Важной частью обновленного ИТ-ландшафта является доработанная POS-система.
Офисный ИТ-ландшафт для АКРА
Таким образом, целесообразно создавать максимально универсальное промышленное ПО, модульная структура которого позволит конструировать решение из нужного для конкретной отрасли функционала. А затем уже получившуюся конструкцию можно дорабатывать под специфику бизнес-процессов конкретного заказчика. Однако совсем не обязательно создавать монолитную архитектуру, контролирующую все функциональные блоки предприятия. Современные инструменты для интеграции — шины данных позволяют выстраивать отказоустойчивые сервисные архитектуры с большим количеством источников и приёмников данных. Сервисная архитектура обуславливает возможность замены отдельных модулей, сервисов и подсистем оперативно и безболезненно для работы всей системы. В условиях динамично развивающегося рынка такая архитектура является конкурентным преимуществом бизнеса», — поясняет Сергей Локтев. Евгений Воякин считает, что обе заявленные стратегии имеют свои преимущества и недостатки. С другой — такое ПО может не соответствовать уникальным требованиям отраслей или специфическим процессам. И тогда нужна стратегия разработки специфических решений для разных областей промышленности и процессов. Только она может обеспечить точное соответствие требованиям клиентов и уникальным особенностям каждой отрасли. Разумеется, такая стратегия может потребовать больших инвестиций в исследования и разработку, а также глубокого понимания конкретных отраслей и специфических процессов», — поделился мнением замруководителя ООО «Бизнес Система Телеком».
Степан Воробьёв согласен с коллегой: выбор стратегии во многом зависит от ресурсов производителя. Например, в «СиСофт Девелопмент» разработали подходы, которые успешно решают и ту, и другую задачу. Далеко не по всем направлениям их достаточно, это также касается разработчиков, но особенно — заказчиков. Так что, возможно, жизнеспособная стратегия — сопровождать решения на начальном этапе собственными квалифицированными внедренцами», — рассуждает эксперт. Универсальное ПО всегда будет уступать специализированному и не сможет удовлетворить потребности каждой сферы с уникальной спецификой. И напротив, если каждое предприятие будет разрабатывать уникальное решение для собственных нужд, ресурсы будут слишком распылены. Важно соблюсти баланс между этими двумя стратегиями», — считает Егор Гуторов. Поддержка государства Для поддержки российских разработчиков промышленного программного обеспечения запущена грантовая система. Однако ПО, как любой сложный продукт, требует тщательного планирования и поэтапного цикла работ. Может ли грантовая система обеспечить требуемое долговременное финансирование таких проектов?
За такой срок разработать серьёзное ПО невозможно, а каждый год подавать документы заново непродуктивно. Необходимо выстроить структуру грантов таким образом, чтобы она включала в себя средне- и долгосрочные проекты. Думаю, тогда можно будет говорить и о значительном, а не единичном, количестве прорывных ИТ-продуктов, разработанных в нашей стране», — комментирует Виктория Никитина. По мнению Дмитрия Нора, о долговременном финансировании речи, действительно, не идёт, но с помощью гранта разработчик сможет создать реальный продукт — для начала этого достаточно. Создание ПО — непростой процесс. Не видя реального продукта, никто не будет покупать идею или финансировать её, даже если она жизнеспособная. Грантовая система финансирования — это большой шаг вперёд в решении данной проблемы», — считает директор ООО «Софт Скай Девелопмент». Евгений Воякин также считает, что различные меры поддержки могут помочь компаниям преодолеть начальные финансовые барьеры и ускорить процессы исследований, разработки и внедрения. Однако в случае сложных и длительных проектов разработки ПО, требующих тщательного планирования и поэтапного цикла работ, гранты могут предоставлять только изначальное финансирование. А для обеспечения долгосрочного финансирования проектов разработки ПО компании могут искать дополнительные источники, такие как венчурные инвестиции, кредиты, стартап-акселераторы или партнёрства с инвесторами.
Кроме того, по мнению эксперта, разработчики должны стремиться к коммерциализации своих продуктов и получению доходов от продажи лицензий или подписок на ПО. Степан Воробьёв отмечает, что грант может обеспечить некую поддержку на старте — содействие в доработке решения, представления его целевой аудитории и т. Но он не должен выступать «костылём», на который постоянно опирается разработка. Её адекватными стимулами должны быть конкуренция и реальные заказы. Во многих случаях это требует реорганизации многих производственных процессов без остановки выпуска продукции, а значит, и существенных финансовых ресурсов. Различные субсидии и гранты могут стать реальной работающей поддержкой», — уверен представитель АО «СиСофт Девелопмент». Сергей Локтев тоже придерживается мнения, что для большей эффективности грантовую систему желательно комбинировать с работой на конечного заказчика. С одной стороны, в таком варианте организации реализация займёт больше времени, с другой — для конечного заказчика он выйдет однозначно дешевле, а проектная команда гарантированно получает возможность апробации результатов», — поясняет руководитель проектов ООО «Первый Бит». Александр Готфрид предлагает субсидировать не разработчиков ПО, а потребителей, переходящих на отечественный продукт, в формате компенсации государством части стоимости лицензий. Вендоры отечественного ПО получат расчётную прибыль и средства для дальнейшей разработки своих решений.
При наличии интереса к продукту со стороны потребителей данная схема однозначно была бы более эффективной, чем односторонняя поддержка только разработчиков ПО. А при отсутствии интереса проект свернётся как нежизнеспособный», — раскрывает тонкости директор по проектному производству компании «Кайрос Инжиниринг». Егор Гуторов напоминает, что после разработки созданное решение необходимо поддерживать и обновлять. Это тоже требует ресурсов, и, если ПО не приносит прибыли, многим компаниям проект покажется неинтересным. Сколько клиентов они смогут заполучить? На какую прибыль могут рассчитывать? Российский рынок относительно мал. СНГ больше, но будут ли там покупать российские разработки при наличии западных аналогов? С другой стороны, компании сейчас прощупывают рынки дружественных стран, и государство обеспечивает поддержку и здесь. Если эти усилия увенчаются успехом, то возможность экспортировать отечественные решения станет не меньшим стимулом, чем гранты на разработку», — рассуждает директор компании «КЕДР Solutions».
В теории картина понятна, а что говорят о грантовой поддержке те, кто уже попытался ею воспользоваться?
Ими пользовались и как средой для хранения данных, например, в рамках гибридных архитектур, так и готовыми сервисами, от почты, мессенджеров и ВКС до PaaS-инструментов для разработки. Таким компаниям также придется выбирать альтернативы в реестрах российского ПО или придумывать способы продления подписок на зарубежные ресурсы. И здесь возникает большая проблема: в силу самой природы облачных ресурсов, провайдеры могут отключить компанию от доступа к ее ресурсам в любой момент.
Примеров блокировки работы корпоративных сервисов по такому сценарию — немало. Российские облачные платформы и сервисы в современных условиях становятся оптимальным выбором для компаний любого размера. Особенно, когда нужно масштабировать бизнес и на рынке отсутствуют подходящие для этого локальные инфраструктурные решения. Переход в облако не обязательно подразумевает миграцию всех сервисов.
Компании могут сочетать свой набор onpremise-решений с облачными. Например, можно перенести в облако корпоративную почту, тестирование и разработку или хранение резервных копий. При этом, службу каталогов оставить на своих серверах. Критически важно не концентрировать все ресурсы в одном месте, даже когда речь идет об облаках.
Рекомендуется выбрать одного провайдера для почты, видеоконференций, мессенджеров и систем управления документами, но при этом использовать другого для резервного копирования, чтобы обеспечить независимость и отказоустойчивость систем. Бизнес строит ИТ-ландшафт с нуля Таким компаниям легче и труднее одновременно. С одной стороны, у них есть полная свобода и отсутствие «легаси-багажа». С другой — им не на что опереться, приходится максимально быстро вникать в предложение российских ОС, офисных пакетов, систем виртуализации и резервного копирования.
То есть, полностью выстраивать корпоративную ИТ-архитектуру на базе исключительно российских решений. Успеха здесь можно достичь либо при условии относительно простых потребностей, либо при наличии очень серьезной внутренней ИТ-компетенции, а также через привлечение сведущего консультанта с опытом подобных проектов. К сожалению, системный подход к импортозамещению в ИТ, охватывающий последовательную замену серверного ПО, виртуализации, ОС и прикладных программ все еще встречается на нашем рынке не так часто.
Гарантированная непрерывность работы бизнес-систем. Защищенное подключение к VDI для безопасного обмена данными между удаленными и офисными сотрудниками. Упрощенный вход в ИТ-экосистему через единую точку доступа. Корпоративная почта на приватном сервере. Сервисы, задействованные в кейсе.
По нашим наблюдениям, в крупной компании их количество в среднем — от 5 до 10. При этом каждый компонент может иметь более десятка связей с другими. Согласно логике референсной модели, узловые компоненты являются отправными точками программы миграции на новый ИТ-ландшафт. На следующем шаге эксперты формируют перечень информационных систем, где применяются эти компоненты. А дальше, руководствуясь базовыми критериями ранжирования этих информационных систем по уровню критичности, нагрузки и связанности с другими компонентами, определяют пул приоритетных систем, которые следует переводить на новый стек технологий, как можно быстрее. Уже сейчас в портфеле проектов команды Rubytech есть реальный кейс, который реализуется совместно с заказчиком из финансового сектора. В рамках проекта мы вместе с ИТ-департаментом заказчика выбрали оптимальные решения для построения целевой модели. Далее была сформирована модель, которая оценивается с точки зрения применения для всего ИТ-ландшафта компании. В текущей реализации это не абстрактный набор решений без подтверждённой информации о возможности их применения в каждом конкретном узле, а прикладная целевая модель, разработанная в соответствии с чёткими функциональными требованиями. На следующем этапе проведены пилотные тестирования выбранных ИТ-продуктов — уже в целевом ИТ-ландшафте в связке с другими выбранными решениями и под планируемой нагрузкой. Сейчас мы готовы приступать к проекту миграции на них информационных систем заказчика. Таким образом, применение референсной модели позволяет нам получить детальный срез ИТ-ландшафта компании; понять, из каких компонентов он состоит; разработать план перехода на отечественные решения и сформировать своего рода технологический стандарт для дальнейшей реализации проектов миграции. Мы в Rubytech уверены, что в долгосрочной перспективе он будет принят в качестве архитектурного отраслевого стандарта по переводу заказчиков из финансовой отрасли на технологии для свободного цифрового развития. Импортозамещение в масштабах отрасли — это возможно Хотя сама по себе референсная модель является унифицированным инструментом, при взаимодействии с конкретным отраслеобразующим заказчиком её сегменты постепенно детализируют, либо разделяют по уровням нагрузки в зависимости от специфики ИТ-систем, которые используются в компании. Так рождается отраслевая модель, содержащая конечный перечень продуктов. На следующем шаге классы оборудования и наборы ПО, применяемые в отрасли, конкретизируют до уровня конечных платформ, которые допустимо использовать в проектах миграции на защищённые технологии. При таком подходе каждый из центров принятия решений получает возможность подбирать доступные на рынке продукты, основываясь на базовом стеке технологий, который разрешён и рекомендован к применению в отрасли. Такой отраслевой стандарт построения импортозамещённой архитектуры необходим компании, чтобы включать в перспективный план развития проекты по переводу ИТ-систем на отечественные технологии, планировать ресурсную загрузку и бюджеты. Заказчикам больше не придётся тратить время на поиск новых решений: все апробированные «в полях» и получившие первые результаты решения могут быть использованы в любой из компаний, работающих в отрасли. Так в долгосрочной целевой модели появляется технологический стандарт, который обладает высокой степенью эффективности ещё и с точки зрения финансовых затрат.
Как классифицируют ИТ-ландшафты
- Другие новости
- Свежее по теме
- Как классифицируют ИТ-ландшафты
- NAUKA модернизирует ИТ-ландшафт группы компаний МЕЛКОМ -
Gartner: семь технологий, которые кардинально изменят ИТ-ландшафт
Сам банк по отношению к этим целевым системам будет являться системой-создателем. Разобравшись с надсистемой, пришло время заглянуть внутрь системы нашего предприятия и выяснить, что какие именно его части реализуют требуемую клиентам эмерджентность в рамках целевых систем. В составе системы-банка должны присутствовать подсистемы-провайдеры для соответствующих продуктов, а также их системы-создатели, роль которых играют соответствующие бизнес-подразделения оргзвенья. Отделы придумывают концепцию использования сервисов, предоставляемых своими продуктами клиентам, создают описание концепции самих продуктов из каких функциональных компонентов они состоят, как эти функции взаимодействуют, какие роли участвуют в процессах, какие практики выполнения работ этими ролями применяются, какие документы порождаются и т.
Каких-нибудь 100 лет тому назад на этом можно было бы остановиться, поскольку все указанные функции по обработке информации в рамках продукта выполнялись исключительно людьми с использованием подсобных инструментов канцтоваров , не требуя никаких дополнительных сервисов. При этом системы-провайдеры продуктов не зависели друг от друга. С появлением компьютеров картина существенно изменилась.
Практически все функции стали реализовываться сервисами, предоставляемыми ИТ системами приложениями , и придаными им сотрудниками фронт- и бэк-офиса. В результате чего и возникла «наша» система — ИТ ландшафт, а также ее система-создатель — оргзвено «Отдел ИТ», положив начало разделению организации на «Бизнес» и «ИТ». Поначалу все выглядело относительно просто.
В ИТ ландшафте присутствовала одна основная система, которая как конструктивный элемент воплощала практически все требуемые функции для систем-провайдеров бизнеса что является идеальным с точки системной инженерии и при этом практически не взаимодействовала с другими системами. Частота появления новых продуктов а значит и новых систем-провайдеров для них и изменения существующих была крайне невысокой, с чем небольшой отдел ИТ вполне справлялся путем изменения настроек коробочной системы, тем более что архитектура ее, как правило, была модульная, что позволяло докупать необходимые стандартные модули по мере развития бизнеса и появления потребности в новых продуктах. При этом общий уровень развития и проникновения информационных технологий в клиентуре и партнерской среде был относительно низким, что не требовало предоставления каких-либо сервисов предприятия посредством цифровых каналов.
Стоит, однако, отметить, что у систем-провайдеров продуктов теперь появилась общая зависимость от одной системы-создателя — АБС, что привносит риски для непрерывности бизнеса. Однако последующее взрывное развитие информационных технологий с одновременным расширением их доступности привели к кратному ускорению изменений продуктовой линейки и появлению принципиально новых каналов ее доставки клиентам. Началась эпоха цифровизации, при которой продукты и сервисы либо предоставляются клиенту полностью в цифровом виде цифровые медиа, онлайн банкинг , либо физические продукты и сервисы могут быть получены клиентом с использованием цифровых сервисов например, онлайн каршеринг.
Номенклатура доступных на рынке коробочных ИТ систем и технологий существенно расширилась. Естественно, что все эти изменения не могли не сказаться на структуре ИТ ландшафта. Началась атомизация ИТ ландшафта, где наряду с АБС как основным операционным и учетным модулем, появилось множество дополнительных приложений для реализации отдельных функций в продуктовых надсистемах бизнеса, что позволило в определенной степени повысить качество сервисов, а также увеличить скорость их изменения.
Однако при этом заметно возросла и сложность самого ИТ ландшафта, поскольку приложения имели независимый жизненный цикл и, как правило, развивались автономными оргзвеньями как системами-создателями. Кроме того, системы должны были обмениваться данными в рамках интеграционных ИТ решений по поддержке функциональности продуктовых систем-провайдеров, причем как в режиме онлайн, так и в пакетном оффлайн режиме, что приводило к усложнению интеграционной инфраструктуры. Таким образом, стали выделяться 3 системных уровня: Уровень собственно ИТ ландшафта Enterprise Architecture - совокупность всех приложений предприятия иногда включая приложения его партнеров и клиентов и их интеграций.
Уровень ИТ решения Solution Architecture — подмножество приложений ИТ ландшафта, взаимодействующих друг с другом для реализации некоего целевого поведения процесса в конкретной надсистеме бизнеса. Дополнительным фактором увеличения сложности стало использование одних и тех же приложений в качестве конструктивных модулей в большом количестве все новых и новых ИТ решений как enabling систем для систем-провайдеров продуктов, что стало приводить к конфликтам как между надсистемами-провайдерами продуктов одному продукту нужен атрибут в сущности БД, а другому такой атрибут будет мешать , так и конфликтам между системными уровнями ИТ решения и приложения как его подсистемы для ИТ решения требуется выполнение определенной функции приложением, а система-создатель приложения считает эту функцию для него нецелевой. Неудивительно, что данные конфликты с уровня ИТ ландшафта эскалировались по цепочке наверх, приводя к конфликтам между конечными системами-создателями — оргзвеньями бизнеса и ИТ.
Разрешались же эти конфликты, как правило, либо путем внедрения новых приложений с дублированием функционала уже существующих, либо «запихивания» нецелевого функционала и данных в существующие приложения, что приводило к еще большему усложнению ИТ ландшафта. Отдельно стоит отметить такой фактор сложности ИТ ландшафта как многочисленные слияния и поглощения, в результате которых в объединенном предприятии появлялись дублирующие друг друга системы-создатели продуктов и поддерживающие их ИТ приложения. Очередной этап увеличения сложности связан с внедрением Agile-подходов к созданию систем-провайдеров продуктов.
С точки зрения системного подхода Agile — это наделение систем-создателей в бизнесе продуктовых бизнес-подразделений ресурсами и полномочиями не только разрабатывать концепцию использования системы-провайдера продукта и ее функциональное описание как это было в классической «водопадной» модели взаимодействия бизнеса и ИТ , но и самостоятельно синтезировать ее модульную структуру, а также разрабатывать сами модули-приложения как правило, в микросервисной архитектуре , причем делать все это итеративно с быстрым получением обратной связи от внешних проектных ролей клиентов. Такой подход привел к улучшению коммуникации бизнеса и ИТ при создании продуктов, повышению автономности продуктов, а также к появлению двухуровневой топологии ИТ ландшафта и его систем-создателей, описываемую Gartner как «двухрежимное» ИТ Bimodal IT : Режим 1 «Традиционное ИТ» - традиционный и последовательный, нацеленный на безопасность и надежность. Оптимизирован для более предсказуемых и понятных областей.
Он фокусируется на использовании того, что известно, при обновлении устаревшей среды до состояния, пригодного для цифрового мира. В основном поддерживается монолитными приложениями, развиваемыми соответствующими отделами ИТ в рамках общекорпоративного релизного цикла. Режим 2 «Быстрое ИТ» - исследовательский и нелинейный, обеспечивающий продуктовую гибкость и скорость Time-to-market, экспериментирующий для решения новых проблем и оптимизированный для областей неопределенности.
В основном приложения в микросервисной архитектуре, развиваемые кроссфункциональными Agile-командами. С точки зрения структуры ландшафта «Традиционное ИТ» вследствие межуровневых конфликтов со временем обретает черты «платформенности» — монолитные core-приложения предоставляют микросервисным приложениям «Быстрого ИТ» свое поведение посредством слоя стандартизованных программных интерфейсов API. В «Быстром ИТ» так же формируется платформа, в которую выносятся общие для всех приложений инфраструктурные и бизнес-сервисы аутентификация, журналирование, генерация и распознавание документов и др.
При этом надо учитывать, что доступность высокопроизводительных компьютеров стала меньше, так что российским разработчикам придется вспомнить подзабытое умение советских времен — создавать софт, максимально использующий возможности «железа». Да, и само «железо», кстати, тоже надо импортозамещать. Но тут такое непаханое поле, что его хватит на «тренды» ближайших лет пяти, а то и десяти. Пиратство — новые повороты вечной темы Про «обычное» пиратство, которое понемногу проникает даже на ведущие маркетплейсы, сказано за последние два десятка лет уже достаточно. Но теперь пираты гораздо чаще, чем ранее, воруют не у условного «Майкрософта», а «у своих», тормозя развитие российского рынка разработки и, конечно, с этим надо что-то делать более решительно, чем раньше.
Также появилось «вынужденное» пиратство. Не весь иностранный софт можно заменить «по щелчку пальцев», для некоторых решений полноценных аналогов нет. И многие российские компании пытаются «менять, ничего не меняя» — оставаться до последней возможности на привычных западных разработках. Решать вопросы силовыми методами в этом случае неправильно, особенно если «аналогов нет». Но если оставить в этом отношении все как есть, компании будут жить на небезопасном нелицензионном ПО, что может оказаться чревато.
А российские разработчики — недополучать средства для развития.
По всем проектам работы движутся штатно. В ходе реализации есть некоторые вопросы о более глобальных проектах, которые касаются целой отрасли или сразу нескольких. Сейчас — следующий этап работы, когда мы действительно можем взглянуть более системно на наши задачи, продукты, сервисы, в том числе подойти к формированию ИТ-ландшафтов. Тот подход, который сегодня будет предложен, заслуживает внимания. Согласно данному подходу к построению ИТ-ландшафтов, мы обращаем пристальное внимание на совершенно конкретный разрез функциональных задач внутри каждой группы процессов: разработки продукта, производства, сервисов и других важных критических для нас групп задач, с которыми сталкиваются все наши заказчики. На этом этапе у нас есть прекрасная возможность методологически качественно пересмотреть ряд подходов и посмотреть на то, каким образом они между собой соотносятся».
Спикер отметил, что в рамках сессии будут рассмотрены подходы разных Индустриальных центров компетенций, что позволит более предметно говорить о кросс-отраслевом применении решений, стандартизации и интероперабельности продуктов. В отраслевом комитете по машиностроению уже создан архитектурный комитет. Такие же инициативы есть у коллег из нефтегазовой отрасли. Архитектура предлагает не только делить задачи в рамках ландшафта, но и погружаться в них и принимать решения, ориентируясь на потребности заказчика, формирующего функциональные технические требования к каждому элементу. Минпромторг России будет поддерживать такие инициативы в разных отраслях. Надеюсь, что сегодня мы сможем обменяться опытом, подходами и в такой же логике построить работу во второй волне проектов по формированию детализированных индустриальных ИТ-ландшафтов Индустриальных центров компетенций на основе функционально-технологических карт», — подчеркнул Владимир Святославич. Директор АНО «ЦКИТ» Илья Массух дополнил, что процесс подготовки приоритетных направлений замещения зарубежных отраслевых решений и программного обеспечения на отечественные продукты в ключевых отраслях экономики и ИТ-ландшафтов осуществляется в два этапа: первый — до конца апреля 2024 года предполагает формирование функционально-технологических карт «белых пятен», второй этап состоит в создании детализированных индустриальных ИТ-ландшафтов ИЦК на основе функционально-технологических карт до конца 2024 года.
Директор Департамента развития отрасли информационных технологий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрий Никитин описал повестку на ближайший год и отметил промежуточные результаты работы: «Напомню, что 1 марта 2024 года в Минцифры России состоялось совещание с участием Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко, в рамках которого рассматривались подходы к запуску новой волны проектов в ИЦК. В ходе совещания был сделан особый акцент на выявление «белых пятен» в процессе подготовки приоритетных направлений замещения зарубежного ПО на отечественные решения. Что мы понимаем под «белыми пятнами»? К ним относятся решения, в которых мы не достигли достаточно уровня зрелости для перехода, или они отсутствуют вовсе на нашем ИТ-рынке». Дмитрий Сергеевич напомнил, что механизм выявления «белых пятен» был сформирован Департаментом развития отрасли информационных технологий Минцифры России ещё в 2022 году, однако методология совершенствуется с каждым годом. Кросс-отраслевой взгляд на данный процесс и синхронизация работы различных индустриальных центров компетенций обеспечивают решениям более системный характер и позволяют выходить долгосрочное планирование проектной деятельности.
Клиентская часть наших продуктов также постоянно совершенствуется. Каждый стремится создать экосистему вокруг себя на базе собственных флагманских продуктов. И на рынке уже много примеров среди крупных разработчиков. За прошлый год многие компании скорректировали свои стратегии и начали перестраивать бизнес-процессы с учетом новых вызовов. Поэтому отмечается всплеск интереса к разным решениям: от инфраструктурных сервисов, таких как службы каталогов, почты, мессенджеры до систем информационной безопасности, так как количество новых угроз и хактивистов продолжает расти. Также технологии machine learning получат все большее распространение, и данные технологии уже активно используются злоумышленниками. Соответственно системы защиты тоже должны в большей мере использовать весь доступный стек технологий, в том числе и указанные выше технологии ML. На данный момент вопрос совместимости решений стоит также остро, поэтому спикеры пришли к выводу, что ПАКи получат «новую» жизнь в 2023. Протестированные продукты от разных производителей в совместной работе высоко ценятся заказчиками.
Корпоративный ИТ-ландшаф — по новым правилам
В том числе по этим причинам наша компания несколько лет назад и выбрала Нижний Новгород для открытия собственного центра программных разработок. Таким образом, у сотрудников нашей компании появилась возможность работать в эпицентре развития ИТ-индустрии, использовать новейшие технологии, делиться опытом с коллегами и получать новые знания. Собственные разработки, собственное оборудование — это гарантия вашего суверенитета? Именно это и является гарантией нашего суверенитета. Своевременная цифровая трансформация и адаптация под новые условия — это ключевые факторы, позволяющие компаниям развиваться в современных условиях. В эпоху цифровой экономики именно внедрение ИТ-технологий обеспечивает конкурентоспособность в любой сфере, улучшает качество продукции и обслуживания, дает возможности для вывода новых товаров и услуг на рынок.
Все процессы, от непосредственного контроля и управления технологическим процессом до бизнес-планирования и документооборота, осуществляются в настоящее время с применением цифровых данных и цифровой инфраструктуры. На сегодняшний день реализовать цифровизацию возможно практически во всех сферах промышленности. Однако для ускорения процесса трансформации производственным предприятиям предстоит преодолеть ряд барьеров, которые сейчас осложняют внедрение ИТ-решений. На концептуальном уровне предприятиям часто мешает консервативный подход и постоянный фокус внимания на текущих задачах, мешающий взглянуть на пользу цифровизации глобально. Если же стратегическое решение уже принято, то на пути интеграции цифровых решений можно столкнуться с такими сложностями, как недостаточный уровень цифровой грамотности «на местах».
Есть проблема и на стороне поставщиков ИТ-решений, которые часто говорят на разных языках с инженерами и технологами на производстве и не всегда стремятся вникнуть в специфику производственных процессов. Для получения максимальных результатов от цифровой трансформации ИТ-компаниям важно правильно распределять свои возможности, вовлекать в процесс всех сотрудников, отслеживать эффективность внедряемых решений, а при необходимости корректировать их. Как оцениваете уровень российского ИТ-образования и каким образом удерживаете сотрудников? Мы создаем условия для роста, собираем уникальные команды для реализации амбициозных проектов. Опыт и профессионализм наших специалистов знают и ценят заказчики и партнеры.
Именно поэтому нашим главным аргументом для ИТ-специалистов является профессиональная самореализация, возможность прохождения обучения за счет средств компании, улучшение профессиональных навыков.
Кроме того, по мнению эксперта, разработчики должны стремиться к коммерциализации своих продуктов и получению доходов от продажи лицензий или подписок на ПО. Степан Воробьёв отмечает, что грант может обеспечить некую поддержку на старте — содействие в доработке решения, представления его целевой аудитории и т. Но он не должен выступать «костылём», на который постоянно опирается разработка. Её адекватными стимулами должны быть конкуренция и реальные заказы.
Во многих случаях это требует реорганизации многих производственных процессов без остановки выпуска продукции, а значит, и существенных финансовых ресурсов. Различные субсидии и гранты могут стать реальной работающей поддержкой», — уверен представитель АО «СиСофт Девелопмент». Сергей Локтев тоже придерживается мнения, что для большей эффективности грантовую систему желательно комбинировать с работой на конечного заказчика. С одной стороны, в таком варианте организации реализация займёт больше времени, с другой — для конечного заказчика он выйдет однозначно дешевле, а проектная команда гарантированно получает возможность апробации результатов», — поясняет руководитель проектов ООО «Первый Бит». Александр Готфрид предлагает субсидировать не разработчиков ПО, а потребителей, переходящих на отечественный продукт, в формате компенсации государством части стоимости лицензий.
Вендоры отечественного ПО получат расчётную прибыль и средства для дальнейшей разработки своих решений. При наличии интереса к продукту со стороны потребителей данная схема однозначно была бы более эффективной, чем односторонняя поддержка только разработчиков ПО. А при отсутствии интереса проект свернётся как нежизнеспособный», — раскрывает тонкости директор по проектному производству компании «Кайрос Инжиниринг». Егор Гуторов напоминает, что после разработки созданное решение необходимо поддерживать и обновлять. Это тоже требует ресурсов, и, если ПО не приносит прибыли, многим компаниям проект покажется неинтересным.
Сколько клиентов они смогут заполучить? На какую прибыль могут рассчитывать? Российский рынок относительно мал. СНГ больше, но будут ли там покупать российские разработки при наличии западных аналогов? С другой стороны, компании сейчас прощупывают рынки дружественных стран, и государство обеспечивает поддержку и здесь.
Если эти усилия увенчаются успехом, то возможность экспортировать отечественные решения станет не меньшим стимулом, чем гранты на разработку», — рассуждает директор компании «КЕДР Solutions». В теории картина понятна, а что говорят о грантовой поддержке те, кто уже попытался ею воспользоваться? Опыт Научно-производственного предприятия «СпецТек» показывает, что на данный момент получить доступ к финансовым ресурсам не так-то просто. И каждый раз нас изумлял масштаб крючкотворства и торжество бумажной бюрократии. Надо сказать, что за последние пару лет процесс подачи заявки на получение гранта на разработку ИТ-решения несколько упростился.
Очевидно, создатели грантовой системы стараются повысить её привлекательность. Но если соискателя угораздит получить грант, вот тут-то и начнутся круги ада. Ваша ИТ-компания уже не будет прежней: команда программистов, тестеров, руководителей проектов и бизнес-консультантов теперь должна будет на повседневной основе скрупулёзно ставить галочки, хронометрировать, формировать справки, потом составлять отчёты, брошюровать, отправлять, реагировать на замечания надзорного органа, переделывать… А ещё надо разрабатывать и перерабатывать локальные нормативные акты, вести раздельный бухгалтерский учёт, табелировать и т. Мы понимаем, что бумажная волокита — поэзия, жизнь и судьба тех, кто всё это придумал. Но, по его мнению, главная проблема даже не в этом.
Как правило, получатель гранта обязуется в определённые сроки достигнуть неких показателей, прописанных в программе. А ведь компания уже потратила его на заработную плату участников проекта разработки ПО, на услуги сторонних организаций и иные издержки. Таким образом, меры поддержки изначально формулируются так, что претендент на их получение идёт на большой риск. Проекты разработки импортозамещающего ПО носят инновационный характер, и потому достижение запланированных результатов отнюдь не гарантировано. По своей сути эти проекты сродни научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам.
Гражданский кодекс РФ в статьях 775 и 776 устанавливает, что, даже если ожидаемый результат не достигнут, НИР должны быть оплачены полностью, а ОКР — в части понесённых исполнителем затрат зарплата работников и так далее. Таким образом, законодатель учёл специфику предмета регулирования. Меры же грантовой поддержки проектов разработки ПО противоречат существу законодательного регулирования такого рода работ. Импортозамещение не просто технический процесс, оно требует изменения сознания и жизненной философии пользователя, а потому занимает гораздо больше времени, чем разработка ПО В соответствии с дорожной картой по направлению «Новое индустриальное программное обеспечение» к 2030 году российские разработчики инженерного софта должны создать более 2300 новых программных продуктов В условиях дефицита кадров жизнеспособная стратегия — сопровождать решения на начальном этапе собственными квалифицированными внедренцами Руководитель проектов по автоматизации бизнес-процессов в промышленности проектного центра ООО «Первый Бит» в Красноярске Сергей Локтев «Ситуацию для отечественных разработчиков действительно можно оценивать как позитивную. Спрос на внедрение отечественного ПО стабильно растёт.
При этом в подавляющем большинстве случаев любое решение «из коробки» требует кастомизации под специфику бизнес-процессов компании-заказчика. Поэтому, даже если готового отраслевого решения нет в рынке, его напишут под требования заказчика». Директор по проектному производству ООО «Кайрос Инжиниринг» Александр Готфрид «Достижение цифрового суверенитета однозначно очень позитивно скажется не только на отечественных разработчиках ПО, но и на строительной отрасли в целом, поскольку взаимодействие между всеми участниками будет изначально настроено под российские нормы без необходимости доработок и обходных путей. На данный момент можно смело утверждать, что заменить зарубежное программное обеспечение возможно, но процесс импортозамещения является крайне сложным и требует много времени и внимания». На сайте Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» представлен каталог совместимости российского программного обеспечения.
Там перечислены отечественные аналоги ПО, предназначенные для различных отраслей, в том числе довольно узких. Есть также решения, которые по тем или иным причинам не попали в этот перечень. Но говорить о цифровом суверенитете России, как заявляет Минцифры, ещё слишком рано. Воссоздание зарубежных решений не обеспечивает прогресс на больших масштабах. Ведь мы, по сути, просто заменяем то, что было создано до нас, но не разрабатываем ничего принципиально нового.
Другое дело, если созданные у нас решения окажутся дешевле или лучше исчезнувших аналогов». Заместитель генерального директора ООО «Бизнес Система Телеком» Евгений Воякин «Сложившуюся ситуацию нельзя назвать однозначно позитивной, это была бы односторонняя оценка. Есть позитивные сдвиги, есть определённая динамика.
Консорциум займется обеспечением полного цикла разработки индустриального ПО на основании единых отраслевых принципов и платформенных решений. Начиная с 2015 года, правительство постоянно подталкивало компании к созданию собственного программного обеспечения, поскольку все оно, как правило, попадает под действие антироссийских санкций, и доступ к нему может быть закрыт в любой момент. Но, к сожалению, за восемь лет никаких существенных сдвигов в этом направлении не произошло.
Реализация данной инициативы была бы невозможна без полноценного внедрения единой системы зонтичного мониторинга». Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» Олег Головко: «В России у лидеров отраслей довольно зрелые информационные ландшафты, и для их эффективного управления нужны по-настоящему технологичные решения. Для наших экспертов столь масштабное внедрение в ведущем ритейлере России — интересная профессиональная задача.
К ней мы подошли с двух сторон: выбрали перспективную отечественную платформу ИТ и совместили с гибридной моделью внедрения, которая включает классический каскадный подход к управлению проектом и гибкие практики. Такой синтез должен обеспечить высокий коэффициент возврата инвестиций клиента и стать новым технологическим ориентиром на рынке». Внедряемой платформе предстоит собирать и анализировать данные о сотнях тысячах устройств, миллионы метрик, группируя данные по одному и тому же устройству или сервису из разных источников, при этом снижая уровень шума. Создание единой ресурсно-сервисной модели ИТ в крупной распределенной организации с расчетом «здоровья» как на основе внутренних метрик, так и на основе внешнего влияния других элементов позволит повысить прозрачность и снизить время расследования инцидентов.
Аналитика и комментарии
Составляя список трендов на следующий год, принято писать про «горячие» технологии — облака, искусственный интеллект, блокчейн... Конечно, технологии, даже блокчейн, окажут воздействие на развитие российского рынка. Облака будут отвоевывать долю у premise-решений, искусственный интеллект — все чаще встречаться нам в сервисных службах и бытовых устройствах. Но гораздо больше, мне кажется, будут влиять на российский ИТ-рынок более «приземленные» вещи. Вот пять главных, на мой взгляд, факторов, которые надо учитывать, строя планы на 2024 год. Или уже выходим? Прошлый, 2022-й год, можно назвать годом турбулентности. ИТ-рынок лихорадило, даже ведущие игроки действовали порой хаотично, поскольку было неясно, как будут развиваться события. В текущем году общее направление движения стало понятным, так что 2023 год можно назвать временем тектонических сдвигов, изменения расстановки сил за счет большого количества слияний, поглощений, ухода старых игроков и прихода новых. Особенно новых вендоров — как российских, так и из «дружественных» стран. В ближайшие годы контуры нового рынка будут проясняться.
В облаке развернули полноценный виртуальный дата-центр под бухгалтерское ПО, виртуальные рабочие столы для персонала, почтовый сервис Communigate Pro и другие информационные системы компании. Как решали задачу Архитекторы Nubes спроектировали ИТ-инфраструктуру с учетом размещения клиентских сервисов, а инженеры перенесли в облако информационные системы компании. Команда поддержки взяла на себя администрирование бизнес-систем клиента в облаке. Отказоустойчивость облака на физическом уровне обеспечивается размещением серверов в дата-центрах Tier III, резервированием компонентов и серверов. Для подключения виртуальный рабочих столов выбрали решение на основе Citrix VDI. Сервис дает возможность подключаться к системе с любых устройств, гарантировать сохранность корпоративных данных, централизованно управлять рабочими столами, поддерживать индивидуальные сетевые политики безопасности.
Но, к сожалению, за восемь лет никаких существенных сдвигов в этом направлении не произошло. Как говорится, а воз и ныне там! Даже статистика пока на западном ПО.
В этом случае целевыми системами для нас будут собственно результаты оказания соответствующих услуг — выданные заемщику кредитные средства и хранение полученных от клиента средств на счете в безналичной форме.
Сам банк по отношению к этим целевым системам будет являться системой-создателем.
УПРАВЛЕНИЕ IT ЛАНДШАФТОМ
Потребовался длительный системный и процессный анализ, чтобы отделить специфику бизнеса от специфики решений и не тащить в новый ИТ-ландшафт «нездоровые» процессы. Отсутствие системного архитектора как роли внутри компании. Отсутствие практики работы в рамках гибкой модели разработки внутри компании на этапе построения и замены систем. Двойные трудозатраты на поддержку старой и новой инфраструктуры в переходный период. Команда проекта считает, что основные сложности никогда не лежат на уровне систем. Основные сложности находятся на стыке бизнес-процесса, системы и человека. В рамках проекта были осуществлены диджитализация in-store направления, частичная автоматизация полевой работы и частичная автоматизация постановки целей до уровня торговой точки для достижения in-store KPI.
Реализация данной инициативы была бы невозможна без полноценного внедрения единой системы зонтичного мониторинга». Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» Олег Головко: «В России у лидеров отраслей довольно зрелые информационные ландшафты, и для их эффективного управления нужны по-настоящему технологичные решения. Для наших экспертов столь масштабное внедрение в ведущем ритейлере России — интересная профессиональная задача.
К ней мы подошли с двух сторон: выбрали перспективную отечественную платформу ИТ и совместили с гибридной моделью внедрения, которая включает классический каскадный подход к управлению проектом и гибкие практики. Такой синтез должен обеспечить высокий коэффициент возврата инвестиций клиента и стать новым технологическим ориентиром на рынке». Внедряемой платформе предстоит собирать и анализировать данные о сотнях тысячах устройств, миллионы метрик, группируя данные по одному и тому же устройству или сервису из разных источников, при этом снижая уровень шума. Созданиеединой ресурсно-сервисной модели ИТ в крупной распределенной организации с расчетом «здоровья» как на основе внутренних метрик, так и на основе внешнего влияния других элементов позволит повысить прозрачность и снизить время расследования инцидентов.
Билайн разработал автоматизированное решение для расчета углеродного следа от ИТ-приложений 27 апреля 2024 13:52 268 ПАО «ВымпелКом» тм билайн внедрило автоматизированное решение по расчету углеродного следа от инфраструктуры, используемой ИТ-приложениями, которые функционируют внутри компании, а также предоставляются клиентам и партнерам.
В основе расчетов — данные потребления электроэнергии серверным оборудованием с учетом региональных коэффициентов выбросов парниковых газов от потребления сетевого электричества. Компания провела расчет углеродного следа собственных IT-приложений исходя из энергопотребления оборудования, которое ими используется для работы. В расчетах применены региональные коэффициенты выбросов парниковых газов от сетевого электричества и тепла, определенные территориальным методом. Коэффициенты эмиссий были рассчитаны экспертами по климатическим рискам и парниковым газам - компанией HPBS.
Это вполне объяснимо: Open Source решения, на основе которых создана большая часть платформ управления контейнерами, при вводе в промышленную эксплуатацию конфликтуют с требованиями к безопасности и отказоустойчивости крупных предприятий, а команды ИТ-эксплуатации часто не имеют нужной квалификации для поддержки подобных систем. Особенно активно они используются в самых динамичных индустриях — банках и страховых компаниях, ритейле, телекоме. Доступность Open Source делает легким вход в эксперименты с контейнеризированными приложениями. По факту же на одной чаше весов мы имеем простоту их первоначального развертывания, а на другой — множество сложностей с эксплуатацией: обеспечением надежности, безопасности, вопросами "второго дня".
В ландшафтах enterprise-уровня эти проблемы становятся критичными. Кроме того, половина компаний, обладающих собственной разработкой, остается наедине с трудностями, пытаясь решить их с помощью профильных сообществ и испытывая дефицит специалистов.
Построение ИТ-ландшафта на базе подхода Data Driven
Михаил Степанюк, директор департамента программного обеспечения и корпоративных систем, компания Merlion, рассказывает об ИТ-трендах на 2024 год. ИТ-ландшафты компаний классифицируют по различным критериям в зависимости от их характеристик и особенностей. совокупность всех приложений предприятия (иногда включая приложения его партнеров и клиентов) и их интеграций. * Целевой ландшафт ИТ-архитектуры. Главная» Пресс-центр» Новости группы» NAUKA модернизирует ИТ-ландшафт группы компаний МЕЛКОМ.
Ландшафтный ИТ-дизайн: как мы будем жить в 2024 году
Совместная команда Axenix и «Синхро» (ИТ-компания, входящая в холдинг S8 Capital) выполнила первый этап проектов по локализации ИТ-ландшафта и внедрения ERP-системы. После полного запуска системы ритейлер в автоматическом режиме сможет в режиме реального времениосуществлять мониторинг ИТ-ландшафта на всех уровнях. Компания «1С‑Рарус» реализовала комплекс проектов для создания единого ИТ‑ландшафта головной организации и дочерних компаний ООО «Абсолют Лигал». После полного запуска системы ритейлер в автоматическом режиме сможет в режиме реального времени осуществлять мониторинг ИТ-ландшафта на всех уровнях.
Platform V Synapse: комплексное импортозамещение ИТ-ландшафта – от теории к практике
SAPLand — Мир решений SAP | Смотрите онлайн Сессия ИТ-ландшафт. Формирование приоритетных. 2 ч 5 мин 47 с. Видео от 12 октября 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! |
Неоднородный ИТ-ландшафт | Наши эксперты предлагают комплексные решения для оптимизации ИТ инфраструктуры, улучшения безопасности данных и повышения производительности бизнеса. |
Gartner: семь технологий, которые кардинально изменят ИТ-ландшафт | 13.11.2023 Последние новости по тегу 'ит-ландшафт'. Главные события в нефтегазовом секторе России и зарубежья. |
Отраслевой ИТ-ландшафт: критической зависимости от зарубежных решений нет | ИТ-компания IT_One, российский разработчик высоконагруженных технологичных систем, выводит на рынок услугу по формированию единой программы адаптации ИТ-ландшафта на. |
Неоднородный ИТ-ландшафт | Потребовался длительный системный и процессный анализ, чтобы отделить специфику бизнеса от специфики решений и не тащить в новый ИТ-ландшафт «нездоровые» процессы. |
Отраслевой ИТ-ландшафт: критической зависимости от зарубежных решений нет
О ценности RPA в корпоративном ИТ-ландшафте рассказал Михаил Соболев, начальник Отдела роботизации бизнес-процессов Технического блока "Т1 Интеграции". По словам генерального директора Angara Security, основной технологий тренд – это миграция на отечественные решения ИТ, ИБ, средства виртуализации, контейнеризации и прочее. * Целевой ландшафт ИТ-архитектуры.