Срочно нужен краткий конспект Блокада Ленинград ИСТОРИКИ ПОМОГИТЕ. Ленинград выжил, а истории людей, дождавшихся снятия блокады, остались в народной памяти. Документы НКВД свидетельствуют, что начавшаяся блокада Ленинграда (фото которой есть в статье) постепенно начала вселять в людей тревогу. Несмотря на это, Ленинград не был готов к блокаде.
Восемь малоизвестных фактов блокады Ленинграда
Основным «транспортом» жителей города были детские саночки. На них возили всё, что можно. Люди умирали прямо на улицах. Свыше 600 тыс. Многим известна история ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая в записной книжке вела дневник. Она записала, как умерли все члены её дружной семьи — 9 человек.
Таня осталась одна. Её удалось спасти от голода. При первой же возможности её вывезли с детдомом в Горьковскую область. Однако крайнее истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку. В 1972 году на её могиле был открыт памятник.
Но в осаждённом городе работали 39 школ. Даже в условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, тёплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».
В осаде города продолжали работать свыше 200 предприятий, в том числе семь судостроительных заводов, выпустивших за это время 13 подводных лодок. Промышленность осажденного Ленинграда производила 150 образцов военной продукции.
Всего в годы блокады ленинградские предприятия произвели около 10 млн снарядов и мин, 12 тыс. Несмотря на бомбежки, даже зимой 1941-1942 годов в городе шли спектакли и музыкальные представления. В марте 1942 года по городу вновь начали ходить трамваи, а 6 мая на стадионе "Динамо" на Крестовском острове прошел первый футбольный матч. Снабжение осажденного города с сентября 1941 года по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава - по ледовой дороге на автотранспорте.
Ледовая трасса, названная ленинградцами Дорогой жизни, вступила в действие 22 ноября 1941 года. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных, раненых и детей, а также оборудование заводов и фабрик. Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тыс. Снятие блокады 12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов при поддержке Балтийского флота приступили к операции под кодовым названием "Искра", цель которой состояла в разгроме группировки германских войск южнее Ладожского озера и восстановлении связи Ленинграда с Большой землей. До полного снятия блокады городу предстояло продержаться ещё 374 дня, до 27 января 1944 года.
Но этот день стал для ленинградцев и тех, кто оказался в кольце блокады вместе с горожанами, величайшей победой Красной Армии. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени , проведенный не в Москве. Несколько примеров того, как жили, работали и умирали «блокадники»: Из воспоминаний… …Ситуация в Ленинграде была такая, что для того, чтобы выжить, нужно было встать и пойти работать. Это было самое главное — найти в себе мужество, силу и волю.
Иванова Зинаида Петровна.
Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность.
Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам.
Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину.
С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя. Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней.
Требование о капитуляции не выдвигать», — гласил приказ Генерального штаба Сухопутных войск Германии. Немецкие войска уничтожили важные склады с продовольствием, не выпускали из города беженцев, регулярно бомбили Ленинград, разрушая его артиллерией и авиацией. Связь Ленинграда с остальной страной поддерживалась только по Ладожскому озеру об этом мы расскажем ниже и по воздуху. Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные бомбёжкой, 1942 Жителям города катастрофически не хватало продовольствия, каменного угля, жидкого топлива. В Ленинграде ввели карточную систему, по которой выдавали еду, и нормы хлебного пайка несколько раз уменьшались.
Потом норму немного увеличили, когда в осажденный город смогли подвезти еду. Кусок блокадного хлеба и карточка на него. Запасы топлива закончились. Электричества в домах не было. Водопровод и большая часть канализационной системы вышли из строя. Для устрашения немцы сбрасывали на строящих укрепления горожан рельсы, бочки, камни и другое. Воздушная тревога звучала несколько раз в день.
Наступление германских войск сдерживали оборонительные сооружения, построенные руками более 500 000 ленинградцев, в основном женщинами и детьми. С начала войны женщины занимались тяжелым физическим трудом для перестроения Ленинграда на военные колеса. Многим было психологически тяжело от постоянной опасности, но они наравне с мужчинами по окончанию работы или учебы шли рыть щели, подготавливать подвалы под бомбо- и газоубежища, обустраивать госпитали. Несколько сотен за время войны были выведены из строя. Но даже в суровые годы блокады в Ленинграде работало порядка 50 предприятий, производивших вооружение и боеприпасы. В городе выпускали танки, артиллерийские орудия, миномёты, пулемёты, автоматы, снаряды, мины. А после прорыва блокады почти все предприятия Ленинграда, сохранившие оборудование, расконсервировали и запустили.
Юные ленинградцы росли под постоянными взрывами бомб и снарядов, в голоде, морозах, рядом со смертью. В тяжелых условиях дети блокадного Ленинграда быстро взрослели. Наравне со взрослыми они работали на промышленных предприятиях и колхозных полях, разбирали завалы разрушенных зданий, очищали дороги и трамвайные пути, тушили зажигательные бомбы и пожары. При этом в большинстве школ продолжались занятия, и дети продолжали учиться. Историки отмечают , что у детей блокадного Ленинграда формировался свой мир с собственной системой ценностей. Сохранился рисунок трёхлетнего Шурика Игнатьева. Ребенок изобразил несколько чёрных завитков, а в центре — небольшой белый овал.
На вопрос воспитательницы, что это такое, Шурик ответил: «Это война, вот и всё. А посередине — белая булка. Больше я ничего не знаю».
Депутат Законодательного СобранияСанкт-Петербурга
- Проекты по теме:
- Главные новости
- Блокада Ленинграда Кратко и главное
- Блокада Ленинграда: кратко о событиях
- Основные события и даты блокадного Ленинграда
80 лет со дня начала блокады. Как Ленинград жил 900 лютых дней
Попытка прорвать последние рубежи обороны и захватить город провалилась, танковые армии и авиация срочно были нужны под Москвой, потому окруженный город решено было уничтожить артобстрелами, бомбежками и голодом. В самом начале блокады были проведены массированные авианалеты на город. Однако ПВО сильно мешало беспрепятственно бомбить, а городские пожарные дружины гасили зажигательные бомбы, которые до этого отлично поджигали целые кварталы различных городов Европы. Массовых пожаров в городе добиться не удалось, хотя бомбежками удалось вызвать пожар на Бадаевских складах, на которых хранилось 3000 тонн муки и 2500 тонн сахара. Очевидцы рассказывали, что расплавленный сахар тек по канавам, впитывался в землю, потом на базарах даже продавали сладкую землю из канав у Бадаевских складов. Фото Д. Трахтенберга «Зенитчики на страже Ленинградского неба», октябрь 1941 г. Не этим пожаром был вызван чудовищный голод в окруженном городе, причиной его было отсутствие снабжения извне, сама блокада. Вскоре после ее начала нормы выдачи по карточкам начали уменьшаться. Самая маленькая — по рабочей карточке 250 граммов, а иждивенцам — 125 граммов хлеба было объявлена 20 ноября, уже 25 декабря выдачи были увеличены до 200 граммов. Это, правда, помогало не слишком — у горожан не было подсобных хозяйств и припасов на черный день.
Зима 1941—1942 годов была ужасна. Город умирал от голода, света, воды и отопления не было, трамваи и троллейбусы были брошены на улицах, там, где их застало отключение в городе электричества. Однако при этом как-то работали некоторые заводы, выходило в эфир радио, войска удерживали фронт. Хлебная карточка блокадника. Фото cдeлaнo в пaмятнoм зaлe «Мoнумeнтa гepoичecким зaщитникaм Лeнингpaдa» Сaнкт-Пeтepбуpг, плoщaдь Пoбeды, 2007 г.
За 9 месяцев 1944-го предприятиями военной промышленности восстановлено и введено в эксплуатацию 145,2 тысячи квадратных метров производственных площадей, 84,7 тысячи квадратных метров ведомственного жилого фонда, 222,8 тысячи погонных метров различных коммуникаций, 5 мартеновских печей, 8 электропечей, 16 прокатных станов, 11 вагранок и ряд других металлургических агрегатов. За первые полгода работы выросли экономические показатели.
Если в январе 1944 года валовый выпуск по предприятиям военной промышленности составлял 55,97 миллиона рублей, то уже в августе — 77,84 миллиона, «или 139 процентов по отношению к январю месяцу», написано в справке. На заводах девяти наркоматов работали уже 50 тысяч человек, большая часть рабочих — женщины. Главное достижение предприятий — превышение уровня производительности 1940 года. Однако здесь необходимо учесть, что общий фонд рабочего времени в 1944 году значительно больше, чем он был в 1940 году. И поэтому при пересчете на одинаковые условия работы предприятия военной промышленности, по существу, не достигли производительности труда 1940 года…» Но мало было запустить производства, нужно было обучить рабочих. Еще 22 декабря 1943 года бюро горкома выпустило постановление «О подготовке квалифицированной рабочей силы на промышленных предприятиях г. За год результаты работы в этом направлении оказались неудовлетворительными.
Расточница 4-го разряда тов. Демидова того же цеха отказывается посещать занятия, потому что считает их излишними и неинтересными. Техническая пропаганда недостаточно развернута…» Малометражки с центральным отоплением Полторы тысячи домов, как следует из докладной записки главного архитектора города Баранова секретарю обкома и горкома ВКП б Жданову, нуждались в капитальном восстановлении. Нужно было принимать решения, с чего начать, что восстанавливать, а если отстраивать, то как. Специалисты смотрели в сторону строительства односемейных квартир малой площади. А в старых домах советовали делать реконструкцию, чтобы перейти от печей к центральному отоплению. Такое положение вызывает ежегодный весьма большой пережог топлива…» — написал Баранов, который сразу обозначал планы по переводу зданий на центральное отопление с устройством котельных.
Решено было сначала восстанавливать мало поврежденные дома независимо от места их расположения. Затем отстраивать здания на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда. И при этом не восстанавливать дворовые корпуса, разрушенные полностью, и здания, сохранившиеся на 30 процентов. Сгоревшие мансарды решили не воссоздавать, а подвалы для жилья не использовать, приспособив их под магазины и другие хозяйственные нужды.
Ранняя зима принесла с собой холод — отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял.
От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады.
Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий.
От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты.
Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров. Немецкие оборонительные укрепления, получившие название "Северный вал", были сильнейшими на советско-германском фронте, причем немцы продолжали развивать их и совершенствовать. К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров.
Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров. В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов. Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий. Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику.
В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов. Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника.
Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать.
Но положение с продуктами питания и медикаментами осложнялось день ото дня. Вскоре стало очевидно, что только Ладожское озеро может спасти жителей. Как же связано оно и блокада Ленинграда? Кратко говоря, это знаменитая Дорога жизни, которая была открыта 22 ноября 1941 года.
Как только на озере образовался слой льда, который теоретически мог выдержать груженные продуктами машины, началась их переправа. Начало голода Голод приближался неумолимо. Уже 20 ноября 1941 года норма хлебного довольствия составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих. Что же касается иждивенцев, женщин, детей и стариков, то им полагалось вдвое меньше. Сперва рабочие, которые видели состояние своих родных и близких, приносили свои пайки домой и делились с ними. Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром. Вот так проходила блокада Ленинграда.
Фото показывают, насколько же были истощены люди, которые на тот момент находились в городе. На каждую смерть от вражеского снаряда приходилась сотня людей, которые умерли от страшного голода. Соответственно, питательная ценность такой пищи была близка к нулевой. Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок. В довершение всех проблем полностью вышла из строя система городского водоснабжения, в результате чего горожанам приходилось носить воду из Невы. Кроме того, сама зима 1941 года выдалась на редкость суровой, так что медики просто не справлялись с наплывов обмороженных, простывших людей, иммунитет которых оказался неспособен противостоять инфекциям. Последствия первой зимы К началу зимы хлебная пайка была увеличена почти вдвое.
Увы, но этот факт объяснялся не прорывом блокады и не восстановлением нормального снабжения: просто к тому времени половина всех иждивенцев уже погибла. Документы НКВД свидетельствуют о том факте, что голод принял совершенно невероятные формы. Начались случаи людоедства, причем многие исследователи считают, что официально было зафиксировано не более трети из них. Особенно плохо в то время приходилось детям. Многие из них были вынуждены подолгу оставаться одни в пустых, холодных квартирах. Если их родители умирали от голода на производстве или же в случае их смерти при постоянных обстрелах, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они также умирали.
Таким образом, дети блокады Ленинграда многое вынесли на своих хрупких плечах. Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза. Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Животные уяснили, что от голодных людей лучше держаться подальше. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить ее объем. Блокада Ленинграда длилась на тот момент меньше года, но при осенней уборке на улицах города было найдено 13 тысяч трупов. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность.
Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября.
Чем питались и как выживали в блокадном Ленинграде
Показана работа медиков, которые не только лечили раненых, но и помогали в страшную блокадную зиму избежать эпидемий. Среди фактов — восстановление движения трамвая, блокадные огороды, спасение питомцев зоопарка. Цель отразить все факты, связанные с блокадой, не ставилась. За рамками остались, например, работа фотографов во время блокады, разработка и поставки боровичского угля, гибель «Ладожского титаника»... Каждый из представленных на выставке 80 фактов является свидетельством о тех легендарных днях, когда ковалась Ленинградская Победа.
Этому предшествовало широкое обсуждение норм, правил и условий его выдачи. Что будет в июне месяце, скажем отдельно, когда придет время», — приведены в протоколе слова товарища Кордовского, заместителя заведующего отделом торговли Ленгорисполкома. По карточкам отоваривать хлеб решено не просто так: нужно было избежать очередей. Этот аспект товарища Кордовского волновал отдельно: «Вопрос о том, что надо организовать продажу так, чтобы очередь за пшеничным хлебом отсутствовала, чтобы хлеб продавался бесперебойно во всех магазинах… потому что, если мы допустим очереди в этом мероприятии, это будет не улучшение обслуживания населения, а ухудшение, а продажа белого хлеба улучшает снабжение населения…» Воровства хлеба избежать не удалось.
И эти факты не замалчивали: «При продаже пшеничного хлеба к майским праздникам, к ноябрьским праздникам мы имели большие безобразия, которые заключались в том, что контроль за продажей хлеба был организован неудовлетворительно. Получалось, что нас «подправляли» продавцы и работники столовых, которые разбазаривали хлеб, давали его знакомым, и в результате основной покупатель не мог своевременно получить белый хлеб… У кого будет недоставать пшеничного хлеба, значит, разбазарили, и нужно будет делать соответствующие выводы. Имеются факты, когда люди продают своим знакомым белый хлеб, который им не полагается, а подчас бывают преступные сделки между работниками прилавка и преступным элементом, который скупает на рынке талоны, сдает талоны в булочную… а у нас учет отдельно по черному и белому хлебу не велся, и получалось, что белый хлеб продавался на рынках, причем не секрет, что рыночная цена белого и ржаного хлеба различная, и люди использовали это положение». Помимо белого хлеба в Ленинграде появилась довоенная еда. За полгода в городе произвели 32 006 тонн дополнительных продуктов. В августе 1944 года в справке товарищу Жданову А. Из дрожжей и жмыха за полгода сделали 49 584 тысяч белковых котлет, из соленого кишсырья — 1158 тысяч пирожков с фаршем, из водорослей — салаты, паштеты, икру. Из дикорастущих растений соорудили 1,6 тонны чая и 2615 тысяч порций щей, борщей и маринадов.
Из турнепса и мелассы сделали 390 тонн повидла, из анфельции род красных водорослей. Освящение куличей по расписанию В предпасхальные и пасхальные дни 1944 года богослужения в Ленинграде проводилось в трех соборах и пяти церквях. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий установил расписание: освящение куличей проводили в субботу с 17 до 21 часа. Исходя из апрельской записки «О проведении пасхи в гор. Валентина Матвиенко: До войны слова «блокадник» не было в русском языке «При освящении куличей и пасхи имело место также освящения верующими большого количества различных размеров кусков булки и хлеба… В связи с военной подготовкой, когда в гор. Ленинграде хождение по городу разрешается до 24 часов, пасхальная служба состоялась в 6 часов утра в воскресенье, 16 апреля… На пасхальной заутрени в воскресенье, 16 апреля присутствовало во всех церквах Ленинграда до 35 тысяч человек, в том числе: Никольский собор — 9000 человек, Владимирский собор — 8000 человек, Преображенский собор — 10 000 человек, Охтинская кладбищенская церковь — 2000 человек, Волковская кладбищенская церковь — 1000 человек, Серафимовская кладбищенская церковь — 1000 человек, Лесновская Троицкая церковь — 1500 человек, Коломяжская церковь — 2500 человек», — написал Кушнарев в отчете. Елочные игрушки да детские ботиночки К концу 1944 года выяснилось, что не хватает обуви для детей. В справке на имя секретаря горкома ВКП б товарища Капустина написано, что, несмотря на то что в третьем квартале 1944 года в торговую сеть поступила 251 тысяча пар детской обуви, многие школьники ходят босыми или в тапочках.
Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны.
Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев.
Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс.
Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г.
Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз. Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км. По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города.
В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде. Тысячи жителей вышли на улицы, чтобы увидеть салют и порадоваться столь желанной победе у стен своего родного города. Сегодня в городе —.
Как только на озере образовался слой льда, который теоретически мог выдержать груженные продуктами машины, началась их переправа. Начало голода Голод приближался неумолимо. Уже 20 ноября 1941 года норма хлебного довольствия составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих.
Что же касается иждивенцев, женщин, детей и стариков, то им полагалось вдвое меньше. Сперва рабочие, которые видели состояние своих родных и близких, приносили свои пайки домой и делились с ними. Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром. Вот так проходила блокада Ленинграда.
Фото показывают, насколько же были истощены люди, которые на тот момент находились в городе. На каждую смерть от вражеского снаряда приходилась сотня людей, которые умерли от страшного голода. Соответственно, питательная ценность такой пищи была близка к нулевой. Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок.
В довершение всех проблем полностью вышла из строя система городского водоснабжения, в результате чего горожанам приходилось носить воду из Невы. Кроме того, сама зима 1941 года выдалась на редкость суровой, так что медики просто не справлялись с наплывов обмороженных, простывших людей, иммунитет которых оказался неспособен противостоять инфекциям. Последствия первой зимы К началу зимы хлебная пайка была увеличена почти вдвое. Увы, но этот факт объяснялся не прорывом блокады и не восстановлением нормального снабжения: просто к тому времени половина всех иждивенцев уже погибла.
Документы НКВД свидетельствуют о том факте, что голод принял совершенно невероятные формы. Начались случаи людоедства, причем многие исследователи считают, что официально было зафиксировано не более трети из них. Особенно плохо в то время приходилось детям. Многие из них были вынуждены подолгу оставаться одни в пустых, холодных квартирах.
Если их родители умирали от голода на производстве или же в случае их смерти при постоянных обстрелах, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они также умирали. Таким образом, дети блокады Ленинграда многое вынесли на своих хрупких плечах. Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза.
Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Животные уяснили, что от голодных людей лучше держаться подальше. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить ее объем. Блокада Ленинграда длилась на тот момент меньше года, но при осенней уборке на улицах города было найдено 13 тысяч трупов.
Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов. Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту.
Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября.
Блокада Ленинграда Кратко и главное
Как спасали жителей блокадного Ленинграда читать Регулировщица Таня ценой своей жизни спасла блокадника-водителя читать Как подростки за год до прорыва блокады доставили в Ленинград 223 подводы продуктов читать Первая в стране женщина-водолаз руководила прокладкой по дну Ладожского озера трубопровода, по которому подавалось топливо читать Жители блокадного Ленинграда читают "Окно ТАСС" со стихотворением Константина Симонова "Убей его! Мне кажется, что Ленинград говорит сейчас эти слова всему миру Ксения Ползикова-Рубец, учитель.
Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера.
Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, а осенью — энергетический кабель. В результате Тихвинской оборонительной операции 1941 года и Тихвинской наступательной операции 1941 года был сорван план немецкого командования полностью изолировать Ленинград от страны. Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады Синявинские операции 1941 и 1942 годов, Любанская операция 1942 года , удалось сделать это в январе 1943 года. В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.
В результате Ленинградско-Новгородской операции 1944 года блокада была снята полностью, прекратились артобстрелы, от которых погибло около 17 тыс. Планы врага уничтожить Ленинград потерпели провал. Стойкость, мужество, храбрость, отвага ленинградцев навсегда останутся в памяти не только граждан нашей страны, но и всего мира. Текст: Вера Марунова.
По всей видимости, Сталин не стал бросать все силы на снабжение Ленинграда из-за того, что не был уверен, что город удастся удержать. И выжидал до тех пор, пока обстановка на ленинградском направлении не стабилизировалась. Только в конце сентября стало окончательно ясно, что немцы отказались от попыток взять штурмом город. Они стали перебрасывать основные ударные силы на Москву. Примерно в это же время происходит увеличение поставок продовольствия в город. Если бы в сентябре при более благоприятных условиях навигации удавалось удерживать хотя бы октябрьские темпы доставки по воде и воздуху, в город можно было бы завезти продовольствия примерно на 9—10 дней. Это не позволило бы избежать голода, но могло спасти жизни десяткам тысяч человек уже весной 1942 года люди массово умирали от последствий голода, будучи вывезенными в эвакуацию, для кого-то из них несколько дополнительных дней стали бы спасением. Ледовая дорога жизни и вторая навигация В 20-х числах ноября 1941 года на Ладоге установился лёд, стало возможным доставлять грузы в осаждённый город при помощи грузового транспорта. Грузовиков в СССР хватало, поэтому темпы перевозок резко возросли. За 4,5 месяца существования ледовой дороги через Ладогу было доставлено более 260 тысяч тонн продовольствия.
Это почти в десять раз больше, чем удалось доставить осенью. Из Ленинграда грузовики везли жителей города. За этот период удалось эвакуировать около полумиллиона жителей — в 16 раз больше, чем за осеннюю навигацию. С воздуха её прикрывали шесть истребительных полков. Через каждые несколько километров вдоль дороги устанавливались зенитные пулемёты и орудия, поэтому немцы уже не чувствовали себя так вольготно, как осенью. С таянием льдов возобновилась навигация. На этот раз она была подготовлена гораздо лучше. Прямо на местах развернулось строительство новых озёрных барж, как деревянных, так и металлических. Были усовершенствованы уже имеющиеся порты и построены новые, что позволило создать новые маршруты. По дну озера был проложен "кабель жизни", благодаря которому в город вернулось электричество, ранее доступное только высоким партийным чинам и предприятиям.
Только в октябре 1942 года по воде было перевезено 158 тысяч тонн грузов. Это в шесть раз больше, чем за всю осеннюю навигацию 1941 года. Суда также занимались эвакуацией ленинградцев и вывезли из города около 450 тысяч человек включая военных. Поскольку население города значительно уменьшилось, а завоз продовольствия многократно вырос, оставшимся ленинградцам был значительно увеличен паёк. А городское руководство смогло сделать внушительные запасы на случай перебоев с доставкой грузов. А во вторую блокадную зиму она даже упала ниже довоенной. Если бы с самого начала блокады снабжение города было организовано так хорошо, ленинградцы не столкнулись бы с голодом. Во всяком случае, в таких масштабах, как в первую блокадную зиму. Теоретически снабжение Ленинграда можно было организовать на достойном уровне и в условиях блокады, что наглядно продемонстрировал опыт 1942 года. Но к этому надо было подготовиться заранее.
Увеличить количество пригодных к навигации барж, построить несколько портов. Эвакуировать из города как можно большее количество человек. Но спрогнозировать именно продолжительную осаду было трудно. Такие осады, в принципе, были не в стиле той войны, отличавшейся мобильностью и быстрым изменением обстановки. Вермахт предпочитал брать города штурмом, а не измором. Отказ немцев от финального штурма стал сюрпризом.
Ответ, по всей видимости, надо искать в обстановке на фронте.
В сентябре судьба Ленинграда висела на волоске. И это не преувеличение, угроза потери города осознавалась всеми, в том числе и в Ставке. Жуков вспоминал: "Сталин заговорил о Ленинграде и Ленинградском фронте. Положение, сложившееся под Ленинградом в тот момент, он оценивал как катастрофическое. Помню, он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным". Положение действительно было критическим, началась кадровая чехарда.
За половину месяца сменилось три командующих Ленинградским фронтом. Однако он трезво оценивает обстановку и не желает участвовать в операции, которая с высокой долей вероятности обернётся поражением и потерей города. Ворошилову удалось добиться от Сталина своей замены. И уже через несколько дней во главе Ленинградского фронта был поставлен Жуков. На следующий день после начала блокады началась подготовка к уничтожению важных городских объектов. Во всех райкомах, а также на крупных предприятиях были созданы специальные партийные "тройки". Их задачей было составить список объектов, подлежащих уничтожению в случае захвата города немцами.
Также планировалось уничтожить корабли Балтфлота, чтобы они не достались врагу. Таким образом в сентябре 1941 года вероятность потери Ленинграда оценивалась как очень высокая. Кроме того, в городе хватало запасов продовольствия на месяц. Поэтому в сентябре масштабы его поставок в Ленинград оказались такими незначительными. В первую очередь в город перебрасывали боеприпасы и оружие для его защитников. Либо город падёт под натиском нацистов, либо его удастся деблокировать. Отчаянные попытки прорвать сухопутную блокаду предпринимались дважды в первые месяцы.
Однако она провалилась. Вторая последовала уже в октябре и также не достигла своих целей. По всей видимости, Сталин не стал бросать все силы на снабжение Ленинграда из-за того, что не был уверен, что город удастся удержать. И выжидал до тех пор, пока обстановка на ленинградском направлении не стабилизировалась. Только в конце сентября стало окончательно ясно, что немцы отказались от попыток взять штурмом город. Они стали перебрасывать основные ударные силы на Москву. Примерно в это же время происходит увеличение поставок продовольствия в город.
Если бы в сентябре при более благоприятных условиях навигации удавалось удерживать хотя бы октябрьские темпы доставки по воде и воздуху, в город можно было бы завезти продовольствия примерно на 9—10 дней. Это не позволило бы избежать голода, но могло спасти жизни десяткам тысяч человек уже весной 1942 года люди массово умирали от последствий голода, будучи вывезенными в эвакуацию, для кого-то из них несколько дополнительных дней стали бы спасением. Ледовая дорога жизни и вторая навигация В 20-х числах ноября 1941 года на Ладоге установился лёд, стало возможным доставлять грузы в осаждённый город при помощи грузового транспорта. Грузовиков в СССР хватало, поэтому темпы перевозок резко возросли. За 4,5 месяца существования ледовой дороги через Ладогу было доставлено более 260 тысяч тонн продовольствия. Это почти в десять раз больше, чем удалось доставить осенью. Из Ленинграда грузовики везли жителей города.
Общие сведения о блокадном Ленинграде
- Как оживал Ленинград после 900 дней блокады - Парламентская газета
- Знаменательные даты
- Основные события блокады Ленинграда
- Поделиться
- Новости и события Российского исторического общества
- Сведения о населении
Знаменательные даты
Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Санкт-Петербург) - единственный в мировой истории город с многомиллионным населением, который смог выдержать почти 900-дневное окружение. Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады.
Кто виноват в блокаде Ленинграда
Воспоминания очевидцев о блокаде Ленинграда — пост пикабушника sssr24. Даже после прорыва блокады не всех истощенных жителей блокадного Ленинграда удалось спасти. Блокада Ленинграда считается самой смертоносной осадой в мировой истории, и некоторые историки говорят о блокадных операциях с точки зрения геноцида, как о "расово мотивированной политике голода", которая стала неотъемлемой частью беспрецедентной. Ленинград выжил, а истории людей, дождавшихся снятия блокады, остались в народной памяти. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись.
Основные события блокады Ленинграда
- Общие сведения о блокадном Ленинграде
- Блокада Ленинграда – краткая информация для подготовки доклада
- Главные новости
- Как оживал Ленинград после 900 дней блокады - Парламентская газета
Восемь малоизвестных фактов блокады Ленинграда
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня – до 27 января 1944-го. Блокада Ленинграда считается самой смертоносной осадой в мировой истории, и некоторые историки говорят о блокадных операциях с точки зрения геноцида, как о "расово мотивированной политике голода", которая стала неотъемлемой частью беспрецедентной. День снятия блокады Ленинграда наступил 27 января 1944 года, когда удалось полностью сломить сопротивление фашистов и сломать кольцо. Длительность блокады Ленинграда составляет 871 день, фото жителей блокадного Ленингрда!