Три Героя Советского Союза обратились к Мишустину с просьбой приравнять в правах участников боевых действий в Афганистане и Чечне к ветеранам ВОВ. Приютовское пограничное братство «Рубеж» (старший Василий Федоров) через каждые два года организовывает встречи с ветеранами – участниками боевых действий. Именно минная война принесла нам в Афганистане большое количество изувеченных ребят, особенно в Панджшерском ущелье.
Кудымкарские ветераны афганской войны получили памятные медали
«Неудобный» подвиг. Почему ветераны Афганистана чувствуют себя забытыми? | (Воспоминания ветерана войны (Российский союз ветеранов Афганистана)). |
Афганская война в жизни наших земляков | О войне в Афганистане Ковалев впервые узнал еще будучи курсантом Новосибирского высшего военно-политического училища. |
На уроках мужества и встречах ветераны рассказывают о войне в Афганистане | Меры господдержки участников боевых действий в Афганистане отражены в законах «О ветеранах» и «О государственной социальной помощи». |
"Идешь на войну и не строишь никаких иллюзий". О жизни, подвиге и Афгане спустя 30 лет - ТАСС | 15 февраля 1989 года завершился вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. |
«Неудобный» подвиг. Почему ветераны Афганистана чувствуют себя забытыми? | АиФ Воронеж | кавалер двух орденов Красной Звезды, участник войны в Афганистане. |
Афганистан
— Самая хорошая награда для всех участников боевых действий – это вернуться с войны живым. В памятной церемонии также приняли участие глава района Руслан Гамзатов, замглавы администрации Абдулдибир Абдулдибиров и Ахмед Магомедов, председатель местного отделения ДРО ООО инвалидов войны в Афганистане – «ВоИн» Шамилгаджи Латипов. Именно минная война принесла нам в Афганистане большое количество изувеченных ребят, особенно в Панджшерском ущелье. Проект «Навсегда в плену» – фотографии и искренние истории советских военнопленных, для которых Афганистан стал войной, пленом и второй Родиной.
На уроках мужества и встречах ветераны рассказывают о войне в Афганистане
У Миши вместе с выстрелом полуоткрылся рот, согнулись ноги в коленях, из-под руки на землю посыпались собранные пакетики сахара. Слово «погоди» Миша воспринял как команду «На старт, внимание, марш! Он выпучил глаза и метнулся с минного поля по склону вверх. В порыве реализации инстинкта самосохранения Миша рвал из-под себя землю, перепрыгивал через скалы и совершал полёты, достойные чемпиона мира по бегу с препятствиями. Мой незаряженный пулемёт только клацнул закрывающимся затвором, а Миша уже преодолел пространство минного поля и ввалился на пост через бойницу АГСа. После сданного им норматива по бегу с препятствиями, мы долго ржали вдвоём и показывали друг на друга пальцами, а потом я проснулся после отдыхающей смены и обнаружил свой пулемёт, стоящим на прикладе в людном, самом видном месте. На стволе боевого оружия красовалась алюминиевая солдатская ложка, привязанная проволочной растяжкой в качестве штыка. Развлечений на горе Зуб Дракона было немного, поэтому все пацаны гарнизона с нескрываемым удовольствием бегали по территории поста и пересказывали в устной форме приключения, которые устраивали друг другу два закадычных товарища. Каждый боец считал своим долгом заглянуть к нам на Третью точку и высказать в мой адрес какую-нибудь особо ценную мысль. К пулемёту штык устанавливать не предусмотрено заводом-изготовителем, а мой стоял со штыком, да ещё в виде ложки.
Чего только я не наслушался! Моё оружие обозвали и харчемёт, и жрачкомёт, и фаршемёт, и придумали ещё полдюжины гадских эпитетов. Конечно же, я не догадался какая носатая ехидная «хохольская» морда это организовала. Во всяком случае, сделал вид, будто не догадался. А когда пришёл черёд Гнилокваса уснуть в СПСе с открытым ртом в нелепой позе, я взял лопату и выкопал ямку ровно в середине помещения Третьей точки, рядом с доской, подпиравшей маскировочную сеть. Затем разулся, сложил полусапожки в образовавшуюся ямку и замаскировал их песком. После взял Мишины госпитальные тапочки, непредусмотрительно оставленные снаружи СПСа, и прибил гвоздями «стописятками» к доске. Доску положил на песок и присыпал таким образом, будто тапочки стоят на ровном месте, просто сами по себе. После я начал терпеливо ждать.
Ждал долго. До тех пор, пока Манчинский не разбудил Гнилокваса и не сказал, что для него отдыхающая смена «законьчилься». Миша выбрался из отдыхательного СПСа, зевнул, сладко потянулся, привычным движением сунул ноги в тапочки. В этот момент земля у него поменялась местами с небом. Миша, с поднятыми кверху руками грохнулся носярой вниз, на песок нашего помещения. Присутствующие дружно заржали, хотя ничего не поняли. Миша приподнялся, встал на карачки, начал водить осоловелыми глазами по ржущим рожам пацанов. В ответ на немой вопрос пацаны принялись сочинять такие же противные глупости, как про мой РПК. Кто-то сквозь ржачку выкрикнул, что Миша покатался на горных гвозделыжах, другой остряк предположил, что Миша сделал тапки на шпильках и отработал строевой шаг на деревянном полу.
Орёл заявил, что Миша создал горнострелковые «когти» для лазанья по деревьям. Потом в ход пошли мысли про лазанье «на когтях» по скалам, ледникам и даже по помойкам. После окончания «спектакля» с тапками на шпильках, пришла моя очередь отдыхать, и я удалился на два часа в СПС.
В армии ведь как: задачу поставили, а каким образом ее выполнять — не волнует. Ты должен ее выполнить. Такой подход и в работе очень эффективен Плюс физическая форма после армии у меня была хорошая, это позволяло поддерживать организм в отличной форме, было легко работать. Еще одно увлечение в моей жизни — поэзия. Я со школы, класса с девятого, пишу стихи и немного пою. В Афганистане тоже писал. Поэзия — это душа человека, она не дает унывать.
А песня всегда помогает пережить какие-то сложные моменты: в армии мы часто собирались вечерами и пели песни под гитару. Одна из любимых: "Мы выходим на рассвете, над Баграмом дует ветер, поднимая наши флаги до небес…" Песни вспоминаем и теперь, уже с бывшими сослуживцами, когда встречаемся по праздникам. С некоторыми из них общаемся каждый день. В разговорах плохое стараемся не вспоминать, в основном говорим о хорошем, где можно посмеяться. Гораздо важнее думать о текущей жизни, заниматься молодым поколением. У нас, например, в ближайшей школе есть "Юнармия" Всероссийское военно-патриотическое общественное движение — прим. Другой мой товарищ из Афганистана является командиром этого отряда. Мы детям передаем знания, участвуем в различных мероприятиях и помогаем собирать финансы на форму, например. Сейчас я войну вспоминаю редко, уже многие события и фамилии сослуживцев забываешь. У меня сейчас главное — внук!
Надеюсь, будут еще. Самое важное, чтобы дети и внуки были здоровы, чтобы не повторялись такие конфликты, в которых мы участвовали. Игорь Н. Первая и вторая чеченские войны 1994—1996 гг. Армию я начал проходить с 14 лет, когда поступил в суворовское училище. Затем закончил высшее общевойсковое командное училище и ушел на службу в Московскую область. Позже присоединился к департаменту по борьбе с терроризмом. Так, в 25 лет в составе спецподразделения я впервые попал в горячую точку. Перед выездом на войну в душе ощущалась какая-то тревога, ведь было четкое понимание, что едешь туда, где тебя могут убить и покалечить. Но, с другой стороны, если бы не было желания принимать участие в подобных операциях, я бы, наверное, не пошел работать в этот департамент.
Туда брали только по собственному желанию, и нужно было пройти жесточайший отбор. Грубо говоря, из 100 человек, которые хотят там служить, брали одного-двух. На войну мы выезжали группами, человек по 20-30. Первая командировка была в 1996 году, нас высадили на Северном Кавказе. Конечно, какое-то время сначала нужно было адаптироваться к новой обстановке. Любой переход мирного человека в состояние войны всегда связан с какой-то встряской для организма и для психики. Но другой вопрос, как человек подготовлен и как он это воспринимает. У нас с этим нормально было. Мы знали, что едем на выполнение определенных операций, но каких именно — начальнику сообщалось непосредственно перед проведением операции, затем шла ее разработка и дальнейшее выполнение. В зависимости от обстоятельств об операции мы могли узнавать за какой-то длительный период или всего за пару минут.
Но в целом, если мы находились на базе, и прилетала красная сигнальная ракета, время боевой готовности, за которое мы должны были полностью собраться и выехать, составляло 15 минут. Фактически до 2002 года я всегда был на чемодане в готовности выехать в любое мгновение. На тот момент у меня уже была семья. Когда выезжал в первую командировку, я даже не попрощался с женой. Тогда я был на работе, мы поехали и всё. А ей потом позвонили и сказали, что муж уехал и скоро вернется, через месяц или два. Как в тот момент она отреагировала, я не знаю, но, конечно, любая женщина волнуется, когда муж уезжает в командировку, а тут я на войну уехал. Хотя, когда она замуж выходила, знала, что я военный и буду выезжать на задания, а не на шоколадной фабрике дегустатором работать.
Закопали тело Быкова прямо в поселке, — объяснил гендиректор фонда мусульман. Хабибуллин рассказал, что они хотели провести эксгумацию тела Быкова и провести ДНК-тест. Но сначала помешала пандемия коронавируса, а затем очередная смена режима в Афганистане, а такие операции проводятся только через афганские власти. Имя Быкова, как и Ильшата Гарайханова, внесено на мемориал. Хамбал Гамбаров был родом из Актанышского района. По словам Рустама Хабибуллина, историю Хамбала Гамбарова он нашел случайно. Хабибуллин в очередной раз приехал в Афганистан, там он встретился с местными жителями и людьми из российской диаспоры. Местные рассказали ему историю про солдат, которые попали в окружение и погибли в 1980 году. Однако часть военных тогда взяли в плен — обычное дело для душманов, ведь те не умели пользоваться американским оружием, которое им поставляли. Плененные советские солдаты как раз должны были учить афганцев в нем разбираться. Но как узнали общественники, Хамбал всё же погиб в той самой засаде. Его фотографии вешали на столбах, искали как преступника, родню вызывали в КГБ, родственники даже не могли устроиться на работу, потому что семья считалась неблагонадежной, — сказал наш собеседник. Хамбал Гамбаров Источник: предоставлено Рустамом Хабибуллиным Но и на этом история Гамбарова не заканчивается, всё дело в том, что Координационный совет Татарстана по вопросам ветеранов боевых действий уже 9 месяцев отказывается вносить на мемориал воинам-интернационалистам его имя. Причиной отказа называют тот факт, что в армию его призвали в Казахстане, а к Татарстану он вообще никакого отношения не имеет.
Он уверен, что случившееся стало исключительно закономерным шагом и никакого «заговора советских либералов» искать не стоит. Сергей Станкевич, историк, политолог: «Получилась совершенно парадоксальная вещь: одна и та же Коммунистическая партия сначала приняла решение о вводе войск в Афганистан. Потом руководила пребыванием там наших войск и всеми их действиями. Потом спустя 10 лет, в 1989 году приняла решение о выводе войск, и сама же, посоветовавшись где-то в кулуарах, предложила этот вариант постановления. В современной России коммунистов даже спустя 30 лет преследуют фантомные боли. Заметный функционер КПРФ Николай Харитонов стал одним из авторов заявления о пересмотре той самой политической оценки войны в Афганистане. Осудить осуждение якобы просили сами ветераны, которые уверены, что Советский Союз в 1989 году действовал законно, соблюдая все международные договоренности. Все были согласны. Я поднимал архивные документы и знаю, что это было сделано по просьбе законного правительства Афганистана. Несколько раз обращались. Не раз и не два. Несколько раз». Сергей Станкевич, историк, политолог: «В тех протокольных записях коротких, которые известны из заседаний Политбюро, есть ссылки такого характера: афганские товарищи обращаются в очередной раз к нам с просьбой о вводе войск, о том, чтобы оказать им силовую поддержку, и давайте мы сообщим, что этого не требуется, это не нужно. И это есть в протокольных записях, а самих этих обращений документальных никто не видел». Не вернулись из Афганистана только по официальным данным больше 15 тысяч человек. Сотни погибших и среди сотрудников Госбезопасности. Потерь не избежали и гражданские сотрудники МВД.
Память и Долг
Были представлены фрагменты интервью с участниками войны в Афганистане на основе материалов многолетнего проекта РО РВИО СК «Военные конфликты в воспоминаниях очевидцев». Именно минная война принесла нам в Афганистане большое количество изувеченных ребят, особенно в Панджшерском ущелье. Документальное свидетельство участника ввода войск в Афганистан, воспоминания о жестоких нравах, царивших в солдатской среде воздушно-десантных войск. Главная Спецпроекты АФГАНИСТАН. Приютовское пограничное братство «Рубеж» (старший Василий Федоров) через каждые два года организовывает встречи с ветеранами – участниками боевых действий.
На уроках мужества и встречах ветераны рассказывают о войне в Афганистане
170 участников афганской войны, из них 32 стали инвалидами. В ходе мероприятия председатель Союза ветеранов Афганистана Кудымкара Иван Сысолетин вручили памятные медали в честь 35-летия вывода войск из Афганистана ветеранам боевых действий, проживающим в Кудымкаре. Ухтинская организация ветеранов войны в Афганистане стала первой в Советском Союзе. Абитуриенты, чьи родители участвуют в СВО, получили преимущество перед абитуриентами, чьи родители стали инвалидами войны в Афганистане или в Сирии: Минобрнауки со всех требует особые справки, но тем, кто был на СВО, получить их гораздо проще, жалуются льготники. В разговоре с журналистами ветеран Афгана вспомнил трагическую историю той войны и рассказал, чего стоит опасаться нынешним солдатам, которые сейчас находятся в очень похожих условиях.
ВИДЕО: «Мы все для них были «шурави». Таджикские ветераны вспоминают войну в Афганистане
Кроме того, автор и исполнитель Алексей Максименко выступил перед гостями с поэмой «Внуки Теркина», в основу которой легли личные воспоминания ветерана о войне в Афганистане. О невосполнимых потерях, интернациональном долге, войсковом товариществе и отношении к Афганской войне спустя 30 лет рассказали ветераны-афганцы. Война в Афганистане вошла в историю, как самый продолжительный локальный конфликт. Женщины делили на афганской войне с мужчинами тяжёлый климат, боевые выходы и потери.
«Тела забирали душманы»: истории военных из Татарстана, которые без вести пропали в Афганистане
Все они долгое время прожили в Афганистане, приняли ислам, обзавелись семьями, говорят и думают на дари — восточном варианте персидского языка, одном из двух государственных языков Афганистана. Кто-то успел повоевать на стороне моджахедов. Кто-то совершил хадж. Некоторые вернулись на Родину, но иногда их тянет обратно в страну, которая дала им вторую жизнь. Он служил в западной провинции Герат, сражался в районе Шинданда. Мне он практически ничего не рассказывал о той войне, но к нам часто приезжали его сослуживцы. Тогда табу на Афган временно снималось, и я заслушивался историями с далекого удивительного Востока — одновременно забавными и печальными, героическими и трогательными. Иногда спокойные и сдержанные разговоры перерастали в жаркие споры, но о чем — в том возрасте я понять не мог.
Николай Быстров попал в плен в 1982 году: старослужащие отправили в самоволку за анашой. Раненого и плененного, Быстрова увели в Панджшер, на базу моджахедов, где произошла его встреча с Амад Шахом Масудом. В дальнейшем Николай принял ислам и стал личным телохранителем Ахмад Шаха. Вернулся в Россию в 1999 году с афганской женой и дочерью. Николай Быстров с семьёй живёт в краснодарскомм крае, станица Усть-Лабинская. Афганистан вернулся в мою жизнь много позже, после разговора с фоторедактором Олесей Емельяновой. Мы задумались о судьбе советских военнопленных, пропавших без вести в ходе войны 1979-1989 годов.
Оказалось, что их много, они живы, а их судьбы уникальны и не похожи одна на другую. Мы начали искать "афганцев", общались, договаривались о встречах. После первого разговора с бывшим военнопленным я понял, что уже не смогу остановиться. Захотелось найти всех, кого возможно, поговорить с каждым, услышать и понять их судьбу. Чем для них стал плен? Как они справились с поствоенным синдромом и справились ли вообще? Что они думают о стране, которая послала их на войну и забыла вернуть обратно?
Как они построили свою жизнь после возвращения на Родину? Эти человеческие истории затягивали, и вскоре стало ясно, что мы создаем один большой уникальный проект. Я понял, что должен увидеть войну глазами афганцев, и решил найти в том числе тех русских ребят, которые после плена остались жить в другой культуре, в другом мире. Юрий Степанов на работе в цеху. Приютово, Башкирия. Юрий Степанов с семьёй. Рядовой Степанов попал в плен в 1988 году и считался погибшим.
На деле принял ислам и остался жить в Афганистане. Вернулся в Россию в 2006 с женой и сыном.
Ветеранам войны в Афганистане вручили юбилейные медали Автор: Анастасия Денисова 15 февраля 1989 года завершился вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. С тех пор эта дата считается днём памяти воинов-интернационалистов. В настоящее время в Уватском районе проживает 25 ветеранов-афганцев.
В администрации Туртасского поселения состоялась церемония вручения юбилейных медалей в честь 35-летия со дня вывода советских войск из Афганистана. В зале собрались воины-афганцы из Туртаса и Уков, совет ветеранов, глава поселения Андрей Ачкасов, военный комиссар Уватского района Александр Суворов, поисковый отряд «Югра», юнармейский класс «Беркут». Время выбрало вас и вам, уважаемые наши односельчане, выпало это тяжелое время, которое вы прошли с честью и достоинством.
Ильгиз Валиев объяснил, что ветераны Афганистана «решили, что, имея такой опыт, можем быть полезны». Расслабляться нельзя ни на секунду: не то, чтобы громко смеяться — нельзя курить, чтобы себя не выдать. И звонить надо только из безопасного места, чтобы не засекли. А про спиртное и речи нет, там другая атмосфера. Почему мы занимаемся этим? Потому что мы, ветераны, в свое время это на себя ощутили, когда были в Афганистане.
Ветеран сетует, что в Башкирии люди не чувствуют, что происходит на передовой. Для этого требуется железная закалка, мужской характер.
Были медкомиссии, которые учитывали не только физическое состояние призывника, но и психологические особенности: характер, наклонности. Если человек не приспособлен к своей специальности, то бесполезно его заставлять выполнять поставленную задачу. Кто-то имеет все способности, чтобы стать десантником, разведчиком или морским пехотинцем. Но далеко не каждый. Другие же имеют знания и навыки, чтобы заниматься радиотехнической разведкой или радиоэлектронной борьбой. Участвовать в боевом соприкосновении у них получится хуже. Специальность есть, а характера может и не быть. Отличались государственный строй, воспитание, образование.
Подготовка солдат в СССР была не лучше и не хуже нынешней, просто другой. В то время служба считалась не только необходимостью, но и почетной обязанностью. Как правило, отказ от призыва по состоянию здоровья для семьи был настоящей трагедией, которую пытались скрыть от соседей и родственников. Очереди на границе после объявления частичной мобилизации, как сейчас, во времена СССР были немыслимы. Впрочем, даже хорошо, что в нынешнее время часть призывников, не желающих защищать Родину, перешла через границу и попыталась перебраться в другие страны. Лучше, если они покажут себя сейчас, чем сдадутся врагу при первом контакте с противником. Подобные люди — потенциальные предатели, прячущиеся за чужими спинами, в бою они будут только мешать. Как была организована? Все это время они проходили подготовку по военно-учетной специальности в военных частях и центрах. Эти центры появились задолго до войны в Афганистане.
Еще одна важная деталь: части были расположены в союзных среднеазиатских республиках, чтобы солдат успел акклиматизироваться. Очень трудно переносить тяготы и лишения военной службы в стране с совершенно другим климатом, к этому приходится долго привыкать. Такие учебные части были во всех родах войск, причем в них, как правило, направляли служить лучших выпускников военных училищ. Чтобы стать сержантом, нужно было не только быть образованным, но и коммуникабельным, уметь держаться в коллективе и быстро принимать решения в критической ситуации. Когда к нам присылали новобранцев, мы направляли их в части с опытными бойцами. Подготовка и ввод в строй пополнения всегда производились с учетом того, чтобы подразделение не потеряло свою боеспособность. Таким образом, обучали солдат не только офицеры, но и сослуживцы. Те, кто отслужил, иногда не увольнялись до тех пор, пока не убеждались в том, что до конца передали новобранцам свой опыт. Я знаю несколько случаев, когда те, кто увольнялся, упрашивали командира отправить их на опасную операцию вместо неопытных срочников. Эти военнослужащие боялись, что новобранец мог допустить ошибку и поставить под удар остальных ребят.
Они были не только хорошими бойцами, но и надежными друзьями. В чем она выражалась? В первом случае я был командиром роты, а во втором командиром батальона. Прибыло около 600 человек. Мобилизованным так же, как и сейчас, выдавали повестки, они приходили в военкомат, затем переодевались на пунктах приема личного состава. Мы их принимали, организовывали быт и начинали индивидуальную доподготовку: стрельба, упражнения, нормативы и так далее. Многим из них было больше 30 лет. В первую неделю регулярно происходили нарушения дисциплины, так как мобилизованным было трудно привыкнуть к строгому распорядку дня. Но через некоторое время они приспосабливались к новой жизни.
Кто воевал, имеет право: «Афганцам» не докладывают льгот
Афганцы (ветераны войны) — этимология понятий Воины-интернационалисты; Воины-афганцы; Ветераны (участники) Афганской войны; Ветераны боевых действий в Афганистане и др., категория бывших военнослужащих СССР из состава ОКСВА, принимавших участие в. Почему казахстанских ветеранов войны в Афганистане не устраивает принимаемый в стране закон «О ветеранах», что, на их взгляд, в нем должно было быть отражено, и как они намерены добиваться этого. Афганская война, которая продолжалась с 1979 по 1989 год, стала испытанием для Советской Армии, выдержать которое удалось благодаря мужеству и преданности своей Родине каждого солдата. Кроме того, автор и исполнитель Алексей Максименко выступил перед гостями с поэмой «Внуки Теркина», в основу которой легли личные воспоминания ветерана о войне в Афганистане. Благотворительный Фонд Ветеранов Войны в Афганистане "Братство" совместно с Министерством обороны к 30 летнему юбилею вывода войск СССР из Афганистана приготовило дополненное издание Книги Памяти о советских воинах погибших в Афганистане. Афганцы (ветераны войны) — этимология понятий Воины-интернационалисты; Воины-афганцы; Ветераны (участники) Афганской войны; Ветераны боевых действий в Афганистане и др., категория бывших военнослужащих СССР из состава ОКСВА, принимавших участие в.