В конце 1725 г. в Петербург стали приезжать из Европы ученые, которых Блументрост пригласил для работы Российской Академии. «Академия наук в 1725-1742 годах» и второй, основной части, - «Жизнеописания президентов и членов Академии наук, вступивших в нее в 1725-1742 годах» (51 очерк). Академия наук Екатерина 1. Открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов.
Петербургская академия наук и Северо-Восток.1725-1917 гг
Но в 2013 году, после того как Российская академия сельскохозяйственных наук и Российская академия медицинских наук были включены в состав РАН, число членов РАН соответственно увеличилось. 7 декабря 1725 г. последовал именной указ императрицы «Об открытии предположенной к учреждению императором Петром Великим Академии наук и о назначении в оную президентом лейб-медика Лаврентия Блюментроста». это высшее научное учреждение Российской империи в период 1725-1917 годов, находившееся в городе Санкт-Петербурге. – Почему первым президентом Академии наук стал лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост? 7 января 1726 года (27 декабря 1725 года по ст. стилю) в присутствии Екатерины Первой прошло официальное открытие Императорской Академии наук в Санкт-Пете. Официальным днём открытия императорской Академии наук считается 27 декабря 1725 г. (7 января 1726 г.), когда Екатерина I устроила торжественный приём академикам.
1725 открытие академии наук
В 1716 г. Готфрид Лейбниц умер, однако идею Петр сохранил и в ходе второго длительного заграничного посольства 1716—1717 гг. Однако, даже впечатлившись достижениями французской науки и техники, он не собирался напрямую копировать Парижскую академию наук — как, впрочем, и научные учреждения Британии, Германии, Нидерландов. Об этом свидетельствует «Проект», в составлении которого Петр участвовал лично. Академия ли университет? К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют». При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1.
Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить. РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс.
Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов. Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла. Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра.
Именно с этого дня ведут отсчет многие российские науки. Ведь до петровской академии такие научные отрасли, как медицина, ботаника, зоология, метеорология и другие были представлены лишь разрозненными записками различных естествоиспытателей. Академия наук располагалась на Васильевском острове, в здании кунсткамеры.
В первом составе РАН были одни иностранцы. В 1725 году в Петербург начали прибывать из-за границы первые академики: математики Я. Герман и Х. Гольдбах, физик Г. Бильфингер, физиолог Д. Бернулли, медик И. Дювернуа; в 1726 г. Делиль, историк Г. Байер и другие. Блюментрост заложил основы организационного устройства Академии.
Вообще-то учреждена она была указом Петра I еще в январе 1724 года. Однако датой открытия академии считается все же 1 августа 1725-го, когда состоялось первое заседание академиков. Именно с этого дня ведут отсчет многие российские науки.
Описание документа
- Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года
- Как в России появилась Академия наук
- История Российской Академии Наук —
- 1725 открытие академии наук
Описание документа
- Цитаты о СНГ
- «Во главе Академии...»
- Полезные ссылки
- История в лицах
- Академические хроники: 300 лет РАН – Telegram
- К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
История в лицах
Были открыты и освоены месторождения нефти в Поволжье и Предуралье, месторождения золота, платины и алмазов в Сибири. С первых послевоенных лет начался новый этап в развитии Академии наук, на которую были возложены ответственные задачи по содействию восстановлению и развитию народного хозяйства, ускорению научно-технического прогресса. В этот период особое внимание уделялось развитию науки на периферии организации новых институтов и научных центров. К концу 1950-х годов в Академию наук входило 12 филиалов. В 40-х годах ученые Академии наук решили такие сложнейшие научные и технические проблемы, как овладение энергией атомного ядра, проникновение в космос, создание электронных средств переработки информации. Под руководством И. Курчатова были сделаны первые шаги в мирном использовании ядерной энергии: уже в 1954 г. Игорь Васильевич Курчатов, советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Нашей страной был проложен путь в космос. Запуск в 1957 г.
Гагарина 1961 , ознаменовавшие начало космической эры человечества, стали возможны благодаря работам многих научных коллективов, в том числе возглавлявшихся С. Королевым, М. Келдышем, В. Работы Л. Ландау по теории конденсированных фаз отмечены Нобелевской премией по физике за 1962 г. Разработка Л. Канторовичем экономико-математических методов отмечена в 1975 г. Нобелевской премией в области экономических наук. К середине 70-х годов значительно возросло количество научных сотрудников Академии: В 1975 г.
В научных учреждениях Академии обучалось до 5 тысяч аспирантов. Широкое признание получили труды И. Виноградова и его школы в области теории чисел. Предложены новые подходы в теории дифференциальных уравнений и функционального анализа, в теории вероятностей, алгебре, топологии, математической логике А. Колмогоров, С. Соболев, И. Петровский и др. Трудный этап в жизни Академии наступил с начала 90-х годов. Но Академия выстояла.
В связи с изменением политической и социально-экономической обстановки, распадом СССР и образованием Российской Федерации Академия наук в 1991 г. Несмотря на тяжелейшие политические, экономические, социальные, психологические проблемы в стране, Академия наук сохранила свое единство, она остается главным научным центром России, одним из ведущих научных центров мировой науки. Ленинградское отделение, 1977. Пекарский, П. Императорской Академии наук, 1873. Осипов председатель и др.
Объявление об этом было напечатано типографским способом и размещено в разных местах Северной столицы. В преамбуле этого документа, в частности, указывалось на то, что «Академию, намерением Петра Великого определенную, Августейшая Императрица Екатерина, премудрым своим промышлением в совершенство привела»8. Назовем только некоторые из лекций, прочитанных тогда академическими учеными: «Начала математические» Даниил Бернулли , «Достопамятные вещи ветхого Рима» Теофил Зигфрид Байер , «Логическое Метафизическое ученье» Христиан Мартини и др. Завершением начального организационного периода создания Академии наук стало публичное Общее собрание Академии, состоявшееся 1 августа 1726 г. Архивные документы донесли до нас некоторые подробности этого торжественного акта. Императрица Екатерина I прибыла на него в сопровождении двух своих дочерей — принцесс Анны Петровны и Елизаветы Петровны будущей императрицы — и герцога Гольштинского супруга Анны Петровны. При спуске с барки тогда еще не было мостов через Неву их встречали президент и члены Академии наук. В свите императрицы прибыли практически все высшие военные и гражданские чины столицы, а также представители высшего духовенства9. Первым на собрании выступил академик Т. Байер, который произнес благодарственную речь Екатерине I. Потом академик Я. Герман сделал доклад о результатах важнейших математических открытий, происшедших к этому времени в мире. Ученый говорил и о дерзновенных планах на будущее. Так, он выразил надежду на то, что в будущем ученым удастся «изготовить такой телескоп, чрез который будут видны жители других планет, буде таковые существуют». По завершению официальной части был устроен банкет, во время которого Екатерина I выпила бокал вина и пожелала Академии, «чтобы она вечно жила, процветала и приносила государству истинную пользу»10. Архивные источники сохранили и отдельные любопытные детали этого академического мероприятия. Так, в финансовых документах, составленных по этому поводу, между прочим отмечалось: «На угощение присутствующих в собрании истрачено 267 рублей — за разные пития, за конфекты, за сахар, за хрустальную посуду и за протчее»11. Можно считать, что с этого времени в стенах Санкт-Петербургской Академии наук начались планомерные исследования в области фундаментальных наук. Так, академик Ж.
Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.
Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией. В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с. Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым. Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров. Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых. Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе. Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации. Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами. Ломоносов проявил себя не только как талантливый и упорный изобретатель, но и как предприниматель, экономист, полностью разрабатывая принципы существования своих предприятий. Он создал химические технологии для самых разнообразных производств. Произведя множество опытов, ученый выявлял оптимальные рецепты изготовления образцов, по сути, закладывая первые русские стандарты производства фарфора, стекла и других видов продукции. Один из наиболее значимых научных трудов Ломоносова по экономике — «О сохранении и размножении российского народа» — был непосредственно посвящен решению насущных проблем российской державы середины XVIII в. Ученый предложил конкретную и детальную программу, нацеленную на успешное развитие производительных сил России. Парадокс заключается в том, что этот важнейший труд Ломоносова находился под запретом более полувека и впервые был опубликован в 1819 г. Работа «О сохранении и размножении российского народа» была напечатана в «Журнале древней и новой словесности» Ломоносов, 1819 , причем с весьма крупными цензурными изъятиями. И спустя полвека цензоров продолжали пугать острота поставленных проблем, радикальность предлагаемых мер, а также критика ряда церковных правил, ограничивающих развитие народонаселения. Экономические идеи Ломоносова во многом диктовались заботой об укреплении государства. Он выступал за установление государственной опеки над отечественным промышленным производством и торговым предпринимательством, за введение покровительственных таможенных тарифов вплоть до запрета в отдельных случаях на ввоз товаров, которые могли производиться внутри страны. Тем самым великий ученый задолго предвосхитил политику экономического протекционизма для отечественного бизнеса, столь часто применяемую в мире в современных условиях. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной более ста лет назад академиком В. Вернадским, утверждавшим, что Ломоносов способствовал включению интеллектуального потенциала России в европейское культурное пространство. Он первым из российских ученых понял всю глубину преобразований, которыми ознаменовалась Петровская эпоха, и очень многое сделал для их осуществления в сфере науки и образования. В своей речи, произнесенной 8 ноября 1911 г. Вернадский подчеркнул, что Ломоносов «силой своего гения при самом начале научной работы России поставил ее в равное положение с ранее вступившими в научную работу нациями» Вернадский, 1995, с. Не только экономику, но и всю мировую науку продвинул далеко вперед еще один выдающийся российский ученый — Дмитрий Иванович Менделеев, судьба которого также тесно связана с Санкт-Петербургским университетом. Его работа более четверти века 1865-1890 в Университете хорошо известна. Работая в сфере метрологии, мне довелось досконально изучить биографию Д. Деятельности ученого в Санкт-Петербургском университете, его научному наследию и опыту преподавателя посвящена значительная часть книги «Дмитрий Иванович Менделеев: Ученый. Педагог» Окрепилов и Доценко, 2014. Уйдя из Университета, Д. Менделеев возглавил Главную палату мер и весов и стал основателем первой в России поверочной палатки торговых мер и весов, положив начало созданию современной Метрологической службы России.
Главная по науке
Изучение верхних слоев атмосферы для объяснения ее физического состояния у земной поверхности — его идея. Ученый сформулировал первую теорию электрических явлений в атмосфере, объяснив полярное сияние и молнию. Физик разработал и создал ряд измерительных приборов: анемометр, морской воздушный барометр, который был устойчив во время толчков и качки судна, и прототип вертолета для поднятия в верхние слои атмосферы метеорологических приборов. Когда Михаил Васильевич умер, интерес к метеорологии, как науке, на какое-то время утих.
Колосов Главная обсерватория Основатель Харьковского университета и инициатор создания Министерства народного просвещения Российской империи Василий Каразин в рамках доклада Московскому обществу любителей естествознания в 1810 году назвал назревшей необходимость централизованного руководства сетью метеорологических станций и научной обработки их наблюдений. Эту идею одобрили и предложили Каразину разработать план организации Государственного метеорологического комитета. Главная физическая обсерватория открылась в Санкт-Петербурге на Васильевском острове 1 апреля 1849 года по указу Николая I.
Инициировал ее создание академик Адольф Купфер, чуть позже его назначили директором учреждения. Формально обсерваторию учредили при Институте корпуса горных инженеров. Ее штат насчитывал семь сотрудников.
ГФО отводилась ведущая роль в управлении всеми метеорологическими учреждениями. Также там создавались, совершенствовались и изготавливались приборы и методические инструкции к ним, производились обработка и издание материалов наблюдений.
Как, когда и кем создавалась Российская академия наук? Как и многие другие грандиозные события в России, основание научной академии связано с именем Петра I, и подошел он к этому вопросу со всей своей скрупулезностью, дотошностью, «жадностью до знаний» и жаждой к переменам. В то время «академиями» назывались многие научные общества в Европе. Надо сказать, что тогда уже существовали: итальянская Академия дей Линчеи Accademia dei Lincei ; академии в Турине и Болонье; Французская академия, которая занималась проблемами языка и литературы; германское Общество испытателей природы, положившее начало современной Национальной академии наук «Леопольдине»; в Лондоне и Оксфорде крупнейшие ученые Англии основали «невидимую коллегию», ставшую в 1660 г.
План создания Академии наук сформировался у Петра I во время его заграничных путешествий. Во время своей поездки во Францию в мае—июне 1717 г. Через полгода после этой поездки за участие в составлении подробнейшей карты Каспийского моря и его побережья члены французской Королевской академии наук единогласно избирают Петра I иностранным членом своей академии, и ее постоянный секретарь Бернар Бойер де Фонтенель пишет царю письмо, в котором спрашивает его согласия принять это членство. В своем ответе Петр I писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать». Карта Каспийского моря и его прибрежья, за составление которой Петр I получил статус иностранного члена Королевской академии наук Франции в 1717 году. А между тем Петр посещает и Лондонское Королевское общество, и Гринвич, и Оксфорд, многочисленные музеи и лаборатории.
Приезжая в Голландию, он тесно общается с голландскими мыслителями и другими виднейшими иностранными философами. Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя. Петр Алексеевич Романов, 30. Петр познакомился с Лейбницем в 1711 г. И поскольку Лейбниц проявлял очень большой интерес к России и к величайшим возможностям ее научного прогресса, в 1712 г.
Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых.
В его ведении находились гимназия и университет, где готовили специалистов. Как и рассчитывал Петр I, многие их выпускники внесли вклад в развитие отечественной науки. Первым русским действительным членом Петербургской академии наук в 1733 году стал математик Василий Ададуров. Одним из известных его учеников был Михаил Ломоносов. Петр I умер в феврале 1725 года, не дождавшись официального открытия Петербургской академии наук. Формирование штата академиков завершила его супруга Екатерина I, которая пришла к власти. Учреждение начало работать в конце декабря 1725 года. Президенты академии наук За 300 лет около трех десятков человек поочередно занимали должность президента Российской академии наук. В их числе были государственные деятели, врачи, писатели, физики, химики, математики, географы, геологи. Фото: с сайта РАН www. Он пользовался большим доверием Петра I, с 1719 года был его личным доктором. Академией наук Блюментрост руководил более 7 лет.
Капица, А. Абразцов, В. Гинзбург, Ж. Лауреатами по физиологии и медицине стали И. Павлов и И. Мечников, в области химии - Н. Семёнов, экономики - Л. Это звание было присвоено также пяти нашим поэтам и писателям: И. Бунину, Б. Пастернаку, М. Шолохову, А. Солженицыну и И. Кроме того, в числе Нобелевских лауреатов находится несколько десятков учёных, выходцев из России, сделавших свои выдающиеся открытия после выезда из страны, работая в известных зарубежных научных организациях. В настоящее время Российская академия наук насчитывает 932 члена. К сожалению, несмотря на свою многочисленность, она не может похвастаться своими достижениями, низка результативность её работы. В течение многих последних лет её членам не присуждались Нобелевские премии. Причин, по моему мнению, немало: тут и издержки высшего образования, невнимание к фундаментальным исследованиям, недофинансирование, приведшее к отставанию экспериментальной базы, резкому сокращению притока молодых научных кадров и оттоку перспективных учёных за рубеж.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
На выставке представлены книги, рассказывающие об истории Российской академии наук в лицах. Академия была открыта в конце 1725 года, уже после смерти Петра, и начала работать на основе утвержденного им Положения. Библиотека Математического института им. В.А. Стеклова РАН открыла электронную полнотекстовую коллекцию «История Российской академии наук в документах».
Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года
7 декабря 1725 г. последовал именной указ императрицы «Об открытии предположенной к учреждению императором Петром Великим Академии наук и о назначении в оную президентом лейб-медика Лаврентия Блюментроста». Однако датой открытия академии считается все же 1 августа 1725-го, когда состоялось первое заседание академиков. Протоколы заседаний конференции Академии наук с 1725 по 1803 год.
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
Наука 300-летие РАН: К истории российской науки Наступивший год знаменует 300-летие рождения Российской академии наук, которая подарила миру много великих имен и открытий — Дмитрий Менделеев, нобелевские лауреаты — Иван Павлов, Илья Мечников, Лев Ландау, Николай Басов, Петр Капица, Жорес Алферов и многие другие, вписали российские имена выдающимся вкладом в историю мировой науки Круглая дата заставляет вспомнить истоки, продиктовавшие создание Академии наук, которая неразрывно связана и с историей изучения Северо-востока России — первой государственной научной экспедиции под эгидой Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Три сотни лет назад, в рамках Петровской модернизации, после победы России в Северной войне над Швецией, геополитическое внимание Российской империи стало расширяться на свои дальние северные и восточные рубежи. Без наук и искусств — высших достижений Нового времени, освоение неизведанных пространств, по мнению Петра I, не представлялось возможным. Потребовалось учреждение специального государственного института. В 1724 г. Наш город Якутск тогда стал координационным и логистическим центром беспрецедентных экспедиций командора Витуса Беринга по изучению и картографированию территории северного побережья, дальневосточных окраин России и территории, распростершейся между ними. Это было время великих географических открытий и первых академиков. Предлагаем комментарии наших якутских ученых о значимости даты 300-летия РАН и подготовки интеллектуальных кадров страны и республики: Приводим также исторический рассказ Алексея Паевского о первом десятилетии работы Российской академии наук: «Еще в первом зарубежном путешествии Петр Великий познакомился, шапочно, с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Лейбницем, человеком, который не только создал собственную философскую систему, но и сделал очень много в других областях науки: тут и дифференциальное исчисление, и комбинаторика, и двоичная система счисления, и даже концепция бессознательного. Но уже в 1711 году Лейбниц общался с Петром не раз, а в 1712 даже стал его спутником в поездке в Теплице и Дрезден. Историки науки считают, что именно с бесед Петра I и Лейбница и появилась идея создания Академии наук в Петербурге. Более того, Лейбниц получил от Петра титул тайного советника юстиции и создал первую программу научных исследований в нашей стране.
Увы, советник Петра умер в 1716 году, но идея осталась — и во время второй длительной загранкомандировки, посольства 1716—1717 годов, он посетил помимо многих других научно-технологических встреч Парижскую академию наук.
На протяжении ряда лет они неоднократно встречались и состояли в переписке. Лейбницу удалось заинтересовать Петра I своими идеями, касавшимися законодательной реформы, преобразования государственного управления и суда, реформы образования. По просьбе царя философ набросал план изучения наук и проект учреждения Петербургской академии наук. Царь дал высокую оценку предложениям Лейбница. Немецкий философу было пожаловано звание тайного советника и пожизненная пенсия в одну тысячу рейхсталеров в год. Интерес молодого русского государя к современной науке заметили в Европе. Парижская Академия в 1721 приняла его в свои члены. В ответ 18 февраля 1721 г.
Петр I писал: "Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать". Новому развитию идеи Роосийской Академии содействовал ученик Лейбница, Христиан Вольф, в переписке с которым в течение 1720-1721 гг. Петр I обсуждал проект. Вольф настоятельно советовал царю-реформатору изменить свой первоначальный замысел. При этом он указывал на Берлинскую академию, которая "по имени известна всему свету, но пользы никому и ничему еще не принесла". В результате к январю 1724 г. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту 1692-1755. В проекте были описаны функции университета и академии и были предложены способы их сочетания "Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Страница из Книги именных указов 1724 года с заметками Петра Первого на полях Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют" В проекте заключалось, что в условиях России создание Академии наук и университета в качестве обособленных друг от друга учреждений не принесет пользы, поскольку в России еще нет кол, гимназий, семинарий, и не распространены в народе науки.
Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.
Материалы стенда познакомят не только с исторической страницей Академии, но с фактами сегодняшнего состояния главного научного учреждения, с лауреатами Нобелевской премии российской науки, среди которых Жорес Алфёров, основатель нанонауки в РФ, физик Андрей Гейм и его ученик Константин Новоселов за открытие графена - самого тонкого материала в мире. Надеемся, что наша российская наука всегда будет служить в интересах человечества не только нашей страны, но и всей планеты. Подготовила Л.
Валентукявичене, библиотекарь.
Отцы-основатели академии наук: кто стоял у истоков создания РАН в XVIII в.
И все же в первые годы, когда в неё вошли люди, приглашённые Петром или им намеченные, Академия наук явилась в культурной жизни человечества новой и большой силой. Среди разрухи русской государственной жизни в первые десятилетия после Петра высокий уровень работы Академии не удержался. Условия жизни были тяжелы. Лучшие учёные ушли, новые назначения были неудачны. Долгие годы Академия переживала эпоху упадка - она с трудом, как и другие реформы Петра, приспособлялась к новым условиям русской жизни. При начале царствования Елизаветы была даже опасность самого её сохранения.
Но Академия пережила безвременье и пережила тем, что никогда в ней не прекращалась научная работа и научная жизнь, она всегда оставалась самым сильным научным творческим, центром в русской жизни. История Академии наук выходит за пределы моих лекции. Я хочу остановиться здесь только на тех сторонах её деятельности, которые имеют отношение к развитию точного и описательного естествознания, и на научной творческой работе в этих областях знания в нашей стране. Эта работа - помимо общих государственных и общественных условий - тесно связана 1 с теми людьми, которые ведут научную работу данного государства и 2 с теми научными учреждениями, которые дают возможность её вести. Остановимся на этих сторонах деятельности Академия наук вплоть до начала царствования императрицы Елизаветы Петровны , до 1740-х годов.
Не будет преувеличением считать, что вся научная жизнь страны и вашего общества в это время сосредоточивалась или так или иначе была связана с императорской Академией наук. Набрасывая её историю, мы набрасываем историю научного творчества России или в России. Прав вообще один из историков Академии наук, который с гордостью говорил в XIX в. Скажу даже более: нет ни одной Академии, которую в этом отношении можно было бы даже сравнивать с нашею. Значение Академии наук сказалось немедленно после её основания.
И, несомненно, в первой половине XVIII столетия само её основание являлось могучим орудием научной работы. Ибо в той новой государственной организации, которая вырабатывалась из Московского царства в Российскую империю, ещё не были созданы прочные формы государственного устройства. Как известно, только в конце XVIII века, в царствование Екатерины II , получили большую неподвижность формы местной организации и государственных учреждений, сложилась государственная машина императорской России. Старые рамки были разломаны или являлись неустойчивыми. В это время всякий более или менее прочный центр, след несколько более прочной организации получал особое значение.
Понятно поэтому, что в общей бесформенности русской жизни единственный центр, где могли сосредоточиваться научная работа или сплачиваться люди, для которых вопросы науки и знания имели значение, - Академия наук получила реальное значение созидающей государственной силы. В ней сосредоточивались самые разнообразные вопросы государственного управления и жизни, требовавшие научного знания.
По указанию Петра учиться в академии дозволено было отрокам не только дворянского происхождения. За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью. Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Со дня основания академия занималась и издательской деятельностью. Также неоценим ее вклад в организации первого государственного музея «Кунсткамера». Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли.
В настоящее время в ведении академии наук 55 функционирующих музеев.
Конец 1970-х гг. Архив РАН Советский период оказался, пожалуй, наиболее ярким в истории отечественной академической науки: был создан ракетно-ядерный щит нашей страны, осуществлен прорыв в космос. В послевоенный период Академию возглавляли физик-оптик Сергей Иванович Вавилов 1945—1951 , химик-органик Александр Николаевич Несмеянов 1951—1961 , математик и механик Мстислав Всеволодович Келдыш 1961—1975 , атомщик Анатолий Петрович Александров 1975—1986 , специалист в области вычислительной математики, физики атмосферы, геофизики Гурий Иванович Марчук 1986—1991. Юрий Сергеевич Осипов. Автор С. Ельцина от 21 ноября была воссоздана Российская академия наук. Геннадий Яковлевич Красников.
Эта и предыдущие фотографии — из книги «Президенты Академии наук» Мы поздравляем наших коллег и всех сопричастных со столь значимым юбилеем!
Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д. Бернулли и механик Н. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить.
Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные. Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра — 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года по новому стилю. Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов. По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев. Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку.
В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов. Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный. Им был открыт закон сохранения массы, впоследствии экспериментально подтверждённый французским учёным Лавуазье.
Президентская библиотека - к Дню российской науки
Весь 1725-ый год формировался штат Академии; 7 декабря был издан основополагающий Манифест, а уже 27 декабря прошло первое торжественное заседание вновь назначенных академиков и профессоров. Но Академия наук уже была организована стараниями Петра I, хорошо понимавшего роль науки и образования в модернизации страны. – Российскую Академию наук считают преемницей Академии наук, созданной Петром Великим. В торжественной обстановке в присутствии императрицы Екатерины I в августе 1725 г. Академия была открыта. Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента.