Новости башкин матвей

Александр Башкин принял участие в шестой Международной патриотической историко-просветительской акции «Диктант Победы».

Значение слова "Башкин Матвей"

В окончании беседы Матвей Башкин обличил духовника, напомнив ему его высокую обязанность такими словами. По приговору собора Башкин был сослан в Волоколамский монастырь. Матвей Семёнович Башкин (XVI век) — представитель реформационного движения. БАШКИН Матвей Семёнович (? – после 1554), глава еретич. движения.

Участник СВО Тимур Башкин проголосовал в Подольске

Ищете людей с именем Башкин Матвей? Посмотрите, каких людей с такой фамилией мы нашли в базе социальной сети Фотострана. Метки / теги: Политика и экономика Матвей семенович Башкин его соучастники. Мало того что аболиционист, так еще и сука, протестант. Сказ о Матвее Башкине, средневековом правдолюбце. Матвей Башкин происходил из семьи мелкопоместных детей боярских, входил в III статью «избранной тысячи». Проявить свою гражданскую позицию считает делом чести и участник СВО Тимур Башкин. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Час истины. Русские вольнодумцы Матвей Башкин и Феодосий Косой.

Ереси матвея башкина

БСЭ1 Башкин, Матвей. Матвей Семенович Башкин (русский: Матвей Семёнович Башкин) был русский боярин сын во времена Иван Грозный обвиняется в ереси за отрицание учение о Троице вместе с игумен. Матвей Башкин происходил из семьи мелкопоместных детей боярских, входил в III статью «избранной тысячи».

Ереси матвея башкина

Возникло очень любопытное дело, объясняющее нам способ тогдашнего вольномыслия – это суд над сыном боярским Матвеем Семеновичем Башкиным. Матвей Семенович Башкин (Русский: Матвей Семёнович Башкин) был сыном русского боярина в время Ивана Грозного обвиненного в ереси за отрицание учения о Троице вместе с. Матвей Башкин и Феодосий Косой#365днейТВ #История #ЧасИстины #ИсторическиеФакты #Мир.

Чем известен Матвей Башкин?

Но с тех пор образовалось мнение, что в Ниловой пустыни и других монастырях Белозерья гнездятся еретические мнения между старцами и оттуда распространяются по всей Руси. Возникло очень любопытное дело, объясняющее нам способ тогдашнего вольномыслия — это суд над сыном боярским Матвеем Семеновичем Башкиным и его соумышленниками. К большому сожалению, дело, производившееся об этом лице и его соумышленниках, не сохранилось вполне и известно нам только по отрывкам. Из них мы узнаем, что в великий пост 1554 года Башкин явился к священнику Благовещенского собора Симеону на исповедь, объявил себя православным христианином, верующим в Св. Симеона поразило то, что Башкин сам же начал разрешать перед ним вопросы, которых не мог разрешить священник. Все начало от вас, священники, вам следует показать собою пример и нас научать. Видишь ли, в Евангелии стоит: научитеся от меня, яко кроток есмь и смирен сердцем; иго мое бо благо и бремя мое легко есть. После того Башкин пригласил к себе священника на дом и показал ему Апостол, измеченный восковыми пятнами по тем текстам, которые возбуждали в нем размышления. Симеон становился в тупик; Башкин сам ему предлагал собственные объяснения, которые казались Симеону подозрительными. Вот мы христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею, а у нас на иных кабалы нарядные фальшивые , на иных полные, а другие беглых держат.

Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно. Через несколько времени разнесся между духовными слух, что около Башкина собирается кружок людей, которые неправильно умствуют о существе Сына Божия, о таинствах, о церкви, о всей православной вере. Царя в то время не было в Москве. Он ездил в Кирилловский монастырь. У Башкина вытребовали Апостол, измеченный восковыми пятнами. Сам Башкин, уверенный в правоте своих толкований, подал его Симеону. Царь рассматривал книгу, но, как видно, в пометках Башкина не было еще явных улик. Башкина не трогали. Он продолжал сходиться со своими приятелями и толковать о религиозных предметах.

Духовные узнали об этом и требовали преследования Башкина и его друзей, говорили, что все это выходит из Белозерских монастырей, которые сделались гнездом всякого еретичества. Башкина взяли под стражу с двумя братьями Борисовыми — Григорием и Иваном Тимофеевичами и захватили еще двух лиц, по имени Тимофея и Фому. На все вопросы они отвечали, что они православные христиане. Царь приказал поместить их в подклети своих палат. Решили созвать собор.

При содействии и по настоянию московских митрополитов Даниила и Макария «церковные мятежники» стали рассматриваться как государственные преступники. На борьбу с «обидящими церковь» государство ополчилось в контакте с представителями церкви. На стоглавом соборе 1551 г. Просьба церковных иерархов была выполнена. Царем был издан указ «о великой царской опале на еретиков по градским законам, а от святителей духовным запрещением».

Наказание по делам об еретичестве по-прежнему устанавливалось церковным судом, светские же суды были их исполнителями. Котошихин, живший в XVII в. Пытки обвиняемых также производились по требованию духовных властей. Требования кровавой расправы над церковными противниками отразились и на законодательстве XVII в.

История 7 класс ереси Матвея Башкина. Матвей Башкин и Феодосий косой нестяжатели иосифляне. Матвей Башкин Феодосий косой нестяжатели иосифляне таблица. Составить план по теме «ереси Матвея Башкина и Феодосия косого». Матвея Башкина. Феодосий косой идеи. Монах Феодосий косой. Матвей Семёнович Башкин. Взгляды Матвея Башкина. Доклад Феодосия косого. Феодосий косой биография. Идеи Феодосия косого. Еретики стригольники. Стригольники фото. Ересь стригольников кратко. Ересь стригольников фото. Ереси в России. Новгородская ересь. Ересь это в истории России. Против чего выступали ереси. Русская культура 16 века публицистика. Век публицистики в 16 веке. Ереси на Руси 15-16 века. Русская Церковь в 16 веке. Русская православная Церковь в 15 веке начале 16 века. Рабье учение Феодосия косого житийная литература. Учение Феодосия косого. Феодосий косой. Феодосий косой кратко. Еретик Феодосий косой. Основные идеи Феодосия косого. Церковь и государство план. Церковь и государство в 16 веке.

В Астраханской области для очного проведения «Диктанта Победы» подготовили более 250 площадок: музеи, школы, библиотеки, историко-культурные центры, образовательные организации. Александр Башкин присоединился к акции на площадке в Астраханской областной научной библиотеки им. Она традиционно собрала участников разного возраста и социального статуса. Свои знания пришли проверить представители общественных организаций, участники специальной военной операции, школьники, студенты, представители Думы Астраханской области и Думы г. Астрахани, а также все, кому интересна история.

Деятельность Матвея Башкина и Феодосия Косого

Итак, «выметена» была из Кремля ересь, восторжествовала партия Софьи, навеки упокоился на своем царственном одре не имевший покоя в последние дни своей жизни Иван III, и жизнь в России пошла своим привычным чередом. Попритихли в «худых местах» споры о вере, и хотя инквизиция, основы которой заложил у нас Гонозов, не достигла таких масштабов, как в католических странах, городские площади слишком часто стали освещаться кострами, на которых горели еретики В. Соловьев даже заметил, что «наша» инквизиция «отличалась от католической лишь дровами: если в католических странах людей сжигали на березовых дровах, то у нас — на осиновых».

Феодосий Косой — казнь еретиков. На церковном соборе 1554 г. Он считал, что рабство несовместимо с принципами истинного христианства, и говорил о необходимости уничтожить холопство, так как «Христос всех братией нарицает» Башкин подверг критике церковные каноны и догмы: отрицал божественное происхождение Иисуса, не признавал «угодников» и поклонения иконам. В выступлении Башкина против церкви и ее догматов под религиозной оболочкой скрывался протест масс против закабаления и феодальной эксплуатации. Защищая устои феодально-крепостнического государства, церковные иерархи не могли простить Башкину его взглядов.

Башкина подвергли пыткам и заставили признаться в еретичестве. Как передают некоторые источники, по приговору церковного собора Башкина посадили в деревянную клетку и сожгли. Его сторонники были разосланы по монастырям в строгое заключение. Не прошло и года, как вновь собрались церковные иерархи.

Вместе с Артемием приговорен был монах Савва Шах, человек ученый, и сослан в Суздаль. Первый прославился обращением в христианскую веру лопарей, жил некогда в белозерских пустынях и был давний приятель Артемия, по ходатайству которого получил сан архимандрита в Суздале. Он был человек строгой жизни и обличал монашеские пороки. За это монахи не терпели его, в особенности злобствовал на Феодорита суздальский владыка, потому что Феодорит обличал его в сребролюбии и пьянстве.

Хотя Феодорит ни в чем не был уличен, но тем не менее как согласник и товарищ Артемия был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где ему делали всякие поругания приятели суздальского владыки, бывшего прежде кирилло-белозерским игуменом. Через полтора года по ходатайству бояр Феодорит был освобожден. Дьяк Висковатый подпал суду в том же деле, но совсем по иному вопросу. Он изъявлял разные сомнения по поводу приемов тогдашнего иконописания, между прочим, соблазнялся тем, что Христа изображали в ангельском образе с крыльями, что писали образ Бога-Отца, тогда как, по его мнению, не следовало вовсе изображать невидимого Божества, как равно и бесплотных сил, не одобрял также человековидных изображений добродетелей и пороков. Его осудили на трехлетнее церковное покаяние. Это обвинение особенно замечательно тем, что в нем видна злоба духовенства, хотевшего запретить мирянам свободное суждение о предметах религии. Знай свои дела, которые на тебя положены. Когда ты овца, не твори из себя пастыря.

Во время производства этого дела или, быть может, тотчас по окончании его, привезен был в Москву из белозерских монастырей монах Феодосий Косой с несколькими товарищами, также обвиняемыми в еретических мнениях. Их посадили под стражу в одном из московских монастырей; но Косой склонил на свою сторону стражей и бежал вместе со своими товарищами. Он нашел себе убежище в Литве, женился на еврейке и проповедовал ересь с большим успехом, тем более, что в литовско-русских владениях распространялись тогда с запада так называемые арианские мнения. Автор представляет, что к нему приходят три последователя ереси Косого и излагают учение своего наставника, а Зиновий опровергает их. Из этого сочинения мы узнаем, что Косой был раб, убежавший от своего господина на господском коне и захвативший с собою одежду и еще кое-какие вещи. Последователи его доказывали, что это было не воровство, а, напротив, вознаграждение, которое следовало бежавшему за его службу господину. Феодосий постригся в одном из монастырей Белозерья и своим умом приобрел к себе такое уважение, что даже прежний господин, узнавши о нем, относился к нему с приязнью. По известиям, передаваемым книгою Зиновия, Феодосий отвергал св.

Троицу, божество Иисуса Христа, считая его только богоугодным человеком, посланником свыше. Зачем ему приходить в плоть, если всемогущий Бог создал все своим словом, то словом же мог обновить свой образ и подобие и без вочеловечивания. Никакого обветшания и падения образа и подобия Божьего во человеке не было. Человек создан смертным, как и все другие животные — рыбы, гады, птицы, звери.

Итак, «выметена» была из Кремля ересь, восторжествовала партия Софьи, навеки упокоился на своем царственном одре не имевший покоя в последние дни своей жизни Иван III, и жизнь в России пошла своим привычным чередом. Попритихли в «худых местах» споры о вере, и хотя инквизиция, основы которой заложил у нас Гонозов, не достигла таких масштабов, как в католических странах, городские площади слишком часто стали освещаться кострами, на которых горели еретики В.

Соловьев даже заметил, что «наша» инквизиция «отличалась от католической лишь дровами: если в католических странах людей сжигали на березовых дровах, то у нас — на осиновых».

Глава первая. Вера христианская и правда. Матвей Башкин: опасные мысли.

Я также предпочел бы тысячу раз умереть, чем из-за этих преходящих благ потерять вечные". По внушению сатаны тиран велит убрать его и говорит: "Раз ты приемлешь учение евангельское, то пойдешь в огонь". Его велено было вывести из кремля, посадить в деревянную клетку и сжечь» Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного.

Родители В октябре 1519 г. Отец Башкин Семен Иванов сын Служебная биография Видный просветитель и вольнодумец, сторонник отмены кабального холопства. В 1550 г.

В Дворовой тетради из Боровска с пометой «в заключенье 62-го июня» Тысячная книга 1550 г.

И этот язык не надобен, Знал он дела еретические. По мере того как ограничивались феодальные права церкви, обязанность бороться с ересями принимала на себя государственная власть, осуждение же церковных противников по-прежнему производилось иерархами церкви. При содействии и по настоянию московских митрополитов Даниила и Макария «церковные мятежники» стали рассматриваться как государственные преступники. На борьбу с «обидящими церковь» государство ополчилось в контакте с представителями церкви. На стоглавом соборе 1551 г. Просьба церковных иерархов была выполнена. Царем был издан указ «о великой царской опале на еретиков по градским законам, а от святителей духовным запрещением». Наказание по делам об еретичестве по-прежнему устанавливалось церковным судом, светские же суды были их исполнителями. Котошихин, живший в XVII в.

Не известны ни год, ни место рождения Б. Что касается самого учения Б. Все, что известно о религиозных взглядах Б. Затем Б. В заключение Б. После этого он еще несколько раз беседовал с Симеоном, ища у него разрешения гнетущей его мысли о несогласии догматов христианского учения с тогдашней жизнью.

Этим и исчерпывается содержание жалобницы Симеона. VI , полагает, что Б.

Просьба церковных иерархов была выполнена. Царем был издан указ «о великой царской опале на еретиков по градским законам, а от святителей духовным запрещением». Наказание по делам об еретичестве по-прежнему устанавливалось церковным судом, светские же суды были их исполнителями. Котошихин, живший в XVII в.

Пытки обвиняемых также производились по требованию духовных властей. Требования кровавой расправы над церковными противниками отразились и на законодательстве XVII в. В Соборном уложении 1649 г. Так же наказывались «без вся кого милосердия» и другие выступления против религии и церкви — переход в «басурманскую» веру, святотатство и др. По свидетельству иностранца Петрея, врагов церкви, «святотатцев», сажали на кол, после смерти тело снимали с кола, выносили за городские ворота и сжигали, а пепел засыпали землей15.

Чем известен Матвей Башкин?

О первоначальной жизни его до 1553 г. Не известны ни год, ни место рождения Б. Костомаров, можно догадываться о его татарском происхождении. Что касается самого учения Б. Все, что известно о религиозных взглядах Б. В жалобнице Симеона жалобница Сильвестра, тоже священника Благовещенского собора, есть повторение, как бы подтверждение сказанного Симеоном читаем: "В великом посту 1553 г.

Духа и поклоняюсь образу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородицы , и великим чудотворцам, и всем святым, на иконе написанным". Затем Б. В заключение Б. После этого он еще несколько раз беседовал с Симеоном, ища у него разрешения гнетущей его мысли о несогласии догматов христианского учения с тогдашней жизнью.

В другой раз Башкин пригласил Симеона к себе и, цитируя апостольский текст: "весь закон в словеси скончевается: возлюбиши искреннего своего, яко сам себе; аще себе грызете и снедаете, блюдите, да не друг от друга снедени будете", — говорил: "а ны Христовых рабов у себя держим. Христос всех братиею нарицает, а у нас на иных и кабалы, на иных беглые, а на иных нарядныя, а на иных полныя; а я благодарю Бога моего, у меня что было кабал и полных, то я все изодрал, да держу своих людей добровольно: добро ему, и он живет; а не добро, — и он кдау хочет. A вам, отцам, хорошо бы посещать нас почаще и наставлять, как нам жить, и как людей у себя держать, не изнуряя их. Об этом я видел в правилах, и мне это показалось хорошим".

После этого разговора Башкин показывал Симеону Апостол, "по местом извощен до трети", и предлагал ему другие "недоуменные" вопросы, которые представились Симеону "развратными", так что он отказался от их разрешения. Тогда Башкин просил его посоветоваться с знаменитым Сильвестром: "он тебе скажет, и ты тем пользуй душу мою; а тебе, я знаю, некогда об этом думать в суете мирской: ни в день, ни в ночи покоя не знаешь". Когда наступил Петров пост, Симеон поведал Сильвестру о своем "необычном" духовном сыне, который, по всей вероятности, беседовал о своих недоумениях и с другими лицами, вызывая их смущение своим не совсем заурядным любопытством по отношению к вопросам церковной нравственности: по крайней мере, Сильвестр уже знал о нем и заметил Симеону: "каков тот сын духовный будет, слово про него недобро носится", а затем пожелал узнать, что у него в Апостоле воском "мечено". Когда царь, ходивший на богомолье в Кириллов монастырь, возвратился в Москву, Сильвестр сказал ему о Башкине и его недоумениях, а Симеон "Апостол государю отнес". Кроме Сильвестра и Симеона царю докладывал о Башкине и протопоп Андрей, а до Алексея Адашева дошли слуги, что у Башкина есть единомышленники, впадающие в еретичество, которое напоминало секту жидовствующих: "испражняют владыку нашего Христа, непщуют Сына Божия быти и преславные действа таинства, и о литургии, и о причастии, и о церкви, и о всех православных в вере христианской". Не входя пока в рассмотрение дела, так как получено было известие о предполагаемом набеге крымцев, царь выехал 6 июля в Коломну, а Башкина приказал арестовать, посадить у себя в подклеть и поручил его двум иосифовским старцам, Герасиму Ленкову и Филофею Полеву. Башкин отрицал свое еретичество, но, находясь в заключении, заболел, "богопустным гневом обличен бысть, бесу предан и язык извеся, непотребная и нестройная глаголаше на многие часы". Потом он "в разум прииде" и слышал будто бы голос: "ныне ты исповедуешь меня Богородицею, а врагов моих, своих единомышленников, таишь".

Об этом человеке мы знаем то, что он был родом из Пскова, избран в игумены Троицкого монастыря, приобрел там общую любовь, но вскоре на него пало подозрение в вольнодумстве. Он снял с себя игуменство и удалился в Нилову пустынь вместе с другом своим Порфирием. Когда началось дело Башкина, их обоих вызвали оттуда, как будто за тем, чтобы присутствовать на соборе, а на самом деле за тем, что считали их подозрительными. Еще Башкин, как видно, не сознавался, а Артемия побуждали спорить с ним и обличать его. Артемий уклонялся от спора и говорил: «Это не мое дело».

Но когда Башкин пришел в расстройство и начал оговаривать и себя, и других, Артемий ушел из Москвы в свою пустыню, но был возвращен и предан соборному суду. Ему ставили в вину эту самовольную отлучку. Он сказал, что убежал от «наветующих на него», но не хотел указывать, кто эти наветующие. По-видимому, Артемий не признавал Башкина еретиком и говорил только, что Матвей делает ребячество. Ты виноват, кайся».

Эти ответы Артемия поставили ему в обвинение. Затем явился доносчик на Артемия, игумен Ферапонтова монастыря, Нектарий, который обвинял Артемия в том, что он в постные дни ел рыбу. Хотелось мне узнать: у них христианский закон такой ли, как у нас; но мне не указали тогда такого книжного человека». Это ты чинил не гораздо, это тебе вина». Нектарий обвинял Артемия еще в разных богохульствах и ссылался на старцев Ниловой пустыни; но старцы, призванные на собор, не подтвердили доноса Нектария.

Другой обвинитель, троицкий игумен Иона, поднялся на Артемия. Прежде клали на челе иное знамение, а нынче большие кресты кладут; на соборе о крестном знамении много толковали, да ни на чем не порешили». Артемий отвечал: «Я только говорил о соборе, что на нем ничем не порешили о крестном знамении, а про самое крестное знамение так не говорил». Собор дал такой приговор: «Ты сам сознаешься, что говорил о соборе; стало быть, и то говорил, что в крестном знамении нет ничего; надобно верить Ионе. Это тебе вина».

Третий обвинитель, троицкий келарь Адриан Ангелов, доносил следующее: «Артемий в Корнилиевом монастыре говорил: нет помощи умершим, когда по ним поют панихиду и служат обедню; тем они муки не минуют на том свете». Артемию на соборе объявили так: «Это ты говорил не гораздо; значит, ты отсекал у грешников надежду спасения и уподобился Арию. Надобно верить во всем Адриану. Четвертый обвинитель, троицкий старец Игнатий Курачев, доносил: «Артемий говорил про Иисусов канон: такой Иисусе; и про акафист Богородице говорил: радуйся! А как услышал слово Иисусово и о его заповедях, как Иисус велел пребывать и как житие вести, так горько делается заповеди Иисусовы исполнять; а про акафист я так говорил: читают: радуйся да радуйся, Чистая!

А сами не радят о чистоте и пребывают в празднословии; стало быть, только наружно обычай исполняют, а не истинно». Может быть, я так и сказал, но я не говорил, что другие этого не знали, а говорил только про себя одного». С Артемия сняли сан и приговорили сослать на тяжелое заключение в Соловецкий монастырь. Он должен был жить одиноко и безвыходно в келье, не иметь ни с кем сообщения и ни с кем не переписываться. Ему позволяли причаститься Св.

Тайн только в случае смертельной болезни.

Вот, мы Христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы нарядные фальшивые , на иных полные, а другие беглых держат. Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня — пусть живёт, а не нравится, пусть идёт куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас, мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя держать, чтобы их не томить.

В конце концов он сообщил о столь странном духовном чаде своему сослужителю, протопопу Сильвестру: «Пришёл ко мне сын духовный необычен и великими клятвами умолил меня принять его на исповедь в Великий пост; многое предлагает мне вопросы недоуменные; требует от меня поучения, а в ином и сам меня учит, и я удивился тому и весьма усомнился». Сильвестр отвечал: «Каков-то сын то будет у тебя, а слава носится про него недобрая». То есть о Башкине уже говорили как о человеке подозрительном.

Сильвестр решается доложить царю, но того в столице нет: он отправился в паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь. За отсутствие царя состоялась ещё одна встреча благовещенского протопопа и Башкина. Опять он позвал священника к себе и показал «Апостол», густо размеченный воском, и начал излагать свои сомнения, а ещё более толкования, которые показались Симеону «не по существу и развратными».

В июле Башкин со своими толкованиями предстал перед царём. Из-за угрозы со стороны Крыма дело было отложено, а сам смутьян оказался в подклети царского дворца под охраной двух иноков Иосифо-Волоколамского монастыря. В заключении он вдруг стал бесноваться, но потом стал каяться и выдал своих единомышленников: Григория и Ивана Борисовых и других, и сознался, что своё учение он позаимствовал от аптекаря Матфея литвина и Андрея Хотеева, «латынников».

Башкин так же сообщил, что заволжские старцы не только «не хулили его злобы», но и ещё укрепляли его в ней.

Русские вольнодумцы. Матвей Башкин и Феодосий Косой

На соборе, имевшем свои заседания в царских палатах, присутствовали под председательством митр. Макария архиепископ ростовский Никанор и епископы суздальский - Афанасий, рязанский - Кассиан, тверской - Акакий , коломенский - Феодосий и сарский - Савва вместе с многочисленным духовенством. На соборе присутствовал сам царь со своими братьями и со множеством бояр. Такова сущность ереси Б. Что здесь принадлежит лично Б.

Несомненно кажется только одно - что судьи хорошо еще помнили учение жида Захария, осужденное собором 1504 г. Они даже для обличения Б. По приговору собора он был сослан в Волоколамский монастырь , куда и прибыл 22 декабря 1554 г. Сознаваясь в истине соборных обвинений, Б.

Таким образом, это сознание Б.

Но когда Башкин пришел в расстройство и начал оговаривать и себя, и других, Артемий ушел из Москвы в свою пустыню, но был возвращен и предан соборному суду. Ему ставили в вину эту самовольную отлучку. Он сказал, что убежал от «наветующих на него», но не хотел указывать, кто эти наветующие. По-видимому, Артемий не признавал Башкина еретиком и говорил только, что Матвей делает ребячество. Ты виноват, кайся». Эти ответы Артемия поставили ему в обвинение.

Затем явился доносчик на Артемия, игумен Ферапонтова монастыря, Нектарий, который обвинял Артемия в том, что он в постные дни ел рыбу. Хотелось мне узнать: у них христианский закон такой ли, как у нас; но мне не указали тогда такого книжного человека». Это ты чинил не гораздо, это тебе вина». Нектарий обвинял Артемия еще в разных богохульствах и ссылался на старцев Ниловой пустыни; но старцы, призванные на собор, не подтвердили доноса Нектария. Другой обвинитель, троицкий игумен Иона, поднялся на Артемия. Прежде клали на челе иное знамение, а нынче большие кресты кладут; на соборе о крестном знамении много толковали, да ни на чем не порешили». Артемий отвечал: «Я только говорил о соборе, что на нем ничем не порешили о крестном знамении, а про самое крестное знамение так не говорил».

Собор дал такой приговор: «Ты сам сознаешься, что говорил о соборе; стало быть, и то говорил, что в крестном знамении нет ничего; надобно верить Ионе. Это тебе вина». Третий обвинитель, троицкий келарь Адриан Ангелов, доносил следующее: «Артемий в Корнилиевом монастыре говорил: нет помощи умершим, когда по ним поют панихиду и служат обедню; тем они муки не минуют на том свете». Артемию на соборе объявили так: «Это ты говорил не гораздо; значит, ты отсекал у грешников надежду спасения и уподобился Арию. Надобно верить во всем Адриану. Четвертый обвинитель, троицкий старец Игнатий Курачев, доносил: «Артемий говорил про Иисусов канон: такой Иисусе; и про акафист Богородице говорил: радуйся! А как услышал слово Иисусово и о его заповедях, как Иисус велел пребывать и как житие вести, так горько делается заповеди Иисусовы исполнять; а про акафист я так говорил: читают: радуйся да радуйся, Чистая!

А сами не радят о чистоте и пребывают в празднословии; стало быть, только наружно обычай исполняют, а не истинно». Может быть, я так и сказал, но я не говорил, что другие этого не знали, а говорил только про себя одного». С Артемия сняли сан и приговорили сослать на тяжелое заключение в Соловецкий монастырь. Он должен был жить одиноко и безвыходно в келье, не иметь ни с кем сообщения и ни с кем не переписываться. Ему позволяли причаститься Св. Тайн только в случае смертельной болезни. Но Артемий недолго пробыл в Соловках, убежал оттуда и очутился в Литве.

Там он ратовал за православие и писал опровержения против еретика Симона Будного[65], отвергавшего божество Иисуса Христа: это оправдывает отзыв о нем князя Курбского, называющего Артемия «мудрым и честным мужем», жертвой лукавства злых и любостяжательных монахов, оклеветавших его из зависти за то, что царь любил Артемия и слушал его советы. Вместе с Артемием приговорен был монах Савва Шах, человек ученый, и сослан в Суздаль. Первый прославился обращением в христианскую веру лопарей, жил некогда в белозерских пустынях и был давний приятель Артемия, по ходатайству которого получил сан архимандрита в Суздале. Он был человек строгой жизни и обличал монашеские пороки.

В описи Царского архива в ящиках 189, 222 хранились подлинные соборные дела 62-го и 63-го годов Матвея Башкина и Артемия, бывшего троицкого игумена. В конце июня — начале июля 1553 г. В конце 1553 г. Башкин был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Возможно, в 1554 г. Башкина Государственный архив России. Пересветов и его современники. О ресурсе Проект «Правящая элита Русского государства в правление Ивана Грозного: электронная база данных и историческое исследование» представляет собой исследование персонального состава правящей элиты Русского государства в царствование Ивана Грозного.

В заключение Б. После этого он еще несколько раз беседовал с Симеоном, ища у него разрешения гнетущей его мысли о несогласии догматов христианского учения с тогдашней жизнью. Особенно его поражало несогласие слов Христа "возлюбите искренняго своего, как самого себе" с существованием у нас крепостных. Этим и исчерпывается содержание жалобницы Симеона. Макарий в своей истории церкви т.

Говорил ли действительно Б. Симеону могли показаться вопросы Б. Если бы далее Б. И только несколько времени спустя Иоанн под влиянием внушений митр. Макария приказывает заключить Б. Собор начался в 1553 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий