Украинские силовики задержали директора завода «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, по обвинению в госизмене, сообщает запорожское издание «ЗаБор» со ссылкой на источники в правоохранительных органах. В подконтрольном Киеву городе Запорожье российским ударом, по предварительным данным, поражен военный завод "Мотор Сич".
Внедрение вакуумного литья помогло заменить продукцию «Мотор Сич»
В течение 2019 года «Мотор Сич» экспортировал в Китай 45 турбореактивных двигателей АИ-322 и 22 АИ-25ТЛК на общую сумму около 98 миллионов долларов. Арест 100% акций предприятия "Мотор Сич" тяжело ударит по Украине и её отношениям с Китаем, считает руководитель украинского центра "Третий сектор" Андрей Золотарёв. СНБО Украины 11 марта принял решение вернуть в госсобственность предприятие по производству авиационных двигателей "Мотор Сич". Под ограничительные меры в том числе попал бывший глава завода «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Авиастроительный завод «Мотор Сич» также прославился своим сравнительно недавним разбирательством между правительством Киева и китайской компанией.
Сразу начались облавы: Рогов сообщил об ударе по заводу «Мотор Сич» в Запорожье
Таким образом предприятию пришлось искать новые рынки сбыта. Они нашлись именно в Китае, с которым у предприятия уже был определенный опыт сотрудничества. Однако китайцы в вопросе сотрудничества решили пойти дальше. В феврале 2015 года Мотор Сич и китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment подписали меморандум, который предусматривал строительство завода авиадвигателей в китайском городе Чунцин, где украинская сторона должна была выступать как проектировщик. При этом сумма инвестиций должна была составлять около 250 миллионов долларов. В 2017 году году этим сотрудничеством заинтересовались в СБУ. Там выяснили, что после меморандума, в апреле 2016 года, Мотор Сич получил кредит в 100 миллионов долларов от аффилированной с Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment виргинской компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited на очень льготных условиях. После чего на протяжении 2016 года пакет акций Богуслаева в 56 процентов был продан ряду оффшорных компаний, которые были связаны с Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment.
Указанная сделка была проведена без разрешения антимонопольного комитета, который ранее обратился в СБУ с просьбой заблокировать перерегистрацию права собственности предприятия. Также в материалах суда упоминалось не менее известное предприятие — конструкторское бюро Ивченко-Прогресс. В письме говорилось, что Мотор Сич является уникальным предприятием, которое владеет технологиями военного назначения и является очень важным для воюющей страны. Весной 2018 года дело приобрело новый оборот. После этого на предприятии возобновились активные следственные действия и акции Мотор Сич были вновь арестованы. После этого китайские инвесторы решили искать союзников на Украине. Они нашли их в лице государственного концерна Укроборонпром.
По условиям договора, госконцерн получал 25 процентов акций Мотор Сич, а государство 2,8 миллиарда гривен в госбюджет. Летом 2019 года Укроборонпром и Skyrizon обратились в антимонопольный комитет с просьбой сконцентрировать соответственно 25 и 50 процентов акций Мотор Сич, также был подписан основной пакет договоров, который вступит в силу автоматически в случае позитивного решения АМКУ. По информации СМИ, летом 2019 года китайцы опосредованно уже фактически контролировали около 75 процентов акций предприятия. В АМКУ решался только вопрос покупки этих акций компаниями Skyrizon и Xinwei Technology, а после этого 25 процентов были бы бесплатно переданы Укроборонпрому. Дядя Сэм Такое развитие событий очень не понравилось Вашингтону. В августе 2019 года Украину посетил советник президента США Джон Болтон, который в ходе встречи с уже новым президентом Владимиром Зеленским, помимо заверения в дружбе и поддержке со стороны США, предостерег Киев от вредного сотрудничества с Китаем, который может украсть у Украины ее военные технологии. А американское издание The Wall Street Journal накануне визита писало, что блокировка сделки по покупке Мотор Сич китайцами и является основной целью визита американского чиновника.
По мнению американских СМИ, основной целью китайцев в покупке Мотор Сич являлось получение доступа к украинским военным технологиям. Кроме того, расширение такого сотрудничества могло бы помочь Китаю привлечь украинских специалистов вне запорожского предприятия. Также интересным приобретением для Китая военные эксперты считают двигатель МС 400, который предназначен для дозвуковых гражданских беспилотных летательных аппаратов. Эти двигатели, по мнению экспертов, могут применяться в качестве двигателей для крылатых ракет, что позволит Китаю модернизировать свою армию. Также через Китай доступ к таким технологиям может получить и Тегеран, который давно безуспешно пытается построить двигатель для собственной ракетной программы.
В августе 2019-го китайские Skyrizon Aircraft Holdings Limited и Xinwei Group все же прибрели половину акций компании, однако Антимонопольный комитет Украины , без одобрения которого сделка не может быть завершена, поставил процедуру на паузу. В 2020-м китайская сторона подала в международный арбитраж, а президент Украины Владимир Зеленский включил китайских акционеров «Мотор Сич» в санкционный список. В 2021-м само предприятие было решено национализировать. Китайские инвесторы неоднократно подавали в суд на украинскую сторону. Так, в конце 2021 года они через арбитраж в Гааге потребовали у Украины 4,5 миллиарда долларов.
Эксперты полагают, что шансы вернуть инвестиции стремятся к нулю. Китайские компании расценивают шаги Киева как попытку "экспроприации их инвестиций". Между тем президент Украины Владимир Зеленский 28 января ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны СНБО о санкциях в отношении китайской компании Skyrizon владеет акциями "Мотор Сич". Под санкции попал также гражданин Китая Ван Цзин, который выступает основным акционером Skyrizon. МИД Китая потребовал соблюдать права китайских инвесторов. Предприятие выпускает двигатели для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-226, самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148 и Як-130, а также турбины для перекачки газа и энергетическое оборудование.
После событий Майдана официальный Киев вынес запрет на любые отношения с Москвой в военно-промышленном комплексе. С тех пор компания работала исключительно на внутренний рынок Украины.
Что еще почитать
- Регистрация
- Регистрация
- Несостоявшийся переезд
- Наши проекты
Рейтинг авторов
- Конфликт с Китаем из-за «Мотор Сич» грозит «угробить» Украину
- В KMZ рассказали, как удалось заменить продукцию украинского "Мотор Сич" | Новости
- На Украине задержали главу завода «Мотор Сич» // Новости НТВ
- Внедрение вакуумного литья помогло заменить продукцию «Мотор Сич»
- Содержание
- Накануне о задержании со ссылкой на источники писали СМИ.
Правила комментирования
- Запорожье просится в Россию. Завод «Мотор Сич» снова оказался в центре событий
- ВКС России поразили военные цеха на заводе «Мотор Сич» в Запорожье
- Чем обернётся для украинской армии потеря завода «Мотор Сич»
- Подполье: ВС РФ, вероятно, поразили завод "Мотор Сич" в городе Запорожье - Российская газета
- ВС РФ уничтожили цеха завода «Мотор сич» в Запорожье
- Российская компания связана с производителем деталей для «Байрактаров»?
Минобороны РФ сообщило об уничтожении цехов завода «Мотор Сич» в Запорожье
Консолидированный чистый доход "Мотор Сичи" по итогам 9 мес. Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс-Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Ранее официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что ВС РФ в ходе специальной военной операции по защите Донбасса поразили высокоточными ракетами морского и воздушного базирования производственные цеха завода. Об интеграции и импортозамещении Рогов сообщил, что считает важным восстановление партнерских связей промышленных предприятий Запорожской области с РФ, интеграция будет способствовать импортозамещению продукции стратегических отраслей в условиях санкционного давления Запада. О предприятии ПАО "Мотор Сич" - один из крупнейших производителей двигателей для авиатехники, а также промышленных газотурбинных установок, поставлявший продукцию более чем в 100 стран. Было основано в 1907 году. После распада СССР компания продолжала активно сотрудничать с Россией, но в 2014 году Киев в одностороннем порядке прекратил военно-техническое сотрудничество с Москвой.
Что же касается масштаба разрушений производственных цехов и складских помещений, конкретных данных пока нет, поэтому и об ущербе предприятию судить рано, подчеркнул Пантелеев. Российские новые вертолёты, по словам эксперта, комплектуются только отечественными двигателями, так что для них никаких изменений удары по запорожскому заводу за собой не повлекут.
Производство двигателя Д-136 для самого большого в мире вертолёта Ми-26 на базе «Мотор Сич» не могло рассматриваться как перспективное направление, поскольку эти воздушные машины сейчас выпускаются штучно. Не так давно руководство предприятия объявляло о запуске новых проектов — по поставке двигателей АИ-450 для турецкой компании, производящей беспилотные летательные аппараты «Байрактар». Эти проекты позиционировались как «одна из важнейших целей» развития «Мотор Сич». Удар, которого следовало ожидать По мнению Пантелеева, России запорожский завод интересен наличием высококвалифицированных специалистов, которые сейчас в дефиците, и коммерческими правами на производство двигателей. По промышленной же оснащённости российская Объединённая двигателестроительная корпорация ОДК определённо выигрывает. Документы и люди — это то, что имеет высочайшую ценность.
Если верить этим данным, власти города намеревались вложить в новое двигателестроительное предприятие порядка трех миллиардов юаней, это примерно 420 млн долларов. Но самое главное, что чуть более половины этих средств предполагалось зарезервировать на оплату переезда примерно трех тысяч квалифицированных сотрудников «Мотор Сич» из Запорожья в Чунцин и их последующего размещения. И хотя топ-менеджмент «Мотор Сич» неоднократно заявлял, что о переносе производства в Китай речи не идет, да и «станки никогда не разрешат туда вывезти», ему никто не верил.
Акции под арестом, Богуслаев на прицеле Уже в начале марта прошлого года тогдашний президент Украины Петр Порошенко ввел в действие указ Совета национальной безопасности и обороны о неотложных мерах по защите национальных интересов в сфере авиационного двигателестроения. Его содержание так и осталось тайной, но, по мнению местных экспертов, этот документ прямо запрещает передачу каких-либо запорожских технологий в целый ряд стран, включая Китай. И, в общем, понятно почему. Не секрет, что «Мотор Сич» активно участвует в кооперации по производству ракетных двигателей для нового украинского противокорабельного берегового комплекса РК-360МЦ «Нептун». Более того, известно, что минобороны Украины выдало заказ на приобретение 120 дозвуковых крылатых ракет Р-360 для «Нептунов», которые комплектуются модернизированными запорожскими двигателями МС-400. И хотя эти силовые установки нельзя назвать шедевром конструкторской мысли украинских ракетчиков, технологии их создания вполне могли заинтересовать новых акционеров из Китая, что уже тогда вызывало крайне негативную реакцию со стороны США. Бойцы местного спецподразделения «Альфа» в масках ворвались в штаб-квартиру «Мотор Сич», где провели тотальные обыски, перевернув все вверх дном. При этом самого Богуслаева СБУ обвинила в «подготовке к разрушению стратегического предприятия» и начала против него расследование. Но арестовать Героя Украины местные чекисты не могли.
В то время почетный президент «Мотор Сич» имел статус депутата Верховной рады и обладал иммунитетом от преследований. Мне постоянно говорят, что США недовольны этим партнерством. Но тогда как насчет того, чтобы Госдеп дал нам работу? Историю с обысками он назвал попыткой рейдерского захвата, но при этом выразил надежду, что предприятие продолжит работу в прежнем режиме. Примерно в том же духе прокомментировало ситуацию и руководство завода. Там особо подчеркнули, что на Китай приходится более трети всех продаж «Мотор Сич», что делает эту страну самым крупным его партнером. А раз так, то и дальнейшее развитие кооперации с КНР — едва ли не единственный способ выживания предприятия. Но на самом деле эти утверждения справедливы лишь отчасти. Не секрет, что даже после введения эмбарго на поставку двигателей для военной авиатехники в Россию наша страна все еще остается крупнейшим покупателем продукции запорожского завода.
Ею оснащаются почти все серийно производимые у нас гражданские вертолеты, кроме «Ансатов» и Ка-226, а также часть ударных и военно-транспортных винтокрылых машин. Правда, в последнем случае «Мотор Сич» поставляет не готовые двигатели, а их компоненты и детали, из которых затем собираются полноценные силовые установки. Еще пару лет назад такие поставки проходили через Оршанский авиаремонтный завод в Белоруссии, которым владел «Мотор Сич». Но после того, как Александр Лукашенко приказал национализировать это предприятие, каналы дистрибуции решено было изменить: место Белоруссии заняла Босния и Герцеговина. Только в прошлом году «Мотор Сич» отправил на Балканы свыше 600 грузов с деталями для вертолетных двигателей ТВ3-117. Их получателем числится недавно созданная компания D. О Inzeniring BN. Если верить международной таможенной базе Import Genius, в дальнейшем эта боснийская фирма переправила весь полученный груз российско-украинскому СП «Владимир Климов — Мотор Сич».
На Украине задержали главу завода «Мотор Сич»
Представляем Вашему вниманию серию ударов по промплощадке завода "Мотор-Сич" в Запорожье, где собирают для ВСУ авиадвигатели АИ-450 и комплектующие беспилотников. Кроме того, "Мотор Сич" является производителем двигателя Д-136 для самого большого в мире вертолета Ми-26, но по понятным причинам сейчас новое производство этих вертолетов носит штучный характер", – добавил Пантелеев. В конце прошлого года временный поверенный в делах США на Украине Уильям Тейлор заявил, что Вашингтон рассчитывает на новую сделку по привлечению в «Мотор Сич» американского или другого инвестора. Сообщают о попадании в стороне завода "Мотор Сич", завод производит авиационное и аэродромное оборудование. По словам руководителя АО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, за 30 лет работы, предприятия Украины разработали 12 авиадвигателей.
Мотор Сич – последние новости
«Если бы «Мотор Сич» продали китайцам, то скорее всего никто бы в завод не стрелял. СНБО Украины 11 марта принял решение вернуть в госсобственность предприятие по производству авиационных двигателей "Мотор Сич". Российская армия ракетами поразила производственные цеха завода «Мотор Сич» в Запорожье, где выпускались авиадвигатели для боевой авиации воздушных сил Украины. Спецслужбы Украины подтвердили арест главы завода «Мотор Сич» — он поставлял запчасти для боевых вертолетов России. Наши последние новости и обновления вакансий кадрового агентства HoReCa Talents в Москве.
Вернется ли запорожская «Мотор Сич» в российский авиапром
Причем не где-нибудь, а в самом Китае. Так, летом 2017 года целый ряд местных СМИ опубликовали информацию о встрече вице-мэра Чунцина Лю Гуйпина с представителями компании Tianjiao структура BSAII , на которой обсуждались инвестиции в строительство сборочного завода. Если верить этим данным, власти города намеревались вложить в новое двигателестроительное предприятие порядка трех миллиардов юаней, это примерно 420 млн долларов. Но самое главное, что чуть более половины этих средств предполагалось зарезервировать на оплату переезда примерно трех тысяч квалифицированных сотрудников «Мотор Сич» из Запорожья в Чунцин и их последующего размещения. И хотя топ-менеджмент «Мотор Сич» неоднократно заявлял, что о переносе производства в Китай речи не идет, да и «станки никогда не разрешат туда вывезти», ему никто не верил. Акции под арестом, Богуслаев на прицеле Уже в начале марта прошлого года тогдашний президент Украины Петр Порошенко ввел в действие указ Совета национальной безопасности и обороны о неотложных мерах по защите национальных интересов в сфере авиационного двигателестроения. Его содержание так и осталось тайной, но, по мнению местных экспертов, этот документ прямо запрещает передачу каких-либо запорожских технологий в целый ряд стран, включая Китай. И, в общем, понятно почему.
Не секрет, что «Мотор Сич» активно участвует в кооперации по производству ракетных двигателей для нового украинского противокорабельного берегового комплекса РК-360МЦ «Нептун». Более того, известно, что минобороны Украины выдало заказ на приобретение 120 дозвуковых крылатых ракет Р-360 для «Нептунов», которые комплектуются модернизированными запорожскими двигателями МС-400. И хотя эти силовые установки нельзя назвать шедевром конструкторской мысли украинских ракетчиков, технологии их создания вполне могли заинтересовать новых акционеров из Китая, что уже тогда вызывало крайне негативную реакцию со стороны США. Бойцы местного спецподразделения «Альфа» в масках ворвались в штаб-квартиру «Мотор Сич», где провели тотальные обыски, перевернув все вверх дном. При этом самого Богуслаева СБУ обвинила в «подготовке к разрушению стратегического предприятия» и начала против него расследование. Но арестовать Героя Украины местные чекисты не могли. В то время почетный президент «Мотор Сич» имел статус депутата Верховной рады и обладал иммунитетом от преследований.
Мне постоянно говорят, что США недовольны этим партнерством. Но тогда как насчет того, чтобы Госдеп дал нам работу? Историю с обысками он назвал попыткой рейдерского захвата, но при этом выразил надежду, что предприятие продолжит работу в прежнем режиме. Примерно в том же духе прокомментировало ситуацию и руководство завода. Там особо подчеркнули, что на Китай приходится более трети всех продаж «Мотор Сич», что делает эту страну самым крупным его партнером. А раз так, то и дальнейшее развитие кооперации с КНР — едва ли не единственный способ выживания предприятия. Но на самом деле эти утверждения справедливы лишь отчасти.
Не секрет, что даже после введения эмбарго на поставку двигателей для военной авиатехники в Россию наша страна все еще остается крупнейшим покупателем продукции запорожского завода. Ею оснащаются почти все серийно производимые у нас гражданские вертолеты, кроме «Ансатов» и Ка-226, а также часть ударных и военно-транспортных винтокрылых машин. Правда, в последнем случае «Мотор Сич» поставляет не готовые двигатели, а их компоненты и детали, из которых затем собираются полноценные силовые установки. Еще пару лет назад такие поставки проходили через Оршанский авиаремонтный завод в Белоруссии, которым владел «Мотор Сич». Но после того, как Александр Лукашенко приказал национализировать это предприятие, каналы дистрибуции решено было изменить: место Белоруссии заняла Босния и Герцеговина. Только в прошлом году «Мотор Сич» отправил на Балканы свыше 600 грузов с деталями для вертолетных двигателей ТВ3-117. Их получателем числится недавно созданная компания D.
Во-вторых, мощности «Мотор Сич» вполне пригодны для массового производства промышленных газотурбинных установок, которые могут использоваться для выработки электроэнергии. В свете последних событий востребованность подобных систем на Украине очень высока. В-третьих, стоит отметить, что до недавнего времени «Мотор Сич» и его филиалы в принципе не подвергались огневому воздействию. Не берёмся говорить со стопроцентной уверенностью, но недавнее задержание СБУ директора данного предприятия Вячеслава Богуслаева по обвинению в госизмене и сотрудничестве с Россией могло также стать одним из факторов, повлиявшим на выбор именно этой цели для удара.
В украинском агентстве по вопросам управления активами сообщили о передаче авиастроительного предприятия в руки компании "Мотор сич" Украинское агентство, занимающееся мониторингом активов на территории страны, сообщило о том, что подконтрольная министерству обороны компания получила в свое управление авиастроительный завод, передает ТАСС. Отныне "Мотор сич" будет осуществлять контроль над предприятием, занимающимся ремонтом и улучшением вертолетов. Источник фото: mil.
Дипломат назвал турецкий рынок привлекательным не только для компании, производящей двигатели, но и для других оборонных предприятий страны. Открытие турецкого представительства украинской двигателестроительной компании «Мотор Сич» вряд ли можно назвать неожиданным. Практически сразу после начала российской специальной военной операции Украина начала эвакуировать свои производственные мощности именно в Турцию. В Анкару перебирались не только украинские инженеры, но и рабочие предприятий оборонно-промышленного комплекса. Одновременно сообщалось о проектах установки двигателей украинского производства на турецкие летательные аппараты.
Чем обернётся для украинской армии потеря завода «Мотор Сич»
СНБО пока что по большому счету рекомендует. Национализация, наверное, видится власти как соломоново решение, не прокитайское хотя китайские инвесторы в таком случае понесут существенные убытки, посмотрим, выплатят ли им компенсации , не проамериканское, потому что компания останется в руках Украины и продолжит функционировать. Конечно, это решение — плохой знак для любых инвесторов, знак того, что любые инвестиции на Украине нуждаются в политической защите. Без политической защиты они в любой момент могут стать жертвой геополитических разборок. С одной стороны, есть проблема «Мотор Сич», с другой стороны, Украина закупает китайскую вакцину от ковида, и Китай является торговым партнером номер один сегодня для нынешней Украины, около 15 млрд товарооборота за прошлый год. Поэтому я думаю, что, несмотря на эту проблему, ожидать какого-то глубокого кризиса в украино-китайских отношениях не приходится. Но проблема может быть отложена на позднее время, особенно если китайские инвесторы будут настаивать на международных судах, на компенсациях их инвестиций. Украина может со временем проиграть в этих международных судах и оказаться перед лицом выплаты огромных миллиардных компенсаций. В декабре прошлого года китайские инвесторы направили в международный арбитраж инвестиционный спор с целью взыскания с Украины ущерба.
Вернуться в обычную ленту? Кроме того, завод создает промышленные газотурбинные установки. Предприятие появилось еще в царские времена, и изначально занималось производством сельскохозяйственных приспособлений. Авиадвигатели на заводе начали делать в период Первой мировой войны. Эта специализация сохранилась по сей день.
В то же время внутри предприятия все завешено стендами «Мотор Сичи», а в водном из телевизионных сюжетов засветился календарь за 2019 года с логотипом российской компании Богуслаева АО «Борисфен». ДФ «ООО Авиатех» — дочерняя компания российской фирмы «Авиатех», она зарегистрирована в Ростове, а ее владельцы — партнеры по российскому бизнесу Богуслаева. И ещё немного о «Мотор Сичи» Антимонопольный комитет начал рассмотрение дела о покупке госпредприятием «Укроборонпром» и оффшорной компанией Skyrizon Aircraft Holdings Limited акций компании «Мотор Сич». Об этом сообщается на сайте АМКУ. Комитет расследует возможную концентрацию на рынке авиационных двигателей, их технического обслуживания и рынка газотурбинных приборов. Для того, чтобы исследовать влияние концентраций на рынки, АМКУ открыл производство по покупке одного из крупнейших в Украине производителей авиационных двигателей — компании «Мотор Сич». Ранее она совместно с «Укроборонпромом» приобрела контрольный пакет акций «Мотор Сичи». В АМКУ считают, что это могло оказать влияние на конкуренцию на рынке.
И у выбора этой цели есть несколько причин. Во-первых, «Мотор Сич» — одно из ведущих предприятий по производству, обслуживанию и ремоторизации авиационной техники. И, прежде всего, речь идёт о советских боевых вертолётах семейства Ми-8 и Ми-24. С учётом того, что в рамках ленд-лиза именно такие машины поставляются ВСУ, уничтожение цехов в Запорожье создаст большие проблемы для поддержания этих машин в лётном состоянии.
В украинской компании «Мотор Сич» признали провал сотрудничества с Западом
Западные спецслужбы предпринимают действия для вывоза с неосвобожденной территории Запорожской области Украины производственных мощностей завода «Мотор Сич». И будь в курсе ключевых новостей регионального, федерального и международного масштаба. Рогов: в Запорожье нанесен удар по промышленной площадке завода «Мотор Сич». Сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) задержали президента завода «Мотор Сич» в Запорожье Вячеслава Богуслаева и начальника департамента внешнеэкономической деятельности предприятия, сообщает пресс-служба СБУ. В 2024 году военно-промышленный холдинг KMZ начал активное внедрение технологии вакуумного литья для производства точных изделий, которые ранее выпускал украинский концерн "Мотор Сич", сообщил управляющий директор холдинга Михаил Даниленко. Авиастроительный завод «Мотор Сич» также прославился своим сравнительно недавним разбирательством между правительством Киева и китайской компанией.