Сретение Господне – это один из древнейших праздников христианской Церкви, он завершает цикл рождественских торжеств. Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного такое Сретение Господне и в чем суть праздникаВ переводе с греческого "сретение" означает "встречу". Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника (Рождество, Крещение, Вознесение и другие), а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику.
Сретение Господне
Великий праздник Сретение Господне отмечается Православной Церковью ежегодно 15 февраля, спустя 40 дней после Рождества Христова. 15 февраля православные христиане отмечают Сретение Господне. Рассказываем, что известно об этом церковном празднике, какие обычаи и приметы сохранились в наши дни: что можно и чего нельзя делать в этот день. Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю. Сретение Господне является одним из наиболее почитаемых праздников в христианском календаре.
Без ссор и путешествий: главные традиции и приметы на Сретение Господне
Сретение Господне является одним из наиболее почитаемых праздников в христианском календаре. Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. Сретение Господне считается одним из двунадесятых праздников – повествующих о земной жизни Богородицы и Иисуса Христа.
Сретение Господне: что это за праздник
Праздник Сретения Господне связан не только с жизнью Иисуса в человеческом теле, но и с его матерью Девой Марией. День, когда Сретение Господне отмечают, является непереходящим, то есть его дата не меняется год от года. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника (Рождество, Крещение, Вознесение и другие), а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику.
Сретение Господне: что можно делать в этот праздник и чего нельзя
Праздник Сретение Господне считается одним из самых важных торжеств в церковном календаре. Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году. Он относится к непереходящим, то есть всегда отмечается 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. На Сретение посещают праздничное богослужение в церкви, освящают свечи и раздают их прихожанам.
Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников
Но Встречу особенную, потому мы и пишем ее с заглавной буквы. В основе праздника - рядовое, бытовое событие тех времен: на сороковой день после Рождения Иисуса родители Богомладенца Мария и плотник Иосиф приходят в храм. Здесь, в Иерусалимском храме, и происходит Встреча, увековеченная в Евангелии от Луки. Задолго до рождения Богомладенца жил в Иерусалиме праведник Симеон - переводчик Священных текстов с древнееврейского на греческий. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия, родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить. Тогда переводчику Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока не увидит Спасителя воочию, своими глазами. Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как оказалось, может быть и не в радость. Евангелие, отдельно не останавливаясь на этом моменте, но дает понять: старец Симеон жил все эти долгие годы ожиданием Встречи с Мессией.
Долгие-долгие годы в ожидании Сретения, Встречи с Богом. И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители приносят в Иерусалимский храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и состарившийся Симеон. Вслушайтесь, сколько тепла и нежности в этой сцене, изложенной стихом Иосифа Бродского: "И старец воспринял Младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке Храма. И только на темя случайным лучом свет падал Младенцу; но Он ни о чем не ведал еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона". Рембрандт, 1627 г. Я дождался Тебя, я увидел Бога воочию и теперь могу уйти!
И Симеон произносит знаменитые слова, которые звучат 15 февраля в каждом храме: "Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром...
Именно для этого Дева Мария и Иосиф обручник пришли в Иерусалим. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля".
На Громницы прославляли бога-громовержца Перуна и богиню Громовницу, которым приносили жертвы. Традиции и обряды праздника Сретение Господне сочетает в себе языческие и христианские традиции. В православных храмах 15 февраля проводятся всенощное бдение и Божественная литургия.
Во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. Христиане верят, что вода, освященная в Сретение Господне, обладает особой чудодейственной силой.
Она может храниться долгое время, не теряя своих свойств. Ее используют в магических ритуалах, освящении домов, исцелении от заболеваний. Молодые незамужние девушки в этот праздник гадают.
Для этого они используют рождественские и святочные обряды. Гадания на Рождество Существует традиция изготавливать в этот день громничную свечу. Ее делают вручную из пчелиного воска или приобретают в церковной лавке, освящают в храме на Сретение Господне и хранят в углу за образами.
Эту свечу зажигают только в особых случаях, когда в семье происходят грустные или радостные события смерть или рождение человека, свадьба, помолвка.
По приметам, 15 февраля нельзя: сквернословить и употреблять алкоголь; ругаться и ссориться с близкими; заниматься уборкой, стиркой и рукоделием, выполнять разрешается только самые необходимые дела; мыться; ходить на охоту и на рыбалку; работать ради денег, в идеале трудиться на Сретенье должны только врачи, спасатели и пожарные. Народная примета на Сретенье не рекомендует отправляться в дальнюю дорогу. Согласно поверью, возвратиться домой в таком случае придется еще нескоро. Что можно делать 15 февраля Помимо запретов, народные приметы предлагают и разрешенные занятия на Сретенье. Поскольку 15 февраля является праздничным днем, рекомендуется надеть нарядную одежду и накрыть стол, собрав за ним всех близких людей.
Среди блюд обязательно должны присутствовать блины, но попробовать их можно будет только вечером, около 20 часов, или «после первой звезды». Верующим людям на Сретенье необходимо сходить в церковь и поставить свечи за здоровье и благополучие родных. На протяжении всего дня следует молиться о защите от бед и болезней, ниспослании радости и успеха. По примете рекомендуют освящать воду и свечи, 15 февраля они будут наделены особенной силой. Важные обычаи 15 февраля — освящение воды и церковных свечей В целом Сретенье Господне позволяет веселиться и радоваться на протяжении всего дня. Можно петь песни и устраивать танцы, но следует обойтись без алкоголя.
Сретенье: народные приметы и обычаи С важным православным праздником связано огромное количество примет и поверий. Некоторые из них касаются погоды, другие дают ценные рекомендации, как вести себя и что делать в этот день. О погоде По народным приметам, 15 февраля зима встречается с весной. Погода на Сретенье позволяет определить, каким будет лето и стоит ли ждать хорошего урожая: Если ночью небо чистое и видны звезды, это предвещает хороший фруктовый урожай в саду и много меда. Но вот весна может наступить довольно поздно. Какая погода будет на Сретенье, такой останется и до начала лета.
Если 15 февраля оттепель и капель с крыш, можно ждать хорошего урожая пшеницы. Снег утром на Сретенье предсказывает раннее поспевание хлебов, а вечером — позднее. Но примета не относится к метелям и вьюгам, если 15 февраля погода по-зимнему ненастная, то год выдастся неурожайный. Оттепель 15 февраля предсказывает урожайный для пшеницы год Морозы после 15 февраля еще не заканчиваются. Судить об их продолжительности можно по закату. Если солнце сядет сразу, то через неделю будет холодно, а если ненадолго выглянет из-за облаков, это примета поздних весенних заморозков.
О деньгах Многие из примет 15 февраля имеют отношение к достатку.
Что можно и нельзя делать на Сретение Господне 15 февраля
Целебной сегодня считается вода. В Сретение она обладает почти такими же свойствами, как и на Крещение. В деревнях с этого дня начинали выгонять скотину из хлева в загон, готовить семена к посеву, перебирать, сеять рассаду. Главным блюдом сегодня считаются блины и пироги. На блины можно пригласить гостей, родственников, самых близких людей, благодаря чему отношения с ними весь год будут добрыми.
В этот день под запретом грустить, печалиться, плакать, страдать, жаловаться на свою судьбу. В праздничный день такое поведение может привлечь ещё большие несчастья, грусти и страданий. Не стоит сегодня отправляться в дальний путь. Есть риск обеднеть, если сегодня положить деньги на обеденный стол.
Также нельзя в этот день вышивать, вязать, рукодельничать — к бедам и болезням, да и сама работа не получится. В Сретение также запрещено убираться, подметать, выносить ссор из дома. Лучше не ходить в Сретение в баню и не париться веником — прилипнут болезни. Нельзя работать в саду и на огороде, рубить деревья, ломать сучья и срезать кустарники.
На этот счет тоже была поговорка: «Если птица напьется воды то есть останется голодной — наберутся хозяева беды». Со Сретением Господнем связано множество поговорок: «Сретение — зима с весною встретились». В поговорках отражены и народная мудрость, и способность видеть все, что происходит в это время вокруг. Короткие, образные высказывания отражают душу русского народа.
Что нельзя делать в Сретение Фото: pixabay. В старину в это время не разрешалось заниматься рукоделием, выносить мусор из дома. Запрещалось трудиться в огороде, рубить деревья. А также грустить, печалиться, предаваться унынию.
Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков. Следовать им, конечно же, не нужно. У наших современников другие ценности и традиции. Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно.
Разве не так? Сретение: народные приметы Праздник, почитаемый в народе, может рассказать о том, какая погода ждет в ближайшее время и в перспективе. Если на Сретение — оттепель, это означает, что весна будет теплой. Если идет снег, весна будет дождливой и длинной.
Метель, разгулявшаяся 2 февраля, говорила нашим предкам о поздней и холодной весне.
Если на свет появлялась девочка, родителям разрешали прийти в церковь только на 80-й день. По закону Моисея они приходили не с пустыми руками.
В качестве дара нужно было принести голубку и годовалого ягненка. Если семья была небогатой, ягненка разрешалось заменить голубкой. Эту жертву принято было называть очистительной: после нее женщина могла снова посещать храм.
Несмотря на то, что зачатие было непорочным, родители Иисуса Христа — Пресвятая Дева Мария и Иосиф Обручник — тоже пришли в храм, а в качестве дара принесли двух голубок. Встреча в храме Фото: pravblog. Согласно писаниям, ему было около трехсот лет.
Симеон хотел покинуть мир, но сделать это мог только после встречи со Спасителем. И она состоялась. О том, что младенец на руках Девы Марии и есть тот самый Мессия, старец знал.
Когда-то, переводя Священное Писание на греческий язык, он прочитал фразу, в которой едва не заменил слово «дева» на «матерь»: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Однако Ангел сказал ему, что это не ошибка, речь действительно идет о непорочном зачатии. Увидев Спасителя, Симеон покинул мир.
Женщина по имени Анна, которая прислуживала в церкви, рассказала горожанам о явлении Мессии. Сретение Господне: традиции праздника Фото: pixabay. Наши предки знали: в Сретение зима с весной и летом встречается.
Озаренный Святым Духом он понял, Кто находится перед ним, взял Богомладенца на свои руки и прославил Бога за такую радость. Он наконец-то получил величайшую награду в своей жизни, какую даже и не мог себе представить. Церковь Симеона называет также и Богоприимцем. Мария и Иосиф засвидетельствовали о том, что тайна их Сына была известна Иосифу, они были удивлены этому. С благословением почтенный старец возвратил Младенца на руки Матери и произнес: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу…» Лк.
Это оказалось пророчество не о радостях, а, наоборот, о несчастиях, которые были впереди. В Назарет Святое Семейство возвратиться так и не смогло.
Что можно и нельзя делать на Сретение Господне 15 февраля
Событие: Праздник Сретения Господня — это переживание события, произошедшего в самом начале истории Нового Завета Лк 2:22-39. На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола, в честь избавления еврейских первенцев от смерти, в то время как ангел Господень поразил всех первенцев земли египетской. В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». Но кого и с кем? Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию — Спасителя Израиля. Икона праздника: В центре иконы Сретения — Богородица и старец Симеон бережно, обернутыми одеждой руками принимающий младенца Христа. Справа от Симеона изображают пророчицу Анну, так же, как и он, ждавшую прихода Спасителя.
Слева от Богородицы — Иосиф, в руках которого клетка с голубями — жертвой за очищение после рождения ребенка.
Слово «сретенье» на церковнославянском языке обозначает «встречу» — не только младенца Иисуса с Симеоном, но и Спасителя с человечеством. Сретеньем называют праздник в честь встречи младенца Иисуса со старцем Симеоном в храме Важно! Именно со Сретенья начинают разделять Старый и Новый Заветы — древнеиудейскую и христианскую священные книги. Что нельзя делать на Сретенье Господне С праздником Сретенья связано немало запретов. По приметам, 15 февраля нельзя: сквернословить и употреблять алкоголь; ругаться и ссориться с близкими; заниматься уборкой, стиркой и рукоделием, выполнять разрешается только самые необходимые дела; мыться; ходить на охоту и на рыбалку; работать ради денег, в идеале трудиться на Сретенье должны только врачи, спасатели и пожарные. Народная примета на Сретенье не рекомендует отправляться в дальнюю дорогу.
Согласно поверью, возвратиться домой в таком случае придется еще нескоро. Что можно делать 15 февраля Помимо запретов, народные приметы предлагают и разрешенные занятия на Сретенье. Поскольку 15 февраля является праздничным днем, рекомендуется надеть нарядную одежду и накрыть стол, собрав за ним всех близких людей. Среди блюд обязательно должны присутствовать блины, но попробовать их можно будет только вечером, около 20 часов, или «после первой звезды». Верующим людям на Сретенье необходимо сходить в церковь и поставить свечи за здоровье и благополучие родных. На протяжении всего дня следует молиться о защите от бед и болезней, ниспослании радости и успеха. По примете рекомендуют освящать воду и свечи, 15 февраля они будут наделены особенной силой.
Важные обычаи 15 февраля — освящение воды и церковных свечей В целом Сретенье Господне позволяет веселиться и радоваться на протяжении всего дня. Можно петь песни и устраивать танцы, но следует обойтись без алкоголя. Сретенье: народные приметы и обычаи С важным православным праздником связано огромное количество примет и поверий. Некоторые из них касаются погоды, другие дают ценные рекомендации, как вести себя и что делать в этот день. О погоде По народным приметам, 15 февраля зима встречается с весной. Погода на Сретенье позволяет определить, каким будет лето и стоит ли ждать хорошего урожая: Если ночью небо чистое и видны звезды, это предвещает хороший фруктовый урожай в саду и много меда. Но вот весна может наступить довольно поздно.
Какая погода будет на Сретенье, такой останется и до начала лета. Если 15 февраля оттепель и капель с крыш, можно ждать хорошего урожая пшеницы. Снег утром на Сретенье предсказывает раннее поспевание хлебов, а вечером — позднее. Но примета не относится к метелям и вьюгам, если 15 февраля погода по-зимнему ненастная, то год выдастся неурожайный.
По Сретенью смотрели, какую ждать весну: если выдавалась холодная погода, значит, расцвет природы тоже придется на прохладу. А вот оттепель на Сретение предсказывала теплую весну. Обещанное сбывается В некоторой степени Сретение — это празднование сбывающихся обещаний. Как можно узнать из самых важных религиозных текстов, еще прародителям человечества Еве и Адаму Бог сказал, что однажды пришлет Спасителя. Сретение — это тот день, когда обещанное стало реальностью.
Из этого празднования каждый православный христианин учится, что обещанное нужно выполнять в полной мере, а также осознает, что обещанное Господом сбывается — рано или поздно. Кроме того, как видно из религиозных историй, связанных со Сретением Господним, Бог может пойти навстречу только лишь тому, кто сам стремится к правде, кто жаждет ее. Именно таким был Симеон, первым встретивший младенца божьего в храме, ведь, как видно из Евангелия, пришел этот старец на землю, дабы исполнять правду. Сретение — празднование избавления от неправды, беззакония, несправедливости. В этот день человечество получает от Господа покаяние, награждается спасительными плодами. Симеон, один из главных героев Священного Писания, посвященного Сретению, был благочестивым, вел праведную жизнь, обладал просветлённым духом. В настоящее время есть всего двенадцать самых важных христианских православных праздников, и Сретение входит в их число. Время радоваться! Известно, что в слово «сретение» в древности славяне закладывали не только значение «встреча», но и обозначали им радостное состояние.
Поэтому можно смело говорить, что Сретение — это день, когда необходимо радоваться первой встрече Иисуса и Симеона. Известно, что некоторые церковные богослужения, практикуемые в настоящее время, призваны напомнить пастве о тех событиях, которые случились с Христом во время его пребывания на грешной земле. Сретение принадлежит к числу именно таких важнейших дней календаря. Из библейских текстов известно, что Христос заверил человечество: целью его пришествия было вовсе не нарушить пророческие законы, но выполнить обещанное. И в некоторой степени именно отражением этого факта стало прибытие младенца в храм на сороковой день после рождения. В то же время современные церковные деятели обращают внимание: женщина, которая родила Источник чистоты, сама была чистой, иного просто не может быть. Фактически у нее и не было необходимости в принесении очистительной жертвы, ведь младенец был рожден в результате непорочного зачатия и скверны в женщине не было. Тем не менее, как видно из писаний, Мария — смиренная женщина, тщательно соблюдающая все законы, предписанные для нее. Чистота и истина Мария и Иосиф пришли с младенцем к храму, чтобы встать в место очищения, но, как рассказывают священные тексты, к ним обратился пророк Захария и сообщил, что Мария должна находиться в сообществе девиц, ведь зачатие было непорочным.
Фарисеи, книжники были недовольны таким поведением отца Иоанна Крестителя, но Захарий смог объяснить, что к ним пришла непорочная дева, которая родила младенца по божественному провидению, что делает ее выше любой другой девы. То, как повела себя семья младенца Иисуса, станет в будущем примером для сына Захария, который призовет человечество «исполнять всякую правду», ведь они преподнесли жертву, положенную по обрядам, хоть и не должны были этого делать. Это показывает, что Мария, Иосиф по божественному провидению на первое место ставили закон и соблюдали его беспрекословно, как положено всякому добросовестному человеку. Правда и обязательства Знаменательным и интересным является и такой текст библейского писания, связанный со смыслом празднования Сретения: Симеон обратился к Божьей Матери, сообщив ей, что младенец — это обещанный Богом спаситель, в которого должен уверовать всякий. Если же кто не поверит в божественные проповеди и поднимет восстание, то падет. Также Симеон предрек великий раздор в человечестве, ведь иные скажут, что Спаситель благой, а другие посчитают его обманщиком.
Сретение в традиционном представлении славян. Традиционно Сретение принимается славянами как долгожданная встреча уходящей и ослабевающей зимы с наступающей весной. Уходят холода и тёмные ранние вечера, световой день постепенно увеличивается, а это означает, что весна уже очень близко. Что можно и что нельзя делать в Сретение? На Руси Сретение как праздник любили за то, что в этот день прежде всего нужно было веселиться и отдыхать, в то время как ссоры, брань и излишне усердная работа были неуместны, так как могли обидеть солнце. На Руси в Сретение принято было гулять на свежем воздухе, угощаться блинами, которые символизируют светило, всячески веселиться и радоваться скорейшему приближению весенней поры. Не зря мы уже неоднократно упомянули солнце — праздник Сретение напрямую связан с обрядами «ублажением небесного светила», которое является самым ярким природным символом весны. На Сретение нельзя печалиться и скучать, а также не принято выполнять работу. Даже все дела по дому и быту, кроме приготовления пищи, оказывались под запретом. Также не принято было в этот день совершать уборку в доме, подметать и работать на дворе и в огородах. По поверью считалось, что такие действия могут навлечь беды не только на человека, но и на его близких и даже на всю деревню.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Нельзя сидеть без дела, грустить, жаловаться на свою судьбу. Такое поведение может привлечь в жизнь огромные и затяжные проблемы. Не стоит ходить в лес или отправляться в долгую дорогу. Погода может быть переменчивой, а нечисть — слишком приставучей. Из-за этого возможны разные неприятности. Нельзя класть деньги на обеденный стол, иначе они исчезнут, как и выкладываемая на стол еда. Не разрешается ругать кого-либо, в противном случае весь негатив вернется человеку в тройном размере. Приметы 15 февраля: Какая погода в этот день, такой будет и весна. Оттепель к ранней и теплой весне, не заставит себя ждать и лето. Холода и морозы — к холодной и затяжной весне.
Капель вокруг — пшеница уродится.
В этот день нельзя скучать, грустить, плакать, страдать, жаловаться на свою судьбу. Как провести один из важных православных праздников — в материале. Что значит слово «Сретение»? День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы.
Древний мир и христианство. О празднике Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам».
Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста , что случается весьма редко, праздничное богослужение, по Уставу, переносится на предыдущий день — 1 февраля, Прощёное воскресенье. Согласно требнику , в праздник Сретения Господня, перед началом Божественной литургии, в конце чинопоследования шестого часа перед Царскими вратами совершается «Чин благословения свеч на Сретение Господне», на котором происходит освящение свечей, называемых «сретенскими». Свечи могут быть освящены и после окончания литургии [13].
В Католической церкви Сретение имеет статус праздника festum , более низкий по сравнению с «торжеством»; отмечается 2 февраля. Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи [14]. Литургические облачения священников в праздник Сретения — белые, как и в другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице. Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами.
Большинство знают о них лишь поверхностно. Что это за праздник, решили выяснить «Челнинские известия». Согласно евангельской истории, на 40 день после появления Иисуса на свет Дева Мария и Иосиф понесли младенца в Иерусалимский храм, чтобы посвятить его Богу, где их встретил старец Симеон, которому, по преданию, было обещано, что он не умрет до того, как встретится с мессией — Христом.
Слово «сретение» в переводе с церковнославянского языка означает «встреча», соответственно в праздник Сретение Господне отмечается встреча младенца Иисуса и старца Симеона, которая символизируется как встреча человечества с Богом. Праздник Сретение возник еще в IV веке в церкви Иерусалима, и тогда же был внесен в богослужебный календарь этой церкви.
Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля
Верующие в этот день празднуют встречу с Богом. Смирение и радость, с которой приняли Иисуса праведные Анна и Симеон, являются для христиан примером того, как принять Бога всей душой. Вскоре после встречи с Младенцем Симеон преставился: произошло столь желаемое им избавление от бремени земной жизни и обретение покоя. Эта история также имеет философский смысл: встреча с Богом несет освобождение и радость. Личное сретение, по мнению богословов, случается и в жизни каждого уверовавшего человека, когда он приходит впервые в храм. Оттуда традиция празднования распространилась по христианскому миру. В первые века в этот день славили Богоматерь, а позже — Иисуса Христа. Поэтому до сих пор во время праздничной службы священников можно увидеть и в голубом облачении цвет, символизирующий непорочность и чистоту Девы Марии , и в белом символ божественного света. Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы "Умягчение злых сердец" ее еще называют "Сименово проречение" , на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Евангелист Лука написал, что Симеон, взяв на руки Иисуса, предрек его матери: "И Тебе Самой оружие пройдет душу", — подразумевая, что женщина увидит крестные страдания своего ребенка.
Число семь выражает чрезмерность материнских мук.
Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой. После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа». Во время крестного хода поётся гимн на слова Симеона Богоприимца , сказанные им во время Сретения.
После окончания крестного хода верующие возвращаются на свои места в храме, тушат свечи, и месса продолжается обычным порядком. Литургические песнопения этого дня посвящены событиям и символике праздника.
На Сретение в православных храмах проходит праздничная литургия. Ее надо посетить.
Старейшая традиция, дошедшая до современности, заключается в освящении свечей. Над свечами произносится молитва, затем их окропляют святой водой и раздают верующим. Свечи приносят домой, хранят и зажигают во время молитвы на протяжении года. Важно провести день в кругу семьи и близких.
Следует простить обиды и примириться с родственниками.
Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения.
Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества.
Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло. История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя.
Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте. Спор здесь попросту невозможен. Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок. Здесь мы читаем следующее: «542-й год. В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется «Hypante», что означает «Сретение», ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]» [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения. Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена.
В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом. Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607. Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них. В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо. Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic! Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков.
Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II]. Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы... Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности! Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать. В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение». Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках. В древних рукописях праздник, справляемый в этот день 2-го февраля , известен под разными названиями: «Праздник Симеона и Анны», «Представление», «Встреча».
Во времена императора Юстиниана этот праздник начали отмечать в Константинополе, о чем свидетельствуют как греческие, так и латинские авторы: Никифор, Павел Диакон, Георгий Кедрин под 9-м годом царствования Юстина. Сигеберт в Хронике под 542-м годом так говорит о причине, послужившей поводом установления праздника [... Некоторые полагают, что не следует доверять Никифору [Каллисту] о времени установления этого праздника [39]. Таким образом, список конкретных авторов, сообщающих о введении Сретения в Константинополе, ограничивается у Барония всего лишь четырьмя именами, и потому наша подборка свидетельств о древнейшем периоде существования этого праздника в Восточной Церкви является на сегодняшний день наиболее полной [40]. Весьма знаменательна здесь и деликатная, но достаточно ясно отражающая историографическую позицию Барония характеристика Никифора Каллиста. Действительно, хроникальная заметка последнего о причинах возвеличения праздника Сретения имп. Юстинианом даже при самом большом желании не может быть согласована со сказанием о чуде во время чумы, явно импонировавшим ученому кардиналу.
Подводя предварительные итоги, наметим наиболее вероятную, на наш взгляд, схему образования этой противоречивой традиции. При этом временные и пространственные координаты целого ряда независимых друг от друга событий, на него наслаивавшихся, окончательно перепутались. Откровение о надписи на воротах антиохийских домов «Христос с нами, стойте! Популяризаторов этой легенды, воспроизводящих ее вплоть до сего дня, не смущали ни конкретные свидетельства древних источников об установлении праздника императором Юстином, ни то, что ни один византийский хронист, относящий это событие ко времени его преемника, императора Юстиниана, не ставит церковное торжество в генетическую зависимость от губительного мора и землетрясений не одновременных чуме , ни даже то, что современники бедствий юстинианова времени не только ничего не знают о спасительном для всех сретенском богослужении в разгар чумы, но свидетельствуют прямо противоположное, говоря о тщетных попытках отчаявшихся людей найти спасение в святых храмах! Серьезных же церковных историков, таких как кардинал Цезарь Бароний или наш протоиерей Григорий Дебольский , эти вопиющие противоречия между фактами и вымыслом, безусловно, смущали, но они, по понятным причинам, должны были отстаивать официальную версию событий. Литература Рубан Ю. Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования.
Так греки называют Храм Гроба Господня , Воскресение. В переводе И. Помяловского, во второй фразе цитируемого отрывка, допущена серьезная неточность: сущ. VII, вып. О «службе» в собственном смысле, т. Patrologia Orientalis, t.