста. Только через несколько месяцев, благодаря вмешательству общественности и издателя журнала «Гном», девушка была освобождена из заключения. Второй рисунок, менее яркий по сюжету, посвящен поискам тайной полицией убитого попа Гапона. Большой интерес представляет третий рисунок с надписью: «Кто победит? В нем Шадр вновь возвратился к волнующей теме дня — наступлению реакционных сил на революционный народ. Огромный медведь, разорвавший сковывавшие его цепи «Миша проснулся!! За медведем видна фигура уже поваленного человека, здесь же валяется сорванный эполет, царская корона в виде черепа с крестом и скипетр, к концу которого привязана плеть. Смертельная схватдоа приходит к концу: «правительство», извернувшись, вонзает в шею медведя кинжал. За исходом схватки наблюдают орлы с орденскими знаками на хищно вытянутых шеях, некоторые из них уже летят на кровавый пир. Невдалеке виднеются тюремная решетка и дуло пушки. Еще большей сатирической остроты достигает Шадр в рисунке «Придворная сценка Два доктора », помещенном в четырнадцатом номере за 1906 год. У приставленных к спинке царского трона ширм сидит Николай II в короне и порфире. Против него, уродливо изогнувшись, полулежит в кресле мужчина в черной одежде, с большой лысой головой и огромными ушами. В его облике легко угадывается истязатель русского народа — Победоносцев. Столь же выразителен образ Николая II. Деловито подобрав мантию, зажав в руке скипетр, напоминающий нож, и сдвинув на затылок корону, он обратился к Победоносцеву. Отвратительное лицо с уродливым шишковатым носом, щелями вместо глаз, и похожее на сгустки крови месиво у ног дорисовывают образ палача революционной России. Разговор протекает при взаимном понимании и согласованности, что подчеркивают ноты с подписью «Дуэт». Содержание и мотив дуэта легко определяются по характеристике исполнителей и некоторым деталям: на ширме изображена виселица, свертки бумаг засунуты в ночной горшок. На одном из свертков надпись: «Устав». Так показал Шадр «врачей», излечивавших Россию от революции. Мутных привлекается, главным образом, по статье 103 и 107 за оскорбление Величества. С него взята подписка о невыезде и денежное поручительство». Упоминаемый четырнадцатый номер журнала был конфискован. В стихотворении, пародирующем Лермонтова, говорилось: Репрессии дикой суровый поборник, В овчинной порфире безграмотный дворник Угрюмый сидит у ворот.
Выставка Ивана Шадра: к 135-летию со дня рождения
Третьего апреля 1941 года скончался скульптор-монументалист Иван Дмитриевич Шадр. Иван Дмитриевич Шадр (Иванов, 1887 – 1941) родился в селе Такташинском Оренбургской губернии, где в этот момент работал его отец – плотник Дмитрий Евграфович Иванов. Хотя дореволюционных работ известно мало: все-таки Иван Шадр — главным образом скульптор советского периода».