Кто такие Новомученики и Исповедники Церкви Русской? Кто такие Новомученики и Исповедники Церкви Русской?
Новомученики и исповедники. Лица и судьбы
Прославлен в лике святых Архиерейским собором Русской православной церкви в 1994 году как Иоанн Царскосельский. Почитается как первый по времени новомученик российский. Сохранилось множество воспоминаний бывавших на приеме у Святейшего священников, десяткой людей, знавших его еще епископом — Алеутским и Аляскинским, а потом на кафедрах Ярославля, Вильно. Интересный факт Какая-то печать Божия избранничества, кажется, лежала на будущем Святейшем еще когда он был семинаристом: спокойного, рассудительного, не по годам мудрого юношу товарищи тогда прозвали… «Патриархом». Впоследствии об этом не раз вспомнят его биографы.
Первое, о чем подумал сам Святейший, узнав, что избран Патриархом — видение прор. Иезеккииля, которому был вручен свиток надписью: «Плач, и стон, и горе» Иез. Слова эти были написаны как бы о Русской Церкви времени его патриаршества: с момента прихода советской власти начинаются открытые гонения: массовые аресты, убийства священников, верующих; Широко известно воззвание Святейшего от 19 января 1918 г. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной.
Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной». Патриарху пришлось пережить также собственный арест, убийство ближайших сподвижников. Святейший отошел ко Господу, до конца завершив земной подвиг. Тихон, Патриарх Московский и всея России Новомученики из императорского дома Тяжелые времена гонений явили святость тех, кто волей Божией был поставлен у кормила власти.
Святого Страстотерпца царя Николая 1894-1917 гг. Многие говорят о его ошибках, провалах, некомпетентности окружения. Но практически неизвестен остался его путь к святости: когда народ отрекся от своего царя, а его семья подверглась унизительному аресту, Николай ни словом, ни делом не показал оскорбленных амбиций, со смирением приняв свою участь. Ему, его семье ныне также прославленной как Страстотерпцы предстоял долгий путь — от ареста до Тобольской ссылки, затем — гибели в Екатеринбурге.
Через многие скорби шла к Царству Небесному сестра святой царицы Александры , великая княгиня Елисавета Феодоровна 1864-1918 гг. Ее муж, великий князь Сергей сейчас все чаще говорят также о его возможной канонизации был убит террористом 1905 г. Горе не сломило Елисавету: она покинула царский двор; основала Марфо-Мариинскую обитель, где монашеское делание сочеталось с социальным служением, помощью бедным. Матушку Елисавету арестовали 7 мая 1918 г.
Ее крестный путь завершился под Алапаевском 18 июля того же года — на следующий день после гибели царской семьи. Соловецкие новомученики Страшным для православных местом должна была стать всероссийская святыня — Соловецкая обитель, духовное сердце Русского Севера. С 1920-х, здесь появился концлагерь. Сюда верующих отправляли на «принудительные работы», на самом деле на смерть — от голода, холода, болезней.
Некоторых расстреливали сразу по прибытии к месту заключения — просто ради устрашения остальных. Но смерть святых сделала святую землю Соловков еще более чтимой православным народом. Ныне особо почитаема здесь Секирная гора — место массовых расстрелов. Интересный факт Собор Соловецких святых за 500 лет существования обители включает 52 имени.
Наказание — лагеря или «высшая мера наказания» — расстрел. Логика была такой: не разделяешь веру в коммунизм, значит, ты неблагонадёжен, имеешь мужество отстаивать свои убеждения — значит, ты враг и подлежишь уничтожению. Обычно в ходе следствия человек проходил через многочисленные допросы, унижения, изощрённые пытки. Выдвигались политические обвинения — контрреволюционная деятельность, шпионаж, участие в заговоре и т. Требовали подписать признание, оклеветать друзей, родственников, знакомых, отречься от своих убеждений. Можно было начать сотрудничать со «следствием» и сохранить жизнь… Через этот конвейер прошли миллионы людей, многие за веру во Христа. Только в 1937 году за религиозные убеждения были арестованы 162500 человек, из них расстреляны 89600. В лике Новомучеников прославлена пока что лишь их малая часть. Это связанно со сложностью архивной работы и высоким уровнем требования к документам для канонизации в лике святых.
Эти события происходили менее ста лет назад по всей территории России. Сегодня, как и во все времена, жизнь по вере и совести требует напряжения сил, мужества, смирения и помощи Божией. Сегодня, как и всегда, жизнь по вере и совести лежит в основании семьи, народа, государства.
Слова христианского философа II века Тертуллиана «Кровь мучеников — это семя христианства» уже давно стали крылатыми. Мученики своей смертью утверждают, свидетельствуют самую главную истину — Христос победил смерть, и, умирая с ним, мы не умираем, а наследуем жизнь вечную. Цикл программ посвящён новомученикам и исповедникам Российским.
В Законе достаточно полно перечислены виды репрессий. В настоящем докладе «новомучениками и исповедниками» называются все те, кто пострадал за Христа и Его Церковь в XX в.
По поводу второго вопроса заметим, что в процитированной статье Закона перечислены категории репрессированных: «лица, признававшиеся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным3 или иным признакам». Таким образом, пострадавшими за Христа, в соответствии с Законом, можно считать тех, кто принадлежал Русской Православной Церкви и кого государство признало социально опасными из-за этого. Мы при сборе сведений и наполнении базы данных трактуем данную позицию так: если в обвинении написано «церковно-монархическая» или «церковная контрреволюционная организация» и т. После уточнения понятия «репрессии по отношению к Русской Православной Церкви» можно сформулировать вопрос — сколько пострадало согласно Закону 1991 г. Игумен Дамаскин Орловский пишет: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом». Надо сказать, что игумен Дамаскин выразил и мое и, наверное многих, «сожаление». Действительно, жаль, что нет точных цифр хотя бы за один год. Уже 15 лет открыты архивы и ведется большая работа по изучению хранящихся в них материалов, но никаких точных цифр пострадавших за веру не найдено.
Теперь видно, что их нет, видимо, и не было, пострадавших просто никто никогда не подсчитывал. Были надежды, что кто-нибудь из верхов ЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ в каком-нибудь году издал приказ по всем областным организациям — собрать сведения о всех расстрелянных и арестованных попах, монахах, мирянах, но — нет, видимо, такие приказы не издавались или подчиненные ленились их исполнять. Представляется, что единственный путь числовой оценки гонений, это прогноз на основе уже собранных данных. Если количество репрессий по годам, фиксированные в БД новомучеников, умножить на коэффициент, равный отношению общего числа пострадавших к числу пострадавших, введенному в БД, то получим оценки общего числа репрессий по годам. Мы считаем это обосновывается ниже , что общее число людей, репрессированных за веру, не менее 500 000. Если бы у нас были сведения обо всех пострадавших, мы смогли бы точно нарисовать по годам график репрессий. Вопрос правомерности изучения процесса по этой выборке сводится к вопросу представительности репрезентативности этой выборки. В виду разнообразия источников информации, эта выборка представляется достаточно представительной.
Есть математические методы проверки представительности выборки. Один из главных методов проверки — расчет статистики по разным эшелонам выборки. Такие расчеты производились в 1995 г. Одним из результатов работы в начале 1990-х гг. Яковлева «По мощам и елей». Многие исследователи ссылаются на эту книгу и тем самым опосредованно на БД новомучеников. К сожалению, те материалы, которые мы передали в Комиссию, в книге А. Яковлева цитируются неточно, например, число всех пострадавших за христианские убеждения отнесено только к православному духовенству, что в 2,4 раза меньше общего количества репрессированных за Христа.
Эта ошибка перекочевала во многие статьи, исследования и учебники, причем появились дополнительные неточности цитирования уже и книги А. Надо сказать, что написать историю гонений без числовых оценок волн репрессий практически невозможно хотя есть и такие попытки , многочисленные умозрительные прогнозы привели к бездне грубых ошибок можно привести много примеров, но это может быть темой отдельного доклада о типовых ошибках. Каждому, пишущему о репрессиях за веру необходимо сравнивать свои оценки с данными БД новомучеников, иначе порой указываются цифры, в три-пять раз преуменьшающие реальные. Кроме того, БД включает биографические материалы и фотографии пострадавших. Оценка общего количества новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в ХХ веке В дореволюционной России было около 100 000 монашествующих и более 110 000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630 000 человек. Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквах и монастырях России в канун революции, так посвященных в дальнейшем, вплоть до 1950-х годов.
Иконография новомучеников
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания. Собор новомучеников и исповедников Русской церкви – это праздник, суд или экзамен? все новостные обзоры на сегодня на на Несомненно, в течение XXI века истории новомучеников, вновь рассказанные исследователями и церковными агиографами, сыграют свою роль в процессе очищения национальной памяти. Новости. Новомученики, Исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в., служившие в храмах Юго-Западного викариатства г. Москвы. Да, среди новомучеников были и такие, кто активно воспротивился очередному глумлению большевиков над святынями, — например, «вскрытию мощей» или изъятию церковных ценностей «в помощь голодающим». Новомученики Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь.
Собор новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных
Значение понятия Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских Мученический чин разделяется на несколько категорий: Мученики — христиане, отдавшие жизнь за Христа. Новомученики новые мученики — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно. Священномученик — человек в священническом сане, который принял мученическую смерть. Преподобномученик — монах, который принял мученическую смерть. Великомученик — мученик высокого рода или сана, который претерпел великие мучения. Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни. Новомученики России После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти белая армия, народные восстания и пр. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником. Историческая справка Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них. Сразу после октябрьского восстания начались гонения.
Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения». Ярость и жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века. Вот только несколько таких примеров: епископа Соликамского Феофана на глазах у народа на сильном морозе раздели, привязали палку к волосам и опускали в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом; епископа Исидора Михайловского посадили на кол; епископа Серапульского Амвросия привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь. Но чаще всего применялся массовый расстрел, а убитых закапывали в братских могилах. Такие могилы обнаруживаются до сих пор. Одним из мест для расстрела был Бутовский полигон.
Виктора Островидова 1928 г. Подобная ситуация сложилась и в отношении св. Но однажды его начали усиленно приглашать те "священники", которых он не признавал таковыми, хотя бы придти в храм посмотреть, что все у них "по-старому". И старец отправился, везя за собой саночки. Была зима. Он с трудом добирался. И уже у самого храма поскользнулся, упал и сильно разбился. Его окровавленным доставили домой. Из Жизнеописания св. Церковь катакомбная на земле российской. Машинопись, с. Поистине к современным фарисеям и лицемерам Московской "патриархии" обращены слова Спасителя: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите: "если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков". Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! Некоторое время назад, однако, кое-кто из ревностных сергиан спохватился и на основании проведенного исследования написал "разоблачение" святого Феодосия Кашина. Это "разоблачение", которое на самом деле разоблачает лишь саму МП, убедительно доказывает, что между прп. Феодосием и МП не было ничего общего. Приведем выдержки из текста этого "разоблачения" [2]. Неоднократно Комиссия отклоняла прошения правящего архиерея о разрешении хотя бы местного почитания, однако книги, видеокассеты и иконы Феодосия Кавказского распространяются всё шире, создавая вокруг его образа ореол святости. Отношение к Феодосию его современников. Архимандрит Иоанн Мирошников похоронен в ограде Покровской церкви в Пятигорске вспоминал, что о. Феодосием Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана Игнатенко. Владимир Знаменский умер недавно очень почитал старцев, но никогда ничего не рассказывал о Феодосии и не благословлял ходить к нему на могилу. Иоанн Мешалкин служил в Успенской церкви Пятигорска также не упоминал о Феодосии. Феодосий не ходил. Таким образом, никакого почитания при жизни не было, в отличие от того же о. Стефана Игнатенко и других вышеупомянутых священников, которых почитали уже при жизни за что? Ныне здравствующие люди, в том числе и священнослужители, жившие на Кавказе, поколения 30-40х годов свидетельствуют, что в то время о. Феодосия никто не знал, так как никто из духовенства не разрешал с ним общаться. Михаиле Чуб профессор, учёный , архиеп. Люди, жившие рядом с ним, впоследствии удивлялись: "Да какой он святой, ведь он Церкви не признавал и в храм не ходил! Жития Феодосия Кавказского подтверждают свидетельства очевидцев о том, что последний причащался сам и причащал своих духовных чад исключительно запасными Дарами. Когда же его спрашивали, откуда они, он отвечал: "Ангелочки с небушка Дары принесли" [3]. Поэтому становится понятным, почему его никто не отпевал. Ангелы ли небесные? Кто был этот странник? Апостол ли Господень? Феодосий Кавказский. Гедеона, которую тщательно выверила епархиальная комиссия по канонизации и которую сам владыка называет "достоверным повествованием о жизни и подвигах прп. Феодосия Кавказского" см. Митрополит Гедеон. Избранные труды. Ставрополь, 1999, с. В письме к иepoм. С тех пор т. Ожидания, что м. Сергий исправит свои ошибки, не оправдались, но для прежде несознательных членов Церкви было довольно времени, побуждений, и возможности разобраться в происходящем, и очень многие разобрались и поняли, что м. Сергий отходит от той Православной церкви, какую завещал нам хранить патриарх Тихон, и следовательно для православных нет с ним части и жребия. Происшествия же последнего времени окончательно выявили обновленческую природу сергианства. Спасутся ли пребывающие в сергианстве верующие, мы не можем знать, потому что дело Спасения вечного есть дело милости и благодати Божией, но для видящих и чувствующих неправду сергианства каковы Ваши вопросы было бы непростительным лукавством закрывать глаза на эту неправду и там искать удовлетворения духовных своих потребностей с совестью, сомнящейся в возможности такого удовлетворения... Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности... Сергия предателем и порвавших с ним всякое общение возглавлялась митрополитом Иосифом [Петровых] Петербургским, архиепископом Серафимом [Самойловичем] Угличским и митрополитом Агафангелом [Преображенским]. К ней примкнуло сразу немного епископов, но по мере того, как все более и более митр. Сергий объявил эту группу епископов контрреволюционерами.
Канонизация не за жизненный подвиг, а за подвиг в смерти, подвиг, который венчал жизнь человека. Сегодня сложилась интересная ситуация. Общество неплохо осведомлено о святых древней Церкви, но мало что знает о Новомучениках и Исповедниках Российских. Хотя это тысячи наших соотечественников, живших менее ста лет назад, подчас в нашем городе или селе. Для многих они являются родственниками. Так кто они такие — Новомученики и Исповедники Российские? Православная Церковь разделяет святых по виду их духовного подвига: апостолы, святители, преподобные, праведные и т. В лике мучеников почитают тех, кто остался верен Христу и не отрёкся от своей веры перед лицом смерти. Мученики при различных обстоятельствах были поставлены перед выбором — переступить чрез свою совесть, отречься от веры и сохранить жизнь или сохранить верность Христу и потерять жизнь. И они выбрали чистоту своей совести и верность Христу. Исповедниками Церковь почитает тех, кто сделал свой мученический выбор, но выжил. По воспоминаниям правнучки Войно-Ясенецкого Майи Прозоровской «на допросах его ставили в ящик, где можно было только стоять.
И владыка ответил: «Вы не пушка, а я не бомба, которой Вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». В 1937 году митрополит Кирилл Смирнов был расстрелян. Судьбой же исповедника была судьба священноисповедника Луки Войно-Ясенецкого , архиепископа Симферопольского и Крымского. Будучи епископом, он подвергался арестам, пыткам и ссылкам в течение 9 лет. Однако он открыто носил рясу и в больнице, ни в тюрьме, и на улице, открыто молился перед совершением операции и в тюремной камере. Нужно сказать, что целый ряд святых, прославленных в сонме новомучеников и исповедников XX века, советская власть преследовала и убивала не за веру в Бога, а по политическим причинам. И подвиг этих людей заключается в их христианском поведении в тяжелых жизненных обстоятельствах, а в конечном счете — перед лицом смерти. Таким образом, эти святые являются не мучениками, а страстотерпцами. Таким, по сути, страстотерпцем, был первый по времени смерти страдалец Русской Церкви XX века, царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. Вместе с другими священниками он участвовал в крестном ходе и молебне о прекращении междоусобной брани в 1917 году в городе Царское село теперь — город Пушкин. Вскоре священники были арестованы красногвардейцами по политическим мотивам: священников подозревали, что они, якобы, молились за победу белогвардейцев. После допроса другие священники были отпущены, отец Иоанн же запротестовал о своем аресте и пытался все разъяснить. Разъяренные этим красноармейцы расстреляли его.
Новомученики и исповедники Российские: кто они, сколько их?
Напечатано уже и его "житие" под заглавием "Страж дома Господня". В предисловии к книге Сретенского монастыря о митр. При этом исповедников, не признавших сергиевой церкви, Алексий II ставит в один "опасный" ряд с обновленцами: «различные неканонические группировки, не смирившиеся с новым государственным устройством, стали не меньшей опасностью, чем гонения» "Страж Дома Господня". В издательской аннотации говорится о митрополите Сергии, что «светлый образ мудрого кормчего Церкви... На родине митр. Сергия в его честь "патриарх" Алексий II "благословил" создать целый "мемориальный комплекс": «Мемориальный комплекс включает в себя площадь, названную именем Патриарха Сергия Страгородского , памятник и музей, в котором будет открыта постоянная экспозиция, посвященная жизни и трудам Святейшего Патриарха Сергия». Похоже, прославление такого "заслуженного деятеля церкви" само собой разумеющееся дело ближайшего будущего. Об этом писал еще пол-века тому назад исповедник проф. Андреев: «Защитники сов. Это утверждение глубоко ошибочно.
Православная Церковь до 1927 г. Советское правительство потому и переменило свою тактику борьбы, что убедилось в непобедимости православной веры только преследованиями и гонениями. Во время войны, если бы не было компромиссов Сергия и Алексия, советское правительство вынуждено было бы пойти на неизмеримо большие уступки чистой и безкомпромиссной Церкви мучеников и исповедников. Глубоко верно и справедливо пишет один зарубежный Архипастырь "Письмо пастыря пастырю", 1947 г. Париж по этому поводу: "Вследствие компромисса с властью митрополита Сергия и полного порабощения патриарха Алексия, власть продала свои уступки церкви страшно дорогой ценой, ПРОНИКНУВ в самый аппарат внешнего управления церковью. Вожжи всего руководства этими храмами, этими монастырями, этими богомольцами находятся всецело в руках советской власти через совершенно покорный ей церковный административный аппарат". Если бы все епископы в 1927 году последовали за митр. Андреев, "Благодатна ли советская церковь? В публикациях, готовящих прославление митр.
Сергия также часто указывается на то, что его "подвиг" выражался и в тех нравственных страданиях, которые он, якобы, претерпевал, "спасая Церковь". Но, даже если его действительно угрызала совесть, то это результат отнюдь не исповедничества! Вот что об этом писал цитированный нами настоящий исповедник И. Андреев: «Недавно нам пришлось встретить одного православного священника, который бежал из вост. Германии, где он пробыл около 3-х лет в "юрисдикции Москов. Пока он рассказывал о том, как жестоко пострадали православные священники, не принявшие Московской патриархии, и о том, как после вызова "для бесед" в НКВД ныне МВД. ВСЕ православные священники в том числе и рассказывавший "не могли не войти в юрисдикцию Московской патриархии", а войдя, уже должны были исполнять и распоряжения МВД. Кающегося нельзя было ни обвинять, ни обличать за его малодушие. И мы все, слушающие, грустно молчали.
Но когда он начал оправдывать себя тем, что он тоже "страдал", ибо ему было "тяжело подчиниться" и что его "нравственные страдания" были больше! Ибо тогда пришлось бы оправдать и Иудины страдания с его самоубийством. Добавить, кажется, нечего. Иоанна Кронштадтского и включавшего первую в дореволюционной России публикацию Протоколов Сионских мудрецов. XII, I , уже находится в пустыне... А в пустыне что же иного делать, как только молиться? Господи, помилуй! Скажете: а причащаться где? У кого?
У нас в Чернигове, из всех церквей, только церковь Троицкая осталась верной Православию; но если и она сохранит поминовение Экзарха Михаила и, следовательно, молитвенное общение с ним, действующим по благословению Сергия митр. Веруем, что за веру нашу Господь пошлёт к нам во время благо-потребное, как преподобной Марии Египетской, своего Зосиму. Так веруем. Так исповедуем... Нилуса Л. Орлову от 9-11 фев. Неизвестный Нилус. О свящ. Свой такой резкий взгляд базировал якобы на мнениях по сему вопросу оптинского Старца о.
Нектария, ныне усопшего"». Сергия Старец Нектарий называл Митр. Сергия обновленцем. На возражение, что последний покаялся, Старец ответил: "Да, покаялся, но яд в нем сидит". Своим духовным чадам Старец Нектарий говорил: "В красную церковь т. А перед кончиной заповедал, чтобы на его отпевании не было не только ни одного сергианского священнослужителя, но даже и мiрянина». Концевич И. Убиенный хранитель этой святыни брат Иосиф Муньос-Кортес говорил: «Думаю, что никто из людей не заслуживает такого божественного явления, как мvроточивая икона, но ради крови Новомучеников, прославленных Зарубежной Церковью, явил Бог это чудо. А в своем более позднем интервью брат Иосиф рассказывал: «Владыка Митрополит указал мне не посещать с иконой храмы других юрисдикций.
Служил в селе Леоново Ростокинского района. Был арестован 15 ноября 1937 г. Обвинен в антисоветской агитации. Преподобномеченик Феодосий Бобков родился 7 февраля 1874 г. Последнее место служения — храм Рождества Богородицы села Вихорна Михневского района. Священномученик Алексий Зиновьев родился 1 марта 1879 г. Был обвинен в том, что проводил службы в домах людей и вел антисоветские беседы. Надо отметить тот факт, что зачастую на допросах они не признавались в том, чего не делали. Обычно говорили, что никакой антисоветской деятельностью не занимались, но это не имело никакого значения, потому что допросы были чисто формальными. Он не прославлен в лике мучеников, но жизнь его была мученической потому, что патриаршее служение выпало на его плечи в эти тяжелые и кровавые годы.
Его жизнь была полной трудностей и страданий, самое большое из которых — знать, что вверенную тебе Церковь уничтожают. Семья Императора Николая также не канонизирована как мученики, но за их веру и достойное принятие смерти Церковь почитает их святыми страстотерпцами. День памяти новомучеников и исповедников Российских Еще на архиерейском соборе 1817—1818 гг. Но на тот момент канонизировать никого не могли. Русская Православная Церковь за границей первая сделала шаг на их прославление 1-го ноября 1981 г. В России их прославление совершилась на Архиерейском Соборе 2000 г. Традиции празднования Православная Церковь все свои праздники отмечает Святой Литургией. В день празднования св.
Их жизнь и подвиг — самый высокий образец человеческого достоинства, веры и верности Богу, пример для людей любого возраста и в наибольшей степени, конечно, для подрастающего поколения, остро нуждающегося в духовно-нравственных ориентирах. Слова христианского философа II века Тертуллиана «Кровь мучеников — это семя христианства» уже давно стали крылатыми. Мученики своей смертью утверждают, свидетельствуют самую главную истину — Христос победил смерть, и, умирая с ним, мы не умираем, а наследуем жизнь вечную.
Серафим Саровский и многие наши угодники Божии говорили своим духовным чадам, чтобы приходили к ним на могилки и все рассказывали, как живым. Святые обещали всегда слышать просьбы и молитвы всех, кто к ним обращается. И многие могут подтвердить, что отец Василий, иноки Ферапонт и Трофим слышат наши молитвы. Маленькие гимназисты нашей православной гимназии "Радонеж", которые проводили Рождественский пост 1990 года в Оптиной, как-то спрашивали отца Василя: "Батюшка, а у вас есть мечта какая-нибудь? Отец Василий ответил ребятам: "Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов". Господь слышит чистых сердцем. Я хотел бы сегодня вспомнить два случая, связанных с молитвой к Оптинским новомученикам. Речь пойдет не об исцелениях от тяжелых болезней или иных чудесах помощи Божией, явленной после молитвенного обращения к отцу Василию, отцу Ферапонту и отцу Трофиму. Но, думаю, что каждый из слушателей радио «Радонеж» согласится, что два случая, которые я сегодня вспомню, также могут свидетельствовать о том, что Оптинские новомученики, как все святые угодники Божии, слышат тех, кто к ним обращается, почитает их память. Много лет назад, точно не помню, в каком году это было, мы с моим другом писателем Виктором Николаевым перед отъездом пришли помолиться на могилки Оптинских новомучеников. Было это Рождественским постом. Все, кто бывал зимой в Свято-Введенской Оптиной пустыни знают, как прекрасна обитель, когда вся земля укрыта белым снегом. На новом монастырском кладбище стояла тишина. Часовни тогда еще не было. Три деревянных креста, могилки были укрыты свежими еловыми лапами. Помолились братьям, и Виктор говорит: «Давай возьмем по еловой лапе с могилки отца Василия». И мы с ним взяли с собой по еловой лапе. Приехав домой, я поставил зеленную ветку в пол-литровую пластмассовую бутылочку из-под минеральной воды, наполнив ее из-под крана. Бутылочку эту поставили на кухне, на полке перед иконами. Напомню, было это Рождественским постом. Летом следующего года, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, приходим мы с семьей из храма, и неожиданно жена, глядя на немного пожелтевшую хвою, спрашивает: - Витя, ты воду в бутылочку не доливал? Через некоторое время жена болела, необходимо было сделать компресс. Помолившись отцу Василию, инокам Ферапонту и Трофиму, мы добавили хвойные иголочки в воду для компресса. Боль тогда очень быстро ушла. Но это можно считать совпадением, как часто любят говорить неверующие люди. Хотя верующий человек всегда в сердце чувствует ответ святых, к которым обращается с молитвой. Прошло еще полгода, в гости приехала теща. И, когда нас не было дома, наводя порядок на кухне, она выбросила немного пожелтевшую еловую лапу. Но водичку из бутылки вылить не успела. И эта бутылочка осталась у нас стоять среди бутылок и емкостей со святой водой. Прошло еще два или три года, мы затеяли ремонт. Естественно, что-то переставляешь, передвигаешь мебель, пришлось передвинуть и бутылки со святой водой. В один из дней, таская по лестницам различные тяжести, строительные материалы, я очень захотел пить и на глаза мне попалась отдельно стоявшая на столе пол-литровая бутылочка минеральной воды. Выпив половину бутылки, был очень удивлен: «Надо же, никогда не пил такую вкусную воду. А еще говорят, что все минералки в Москве жулики наполняют одной и той же водопроводной водой, только этикетки разные». Посмотрел на этикетку: «Надо запомнить название, какой замечательный вкус у этой воды». Решил, эту бутылку недавно принесла из школы дочка, поэтому вода такая прохладная. Дело было зимой, а в доме было довольно тепло. Вернувшись, решил допить минералку, но с последними глотками воды мне в рот стала попадать хвоя. Остановившись, я заметил, что на дне бутылки плавает множество еловых иголок. Тут-то я и сообразил, что в бутылочке из-под «Бон-Аквы» находилась вода, в которой стояла еловая лапа с могилки Оптинского новомученика иеромонаха Василия Рослякова. Вода простояла несколько лет и при этом вкус воды был необыкновенно приятным, она казалась прохладной, будто пьешь холодную чистую родниковую воду. Может, скептикам покажется, что не произошло ничего особенного. Но ведь только Крещенская вода стоит годами, не зацветая и не теряя своего вкуса. Тем более что вкус воды в бутылочке, где стояла еловая лапа, явно отличался от обычной московской водопроводной воды, которую я когда-то в нее наливал. Второй случай произошел во время одной из поездок в Оптину с радонежскими паломниками. Во время остановки ко мне подошла одна из наших паломниц, женщина лет 60-65. Галина, так звали паломницу, рассказала, что не только первый раз едет в Оптину пустынь, но и вообще первый раз в жизни посещает православные святыни. Человек она православный, воцерковленный и давно мечтала побывать в наших святых обителях, но много лет тяжело болеет ее супруг. Муж прикован к постели, он неверующий, о Боге даже слышать не хочет, никакие слова на него не действуют. И за все эти годы супруг никогда Галину не опускал в паломничество. Она много читала о наших знаменитых монастырях, мечтала побывать и в Киево-Печерской Лавре, в Печорах Псковских, на Соловках и Валааме. Но больше всего ей хотелось посетить Оптину. Галина молилась преподобным старцам Оптинским и всегда обращалась с молитвой и к Оптинским новомученикам. Среди икон у нее стоит и фотография Оптинских братьев, пострадавших за Христа. Но когда я смотрю на отца Трофима, у меня появляется чувство, что он мне как-то особенно по-доброму улыбается», — сказала Галина. В этот день была очень сложная дорога, гололед, шел мокрый снег и в Оптину мы приехали позже обычного. В то время Иоанно-Предтеченский скит еще был открыт для паломников. Но в келью батюшки Амвросия можно было попасть только до 14 часов. Перед нами встал вопрос — попытаться побывать в келье преподобного старца Амвросия или идти на трапезу? Все дружно решили посетить келью батюшки. Тем более у паломников были сухари, пряники, термосы с чаем, все были готовы друг с другом поделиться, была возможность как-то перекусить. В келье старца мы побывали. Но я не знал в то время, что Галина страдает болезнью поджелудочной железы. А в этом случае нельзя строго поститься, необходимо регулярное питание. И вот после вечерней службы мне сказали, что одной из наших паломниц стало плохо. Тяжелый приступ панкреатита. Это оказалась Галина. В Оптиной есть лазарет, среди братии монастыря есть и профессиональные врачи. Галине оказали медицинскую помощь, посоветовали поесть, но она решила, что будет строго поститься, чтобы приступить к Святым Таинам. Утром на ранней литургии я увидел Галину, она сказала, что с ней все в порядке, исповедовалась, готовится к причастию. Народу в храме, как обычно, было очень много. Галину я больше не видел. Когда храм опустел, наши паломники мне сказали, что Галина причастилась, но после службы у нее вновь был приступ болезни. В лазарете? Ее монахиня, которая стояла рядом с нами, к себе увела». Я знал монахиню, которая стояла во время богослужения недалеко от Галины. Знал и то, где она живет. И, конечно, отправился в один из домиков недалеко от монастыря, где останавливалась монахиня Мария. Матушка меня успокоила, сказала, что накормила, уложила Галину спать, ей стало легче. А сейчас варит кашу, как Галина проснется, она ее снова накормит. Я поблагодарил монахиню Марию и вернулся в монастырь. В автобусе Галина мне рассказала, что, когда проснулась, матушка усадила ее за стол, стала кормить вкусной кашей, поить чаем. Галина рассказала ей свою историю. Рассказала о том, что просит у преподобных старцев Оптинских одного — чтобы муж, с которым она всю жизнь прожила, обратился к Богу, принял святое крещение. Сказала Галина и о том, что молится и Оптинским новомученикам, одинаково любит их всех. Но добавила, что почему-то, когда смотрит на фотографию отца Трофима, ей кажется, что он всегда ей как-то тепло улыбается. Но неужели можно считать это случайным совпадением? На ранней службе в Казанском храме Оптиной пустыни стояли сотни людей. Монахиня Мария Татарникова жила в Сибири и не так часто приезжала на могилку своего сына в Оптину. И вот матушка Мария в переполненном храме оказывается на богослужении рядом с Галиной, которая последние годы горячо молилась Оптинским новомученикам. И во время приступа болезни именно мать отца Трофима, молитвенную близость которого Галина всегда особенно чувствовала, уводит ее к себе в домик и окружает заботой. Разве это можно считать случайностью?
5 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Юбилейный Архиерейский собор 2000 постановил прославить для общецерковного почитания в лике новомучеников и исповедников более 1200 подвижников веры, включая тех, кто ранее был канонизирован для местного почитания. Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918. Само название «новомученики» мы восприняли с ХУ1, ХУ11, ХУ111, XIX веков в связи со страданиями на Балканах греческих и сербских христиан, которых убивали только за то, что они отказались похулить веру во Христа и принять магометанство. О том, как правильно чтить память наших новомучеников, и о причинах того, что современные христиане знают о них очень мало, рассказывает в интервью. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в 2023 году В 2023 году Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается 5 февраля 2023 года. Тем более надо стараться как можно больше узнавать о том, как жили те, кто сохранил веру, чтобы передать ее нам: читать жития новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Новомученики и исповедники Российские: кто они, сколько их?
Сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской прославлен был в 2000 г. Первая торжественная служба им состоялась на праздник Преображения Господня: вместо уничижения, побоев и мук насильственной смерти — преображение в славе Христовой. Собор новомучеников и исповедников Русской церкви – это праздник, суд или экзамен? все новостные обзоры на сегодня на на В качестве новомучеников в православной церкви почитаемы те люди, которые подверглись репрессиям не отреклись от веры, никого не оговорили и несли свой подвиг служения до конца.
Паломничество к стенам тюрьмы: как и зачем сегодня хранить память о новомучениках
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Второй посвящен судьбе исповедников Христа отрывок из 21 главы Евангелия от Луки: «Сказал Господь Своим ученикам: остерегайтесь людей, ибо прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши…» Лк. Перевод: Сегодня радостно торжествует Церковь Русская, как матерь прославляя своих чад — новомучеников и исповедников: святителей и иереев, царственных страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонений безбожных жизнь свою за веру во Христа отдавших и кровью истину сохранивших. Их защитой, долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания времен.
Перевод: Цветы российского луга духовного во времена жестоких гонений удивительно расцветшие новомученики и исповедники бесчисленные, святители и пастыри, монахи и миряне, мужья, жены и дети, прекрасный плод в терпении Христу принесшие, молитесь Ему, как возрастившему вас, да избавит людей Своих от безбожных и злых, да укрепляется же Церковь Русская кровью и страданиями вашими для спасения наших душ. Перевод: Сегодня новомученики Российские в белых одеждах предстоят Агнцу Божию и с ангелами воспевают победную песнь Богу: «Благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Перевод: Новые мученики Российские, исповеднически жизненный путь земной прошедшие, дерзновение к Богу в страданиях получившие, молитесь Христу вас укрепившему, чтобы и мы в час испытаний получили дар Божий мужества. Вы пример всем, почитающим подвиг ваш, что ни скорбь, ни тоска, ни смерть от любви Божией отлучить нас не могут Рим. На сегодняшний день Церковь прославила уже почти 2000 человек. При этом большая их часть, около 1000, канонизированы в 2000 г. Среди чтимых новомучеников и исповедников: император Николай II и его семья — супруга, Александра Феодоровна, дочери, сын, царевич Алексий, погибшие в 1918 г.
Полный список можно найти: на сайтах епархий — материалы о мучениках, пострадавших на той или иной территории; в журналах заседаний Св. Одновременно продолжается сбор материалов для новых канонизаций пострадавших от гонений. Вместе с тем, в церковной среде можно встретить и мнения о том, что единовременное прославление большого количества святых не позволило создать их подробные жития, большинство из которых написано просто на материалах их следственных дел, а потому достаточно однотипны, содержа лишь данные о рождении, учебе, сане — и, наконец, выдержки из протоколов допросов об «антисоветской деятельности», за которыми практически не видно живого, реального человека. Возможно, поэтому нередки ситуации, когда, например, на родине того или иного угодника Божия не только нет его храма, но часто отсутствуют даже иконы, да и сами верующие очень мало знают о святом или святой.
Например, в мае 1975 г. Авторы письма предложили преодолеть исторические разделения сообществ посредством совместного прославления новомучеников, изучения их подвига, распространения их церковного культа. Казалось бы, в начале девяностых годов российская Церковь не обладала более актуальными символами, нежели образы новых мучеников. И все же память о коммунистическом терроре, начавшемся еще в 1918 году, оставалась сокрытой и неинтегрированной частью общественного сознания. Верующим в конце XX века только предстояло осмыслить феномен новомучеников, пройти своего рода «терапию памяти», разрушить те защитные механизмы, которые долгое время позволяли жить так, как будто бы жертв не было. На практике лидерам РПЦ-МП пришлось тогда начать прославления новомучеников в лике святых для того, чтобы вернуть их имена в актуальное общественное сознание.
Поскольку образ новомученика XX века еще только предстояло открыть, вставала проблема источников, процедур извлечения исторического знания. Подготовка канонизации новомучеников в РПЦ-МП породила сложнейшую, едва ли до сих пор разрешённую проблему достоверности документов, отложившихся в результате деятельности репрессивных органов СССР, слежки, доносительства, предвзятого следствия. Материалы, доступные сегодня исследователям, не всегда поддаются однозначной интерпретации. Очевидно, что подследственные могли оговаривать себя под пытками, в некоторых случаях невозможно исключить подделку подписей под следственными протоколами. Трудность заключается также в том, что следственные дела во многих случая являются единственным источником по истории конкретной группы верующих или одного единственного человека. Комплекс проблем, связанных со следственными делами новомучеников, обсуждается в современной научной литературе. Отмечу также, что в XXI веке значительным препятствием для дальнейших канонизаций новомучеников стало ограничение доступа исследователей к следственным делам осужденных. Наконец, проблемой стало определение границ самого концепта новомученика. Известно, что после 1917 года церковную организацию в России потрясли расколы. Долгое время камнем преткновения для церковных писателей-историков была личность митрополита Сергия Страгородского, заместителя патриаршего местоблюстителя, ставшего в 1943 г.
Авторы, принадлежавшие к РПЦ-МП, считали законной только иерархию митрополита Сергия, а те, кто находился в оппозиции к РПЦ-МП, напротив, усматривали легитимных епископов лишь в лице консервативных противников митрополита Сергия, не принявших его известное Окружное послание, изданное в 1927 г.
Василий Максимов , прот. Гавриил Яцик , архим. Мелетий Федюнев , иером. Карп Эльб , прот. Иоанн Прудентов , прот.
Николай Житов , прот. Феодор Лебедев , прот. Иоанн Бороздин , прот. Николай Скворцов , прот. Николай Цветков , протодиак. Григорий Раевский , прот.
Амфилохий Скворцов , еп. Иоанн Васильев , прот. Феоктист Смельницкий , прот. Маврикий Полетаев , архим. Александр Левитский , прот. Димитрий Розанов , прот.
Петр Полянский , митр. Иларион Громов , иером. Александр Орлов , прот. Петр Пушкинский , прот. Петр Соловьев , прот. Симеон Лилеев , прот.
Александр Агафонников , прот. Николай Кулигин , прот. Василий Цветков , архим. Амвросий Астахов , архим. Димитрий Добросердов , архиеп. Иоанн Хренов , диак.
Иона Лазарев , еп. Павел Преображенский , прот. Пахомий Туркевич , игум. Петр Никотин , прот. Серафим Щелоков , архим. Иувеналий Масловский , архиеп.
Лаврентий Левченко , иером. Николай Ермолов , прот. Пётр Лебедев , прот. Александр Щукин , архиеп. Андрей Воскресенский , прот. Николай Соколов , прот.
Сергий Покровский , прот. Герман Коккель , еп. Иоанн Родионов , прот. Михаил Исаев , диак. Петр Кравец , диак. Дамиан Воскресенский , архиеп.
Павлин Крошечкин , архиеп. Аркадий Ершов , еп. Неофит Осипов , архим. Софроний Несмеянов , иером. Серафим Самойлович , архиеп. Герман Полянский , архим.
Мина Шелаев , архим. Григорий Воробьев , иером. Александр Андреев , прот. Николай Богословский , прот. Николай Агафонников , прот. Николай Архангельский , прот.
Евгений Ивашко , прот. Анатолий Ботвинников , иером. Василий Архангельский , прот. Всеволод Смирнов , прот. Евфросин Антонов , иером. Петр Воскобойников , прот.
Александр Шалай , прот. Александр Зверев , прот. Александр Парусников , прот. Викентий Смирнов , прот. Владимир Писарев , прот. Павел Андреев , прот.
Сергий Кедров , прот. Варлаам Никольский , игум. Гавриил Владимиров , иером. Гавриил Гур , иером. Арсений Троицкий , прот.
Поэтому мы постоянно рассказываем о жизни новомучеников на сайте, в журнале и соцсетях и стараемся сделать так, чтобы как можно больше людей в интернете увидели материалы из нашей рубрики. Первый среди новомучеников Мученица Татьяна Гримблит: За все всех благодарю Как баптистский проповедник стал православным святым? История жизни священномученика Владимира Амбарцумова Святые из МГУ: истории 20 студентов и преподавателей, которых причислили к лику святых Праведники из Киева: история отца и сына, которые не сломились Бутовский Полигон — одно из самых ужасных и святых мест на земле.
Преступление советской власти и сокровище РПЦ — Новомученики и исповедники Российские
Даже до уз и темницы, до смерти»[3]. Прославить для обшецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных но ведомых Богу. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру свидетельства о которых поступили»[4]. Главный редактор информационно-православного агентства «Русская Линия» Сергей Григорьев так прокомментировал это решение Собора: «Вдумаемся: Юбилейный Собор прославил поименно более 1000 святых новомучеников и исповедников Российских.
Таким образом, в наши Святцы будут вписаны более 1000 новых имен русских людей, живших совсем недавно, в этом веке. Вряд ли кому с современных богословов по силам оценить значение свершившегося прославления.... Как известно, в наших русских Святцах примерно 2740 имен святых мужей и жен.
При чем большинство из них... Православная газета «Радонеж» также писала: «важнейшим из решений прошедшего Собора было прославление сонма новомучеников и исповедников веры ХХ века, и в том числе святых Царственных мучеников - последнего русского императора и его семьи. Не случайными были яростные нападки на Русскую Церковь с самых разных сторон в связи с предстоящей канонизацией»[6].
Как важнейшее из деяний Собора прославления Новомучеников и исповедников выделила не только церковная, но и либеральная пресса. И также естественно, что из всего громадного объема проделанной членами комиссии работ общество не только светское, но и церковное выделило канонизацию Николая II и членов его семьи»[8]. Надежду на то, что принятое решение о канонизации царской семьи поможет сближению Русской и Зарубежной Православных Церквей, выразил сегодня в интервью журналистам председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Он напомнил, что в результате исторической трагедии русского народа Церковь разделилась на две части - пребывающую в России и в зарубежье. Русская Церковь за границей еще в 1981 году причислила царскую семью к лику святых[9]. Ближайшее время показало оправданность надежд одного из виднейших иерархов Русской Православной Церкви, ныне Святейшего Патриарха.
Еще задолго до открытия юбилейного Собора, вновь начались горячие дискуссии: стоит ли идти на поводу той группы духовенства, которая настаивает на канонизации царской семьи, упирая на аспект, до сих пор чуждый Русской Православной Церкви. Среди церковных и светских противников причисления Николая II к лику святых муссируется один достаточно важный вопрос: это что же, отныне каждый православный должен будет разделять монархические или антисемитские убеждения?. Прокоммунистическая пресса о канонизации молчала.
Газета «Завтра» выражала беспокойство по поводу того, что администрации Президента после канонизации будет трудно привлечь на свою сторону «красный» электорат: «Архиерейский Собор, канонизировавший царственных мучеников, Николая II и его семью, находился под мощным информационно-политическим давлением сил, стремящихся, по мнению ее экспертов, активизировать противоречия между "белыми" и "красными" патриотами с целью расколоть и ослабить социальную базу вероятной поддержки Кремля... Причисление к лику святых последнего царя и его семьи состоялось, по мнению «New York Times» «по инициативе церковных консерваторов». Другая позиция у французской «Liberation» и ее автора Жана Амальрика видимо, сына известного диссидента.
Он считает, что у Патриарха Алексия II были долгие сомнения по поводу канонизации, но так как «канонизация потворствует чувствам националистов и православной паствы», он, согласовав это решение с Путиным, решил ее все-таки произвести. Комментатор одной из испанских газет Диего Мерри дель Валь считает, что канонизация Николая II вызвана желанием Путина синтезировать «наследие» советской и царской эпох, «третье "наследие" - экономический либерализм и "западничество" его предшественника Бориса Ельцина - труднее воспринимается населением страны». Это показало отношение к Церкви хозяев медиа-холдингов.
Архиерейский Собор 2000 года принял целый ряд ключевых решений. В первую очередь, это канонизация Новомучеников и исповедников Российских - официальное признание Церковью подвига героев веры, о необходимости которого говорил еще Святейший Патриарх Тихон, но которое было невозможным в советское время. Даже на Поместном Соборе 1988 года митрополит Антоний лишь осторожно мог говорить о том, что необходимо как-то, пусть не прямо, но отметить подвиги новых мучеников.
Архиерейский собор 2000 года смог принять Определение их в лике святых совершенно свободно. Прошло десять лет и заговорили о деканонизации новомучеников и исповедников, по которым якобы неправильно были собраны документы для их прославления, содержащие недостоверные материалы. В течение последнего года активно дискуссировалась тема возможности деканонизации новомучеников, вызванная тем, что целый ряд их имен не вошел в официальный церковный календарь за 2013 год.
Были высказаны разные точки зрения, в том числе и мною был написан материал «К вопросу о возможности деканонизации. По поводу статьи протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда», опубликованный затем целым рядом интернет-ресурсов[12]. Среди наиболее интересных с точки зрения рассмотрения вопроса с разных точек зрения, отражающих, как сущностную, так и эмоциональную части его восприятия, можно выделить статьи протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда»[13], Кирилла Миловидова «Забойщики» и «литераторы»: как в НКВД фабриковались признания и отречения[14], протоиерея Владислава Цыпина «В канонах нет даже слова деканонизация»[15], игумена Дамаскина Орловского «Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью - включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор Новомучеников и исповедников Российских»[16], Ксении Лученко «Уже несвятые святые»[17], С.
Бычкова[18] «Вынесение святых. Кто вычеркнул из святцев 36 российских новомучеников? Чапнина в рамках международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», которую проводила Общецерковная аспирантура и докторантура им.
Наметились первые итоги обсуждения этой темы. Статья протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда»[20] первой привлекла мое внимание к данной проблеме, после того, как целый ряд моих знакомых священников и монашествующих, прочитав ее, стали говорить о якобы уже состоявшейся деканонизации ряда новомучеников и исповедников Российских, в том числе, связанных с Ивановской областью. Статья вызвала целый ряд вопросов и соображений, которыми я не мог не поделиться.
Отец Андрей писал: «Полагаю, что решение о деканонизации некоторых новомучеников обоснованно и не имеет никакого отношения к текущей политике»[21].
Архив новостей Цикл документальных фильмов о новомучениках и исповедниках российских В XX веке Русская Православная Церковь дала миру десятки тысяч мучеников и исповедников. Их жизнь и подвиг — самый высокий образец человеческого достоинства, веры и верности Богу, пример для людей любого возраста и в наибольшей степени, конечно, для подрастающего поколения, остро нуждающегося в духовно-нравственных ориентирах. Слова христианского философа II века Тертуллиана «Кровь мучеников — это семя христианства» уже давно стали крылатыми.
Что важнее — сильная власть в Отечестве земном или верность Отечеству Небесному? Особенно тогда, когда власти требуют отречения от Неба. В самой России тема новомучеников и исповедников российских только начинает приобретать свою научную значимость, выходя из поля эмоций и политики, а на Западе она, в силу своей чужеродности, является предметом более объективного изучения. Профессор русской истории Копенгагенского университета Карин Кристенсен предприняла попытку рассказать об этом. Причём её целью стали не сами новомученики, а память о них, их канонизация. Автор написала книгу, базируясь на своей диссертации, и представила читателю великолепный обзор западной историографии вопроса о новомучениках.
Мы вспоминаем их, читая жития великомучеников Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, мучениц жен Анастасии Узорешительницы, Варвары, Екатерины. Они жили в первые века христианства, пострадали при римских императорах, которые боролись с христианством. Мы удивляемся, изумляемся: как люди жили и страдали за веру! Время между их подвигом и нами достаточно большое. Мы не представляем себе, что это мучение можно было бы повторить в наши дни. Новомученики жили не в Малой Азии или Римской империи в первые века, а в нашей стране в XX веке после 1917 года. Для нас это более ценно. Это подкрепляет святой Симеон Новый Богослов, говоря: «Тот будет чтить память святых, живших в начале первых веков христианства, кто помнит о своих святых соотечественниках, наиболее близких по времени жизни к ним». Мы должны понимать, что те, кого мы видели на фотографиях в заключении, в лагерях, тюрьмах, перед смертной казнью, очень близки нам. Однако знаний о них у нас немного. Почему их особенно вспоминают именно в эти дни? Помимо вопросов избрания патриарха, возрождения патриаршества, епархиальных текущих вопросов, пришли тревожные вести, что в конце января в Киеве при большом скоплении народа убит митрополит Киевский Владимир Богоявленский. Эта страшная смерть поразила священников и архиереев, которые находились на Соборе. Они поняли, что это начало чего-то страшного: наверняка это далеко не последняя смерть среди духовенства Русской Православной Церкви. Как Церковь в этот тревожный момент может ответить? Она считает, что необходимо молиться, обращаясь к убиенному только что митрополиту Владимиру как к святому человеку, а вместе с ним и к другим священнослужителям, которые уже погибли. Конечно, для этого нужен определенный день. Этим днем было выбрано ближайшее к 9 февраля воскресенье.