еев родился 8 февраля 1834 г., будучи последним – 17-м по счету – ребенком.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА
В год, когда родился последыш, Иван Павлович Менделеев ослеп и вынужден был оставить место директора Тобольской гимназии. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске. Дмитрий Менделеев — Запрос «Менделеев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Иванович Соколов Д. И. Менделеев в своём кабинете (Главная палата мер и весов, Санкт-Петербург). Биография Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым по счёту ребенком в семье директора Тобольской гимназии. еев родился 8 февраля 1834 г., будучи последним – 17-м по счету – ребенком.
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Лещева с детьми большую часть времени проживала именно там. В 1864-1866 гг. Менделеев был профессором Петербургского технологического института. Преподавал Менделеев и в других высших учебных заведениях.
Принимал активное участие в общественной жизни, выступая в печати с требованиями о разрешении чтений публичных лекций, протестовал против циркуляров, ограничивающих права студентов, обсуждал новый университетский устав. Открытие Менделеевым периодического закона датируется 1 марта 1869 г. Оно явилось результатом долголетних поисков.
Он составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов. На первых порах сама система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены сдержанно. Но после открытия предсказанных им элементов галлий, германий, скандий , периодический закон стал получать признание.
Периодическая система явилась своего рода путеводной картой при изучении неорганической химии и в исследовательской работе в этой области. В 1868 г. Менделеев стал одним из организаторов Русского химического общества.
В конце 1870-х гг.
В 1899 учёный инициировал проведение и возглавил Уральскую экспедицию с целью преодоления отсталости экономики и промышленности края, спустя год в качестве вице-президента Международного жюри участвовал во Всемирной выставке в Париже. Личная жизнь Дмитрия Менделеева Свою первую любовь, дочь тобольского аптекаря Соню, Дмитрий встретил в 14 лет. На уроке танцев его поставили с ней в пару, но он отказался танцевать с 9-летней партнершей. Следующая их встреча произошла в Петербурге спустя 8 лет, и в этот раз Дмитрий безоглядно влюбился. Однако накануне свадьбы, когда они уже были помолвлены и все поздравляли счастливого жениха, красавица призналась отцу, что на венчании в церкви скажет «нет», о чем с сожалением было сообщено несостоявшемуся зятю. Молодой человек тяжело пережил расставание с возлюбленной — 3 дня не выходил из дому, отказывался от еды.
Дмитрий Менделеев и Феозова Лещева В тот же период произошло его знакомство с уроженкой его родного города Феозвой Лещевой, старшей его на 6 лет приемной дочерью поэта Петра Ершова, выпускницей Московского Екатерининского института. Девушка полюбила неординарного земляка, страдала из-за его сугубо дружеского к ней отношения и его увлечения Сонечкой. Когда после разрыва с невестой Менделеев уехал в Германию, их с Феозвой дружба продолжилась по переписке. В Гейдельберге у Дмитрия случились романтические отношения с актрисой Агнессой Фойхтманн. Он впоследствии посылал ей деньги на родившегося ребенка, хотя и не был уверен в своем отцовстве. Вернувшись на родину, по совету сестры Ольги в 1862 он женился на Феозве. В 1879 их не слишком удачный брачный союз распался.
Сын Володя остался жить с ним, дочь Ольга — с экс-супругой. Анна Попова В 1876 уже общепризнанный автор Периодического закона страстно полюбил юную Анну Попову из Академии художеств, дочь казачьего полковника из столицы российской глубинки Урюпинска. Однако его супруга долго отказывалась разводиться, а родители девушки, которая была младше Дмитрия на 26 лет, узнав о романе, запретили им видеться и затем вовсе отправили ее подальше от него в Рим. Друг Дмитрия, Андрей Бекетов, видя его муки, сумел найти нужные слова для Феозвы, и в 1879 она наконец согласилась дать развод. Но следующим препятствием на пути к счастью влюбленных стала епитимья церкви на новый брак ученого.
Куинджи Дмитрий Иванович работал над созданием долговечных красок.
Когда Д. Он очень не любил докторов и не верил в медицину, хотя у него были приятели - медики, а И. Сеченов был близким другом. Золотая медаль им. Менделеева присуждается Президиумом Академии наук России 8 февраля за выдающиеся работы в области химической науки и технологии, имеющие важное практическое значение. Впервые эта награда была вручена академику А.
Кирсанову в 1965 г. Книга "Основы химии" при жизни Д. На французский язык "Основы химии" были переведены еще при жизни ученого основателем журнала "Научное обозрение" русским ученым и литератором М. Из письма Д. Менделеева своим детям: "Первое и главное в жизни - труд для других. Один каждый - нуль,...
Труд всякий; если не про себя одного, самый скромный, самый невидимый - осветит жизнь, потому что светло и ладно в жизни, даже в веселье, только от других, и плод труда - польза другим. Учение себе - плод учения другим. Другого смысла в учении нет, иначе его бы не надо". Умер Д. Менделеев 2 февраля 1907 года. На всех родных самое сильное впечатление произвела несметная толпа народа, провожавшая ученого в последний путь.
Молодежь несла в руках периодические таблицы. Это было лучшим венком и лучшим украшением на похоронах ученого, трудившегося всю жизнь для своей страны. Менделееву установлены памятники: г. Тобольск - родина ученого; г. Москва - два памятника, 44. Портреты Менделеева при жизни писали: И.
Репин, М. Врубель, Н. Ярошенко, И. Крамской, А. Менделеева - жена ученого. Портреты, написанные Репиным и Ярошенко находятся в Третьяковской галерее.
В 1936 г. Минерал менделеевит - редкий высокорадиоактивный серо-черного цвета с полуметаллическим блеском. Месторождение данного минерала открыто в Прибайкалье, со общение об его открытии было сделано 13 ноября 1913г. Именем ученого - химика названы: подводный хребет, расположенный в центральной части Северного Ледовитого океана, его протяженность1500 км. Кунашир, расположенный к юго-западу от города Южно-Сахалинск. Сиборгом, А.
Джиорзо, Б. Харвеем, Дж. Чоппином и С. На географической карте можно найти: г. Тобольск, Тюменская обл. Менделеев в воспоминаниях современников.
Менделеева О. Менделеев и его семья, С-П.
Вагнер и известный публицист А. Аксаков [11]. Первоначально попытку разоблачения спиритизма предприняли академик П. Чебышёв и профессор М. Цион, брат и сотрудник известного медика И.
Циона, одного из учителей И. Павлова сеансы с «медиумом» Юнгом. В середине 1870-х годов по инициативе Д. Менделеева молодое ещё Русское Физическое Общество выступило с резкой критикой спиритизма. Опыты по изучению действий «медиумов», братьев Петти и госпожи Клейер, присланной У. Круксом по просьбе А. Аксакова, начались весной 1875 года.
В качестве оппонентов выступали А. Бутлеров, Н. Вагнер и А. Первое заседание — 7 мая председатель — Ф. Эвальд , второе — 8 мая. После этого работа комиссии была прервана до осени — третье заседание состоялось только 27 октября, а уже 28 октября педагог, деятель столичной думы Фёдор Фёдорович Эвальд, входивший в первый состав комиссии, пишет Д. Менделееву: «…чтение книг, составленных господином А.
Аксаковым и т. На смену ему в работу комиссии, несмотря на большую педагогическую загруженность, были включены физики Д. Бобылёв и Д. Лачинов [12] [11]. На разных этапах работы комиссии весна 1875-го, осень—зима 1875—1876 годов в её состав входили: Д. Бобылёв, И. Боргман , Н.
Булыгин, Н. Гезехус, Н. Егоров , А. Еленев, С. Ковалевский, К. Краевич, Д. Лачинов, Д.
Менделеев, Н. Петров , Ф. Петрушевский , П. Фан-дер-Флит , А. Хмоловский, Ф. Эвальд [12]. Комиссией был использован ряд методов и технологических приёмов, исключавших использование «магнитизёрами» физических закономерностей для манипуляций: пирамидальный и манометрический столики, устранение внешних факторов, препятствующих полноценному восприятию обстановки эксперимента, допускающих усиление иллюзий, искажение восприятие реальности.
Результатом деятельности комиссии явилось выявление ряда специальных приёмов, вводящих в заблуждение, разоблачение очевидного обмана, констатация отсутствия каких бы то ни было эффектов при корректных условиях, препятствующих неоднозначному толкованию явления — спиритизм был признан следствием использования «медиумами» психологических факторов для управления сознанием обывателей — суеверием [12]. Работа комиссии и полемика вокруг предмета её рассмотрения вызвала живой отклик не только в периодике, которая в целом заняла сторону здравомыслия. Менделеев, впрочем, в итоговом издании предостерегает журналистов от легкомысленного, однобокого и неправильного толкования роли и влияния суеверия. Свою оценку дали П. Бабарыкин , Н. Лесков , многие другие и, прежде всего, Ф. Критические замечания последнего в большей степени имеют отношение не к спиритуализму как таковому, противником которого сам он являлся, а к рационалистическим взглядам Д.
Менделеева [13] [12]. Подводя итог Д. Менделеев указывает на различие, коренящееся в исходной нравственной позиции исследователя: в «добросовестном заблуждении» или сознательном обмане. Именно нравственные принципы он ставит во главу угла в общей оценке всех аспектов и самого феномена, его толкования и, в первую очередь, убеждений учёного, независимых от его непосредственной деятельности — и должен ли он их иметь вообще? В ответ на письмо «Матери семейства», обвинившей учёного в насаждении грубого материализма, он заявляет, что «готов служить, так или иначе, средством для того, чтобы было меньше грубых материалистов и ханжей, а побольше было бы людей истинно понимающих, что между наукою и нравственными началами существует исконное единство» [12]. В творчестве Д. Менделеева эта тема, как и всё в круге его интересов, закономерно связана сразу с несколькими направлениями его научной деятельности: психология, философия, педагогика, популяризация знаний, исследование газов, воздухоплавание, метеорология и т.
В то время как исследование газов косвенно, через гипотезы о «мировом эфире», например, имеет отношение к «гипотетическим» же факторам, сопутствующим основной теме рассматриваемых мероприятий в том числе колебания воздуха , указание на связь с метеорологией и воздухоплаванием может повлечь резонное недоумение. Однако они явилась не случайно в этом перечне в виде смежных тем, «присутствуя» уже на титульном листе «Материалов», а слова из публичных чтений Д. Менделеева в Соляном городке лучше всего отвечают на вопрос о метеорологии: Как ни далеки кажутся два таких предмета, как спиритизм и метеорология, однако между ними существует некоторая связь, правда отдаленная. Воздухоплавание Основная статья: Д. Менделеев и вопросы воздухоплавания Большой привязной аэростат А. Жиффара, на котором Д. Менделеев поднимался в 1887 году в Париже.
Воздушный шар «Русский», на котором Д. Менделеев 7 августа 1887 года совершил полёт для наблюдения полного солнечного затмения. Занимаясь вопросами воздухоплавания, Д. И Менделеев, во-первых, продолжает свои исследования в области газов и метеорологии, во-вторых — развивает темы своих работ, в соприкосновение вступающие с темами сопротивления среды и кораблестроения. В 1875 году он разработал проект стратостата объёмом около 3600 м3 с герметической гондолой, подразумевающий возможность подъёма в верхние слои атмосферы первый такой полёт в стратосферу осуществлён был О. Пикаром только в 1924 году. Менделеев также спроектировал управляемый аэростат с двигателями.
В 1878 году учёный, находясь во Франции, совершил подъём на привязном аэростате А. Жиффара на фр. Летом 1887 года Д. Менделеев осуществил свой знаменитый полёт. Возможным стало это и благодаря посредству Русского технического общества в вопросах оснащения. Важную роль в подготовке этого мероприятия сыграли В. Срезневский и в особой степени изобретатель и аэронавт С.
Менделеев, рассказывая о об этом полёте, разъясняет почему РТО обратилось именно к нему с такой инициативой: «Техническое общество, предложив мне произвести наблюдения с аэростата во время полного солнечного затмения, хотело, конечно, служить знанию и видело, что это отвечает тем понятиям и роли аэростатов, какие ранее мною развивались». Обстоятельства подготовки к полёту ещё раз говорят о Д. Менделееве, как о блестящем экспериментаторе здесь можно вспомнить о том, что он считал: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьет их живое стремление» [5]. Менделеев был очень увлечён возможностью с аэростата впервые наблюдать солнечную корону во время полного затмения. Он предложил использовать для наполнения шара не светильный газ, а водород, которыё позволял подняться на большую высоту, что расширяло возможности наблюдения. И здесь снова сказалось сотрудничество с Д.
Лачиновым , приблизительно в это же время разработавшим электролитический способ получения водорода , на широкие возможности использования которого Д. Менделеев указывает в «Основах химии». Естествоиспытатель предполагал, что изучение солнечной короны должно дать ключ к пониманию вопросов, связанных с происхождением миров. Из космогонических гипотез его внимание привлекла появившаяся в то время идея о происхождении тел из космической пыли: «Тогда солнце со всей его силой само оказывается зависящим от невидимо малых тел, носящихся в пространстве, и вся сила солнечной системы черпается из этого бесконечного источника и зависит только от организации, от сложения этих мельчайших единиц в сложную индивидуальную систему. В сопоставлении с другой гипотезой — о происхождении тел солнечной системы из вещества солнца, — он высказывает такие соображения: «Как ни противоположны на первый взгляд кажутся эти понятия, они так или иначе уложатся, помирятся — таково свойство науки, которая содержит выводы мысли, испытанные и проверенные. Надо только не довольствоваться одним уже установленным и узнанным, надо не окаменеть в нём, всё дальше и глубже, точнее и подробнее изучать все явления, могущия содействовать разъяснению этих коренных вопросов. Этот полёт привлёк внимание широкой общественности.
Военное министерство предоставило воздушный шар «Русский» объёмом 700 м3. В Боблово 6 марта приезжает И. Репин, и вслед за Д. Менделеевым и К. Краевичем направляется в Клин. В эти дни им были сделаны зарисовки. Менделеевым должен был лететь пилот-аэронавт А.
Кованько, но из-за прошедшего накануне дождя повысилась влажность, шар намок — двух человек поднять был не в состоянии. По настоянию Д. Менделеева его спутник вышел из корзины, и учёный отправился в полёт в одиночестве. Впоследствии он так комментировал свою решимость:... Немалую роль в моём решении играло... Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может справедливое в каких-то других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые всю жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы. Мы непременно должны уметь владеть практикой, и мне казалось, что это полезно демонстрировать так, чтобы всем стала когда-нибудь известна правда вместо предрассудка.
Здесь же для этого представлялся отличный случай. Аэростат не смог подняться так высоко, как требовали того условия предполагаемых экспериментов — солнце частично заслоняли облака. В дневнике исследователя первая запись приходится на 6 ч 55 м — по прошествии 20 минут после взлёта. Учёный отмечает показания анероида — 525 мм и температуру воздуха — 1.
Похожие новости
- Научная деятельность
- Когда и во сколько лет умер Дмитрий Менделеев?
- Детство в эпоху депрессии
- Образование
- Дмитрий Менделеев - биография
- Дмитрий Иванович Менделеев - биография, годы жизни, деятельность русского гения
Происхождение и ранние годы
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- 20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
- ThePerson: Дмитрий Менделеев, биография, история жизни, факты.
- 10 интересных фактов о Дмитрии Менделееве
- Семнадцатый сын
- Дмитрий Менделеев: судьба в науке
Биография Д.И. Менделеева
Путь в педагогику В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступил в 1850 году в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому, по собственному признанию, был «обязан всем своим развитием». Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, — это «первоклассные профессора с мировыми именами». Такие педагоги воспитывали учителей с ярко выраженной индивидуальностью. Это любимейшей менделеевское понятие, отражавшее его мировоззрение, пронизывающее научную и педагогическую деятельность, отношение к природе и обществу. В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам». Непосредственный учительский опыт самого Д. Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. Профессор Менделеев Всего же Д.
Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах. Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель». Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям». Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности. Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе.
А наставником его считали и основоположник русской физиологии И. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В. Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д. Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование». Без образования, по мнению Д.
Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России. Ученый был убежден, что образование служит интересам развития страны, способствует ее усилению и обогащению. От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, а значит, от образованности в конечном счете зависит общее благосостояние граждан. Степень совершенства человека мыслитель в свою очередь определял его «пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов». Путь к формированию такого человека он видел в деятельности средней и высшей школы. В данной связи Д. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «народно-государственными потребностями». В наше время мы можем с полным правом повторить его завет: «Теперь силу самостоятельности государств надо определять образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов». Оригинальный педагогический мыслитель Погружение в реальную жизнь России побудило ученого с новой силой и в практическом плане обратиться к вопросам образования, представить в целостном виде то, какой он видел систему народного образования России в будущем. В 1870-е-1880-е годы Менделеев был сосредоточен на научной и преподавательской деятельности и выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования.
В центре его внимания находились проблемы средней школы, сфера высшего, преимущественного университетского, образования, вопросы технического образования и того, что можно отнести к области дополнительного образования.
В конце февраля 1861 года Дмитрий Менделеев получил предложение от издательства «Общественная польза» написать учебник по химии и уже в июне отдал последнюю корректуру. К октябрю учебник «Органическая химия» был напечатан и вскоре представлен на Демидовскую премию. В 1865 году Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой», в которой были заложены основы его учения о растворах.
После защиты Дмитрий Менделеев получил должность экстраординарного профессора университета по кафедре технической химии, на которую два года назад его не утвердили из-за отсутствия соответствующего звания. Открытие Дмитрием Менделеевым в 1869 году периодического закона стало не только одним из крупнейших событий в истории химии XIX века, но и в известном смысле одним из самых выдающихся достижений человеческой мысли минувшего тысячелетия. В 1877 году Дмитрий Менделеев был избран членом-корреспондентом по разряду «физический» Императорской Академии наук, в 1880 году выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест. Также Дмитрий Менделеев принимал участие в разработке технологий запущенного в 1879 году первого в России завода по производству машинных масел в посёлке Константиновский Ярославской губернии, который ныне носит его имя.
В 1880-е годы Дмитрий Менделеев снова изучал растворы, опубликовал работу «Исследование водных растворов по удельному весу». С 1880 по 1888 год Дмитрий Менделеев принял участие в разработке проекта создания и строительства первого в Русской Азии Сибирского университета в Томске. Планировался как первый ректор этого университета, но по семейным обстоятельствам в 1888 году в Томск не поехал. Через несколько лет активно помогал в создании Томского технологического института и становления в нём химической науки.
В 1890 году Дмитрий Менделеев покинул Императорский Санкт-Петербургский университет из-за конфликта с министром народного просвещения Иваном Деляновым, который во время студенческих волнений отказался принять от Дмитрий Менделеев петицию студентов. С 1890 по 1895 год Дмитрий Менделеев был консультантом Научно-технической лаборатории Морского министерства, где разрабатывал технологию производства бездымного пороха.
Вскоре его работу «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу» издают в Петербурге отдельно, и Менделеев получает степень магистра.
В начале 1857 года его берут на должность приват-доцента в Императорский университет Санкт-Петербурга на кафедру химии. Следующие 33 года он будет читать лекции в этом учебном заведении, с 1865 года уже как профессор. Опыты и открытия За высокие заслуги в науке Менделеева на два года отправили в Германию — в командировку и для обмена опытом с местными учёными.
Его определили в Гейдельбергский университет. Несмотря на иной уровень оборудования, в Германии Менделееву попросту не было где проводить свои капиллярные опыты. Поэтому в съёмной квартире он оборудует лабораторию, проводит туда газ, заказывает у европейских мастеров необходимые приборы и начинает проводить свои эксперименты.
В те годы он работал над молекулярной механикой. В 1859 году ему удалось сконструировать пикнометр — прибор, позволяющий определять, какая плотность у жидкости. В 1860 году он открыл такое явление как «критическая температура».
Вернувшись в Россию, Менделеев понимает, что у его учеников попросту нет хороших учебников, поэтому садится за написание такового. И в том же 1861 году издаёт свою «Органическую химию», за которую его удостаивают Демидовской премии. Этот труд сразу же начали переводить на другие языки.
При жизни учёного книга переиздавалась только в России восемь раз, и пять — за рубежом. Уже после выхода книги Менделеев продолжал развивать свою теорию о том, что у каждого химического элемента есть своё место в таблице, в зависимости от того, как сопоставляются его свойства со свойствами других элементов. Поэтому он внёс некоторые поправки в таблицу — изменил атомные массы девяти элементов.
Воздухоплаватель, металлург и экономист В 1874 году он разработал уравнение состояния идеального газа, за 40 лет до этого основы этого закона начал изучать другой учёный — Клапейрон. Сейчас это уравнение носит имя обоих химиков. В 1875 году создал удивительный на то время механизм — стратостат, который можно было использовать для полёта в нижние слои атмосферы.
Через три года, в Париже, сам Менделеев поднялся на похожем агрегате — аэростате французского учёного Анри Жиффара. В 1887 году он в одиночку поднялся на воздушном шаре на высоту несколько сот метров, чтобы понаблюдать за солнечным затмением.
Планировался как первый ректор этого университета, но по семейным обстоятельствам в 1888 году в Томск не поехал. Через несколько лет активно помогал в создании Томского технологического института и становления в нём химической науки. В 1890 году Дмитрий Менделеев покинул Императорский Санкт-Петербургский университет из-за конфликта с министром народного просвещения Иваном Деляновым, который во время студенческих волнений отказался принять от Дмитрий Менделеев петицию студентов.
С 1890 по 1895 год Дмитрий Менделеев был консультантом Научно-технической лаборатории Морского министерства, где разрабатывал технологию производства бездымного пороха. С 1891 по 1892 год активно участвовал в создании Энциклопедического словаря. В 1892 году — учёный-хранитель Депо образцовых гирь и весов, которое в 1893 году по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов. В 1893 году работал на химическом заводе Петра Капитоновича Ушкова, использовав производственную базу завода для получения бездымного пороха пироколлодия. Впоследствии он отмечал, что посетив «немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но и во многом превосходить иноземное».
В 1899 году возглавил Уральскую экспедицию, целью которой была активизация промышленно-экономического развития края. В 1900 году участвовал в работе Всемирной выставки в Париже, входил в состав Международного жюри как его вице-президент и председатель группы химического производства. Написал первую на русском языке большую статью о синтетических волокнах «Вискоза на Парижской выставке», где отметил важность для России развития их производства. В 1903 году Дмитрий Менделеев — первый председатель Государственной экзаменационной комиссии Киевского политехнического института, в создании которого принял активное участие. Дмитрий Менделеев — член многих академий наук и научных обществ.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА
Многогранность деятельности Менделеева поразительна. И сделано, я думаю, недурно». О многих его увлечениях, мнимых и подлинных, слагали легенды. Например, об изобретении водки. Действительно, в 1865 году Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водой», но с водкой она никак не связана.
Как пишет А. Это была его первая серьезная работа по растворам, и именно она явилась основой для создания гидратной теории растворов». Водка же в России существовала давно. Так, еще по указу Петра I с 1721 года солдатам в русской армии выдавали в качестве довольствия по две кружки водки в день.
Или знаменитое предание о чемоданах Менделеева. Имея огромный архив — документы, репродукции, фотографии, письма, — Дмитрий Иванович время от времени клеил для него картонные коробы их-то и называли чемоданами. Фурнитуру Менделеев неизменно покупал у одного и того же лавочника в Гостином Дворе. Однажды, зайдя по обыкновению за нужным материалом, Дмитрий Иванович разговорился с приказчиком.
Едва он отошел, человек, стоявший за ним, поинтересовался: «Скажите, кто этот почтенный господин? Это же чемоданных дел мастер Менделеев! Но напрочь отвергал высокохвалебные пассажи о своей природной гениальности: мол, все ему дается легко, без натуги. Это вовсе не значит, что он не сознавал значимости того, что сделал для страны, для общества.
Витте, — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую… Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство… Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность. Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет до сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности». Замечательна характеристика, данная Д.
Менделееву А. Блоком в письме к Л. Менделеевой вышедшей в 1903 году замуж за поэта : «Твой папа вот какой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник.
Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть все.
Такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда неспокойно, это оттого, что он все и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша. Это все познание лежит на нем очень тяжело. Когда он вздыхает и охает, он каждый раз вздыхает обо всем вместе; ничего отдельного или отрывчатого у него нет — все неразделимо.
То, что другие говорят, ему почти всегда скучно, потому что он все знает лучше всех…» В 1903—1905 годах выходят «Заветные мысли» Менделеева, посвященные развитию России и ее месту в мире. Так о чем же эта книга? О любви к Отечеству, которая «составляет одно из возвышеннейших отличий развитого, общежитного состояния людей от их первоначального, дикого и полуживотного состояния». О тех, кто более других должен о российском преуспеянии заботиться: «Как достичь того, чтобы между членами Государственной думы преобладали по возможности люди, любящие Россию, в ее будущность верящие и способные эту любовь отстаивать явно?
Задача та сложна и опытным путем — по примерам других народов, — мне кажется, еще далеко не решенная с ясностью». О русских людях: «В чем другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться, даже сливаться со всякими другими». И об их отношениях с соседними народами, с китайцами например: «В прошлом между Россией и Китаем дружба господствовала даже больше, чем между Россией и Германией… Но если в предстоящем у Китая есть поводы ожидать пользы от союза с Россией, то у нас они и подавно есть, и на первом плане стоит пресловутая желтая опасность… Науськивать против нас китайцев не преминут, вероятно, и кое-какие другие народы, особенно если договорами обяжутся кое в чем помочь китайцам, денежки достанут. Об огромной роли промышленности в жизни государства: «Прямо из чисел видно, что от развития промышленности первее всего зависит общее благо народное, так как главный выигрыш от нее достается рабочим в виде возрастания их годовых заработков; и на капитал, по моему крайнему разумению, должно смотреть как на единственное вернейшее средство увеличить общий средний достаток людей…» И о земледелии — основе жизненного уклада: «Русскому народу, взятому в его целом, обладающему большим количеством земли, способность к сельскому хозяйству исторически привычна; он разовьет сам свое земледелие, если начнет богатеть, получит большую свободу труда и увидит примеры.
Ему прививать можно только улучшения, а это чаще всего возможно лишь при помощи капиталов». А главное — о необходимости единства всего нашего народа, сплоченности, вседневной бодрости и готовности на доброе дело: «Грозными нам надо быть в войне, в отпоре натисков на нашу ширь, на нашу кормилицу-землю, позволяющую быстро размножаться, а при временных перерывах войн, ничуть не отлагая, улучшать внутренние порядки, чтобы к каждой новой защите являться и с новой бодростью, и с новым сильным приростом военных защитников и мирных тружеников, несущих свои избытки в общее дело. Разрозненных нас сразу уничтожат, наша сила в единстве, воинстве, благодушной семейственности, умножающей прирост народа, да в естественном росте нашего богатства и миролюбия». Огромен нравственный, духовный заряд «Заветных мыслей» Менделеева.
Общий восторг вскоре после выхода их в свет выразил писатель и публицист В. Протопопов: «Какая прекрасная книга! Как удивительно чувствуешь, читая ее, что мысли, высказываемые в ней, действительно заветные для того, кто их писал! Это чувствуется особенно по тому мягкому, я сказал бы даже, сердечному тону, которым автор говорит о России и русском народе… Побольше бы таких книг и таких авторов!..
Суворина выходит своеобразное продолжение «Заветных мыслей» — «К познанию России». Книга эта, основанная на итогах первой всероссийской переписи населения 1897 , к 1912 году выдержала семь изданий. По тому времени случай беспрецедентный. И наконец, уже после смерти Дмитрия Ивановича его сын Иван подготовил к публикации неоконченные «Дополнения к познанию России».
Вместе с «Заветными мыслями» две эти работы подвели итог многолетним раздумьям великого ученого и гражданина о Родине. Осенью 1905 года Д. Менделеева в числе других выдающихся деятелей Отечества избрали почетным членом Союза русского народа, основными задачами которого было «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего Отечества — России единой и неделимой». Огромен был авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева не только в России, но и во всем мире.
Вот что писал знаменитый английский химик Т. Торп: «Ни один русский не оказал более важного, более длительного влияния на развитие физических знаний, чем Менделеев. Способ работы и мышления у него настолько самобытен, его метод преподавания и чтения лекций так оригинален, а успех великого обобщения, с которым связаны его имя и слава, так поразительно полон, что в глазах ученого мира Европы и Америки он стал для России тем же, чем был Берцелиус для Швеции, Либих для Германии, Дюма для Франции». Почти все наиболее уважаемые зарубежные академии, университеты и научные общества избрали Менделеева своим почетным членом.
Невольно возникает вопрос: почему великий русский ученый не был удостоен Нобелевской премии? Трижды — в 1905, 1906 и 1907 годах — иностранные ученые выдвигали Д. Менделеева на Нобелевскую премию а вот соотечественники — ни разу. В 1905 году кандидатура Д.
Менделеева оказалась в «малом списке» вместе с кандидатурой Адольфа Байера, который и стал лауреатом. В 1906 году Нобелевский комитет присудил Менделееву премию, но Шведская королевская академия наук не утвердила это решение, в результате лауреатом стал французский химик А. Муассан, открывший фтор. В 1907 году было предложено поделить премию между итальянцем С.
Канниццаро и Д. Но 19 января великий русский ученый скончался.
Возвращение в Петербург. Защита магистерской диссертации «Об удельных объемах». Менделеев читает курсы теоретической и органической химии.
Статьи о газовом топливе и о металлургии. Менделеев организует в Гейдельберге собственную лабораторию и производит ряд выдающихся исследований по физической химии изучение сил сцепления, расширения жидкостей и др. Открытие температуры абсолютного кипения. Чтение в университете лекций по органической химии. Менделеев составляет для студентов обширный курс «Органическая химия», удостоенный Демидовской премии.
Путь в педагогику В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступил в 1850 году в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому, по собственному признанию, был «обязан всем своим развитием». Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, — это «первоклассные профессора с мировыми именами». Такие педагоги воспитывали учителей с ярко выраженной индивидуальностью. Это любимейшей менделеевское понятие, отражавшее его мировоззрение, пронизывающее научную и педагогическую деятельность, отношение к природе и обществу. В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам».
Непосредственный учительский опыт самого Д. Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года.
Профессор Менделеев Всего же Д. Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах. Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель». Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям».
Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности. Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены.
Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе. А наставником его считали и основоположник русской физиологии И. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В. Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».
На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д. Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование».
Без образования, по мнению Д. Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России. Ученый был убежден, что образование служит интересам развития страны, способствует ее усилению и обогащению. От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, а значит, от образованности в конечном счете зависит общее благосостояние граждан. Степень совершенства человека мыслитель в свою очередь определял его «пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов».
Путь к формированию такого человека он видел в деятельности средней и высшей школы. В данной связи Д. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «народно-государственными потребностями». В наше время мы можем с полным правом повторить его завет: «Теперь силу самостоятельности государств надо определять образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов». Оригинальный педагогический мыслитель Погружение в реальную жизнь России побудило ученого с новой силой и в практическом плане обратиться к вопросам образования, представить в целостном виде то, какой он видел систему народного образования России в будущем.
В 1870-е-1880-е годы Менделеев был сосредоточен на научной и преподавательской деятельности и выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования. В центре его внимания находились проблемы средней школы, сфера высшего, преимущественного университетского, образования, вопросы технического образования и того, что можно отнести к области дополнительного образования.
Здесь жили с десяток коров, молоко которых продавали горожанам. Кроме того, Менделеев по примеру матери выращивал хлеб, попутно проводя опыты по повышению урожая зерновых.
Активно интересовался первыми сырными производствами России. И даже представил о них доклад Императорскому вольному экономическому обществу. В последние годы жизни Менделеев строил два доходных дома, чтобы сдавать их в аренду. После смерти химика сотрудники из Палаты мер и весов, где он работал в последнее время, попросили его жену Анну покинуть служебную квартиру вместе с детьми.
Семья была вынуждена переехать в дом Академии наук. Кстати, в академию Менделеева так и не приняли из-за его характера. Ученый все время спорил, выдвигал новые идеи и проекты, одним словом, активно старался что-то делать, нарушая размеренную жизнь академиков. Мифы Никакого отношения к водке Великому химику приписывают изобретение водки - смеси из 40 частей спирта и 60 частей воды.
Это миф: к «беленькой» Дмитрий Иванович не имеет никакого отношения. Действительно, он защитил диссертацию «О соединении спирта с водою». Но в этом труде не было ни слова о том, что именно в такой пропорции водка получается оптимальной. Ученый систематизировал физико-химические явления, происходящие в процессе растворения.
Периодическая таблица элементов - не сон Собственно, это главный миф, связанный с Менделеевым: якобы свое главное открытие - Периодическую систему химических элементов - он увидел во сне. Затем проснулся и все записал на бумаге. Эти нелепые слухи начали ходить еще при жизни гения. На что он со скепсисом и некой обидой отвечал: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы полагаете: сидел и вдруг...
Но, когда положительное решение комитетом было наконец принято, ученый умер, - рассказывает историк Софронов.
Биография Менделеева
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. умер 20 января (2 февраля) 1907 года в Санкт-Петербурге. Д митрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля)1834 года в Тобольске. Д. И. Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске и прожил 73 года.
Дмитрий Менделеев
умер 20 января (2 февраля) 1907 года в Санкт-Петербурге. Отец учёного, Иван Павлович Менделеев родился в 1783 и умер в 1847 году. Дмитрий Иванович* Менделеев родился в 1834 году в Тобольске. Дмитрий Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье директора гимназии и попечителя народных училищ Тобольской губернии Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Менделеевой, урожденной Корнильевой.
10 интересных фактов о Дмитрии Менделееве
В год, когда родился последыш, Иван Павлович Менделеев ослеп и вынужден был оставить место директора Тобольской гимназии. Дмитрий Менделеев скончался 2 февраля 1907 года, на момент смерти ему было 72 года. Менделеев родился в Сибири и был в семье самым младшим из четырнадцати детей. первой столице Сибирского края. Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 года от воспаления легких. Брат Дмитрия Ивановича, Иван Иванович Менделеев, работал в Томске смотрителем переселенцев Томской губернии (занимался проблемами переселенцев из Европейской России).
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
На протяжении всей своей научной жизни Д. Менделеева не ослабевал его интерес к «растворной» тематике. Наиболее значительные его исследования в этой области относятся к середине 1860-х, а важнейшие — к 1880-м годам. Тем не менее, публикации учёного показывают, что и в другие периоды своего научного творчества он не прерывал изысканий, способствовавших созданию основы его учения о растворах. Концепция Д. Менделеева эволюционировала от весьма противоречивых и несовершенных первоначальных представлений о природе этого явления в неразрывной связи с развитием его идей в других направлениях, в первую очередь — с учением о химических соединениях. Менделеев показал, что правильное понимание растворов невозможно без учёта их химизма, отношения их к определённым соединениям отсутствия грани между таковыми и растворами и сложного химического равновесия в растворах — в разработке этих трёх неразрывно связанных аспектов заключается основное его значение. Однако сам Д. Менделеев никогда не называл свои научные положения в области растворов теорией — не сам он, а его оппоненты и последователи так именовали то, что он называл «пониманием» и «представлением», а труды настоящего направления — «попыткой осветить гипотетическим воззрением всю совокупность данных о растворах», — «…до теории растворов ещё далеко»; основное препятствие в её формировании учёный видел «со стороны теории жидкого состояния вещества». Нелишним будет отметить, что, развивая это направление, Д.
Менделеев, поначалу априорно выдвинув идею о температуре, при которой высота мениска будет нулевой, в мае 1860 года провёл серию опытов. При определённой температуре, которую экспериментатор назвал «абсолютной температурой кипения», нагретый в парафиновой ванне в запаянном объёме жидкий хлорид кремния SiCl4 «исчезает», перейдя в пар. В статье, посвящённой исследованию, Д. Менделеев сообщает, что при абсолютной температуре кипения, полный переход жидкости в пар сопровождается уменьшением поверхностного натяжения и теплоты испарения до нуля. Эта работа — первое крупное достижение учёного. Важен также тот факт, что теория растворов электролитов приобрела удовлетворительную направленность, только восприняв идеи Д. Менделеева, когда произошёл синтез гипотезы о существовании ионов в растворах электролитов с менделеевским учением о растворах. Растворам и гидратам Д. Менделеевым посвящено 44 труда.
Сам процесс спиритического сеанса преподносится адептами этих движений как момент восстановления нарушенного ранее временного единства материи и энергии и тем самым якобы подтверждается раздельное их существование. Менделеев писал об основных «движетелях» интереса к такого рода спекуляциям соприкосновением умопостигаемого и подсознательного [11] [12] : В этой связи древних суеверий с новым учением — весь секрет интереса к спиритизму. Разве стали бы столь много писать и говорить о любом другом учёном разноречии — не стой тут сзади дух, няня и, любезное многим, детство народов. В числе лидеров круга склонявшихся к правомочности такого понимания мироустройства были: выдающийся русский химик А. Бутлеров в то время — сторонник теории «четвёртого» состояния материи, единомышленник убеждённого спиритуалиста У. Крукса , зоолог Н. Вагнер и известный публицист А. Аксаков [11]. Первоначально попытку разоблачения спиритизма предприняли академик П.
Чебышёв и профессор М. Цион, брат и сотрудник известного медика И. Циона, одного из учителей И. Павлова сеансы с «медиумом» Юнгом. В середине 1870-х годов по инициативе Д. Менделеева молодое ещё Русское Физическое Общество выступило с резкой критикой спиритизма. Опыты по изучению действий «медиумов», братьев Петти и госпожи Клейер, присланной У. Круксом по просьбе А. Аксакова, начались весной 1875 года.
В качестве оппонентов выступали А. Бутлеров, Н. Вагнер и А. Первое заседание — 7 мая председатель — Ф. Эвальд , второе — 8 мая. После этого работа комиссии была прервана до осени — третье заседание состоялось только 27 октября, а уже 28 октября педагог, деятель столичной думы Фёдор Фёдорович Эвальд, входивший в первый состав комиссии, пишет Д. Менделееву: «…чтение книг, составленных господином А. Аксаковым и т. На смену ему в работу комиссии, несмотря на большую педагогическую загруженность, были включены физики Д.
Бобылёв и Д. Лачинов [12] [11]. На разных этапах работы комиссии весна 1875-го, осень—зима 1875—1876 годов в её состав входили: Д. Бобылёв, И. Боргман , Н. Булыгин, Н. Гезехус, Н. Егоров , А. Еленев, С.
Ковалевский, К. Краевич, Д. Лачинов, Д. Менделеев, Н. Петров , Ф. Петрушевский , П. Фан-дер-Флит , А. Хмоловский, Ф. Эвальд [12].
Комиссией был использован ряд методов и технологических приёмов, исключавших использование «магнитизёрами» физических закономерностей для манипуляций: пирамидальный и манометрический столики, устранение внешних факторов, препятствующих полноценному восприятию обстановки эксперимента, допускающих усиление иллюзий, искажение восприятие реальности. Результатом деятельности комиссии явилось выявление ряда специальных приёмов, вводящих в заблуждение, разоблачение очевидного обмана, констатация отсутствия каких бы то ни было эффектов при корректных условиях, препятствующих неоднозначному толкованию явления — спиритизм был признан следствием использования «медиумами» психологических факторов для управления сознанием обывателей — суеверием [12]. Работа комиссии и полемика вокруг предмета её рассмотрения вызвала живой отклик не только в периодике, которая в целом заняла сторону здравомыслия. Менделеев, впрочем, в итоговом издании предостерегает журналистов от легкомысленного, однобокого и неправильного толкования роли и влияния суеверия. Свою оценку дали П. Бабарыкин , Н. Лесков , многие другие и, прежде всего, Ф. Критические замечания последнего в большей степени имеют отношение не к спиритуализму как таковому, противником которого сам он являлся, а к рационалистическим взглядам Д. Менделеева [13] [12].
Подводя итог Д. Менделеев указывает на различие, коренящееся в исходной нравственной позиции исследователя: в «добросовестном заблуждении» или сознательном обмане. Именно нравственные принципы он ставит во главу угла в общей оценке всех аспектов и самого феномена, его толкования и, в первую очередь, убеждений учёного, независимых от его непосредственной деятельности — и должен ли он их иметь вообще? В ответ на письмо «Матери семейства», обвинившей учёного в насаждении грубого материализма, он заявляет, что «готов служить, так или иначе, средством для того, чтобы было меньше грубых материалистов и ханжей, а побольше было бы людей истинно понимающих, что между наукою и нравственными началами существует исконное единство» [12]. В творчестве Д. Менделеева эта тема, как и всё в круге его интересов, закономерно связана сразу с несколькими направлениями его научной деятельности: психология, философия, педагогика, популяризация знаний, исследование газов, воздухоплавание, метеорология и т. В то время как исследование газов косвенно, через гипотезы о «мировом эфире», например, имеет отношение к «гипотетическим» же факторам, сопутствующим основной теме рассматриваемых мероприятий в том числе колебания воздуха , указание на связь с метеорологией и воздухоплаванием может повлечь резонное недоумение. Однако они явилась не случайно в этом перечне в виде смежных тем, «присутствуя» уже на титульном листе «Материалов», а слова из публичных чтений Д. Менделеева в Соляном городке лучше всего отвечают на вопрос о метеорологии: Как ни далеки кажутся два таких предмета, как спиритизм и метеорология, однако между ними существует некоторая связь, правда отдаленная.
Воздухоплавание Основная статья: Д. Менделеев и вопросы воздухоплавания Большой привязной аэростат А. Жиффара, на котором Д. Менделеев поднимался в 1887 году в Париже. Воздушный шар «Русский», на котором Д. Менделеев 7 августа 1887 года совершил полёт для наблюдения полного солнечного затмения. Занимаясь вопросами воздухоплавания, Д. И Менделеев, во-первых, продолжает свои исследования в области газов и метеорологии, во-вторых — развивает темы своих работ, в соприкосновение вступающие с темами сопротивления среды и кораблестроения. В 1875 году он разработал проект стратостата объёмом около 3600 м3 с герметической гондолой, подразумевающий возможность подъёма в верхние слои атмосферы первый такой полёт в стратосферу осуществлён был О.
Пикаром только в 1924 году. Менделеев также спроектировал управляемый аэростат с двигателями. В 1878 году учёный, находясь во Франции, совершил подъём на привязном аэростате А. Жиффара на фр. Летом 1887 года Д. Менделеев осуществил свой знаменитый полёт. Возможным стало это и благодаря посредству Русского технического общества в вопросах оснащения. Важную роль в подготовке этого мероприятия сыграли В. Срезневский и в особой степени изобретатель и аэронавт С.
Менделеев, рассказывая о об этом полёте, разъясняет почему РТО обратилось именно к нему с такой инициативой: «Техническое общество, предложив мне произвести наблюдения с аэростата во время полного солнечного затмения, хотело, конечно, служить знанию и видело, что это отвечает тем понятиям и роли аэростатов, какие ранее мною развивались». Обстоятельства подготовки к полёту ещё раз говорят о Д. Менделееве, как о блестящем экспериментаторе здесь можно вспомнить о том, что он считал: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьет их живое стремление» [5]. Менделеев был очень увлечён возможностью с аэростата впервые наблюдать солнечную корону во время полного затмения. Он предложил использовать для наполнения шара не светильный газ, а водород, которыё позволял подняться на большую высоту, что расширяло возможности наблюдения. И здесь снова сказалось сотрудничество с Д.
Вскоре ученый совершил еще несколько путешествий для ознакомления с нефтяным делом, теперь уже на Кавказ, в район бакинских промыслов. Итогом всех этих поездок стала книга «Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвании и на Кавказе», увидевшая свет в 1877 году. Удивительно актуальны мысли Менделеева и в наши дни, в XXI веке. И провидчески обращался к нефтяным воротилам: «Господа московские и всякие иные русские капиталисты! Пустите ли вы французов, немцев, шведов, англичан и американцев эксплуатировать и это русское богатство и нажить на нем хороший барыш или сами догадаетесь взять его, когда вновь вам указывает на большое наживное дело тот, кто давно следит за судьбой русской нефтяной промышленности и ничего больше не хочет, как того, чтобы она развивалась до тех размеров, какие соответствуют природным запасам страны? Покажите миру хоть на этом деле, что можете сами справиться со своим богатством, когда дана вам широкая, разумная свобода и есть русский пример. Вам, господа русские капиталисты, предстоит осветить и смазать Россию и Европу, разделить эту службу с Америкой да по пути превратить четырехкопеечный продукт в пятирублевый, отчего пристанет кое-что и к вашим рукам, и к рукам тысяч рабочих, которые потребуются для того, чтобы поворотить эти миллионы пудов, втуне лежащие под землей». Инициаторами медиумических сеансов стали президент Русского общества экспериментальной психологии Н. Вагнер, издатель, публицист и переводчик А. Аксаков и химик академик А. Менделеев выступил с беспощадной критикой спиритического одурманивания людей. По его инициативе в Санкт-Петербурге была создана специальная комиссия Русского физического общества для разоблачения антинаучной сущности спиритизма и противодействия его распространению в России. Дмитрий Иванович очень быстро понял, что спириты прикрывают оккультную сущность своего движения псевдонаучными рассуждениями, и легко доказал, что они, спириты, лишь пытаются помирить «сказку с наукой». Менделеев выступает с публичными лекциями против спиритизма, знакомится с Достоевским и беседует с ним о медиумизме. Высказывания Менделеева не сходят с газетных полос, имя выдающегося ученого становится широко известно среди самых разных слоев населения. Тем не менее в декабре 1880 года, когда проходили выборы в Академию наук, Менделеев был забаллотирован: за проголосовали девять академиков, против — десять. Особенно цинично высказался секретарь академии К. Веселовский: «Мы не хотим университетских. Если они и лучше нас, нам все-таки их не нужно». Отчасти это произошло потому, что Менделеев не раз высказывался о необходимости реорганизовать Академию. Для того чтобы поучиться у них столь живому предмету, как химические знания, они вследствие того не только читали, не только рассказывали сущность науки, они не только делали для химии сами то, что делали пришельцы, возбуждавшие интерес, сами знавшие на самом деле науку и ее разработавшие, нет, они умели главное внимание обращать на то, чтобы внушить своим слушателям стремление к необходимости дальнейшего развития науки при помощи своих родных сил, и оттого родили хотя и слабые средствами, но сильные начинанием хорошие первые лаборатории, откуда вышли самостоятельные, в России научившиеся и в России действовавшие первые русские химики». И подчеркивал: «Издания Академии, конечно, должны быть на русском языке, потому что цель Академии есть, конечно, развитие самой науки, но по преимуществу в России и по преимуществу для России, и, следовательно, на коренном языке страны». Все ли, о чем радел Менделеев, решено в сегодняшней нашей действительности?.. Трудным, переломным стал в личной жизни Менделеева 1881 год: был расторгнут его брак с Феозвой Никитичной. Как ни горько это говорить, жена не понимала великого человека, его подвижничества, требовала все большего внимания к себе, не осознав за девятнадцать лет совместной жизни, что призвание его — общественное служение. Видимо, не без влияния Анны Ивановны Менделеев начинает интересоваться миром искусства, собирает коллекции картин и репродукций, готовит небольшие публикации о тех или иных проявлениях художественной жизни. В 1894 году он избирается действительным членом Императорской Академии художеств. Среди его друзей — замечательные русские художники И. Шишкин, А. Куинджи, Н. Крамской, М. Врубель, И. Репин пишут его портреты. Да это и понятно: столь своеобразен, ни на кого не похож был облик Дмитрия Ивановича Менделеева. Вот свидетельство М. Нестерова: «Знал я Д. Лицо его характерно, незабываемо, оно было благодарным материалом для художника». По-прежнему Д. Менделеев с семьей проводил летние месяцы в дорогом его сердцу сельце Боблове. Особенно памятным был 1887 год: 7 августа Дмитрий Иванович совершил свой знаменитый полет на воздушном шаре «Русский», наблюдая солнечное затмение в Клину. Менделеев так рассказывал об этом полете: «Техническое общество в лице изобретателей С. Джевецкого и В. Видимо, Дмитрий Иванович имел в виду разработанный им проект управляемого аэростата с двигателями, а также проект стратостата с герметической гондолой, который подразумевал подъем в верхние слои атмосферы по такому принципу спустя восемь с половиной десятилетий был устроен спускаемый аппарат, доставивший на землю Ю. Полет воздушного шара прошел успешно. За проявленное мужество Французская академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом. В начале 1890 года в Санкт-Петербургском университете произошли студенческие волнения. Студенты обратились к профессору Менделееву с просьбой передать составленную ими петицию министру народного просвещения И. Менделееву вернули ее с оскорбительной резолюцией: «По приказанию министра народного просвещения прилагаемая бумага возвращается действительному статскому советнику профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги. Его Превосходительству Д. После всего случившегося Дмитрий Иванович не счел возможным оставаться в университете. Так закончилась его тридцатипятилетняя беспорочная преподавательская служба. С 1891 года Менделеев приглашается редактором химико-технического и фабрично-заводского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Он правит присылаемые в редакцию материалы, сам пишет для энциклопедии. Его перу принадлежат статьи на самые разные темы: «Периодическая законность химических элементов» и «Винокурение», «Нефть» и «Технология»… Примерно тогда же военное ведомство пригласило Менделеева к работе над проблемой перевооружения армии и флота, в частности — к выработке бездымного пороха. Дмитрий Иванович совершает поездку в Англию и Францию обе страны уже имели свой порох и по возвращении назначается консультантом при управляющем Морским министерством по пороховым вопросам. Работая вместе со своими учениками в частности, с И. Чельцовым в научно-технической лаборатории морского ведомства, Менделеев уже в начале 1892 года указывает необходимый тип бездымного пороха — пироколлодийный, легко приспособляемый практически к любым огнестрельным орудиям. Однако запатентовать изобретение Менделеева российское военное ведомство не успело: секрет уплыл за океан, в Соединенные Штаты. В 1892 году Менделеев назначается хранителем Депо образцовых гирь и весов, которое с 1893 года по его инициативе становится Главной палатой мер и весов ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д. Менделеев налаживает регулярный выпуск «Временника», в котором публикуются все исследования, проводимые сотрудниками Главной палаты. В 1899 году в России был введен новый закон о мерах и весах, что несомненно способствовало успешному развитию промышленного производства. В 1899 году правительство предприняло ряд мер по обследованию состояния железорудной промышленности. Менделеев получил приглашение участвовать в этом важном деле. Добирались сначала до Тюмени, а оттуда на пароходе до Тобольска. Так шестидесятипятилетний ученый снова оказался в своем родном городе. Прославленного земляка встречали ликующе, с почетом. Недолго пробыл Дмитрий Иванович в городе детства и отрочества, с грустью покидал его, сознавая, что больше никогда уже не приедет сюда. Позже он напишет о Тобольске: «Когда железная дорога из центра дойдет до Тобольска, родной мне город будет иметь прекрасную возможность показать свое превосходнейшее положение и настойчивую предприимчивость своих жителей». Менделеев подготовил отзыв о проведенных испытаниях, после чего было принято решение о постройке в Санкт-Петербурге первого отечественного опытного бассейна. Со временем он сыграл значительную роль в формировании первоклассного флота в России. И еще одна встреча с флотом.
В течение последующих двух лет Д. Менделеевым был спроектирован высокоширотный экспедиционный ледокол и определен высокоширотный промышленный морской путь для прохождения судов рядом с Северным полюсом. Менделеева есть ряд крупных работ, посвященных исследованиям в области метрологии. Его фундаментальная монография, посвященная явлениям колебания, была написана в 1898 году и называется «Опытное исследование колебания весов». Также ученому принадлежит целый ряд сконструированных им оригинальных приборов: маятник-метроном, дифференциальный маятник для нахождения твердости веществ, маятник-весы и др. Менделеев считал, что глубокое изучение природы колебаний очень важно для лучшего понимания силы гравитации. Созданная им Главная палата мер и весов явилась базой для открытия в России школы русских метрологов, а сам ученый по праву считается основателем русской метрологии. Большое внимание Д. Менделеев уделял развитию в России промышленного производства. Он был уверен, что именно тяжелая промышленность фабрики, заводы, тяжелая индустрия способны обеспечить экономический рост и развитие государства. Особый акцент ученый делал на развитии двух направлений: средств производства и топливной базы и выдвигал конкретные проекты по осуществлению этой задачи. Памятник в Братиславе Учитывая высочайшую конкуренцию товаров на мировом рынке, Менделеев считал не менее важной задачей развитие транспортной системы России. Он выступал за необходимость строительства разветвленной сети железных дорог и настаивал на снижении тарифов при перевозке керосина. Именно Менделеев внес предложение министру финансов Ю. Витте ввести так называемый «золотой рубль». Проведенная вслед за этим денежная реформа ощутимо укрепила экономическое положение России среди развитых стран Запада. Менделеев принимал участие во Всероссийском торгово-промышленном съезде 1896 года, на котором выступил с рядом предложений. В его работах: «К познанию России», «Учение о промышленности», «Уральская железная промышленность» и др. Менделеев также вносил предложения по рациональному использованию лесных массивов Урала, о плановом порядке геологоразведочных изысканий. Так, например, им впервые было предложено использование переносного магнитного теодолита для разведки железной руды. Труды Д. Менделеева, посвященные развитию сельского хозяйства, имеют непреходящее значение. В них ученый старался охватить разные отрасли: молочное хозяйство, животноводство, агрономию и т. В своем имении Боблово он проводил опыты, применяя многополье, удобрения на основе золы и костяной муки, использовал сельскохозяйственную технику, ввел травосеяние, комбинировал органические и минеральные удобрения, проводил анализы почв. Большой вклад внес ученый в решение проблемы переработки сельхозпродукции и в разработку технологии производства минеральных удобрений. Памятник перед зданием химического факультета МГУ Д. Менделеев не мог оставаться в стороне от общественной жизни России. Под его руководством были созданы: Русское химическое общество 1868 г. На протяжении многих лет он оставался постоянным членом петербургского Минералогического общества, Общества содействия русской промышленности, Русского технического общества и др. Ученый был участником практически всех научных конгрессов и съездов, проходивших как в России, так и за рубежом. В семидесятые годы в Петербурге по инициативе Д. Менделеева было создано общество, в которое помимо ученых входили литераторы и художники. Со многими из них великого химика связывала многолетняя дружба. Его университетскую квартиру посещали такие выдающие личности, как А. Бекетов, Ф. Петрушевский, А. Советов, И. Шишкин, И. Крамской и многие другие. Последние годы В последние годы Д. Менделеев не прекращал свою научную и общественную деятельность. В 1900 году он принял участие в торжествах, посвященных двухсотлетию Берлинской Академии наук. Почти сразу после этого он посетил Всемирную выставку в Париже. С 1903 по 1906 гг. Эти работы можно назвать его духовным напутствием грядущим поколениям. Могила Д.
И колышется сон... Мальчик был живо заинтересован «промышленными делами» и проявил недюжинные способности к естественным наукам. Поражает обширность тем, которые охватывали научные труды Менделеева. Портрет Менделеева кисти Н. Крамского, 1878 г. Портрет Менделеева кисти И. Репина, 1885 г.
08.02.1834 - Родился Менделеев Дмитрий Иванович
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года и был последним, 17-м ребенком в семье. 27 января (8 февраля) - в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева родился сын Дмитрий 1841 - Поступление в гимназию 1847 - Смерть отца Менделеева 1849 - Окончание гимназии 1850-1855 - Обучение в Петербургском Главном. Дмитрий Иванович родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым, ребенком в семье. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева — директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.