Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского».
Краткое содержание: «Гроза» Островского
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского | Островский назвал свою пьесу «Гроза». Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как ненастье с громом и молнией. |
Фестиваль «Вперед к Островскому!» подарил зрителям несколько вариаций «Грозы» // Новости НТВ | «Гроза» – это пьеса в пяти действиях, написанная великим русским писателем и драматургом Александром Николаевичем Островским. |
Гроза. Пьесы
Островского Остались детьми в пьесе Тихон и Катерина. Не случайно, что у них самих детей не получается. У детей не бывает детей. Они оба ведут себя как дети, не берут на себя никакой ответственности, не занимаются ничем полезным. Не имеют собственного мнения.
То как Катерина спорит с Кабанихой очень похоже на подростковый бунт, то точно не на общение взрослых людей. Они потому и раздражают так сильно Кабаниху, потому что вреде бы выросли, даже поженились, а сами дети детьми. И ей реально не на кого ни дело оставить, ни даже дом. Головин Эскиз к спетаклю А.
Ощущение таинственного мистицизма усиливает и освещение — то холодное, делающее все лица мертвенно-бледными, то, наоборот, теплое — в сценах, где желтый прожектор светит из глубины сцены и оставляет лишь графичные силуэты персонажей. Трагический исход истории здесь предвосхищается с первых же сцен, когда знаменитый монолог Катерины «Отчего люди не летают? То, что она лишилась этой опоры, своей веры, и привело ее к трагическому исходу. Ставить такую пьесу, как «Гроза», когда сюжет всем известен еще со школы, а за всю историю театра уже создано множество разный версий, невероятно сложно.
Однако авторам спектакля удалось создать постановку, где важно не что именно случилось, а то, как это произошло.
Именно для неё влюбленный драматург создал роль Катерины, наделив главную героиню пьесы некоторыми качествами Косицкой. Общее, например, то, что они обе совершенно не умели лгать. Также он использовал для своей пьесы рассказы актрисы о её прошлой подневольной жизни в барском доме, и даже по воспоминаниям драматурга совпало так, что в момент написания им сна Катерины он «услышал от Любови Павловны про такой же сон в этот же день…». Любовь Косицкая с блеском исполнила роль Катерины, играла ещё в восьми спектаклях Островского и дружила с ним до самой своей смерти. А драма «Гроза» была напечатана в 1860 году и тогда же получила большой отклик у литературных критиков. И что интересно, прошло уже больше 160 лет, а пьесы Александра Николаевича Островского каждый сезон включаются в репертуар театров и продолжают привлекать зрителей. И вслед за Катериной мы продолжаем задаваться вопросом: «…отчего люди не летают так, как птицы?
Пожаловаться Драму Александра Островского «Гроза» Иван Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта». В преддверии 200-летия со дня рождения драматурга мы поговорили об этой пьесе с заместителем заведующего Домом-музеем А. Островского, филиалом Бахрушинского музея, Мариной Федоровой и старшим научным сотрудником дома-музея Полиной Соколинской: www.
Подробный пересказ по действиям
- Первая постановка
- Гроза краткое содержание
- Гроза - краткое содержание по действиям пьесы Островского
- Гроза (проект "Пушкинская карта") | Московский Молодежный Театр под руководством В. Спесивцева
- Гроза (пьеса) | Наука | Fandom
- «Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
Александр Островский. Гроза
По-своему секрет Островского раскрыл Константин Райкин, поставив «Грозу» как трагический балаган. пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году.
Гроза. Пьесы
Ответы : о чем островский "гроза"? | — «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского. |
История создания пьесы Гроза: краткое содержание и замысел драмы Островского | Но об этом ли думал А.Н. Островский, называя «Гроза» своё произведение? |
"Гроза" Островский А.Н - читать пьесу полностью ~ Проза (Пьеса) | Пьеса Александра Островского «Гроза» давно превратилась в миф о самой себе. |
«Гроза» кратко по действиям за 10 минут - 11+ отзывов - Читай Быстро | «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. |
Александр Островский. Гроза
Пьеса "Гроза" с момента появления занимает одно из главных мест в творческом наследии ского. Пьеса Александра Островского «Гроза» давно превратилась в миф о самой себе. Статья посвящена драме Островского «Гроза». «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Иллюстрация С. В. Герасимова к пьесе А. Н. Островского «Гроза».
Островский Александр - Гроза
Мы делаем спектакль не про загадочную странность русского человека, а про его открытость и понятность. Любой перевод — это культурная интеграция, для этого мы преодолеваем архаику текста и частично — его поэтику. Мы рассматриваем художественный мир Островского как часть не только русской культуры, но и мировой». Евгений Маленчев работает режиссером-постановщиком в Тульском академическом театре драмы и регулярно сотрудничает с разными труппами страны. Несмотря на молодой возраст, уже имеет престижные профессиональные достижения. Над созданием драмы «Groza» в соавторстве с режиссером работают художник-постановщик Анастасия Бугаева, художник по свету Нарек Туманян и композитор Федор Кондращев.
Можно же было немного потерпеть и остаться с простившим тебя мужем... Кабаниха же не вечна, померла бы чуть погодя, да и Варвара убежала бы со своим возлюбленным как не крути!.. YuriBulka Ну, во-первых, не Варвара, а Катерина. Во-вторых, спойлерить - нехорошо У каждого свои взгляды на предмет самоубийства. Кто-то считает это смелым поступком, кто-то говорит о том, что суицидники - слабые личности я придерживаюсь второго мнения.
Смелости Катерины, на мой взгляд, тут не проявляется.
Катерина убеждена, что замуж выйти — всё равно что похоронить себя. Порывистая, поэтическая натура её жаждет любви, она готова и мужа полюбить, но тот не понимает её состояния. Выход чувствам героиня находит в любви к Борису, тем самым порушив вековые устои. Более того Катерина вступает в противоречие со своей христианской верой.
Измена мужу для неё становится страшнее самоубийства. Счастье запретной любви было недолгим, оно отозвалось тяжёлым внутренним разладом, депрессией. Нравственные терзания усугубляла свекровь. Простившись с Борисом, Катерина уже не может вернуться домой: «…о жизни и думать не хочется,… люди, дом, стены — все противно». Удушающая атмосфера ханжества, нелюбви, непрощения даже к покаявшейся грешнице в доме Кабанихи, в самом городе Калинове добивает хрупкую натуру Катерины.
Можно по-разному относиться к образу Катерины, можно объяснять её поступки слабостью характера, но не сострадать этой редкой по красоте души героине нельзя. Историческим прототипом, послужившим основой образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую, так как воспоминания о детстве и юности Катерины — это воспоминания актрисы. Под влиянием рассказов Любови Косицкой, её облика, голоса у драматурга сложился образ Катерины. Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене. Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой Кабанихи Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми.
Она домашний деспот, недаром ее прозвали Кабанихой. Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера. Её взгляды и поступки определяются законами Домостроя. Кабаниха При этом в семье явно не хватает любви, уважения и доверия друг к другу.
Когда Тихон собирается в поездку, он говорит: «недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». У Кабановой сухая душа, она не способна воспринимать красоту жизни, любить. Она антипод Катерины. У него есть сестра и жена. Он робкий, неуверенный в себе человек, привыкший жить по указке матери.
Он не может стать на сторону своей жены и защитить ее от матери, потому что сам боится ее. Высказывания других персонажей пьесы характеризуют Тихона как глупого человека. Например, Кулигин: «Пора бы вам уж, сударь, своим умом жить». Обсуждая поступки Катерины, Кудряш говорит: «Хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Тихон — образ противоречивый.
Он добрый, но бесхарактерный, жену свою Катерину жалеет, да заступиться за нее не может. Как слабохарактерный человек, когда уезжает из города, вдали от материнской опеки, начинает пить. В действии пятом, в разговоре с Кулигиным, он сам о себе говорит так: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался.
И всю дорогу пил, и в Москве все пил…» Возраст героя автором не указан, но независимо от того, сколько ему лет, он остается «маменькиным сынком», беспомощным в ситуациях, когда надо принять самостоятельное решение, например, уехать из дома, в котором он глубоко несчастен. Когда погибает его жена, он винит во всем свою мать, не чувствуя за собой никакого греха. Она так же, как и Тихон, стала «жертвой» жестокого характера своей матери, терпит ее попреки и унижения. Но, в отличие от Тихона, Варвара хитра, научилась лицемерию, изворотливости и не потакает своей матери. У нее более стойкий характер, в беседах с Катериной она учит ее быть похитрее.
Варвара тайно встречается со служащим купца Дикого, Иваном Кудряшом. Зная, что мать не одобрит ее выбор, она бегает на свидания по ночам и не мучается, как Катерина, угрызениями совести. Она решается на побег из дома с Кудряшом, чтобы избавиться от материнского деспотизма. Горячей любви у неё к Ваньке Кудряшу нет, судя по авторской ремарке: целует холодно. Варвара умеет приспособиться к жизни, она, в отличие от матери, нежестока, сочувствует Катерине.
Но это натура заурядная, без затей. Характеристика Бориса Григорьевича Борис и Катерина Борис Григорьевич — единственный персонаж пьесы, которому автор дал характеристику уже в самом начале, в перечне действующих лиц. Островский написал: «Молодой человек, порядочно образованный». Борис — племянник Дикого, приехал в город Калинов из Москвы. Он одевается модно, по-столичному, выделяясь из «общей массы» провинциальных жителей.
Но приехал он сюда потому, что родители его умерли от холеры, а от бабушки осталось наследство, получить которое он может, только обратившись к своему дяде. Получение наследства зависит от того, насколько почтителен Борис будет со своим дядюшкой Савелом Прокопьевичем. Образ Бориса так же противоречив, как и образ Тихона. Каждый из героев пьесы дает ему свою характеристику. Кулигин говорит: «Хороший он человек».
По мнению Варвары, он скучный. Кудряш характеризует его как смирного. Чтобы получить наследство, Борис вынужден работать на своего дядю, даже не зная, заплатит ли тот. Борис любит Катерину, но материальная зависимость порабощает его. Когда Катерина просит взять ее с собой в Сибирь, он, боясь гнева Дикого, отказывает.
Борис не тот герой. Катерина, по словам Добролюбова, полюбила его «на безлюдьи». Бесхарактерность, слабоволие и Бориса, и Тихона тоже посодействовали тому, что Катерина покончила с собой. Критика рассматривает Дикого как «яркого представителя темного царства». Приятель Кабанихи представлен типичным самодуром, полагающим.
Савел Прокопьевич ворчлив, груб, падок на ругань. Нередко «отыгрывается» на своём племяннике, которому ничего не остается, как терпеть «закидоны» старика. Работников и слуг он ни в грош не ставит. Терпя отвратительное отношение к себе, работники не уверены, что получат вознаграждение за свои труды: этот персонаж известен жадностью. Савел Прокофьевич Дикий Островский даёт своему герою говорящую фамилию, показывая в его образе «человеческую дикость».
Это нарочито отрицательный персонаж. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — подобные заявления Дикого часто встречаются в пьесе.
Сестра мужа — легкомысленная Варвара — не испытывает к Катерине особой привязанности, но однажды провоцирует встречу Катерины и Бориса, в которого влюблена Катерина. Потеряв голову от любви, Катерина все же обнаруживает трусость и безволие Бориса, рассказывает все мужу и заканчивает жизнь самоубийством, утопившись в Волге. Русская классика. Музыка: Родиона Щедрина.
Фестиваль «Вперед к Островскому!» подарил зрителям несколько вариаций «Грозы»
Павла Петровна в исполнении Ирины Муравьёвой вызывает шквал эмоций у публики. Такого няньчества с сыном Мишей Бальзаминовым на сцене давно не было. Одна из самых смешных комедий просто выпала из столичного репертуара. В Малом театре, который считают домом Островского, ее не ставили полвека. Алексей Дубровский, режиссер-постановщик : «Малый театр, часто говорят традиционалисты, консервативный.
Я считаю, что это комплименты: должны быть традиции. Другое дело, традиции, как было сказано, это не поклонение пеплу, а передача огня. У театра есть свое лицо. Мне кажется, это очень важно».
По сути, это семейная история, поданная автором как социально-психологическая драма. Главная героини пьесы — Катерина — живет в семье со свекровью и нелюбимым мужем. Свекровь по прозвищу Кабаниха постоянно помыкает ей, стараясь поддерживать в семье домостроевские порядки, которые не нравятся ни сыну, ни дочери, ни невестке, но они не решаются возражать против них. Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Савела Прокопьевича Дикого. Читайте также: А.
Краткое содержание и анализ Когда супруг главной Катерины Тихон уезжает на время в столицу, влюбленные начинают тайно встречаться. Героиня счастлива с Борисом, но счастлива она только на короткое время, пока отсутствует муж. Любовь становится настолько сильной, что женщина ее не в силах скрывать. Она признается мужу, узнаёт об этом и свекровь, и дядя Бориса. Дикой отправляет племянника подальше от дома — в Сибирь.
История заканчивается трагически — Катерина бросается в Волгу с обрыва. Образы героев пьесы и их краткая характеристика Действие происходит в купеческой и мещанской среде. Всего героев пьесы — двенадцать, и автором задумано несколько человек «массовки» в сценах на улице и на берегу Волги. Шесть основных героев — члены семей Кабановой и Дикого. Главные герои Характеристика Катерины В критике образ главной героини «Грозы» вызвал наибольшие споры.
Добролюбов, характеризуя Катерину, назвал ее «лучом света в темном царстве». Темное царство — это семейные порядки, основанные на не самых удачных постулатах «Домостроя», атмосфера городка Калинова, который живет в скуке и сплетнях. Калинов, по замыслу автора, представляет собой всю провинциальную Россию. Катерине с её честностью и искренностью душно здесь. Катерина Николай Добролюбов считал Катерину характером «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным», он сравнивал её с большой многоводной рекой.
По его мнению, Катерина из тех, кто выдержит всё, преодолеет любые преграды, «а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов считал героиню пьесы обречённой на борьбу. При этом покорится ли она обстоятельствам или пойдёт на обман, — в любом случае «дойдёт до своего конца». Николай Александрович высоко ставит протест Катерины против принятых в семье Кабановых понятий о нравственности, точнее — подмены нравственности. Критик видит в Катерине героиню, «не желающую мириться или пользоваться жалким прозябанием» Н.
Другой, не менее известный, критик Д. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» излагает иную точку зрения на характер Катерины. Дмитрий Иванович, в отличие от Добролюбова, отстраняется от общего впечатления и подвергает образ Катерины спокойному анализу. Он не видит цельности её характера, а, напротив, подчёркивает противоречивость натуры Катерины. В душе героини «постоянно сталкиваются как бы две разные женщины».
По мнению критика, она «сама путает свою жизнь», а запутав её до конца, решает проблему «самым простым и глупым способом — самоубийством». Таким образом, Писарев не считает Катерину «лучом света в тёмном царстве». Он отмечает эксцентричность, крайнюю впечатлительность натуры героини. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности».
Критик видит в героине незрелую личность, сравнивает её с Ильёй Обломовым. При всей своей душевной красоте, чистоте и честности Катерина слабохарактерная, она живёт порывами, в ней нет устойчивости. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? Писарев Великий знаток человеческих душ Ф.
Достоевский в статье «»Гроза». Драма в пяти действиях А. Островского» называет личную драму Катерины закономерной, он не связывает её с идеей «пагубности патриархального деспотизма», которая многим виделась в «Грозе». Катерину как личность писатель считает слабейшей. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага.
Они заранее знают, что не перенесут своего падения, что за днями восторгов потянутся длинные годы слез и раскаяния, и что лучшее, чем может закончиться их горькая жизнь, будут высокие монастырские стены, или долгие и искренние странствия по разным богомольням, если только не омут какой-нибудь реки или дно ближайшего пруда. И все-таки падают» Ф. Фёдор Михайлович отмечает природную чистоту души героини, светлый поэтический мир Катерины, который создала её творческая душа. Муки совести из-за романтических отношений с Борисом она переживает именно по своей честности и чистоте. Не патриархальный уклад толкнул Катерину на страшный шаг, а сознание своей греховности: она не считает возможным для себя жить дальше.
Катерина воспитывалась в той же купеческой среде, что и Кабанова, но родительский дом был для неё отрадным воспоминанием: «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». В доме Кабановой вроде бы всё то же самое, но дух другой: все «как будто из-под неволи». Муж её полностью подчинился властной матери, и о другом положении дел не помышляет. Сестра мужа Варвара приспособилась к обстоятельствам: обманывает мать и живёт, как хочет. Катерина убеждена, что замуж выйти — всё равно что похоронить себя.
Порывистая, поэтическая натура её жаждет любви, она готова и мужа полюбить, но тот не понимает её состояния. Выход чувствам героиня находит в любви к Борису, тем самым порушив вековые устои. Более того Катерина вступает в противоречие со своей христианской верой. Измена мужу для неё становится страшнее самоубийства. Счастье запретной любви было недолгим, оно отозвалось тяжёлым внутренним разладом, депрессией.
Нравственные терзания усугубляла свекровь. Простившись с Борисом, Катерина уже не может вернуться домой: «…о жизни и думать не хочется,… люди, дом, стены — все противно». Удушающая атмосфера ханжества, нелюбви, непрощения даже к покаявшейся грешнице в доме Кабанихи, в самом городе Калинове добивает хрупкую натуру Катерины. Можно по-разному относиться к образу Катерины, можно объяснять её поступки слабостью характера, но не сострадать этой редкой по красоте души героине нельзя. Историческим прототипом, послужившим основой образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую, так как воспоминания о детстве и юности Катерины — это воспоминания актрисы.
Под влиянием рассказов Любови Косицкой, её облика, голоса у драматурга сложился образ Катерины. Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене. Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой Кабанихи Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми. Она домашний деспот, недаром ее прозвали Кабанихой. Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье.
Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера.
Так, например, его поразила разница между образом жизни девушек города Торжка и его замужних обитательниц. Если незамужним девушкам там было позволено и свободно гулять, и открыто общаться с парнями, то после вступления в брак молодые женщины должны были сидеть дома, а если и выходить, то кутаться в несколько платков. Это наблюдение затем и отразилось в «Грозе». В пьесе об этом говорит Кулагин: «А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками». За время своего путешествия Островский помимо Торжка посетил Тверь, Городню, Осташков, Ржев и другие провинциальные городки.
Она приковывает к себе внимание, пугает и заставляется нервничать. Гроза усиливает действие надвигающейся катастрофы, разворачивающейся трагедии. Никто и ничто не в силах противостоять ей. Катерина под действием этого природного явления решилась признаться мужу в неверности. С раскатом молнии героиня падает без сознания. Гроза олицетворяет угрозу, которая нависла над обществом. Что будет дальше? Люди живут с внутренней грозой, не давая своим эмоциям свободы. Островский связал название не только с ярким природным явлением, но и с чувством неизбежности к переменам, которые уже дав ждёт общество. Гроза — символ решительности, стихии, действия. Противоречия между героями достигли своего апогея. Перемены необходимы всем. О чем книга «Гроза» Маленький провинциальный городок Калинов. Люди живут своей привычной размеренной жизнью. Жестокая и деспотичная купчиха, богатый купец Дикой, его племянник Борис, вынужденный подстраиваться по своего дядю. Особое значение в «Грозе» автор придает фону жизни, обстановке. Сын Кабанихи никогда не перечит своей властной матери, он привык ей угождать и выполнять все ее прихоти. Его жена, очаровательная Катерина, томится в семье нелюбимого мужа. Началась гроза. Катерина в девичестве была счастливой и свободной. Сейчас же каждый ее шаг контролируется внимательной Кабанихой. Ее муж уезжает, Катерина просила, чтобы он взял ее с собой. Однако Тихон решил побыть наедине, подальше от суровой матери и жены. Катерина испытывает нежные и искренние чувства к Борису.
«Гроза» — краткое содержание и анализ
Афиша спектакля «Гроза», показанного 25 мая 1912 г. Товариществом драматических артистов под управлением А. Покровской на сцене Летнего театра и сада им. Бебешина г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 8 июня и 16 мая 1893 г. Товариществом драматических артистов на сцене Летнего театра г. Мухина г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 30 мая 1911 г. Товариществом русских драматических артистов под режиссерством Н. Крылова на сцене Зала общественного собрания г.
Афиша спектакля «Гроза», показанного 16 мая 1893 г. Товариществом русских драматических артистов под управлением И. Нарского на сцене Летнего театра в саду общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1907 г. Труппой драматических артистов под управлением Л. Лидиной на сцене Дома Общества попечения о начальном образовании г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 15 ноября 1888 г. Товариществом русских драматических артистов в зале Коммерческого казино г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 29 марта 1896 г.
Товариществом драматических артистов московского театра Ф. Корша на сцене Закаспийского Общества велосипедистов г. Афиша юбилейного любительского спектакля «Гроза», показанного 14 ноября 1909 г. Афиша любительского спектакля «Гроза», показанного 16 апреля 1900 г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 28 января 1901 г. Труппой русских драматических артистов под управлением А. Нежданова на сцене Железнодорожного театра г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 19 апреля 1892 г. Товариществом русских драматических артистов под управлением Н.
Скалон в доме А. Родзянко г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1908 г. Русскими драматическими артистами «Новой драмы» на сцене Народного дома г. Бахрушина Афиша спектакля «Гроза», показанного 8 сентября 1915 г. Труппой «Рабочего театра» под управлением А. Бренко на сцене Литературно-художественного кружка г. Из фондов Музея Москвы. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1898 г.
Товариществом московских драматических артистов под управлением Л. Линского на сцене Зала общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 18 февраля 1880 г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 28 ноября 1910 г. Труппой драматических артистов под управлением Н. Аниной на сцене Народного дома г. Бахрушина Афиша спектакля «Гроза», показанного 29, 30 ноября, 1 декабря 1880 г. Бахрушина Е. Образ Катерины стал мерилом творчества для многих великих русских актрис: Г.
Федотовой, М. Ермоловой, М. Савиной, П. Стрепетовой, Е. Найденовой, Е. Рощиной-Инсаровой, А. Федотова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Неизвестный художник. Из частной коллекции.
Стрепетова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Савина в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Пашенная в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Найденова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Рощина-Инсарова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра.
Гостем проекта станет Антон Ткаченко, кандидат педагогических наук, учитель литературы, заместитель директора частной школы «Золотое сечение». Пьеса Александра Островского «Гроза» давно превратилась в миф о самой себе. Литературный критик Николай Добролюбов на долгое время определил вектор классических постановок, где Катерина является «лучом света в темном царстве». Но в последние десятилетия пьеса, имеющая репутацию «школьного текста», находит отклик у режиссеров ведущих театров страны: «Современника», БДТ им. Товстоногова, Театра Наций, Театра им.
Кулигин на дух не переносил Кабаниху, считая, что она настоящий тиран в юбке, загнобивший всех домочадцев. Мечта Кулигина собрать вечный двигатель, но ни денег, ни возможностей у него нет. Такой талант и пропадает. Борису жаль его, но не меньше жаль себя и свою участь. Не хотелось ему провести молодость в этой глуши. Одно его держит здесь. Это Катерина. Он влюбился в нее с первого взгляда, но объясниться с девушкой не мог. Она была замужем. Появляется Кабаниха. Вместе с ней Катерина, Тихон и Варвара. Тихону досталось по-полной от матери. Она высказала ему все, что думает о его жене и его отношении к матери, которая незаслуженно ушла на второй план после его женитьбы. Кабаниха пошла восвояси. Тихон налетел на жену с упреками. Снять напряжение помогла рюмашка водки, любезно предоставленная Диким. Катерина изливает душу Варе. Как ей хорошо жилось у родителей и как ужасно сейчас. Жизнь не мила. Сердце беду чует. Варвара успокаивает ее. Как только Тихон уедет, они что-нибудь придумают. Появляется Барыня. Ее слова страшны и пронзают Катерину в самое сердце. Ей кажется, что все сказанное, адресовано ей. Варвара просит Катерину не принимать близко к сердцу слова сумасшедшей старухи. Тихон вернулся за женой. Запрещено замужним дамам разгуливать в одиночестве. Началась гроза. Действие 2 Катерина признается Варе, что влюблена в Бориса. Варвара понимает ее состояние и просит успокоиться. Она видит, что парень неравнодушен к девушке, но где им встречаться. Катерина сама пугается своих греховных мыслей. У нее муж, пускай нелюбимый, но они семья. Если совсем жизнь станет в тягость, она лучше в омут с головой. Варвара обещает что-нибудь придумать. Тихон собирается в дорогу. Мать дает наставления сыну о том, как должна себя вести его жена во время отъезда. Тихон как молитву повторяет ее слова. Все уходят. Катерина вдвоем с Тихоном. Она слезно просит взять ее с собой. Тихон категорически против. Падая на колени, Катерина просит взять с нее клятву, но муж остается непреклонен.
Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»? Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить. Рисунок Бориса Кустодиева. Так неужто ж замужнюю полюбили? Эх, Борис Григорьич, бросить надоть! Так до обеда время и пройдет». Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне. Тайна грозы Главная героиня Катерина боится приближающейся грозы: «К а т е р и н а с ужасом. Побежим домой! Может быть, Катерина боится, потому что, как и Дикой, просто недостаточно образованна и ее представления — это на самом деле суеверия? Однако Катерину покарает не безличная гроза — напротив, героиня накажет себя сама. Для пьесы это принципиально: даже искренне желающей жить по калиновским домостроевским правилам героине придется самой решать свою судьбу.
Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского
"Гроза" Островский А.Н - читать пьесу полностью ~ Проза (Пьеса) | Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. |
Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза» | Пьеса Александра Островского «Гроза» давно превратилась в миф о самой себе. |
Читать книгу: «Гроза»
Он определяет главные правила драмы и затем выясняет, что в пьесе Островского большинство из них нарушено. Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского. Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского. Пьесы Островский Александр Николаевич В этом сборнике собраны лучшие образцы творчества именитого драматурга и создателя театральной школы Александра Николаевича Островского: история вынуж. "Гроза" была завершена Островским в 1859 году и вскоре поставлена в театрах Москвы и Петербурга, а уже в 1860 году была опубликована. Драма «Groza» создается по мотивам пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Краткое содержание «Грозы». Пьеса А. Н. Островского за 10 минут
Первым спектаклем стала «Гроза. Искушение» по пьесе Александра Островского. В оригинале пьесы, кажется, мистического мало — разве что странник Фекл Андрей Ребенков выступает посредником между Словом Божиим и жителями вымышленного Калинова. Ощущение таинственного мистицизма усиливает и освещение — то холодное, делающее все лица мертвенно-бледными, то, наоборот, теплое — в сценах, где желтый прожектор светит из глубины сцены и оставляет лишь графичные силуэты персонажей. Трагический исход истории здесь предвосхищается с первых же сцен, когда знаменитый монолог Катерины «Отчего люди не летают?
На этот раз для зрителей распахнул двери Александринский театр. Публика восприняла спектакль благосклонно. Критики особенно отмечали Александра Мартынова, который раскрыл свой талант в роли Тихона. Евдокия Панаева, жена литератора Ивана Панаева, пишет в своих воспоминаниях: «Я была на первом представлении «Грозы» Островского. Мартынов так сыграл свою роль, что дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды.
Все зрители были потрясены его игрой. В «Грозе» Мартынов показал, что обладает также замечательным трагическим талантом». К сожалению, судьба актёра оказалась трагична: летом 1860-го он скончался от чахотки. Гликерия Федотова в роли Катерины, Малый театр, 1866 год.
Образ Бориса так же противоречив, как и образ Тихона. Каждый из героев пьесы дает ему свою характеристику. Кулигин говорит: «Хороший он человек». По мнению Варвары, он скучный. Кудряш характеризует его как смирного. Чтобы получить наследство, Борис вынужден работать на своего дядю, даже не зная, заплатит ли тот. Борис любит Катерину, но материальная зависимость порабощает его. Когда Катерина просит взять ее с собой в Сибирь, он, боясь гнева Дикого, отказывает. Борис не тот герой. Катерина, по словам Добролюбова, полюбила его «на безлюдьи». Бесхарактерность, слабоволие и Бориса, и Тихона тоже посодействовали тому, что Катерина покончила с собой. Критика рассматривает Дикого как «яркого представителя темного царства». Приятель Кабанихи представлен типичным самодуром, полагающим. Савел Прокопьевич ворчлив, груб, падок на ругань. Нередко «отыгрывается» на своём племяннике, которому ничего не остается, как терпеть «закидоны» старика. Работников и слуг он ни в грош не ставит. Терпя отвратительное отношение к себе, работники не уверены, что получат вознаграждение за свои труды: этот персонаж известен жадностью. Савел Прокофьевич Дикий Островский даёт своему герою говорящую фамилию, показывая в его образе «человеческую дикость». Это нарочито отрицательный персонаж. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — подобные заявления Дикого часто встречаются в пьесе. Влиятельное положение Дикого в городе подчеркивает ущербное мировоззрение калиновцев: уважают не достойную личность, а «толстый кошелек». Характеристика Ивана Кудряша Иван Кудряш Конторщик в доме Дикого — единственный персонаж, не испытывающий страха перед своим хозяином. Он понимает, что нужен Дикому, и может позволить себе огрызаться. Кудряш недурён собой, поёт, играет на гитаре, самодоволен. Он пользуется успехом у противоположного пола, и сам «лих на девок». Кудряш грубоват, но незлой, способен посочувствовать. С Варварой он схож характером по бойкости и весёлости, но надеяться на продолжительность их отношений при его ветрености не стоит. Кудряшу не откажешь в решительности: сбегает с Варварой, бросив всё. Другие персонажи Второстепенные персонажи создают фон, они хоть и мало действуют, но важны для оформления авторского замысла и придания колорита произведению. Доморощенный механик Кулигин — мещанин по происхождению, примерно 50 годов. Добавлен в произведение как носитель новых взглядов и идей прогресса, не получающих поддержки в закоснелой консервативной среде провинциального городка. Мечтатель, человек поэтической наружности, стремящийся изобрести «вечный двигатель», на их фоне показан добрым, интеллигентным и начитанным. Драматург отводит ему второстепенную роль, демонстрируя, что такие люди очень часто остаются незамеченными. Пусть идеи Кулигина и кажутся завиральными, этот герой вызывает симпатию. Его фамилия не случайно схожа с фамилией Кулибина — известного изобретателя, вышедшего из народа. Странница Феклуша — на первый взгляд, неприметный персонаж, никак не определяющий повороты сюжета. Она добавлена в пьесу для расширения контекста. Сам по себе образ странника восходит к фольклорной традиции. На примере Феклуши иллюстрируется народное мировоззрение, её функция состоит в поддержании «колорита темного царства» и мифа о всемогуществе купечества. Эта героиня — антипод Кулибина. Её суждения примитивны и ограничены. По возрасту она ровесница Кабанихи, а по уровню умственного развития — дитя. Эта черта характера подчеркивается и уменьшительной формой имени. Она не Фекла, а именно Феклуша. Дворовая девка Глаша — приметный экземпляр, выделенный из «общей массы» слуг. Работоспособная, услужливая и тактичная, какой и подобает быть работнице, Глаша при этом показывает черты яркой личности, имеющей на всё свой взгляд. Героиня иронично относится к самой себе, Глаша общительна, вызывает доверие. Колорита и объема образному ряду добавляют такие герои, как Шапкин и безымянная престарелая барыня. Первый появляется уже в самом начале произведения и служит для раскрытия образов других персонажей, проявляется как малоинициативный, заурядный человек. Семидесятилетняя старуха, обозначенная в списке «действующих лиц» как «барыня с двумя лакеями», иллюстрирует «дряхлость» предрассудков и в то же время «олицетворяет злой рок». Созданием разноплановых персонажей Островский продемонстрировал читателю и зрителю целую вереницу русских характеров, отражающих разное отношение человека к несвободе. Одни примиряются с ней и теряют свою личность, другие ведут внутреннюю борьбу, сохраняя человеческое естество, третьи стремятся к преодолению рамок, к выходу за грани несвободы. Краткое содержание пьесы подробно по действиям Действие 1 Первая сцена начинается диалогом Кулигина с Кудряшом. Разговор о природе, которой первый восторгается, а второй высказывает к ней равнодушие, переходит на обсуждение личности запримеченного вдали Савела Прокофьевича. Здесь читатели или зрители знакомятся с Диким и узнают историю Бориса. Знатный купец выражает недовольство появлением племянника, для которого он остался единственным родственником. Сварливый самодур не горит желанием делиться с Борисом деньгами, завещанными племяннику бабушкой. Борис сетует на то, как ему тяжело в Калинове, ведь здешних порядков и обычаев он не знает. Герои перемывают косточки дядюшке — Дикому. Кулигин рассуждает о том, как тяжело добыть состояние честным путем и делится своими планами и идеями, направленными на благо человечества. Он находит понимание у Бориса, которому жаль в свои молодые годы «гнить» в этом захолустье. Борис рассказывает о своей влюбленности в Катерину. Во второй картине появляются Кабаниха с Тихоном и Варвара с Катериной Матушка «распекает» сына, говоря о том, что «жена ему стала дороже матери», и он неправильно с ней себя ведет. Разве будет жена бояться и слушаться такого рохлю? Тихона утомили наставления Кабанихи, но он продолжает их выслушивать. Чувствуется, что герой разрывается между матерью и женой. Мечтательная Катерина в беседе с Варварой сравнивает себя с птицей. Ранее она летала на воле. Девушка вспоминает о своей прежней жизни, так сильно контрастирующей с сегодняшним днем. Теперь она «вянет» в глуши. Женщина думает о смерти и говорит, что больше не любит своего мужа.
Так, в Калязине он встретил "пронзительного мужика", а в Торжке — наблюдал за свободой, которой пользовались девушки, и полным отсутствием этой свободы у замужних женщин. Эти наблюдения легли в основу характеристик персонажей и ситуаций в "Грозе". Сюжет "Грозы" разворачивается в вымышленном городке Калинове и касается жизни семейства под властью деспотичной Кабанихи. В центре повествования — трагическая история любви Катерины и Бориса, невозможность существования искренних чувств в обществе, основанном на лицемерии и деспотии.