21 января 2024 года исполнится 100 лет со дня смерти Владимира Ульянова. Сегодня в Казани прошли мероприятия, приуроченные к 100-летию со дня смерти Владимира Ленина. Тегисколько лет со дня смерти ленина, ильин илья вячеславович декан мгу биография, дом отдыха отличник селятино михельсон, до ленина кто был, борьба за власть после смерти владимира.
«Научное достижение мирового значения»
- Столетие Ленина
- Генконсул КНР в Казани принял участие в мероприятии к 100-летию со дня смерти Ленина
- Исполнилось 100 лет со дня смерти Владимира Ленина
- Реквием по вождю
- Ленин жив? | СФИ
Ленин навсегда останется в делах и сознании нашего народа
Сегодня исполняется ровно сто лет, как не стало Владимира Ильича Ленина — легендарного вождя революции и мирового пролетариата. Сегодня исполняется ровно сто лет, как не стало Владимира Ильича Ленина — легендарного вождя революции и мирового пролетариата. За год до смерти Ленин диктует 30 минут в день, иногда больше. Сто лет со дня смерти: истек срок секретности документов о болезни Ленина. Посетители узнают интересные факты об истории Горок после смерти Владимира Ильича, в годы Великой Отечественной войны и о музеефикации усадьбы.
Лениниана. Миф и образ. К 100‑летию со дня смерти В. И. Ленина
Более того, они живы до сих пор, особенно в тех странах, которые держатся принципа коммунизма — Лаос, Вьетнам, Северная Корея и других. Координатор фракции КПРФ в Государственном Совете Татарстана подчеркнул, что это событие имеет символическое значение, так как Владимир Ильич тоже был студентом этого вуза. Кроме того, в Доме-музее открылась мини-выставка, посвященная Ленину. До 27 января все желающие смогут увидеть один из первых памятников вождя мирового пролетариата, созданный советским скульптором Николаем Шильниковым в 1925 году, макет Мавзолея, фотографии и документа, связанные с революционером.
В выпуске 22. Одни считают его гениальным политиком и строителем справедливого общества. Другие называют злодеем, по вине которого миллионы людей стали жертвами красного террора. О деятельности Владимира Ильича Ленина знает большинство наших соотечественников. В ДНР объявлен день траура по жертвам агрессии со стороны ВСУ, Шесть новых храмов строят и ещё восемь готовят к возведению на юге Москвы, Минюст России сформирует единый для всей страны правовой статус многодетной семьи.
Порой кажется, совсем давно, а иногда - только вчера. Во всяком случае, явственно ощущаю: вновь будто переживаю всю горечь утраты отца. Павелецкий вокзал.
Растянувшаяся на многие километры траурная процессия с гробом Владимира Ильича медленно движется к Колонному залу. Длинная очередь скорбящих людей протянулась от Тверской до Дмитровки, хотя гроб в Дом Союзов еще не внесли и никого пока не пускают. Люди стоят, переминаясь с ноги на ногу, несмотря на дикую стужу.
Как будто сама природа решила устроить испытание на стойкость москвичам, питерцам, многочисленным представителям из разных городов, приехавших отдать свой последний долг Ильичу. Потом стали жечь костры, чтобы хоть чуть-чуть согреться. Непрерывный нескончаемый поток людей.
И так, почти четверо суток подряд. Остановились у нас. Трудно было смотреть на Серго - он осунулся, побледнел.
Очень тяжело переживал смерть Владимира Ильича. Возвратился в первый вечер домой поздно, дал волю своим чувствам, плакал навзрыд. Потом немного успокоившись, сквозь слезы, стал рассказывать об Ильиче, вспоминать отдельные встречи с ним.
Мы, потрясенные сидели вокруг Серго и молчали, только слезы скатывались с наших глаз. Средь ночи я с Люцией Л. Джапаридзе, сестра Е.
Джапаридзе собрались уйти. Серго заметил, спросил: куда это мы направляемся, ведь мороз трескучий. Отвечаем: как куда - в очередь, как все...
Надо же спешить в Колонный зал. Стал отговаривать: дескать, заболеть можно. Напомнил 1919 год, когда совместно с нашей матерью пришлось настрадаться из-за наших тяжелых недугов.
Мы не поддавались этим уговорам. Тогда Серго обещал достать для нас пропуска. Мы сдались, но все же ушли, на ночь глядя.
Когда наша очередь подошла к Дому Союзов было уже ранее утро, что-то около шести. Поднялись по лестнице. Что творилось в душе - передать невозможно.
Траурные мелодии. Люстры, затянутые черным крепом. Венки, цветы.
Их великое множество и становится с каждым часом все больше. Тоска, боль. Мы уже совсем близко подходим к залу.
Слышатся приглушенные рыдания. Самим тоже хочется рыдать. На глазах пелена и, как мы напрягаемся, чтобы рассмотреть дорогое лицо Ильича почти ничего не видим.
Не успели оглянуться, как уже подвинулись к выходу. Бежим домой.
Раздел «Лениниана» посвящен «посмертному существованию» Ленина в советском массовом сознании и искусстве. На выставке представлены: живопись, пластика, медали и марки, редкие издания — всего более 200 предметов из фондов музея, частного собрания художника и коллекционера Сергея Бугаева и историко-мемориального музея «Смольный». Среди наиболее интересных экспонатов можно назвать лаковое панно «Советская культура» Мстера, 1985 год , эмалированную агитационную кастрюлю 1920-х годов. В специальной зоне отдыха посетители смогут послушать пластинки советского периода и почитать о детстве Володи Ульянова. Владимир Ульянов-Ленин — одна из ключевых фигур не только в русской, но и мировой истории. Еще в 1920 г.
Максим Горький отмечал, что «Ленин постепенно становится легендарной личностью».
Могучий взрыв эмоциональных чувств народа: к 100-летию со дня смерти Ленина
Кучук-адам насылает на Ленина гром и молнии, призывает хтонических чудищ из самой преисподней, но Ильич повергает их чудесным мечом. Степные животные как могут помогают Ленину. Птицы приносят целебные травы, сайгаки поят уставшего Ильича молоком, лисы и волки зализывают ему тяжелые раны. Но Кучук-адам превратился в женщину, отравил пулю ядом змеи, появляющейся на свете раз в сто лет, и тяжело ранил Ленина. Но тут сама змея не выдержала такого беспредела и осталась недовольна, что ее яд был использован так подло, поэтому она появилась на земле раньше срока и ужалила проклятого колдуна. Ильичу же пресмыкающееся принесло черный камень, который тут же исцелил борца за счастье народа. В первом издании книги встречаются узбекские, таджикские, казахские и киргизские слова. То есть, скорее всего «эпос» был состряпан человеком, который, возможно и не бывал в Средней Азии.
Зато, в переиздании 1930-го года, все эти ляпы были подчищены, и книгу назвали «туркменским народным сказанием», записанном в 1925-ом году в согдийском городе Канибадам. Соотвествено и многие имена в книге стали туркменскими. Упоминания Преисподней и шайтана из книги беспощадно вырезали, так что стало непонятно, чего это одни мифические существа Ленину помогают, а другие вредят. И битва в степи стала менее эпичной. Одно дело убить самого шайтана, а совсем другое колдуна, который подрабатывает киллером. Сказка ложь, да в ней намек Если имя автора «народного среднеазиатского эпоса» история не сохранила и сейчас трудно судить было ли это фальсификацией по госзаказу, или какой-то акын в самом деле нашел вдохновение в сложившейся политической ситуации, то определить, чьей фантазии принадлежит «казахская народная сказка» про Ленина труда не составило. Этнограф Файзуллина записала её якобы со слов степнячки в ауле на восток от Оренбурга, то есть на территории современной Актюбинской области.
В отличие от «эпоса» эта «народная» сказка, не может похвастать динамичным сюжетом. Тут Ленин-батыр, всего лишь пришел в трусливому Николай-хану то есть Николаю Второму и предложил ему трудный выбор: либо биться до смерти, либо поделиться. Ленин-батыр предложил Николай-хану забрать себе белую кость, то есть баев и купцов, да еще и все из богатства в придачу, а ему отдать черную кость, то бишь простой народ. Глупый и трусливый Николай-хан с радостью согласился. Но радость была преждевременной. Белая кость работать не хотела и не умела, и вскоре вся вымерла от голода, да еще и хана уморила. А черная кость, быстро построила новый мир, где все бесплатно могли брать еду и одежду, сколько душа пожелает.
Ленин-батыр только научил, как это делать правильно. Кажется, так доходчиво идеи марксизма-ленинизма простому народу еще никто не объяснял. Графоманы километрами писали сказы, былины, сказки, эпосы, народные песни», где фигурировал Ленин, как спаситель человечества. От автора требовалось лишь придумать незамысловатый сюжет и потом немного стилизовать его под фольклор. Этим видом «творчества» не брезговал даже автор «Малахитовой шкатулки» Павел Бажов. Хитрее всего поступили плакальщицы. После новости о кончине Ленина, коммунисты во многих городах организовывали вечера памяти, но с культурной программой было не очень.
Народу было не до речей с трибун, а панихиду в церкви, как раньше в случае смерти монарха, уже не закажешь. Зато профессиональные плакальщицы не упустили возможность подзаработать. Благо, тексты их причитаний оказались универсальными. В них только надо было вставить имя покойного. Этот стон у нас песней зовется Тем не менее, некоторые плакальщицы решили отличиться, и тем самым получить расположение новых властей. Например, в причитании Евдокии Копейкиной из Карелии говорилось: -Как при царскием правительстве было денег недохваточки, А у советской у Россиюшки, у нас хлебушка ведь досыта, У нас денежек ведь допьяна. Вон сады цветут - колхозные.
Все одетыи да все обутыи, у всех платьица да у всех ботинки. Наши хаты деревенские, электричеством да осветилися Как мы жить да будем, горемычные? Без тебя, да милый Володичка? Идея оказалась настолько успешной, что такие вот авторские покойнишные песни, вошли в отдельный сборник «народного творчества» и дожили до наших дней. До запуска первой ракеты в космос было еще почти 40 лет, но проект памятника Ленину на Луне уже существовал Некоторый профессиональные плакальщицы оказались еще хитрее. Они переиначили старинные причитания вдов, которых после смерти обещал опекать богатый родственник. Там обычно произносилось не только имя покойного, но и упоминался и благодетель, согласившийся «не дать сгинуть вдове горькой».
Так вот тут плакальщицы стали петь дифирамбы Льву-свет-Троцкому , да Давидовичу.
Для одних защита Ленина — это очень важно, для других, наоборот, важны похороны Ленина, поскольку коммунистов они на дух не переносят. Для них похоронить Ленина — то же самое, что похоронить коммунизм», — рассказал Данилин в беседе с «ФедералПресс». Кроме того, по мнению эксперта, традиционные выступления КПРФ — политический реверанс другим социалистическим странам. А вот для россиян в целом эта тема не так важна. А вот массово россиянам тема Ленина не просто не близка, а в целом не имеет никакого значения.
Это ток-шоу «похоронить Ленина», которое начинается каждый год, но для реальной политики эта тема вообще не значима», — поясняет политолог. Что касается личного мнения о судьбе «вождя мирового пролетариата», Павел Данилин предложил сделать из Мавзолея музей. Но потом. Надо чуть-чуть подождать, пока не ушли из жизни те, для кого это имеет большое значение.
Возможно ли сегодня применение на практике каких-то идей Ленина? Что в учении Ленина до сих пор является актуальным — это его своеобразное понимание диалектики, его политическая гибкость, его вернейший анализ конкретики, общественной, политической, экономической.
Это выдающийся диалектический мыслитель. И самое прискорбное в том, что именно это пласт его наследия остается невостребованным у современных левых. А абстрактные схемы рассуждений, которые самим ходом истории оторваны от общественной действительности, ими возведены в абсолют, что превращает Ленина в теоретическую мумию. Мавзолей — это гробница не столько тела Ленина, сколько пролетарской революционности как таковой. Нетрудно себе представить, как бы к этому отнесся сам Ленин. Но тонкость вопроса в том, что только сами трудящиеся, само левое движение имеет право прекратить это религиозное поклонение телу Ленина и его единому наследию, только они вправе вынести его из Мавзолея и похоронить.
Надо ли изучать труды Ленина? Изучать надо, но проблема в том, что некому его преподавать. Поколение тех обществоведов, которые знали наследие Ленина и воспринимали его правильно в историческом контексте, уже максимально сократилось, его уже почти не осталось. Поскольку адекватно трактовать работы Ленина и популяризировать его в широких масштабах некому, то возникает вопрос, может быть, его лучше запретить? Я, пожалуй, согласился бы с этим, Ленину же самому будет лучше. Но это невозможно, потому что произведения изданы такими гигантскими тиражами, что физически их будет невозможно изъять.
И все-таки, наверное, это хорошо. Пускай это останется историей для будущего изучения, для будущих поколений. Пока же судьба идей Ленина представляется мне печальной.
Либеральный путь развития той России был практически невозможен. Перед Россией, беременной рабоче-крестьянской, низовой, народной революцией, стоял иной выбор — коммунизм или фашизм. В значительном количестве стран периферии тогдашнего капитализма, таких же аграрно-индустриальных отсталых обществах был реализован именно фашистский в широком смысле слова сценарий модернизации. Возьмем к примеру Италию. Устрялов в своей интереснейшей книге, посвященной итальянскому фашизму, описывает состояние Италии перед приходом к власти Муссолини и его «чернорубашечников». Читая это описание, ловишь себя на мысли, что он говорит о России начала ХХ века. Устрялов пишет: «Италия — страна, главным образом, аграрная: земледельческого населения в ней вдвое больше, чем связанного с промышленностью 10 и 5 миллионов ».
Но то же самое можно сказать и о русском парламентаризме, который с самого своего возникновения в 1905 году был куцым и вялым, а когда он освободился от диктата самодержавного государства, то вообще показал свою недееспособность даже защитнику идеалов Февраля Колчаку пришлось избавиться от депутатов «Учредилки», которые лишь грызлись и вносили сумятицу, и перейти к личной диктатуре. Наконец, характеристика итальянской буржуазии у Устрялова мало отличается от того, что Ленин писал о русской либеральной буржуазии: «Итальянская буржуазия, с своей стороны, проявляла и социальную, и моральную неподготовленность стать действительным ферментом государственного порядка». Но одно очень важное и, как мы увидим впоследствии, оказавшееся ключевым отличие все-таки было. Итальянское крестьянство имело довольно-таки большую прослойку зажиточных фермеров — «кулаков» и близких к ним более или менее благополучных индивидуальных собственников или арендаторов земельных наделов. Согласно данным 1911 года, вместе они составляли более 5 миллионов человек, тогда как сельскохозяйственных батраков было несколько меньше — около 4 миллионов. Этим Италия напоминала Германию, где в 1930-е гг. Зажиточные землевладельцы-крестьяне, а также средние слои деревни вкупе с городскими средними слоями: служащими, торговцами, ремесленниками и составили социальную базу фашизма. Это признают практически все его исследователи: как марксистские, вроде современного историка А. Галкина, так и либеральные, как тот же Б. Более того, это хорошо понимали сами фашисты: французский поклонник Муссолини К.
Эймар писал: «Фашизм — это… восстание среднего класса против национального распада». Отсюда видно, что послужило той «железнодорожной стрелкой», которая перенаправила локомотив российского общества начала ХХ века в сторону победы большевистской революции. Конечно, это была неудача реформы П. Как известно, целью столыпинской реформы было разрушение крестьянской общины и создание прослойки крестьян-фермеров, которые стали бы опорой царского режима в отличие от общинников, которые выказали свою склонность к бунтам еще во время аграрных волнений 1902—1903 гг. А что бы было, если бы реформа удалась и кулацкий слой в российской деревне оказался бы крепким и жизнеспособным, а главное — многочисленным? Те, кто в наши дни создает культ П. Столыпина, обычно отвечают известной фразой самого реформатора, брошенной им в адрес революционеров: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Вот только мало кому приходит в голову, что эта «Великая Россия» была бы фашистской. Не секрет, что Столыпин брал за образец путь «прусского капитализма». Как уже говорилось, он хотел создать в русской деревне класс — «крепких хозяев», буржуа из народа союзников таких же городских «хозяйчиков» и лавочников , которые остановили бы лавину крестьянской и городской, «интеллигентской» революции.
В Германии а также в Италии, Испании и других странах периферии капитализма так все и сложилось: к началу 1930-х гг. В городе тоже преобладали средние слои служащие, ремесленники, торговцы , настроенные скорее консервативно. Именно поэтому коммунистической революции родине Маркса и Энгельса удалось избежать. Однако теперь, глядя из XXI века, мы знаем, что принесли Германии эти «крепкие хозяева». В 1933 году они в массовом порядке проголосовали за Адольфа Гитлера. Можно не сомневаться, что, если бы Столыпин добился своей цели, схожая судьба ждала бы и Россию. Объективно эта реформа готовила социальную базу русского фашизма. Современники, кстати, интуитивно понимали это. Не случайно известный политик-черносотенец Василий Шульгин с гордостью называл Столыпина «предтечей Муссолини». В частности, нашелся Столыпин — предтеча Муссолини».
Шульгин имел в виду, что Столыпин, как и Муссолини, выступил как лидер контрреволюции, но фраза эта гораздо глубже и содержательней. Ведь, как я уже показал, Столыпин, может, сам того не желая поскольку по своим взглядам он был умеренным либералом-государственником , готовил почву для политического движения и строя, подобного итальянскому фашизму или немецкому национал-социализму. А кто сыграл бы роль самого русского Муссолини, а то и русского Гитлера? Это можно попытаться угадать по эволюции русской белогвардейской эмиграции. Если в старшем поколении эмигрантов еще немало было деятелей с либеральным мировоззрением Милюков, Набоков, Керенский и сочувствовавших им, то среди эмигрантской молодежи «младороссы», «национал-максималисты» мы видим уже остро критическое отношение к «идеалам 1789 года» и явный интерес к итальянскому фашизму, впрочем, вкупе пока еще с критикой его примитивного национализма и этатизма. Представители же второго поколения эмигрантов или близки к фашистам и нацистам до неразличимости как «нацмальчики», будущие «энтээсовцы» , или прямо объявляют себя русскими фашистами и национал-социалистами как Константин Родзаевский.
Памятные мероприятия по случаю 100-летней годовщины со смерти Ленина прошли на Красной площади
21 января 2024 года исполняется 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина. 22 апреля в России отмечают 150 лет со дня рождения Владимира Ленина. 21 января исполняется 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина, учёного, революционера, великолепного политика и главного создателя советского государства.
Я вижу солнце-молот днем: к 100-летней годовщине со дня смерти Владимира Ильича Ленина
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870–1924 гг.)», который был приурочен к 100-летию со дня смерти В.И. Ленина. 21 января 2024 года исполняется 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина. Новости и события Российского исторического общества. Выставка приурочена к 100-летию со дня смерти В.И. Ленина и переименования Симбирска в Ульяновск. По завершении Круглого стола на лестнице особняка Бранта состоялось торжественное открытие выставки «Увековечить образ», посвященной 100-летию со дня смерти В. И. Ленина. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) скончался в Горках 21 января 1924 года в возрасте всего 53 лет после длительной болезни. 21 января 2024 года исполняется 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина.
Генконсул КНР в Казани принял участие в мероприятии к 100-летию со дня смерти Ленина
Решение сохранить тело Ленина первоначально возникло «не сверху», а «снизу», по желанию сотен и сотен тысяч людей того времени. Следовательно, когда сегодня время от времени раздаются предложения на предмет судьбы тела Ленина и его усыпальницы на Красной площади, необходимо подходить к столь деликатному вопросу не столько с позиции сегодняшних политических веяний они наверняка носят конъюктурный характер , сколько с учетом массовой реакции граждан на смерть руководителя советского государства. Видный американский историк и писатель Р. Пейн, автор одной из авторитетнейших книг на Западе о Ленине, довольно подробно пишет о мотивах возникновения Мавзолея, как усыпальницы вождя Октябрьской революции.
Несколько километров от Горок до ближайшей железнодорожной станции люди несли гроб на своих плечах. И потом, уже в Москве, в самую пургу, его гроб снова несли на плечах от Павелецкого вокзала к Дому союзов, бывшему дворянскому Благородному собранию. Со всех концов России несметными тысячами в Москву стекался народ Выделено нами — В.
Людские потоки устремились к Колонному залу. Утопая по колено в снегу, в двадцатиградусный мороз паломники выстраивались в длинные очереди. На улицах горели огромные костры, так люди пытались хоть немного согреться.
Поначалу было решено, что каждую ночь двери, через которые в Дом союзов текла очередь, будут закрываться. Но они оставались открытыми днем и ночью. С каменными лицами, не отрывая глаз от мертвого тела, они молча шли мимо гроба и, даже находясь почти у выхода, повернув голову назад, продолжали смотреть, как завороженные, на восковой лик, покоящийся на подушке».
Под сводами Колонного зала приглушенно слышались звуки революционных песен, которые доносились снаружи. Их пели многотысячные толпы, ожидавшие очереди на улице. Откликаясь на многотысячные предложения потрясенных до глубины души смертью Ленина отдельных граждан, коллективов фабрик и заводов сохранить тело вождя для грядущих потомков II Всесоюзный Съезд Советов принял постановление над могилой Ленина возвести на Красной площади «достойный мавзолей».
Могучий взрыв эмоциональных чувств народа был обусловлен следующими моментами. Народ с именем Ленина, как первого лица правящей партии коммунистов, связывал окончание только что завершившейся чрезвычайно кровавой братоубийственной по количеству погибших людей свыше 10 млн. С именем Ленина связывал первые успехи в возрождении сельского хозяйства и промышленности в ходе осуществления новой экономической политики НЭП.
Жириновского, что распад Российской империи на национальные государства был инициирован большевиками, на самом деле, этот процесс запустило Временное Правительство. В марте 1917 г. В июне 1917 г.
По украинскому примеру в июле 1917 г. Претендуя на роль национального правительства, она добивалась признания политической автономии Белоруссии. В сентябре 1917 года начал отделяться Северный Кавказ, поскольку в Екатеринодаре было учреждено «Объединенное правительство Юго-восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей».
Сталин несколько раз обсуждал проблему на ближнем круге ЦК — с понятным результатом. Когда к Ленину возвращалось сознание, он звал приехать Сталина и опять просил яду. Наталкивался на отказ и, в общем, чувствовал себя преданным — и с этим ощущением погружался в свое полу за бытье. Можно только представить меру его отчаяния.
Троцкий, беглый сталинский секретарь Борис Бажанов, а в 1990-х годах американский советолог Юрий Фельштинский, соавтор Литвиненко по книге «ФСБ взрывает Россию», путая времена и даты, на разные лады повторили эти инвективы. В таких версиях Ленин мог свободно разговаривать осенью 1923 года, а в самый день своей смерти написал записку никому не известному Гавриле Волкову, который якобы служил шеф-поваром «кремлевского санатория в Горках»: «Гаврилушка, меня отравили». Самое смешное, что люди, которые такое писали и рассказывали, не только ничего не понимали в личности Ленина, но и не имели ни малейшего реального представления о его состоянии в последние месяцы жизни. Как вы оцениваете его роль в истории России?
После временного отступления системы социализма в мире и победы контрреволюционного Черного Октября 1993 г. Начиная от топонимики российских населенных пунктов — и заканчивая его исторически сложившимся захоронением в самом сердце российской столицы. На одной только показушной «борьбе» со всемирно известным ленинским Мавзолеем за минувшее тридцатилетие сделали и продолжают делать себе сомнительные имена десятки политических авантюристов и проходимцев. Бесспорным рекордсменом — правда, все больше по уровню деградации и вымирания, — является весьма преуспевшая на ниве повальной декоммунизации бывшая Советская Украина.
Но было бы наивно думать, что последняя — это исключение из правил. Всюду, где вектор общественного развития идет по линии отрицания Ленина и ленинизма — всюду берут верх самые реакционные силы и торжествуют самые отсталые формы общественных отношений. Вот почему чем более очевидным для современников представляется тот исторический тупик, в котором человечество оказалось в условиях отступления социализма, тем все более разнузданной и оголтелой выглядит кампания очернительства светлого образа В.
Гости выставки "Ленин: рождение мифа" в Квартире-музее семьи Ульяновых в Ульяновске смогут познакомиться с воспоминания соратников и современников Ленина, с документами о создании Института В. Здесь же можно увидеть работы самого вождя пролетариата в сборниках, его настоящий почерк, а также произведения литературы и изобразительного искусства, написанные в год смерти Владимира Ильича.
21 января 2024 года - 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина...
Наверное, моё поколение были последними, кто знал про Ленина столько, сколько себя помнил. Нас постоянно рассказывали про него в садике -- хотя чувствовалось, что взрослые уже толком не верят в то, что говорят. Особенно воспитатели упирали на то, что Ленин якобы придумал детсады и школы: видимо, считалось, что так мы будем больше его любить; поэтому сперва я думала, что он изобретатель, а не политик. Когда я училась в школе, Ленин был всегда рядом, в виде памятника на центральной площади города, возле которой находилось наше учебное заведение. Каждую субботу рядом с памятником митинговали коммунисты с лозунгами "Бориса на рельсы, Чубайса на нары". Иногда к ним присоединялись черносотенцы. Но черносотенцы были не особо общительные в основном там просто стоял один мужик в костюме времен 1МВ с мечом из фольги , а с коммунистами мы любили, идя из школы, иногда поспорить. Те говорили, что мы ничего не понимаем и что у нас "все мозги в рюкзаках за спиной". А однажды, скорее всего, когда мне было 15 лет, а со смерти Ленина исполнилось 75, у памятника был большой митинг, и его снимали репортёры.
Накануне первой годовщины со дня смерти Ленина ВКП б разослал губкомам циркуляр с рекомендациями, как отмечать это событие. И почему это надо делать. ЦК партии был «обеспокоен попытками ревизии и подмены ленинизма троцкизмом под флагом ленинизма. Партия была поставлена перед фактом новой дискуссии и новой угрозы единству партии». Надо было все эти попытки уничтожить на корню за счет увековечивания имени Ленина. После смерти Ильича партия объявила Ленинский призыв. В Государственном архиве общественно-политической истории Туркестанской области хранятся почти метровые листы бумаги с уже угасающим текстом, но прочитать фамилии тех, кто вступал в партию Ленина, с помощью лупы можно. Многие люди хотели стать большевиками. Но их не принимали всех скопом. Надо было, кроме обязательных данных о дате рождения, месте проживания, социального положения, указать, принадлежал ли вступающий прежде к какой-нибудь другой партии, грамотный или нет? В партию записались батраки, малоимущие — Ленин обещал землю крестьянам. И они ее ждали. Судя по документам, мало кто мог читать и писать, чтобы добраться до сути обещанного вождем. Однако партия и это предусмотрела: на созданных курсах обязывали учиться грамоте. Я ознакомилась со списком предлагаемой литературы, читатель тоже может, после чего сделала вывод: не каждый старшекурсник истфака вуза мог с первого раза сдать экзамен по некоторым работам Ленина. А безграмотный крестьянин вряд ли мог вообще понять суть размышлений, споров и дискуссий Ильича по политическим вопросам. В год годовщины смерти Ленина во всех партийных ячейках проводились собрания. И на это была дана установка ЦК. Идеологический подтекст повесток дня был очевиден. Перечисляю пункты повестки дня с указанием фамилий докладчиков: 1. Теперь могу вернуться к объявленному в 1925 году сбору пожертвований на памятник Ильичу. Деньги народ не собрал, о чем в 1933 году на общем собрании профсоюзов предприятий и домработниц Чимкента сообщил его председатель. Судя по архивным документам, Чимкент долго находился без Ильича. Но упорство, с каким добивались исправления этой несправедливости, вызывает уважение. В 1957 году в горисполкоме решили к 40-летию Великого Октября торжественно «заложить в будущем в центре города между 2 и 10 кварталами памятник Ленину в виде монолитного камня с высеченной надписью: «Здесь будет воздвигнут памятник Великому Ленину, создателю первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян». Где этот камень теперь? Его следов нет, как и городских часов. Отношение к Ленину в разные периоды можно охарактеризовать как переход от всеобщего обожания до безразличия, а иногда и до презрения к создателю советского государства. Почему так происходило, очень сложный вопрос, предмет отдельного исследования. Вехи истории — это как ветер, который что-то унес, а что-то принес новое. И закрыл то, что было важно для людей.
Венков-то сколько! Наверное, его жена возьмет их к себе в комнату и повесит. На вопрос Раи, будут ли сегодня макароны, Вера отвечает: — Макароны нам дает Ленин. Из архива автора В этой же книжке есть, как детсадовцы в те дни играли в похороны Ленина. Цитата: "Игры в похороны имеют много вариантов, но в основе одно и то же: Дом Союзов, очереди, прощание с Лениным. Устраивают клуб, приносят гроб и ставят на стол. Толя — Троцкий говорит речь. Затем поют похоронный марш и Интернационал. У всех на груди бантики и на рукавах черные повязки. Несут гроб на Красную площадь. Толя взбирается на трибуну: — Товарищи! Ленин умер, а мы должны быть коммунистами. Все аплодируют. Гроб ставят под рояль, который изображает склеп. У стены становятся красноармейцы". Тульский библиогид На рубеже 1920-1930-х возник новый жанр советской детской сказки. Главным персонажем выступал сам Ленин и другие исторические деятели, помещенные в околосказочную реальность. Так, в сказке с говорящим названием "Скоро проснется Ильич" в доступной форме обыгрывался знаменитый тезис "Ленин — жив, Ленин будет жить! По сюжету Ильич просит "главного советского доктора" сделать так, чтобы он умер "только не совсем, а так, для виду". Цель эксперимента — выяснить: как будет управляться государство без ленинского пригляда? Ильич убеждается, что работа налажена им отменно — государство продолжает процветать и без его чуткого контроля. В финале Ленин успокоенно идет досыпать в мавзолей и "теперь уже, наверное, скоро проснется. Вот радость-то будет".
Современники, кстати, интуитивно понимали это. Не случайно известный политик-черносотенец Василий Шульгин с гордостью называл Столыпина «предтечей Муссолини». В частности, нашелся Столыпин — предтеча Муссолини». Шульгин имел в виду, что Столыпин, как и Муссолини, выступил как лидер контрреволюции, но фраза эта гораздо глубже и содержательней. Ведь, как я уже показал, Столыпин, может, сам того не желая поскольку по своим взглядам он был умеренным либералом-государственником , готовил почву для политического движения и строя, подобного итальянскому фашизму или немецкому национал-социализму. А кто сыграл бы роль самого русского Муссолини, а то и русского Гитлера? Это можно попытаться угадать по эволюции русской белогвардейской эмиграции. Если в старшем поколении эмигрантов еще немало было деятелей с либеральным мировоззрением Милюков, Набоков, Керенский и сочувствовавших им, то среди эмигрантской молодежи «младороссы», «национал-максималисты» мы видим уже остро критическое отношение к «идеалам 1789 года» и явный интерес к итальянскому фашизму, впрочем, вкупе пока еще с критикой его примитивного национализма и этатизма. Представители же второго поколения эмигрантов или близки к фашистам и нацистам до неразличимости как «нацмальчики», будущие «энтээсовцы» , или прямо объявляют себя русскими фашистами и национал-социалистами как Константин Родзаевский. Так что если бы России было отведено 20 лет, о которых мечтал Столыпин, то аккурат к 1926 году какой-нибудь Казембек организовал бы поход младороссов на Петербург, который бы закончился дуумвиратом Главы как официально именовался вождь партии младороссов и императора Михаила Второго, или просто и цивилизованно председатель Всероссийской фашистской партии Родзаевский победил бы на выборах в Думу. Впрочем, даже неудача реформы Столыпина полностью не закрывала России фашистский путь развития. Не появись на сцене истории Ленин и большевики, крестьянская революция захлебнулась бы, не обретя руководство в лице городской, сильной, организованной партии. И тогда к власти пришла бы единственная дееспособная в период Гражданской войны небольшевистская сила — конечно, имеются в виду белые военные диктаторы вроде Колчака и Врангеля. Трансформация их самих либо фигур из их ближайшего окружения в русских фашистов была бы лишь делом времени. Вспомним, что политическим наставником Константина Родзаевского — создателя зарубежной русской фашистской партии, являлся бывший член правительства Колчака Георгий Гинс, а одним из руководителей врангелевского РОВС Российский общевоинский союз был генерал фон Лампе, в годы Второй мировой войны активно сотрудничавший с нацистами и даже вошедший в 1944 году в состав власовского КОНР Комитет освобождения народов России. Если бы лавина крестьянского восстания 1917 года захлебнулась, большевистская революция в городах была бы подавлена в 1905—1906 гг. Коммунисты провели в России успешную модернизацию, приняв страну с сохой и оставив ее с современной промышленностью, космическими кораблями и атомным оружием. Фашисты — лично я в этом ничуть не сомневаюсь — привели бы Россию к краху. Россия, в отличие от Италии, Испании, Японии, — многонациональная страна. Фашистская идеология построена на доведенном до крайней степени национальном эгоизме, и для многонациональной страны такая идеология, очевидно, крайне опасна. В Германии в начале 1930-х гг. Превращение немецкого нацизма в государственную идеологию, определяющую политику государства, привело к разнообразным формам дискриминации евреев, а затем и к катастрофе Холокоста. Понятно, что русский национализм был не той идеологией, которая могла спаять воедино столь лоскутное в этническом отношении пространство. Скорее наоборот — Гражданская война показала, что именно идеология русского национализма, даже в его либеральном, умеренном варианте, которая была взята на вооружение белыми правительствами, отпугнула от белых и украинцев, и народы Кавказа, и татар с башкирами. Яркий пример — Башкирское войско, которое первоначально воевало на стороне Колчака, но, когда «верховный правитель» твердо заявил, что никаким национальным автономиям после победы над большевиками не бывать, башкиры почти в полном составе перешли на сторону красных; ведь Ленин обещал подписать с лидерами башкир договор о создании БАССР — и обещание свое сдержал. Думаю, вполне очевидно, что победа русского фашизма сделала бы распад страны лишь вопросом времени. Центральное правительство в лучшем случае удержало бы территорию этнографической Великороссии и Сибирь удержание Дальнего Востока при наличии сильной Японии было проблематичным. А ведь и такая Россия также заселена далеко не одними русскими, что сделало бы заметно уменьшившееся российское государство тоже крайне нестабильным. Особого внимания заслуживает положение с «еврейским вопросом» при таком развитии событий. Протофашистские русские организации вроде разных вариаций черносотенцев, как известно, были крайними антисемитами. На совести белых армий — также многочисленные еврейские погромы. Причем речь не о стихийных действиях низших чинов, как иногда пытаются доказать. Идеологи белого движения тоже были далеко не юдофилами. Самый известный философ «белой идеи» Иван Ильин в своей статье «Национал-социализм. Новый дух», написанной в 1933 году, сразу после прихода Гитлера к власти, зная о начавшейся дискриминации и травле евреев Германии и о возмущении этим за границей, защищал гитлеровцев: «Европа не понимает национал-социалистического движения. Не понимает и боится… Нам, находящимся в самом котле событий, видящим все своими глазами, подверженным всем новым распоряжениям и законам, становится нравственно невозможным молчать. Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе…» Несколькими строками ниже Ильин прямо поддерживает Гитлера в его преследовании евреев: «…я категорически отказываюсь расценивать события последних трех месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев, урезанных в их публичной правоспособности, в связи с этим пострадавших материально или даже покинувших страну. Я понимаю их душевное состояние; но не могу превратить его в критерий добра и зла, особенно при оценке и изучении таких явлений мирового значения, как германский национал-социализм. Да и странно было бы; если бы немецкие евреи ждали от нас этого. Ведь коммунисты лишили нас не некоторых, а всех и всяческих прав в России; страна была завоевана, порабощена и разграблена... Как минимум, официальное установленное государством объявление негражданами и запрет на профессии, прозябание. А вероятнее всего — многочисленные погромы и беззаконные расправы, массовые аресты, помещение в концлагеря и расстрелы по обвинению в участии в революционной деятельности. Отсюда вытекает еще один важный вывод.