Несомненно, тысячи евреев погибли в войну, но это надо рассматривать как реальность войны, которая привела к гибели миллионов людей со всех воюющих сторон. Там отмечают День памяти Холокоста и героизма еврейского народа во Второй мировой войне. В мемориальном комплексе «Яд Вашем» в Иерусалиме почтили память шести миллионов евреев, погибших от рук нацистов.
Катастрофа евреев Европы
Сколько погибло евреев во Второй мировой войне на самом деле установить точно невозможно. Холокост – это систематическое государственное уничтожение около шести миллионов евреев, проводимое нацистской Германией и ее союзниками во время Второй мировой войны (1939–1945 годы). Он отдал дань памяти всем погибшим и пострадавшим во время войны и публично выразил сожаление об ошибках, допущенных Красным Крестом в этот период, и недостатках в его работе в деле оказания помощи жертвам концентрационных лагерей. Анна умерла от тифа в возрасте 15 лет в концлагере Берген-Бельзен, но ее посмертно опубликованные дневники сделали ее символом всех евреев, погибших во Второй мировой войне.
Документальная фиксация количества жертв Холокоста и нацистских преследований
Почти все генералы и политические лидеры — люди, принимавшие главные решения войны, — нас покинули. В последние десятилетия многие документалисты спешили поговорить с теми, кто видел эти события, пока нить живой памяти не оборвалась. Этот проект не об отдельных судьбах и не о тех, кто пережил войну. Мы подсчитаем десятки миллионов жизней, оборванных этой войной и сопоставим их с числом погибших в других войнах, в том числе с динамикой современных конфликтов. Солдат будем считать отдельно от гражданских лиц. Каждая из таких фигур — это 1 тысяча погибших. Мирные жители — это самые разные люди.
Убитые военные — это почти всегда мужчины, их средний возраст — 23 года. В большинстве сражений на тысячу погибших солдат приходилось более тысячи раненых. Слово «потери» может сбивать с толку: на военном языке оно означает и убитых, и раненых, и выбывших из строя по иным причинам. Мы будем считать только убитых. Число погибших — более 400 тысяч. Большинство из них убито в Европе в боях с нацистами.
Около четверти — в Тихоокеанском регионе, в сражениях с японцами. Хронология потерь показывает, что самые тяжёлые из них понесены в конце войны. Вторая мировая началась 1 сентября 1939 года, но США не вступали в неё два года, до бомбардировки Перл-Харбора. Списки погибших резко удлинились в день высадки в Нормандии D-Day. Это один из самых трагических дней войны для американцев, 2,5 тысячи которых пали при взятии сектора Омаха Бич Omaha Beach. Одна лишь эта высадка унесла примерно столько же жизней американских солдат, сколько вся недавняя война в Афганистане за 13 лет.
На Тихом океане самой кровопролитной была битва за Окинаву: за 82 дня, что она продолжалась, погибли 12,5 тысяч американцев, в том числе около 5 тысяч в море от атак американцев. Германия развязала Вторую мировую войну своим вторжением в Польшу. Польша в конечном итоге потеряла около 200 тыс. Германия же в польской операции потеряла лишь 16 тысяч. Франция сдалась, лишь потеряв 92 тысячи своих солдат во французской компании. Общее число погибших французских военных превысило 200 тысяч, включая погибших в лагерях военнопленных и колониях.
Югославия потеряла убитыми почти полмиллиона своих солдат. Потери с обеих сторон при вторжении были относительно невелики, но очень многие погибли в период оккупации, в партизанской войне, гражданских конфликтах и массовых расстрелах. Эти молниеносные сражения давались нацистам относительно малой кровью, что удивляло и само немецкое командование. Великобритания и Соединённые Штаты избежали вторжения, но дали Германии бой. Британия с колониями потеряла убитыми примерно столько же солдат, сколько США. Германия же потеряла около полумиллиона солдат в боях против американцев и британцев на Западном фронте во Франции и Бельгии.
Но большинство немецких солдат погибли на Восточном фронте после вторжения Германии в Советский Союз. Эти цифры ошеломляют. Самой известной битвой на Восточном фронте и, возможно, переломным моментом войны в Европе стал Сталинград. В конечном итоге в Сталинграде погибли полмиллиона немецких солдат.
Холокост сколько погибло. Геноцид статистика. Геноцид русских во второй мировой войне. Число погибших Холокост. Карта Холокоста. Холокост картинки для презентации.
Сколько евреев погибло в Холокост. Холокост по странам статистика. Диаграмма Холокоста. Хронология Холокоста. Хронологика Холокоста. Схема уничтожения евреев. Холокост инфографика. Геноцид евреев Холокост. День памяти геноцида еврейского народа в годы второй мировой войны. День памяти евреев.
Процент погибших в Холокосте по странам. Холокост по странам Европы. Количество евреев по странам. Таблица жертв Холокоста. Жертвы Холокоста по странам. Холокост 27 января Международный день памяти жертв Холокоста. Холокост исторические фото. Всероссийский урок день памяти жертв Холокоста. Вторая мировая война Холокост. Холокост жертвы Холокоста.
Холокоста что это такое кратко. Геноцид и Холокост в годы второй мировой войны. Презентация на тему Холокост. Холокост статистика жертв по странам. Количество жертв концлагерей. Концлагеря второй мировой список. Фашистские лагеря смерти таблица. День памяти жертв Холокоста. Холокост день памяти. Холокост классный час.
Энциклопедия Холокоста. Классный час жертвы Холокоста 8 класс. Холокост классный час 8 класс. Истребление евреев нацистами. Количество евреев погибших во второй мировой войне. Презентация по Холокосту. Презентация итоги Холокоста. Освенцим лагерь смерти Освенцим Польша. День освобождения лагеря смерти Аушвиц-Биркенау. Жертвы Холокоста численность.
Холокост концентрационный лагерь. Лагеря смерти презентация. Концлагеря второй мировой войны СП.
Согласно этим протоколам, действительно существует всемирный заговор евреев с целью захвата власти. Российский царь использовал протоколы сионских мудрецов, чтобы оправдать преследования евреев, а много лет спустя то же самое сделал Адольф Гитлер. Он использовал фальшивые протоколы как средство легитимизации геноцида», — говорит Клаус Бундгор Кристенсен. Немецкие евреи были интегрированы в общество Однако евреи были частью немецкого общества, когда в 20-х годах Гитлер писал свой манифест. Они сражались на стороне Германии в Первую мировую войну, некоторые были генералами или занимали высокие общественные посты», — говорит Рикке Петерс. Но Германия проиграла войну, и это поражение подлило масло в огонь антисемитизма Адольфа Гитлера и его сторонников.
После войны он обвинил в поражении и последующих беспорядках в Германии евреев. Он заявил, что евреи вонзили нож в спину немецкой армии», — объясняет Карл-Кристиан Ламмерс. Экономический кризис был на руку нацистам В 30-е годы Германия, как и весь мир, погрузилась в Великую депрессию. Этот экономический кризис вызвал огромную безработицу и социальные беды. В это кризисное время сформировалась антидемократическая нацистская партия Германии — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, которую с 1921 года возглавлял Адольф Гитлер. Только после захвата Гитлером власти в 1933 году антисемитизм и расовая теория стали играть заметную роль в общественной жизни», — говорит Карл-Кристиан Ламмерс. На выборах 1932 года Национал-социалистическая партия и немецкие коммунисты вместе получили большинство голосов. Адольф Гитлер потребовал, чтобы его сделали канцлером, и занял этот пост. Население настраивали против евреев С приходом нацистской партии к власти Адольф Гитлер и его единомышленники начали распространять антисемитские идеи среди населения.
Проводились кампании, представлявшие евреев низшими людьми и угрозой арийской расе. Провозглашалось, что Германия — для немцев, и надо сохранять чистоту арийской расы.
Об этом свидетельствуют данные нового исследования, сообщает сайт Live Science. Выводы основаны на старом наборе данных, который содержит число евреев, вынужденных покинуть свои дома и отправиться в польские лагеря смерти Белжец, Собибор и Треблинка. Попав туда, большинство евреев были убиты в газовых камерах. Эти данные позволили профессору биоматематики Тель-Авивского университета и профессору математики Университете RMIT в Мельбурне Леви Стоуну подсчитать, с какой скоростью гитлеровцы уничтожали своих жертв во время операции «Рейнхард».
По данным Стоуна, скорость и масштабы убийств поражают и превышают масштабы геноцида в Руанде в 1994 году.
Холокост в цифрах
Историки называют их Малыми Нюрнбергскими процессами. Дети Холокоста Маленькие дети всегда были самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов. Их убийство рассматривалось как часть расовой борьбы. Во время Холокоста было уничтожено около полутора миллиона детей. Некоторые из них, особенно близнецы, использовались нацистами для медицинских экспериментов. Шансы на выживание были лишь у подростков — их могли использовать как рабочую силу в трудовых лагерях. Однако некоторым ребятам все же удалось спастись. Многие дети участвовали в акциях подпольного сопротивления, совершали побег из концлагерей с родителями или родственниками, чтобы присоединиться к отрядам еврейских партизан. С 1938 по 1940 год существовала кампания по спасению детей-беженцев "Киндертранспорт", благодаря которой тысячи детей были переправлены в Британию. Иногда евреев укрывали сами европейцы, в основном это были семьи католических священников или религиозные люди. Таким образом, много детей было спасено в Италии и Бельгии.
Спастись смогли лишь единицы — они выжили по разным причинам: благодаря помощи других людей или счастливому стечению обстоятельств. В руки специалистов попадали письма, хранящие воспоминания тех, кто смог пройти через ад Холокоста и выжить. Это было в женском лагере. Все там плакали и стенали. Это был шок. Поздно вечером я увидел немецкого еврея, который молился всем сердцем, не обращая внимания на окружающее. Около него был маленький ребенок. Религиозный еврей сказал: наше дело молиться. Меня же беспокоил ребенок. Рядом сидел другой зэк, и мы до рассвета втроем говорили о том, как быть с верой и как быть с ребенком.
Мы уговорили религиозного еврея пропихнуть ребенка в женское гетто. И мы это сделали. Потом явились машины, комендант отсчитал 11 мужчин, всех остальных — на убой.
Не может быть возражений против многочисленных казней евреев, если сами казни организованы надлежащим образом. Однако румыны обычно оставляют тела казнённых на месте расстрела и не закапывают их. В связи с этим айнзацкоманда выпустила для румынской полиции инструкцию, предписывающую действовать более упорядоченно... Переправа евреев, проживающих на противоположной стороне реки, производилась на лодках. Когда перегруженные людьми лодки достигали середины реки, немцы опрокидывали лодки, и люди, среди которых в большинстве были дети, старики и женщины, тонули. Пытавшихся спастись вплавь немцы расстреливали или добивали прикладами.
Таким способом немцы уничтожили около 2 000 евреев — детей, стариков, женщин. Остальная часть еврейского населения, примерно 13 000 человек, были помещены в лагерь, построенный на берегу реки у здания бывшего Клуба металлистов. Этот лагерь немцы обнесли колючей проволокой, и в продолжение полутора месяцев находившимся в нём людям не давалось никакой пищи. Голодной смертью в лагере ежедневно умирало по 30-40 человек. В конце сентября 1941 года всех евреев из лагеря перевезли в Иловский овраг, около деревни Мишкуры по дороге на Тулово. Там в четырёх километрах левее Туловской дороги все евреи, около 11 000, были расстреляны. По словам очевидцев, вместе с убитыми зарывали и раненых, но ещё живых людей, а маленьких детей немецкие жандармы сбрасывали в ямы штыками и закапывали живыми. После массового расстрела евреев в Иловском овраге немцы провели повальные обыски по всему городу, и обнаруженные граждане еврейской национальности расстреливались на месте. Таким образом, всё еврейское население Витебска немецкими оккупационными войсками в первый же период их хозяйничанья в городе было уничтожено.
Он рассказывает об увиденном: Мой переводчик объяснил мне, что сбору людей на аэродром предшествовало объявление, развешенное украинской полицией по всем улицам Умани, а также по всем окрестным деревням. Объявление гласило: «К еврейскому населению города Умани и Уманской области. Для установления точного количества еврейского населения в городе Умани и прилегающей к нему области все евреи, независимо от возраста, должны в указанный день явиться по месту регистрации. Неявка повлечёт за собой самое суровое наказание». Прочитав это объявление, все евреи явились. Объявление, само по себе безобидное, имело связь с заранее проведёнными приготовлениями. Но мы были в ужасе от того, что нам пришлось увидеть в течение последующих часов. Евреям приказали построиться в ряды, а затем подходить к столам. Там их заставляли снять с себя всю одежду.
Евреи, имевшие при себе какие-нибудь драгоценности, должны были положить их на стол. После этого они, раздетые, независимо от пола и возраста, становились рядами возле вырытых ям, и солдаты покомандно начинали расстрел. Они расстреливали целые шеренги людей из автоматов и пистолетов, причём делали это с таким удовольствием, словно занимались главным и любимейшим делом своей жизни. Пощады не было никому: даже женщины с трёхнедельными грудными младенцами не избежали страшной участи. Матери видели, как убивали их детей, размозжив им голову рукоятью пистолета или палкой, потом этих детей хватали за ножки и бросали в могилы, где вперемежку лежали убитые и живые люди. Лишь после того как матерям причиняли эту самую страшную боль, в них посылали пулю, освобождая их от этой муки. Всё это продолжалось с восьми часов утра до половины пятого вечера... В верхних эшелонах власти считали, и совершенно правильно, что эта процедура может сильно уронить престиж немецкой армии, поскольку выполнение позорных убийств было возложено на так называемые отборные команды. Поэтому было решено использовать для массовых убийств специально обученную Уманскую украинскую полицию.
Командовали ею несколько офицеров и сержантов СС. Таким образом, массовому убийству пытались придать национальную окраску. Жертвами этой акции пали 6 000 человек; это число было официально подтверждено. На улице его не оставляло ощущение, что он явился с того света в этот — где смеются, делают покупки, строят планы на будущее, ругаются из-за мелочей. Сейчас этот мир казался ему чужим. Ещё издалека, по заворачивающей за угол дома очереди он понял, что ему повезло — в булочную привезли хлеб. Он достоялся, взял буханку, расплатился и поспешил в обратную сторону — туда, где убивали. Спор был о том, кто должен исполнить этот приказ. Необходимость истребления ребят под сомнение не ставилась: Блобель приказал мне расстрелять детей.
Я спросил: «Кто именно будет расстреливать? Он ответил: «Ваффен-СС». Я запротестовал: «Это совсем молодые парни. Как мы сможем объяснить им, за что они расстреливают маленьких детей? На это он мне ответил: «Тогда берите своих людей». Я опять возразил: «Как же они это сделают, когда у них самих есть маленькие дети». Этот спор длился около 10 минут. Я предложил, чтобы детей рас- стреляла украинская полиция, подчинённая фельдкоменданту. Ни одна из сторон против этого не возразила.
Солдаты вермахта успели заранее вырыть яму. Детей привезли на гусеничном тягаче. К дальнейшим событиям я уже не имел отношения. Украинцы стояли вокруг, их била дрожь. Детей сняли с тягача. Их ставили над ямой и расстреливали, так что они падали прямо в яму. Поднялся неописуемый крик... В некоторых детей стреляли по 4-5 раз, пока те не умирали. На языке государственных деятелей Третьего рейха этот геноцид назывался всеобщим или окончательным решением еврейского вопроса.
Скрижаль дословно переписал себе на карточку этот приказ: С о в е р ш е н н о с е к р е т н о Берлин, 31 июля 1941 Начальнику полиции безопасности и СД группенфюреру Гейдриху. В дополнение к поставленной перед вами 24 января 1939 задаче, а именно решить еврейский вопрос путём эмиграции или выселения наилучшим образом в соответствии с настоящими условиями, я поручаю Вам провести необходимую организационную, техническую и материальную подготовку для всеобщего решения еврейского вопроса на всей территории Европы, находящейся в сфере германского влияния. Когда это входит в компетенцию других центральных органов, следует привлекать их к сотрудничеству. Кроме того, поручаю вам как можно скорее предоставить мне план административных мер и финансовых мероприятий для осуществления окончательного решения еврейского вопроса. Эту территорию разделили на две административные единицы — рейхскомиссариаты. Один из них охватывал Украину. Второй рейхскомиссариат под названием Остланд включал в себя Литву, Латвию, Эстонию, западные районы Белоруссии, а также города Минск и Слуцк. Эти указания являлись временными потому, что определяли порядок действий немецких властей в тех случаях, когда уничтожение евреев на местах по каким-либо причинам откладывалось. Во вступительной части секретных инструкций было сказано: «Единственная цель этих временных директив — обеспечить то, чтобы всюду и во всех случаях, когда дальнейшие меры по окончательному решению еврейского вопроса невозможны, генерал-комиссар или гебитскомиссар приняли минимальные меры».
Скрижаль переписал и занёс в свою картотеку и этот документ. В той части, где речь шла об установлении национальности человека, говорилось: «II Евреем считается тот, кто происходит, по меньшей мере, от трёх дедушек или бабушек, которые в расовом отношении являются чистокровными евреями». Тут же, следом, шло дополнение, явно противоречащее предыдущему заявлению: «Евреем считается также тот, кто происходит от одного или двух дедушек или бабушек, чистокровных евреев, а также тот, кто: а принадлежит или принадлежал к еврейской религиозной общине, или б на 20 июня 1941 г. Следующим параграфом этого документа способ определения еврейства совсем упрощался: «III В случае сомнения гебитскомиссар или штадтскомиссар решает, кто является евреем, по своему усмотрению в соответствии с определениями этих директив». Согласно этому, изданному рейхскомиссаром Лозе документу, евреям запрещалось менять место жительства, посещать театры и кинотеатры, школы любого типа и библиотеки, пользоваться не только общественным транспортом, но даже тротуарами. Этими же директивами генерал-комиссарам предписывалось обеспечить в подведомственных им областях немедленную регистрацию всех евреев, а также издать распоряжение об обязательном для них ношении опознавательных знаков — «постоянно видимых жёлтых шестиконечных звёзд по меньшей мере 10 см в поперечнике на левой стороне груди и на середине спины». В число минимальных мер входило и требование сосредоточить евреев в больших городах, где их полагалось поселять в гетто и тем самым полностью изолировать от местного населения. Иехудит Трояк рассказывает о дороге смерти, которой она, одиннадцатилетняя девочка, прошла в сентябре 1941 года вместе с другими евреями, расстрелянными в Понарах, около Вильнюса: Утром третьего дня нас вывели на тюремный двор. Мы думали, что собираются нас освободить, но нам приказали оставить всё и садиться в ожидавшие нас грузовики.
Во время поездки в закрытых машинах одна из женщин заметила, что мы проезжаем мимо леса. Потом до нашего слуха донеслись звуки стрельбы. Мы не знали, что случилось с мужчинами, которых увели отдельно, пешком, в сопровождении литовцев. Здесь в яме лежало много трупов. Куча на куче! Литовцы приказали нам стать на колени. И сразу открыли огонь. Я почувствовала сильную боль в руке и потеряла сознание. Когда я очнулась, увидела, что лежу возле моей мёртвой мамы.
Ров был набит телами. От боли, которая мучила меня, я разревелась и вдруг заметила, что кто-то держит меня за руку, и очень испугалась. Но тут я услышала женский голос, шептавший, чтобы я перестала плакать, иначе они могут вернуться и нас прикончить. Женщина сказала мне также, что когда стемнеет, мы вместе убежим... Он понял, что лежит на дне оврага, придавленный мёртвыми, но ещё тёплыми человеческими телами. Он попробовал пошевелиться — не удалось; попытался вспомнить, как шёл на смерть и почему остался жив, но и этого не смог. Он знал, что кругом темень и всё равно ничего не удастся рассмотреть, но сделал над собой усилие и открыл глаза: хотел проверить, находится ли в могиле или же всё это снится. Оказалось, он дома, в своей кровати, а темно — оттого что ночь. Но даже придя в сознание, он не освободился от тяжести давившего на него груза.
Скрижаля не оставляло ощущение, что он, почему- то ещё живой, всё-таки лежит на дне оврага в груде мёртвых человеческих тел. Об этом изуверском уничтожении людей дал показания водитель грузовика, немец Хефер: Однажды я получил задание поехать на своём грузовике за город. При мне в качестве провожатого был украинец. Было это где-то около 10 часов. По дороге мы обогнали евреев, шедших колонной с поклажей в том же направлении. Там были целые семьи. Чем дальше мы отъезжали от города, тем многолюдней становились колонны. На большой открытой поляне лежали груды одежды — за ними я ехал. Я остановился поблизости, и находившиеся на поляне украинцы стали нагружать мою машину вещами.
С этого места я видел, что прибывавших евреев — мужчин, женщин и детей — встречали также украинцы и направляли их к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее бельё. В определённом месте евреи должны были складывать и свои драгоценности. Всё это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, украинцы подгоняли его пинками и ударами. Я думаю, что не проходило и минуты с момента, когда человек снимал пальто, до того как он уже стоял совершенно голый. Не делалось никакого различия между мужчинами, женщинами и детьми. У подходивших евреев было достаточно возможностей повернуть обратно при виде того, как раздеваются пришедшие раньше них. По сей день я удивляюсь, что этого ни разу не случилось. Раздетых евреев направляли в овраг примерно 150 метров длиной, 30 метров шириной и целых 15 метров глубиной. В этот овраг вело 2 или 3 узких прохода, по которым спускались евреи.
Когда они подходили к краю оврага, шуц-полицейские хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там расстрелянных евреев. Это происходило очень быстро. Трупы лежали аккуратными рядами. Как только еврей ложился, подходил шуц-полицейский с автоматом и стрелял лежавшему в затылок. Евреи, которые спускались в овраг, были настолько испуганы этой страшной картиной, что становились совершенно безвольными. Случалось даже, что они сами укладывались в свой ряд и ждали выстрела. Расстрел производили всего два шуц-полицейских. Один из них действовал в одном конце оврага, другой — в другом. Я видел, как они, стоя уже на уложенных телах, стреляют в них — в одного за другим.
Проходя по телам убитых к следующей жертве, которая успела лечь за это время, автоматчик тут же расстреливал её. Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин и детей. Детей оставляли с матерями и расстреливали вместе с ними. Я наблюдал за всем этим недолго. Подойдя к яме, я настолько испугался того, что увидел, что не мог долго туда смотреть. В яме я увидел трупы, лежавшие в ширину тремя рядами, каждый примерно 60 метров. Сколько слоёв лежало один на другом, я разглядеть не мог. Вид дёргающихся в конвульсиях, залитых кровью тел просто не укладывался в сознании, поэтому детали до меня не дошли. Кроме двух автоматчиков, у каждого прохода в овраге находился один «укладчик» — это был шуц-полицейский, который так укладывал жертву на трупы, что проходившему мимо автоматчику оставалось только сделать выстрел.
Когда жертвы сходили в овраг и в последнее мгновение видели эту страшную картину, они испускали крик ужаса. Но их тут же хватали «укладчики» и присоединяли к остальным. Шедшие следом за ними не могли видеть этой ужасной картины, потому что её заслонял угол оврага. В то время, как одни люди раздевались, а большинство ждало своей очереди, стоял большой шум. Украинцы не обращали на него никакого внимания. Они продолжали в спешке гнать людей через проходы в овраг. С места, где происходило раздевание, овраг не был виден, так как он находился на расстоянии примерно 150 метров от первой груды одежды. Кроме того, дул сильный ветер, и было очень холодно. Выстрелов в овраге не было слышно.
Из этого я сделал вывод, что евреи не знали заранее, что же в действительности происходит. Я и сегодня удивляюсь, что со стороны евреев ничего не было предпринято против этой акции. Из города прибывали всё новые массы, и они, по-видимому, ничего не подозревали, полагая, что их просто переселяют. Если Гитлер открыто проповедовал и осуществлял геноцид еврейского народа, то Сталин и его преемники на посту руководителя Советской державы проводили по отношению к жившим здесь евреям скрытую дискриминацию. Следствием такой национальной политики являлось, в частности, и нежелание киевских властей поставить памятник в Бабьем Яру, где было убито более ста тысяч киевлян. Сама тема истребления евреев во время Второй мировой войны оставалась в СССР запрещённой в течение всех послевоенных лет — вплоть до конца восьмидесятых годов XX века, когда коммунистическая империя стала разваливаться и цензура утратила контроль над печатной продукцией. Кое-что Скрижаль понаслышке знал об уничтожении евреев нацистами. Но факт расстрелов в Бабьем Яру, в Киеве — городе, где он родился и вырос, — прежде как будто не касался его лично. В своё время он пережил услышанное от родных о казнях евреев так, как случается это при известии о несчастье, которое постигло незнакомых людей: посочувствовал, подержал какое-то время боль в сердце, а через день-другой отпустил и забыл о ней.
Теперь Скрижаль в полной мере осознал наконец, что и ему самому уготовано было нерождённым, не появившимся на свет лежать под землёй в Бабьем Яру вместе с его девятнадцатилетней мамой. Его бабушка Рахиль спаслась и уберегла своих двух дочерей только благодаря тому, что им удалось эвакуироваться из Киева на Урал. А дочери Рахили уже после войны дали жизнь своим детям, одним из которых был Скрижаль. Дина Мироновна Вассерман. Я выросла в бедной еврейской семье, воспитана при Советской власти в духе интернационализма и поэтому не удивительно, что я полюбила русского парня Николая Проничева, вышла за него замуж, жила с ним в любви и счастье. Так я стала Диной Михайловной Проничевой. В паспорте моём записано: русская. У нас было двое детей — мальчик и девочка. До войны я была артисткой Киевского Театра юного зрителя.
На второй день войны мой муж ушёл на фронт и я осталась с моими маленькими детьми и старой больной матерью. Гитлеровские войска 19 сентября 1941 года заняли Киев и уже с первого дня начали грабить и убивать евреев. В городе рассказывали из уст в уста страшные истории об издевательствах над евреями. Мы жили в страхе и ужасе. Когда я увидела на улицах города плакаты и прочитала приказ: «Всем евреям Киева собраться у Бабьего Яра», о котором мы понятия не имели, сердцем почувствовала беду. Через всё моё тело прошёл озноб. Я поняла, что там, у Бабьего Яра, нас ничего хорошего не ждёт. Поэтому я одела моих малышей, младшей 3 года, а старшему 5 лет, упаковала их вещи в небольшой мешок и отвезла дочь и сына к моей русской свекрови. Потом я взяла больную маму и вместе с ней, согласно приказу, пошла на дорогу, что ведёт к Бабьему Яру.
Евреи шли сотнями, тысячами. Рядом со мной брёл старый еврей с длинной белой бородой. На нём был одет талес и тфилин. Он тихо бормотал. Он молился точно так же, как мой отец, когда я была ещё ребёнком. Впереди меня шла женщина с двумя детьми на руках, третий уцепился за её юбку. Больные женщины и старики ехали на подводах, на которых были навалом брошены сумки, чемоданы. Маленькие дети плакали. Пожилые люди, кому было тяжело идти, тихо вздыхали, но продолжали свой скорбный путь...
Русские мужья провожали своих еврейских жён. Русские женщины провожали своих еврейских мужей. Когда мы приблизились к Бабьему Яру, послышались стрельба и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила. Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы, ценные вещи и раздеться.
В Харькове в декабре 1941 г. В городе, согласно декабрьской переписи 1941 г. К середине декабря 10 060 из них переселилось в гетто на территории тракторного завода.
В течение ноября — декабря свыше 1 000 евреев были расстреляны в качестве заложников. Подавляющим большинством расстрелянных во второй половине 1942 г. Сюда же этапировались для расстрела евреи из ближайших райцентров. Их убивали с применением «душегубок» и ядовитых веществ для детей. Они составили не менее половины советских и около четверти всех погибших евреев Европы: свыше 1 миллиона 400 тысяч человек. Только в летние месяцы 1941 г. Весной 1942 г. Отметим, что ни в декабре 1941 г.
Следовательно, говорить о «зимней паузе» не приходится. Можно выделить следующие особенности Холокоста в Украине.
Вероятно, это связано с тем, что летом 1942 года нацистские власти объявили, что почти каждый еврей в оккупированной немцами Польше должен быть ликвидирован до конца года. Немцы переправляли евреев в лагеря по железной дороге. Израильскому историку Холокоста Ицхаку Араду удалось собрать данные Рейхсбана Германская имперская железная дорога о 480 депортациях из 393 польских городов и гетто. Он записал количество отправленных каждой перевозкой людей и конечный пункт. Долгие годы никто не изучал эти данные, пока Стоун не наткнулся на них в ходе своих исследований.
Холокост число погибших
По разным оценкам во второй мировой погибло от 5 до 6 млн. евреев. Судьба советских военнопленных-евреев во Второй мировой войне: Воспоминания и документы. – 6 млн евреев в общей сложности погибло в ходе геноцида, идентифицировать удалось около 4 млн человек. Сколько погибло евреев во Второй мировой войне на самом деле установить точно невозможно. Кроме евреев, в Холокосте погибли советские военнопленные (3 300 000), румынские цыгане (270 000) и около 2 000 000 поляков и славян.
Гитлер: антисемитизм как идеология
Точное число убитых евреев во Второй мировой войне не может быть определено, так как многие документы были уничтожены немецкими властями. Эти цифры представляют ужасающую оценку в 17.850.000 человек, умерших не от преследований, в то время как всего лишь 300.000 человек из всех преследуемых категорий — многие из которых не были евреями — умерли по разным причинам во время войны. Сколько погибло евреев во Второй мировой войне на самом деле установить точно невозможно. По некоторым оценкам, во время Второй мировой войны гитлеровцы убили не менее 1,9 миллиона поляков, без учёта погибших польских евреев[62].
Холокост в цифрах
Даже гомосексуалисты 250 000 и люди с физическими или психическими недостатками 15 000 не были помилованы. Все они были уничтожены только потому, что нацисты под руководством Адольфа Гитлера считали их нежелательными, и их необходимо было искоренить. Гитлер также избавился от своих политических и религиозных противников во время Холокоста. Когда мы говорим, что около 6 миллионов человек были уничтожены нацистами во время II мировой войны, мы чаще всего ссылаемся на массовые убийства евреев в Европе в этот период. Однако если мы примем во внимание число не евреев, убитых во время этого геноцида по оценкам, это число составляет ошеломляющие 5 000 000 человек , мы поймем, что приблизительно 11 000 000 человек были зверски убиты в течение 4 лет. Точное число погибших практически невозможно назвать.
То же самое относится и к оценкам по каждой стране. Нет единого документа военного времени, который оценивал бы число еврейских смертей во время Холокоста. Между 1942 и 1943 годами нацисты пытались собрать статистику для их окончательного решения; один экземпляр этой записи был захвачен армией США в 1945 году. Однако к концу 1943 года власти Германии и Оси признали, что проигрывают войну, и у них не было времени продолжать подсчет. Вместо этого они увеличили количество смертей и начали уничтожать существующие записи и доказательства предыдущих массовых убийств. Общие оценки, используемые сегодня, основаны на послевоенных исследованиях и исследованиях существующих данных. Новые оценки Исследование, опубликованное в 2013 году Мемориальным музеем Холокоста США, основанное на кропотливой оценке имеющихся документов и расследовании 42 000 лагерей и гетто, выявило, что общее число погибших почти вдвое превышает число, полученное вскоре после войны. Это исследование было составлено в трехтомнике в 2018 году Энциклопедия лагерей и гетто, 1933-1945. Помимо не менее 7 миллионов убитых евреев, в Оси было убито около 5,7 миллиона нееврейских советских граждан, около 3 миллионов нееврейских советских военнопленных, 300 000 сербских граждан, около 250 000 инвалидов, проживающих в учреждениях, около 300 000 рома Цыгане и Свидетели Иеговы, гомосексуалисты и немецкие политические оппоненты насчитывают как минимум еще 100 000 человек. Оценки общего числа людей, которые погибли во время Холокоста, в настоящее время составляют от 15 до 20 миллионов.
Этот термин обозначает преследование и уничтожение евреев нацистами после прихода к власти Гитлера. Зверства фашистов и их пособников продолжались с 1933 по 1945 год. За это время более шести миллионов евреев были стерты с лица земли. Начало преследования евреев В конце XIX века в Германии стала набирать популярность идея расового антисемитизма. По мнению ее сторонников, евреи были низшей расой и представляли угрозу существованию германской нации. Придя к власти в 1933 году, Адольф Гитлер сделал антисемитизм основой своей идеологии. Так, евреев стали воспринимать как людей второго сорта и начали преследовать. В 1935 году появились два "Нюрнбергских закона", согласно которым гражданином рейха мог быть только человек с "германской кровью". С того момента евреи и цыгане, проживающие в Германии, были лишены гражданства, имущества и всех прав. Охваченные ненавистью немцы безжалостно разрушали дома и магазины, которыми владели евреи. Это событие вошло в историю как Хрустальная ночь. Поводом для антиеврейской истерии стало убийство немецкого дипломата Эрнста фом Рата польским евреем. Трагедия сыграла нацистам на руку — под звучным девизом "Месть за убийство фом Рата" они начали громить еврейские общины. В 1939 году Гитлер приказал выдворить всех евреев из Германии — на осуществление плана было отведено четыре года. Однако ехать им было некуда. Большинство стран отказывались принимать беженцев: мир разделился на те места, где евреи могли жить, и те, куда въезд им был запрещен. Изоляция евреев Важно понимать, что антиеврейская истерия не накрыла Европу стихийно. Нацисты внушали ненависть к евреям долго и планомерно, и спустя годы машина Холокоста заработала. Многие успели сбежать в Прибалтику, Польшу, Украину или Белоруссию, но после того, как армия Гитлера захватила эти земли, евреев начали безжалостно истреблять и там. Эти территории огораживали, а охранники не позволяли узникам покидать гетто без разрешения. Лишенные человеческого достоинства, узники гетто переставали жить и начинали существовать. У них отобрали свободу, семью, дом и даже имя взамен выдавали номер , а потом забирали и жизнь. Люди занимались изнурительным трудом, сотнями умирали от голода и свирепствующих болезней. Самая страшная участь ждала тех, кто попадал в концлагеря , лагеря смерти.
Она осталась в живых и рассказала о том, что пережила: Это было под вечер 1 февраля 1942 года. Мы расцеловались с сестрой на прощание, мы знали, что идём на смерть. У меня был девятимесячный сын Валерий. Я хотела оставить его дома, надеялась, что кто-то возьмёт его и вырастит. Но сестра сказала: «Не делай этого! Он всё равно погибнет. Пусть хоть умрёт вместе с тобой». Я завернула его в платок, чтобы ему было тепло. Моя сестра была в первой очереди. Мы слышали крики и выстрелы. Затем всё стихло. Мы были во второй партии. Привели нас на кладбище. Они хватали детей за волосы или за шиворот, словно котят, и стреляли им в голову. Все пронзительно кричали от ужаса. У меня вырвали из рук моего мальчика. Он покатился в снег. Ему было холодно и больно. Он кричал. Затем я упала от удара. Начали стрелять.. Я слышала стоны, проклятия, выстрелы, и поняла, что в меня не попали. Но Валерик... В голове у меня всё кружилось. Потом они стали пинать каждое тело, чтобы проверить, не остался ли кто-нибудь в живых. Два раза меня очень крепко ударили, я молчала. Они начали снимать одежду с убитых. На мне был потёртый пиджак. Они сорвали его с меня. Комендант Краузе окликнул полицейских, и все ушли. Я подползла к Валерику. Он уже окоченел. Я поцеловала его, попрощалась. Что я могла сделать? Я встала и пошла. Думала, убьют меня. Почему именно я должна была остаться в живых?.. Я шла всю ночь. Отморозила руки — у меня нет пальцев. Но я добралась до партизан. Но лидеры Третьего рейха были извещены, что необходимость истреблять в таких колоссальных количествах детей, женщин, стариков и постоянно видеть тысячи окровавленных тел ужасает даже тех, для кого убийство стало работой. И Гиммлер издал приказ об уничтожении людей новым способом — в газовых автофургонах. В народе их стали называть душегубками. Этот метод казни был избран как значительно более гуманный по отношению к палачам. Экзекуция производилась в газовых фургонах, в которых было уничтожено несколько сот человек. Это были мужчины, женщины и дети. Однако в этот пасхальный понедельник были убиты далеко не все. Полагаю, что с раннего утра, то есть примерно с 7:00 до окончания акции в 10:30, я погрузил и разгрузил 4 фургона. В таком составе и в таком количестве это могли быть только евреи. Грабителей и диверсантов в таких количествах никогда не бывало. Никакого отбора не делалось. Мужчины, женщины и дети, одетые, должны были сесть в машину. По моим оценкам, каждый раз туда погружали по 60 человек. Подниматься они должны были по лестнице. По-моему, евреи не знали, что их будут отравлять газом. После того как двери запирались, мы ехали впереди или позади газового фургона к какой-нибудь заброшенной шахте. Фургон не мог подъехать к ней вплотную, и мы должны были вытаскивать трупы из машины и 8 метров тянуть их по земле к шахте и сбрасывать вниз. После того как дым рассеивался, мы могли приступать к нашей мерзкой работе. Это было ужасно. Было видно, что они умирали в страшных мучениях. Некоторые ещё зажимали себе нос пальцами. Мёртвые тела нужно было отрывать одно от другого. Тогда я впервые заметил, каким тяжёлым может быть человек. Одной из причин ограниченного применения такого средства истребления людей было то, что использование газовых автомобилей не сняло проблему психологической травмы, наносимой немецким военнослужащим при исполнении обязанностей убийц. Больше того, работа с газом создавала теперь угрозу и физическому здоровью солдат Германии. Однако эти фургоны теперь настолько хорошо известны, что не только власти, но и гражданское население называет их душегубками, как только появляется один из них. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью и довести до вашего сведения следующее: некоторые команды делали разгрузку после применения газа собственными силами. Я обратил внимание командиров этих зондеркоманд на огромные психологические травмы и вред для здоровья, которые эта работа может принести служащим, если не сразу, то по крайней мере позднее. Люди жаловались мне на головные боли, появляющиеся после каждой разгрузки. Тем не менее они не хотят уклоняться от выполнения приказа, потому что заключённые, привлекаемые к этой работе, могут воспользоваться удобным моментом для побега. Я прошу отдать соответствующие приказы, чтобы защитить людей от ущерба здоровью. Оно состоялось 20 января 1942 года. Впоследствии эта конференция получила название Ванзейской. Гейдрих собрал очень узкий круг лиц, пятнадцать человек — руководителей и представителей различных министерств и ведомств рейха. Целью встречи было скоординировать действия всех этих учреждений в деле окончательного решения еврейского вопроса. Протокол Ванзейской конференции, помеченный грифом «Секретный документ государственной важности», никак не предназначался для посторонних глаз. И всё-таки Скрижаль читал его и переписывал в свой домашний архив. Впрочем, посторонним он себя не чувствовал. Вопросы, которые обсуждались на этом совещании, касались его, Скрижаля, самым прямым образом. Речь здесь шла о том, что он не должен появиться на свет. Проводил совещание сам Гейдрих. Сначала он сделал обзор действий, предпринятых в Германии против евреев начиная с довоенных лет. Он рассказал о периоде принудительной эмиграции евреев из Германии в 1939-1941 годах и последовавшем затем этапе эвакуации на Восток тех евреев, которые ещё оставались в стране. После этого Гейдрих подошёл к главной теме конференции. В это окончательное разрешение еврейского вопроса в Европе будут вовлечены около одиннадцати миллионов евреев, которые распределяются по странам следующим образом... Тут же с немецкой точностью Гейдрих указал численность евреев в каждой европейской стране, из чего и получалась названная им цифра. После такого вступления Гейдрих разъяснил общий подход к решению поставленной рейхсмаршалом Герингом задачи. Этот подход заключался в том, что евреев надлежало использовать на физически тяжёлых работах, в результате чего большая их часть должна была умереть. Тех же, кому рабский изнурительный труд окажется по силам, ожидала другая смерть: «С тем остатком евреев, который выживет, — а это несомненно случится, поскольку речь идёт о самой жизнеспособной части, — нужно будет обращаться соответствующим образом. Так как это будут наиболее здоровые от природы люди, то если их отпустить на свободу, они могут стать зародышем нового еврейского возрождения; следует учесть исторический опыт». Возможность полумер или компромиссов в проведении геноцида нацисты не допускали. В протоколе этого совещания, как во всех, даже самых секретных документах Третьего рейха, карательные меры против евреев не были названы своими именами. Однако скупые записи о работе Ванзейской конференции недвусмысленно свидетельствовали, что государственные мужи Германии искали такие пути истребления народа Израиля, которые не допустили бы возможность передачи следующим поколениям даже малой примеси еврейской крови. Относительно чистокровных евреев всё было ясно и ранее. Теперь же эти планы были дополнены указанием лишить права на жизнь и на рождение детей каждого, кого связывало с еврейством родство только по линии отца или только по линии матери. Гейдрих ознакомил своих коллег с положениями новой инструкции. То была детально разработанная классификация людей, которые являлись нечистокровными евреями, с указанием предписанных для них карательных мер. Евреи наполовину — «лица смешанного происхождения первой степени», как названы они в этой классификации, — приравнивались к чистокровным евреям и должны были разделить общую участь народа Израиля. В особо оговорённых случаях для них допускалось сделать исключение, но все они, а также указанные в инструкции «лица смешанного происхождения второй степени» — евреи лишь на четверть, — подлежали стерилизации. За изучением истории истребления евреев во Второй мировой войне Скрижаль нашёл статьи, в которых речь шла о вероятности еврейского происхождения не кого-нибудь, а самого организатора Ванзейской конференции — Гейдриха. Спектр мнений авторов этих материалов простирался от утверждения, что Гейдрих был евреем наполовину, до утверждения, что ни одного еврея у него в родне не было. Скрижаль потратил немало времени, чтобы понять, кто из авторов располагает неопровержимыми фактами, но ни у одного из них убедительных доказательств не обнаружил. Он оставил свои попытки выяснить национальность отца и матери Гейдриха, потому что в какой-то момент осознал: принадлежность любых двух людей к разным народам не говорит ещё, что у них нет общих предков. Вопрос лишь в том, в каком колене человеческого рода берёт начало их родство. Он пополнял свою картотеку не только рассказами уцелевших жертв нацизма, но и показаниями палачей, приказами об уничтожении мирного населения и материалами, подобными протоколу Ванзейской конференции. Это влечение напомнило ему желание, которое в своё время побудило его переписывать от руки библейские тексты. История истребления еврейского народа в годы Второй мировой войны прошла через его сердце как факт его собственной жизни. И в этой катастрофе он видел себя разделяющим не только участь жертв фашизма. Когда Скрижаль вникал в подробности этой трагедии и переписывал самые чёрные её страницы, он каким-то образом принимал на себя и всю неискупимую вину убийц за все их злодейства. Вместе с чувством общности своей судьбы с судьбами миллионов погубленных людей, вместе с прозрением родства по крови с каждым из душегубов, к нему пришло и стало развиваться видение того, что это он пал до зверства, до человеконенавистничества, до уничтожения себе подобных. И ему, Скрижалю, не было никаких оправданий. Руководство Третьего рейха высылало сюда также евреев Германии, Австрии и Чехословакии. Как видно поначалу, в качестве европейского кладбища для одиннадцати миллионов живших на континенте и приговорённых к смерти людей идеологи фашизма намеревались использовать огромную территорию СССР. Уже в августе 1941 года 14 000 евреев, высланных из Венгрии, прибыли на Украину, в Каменец-Подольский район, где их расстреляли. С конца декабря 1941-го до весны 1942 года специальными транспортами из Третьего рейха в Ригу было доставлено около 25 000 евреев. Часть из них везли прямо на место казни, в Румбуле. Остальных размещали в уже опустевшем к этому времени Рижском гетто; их уничтожили позже. Такая же участь постигла 35 000 евреев, депортированных из Германии, Австрии и Чехословакии в Минск. Продолжались и массовые расстрелы евреев, которые жили на оккупированной немцами части Советского Союза: в течение 1942 года на Украине и в Белоруссии были уничтожены сотни тысяч людей. И всё-таки темпы истребления еврейского народа — и свинцом, и в душегубках — нацистов не удовлетворяли. Сразу после Ванзейской конференции, с начала 1942 года, на территории Польши — в стране наибольшей концентрации евреев и географическом центре их проживания в Европе — стали создаваться лагеря смерти: в январе — Освенцим-II, в марте — Собибур и Белжец, в мае — Майданек, в июле — Треблинка. По приказу Эйхмана, главного уполномоченного Гестапо по еврейскому вопросу, уничтожению в этих лагерях в первую очередь подлежали польские евреи и евреи, депортированные в Польшу из рейха. Но уже весной началась пересылка сюда евреев со всех концов Европы. С тех пор, вплоть до ноября 1944 года, нацисты ежедневно уничтожали в лагерях смерти тысячи людей. Общее число погибших здесь, без учёта жертв концентрационных лагерей, составило более пяти с половиной миллионов человек. Из них четыре миллиона были евреями. Скрижалю нужно было знать подробности, и он нашёл их в Краткой Еврейской Энциклопедии, изданной в Иерусалиме. Из статьи «Концентрационные лагеря» он выписал и занёс в свою картотеку свидетельство очевидца: В 1941 году Гиммлер приказал провести в Освенциме приготовления к систематическому и быстрому массовому уничтожению евреев Европы; было решено использовать для этого ядовитый газ циклон-Б синильная кислота концерна «И. Вскоре после этого опыта на территории Польши возникли гигантские ««фабрики смерти», основными цехами которых стали ««газовые бани» и крематории. Газовые камеры были оборудованы под душевые комнаты. Отобранных на уничтожение гнали к «душам» под аккомпанемент лагерного оркестра. Газ из цилиндрических баллонов вводился в герметически закупоренную камеру через душевое устройство, и пары циклона-Б убивали людей за 4-5 минут. Зондеркоманда, которая состояла из евреев, выносила из ««душевой» трупы. Остававшихся в живых добивали. Изогнутые и сцепленные тела разъединяли топором и после снятия колец, извлечения золотых зубов и стрижки волос складывали для осмотра начальством лагеря и для последующего сожжения в специальных печах или рвах. Золото отправляли в рейхсбанк и заносили на счет СС, волосы и кости использовали в промышленности, пепел шел на удобрение, одежду после дезинфекции отправляли в другие лагеря. На снимках были запечатлены и жертвы нацизма, и палачи, и вещественные доказательства массового умопомрачения людей. Женщины в истерике прижимают к себе детей и умоляют изуверов о пощаде; мальчик лет шести или семи с недетским, трагическим взглядом и поднятыми вверх руками стоит под дулом направленного в его спину автомата; голые женщины, некоторые — с малыми детьми на руках, выстроились во рву, в затылок друг другу, в очередь за смертью; складированные, как сырьё, человеческие тела на мыловаренном заводе; высоченные груды обуви — жертв Освенцима; гора очков, которые носили узники Освенцима, прежде чем были уничтожены... Сознание Скрижаля сопротивлялось; ему не хотелось верить, что подобное возможно. Однако это было с человечеством. И с памятью об этом чудовищном прошлом Скрижалю теперь предстояло жить. Поначалу он склонялся к мысли, что зверства фашистов превосходили злодеяния преступников и тираний прежних веков лишь потому, что самые худшие присущие людям качества оказались умноженными на степень развития технического прогресса, которого достигла цивилизация к середине XX века. Но он понял, в чём заблуждался. В прежние века погромщикам не давала покоя упорная приверженность иудеев своим религиозным традициям и та вина, которую на них возлагали: христиане — за смерть Иисуса, мусульмане — за обманутые надежды Мухаммеда. Стоило иудею принять веру окружающих людей — и опасность насильственной смерти ему больше не угрожала. Фашисты же от народа Израиля ничего не хотели. Религиозные взгляды евреев их абсолютно не интересовали. Это было человеконенавистничество в высшей его степени. Нацисты целенаправленно, методично истребляли людей, лишь за то, что они родились евреями. И хотя исход войны уже определился, Гитлер не собирался пересматривать политику тотального уничтожения еврейского народа. Смертельно раненый зверь пятился, защищался, истекал кровью, но не выпускал свою жертву. В 1943 и 1944 годах были ликвидированы все гетто, которые ещё оставались на Украине, в Белоруссии, Латвии, Литве и Польше. При этом евреев расстреливали, а если не расстреливали, то отправляли в лагеря смерти или в концентрационные лагеря — для выполнения нужных рейху работ. Концлагеря, куда отсылали только трудоспособную часть евреев, находились под управлением СС, так что и эта рабочая сила могла быть быстро уничтожена при получении соответствующего приказа. О том, что раненый зверь обладал мёртвой хваткой, свидетельствовало выступление Гиммлера 4 октября 1943 года перед высшим офицерским составом СС в Познани. В этой речи Гиммлер подтвердил решимость национал-социалистов следовать политике геноцида евреев до конца. Я имею в виду депортацию евреев и истребление еврейского народа. Проще это звучит так: "Евреи будут уничтожены". И каждый член нашей партии безусловно скажет: "Искоренение евреев, истребление их входит в нашу программу — и это будет сделано"». И всё же, как ни прискорбно было признавать Скрижалю, лидеры Третьего рейха могли умереть с некоторой удовлетворённостью от степени решения одной из главных своих задач. Германия ещё в 1943 году была объявлена «очищенной от евреев». Нацисты истребили около половины евреев, которые жили в Советском Союзе, Румынии и Венгрии. Число жертв среди евреев Литвы, Латвии, Эстонии, а также среди самого многочисленного в Европе польского еврейства составило около девяноста процентов. После всех пережитых им ужасов он утратил интерес к познанию мира. Ему казалось, он узнал такое, после чего никакие события — ни прошлого, ни будущего, как бы ни развивались, — уже не могли повлиять на его взгляды или добавить нечто существенное к тому, что он понял и выстрадал. Если Скрижаль не проводил время с сыном, то просто сидел теперь в своей комнате за письменным столом. Он просиживал так часами, бесцельно глядя в окно, поверх крыш. Он наблюдал за тем, что происходит в небе; следил, как постепенно меняются там краски, как медленно сгущаются сумерки. В комнате становилось совсем темно, а он, не включая свет, всё так же неотрывно, отсутствующим взглядом продолжал всматриваться в ночь. Шёл день за днём, заканчивалась одна неделя и начиналась новая, а у него по-прежнему не было ни сил, ни желания возвращаться к историческим книгам и к своей картотеке. А сознание того, что он всё ещё не знает ответов на многие поставленные перед собой вопросы, заставило его опять читать и думать, сопоставлять факты и высматривать в прошедших событиях как черты населяющих планету людей, так и характер самого мира. И после пережитой им трагедии тотального истребления евреев он проследил за тем, как проявили себя народы, которые оказались свидетелями этой катастрофы. К этому времени волны антисемитизма перекинулись уже из Германии в другие государства Восточной и Центральной Европы. Антисемитская пропаганда и в этих странах стала перерастать в погромное движение. О своём намерении заставить евреев эмигрировать открыто говорило правительство Румынии. Польское правительство заявило, что в стране находится миллион лишних евреев, и оно послало на Мадагаскар комиссию с целью выяснить возможность переселения их на этот остров. Множество людей предчувствовало беду, и они стремились эмигрировать из заражённых духом нацизма стран. Но именно в это время все без исключения государства закрыли свои границы. Так возникла проблема еврейских беженцев. Как высказался тогда учёный и политик Хаим Вейцман, мир разделился на два лагеря: на страны, которые не желали иметь у себя евреев, и страны, которые не желали пускать их к себе. В июле 1938 года в Эвиане, во Франции, по инициативе американского президента Рузвельта открылась международная конференция для обсуждения вопроса о беженцах. Она закончилась безрезультатно.