Содержание материала. Матвей Семенович Башкин. bas. Все страницы. Матвей Семенович Башкин и его соучастники. Башкин, Матвей, основатель “ереси Б.”. О первоначальной жизни его до 1553 года, когда он явился для религиозных совещаний и исповеди к священнику Благовещенского собора в. это суд над сыном боярским Матвеем Семеновичем Башкиным и его. Матвей Семёнович Башкин (XVI век) — представитель реформационного движения, вольнодумец-гуманист, основатель «ереси Башкина». Башкин отрицал свое еретичество, но, находясь в заключении, заболел, "богопустным гневом обличен бысть, бесу предан и язык извеся, непотребная и нестройная глаголаше на многие.
Дело матвея башкина кратко
Матвей Семёнович Башкин (русский: Матвей Семёнович Башкин) был русским боярским отпрыском во времена Ивана Грозного, обвиненным в ереси за отрицание учения о Троице. Матвей Башкин происходил из семьи мелкопоместных детей боярских, входил в III статью «избранной тысячи». Башкин Матвей Семенович, русский мыслитель-гуманист середины 16 в., представитель реформационного движения.
Башкин Матвей Семенович
Хотя Феодорит ни в чем не был уличен, но тем не менее как согласник и товарищ Артемия был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где ему делали всякие поругания приятели суздальского владыки, бывшего прежде кирилло-белозерским игуменом. Через полтора года по ходатайству бояр Феодорит был освобожден. Дьяк Висковатый подпал суду в том же деле, но совсем по иному вопросу. Он изъявлял разные сомнения по поводу приемов тогдашнего иконописания, между прочим, соблазнялся тем, что Христа изображали в ангельском образе с крыльями, что писали образ Бога-Отца, тогда как, по его мнению, не следовало вовсе изображать невидимого Божества, как равно и бесплотных сил, не одобрял также человековидных изображений добродетелей и пороков. Его осудили на трехлетнее церковное покаяние.
Это обвинение особенно замечательно тем, что в нем видна злоба духовенства, хотевшего запретить мирянам свободное суждение о предметах религии. Знай свои дела, которые на тебя положены. Когда ты овца, не твори из себя пастыря. Во время производства этого дела или, быть может, тотчас по окончании его, привезен был в Москву из белозерских монастырей монах Феодосий Косой с несколькими товарищами, также обвиняемыми в еретических мнениях.
Их посадили под стражу в одном из московских монастырей; но Косой склонил на свою сторону стражей и бежал вместе со своими товарищами. Он нашел себе убежище в Литве, женился на еврейке и проповедовал ересь с большим успехом, тем более, что в литовско-русских владениях распространялись тогда с запада так называемые арианские мнения. Автор представляет, что к нему приходят три последователя ереси Косого и излагают учение своего наставника, а Зиновий опровергает их. Из этого сочинения мы узнаем, что Косой был раб, убежавший от своего господина на господском коне и захвативший с собою одежду и еще кое-какие вещи.
Последователи его доказывали, что это было не воровство, а, напротив, вознаграждение, которое следовало бежавшему за его службу господину. Феодосий постригся в одном из монастырей Белозерья и своим умом приобрел к себе такое уважение, что даже прежний господин, узнавши о нем, относился к нему с приязнью. По известиям, передаваемым книгою Зиновия, Феодосий отвергал св. Троицу, божество Иисуса Христа, считая его только богоугодным человеком, посланником свыше.
Зачем ему приходить в плоть, если всемогущий Бог создал все своим словом, то словом же мог обновить свой образ и подобие и без вочеловечивания. Никакого обветшания и падения образа и подобия Божьего во человеке не было. Человек создан смертным, как и все другие животные — рыбы, гады, птицы, звери. Косой называл иконы идолами и подводил к ним разные изречения Ветхого Завета, направленные против богослужения, вооружался против поклонения мощам и по этому поводу указывал на Антония Великого, который порицал египетский обычай сохранять тела мертвых.
Монастыри он называл человеческим изобретением и указывал, что ни в Евангелии, ни в апостольских сочинениях нет о них ни слова. Они знают только пение да каноны, чего в Евангелии не показано творить, а отвергают любовь христианскую, нет у них духа кротости, — они не дают узнать нам истину, гонят нас, запирают в тюрьмы. В Евангелии не велено мучить даже и неправых.
В ней нет его имени, но по характеру указаний о его содержании, которые даются монастырским властям, следует, что это был не рядовой ссыльный.
Из дошедших источников известно, что в декабре 1553 г. Германом Полевым был доставлен в монастырь на пожизненное заключение Матвей Башкин, осужденный собором 1553-1554 г. Изучение текста грамоты позволило установить, что она аналогична грамоте о ссылке в Соловецкий монастырь в январе 1554 г. В ней, как и в Волоколамской грамоте, отсутствуют скрепы по листам, а дата ссылки старца 1554 г.
И Артемий, и Башкин были сосланы почти в одно время — Матвей Башкин в декабре 1553 г. Далее тексты сходны за исключением некоторых слов: «безбожные еретики», «еретически единомысленицы», «божественный Иван Златоуст» — в Волоколамской грамоте; «богохульники еретики», «богохульники единомысленицы», «блаженный Иван Златоуст» — в Соловецкой. Текстуальное тождество обоих документов и полнота Соловецкой грамоты позволяют восстановить лакуны в тексте архивной находки и определить число отсутствующих в ней листов. Волоколамский отрывок — это шестой лист грамоты, утерянными являются первые пять и последний, седьмой, листы.
Сделанные наблюдения позволяют предположить, что публикуемый документ является отрывком соборной грамоты о ссылке Матвея Башкина в Иосифо-Волоколамский монастырь в 1553 г.
Воочию убедившись в таком требовании Нового Завета, Башкин не только публично покаялся и собственноручно распустил всех своих крепостных, оставив у себя только тех, кто добровольно пожелал ему служить, но и повсеместно доказывал, что холопство противоречит евангельскому учению о равенстве людей. Такое яркое противление существовавшей системе крепостного права не осталось незамеченным властями и Башкина, вместе с сочувствующими ему людьми, взяли под стражу. На следующем церковном Соборе во время допросов Башкин в отчаянном испуге открыл имена своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также братьев Игнатия и Фому. Не имея возможности обвинить Башкина в подрыве существовавшей на тот момент системе крепостного права, Собор обвинил его в ереси. Из посланий митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку «ересь» Башкина описывалась следующими обвинениями: 1.
Истинное и святое тело Христа и истинную и святую кровь Его [во время причастия] ни во что полагает, но как просто хлеб и просто вино вменяет; 3. Святую и соборную апостольскую церковь отрицает, глаголет, яко верный собор [собрание верующих] — сие есть только церковью, сия же зданная ничтоже есть; 4. Божественные воображения плоти Христовой и Пречистой Богоматери и всех святых Его истинных икон изображения идолами нарекает; 5.
За процессом, по всем правилам, следят наблюдатели и камеры видеонаблюдения. С хорошим настроением, все довольные, счастливые.
На нашем участке внештатных ситуаций зарегистрировано не было. Люди нормально ко всему относятся, - говорит Андрей Панов, председатель участковой избирательной комиссии. Ответственность за будущее сейчас в наших руках, и понимает это каждый, кто приходит голосовать.
Дело матвея башкина кратко
Церковный собор приговорил Феодосия к тяжкому наказанию, но ему удалось вырваться из цепких лап инквизиторов и бежать в Литву. Кровавый террор по отношению к еретикам и другим противникам церкви получил широкое распространение и нашел отражение в народном творчестве. В былине о Добрыне Никитиче рассказывается, например, как он «учил» жену свою Марию Игнатьевну — еретичку, безбожницу: Сперва отсек руки и ноги, а затем голову. И этот язык не надобен, Знал он дела еретические. По мере того как ограничивались феодальные права церкви, обязанность бороться с ересями принимала на себя государственная власть, осуждение же церковных противников по-прежнему производилось иерархами церкви.
При содействии и по настоянию московских митрополитов Даниила и Макария «церковные мятежники» стали рассматриваться как государственные преступники. На борьбу с «обидящими церковь» государство ополчилось в контакте с представителями церкви. На стоглавом соборе 1551 г.
Сайт «Парламентской газеты» - это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp. В рубрике «Деловая экспертиза» публикуются материалы на правах рекламы.
Истинное и святое тело Христа и истинную и святую кровь Его [во время причастия] ни во что полагает, но как просто хлеб и просто вино вменяет; 3.
Святую и соборную апостольскую церковь отрицает, глаголет, яко верный собор [собрание верующих] — сие есть только церковью, сия же зданная ничтоже есть; 4. Божественные воображения плоти Христовой и Пречистой Богоматери и всех святых Его истинных икон изображения идолами нарекает; 5. Покаяние ни во что полагает, глаголя: пока не престанет человек грех творить, даже если у священника покается, несть ему греха; 6. Отеческим преданиям и их житию баснословие вменяет; 7. Все божественные писания баснословием нарекает, «Апостол» же и «Евангелия» неистинно излагает. Собор счел Башкина виновным в ереси и приговорил его к пожизненному заключению в Волоколамский монастырь, где, согласно ряду исследований, Башкин был сожжен в опричнину. Привалов И.
Дьяк Висковатый подпал суду в том же деле, но совсем по иному вопросу. Он изъявлял разные сомнения по поводу приемов тогдашнего иконописания, между прочим, соблазнялся тем, что Христа изображали в ангельском образе с крыльями, что писали образ Бога-Отца, тогда как, по его мнению, не следовало вовсе изображать невидимого Божества, как равно и бесплотных сил, не одобрял также человековидных изображений добродетелей и пороков. Его осудили на трехлетнее церковное покаяние. Это обвинение особенно замечательно тем, что в нем видна злоба духовенства, хотевшего запретить мирянам свободное суждение о предметах религии. Знай свои дела, которые на тебя положены. Когда ты овца, не твори из себя пастыря. Во время производства этого дела или, быть может, тотчас по окончании его, привезен был в Москву из белозерских монастырей монах Феодосий Косой с несколькими товарищами, также обвиняемыми в еретических мнениях. Их посадили под стражу в одном из московских монастырей; но Косой склонил на свою сторону стражей и бежал вместе со своими товарищами. Он нашел себе убежище в Литве, женился на еврейке и проповедовал ересь с большим успехом, тем более, что в литовско-русских владениях распространялись тогда с запада так называемые арианские мнения. Автор представляет, что к нему приходят три последователя ереси Косого и излагают учение своего наставника, а Зиновий опровергает их.
Из этого сочинения мы узнаем, что Косой был раб, убежавший от своего господина на господском коне и захвативший с собою одежду и еще кое-какие вещи. Последователи его доказывали, что это было не воровство, а, напротив, вознаграждение, которое следовало бежавшему за его службу господину. Феодосий постригся в одном из монастырей Белозерья и своим умом приобрел к себе такое уважение, что даже прежний господин, узнавши о нем, относился к нему с приязнью. По известиям, передаваемым книгою Зиновия, Феодосий отвергал св. Троицу, божество Иисуса Христа, считая его только богоугодным человеком, посланником свыше. Зачем ему приходить в плоть, если всемогущий Бог создал все своим словом, то словом же мог обновить свой образ и подобие и без вочеловечивания. Никакого обветшания и падения образа и подобия Божьего во человеке не было. Человек создан смертным, как и все другие животные — рыбы, гады, птицы, звери. Косой называл иконы идолами и подводил к ним разные изречения Ветхого Завета, направленные против богослужения, вооружался против поклонения мощам и по этому поводу указывал на Антония Великого, который порицал египетский обычай сохранять тела мертвых. Монастыри он называл человеческим изобретением и указывал, что ни в Евангелии, ни в апостольских сочинениях нет о них ни слова.
Они знают только пение да каноны, чего в Евангелии не показано творить, а отвергают любовь христианскую, нет у них духа кротости, — они не дают узнать нам истину, гонят нас, запирают в тюрьмы. В Евангелии не велено мучить даже и неправых. В Литве Феодосий и его соучастники успешно распространяли свою ересь. Конец Феодосия неизвестен.
Матвей Башкин
Ищете людей с именем Башкин Матвей? Посмотрите, каких людей с такой фамилией мы нашли в базе социальной сети Фотострана. Известно, что после осуждения один из «еретиков» — Матвей Башкин — был отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Башкин Матвей Семенович, русский вольнодумец середины 16 века, дьяк. Происходил из среды небогатых дворян.
Великорусскіе религіозные вольнодумцы в XVI веке. Матвей Башкин и его соучастники Феодосій Косой
Об этом заявил член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин. Возникло очень любопытное дело, объясняющее нам способ тогдашнего вольномыслия – это суд над сыном боярским Матвеем Семеновичем Башкиным. На церковном соборе 1554 г. как «безбожного еретика и отступника православной веры» осудили Матвея Башкина. Башкин, Матвей, основатель "ереси Б.". О первоначальной жизни его до 1553 года.
Башкин Матвей Семенович
Владимира Андреевича - кн. Турунтаем-Пронским заставили царя ускорить следствие. В Москву из Порфириевой пуст. Позднее на суде Артемий отрицал свою принадлежность к кружку Б. Осенью 1553 г. Во время Собора дьяк И. Висковатый подал записку царю, в к-рой сообщал, что роспись кремлевского Благовещенского собора, сделанная под наблюдением свящ. Сильвестра, нарушает каноны. Висковатый объявил новые иконы плодом «злокозньства» Б.
На Соборе царь лично «испытывал» еретиков, и Б. В дек. Максиму Греку. Из материалов Собора следует, что еретики отрицали Св. Троицу, не признавая Иисуса Христа и Св. Духа равными Богу Отцу, Б. Евангелие Там же. Собор осудил еретиков «неисходным быти, да не сеют злобы своея роду человеческому» ПСРЛ.
Источники еретических взглядов Б. На следствии Б. Курбский считал, что вольномыслие Б. Влияние идей Реформации на формирование учения Б.
И только несколько времени спустя Иоанн, под влиянием внушений митрополита Макария, приказывает заключить Б. Собор начался в 1553 году и не позже октября к этому месяцу только относится первая пометка в документах о соборе и продолжался в следующем году, когда был подвергнут суду игумен Артемий, обвинявшийся в соучастии с Б. На соборе, имевшем свои заседания в царских палатах, присутствовали, под председательством митрополита Макария, архиепископ ростовский — Никанор и епископы: суздальский — Афанасий, рязанский — Кассиан, тверской — Акакий, коломенский — Феодосий и сарский — Савва, вместе с многочисленным духовенством. На соборе присутствовал сам царь со своими братьями и со множеством бояр.
Такова сущность ереси Б. Что здесь принадлежит лично Б. Несомненно, кажется, только одно, что судьи хорошо еще помнили учение жида Захария, осужденное собором 1504 года, тайно сохранявшееся в Москве до 1553 года. Они даже для обличения Б.
Об этом человеке мы знаем то, что он был родом из Пскова, избран в игумены Троицкого монастыря, приобрел там общую любовь, но вскоре на него пало подозрение в вольнодумстве. Он снял с себя игуменство и удалился в Нилову пустынь вместе с другом своим Порфирием. Когда началось дело Башкина, их обоих вызвали оттуда, как будто за тем, чтобы присутствовать на соборе, а на самом деле за тем, что считали их подозрительными. Еще Башкин, как видно, не сознавался, а Артемия побуждали спорить с ним и обличать его. Артемий уклонялся от спора иговорил: «Это не мое дело». Но когда Башкин пришел в расстройство и начал оговаривать исебя, и других, Артемий ушел из Москвы в свою пустыню, но был возвращен и предан соборному суду. Ему ставили в вину эту самовольную отлучку. Он сказал, что убежал от «наветующих на него», но не хотел указывать, кто эти наветующие. По-видимому, Артемий не признавал Башкина еретиком и говорил только, что Матвей делает ребячество. Ты виноват, кайся». Эти ответы Артемия поставили ему в обвинение. Затем явился доносчик на Артемия, игумен Ферапонтова монастыря, Нектарий, который обвинял Артемия в том, что он в постные дни ел рыбу. Хотелось мне узнать: у них христианский закон такой ли, как у нас; но мне не указали тогда такого книжного человека». Это ты чинил не гораздо, это тебе вина». Нектарий обвинял Артемия еще в разных богохульствах и ссылался на старцев Ниловой пустыни; но старцы, призванные на собор, не подтвердили доноса Нектария. Другой обвинитель, троицкий игумен Иона, поднялся на Артемия. Прежде клали на челе иное знамение, а нынче большие кресты кладут; на соборе о крестном знамении много толковали, да ни на чем не порешили». Артемий отвечал: «Я только говорил о соборе, что на нем ничем не порешили о крестном знамении, а про самое крестное знамение так не говорил». Собор дал такой приговор: «Ты сам сознаешься, что говорил о соборе; стало быть, и то говорил, что в крестном знамении нет ничего; надобно верить Ионе. Это тебе вина». Третий обвинитель, троицкий келарь Адриан Ангелов, доносил следующее: «Артемий в Корнилиевом монастыре говорил: нет помощи умершим, когда по ним поют панихиду и служат обедню; тем они муки не минуют на том свете». Артемию на соборе объявили так: «Это ты говорил не гораздо; значит, ты отсекал у грешников надежду спасения и уподобился Арию. Надобно верить во всем Адриану. Четвертый обвинитель, троицкий старец Игнатий Курачев, доносил: «Артемий говорил про Иисусов канон: такой Иисусе; и про акафист Богородице говорил: радуйся! А как услышал слово Иисусово и о его заповедях, как Иисус велел пребывать и как житие вести, так горько делается заповеди Иисусовы исполнять; а про акафист я так говорил: читают: радуйся да радуйся, Чистая! А сами не радят о чистоте и пребывают в празднословии; стало быть, только наружно обычай исполняют, а не истинно». Может быть, я так и сказал, но я не говорил, что другие этого не знали, а говорил только про себя одного». С Артемия сняли сан и приговорили сослать на тяжелое заключение в Соловецкий монастырь. Он должен был жить одиноко и безвыходно в келье, не иметь ни с кем сообщения и ни с кем не переписываться. Ему позволяли причаститься Св. Тайн только в случае смертельной болезни.
Как он впоследствии написал в челобитной: «И мне то показалося добро» [4]. Написано: весь закон заключается в словах — возлюби искреннего своего, как сам себя; если вы себя грызёте и терзаете, то смотрите, чтобы вы не съели друг друга. Вот, мы Христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы нарядные фальшивые , на иных полные, а другие беглых держат. Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня — пусть живёт, а не нравится, пусть идёт куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас, мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя держать, чтобы их не томить. В конце концов он сообщил о столь странном духовном чаде своему сослужителю, протопопу Сильвестру : «Пришёл ко мне сын духовный необычен и великими клятвами умолил меня принять его на исповедь в Великий пост; многое предлагает мне вопросы недоуменные; требует от меня поучения, а в ином и сам меня учит, и я удивился тому и весьма усомнился» [5]. Сильвестр отвечал: «Каков-то сын то будет у тебя, а слава носится про него недобрая». То есть о Башкине уже говорили как о человеке подозрительном. Сильвестр решается доложить царю, но того в столице нет: он отправился в паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь. За отсутствие царя состоялась ещё одна встреча благовещенского протопопа и Башкина.