Новости о чем опера хованщина

Опера осталась неоконченной и завершена Н. А. Римским-Корсаковым. О постановке «Хованщины» в Частной опере известно из воспоминаний певца Василия Шкафера и племянника Саввы Мамонтова.

Опера «Хованщина»

Опера «Борис Годунов» кончается предсказанием Юродивого о горестной судьбе Руси — это пророчество начинает сбываться в «Хованщине». Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А. Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России.

Хованщина (опера)

С 1883 года "Хованщина" является масштабным, желанным, но очень крепким орешком для оперных сцен всего мира. И это понятно — опера сама по себе жанр очень условный, и перенос действия в иное время и иные обстоятельства оправдан только в поисках актуальности, но на фоне украинской трагедии сама фабула Хованщины становится предельно актуальной (после сцены. Однако сила драматургии и специфика «Хованщины» позволяют говорить о том, что опера по сути хоровая. Однако сила драматургии и специфика «Хованщины» позволяют говорить о том, что опера по сути хоровая. Хованщина на сайте РуСтих Кратко.

«Хова́нщина» — опера («народная музыкальная драма») М.

Вспомним слова вдохновителя «Могучей Кучки» Владимира Стасова, который писал: «Мы сделаем музыку достоянием народа». Народ в опере — основное действующее лицо. Эту идею бережно сохранил и донес до публики режиссер-постановщик Леонид Баратов. Огромное количество массовых сцен и жемчужины народных мелодий-напевов, плавно перетекающих один в другой, создали невообразимое по красоте зрелище. В общем-то и интонационно большая часть мелодий близка именно крестьянским песням. Различные лики народа, предстающие перед нами, дают возможность оценить, что не всё гладко и тихо на русской земле, много в истории есть тайного и опасного. Часто один интонационный фон «наслаивается» на другой, дабы показать всю многоплановость ситуации, возникшей в связи с заговором и расколом. В первом действии выделим разудалую плясовую «Жила кума», хор стрельцов «Гой вы, люди ратные» и большой завершающий сцену хор а капелла «Ой ты, родная матушка-Русь». Кстати говоря, и в хоровой массе, как часто и в жизни, есть свои «запевалы», люди из народа, для которых характерны небольшие, но яркие сольные высказывания в спектале это Виталий Ишутин, Григорий Карасев, Олег Сычёв.

Во втором действии самобытно и одержимо звучит хор раскольников «Победихом, посрамихом». В следующем акте хоровой эпизод «Батя-батя, выйди к нам» передает нам оттенки страдания, молитвенных причитаний. Перед нами предстает народ, размышляющий о своей судьбе. Все это выпукло прозвучало в спекакле. В четвертом действии акцент сделан на танцевальные номера, блестяще представленные Александрой Иосифиди и артистками балета. Особенно остро и трагично воспринимается зловещий контраст между развлекательной атмосферой в имении Хованского русские песни, танцы персидок и сценой его убийства. Последний акт завершается хором-молитвой «Господь мой». Народ и вера — две неотъемлемые составляющие русской истории.

Далее мы наблюдаем сцену, в которой находится князь Голицын. Он чем-то обеспокоен, накануне Марфа, представившись гадалкой, напророчила беду. Он не хочет в это верить и приказывает утопить девушку, но благодаря обстоятельствам, ей удается бежать. После случается ужасное, заговорщики узнают о том, что все проделки и планы давно известны царю и стоит ожидать расправы.

Хованский спрятался в имении, считая, что там он будет в абсолютной безопасности. Его убеждения в том, что беспокоится не из-за чего, не оправдались. К нему приезжает Хованский, якобы для того, чтобы дать приглашение, но как только он выходит, его поражает удар кинжала.

Входит Шакловитый. Обращаясь к князьям, он говорит, что царевна Софья велела сообщить им, что их заговор раскрыт: в Измайловском селе донос прибит, что Хованские на царство покусились. За сценой слышны голоса петровцев. Стрелецкая слобода, против Белгорода, за кремлевской стеной на Москве-реке. Вдали, перед зрителем, крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев.

За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню. Действие начинается хором раскольников — как и во втором действии они поют тот же свой фанатичный гимн. Их пение слышится сначала издалека за сценой , затем они появляются на сцене, проходят по направлению к воротам и снова удаляются за сцену. Это шествие, как и в первый раз, являет собой демонстрацию духовной силы старообрядцев. Сцена пустеет; из толпы незаметно выделяется Марфа. Она садится на завалинку у дома, занятого Хованским. Из дома, где теперь живет Хованский, выходит Досифей.

Марфа встает ему навстречу и склоняется перед ним. Страшное дело!.. Он уводит ее, утешая при этом. С противоположной стороны сцены появляется Шакловитый. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному бесшабашному веселью. За сценой слышится крик перепуганного Подьячего; он как бы зовет на помощь. Вот он появляется, запыхавшийся. Князь Иван Хованский показывается под навесом терема.

Стрельцы просят его вести их в бой против рейтеров и солдат петровских полков. Идите в домы ваши, спокойно ждите судьбы решенье! Богато обставленная трапезная палата в хоромах князя Ивана Хованского в его имении. Князь Хованский за обеденным столом. Крестьянки за рукоделием. Но третья песня будет последней в этой картине, а прежде... Входит клеврет князя Голицына. Он предупреждает князя, что ему грозит опасность.

Князь разгневан и удивлен: кто может грозить ему в его имении? Он требует, чтобы ему подали меду, и приказывает девушкам-персидкам плясать для него исполняется балетный номер в восточном стиле. Он говорит Хованскому, что его призывает на тайный совет Софья. Но в конце концов приказывает подать ему одежды. Крестьянки снова величают его. И когда князь выходит из палаты, наемник Шакловитого убивает его в дверях. Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются. Шакловитый хохочет.

Картина 2. Площадь перед собором Василия Блаженного. Пришлый люд московский толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне. Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами. Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына. Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить.

Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила. Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха которого он — Андрей — изгнал. Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет. Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов... За сценой раздается звон большого соборного колокола. Выходят стрельцы; они сами несут орудия своей казни — плахи и секиры.

За ними следуют их жены. Андрей видит это. Теперь у него открылись глаза на все, что случилось.

В центре Красной площади, близ Собора Василия Блаженного высится каменный столб, к которому прибиты металлические таблички с надписями. Городской люд просыпается под настойчивый перезвон колоколов и голос стрелецких труб. Подьячий первым появляется на сцене, идёт к своей будке. Показывается боярин Шакловитый, сыскной начальник.

Он хочет написать донос, кляузу на князей Хованских, якобы они собрались власть захватить и порядки свои чинить. Подьячий так пугается, что зочет отказаться записывать, но мешочек с деньгами делает его сговорчивым. Шакловитый забирает бумагу и исчезает. На сцене появляется князь Иван Хованский со своими стрельцами, а за ним и сын его Андрей. Андрею нравится девушка Эмма из Немецкой слободы. Он проявляет ей знаки внимания, но она отвергает его. В гневе, он замахивается на неё, но на защиту Эммы встаёт смелая Марфа.

Между отцом и сыном возникает конфликт, который прерывается появлением на сцене Досифея, главы раскольников. На пороге появляется Варсонофьев и говорит, что пришла гадалка.

На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского

В общем и целом если вы любите оперу, "Хованщину" нужно слушать обязательно. Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году. Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». «Хованщина» — произведение столь неоднозначное, что каждый режиссер может трактовать оперу по-своему.

Батя, батя, выйди к нам

Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым. Народ, подобно слепцам бредет по безбрежной зимней степи, по тракту, ведущему в совершенно непроглядное будущее.

Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. Кульминацией стал диспут о вере в Грановитой палате Московского кремля 5 июля 1682 г. Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый. Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь , а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён. Драматургия и музыка В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия.

Постановка сразу же получила восторженные отклики американской публики и прессы. Партию начальника стрельцов князя Ивана Хованского исполняет знаменитый украинский бас Анатолий Кочерга, его сына Андрея - один из известнейших украинских теноров Миша Дидык, раскольницы Марфы, главы раскольников Досифея и князя Василия Голицына - солисты Мариинки Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков и Владимир Галузин, боярина Шакловитого - знаменитый грузинский баритон Георгий Гагнидзе. Мягкость и твердость меццо-сопрано Ольги Бородиной идеально подходят для роли раскольницы Марфы", - отмечает издание. Восторженных отзывов удостоились и все остальные исполнители главных ролей, а также хор, оркестр и, в особенности, дирижер. Временами оркестр звучал мощно и громко, однако в тихие, спокойные моменты играл более сдержанно, не заглушая певцов", - пишет американский культурный критик. Петренко, который в 2013 году займет пост музыкального руководителя Баварской государственной оперы, дебютировал в Метрополитен в 2003 году с опереттой "Веселая вдова" Франца Легара. Казалось бы, "Хованщина" - "народная музыкальная драма", воссоздающая кровавую полосу стрелецких бунтов, раскольничьего самосожжения, борьбы за власть вокруг юного Петра - может быть близка и понятна только русскому человеку. Однако еще до премьеры все артисты выразили уверенность в том, что опера, без сомнения, понравится и американской публике.

Главные герои получили яркие музыкальные характеристики, и значительное место в произведении отведено хоровым сценам, показывающим то стрельцов, то раскольников, а то простых обитателей Москвы. Сюжет оперы сложен по мотивам известных исторических событий 1682 года. На фоне разгара и подавления стрелецкого бунта во главе с князем Иваном Хованским, пытавшимся посадить на престол своего сына Андрея, проходит как личная трагедия брошенной любимым Андреем староверки Марфы, так и драма всего движения старообрядничества, когда упорные верующие предпочитали смерть в огне жизни во грехе. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

Эпоха Гергиева в роли художественного руководителя театра в 1988 началась именно с "Хованщины", как первой крупной акции главного дирижера. Маэстро неоднократно говорил о своей высокой оценке творчества Мусоргского и величии "Хованщины", как примере повторения русской истории каждые сто пятьдесят лет. Фото: 24smi. Все солисты на московском представлении "Хованщины" выказали свои лучшие качества профессионального ремесла и художественного артистизма. Опытная, владеющая всеми тесситурами своего голоса, трагичная Семенчук держала на себе неотрывное внимание. Внешность, манеры, поведение, краски голоса Трофимова и Попова абсолютно сливались с их персонажами. Великолепен был Подъячий своими человеческими характеристиками, ужимками и свободой владения сценическим пространством. Поворачиваясь то к хору, "перебрехиваясь" с толпой, то успевая петь в сторону, не забывал при этом обращаться к публике.

Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.

Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа — стрельцов, раскольников, московский люд. С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий. Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» рисует символичную картину пробуждения древней Москвы; слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы; народная по складу мелодия течет широким, нескончаемым несенным потоком. Первый акт показывает сложные взаимоотношения различных слоев народа. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Множество одновременно происходящих событий объединяется музыкой. В то время как Шакловитый диктует донос, слышится веселая плясовая песня московского люда «Жила кума», затем — хор стрельцов «Гой вы, люди ратные»; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью. Эта широкая сцена замыкается хором «Ой ты, родная матушка-Русь», печальной думой о родине. Могучее нарастание пронизывает сцену встречи Хованского, в центре торжественная величальная «Слава лебедю».

В терцете на фоне отчаянных возгласов Эммы и возбужденных восклицаний Андрея выделяется плавная, сдержанная, полная страстного лиризма речь Марфы. Скорбный призыв Досифея «Приспело время» рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников «Боже, отжени словеса лукавствия» близок к подлинным старообрядческим напевам. Второй акт состоит из двух разделов. В центре первого гадание Марфы заклинание «Силы потайные» и пророчество «Тебе угрожает опала» , музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Второй раздел — спор князей с вторгающимся фанатичным гимном раскольников «Победихом». Третий акт начинается прекрасной лирической песней Марфы «Исходила младешенька», основанной на подлинной народной мелодии. Ария Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо» — один из наиболее глубоких и благородных по музыке эпизодов оперы. Разухабистая хоровая песня «Ах, не было печали» и заразительно-веселая в духе частушек песня Кузьки «Заводилась в закоулках» передают разгульное веселье стрельцов. В хоре-причитании стрельцов «Батя, батя, выйди к нам!

В первой картине четвертого акта значительное место занимает красочная вокально-танцевальная сюита. Протяжная хоровая песня «Возле речки, на лужочке», бойкая плясовая «Гайдучок» и величальная «Плывет, плывет лебедушка» основаны на народных мелодиях Включенный в картину танцевальный номер «Пляски персидок» выдержан в восточном стиле.

Следствие установило его преступную связь с Хованским. Задумчиво смотрит ему вслед Досифей.

Появляется Марфа. На вопрос Досифея, что «решил совет великий против нас? Велено петровцам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаления сгубить…» — «Приспело время, — отвечает Досифей, — в огне и пламени принять венец славы вечной». Вбегает разгневанный Андрей Хованский.

Он считает Марфу предательницей: чтобы отомстить ему за измену, она донесла на него и его отца. Напрасно Марфа говорит, что она невинна, а их дело погибло, и Иван Хованский злодейски убит в своей вотчине. Князь Андрей грозит ей позвать стрельцов и схватить Марфу как колдовку. Но вместо стрельцов из Кремля появляются петровские солдаты, ведущие стрельцов на казнь.

В ужасе Хованский бросается к Марфе, умоляет где-нибудь спрятать его. Слабо теплятся в руках приговоренных стрельцов свечи, горько причитают их жены. Но в это время под звуки торжественного марша появляется гонец Петра и сообщает, что царь помиловал стрельцов. На площади появляется молодой царь Петр со своими приближенными, радостно встречаемый народом и благодарными стрельцами.

Здесь скрываются раскольники, бежавшие от преследования петровцев. Расколоучитель Досифей фанатической проповедью увлек за собой людей. Среди них Марфа, Андрей Хованский. Сам Досифей полон глубокого раздумья.

Он убедился в тщетности всех своих замыслов отстоять в государстве старый жизненный уклад и старую веру. Он надеется, что гибель в огне спасет души всех раскольников, но все же его тревожат сомнения в их стойкости. Собрав всех беглецов, он призывает их постоять за веру, погибнуть, но не сдаться. Раскольники расходятся.

Перед часовней остается одна Марфа. Она готова к смерти, лишь в ней видит она утешение. К ней подходит Андрей Хованский. Полный страха, он ищет защиты у Марфы.

Марфа утешает его, напоминая об их былой любви. Слышатся трубы — то приближаются петровские войска. Раскольники, предводительствуемые Досифеем, собираются в скит и поджигают себя.

Незавершенную работу после смерти Мусоргского закончил Николай Римский-Корсаков, в редакции которого опера исполнялась до 1950-х годов. В дальнейшем в репертуаре Мариинского театра опера представала с оркестровой партитурой Дмитрия Шостаковича, наиболее приближенной к первоисточнику. Изображение предоставлено «Собака.

«Хова́нщина» — опера («народная музыкальная драма») М.

В советском фильме-опере «Хованщина» арию у Шакловитого вообще отобрали, передали безымянному «человеку из народа». Видеоурок по музыке для 4-го Для благодарных зрителей. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. И это понятно — опера сама по себе жанр очень условный, и перенос действия в иное время и иные обстоятельства оправдан только в поисках актуальности, но на фоне украинской трагедии сама фабула Хованщины становится предельно актуальной (после сцены. Он сообщает, что поступил донос на князей Хованских, которые «на царство покусились», что царь Петр назвал заговор «Хованщиной» и велел сыскать его зачинщиков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий