Рассказываем, что можно и что нельзя есть в пост, как его правильно соблюдать и о каких правилах не стоит забывать.
Великий пост 2024 года: Календарь питания по дням
Также во время поста можно есть. Что можно и нельзя делать в Великий пост — 2024. Пост накладывает определенные ограничения не только на привычки в еде, но и на образ жизни. В картофельную массу можно добавить обжаренный лук или измельченный чеснок, зелень петрушки. Несмотря на строгость, во время поста есть несколько дат, когда православным дозволяются послабления. В магазинном замороженном картофеле фри может быть множество добавок, не запрещенных в пост, но при этом не сильно полезных. Можно ли в пост кушать ситный и бородинский хлеба?
— Можно ли в пост есть картофельные чипсы со вкусом сметаны или сыра?
В период Великого поста нельзя злоупотреблять алкогольными напитками, однако в Вербное Воскресенье разрешается выпить один бокал красного сухого вина. После приготовления полить им постных блинчиков с гречкойВ Великий пост можно побаловать себя и блинчиками. Если разрешается рыба, то можно и масло. Можно ли есть морепродукты во время Великого поста? Также организму в пост необходима клетчатка, можно добавлять отруби в супы и каши. Что можно, а что нельзя есть при соблюдении поста — в инфографике
12 рецептов: что можно есть в пост
К тому же в некоторые дни поста верующие соблюдают дополнительные правила, например не пьют и не едят перед Причастием, а в определенные промежутки поста употребляют только сырые продукты или холодную пищу. Но если в конкретные дни в Великий пост я ем рыбу, это не означает нарушение правил устава. Послабления все же существуют. Если посмотреть в календарь питания, можно увидеть немало периодов, в которые разрешено пить вино, есть икру и не только.
Поясним, когда едят рыбу в Великий пост в 2024 году. Самые строгие недели — первая и Страстная седмица, когда многие не вкушают ничего, кроме хлеба и воды. Но через такие испытания способны пройти не все.
Однако, допустимы какие-то мелкие хозяйственные дела, например, сбор детских игрушек, мытье посуды, небольшая поверхностная уборка пыли и застилание постели. Можно ли пользоваться ножом? В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи категорически нельзя использовать острые предметы: ножи, вилки, топоры, пилы, штыки, вилы и другое. Все дело в том, что голову пророка усекли острым мечом, а это значит, что все острые предметы в эти сутки потенциально опасные.
Именно поэтому в этот день даже хлеб ломали руками, а пищу употребляли или деревянной ложкой или палочками. Можно ли пить алкоголь и устраивать праздники? Пить алкоголь и устраивать праздники в этот день нельзя практически по той же причине, по которой нельзя пользоваться острыми предметами. В день смерти крестителя и пророка Иоанна шумно и хмельно праздновался день рождения царя Ирода, потому на праздники и алкоголь накладывается весомый запрет.
В рационе не должно быть ничего вареного, жареного, печеного. Однако разрешается заваривать разные чаи черный, зеленый и травяной. В выходные разрешается есть горячую пищу, приготовленную с небольшим количеством растительного масла. В пост также разрешается включить немного меда, горького шоколада, сухофруктов и соков. Миряне могут питаться три-четыре раза в день, в то время как монахи и верующие, соблюдающие строгий пост в будни, обычно едят лишь один раз по вечерам, а выходные два раза. Монахи и верящие также ограничены в меню, например в субботу и воскресенье, они в основном употребляют хлеб, воду, картофель и капусту. Новость по теме Вторая неделя Великого поста: что можно и что нельзя делать Недельное расписание для тех, кто придерживается поста Недельное расписание для постящихся предлагают газета «Комсомольская правда» и ферма «Акуловка».
В какое время можно разговляться после Великого поста? В 2024 году он заканчивается 4 мая в 24:00, с момента символического открытия дверей храма накануне Пасхи, когда проводится праздничное богослужение. А отвечая на вопрос о том, во сколько можно разговляться после Великого поста, как мы уже говорили ранее, это происходит после литургии, около 4 часов утра. Как правильно разговляться после Великого поста? Постная пища меняет обмен веществ, снижает количество вырабатываемых в организме ферментов. Поэтому и возвращаться к мясным продуктам и алкоголю следует постепенно. Чтобы правильно выйти из поста, вам понадобится минимум неделя. В первый день, на Пасху, вы можете начать есть молочные продукты кефир, йогурт, ряженку, простоквашу с невысоким процентом жирности , которые хорошо усваиваются организмом. А вот свежее молоко пока пить не стоит. В честь праздника можно съесть одно яйцо и кусочек творожной пасхи. На следующий день можно начинать есть творог, не слишком жирные сыры. На третий день — попробовать сливочное масло, рыбу лучше приготовленную на пару и морепродукты. И только на четвертый день начните употреблять мясо, лучше нежирное например, приготовленные на пару котлеты из курицы или говядины, филе индейки и т. Когда можно начинать есть мясо после Великого поста?
Что разрешается есть в Великий пост
Что можно и что нельзя есть. Как и в любой пост, в первую очередь из рациона убирается мясо и продукты животного происхождения. Здесь можно найти информацию о том, что можно есть по дням недели для мирян. Что можно и нельзя есть в пост?
Диета в пост
Можно ли в Великий пост есть креветки? Есть ли креветки в Великий пост, зависит от меры соблюдения поста. В картофельную массу можно добавить обжаренный лук или измельченный чеснок, зелень петрушки. Рождественский или Филиппов пост — последний для православных христиан многодневный пост в году. Также во время поста можно есть. Рыба в Великий пост разрешается только дважды — в праздник Благовещения (7 апреля) и Вербное воскресение (28 апреля). Как правильно держать Великий пост в 2024 году и что можно есть с 18 марта по 4 мая.
Рождественский пост в 2023 году: когда начинается и что можно есть по дням
Например, в Великую Пятницу. Можно ли кушать сладкое во время поста? Если сладкое не содержит в составе сливочного масла или молока, то его кушать можно. Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит. Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом. Можно ли устраивать праздники и отмечать дни рождения в пост? Поскольку пост понимается как время особого воздержания, покаяния и молитвы, то устраивать обильные трапезы со скоромной пищей, и безудержно веселиться в эти дни, как минимум, неприлично.
Можно ли играть свадьбы? Ответа на этот вопрос в правилах и канонах Церкви нет, поскольку в то время, когда они составлялись, ЗАГСов просто не существовало. Поэтому можно услышать разные мнения священников и духовников на этот счет, порой диаметрально противоположные. С одной стороны заключение брака — это радостный повод для сугубого торжества, каким обычно является свадьба. Но свадьбы в пост не играют, о чем было сказано выше. С другой стороны, если регистрация в ЗАГСе не будет продолжена свадебным торжеством, то это просто формальное подписание документа и не более.
Запрещать такое нелогично. Можно ли ходить в гости? В гости ходить, конечно же, можно. А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет.
Со вторника по пятницу разрешается употребление только сырых негорячих продуктов и не подогретого питья. Можно употреблять в пищу все виды фруктов и овощей, любые орехи, сухофрукты, мед и черный хлеб; 23. Вторая неделя 25. Третья неделя 1. В Благовещение 7. Четвертая неделя 8.
Читайте также: Великий пост в 2024 году. Пятая неделя 15.
Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Что делать, если пригласили в гости, а на столе — скоромная пища?
Если приложить небольшое усилие, то на столе практически всегда можно найти постную пищу. Гнушаться видом мяса и других скоромных продуктов не стоит, Церковь не запрещает находиться за одним столом с теми, кто не постится, при этом не нарушая собственного поста. Если не удается вкушать исключительно постное и хозяева недоуменно смущаются тому, что гость не хочет вкушать предложенное угощение, то не исключена возможность действовать по ситуации. Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда.
Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день. Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос!
Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост». Допустима ли супружеская близость во время поста? Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов.
Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет? Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу.
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва.
Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше.
У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие.
Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней.
В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели.
Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже!
В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве.
О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского.
Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день.
Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями.
Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть.
И куда уж сонливому и вялому молиться и думать о своей душе и Боге. Крамского Но это лишь одна сторона поста. Другая — в подражании Господу. Мы знаем, что Иисус, перед тем как выйти на Свое служение, 40 дней постился на горе Искушений. Спаситель воспринял человеческую природу и до начала Своего служения жил обычной человеческой жизнью.
А перед тем как отправиться проповедовать людям Новый завет, Христос ушел в пустыню, где постом освободил Свое тело от дебелости плоти, ее греховных ощущений. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» Лк. Поэтому и мы в подражание Спасителю постимся, чтобы приблизиться к Нему и вместе с Воскресшим Господом встретить Пасху. Есть у поста и третий важный момент — дисциплинарный. Раз Церковь установила посты, мы, как ее верные чада, должны их соблюдать. Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление? Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие?
В патериках приводится такая история. Один монах к сожалению, я запамятовал его имя жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу. И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника. Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи. И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты».
Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями. Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю.
А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить. Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством. Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок. Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему?
Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать. Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек — будь то монах или мирянин — понимал, какой именно пост ему по силам. И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем — недопустимо.
И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва. Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой — о некотором послаблении… Как ему поступить? Есть такое понятие — «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону?
К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла. Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка. Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник.
В субботу и воскресенье — вареная пища с вином и елеем маслом. Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет. Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы , причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино.
Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году
Что можно есть в Великий пост: правила питания. Среди сытных продуктов, что можно кушать в пост, стоит выделить. Однако есть множество разрешенных и полезных продуктов, которые можно включить в рацион во время церковного поста. В Рождественский пост можно есть рыбу, морепродукты, овощи, фрукты, хлеб. Статья о том, что во время Великого поста можно есть: подробный список продуктов, представлен календарь питания по дням, на каждую седмицу, рецепты блюд, чтобы разнообразить меню мирян, а так же какие продукты нельзя кушать перед Пасхой. Картофель в пост можно кушать, но с некоторыми ограничениями.