Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний. Нарушение памяти может быть обусловлено как функциональными причинами, так и органическим поражением вещества головного мозга.
Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы?
«Деменция» означает, что нарушения затрагивают не только память, но и внимание, речь и другие психические функции. Если у пациента нарушение памяти возникает на фоне астенического синдрома, неврологи назначают ноотропные препараты, стимулирующие центральную нервную систему и оказывающие прямое активирующее влияние на интегративную деятельность головного мозга. Большинство людей с феноменальной памятью — саванты: они испытывают трудности при общении с другими людьми на фоне нарушений развития головного мозга. Первый – это нарушения памяти, имеющие общее название «парамнезии» – искажение или замещение содержания воспоминаний, связанные с особенностями функционирования определенных участков коры головного мозга1.
Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость
Блог компании Skillfactory Мозг Здоровье Часто мозг играет с нами очень злую шутку. Два человека пережили одно событие, но их рассказы различаются. Что это — амнезия или простая ложь? Однако всё не так просто, как кажется. Воспоминания имеют свойства искажаться. Например, заменять одни события другими. В науке эту проблему называют конфабуляцией, или парамнезией, когда у человека кроме основных воспоминаний появляются ложные. В результате отличить правду от вымысла очень тяжело. Давайте в этом посте разберёмся, в чём же тут дело.
Как формируются воспоминания Наша память — это ответная реакция определённой группы нейронов на какие-то раздражители. Они формируются за счёт постоянных изменений и связей между собой. Таким образом, с самого рождения наш мозг никогда не перестаёт работать. Нейроны кочуют от образа к образу и создают определённые мысли. Ответная реакция — это синаптическая пластичность, то есть постоянные изменения в силе связей синапсах между клетками мозга. Они могут быть сильнее или слабее в зависимости от того, как давно были активированы. Активные связи могут усиливаться, а неиспользуемые соединения, наоборот, слабеть и исчезать. Память делится на две категории: Кратковременная.
Позволяет удерживать мысль около минуты. Это нужно для того, чтобы запомнить номер телефона, автомобиля или фамилию человека. Отвечает за продолжительные воспоминания. Долговременная память, в свою очередь, делится на процедурную, которая отвечает за действия, и декларативную, отвечающую за осознанный вызов информации. Все воспоминания как раз базируются на декларативной памяти. Она может активироваться визуально или словесно. Например, вам нужно вспомнить фамилии сборной по футболу или восстановить список покупок. Декларативная память делится на следующие категории: Семантическая.
Оперирует значениями и понятиями. Например, что такое компьютер или мяч. Относится к событиям. Например, когда у вас была свадьба или как давно вы катались на катамаране. Наша память - это реактивация определенной группы нейронов, образованная постоянными изменениями силы связей между ними. Реактивирует комбинацию нейронов «синаптическая пластичность». Контакт между нейронами называют синапсами. Он может быть сильнее, или слабее.
То есть, все используемые связи могут становиться сильнее. Однако неиспользуемые нейроны слабеют и полностью исчезают. Соединение между двумя нейронами становится сильнее, когда нейрон A последовательно активирует нейрон B, заставляя его запускать потенциал действия. Нейроны общаются друг с другом с помощью электрических событий, называемых «потенциалами действия», и химических — нейротрансмиттеров. В результате изменения, добавления или отмирания синапсов формируется наша память. Однако последние исследования на пожилых мышах доказали, что за счёт гиппокампа отдела мозга происходит усиление нейрогенеза, то есть появляются новые нейроны и наша память восстанавливается. Основные причины ложной памяти Исследованиями ложной памяти занялись недавно. Основателями этого направления были, как ни странно, гипнотизёры Пьер Жане , Рихард Крайфт-Эбинг и другие.
Причём последний демонстрировал такое явление, как возрастная регрессия.
Чтобы поставить точный диагноз, дополнительно проводятся: неврологические, психиатрические и психологические тесты; лабораторные анализы крови для выявления гормонального статуса, исключения витаминодефицитных состояний; энцефалография для оценки мозговой активности; магнитно-резонансная томография, ангиография головы и шеи, а также сопутствующие диагностические процедуры по показаниям. Дополнительно пациентам рекомендуются консультации врачей узкого профиля: невролога, травматолога, геронтолога и других направлений. Лечение Когда имеет место резкое снижение памяти, лечение и профилактика подбираются индивидуально. Терапия зависит от причины возникновения симптомов и может включать назначение: лекарственных препаратов для компенсации имеющихся заболеваний гормонов, ангиопротекторов и прочих ; анальгетиков, помогающих справиться с болями при черепно-мозговых травмах; седативных средств и антидепрессантов для коррекции психических расстройств; ноотропных и холинергических препаратов при наличии признаков возрастной деменции; витаминов и минералов для компенсации дефицитных состояний.
Если проблема вызвана коронавирусом, рекомендуется пройти реабилитацию после ковида.
Причем успешный результат зависит и от самого пациента. Он должен строго выполнять рекомендации невролога. Эти правила простые и могут впоследствии стать частью образа жизни пациента. Вот, основные пункты: Полный отказ от курения, поскольку никотин губительно действует на мозг. Алкоголю тоже не должно быть места в жизни человека, у которого отмечаются провалы в памяти.
Также следует избегать любых травм. Некоторые продукты питания вредны для памяти. Это сахар, соленое и копчености. Поэтому следует ограничить их присутствие в меню. Регулярные тренировки памяти помогут восстановить утраченные функции и даже улучшат их качество. С этой целью можно учить стихи, пословицы, запоминать телефоны и номера машин.
И, конечно, надо не забывать регулярно показываться врачу.
Более выраженные расстройства памяти, поведенческих реакций развиваются при возрастной атрофии головного мозга или болезни Альцгеймера по имени австрийского невролога,описавшего это заболевание в 1905г. Причины болезни Альцгеймера до сих пор не известны. Установлено, что риск этого заболевания многократно увеличивается с возрастом, а также при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, после инсульта и черепно-мозговых травм. Главный симптом - прогрессирующее снижение памяти. Сначала забываются события ближайшего прошлого, в то время как память на события молодости и детства долгое время остается сохранной. Постепенно появляется нарушение пространственной ориентировки, трудности счета и речи.
В конечном итоге утрачиваются и общие знания,человек нуждается в постоянном постороннем уходе. Болезнь Альцгеймера — медленно прогрессирующее заболевание. В течение многих лет больные сохраняют независимость и самостоятельность. Поэтому большое значение имеет своевременное обследование и лечение данного заболевания. Особенно следует обращать внимание на преходящие нарушения мозгового кровообращения, которые бесследно проходят, и больные зачастую недооценивают значимость преходящих слабости или онемения в конечности, кратковременного нарушения зрения или речи, и даже забывают об этих эпизодах в своей жизни.
Провалы и нарушения памяти
- Причины ухудшения памяти
- Мы гордимся нашими врачами
- Что-то с памятью моей стало
- Определение болезни. Причины заболевания
Варианты лечения нарушений памяти в клинике Госпитальная
- Нарушение памяти у людей с ПРЛ в контексте взаимодействия с другими.
- Невролог Говорин назвал лучшие способы укрепить память
- Рекомендуемые материалы
- Нарушение памяти в психологии: причины и лечение. Особенности памяти
Нарушения памяти и внимания
- Календарь событий
- 2. Из-за интерференции
- Распознай деменцию раньше, чем она отнимет память -
- Ухудшение памяти у молодых людей и в старости
- Почему может ухудшаться память и внимание в молодом и среднем возрасте
- Лекция 7 Нарушения памяти — Студопедия
Нарушение памяти в психологии: причины и лечение. Особенности памяти
Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло. Дополнительно у пациентов наблюдалась сильная активность в передней поясной извилине. Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели. Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области?
Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии. Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина. Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи.
Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать. Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики. Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии. Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга. Он изменяет способность нейронов к возбуждению их порог активации. Биполярное расстройство личности Источник Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить.
На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным. Все они время от времени испытывали гнетущее ощущение тщетности бытия, которое сменялось маниакальной гиперактивностью, ощущением бесконечной внутренней энергии и безудержным желанием двигаться. Ученые предложили им протестировать рабочую память с помощью задачи «Комплексная фигура Рея». Участникам показывают рисунок из большого числа деталей. Его нужно запомнить, а через некоторое время нарисовать по памяти. Источник Оказалось, что участники хуже выполняют задачу на запоминание, которая, по сути, задействует все компоненты рабочей памяти.
Также низкие результаты были продемонстрированы при выполнении вербальных и визуальных тестов. При этом наблюдалась повышенная активность в префронтальной области, височной коре и задней теменной коре. Ученые предположили, что это — артефакт работы мозга. Возможно, такие результаты показывают, что данные пациенты в целом запоминают иначе, используя другие стратегии. Всё это указывает на нарушения в работе центрального процессора , который контролирует избирательное внимание. А если барахлит всё и сразу?
Талантливый человек боится микробов, постоянно моет руки и избегает круглых предметов. Такое странное поведение возникает потому, что человеком овладевает навязчивая мысль обсессия , вызывающая навязчивое действие компульсию : «Микроб с этой вилки может спровоцировать страшную болезнь, нужно срочно всё протереть спиртовой салфеткой». Для кого-то ритуальные действия — это навязчивая проверка чего-либо «а закрыл ли я дверь? Читайте также Компульсия, аддикция или проблемы с контролем импульсов: есть ли у вас обсессивно-компульсивное расстройство Поскольку некоторая мысль постоянно крутится в голове и вызывает компульсии, вполне возможно, что такое состояние проявляется в виде гиперактивации сети рабочей памяти. При этом некий сигнал паттерн повторяется в голове — «крутится навязчивая мысль». Ученые наблюдают активность в разных зонах мозга в зависимости от характера навязчивых действий.
Исследователи обнаружили у Николы проблемы с когнитивной функцией — торможением. При ОКР чаще наблюдается нарушение визуально-пространственной рабочей памяти. Однако ряд ученых предполагает, что нарушения не специфичны , а показывают проблемы рабочей памяти в целом и зависят от сложности задачи. Диагностировать ОКР можно, проверяя рабочую память не только у пациентов, но и у ближайших родственников, так как считается, что данное расстройство имеет генетический характер. Зная, что у таких больных страдает центральный процессор рабочей памяти, попробуйте предположить, какая область мозга покажет измененную активность? Всё верно — префронтальная.
Мы уже знаем, что с помощью тестов на рабочую память можно определить зоны мозга с нарушениями активности.
Органические причины включают как повреждения головного мозга, например, сотрясение, так и его морфологические изменения, вызываемые, например, склерозом артерий. Амнезия может сопровождать также некоторые виды эпилепсии, афазии или шизофрении. Существует четыре вида амнезии, различающиеся характером и степенью потери памяти. При антероградной амнезии память страдает таким образом, что больной не помнит ничего из того, что произошло после начала заболевания, но хорошо помнит все, что было до этого. Ретроградная амнезия характеризуется тем, что больной не может вспомнить прошлых событий или сведений, но помнит все случившееся после возникновения амнезии. Такой вид амнезии часто наблюдается после сотрясений мозга.
При парамнезии память искажает хорошо знакомые факты и сведения. Четвертый вид амнезии обозначается как реакция бегства, или как состояние психогенного бегства. Это диссоциативное нарушение, при котором больной забывает всю свою прошлую жизнь и кто он есть, утрачивает свою идентичность, он может даже начать новую жизнь в совершенно ином окружении. Обычно это вызывается тяжелым эмоциональным шоком или личными переживаниями и длится иногда довольно долго. Потеря памяти иногда служит для сохранения психики человека, при информации от которого у человека может остановится сердце и не смог бы пережить. Но есть случаи, от которого человеку не позавидуешь. Вот человек успешный, нет у него в жизни проблем, имеет властную должность, и вдруг он начинает страдать болезнью потери памяти.
Во всех случаях амнезии наблюдаются нарушения на различных стадиях запоминания, кодирования, сохранения и извлечения информации. Другие мозговые функции при этом могут быть ненарушены, и поведение человека остается прежним как в его здоровой жизни. Позже выяснилось, что корсаковский синдром может быть не только у алкоголиков. Он встречается также при других диффузных поражениях мозга. Причинами могут служить многие причины, например, голодание, опухоли, травмы, нарушения мозгового кровообращения. Самая странная особенность у людей с таким нарушением памяти - у них может происходить подмена провала памяти несуществующими событиями, т е страдающий этим заболеванием может принять чужие события за свои и долго жить в них. Амнезию разделяют по причинам на два: Органические травма головы, органическая болезнь мозга, алкоголизм, отравление снотворными или другими веществами Психологические вытеснение воспоминаний о психической травме.
Или для слова «дружба» больной нарисовал треугольник и квадрат, поскольку «треугольник это одно, а квадрат - другое». Знание особенностей нарушения механизма опосредованного запоминания позволяет клиническому психологу участвовать в постановке диагноза основного заболевания, а также разрабатывать коррекционные программы, позволяющие скомпенсировать рассматриваемый мнемический дефект. Нарушение мотивационного компонента памяти Более 70 лет назад, а именно, в 1927 году, был открыт уже известный нам из курса общей психологии «эффект Зейгарник» или так называемый «феномен воспроизведения незавершенных действий».
Эксперимент заключался в следующем. Испытуемому предъявлялся ряд задач от 18 до 22 , которые он должен был выполнить. Это были сравнительно легкие задания различного типа: зарисовать монограмму, сложить определенную фигурку из спичек, нанизать бусы, написать стихотворение, вырезать из бумаги спираль, слепить коробочку из картона, обратный счет письменно , нарисовать вазу, из бумаги сложить фигурки, умножение трехзначных чисел, из проволоки, сделать фигурку, решить кроссворд, составить ландшафт испытуемым даются муляжи — деревья, животные, люди, дома - из цветного картона и т.
Инструкция: «Вам будет предложен ряд заданий, постарайтесь их выполнить по возможности точнее и быстрее». Половину предложенных задач испытуемый выполнял до конца, половина же их прерывалась экспериментатором до того, как испытуемый их завершит. Прерывание происходило таким образом, что экспериментатор предлагал испытуемому другую работу.
Если испытуемый спрашивал, что делать с незавершенным заданием, экспериментатор делал вид, что не расслышал вопроса или занят протоколом; во всяком случае, испытуемый не получал четкого, определенного ответа. Сразу после выполнения испытуемым последнего задания экспериментатор спрашивал: «Скажите, пожалуйста, какие вы выполнили задания? Экспериментатор записывает названные задания в порядке их воспроизведения испытуемым.
Как правило, воспроизведение носит вначале плавный характер, после чего наступает остановка потока перечисленного. Испытуемый начинает активно «отыскивать», «перебирать» в своей памяти предложенные ему задания. После окончания опыта экспериментатор спрашивает о том, какие задания показались ему более интересными или приятными.
Данные экспериментов показали, что испытуемые запоминали лучше незавершенные действия. При этом отношение воспроизведенных незаконченных действий [НД] к воспроизведению законченных [ЗД] равнялось 1,9. Преимущество воспроизведения незавершенных действий по отношению к завершенным проявилось не только в количественном отношении, но и в том, что незавершенные задания назывались первыми.
Попытаемся осмыслить психологический механизм наблюдаемого эффекта. Выявленная закономерность может быть объяснена следующим образом. У любого здорового испытуемого ситуация опыта вызывает какое-то личностное отношение к ней.
У одних это желание проверить себя, свои возможности - экспериментальная ситуация приобретает в таких случаях характер некой «экспертизы», контроля. У других испытуемых ситуация эксперимента вызывала некий задор: «Хотелось и себе, и вам показать, что я хорошо справляюсь с задачами». Наконец, третьи испытуемые выполняли экспериментальные задачи из чувства «долга», «вежливости».
Как бы то ни было, у любого испытуемого возникал какой-то мотив, ради которого он выполнял задание. При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, появляется некий излишек аффективной заря-женности в терминологии К. Левина, «динамическая система» , которая проявляет себя в другом виде деятельности, в данном случае - в воспроизведении.
Применительно к приведенным данным можно сказать, что деятельность памяти актуализировала ту аффективную готовность, которая образовалась благодаря личностному отношению испытуемого к экспериментальной ситуации. Здесь необходимо указать на ряд наблюдений, указывающих на роль мотивационного компонента в работе памяти. Первое — эффект не проявляется, если вместо нейтральной просьбы: «Скажите, пожалуйста, какие вы выполнили задания?
Новая мотивация вызывала иной результат. И еще одно доказательство. У больных шизофренией, в психическом состоянии которых отмечалась эмоциональная вялость, искажение мотивов, экспериментаторы не получали эффекта лучшего воспроизведения незавершенных действий.
У больных с ригидностью эмоциональных установок и их гипертрофией например, при некоторых формах эпилептической болезни превалирование воспроизведения незавершенных действий было выражено. Так, если у здоровых испытуемых отношение воспроизведения незавершенных действий, к воспроизведению завершенных равняется 1,9, то у больных шизофренией простая форма оно равно 1,1; у больных эпилепсией — 1,8; а у больных с астеническим синдромом - 1,2. Таким образом, сопоставление результатов воспроизведения незавершенных действий у больных с разной патологией мотивационной сферы указывает на ее роль в мнемической деятельности и на возможность использования данных эффектов в диагностических целях.
Нарушение памяти у больных разных нозологических групп При органических поражениях подкорковых структур головного мозга в большей степени нарушено произвольное воспроизведение и сохранение, в меньшей степени - узнавание и запоминание. Отмечается связь нарушений памяти с психической истощаемостью и снижением сенсомоторной активности. У больных олигофренией наблюдаются трудности опосредования, которые заключается в недоразвитии мышления, неспособности установить условную смысловую связь между сти-мульным словом и рисунком.
При олигофрении нарушена не только смысловая, но и механическая память. У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточность чтения, письма, счета и частые ошибки в памяти, У стенических олигофренов более выражено расстройство долговременной памяти. При эпилепсии отмечается снижение эффективности опосредованного запоминания в сравнении с непосредственным.
У больных эпилепсией, а также при органических поражениях головного мозга отмечаются трудности опосредования предложенных понятий с конкретным рисунком. Это является следствием выраженной склонности к чрезмерной детализации, фиксации на отдельных свойствах предметов. У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что перестает отражать реальное содержание слова или рисунок отражает актуализацию слабых, латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение.
Нарушения оперативной, кратковременной и отсроченной памяти не выявляются. Наблюдаемое в методиках снижение памяти часто имеет вторичный характер, обусловленный снижением волевого усилия. У больных неврозами и при реактивных психозах жалобы на снижение памяти часто не подтверждаются экспериментально-психологическим исследованием.
При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Поэтому испытуемый может «работать» под определенное «органическое» заболевание. Однако ошибки могут быть в простых вариантах заданий и отсутствовать в сложных.
Снижение памяти и внимания у больных неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство. Отмечаются психогенные амнезии, которые следуют за психотравмой. Методики, используемые для исследования памяти 1.
Десять слов. Испытуемому зачитывают десять однодвухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке 5 раз, данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят воспроизвести слова для проверки ретенции Например: лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, гриб, конь, игла, мед.
Или: гора, роза, койка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила. Этот метод предложен А. Испытуемый должен запомнить 15 слов.
Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом.
Восстановление памяти, если оно происходит, начинается обычно появлением воспоминаний о более отдаленных событиях и совершается в направлении ко все более свежим. Реже последовательность восстановления следов памяти может быть иной. Мы наблюдали всего один случай, когда воспоминания возвращались в обратном порядке — от недавних по направлению ко все более отдаленным.
Бехтерев описал особый, приступообразный вариант ретроградной амнезии, рассматривая его генезис в рамках эпилептиформного синдрома при сосудистой патологии головного мозга. Антероградная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики. Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет.
Идентификация антероградной амнезии встречает иногда большие затруднения, нередко она смешивается с фиксационной и конградной амнезией. Приведем поэтому соответствующее наблюдение. Больной совершил попытку самоубийства и с этой целью выбросился из окна четвертого этажа. По выходе из комы в течение месяца находился в состоянии спутанного сознания.
По окончании психоза правильно вел себя в отделении, сообщал о себе необходимые сведения, правильно ориентировался в месте, времени, окружающих лицах, читал и рассказывал о прочитанном, не вдаваясь, правда, в детали. Из событий текущей жизни лучше помнил то, что время от времени повторялось. Наблюдалась ретроградная амнезия на промежуток времени в пределах 4—5 часов, а также амнезия на период нарушенного сознания. Затем больной был переведен из психиатрической клиники в соматический стационар.
По возвращении обратно выяснилось: он забыл, что находился ранее в психиатрической клинике, не узнавал обстановки, врача, персонал, больных, считал, будто оказался здесь впервые. Судя по этому наблюдению, в основе развития антероградной амнезии лежит блокирование механизмов, обеспечивающих перевод информации из «короткой» и промежуточной форм памяти в долговременную память. Антероградная амнезия может сочетаться с ретроградной, как это видно в упомянутом наблюдении,— антероретроградная амнезия. Конградная амнезия.
Выпадение памяти о событиях в окружающем и о собственном самочувствии на период нарушенного сознания. Амнезия может быть полной или тотальной, что характерно для сумеречного помрачения сознания, аменции, выраженной оглушенности. Частичная или фрагментарная амнезия обычно сопутствует делириозному, онейроидному помрачению сознания, легкой оглушенности. Выпадение памяти выявляется сразу по выходу из болезненного состояния либо наступает спустя некоторое время — отставленная или ретардированная амнезия.
Утрата воспоминаний, относящихся к состоянию глубокого опьянения, сопровождающегося выраженной оглушенностью сознания, является одним из вариантов конградной амнезии. Конградная амнезия может сочетаться с ретро- и антероградной. Механизмы ее развития, вероятно, связаны с разными причинами, в том числе и с нарушением вербализации внешних и внутренних впечатлений, вследствие чего они не включаются в словесно-логические структуры сознания. Алкогольная амнезия.
Выпадение памяти на события, приуроченные к опьянению больных алкоголизмом. Отчетливых нарушений сознания в забытом периоде времени не наблюдается Короленко, 1973. При алкогольных амнезиях больные могут припоминать, как, будучи в опьянении, пытались запомнить или были уверены, что не забудут случившееся, но тем не менее амнезия наступала. Известны случаи, когда страдающие алкоголизмом лица забывают о впечатлениях периода опьянения, будучи трезвыми, но при повторном опьянении вновь могут о них вспомнить, — феномен разрывной памяти Д.
Феномен напоминает состояния альтернирующего сознания и тем самым наводит на мысль об истерическом его происхождении. Предвестником алкогольной амнезии является палимпсест, описанный в качестве специфического признака раннего алкоголизма К. Bonhoeffer 1904. Палимпсест соскоб означал в древности надпись на пергаменте со стершимися от его многократного сгибания и разгибания фрагментами текста.
В конце минувшего, начале текущего столетия данный термин использовался криминалистами для обозначения полустертых надписей и рисунков в тюремных камерах. Алкогольные палимпсесты проявляются выпадением памяти на отдельные подробности или детали событий, происходивших во время алкогольного опьянения. Транзиторные амнестические эпизоды. У лиц в возрасте от 45 до 70 и более лет описаны пробелы памяти продолжительностью от 1 до 24 часов.
Указанные амнестические эпизоды рассматриваются как неэпилептические цереброваскулярные приступы, проявляющиеся в нарушении деятельности лимбических структур Frank, 1981. В отечественной литературе упомянутые выпадения памяти описаны под названием транзиторная глобальная амнезия Завилянский с соавт. Отмечается однократность таких провалов памяти у одного и того же пациента. Систематизированные системные амнезии.
Выпадение специализированных видов памяти на лица, цвета, запахи, символы, навыки. К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии. Моторная экспрессивная афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Типичным является телеграфный стиль речи как и в ранней речи детей состоящей из коротких, в два, три слова фраз, составленных из имен существительных и глаголов , аграмматизмы, замена одних букв, слогов и слов другими литеральные и вербальные парафазии , их пропуски, смешения контаминации — «палалет» — составлено из «палата» и «туалет» , застревания персеверации.
Страдает произвольная письменная речь, в то время как при списывании она сохранена лучше. В более тяжелых случаях моторной афазии нарушается письмо под диктовку. Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический слух — различение фонем, сходных по звучанию. Особенно плохо различаются близкие фонемы б-п, д-т и др.
Больные многоречивы, их высказывания непонятны из-за аграмматизмов, парафазии. Нарушаются чтение, письмо. Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов. Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними.
Многоречивость сочетается с вербальными парафазиями, персеверациями. Письмо при списывании не нарушается. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями. Например, пациент не видит различия между отцом брата и братом отца.
Нарушения развития речи у детей обусловлены генетическими и в меньшей степени средовыми факторами. Нарушения речевого развития выявляется на этапах раннего детства и не связаны с неврологическими, сенсорными, умственными отклонениями, повреждениями артикуляционного аппарата. Речевым расстройствам сопутствуют трудности в овладении чтением, письмом, сложности в общении, эмоциональные и поведенческие проблемы. Эйнштейн почти не говорил до трех лет.
Специфическое расстройство развития речи может затрагивать разные ее стороны: во-первых, расстройство артикуляции речи, при котором затруднено использование звуков речи в норме оно достигается к 11 —12 годам : пропуски, искажения, подмены фонем, что приводит к сложностям в понимании речи детей окружающими, хотя невербальный интеллект детей остается в пределах нормы. К данному расстройству относят нарушения артикуляции, лепетную речь, дислалию, отклонения фонологического развития; во-вторых, это расстройство экспрессивной речи. Понимание речи не нарушено, не обязательны нарушения артикуляции, типично снижение уровня использования выразительной разговорной речи ограничение лексикона, замедление развития фразовой речи, трудности в подборе синонимов, синтаксические ошибки и др. Использование невербальных средств коммуникации не нарушено.
Возможны тем не менее затруднения в контактах, эмоциональные и поведенческие проблемы, иногда избирательная потеря слуха. Наконец, это могут быть расстройства рецептивной речи: неспособность реагировать на знакомые названия, следовать простым инструкциям, понимать грамматические конструкции. Нарушение узнавания предметов. При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий ощупывающих движений глаз.
Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение узнавания может касаться символов букв, цифр , рисунков, геометрических фигур. О симультанной агнозии упоминалось нами ранее. Агнозия в отношении собственного тела определяется как соматоагнозия.
Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела. Пациент не знает, например, где у него нога, рука, где левая и правая, верхняя или нижняя половина тела аутотопагнозия. Соматоагнозия у неврологических пациентов проявляется отрицанием факта паралича. Так, при синдроме анозогнозии Антона-Бабинского больной не осознает левостороннего паралича и обнаруживает «слепоту на свою слепоту» очаг поражения в правой гемисфере.
Мнимое ощущение дополнительных частей тела лишняя рука, голова и т. Бехтерева и П. Останкова — описана при поражении коры субдоминантного полушария. Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях.
Выпадение моторных навыков действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру составить фигуру, орнамент и др.
Нарушения развития школьных навыков чаще встречается у мальчиков. Предполагают, что они связаны с биологической дисфункцией и присутствуют с первых лет обучения. Различают нарушения развития навыков чтения, письма, счета, смешанное расстройство школьных навыков, двигательных функций. При дислексии нарушены навыки чтения и понимание прочитанного На ранних этапах это трудности в пересказывании алфавита, в распределении по категориям звуков.
Позднее становятся очевидными пропуски, искажения и замены слов их частей , медленный темп речи, запинки и потери места в тексте, литеральные и вербальные парафазии, чтение в обратном порядке. Нарушаются также способности вспомнить факты и делать выводы из прочитанного, а чтобы это делать, дети используют скорее общие знания, чем то, что они узнали из конкретного рассказа. Позднее трудности спеллингования составление слов из букв становятся более глубокими, чем недостаточность чтения. Нарушениям развития чтения обычно предшествуют расстройства развития речи.
При расстройстве спеллингования нарушена способность произносить слова по буквам и правильно писать слова. Предшествующее расстройство навыков чтения отсутствует. При нарушении развития навыков счета дефект касается вычислительных операций прибавления, вычитания, умножения и деления иногда лишь отдельных операций. Нарушен счет пальцев синдром Гертсмана.
Более абстрактные математические операции в геометрии и т. Нарушения развития двигательных функций проявляется угловатостью, медленным обучением ходьбе, бегу, — прыжкам, подъему и спуску по лестнице, трудностями в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, бросании предметов, плохом подчерке и мн. Часто выявляются симптомы стриарной недостаточности. Явления афазии, агнозии, апраксии и другие нарушения корковых функций алексия, акалькулия и др.
В психиатрической практике они встречаются при атрофических процессах болезнь Пика, Альцгеймера, сенильная деменция, травматические поражения. Мотивированная амнезия. Выпадение памяти на отдельные психотравмирующие события. Так, после неприятной сцены с Бабинским пациентка забыла его имя, внешность и все, что так или иначе было с ним связано.
Пробелы возникают по механизмам вытеснения. В состоянии гипнотического сна, по преодолении сопротивления утраченные воспоминания могут быть восстановлены. Наблюдается у лиц с истерическими чертами характера, при неврозах. Вытеснение психотравмирующих воспоминаний — явление чрезвычайно распространенное и среди здоровых индивидуумов; рассматривается как один из механизмов психологической защиты.
Нарушение памяти
«Деменция» означает, что нарушения затрагивают не только память, но и внимание, речь и другие психические функции. Проблемы с памятью, которые не связаны с серьёзными нарушениями головного мозга, испытывают сейчас около 10% населения. Исследования показывают, что ложная память может быть вызвана различными факторами, включая контекстуальные подсказки и социальное влияние. Синдром корсакова проявляется нарушением памяти о последних событиях жизни, но события прошлого остаются в памяти в хорошем воспоминании. Нарушение памяти в психологии и психиатрии считается серьезной проблемой, которая требует медицинской коррекции.
Провалы в памяти
Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка. Точные способы, которыми травма вызывает нарушения памяти, не совсем понятны, но ряд факторов может сыграть свою роль. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным.
Врач-токсиколог рассказал, как сохранить память до самой старости
Одета неопрятно, не причесана. Выражение лица злобное, аффективно напряжена, сжимала кулаки, к себе никого неподпускала, пыталась ударить рукой или ногой подходившего к ней. На месте не удерживалась, стремилась куда-то идти, на уговоры не реагировала, контакту была не доступна, на вопросы не отвечала. Внезапно начинала плакать, обхватывала голову руками, через несколько минут вновь становилась агрессивной. Выявить бредовую, галлюцинаторную симптоматику, оценить когнитивные функции не представлялось возможным. После медикаментозной седации позволила увести себя в палату, была уложена в постель, но оставалась двигательно беспокойной, периодически садилась и вновь ложилась, сминала постельное белье. Контакту оставалась недоступной, на вопросы не отвечала, инструкции не выполняла, иногда реагировала на обращение по имени - на непродолжительное время фиксировала взгляд на враче, но чаще отворачивалась от врача. Выражение лица оставалось растерянным, периодически появлялась гримаса страдания, начинала плакать, но быстро спонтанно успокаивалась.
Неврологическое состояние: без общемозговой и менингеальной симптоматики. Глазные щели одинаковы, правильной формы. Зрачки округлые, симметричные. Фотореакция живая, содружественная. Оценить полноту объема движений глаз не удалось не выполняла инструкции. Нистагм отсутствовал. Ассиметрии лица не выявлялось.
Язык по средней линии, спокоен. Глотание свободное. Мышечный тонус не изменен. Чувствительные нарушения не выявлялись. Объем активных движений в конечностях не ограничен. Сухожильные рефлексы живые, симметричные. Симптом Маринеску-Радовича положительный с обеих сторон.
Провести стато-координаторные пробы не удалось. Соматическое состояние удовлетворительное. Среднего роста 170 см , правильного телосложения, гиперстенической конституции, избыточного питания 76 кг , индекс массы тела 26. Кожа и видимые слизистые физиологической окраски, обычной влажности. Периферические лимфоузлы не увеличены. В легких дыхание везикулярное, с жестким оттенком, равномерно проводилось во все отделы, хрипы не аускультировались. Тоны сердца ясные, ритмичные.
При пальпации живота во всех отделах болезненности не выявлялось. Печень по краю рёберной дуги. Симптом Пастериацкого отрицательный с обеих сторон. Периферических отёков нет. Мочеиспускание свободное. Результаты обследования: Микрореакция крови и бактериологический анализ на кишечную группу и дифтерию при поступлении - отрицательные. Общеклинические анализы крови и мочи при поступлении в норме.
Рентгенография органов грудной клетки: очаговых и инфильтративных изменений не выявлено. ЭКГ: Синусовый ритм 82 в мин. Гипертрофия миокарда левого желудочка. Выраженные диффузные изменения миокарда левого желудочка. Окулист: Начальная катаракта обоих глаз. Гипертоническая ангиопатия сетчатки.
Можно говорить также о таком процессе памяти, как забывание, закономерности которого изучены в психологии. Явления памяти могут в равной степени относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта.
В соответствии с этим различают несколько видов памяти. Образная память — способность запоминать образы предметов: зрительные зрительная или иконическая память , слуховые слуховая или экоическая память , вкусовые и др. Понятием двигательная память определяют способность запоминать последовательность и формулы движений. Выделяют память на внутренние состояния, например, эмоциональные эмоциональная память , висцеральные ощущения боль, дискомфорт и т. Возможно формирование матрицы памяти, отражающей характеристики целостной системы связей устойчивого патологического состояния. Эта система связей может воспроизводиться мозгом по памяти даже после того, как патологический фактор уже устранен. Учет этого обстоятельства необходим для понимания патогенеза и лечения хронических заболеваний. Специфической для человека является символическая память, в которой различают память на слова символы и память на мысли, идеи логическая память.
Индивидуальная память различается по объему, быстроте, точности и прочности запоминания. Объем памяти исчисляется количеством информации, которая может быть в ней зафиксирована. Расчеты объема памяти человека показали, что он значительно превосходит возможности современных компьютеров и составляет до 1023 единиц информации. В отношении каждого из упомянутых качеств память одного человека отличается от памяти другого. Встречаются лица, обладающие поразительной памятью. Известно, что феноменальной была память А. Наполеон, например, будучи офицером, прочел однажды юридический кодекс Юстиниана и затем на протяжении всей жизни цитировал тексты статей законов наизусть. Запоминание быстрота, точность, воспоминание и забывание во многом зависят от личностных качеств, конкретного отношения данного человека к тому, что подлежит запоминанию.
Запоминание связано с отношением к впечатлениям. Так, родители, читающие детям бесконечные нотации, напрасно рассчитывают на то, что дети их запомнят — негативные впечатления плохо запоминаются. Важное значение для запоминания имеет спонтанность мышления — умственные стереотипы приводят к интеллектуальной слепоте. Очевидно, что и запомнить лишенное смысла трудно и незачем. Способствуют лучшему запоминанию частые рассказы о каких-то впечатлениях. Плохие рассказчики обычно не пишут мемуаров. Весьма важным для запоминания является состояние сознания и чувств, тот контекст, в котором существует событие. Тульвинг с соавторами выдвинули гипотезу о специфичности кодирования впечатлений в зависимости от ситуации.
Известно, что лучше запоминается то, что нужно, интересно или то, что оказалось незавершенным. Так, досадные ситуации, в которых не удалось поставить точку, помнятся особенно долго. Улучшает запоминание проговаривание впечатлений, которые благодаря этому интегрируются в словесно-логические структуры памяти. Наконец, материал запоминается лучше при углублении «в предмет, когда он связан с другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения. При воспоминании, как и запоминании, важен контекст, наличие опорных точек, объектов для сравнения. Поэтому именно узнавание, а не оторванные от контекста воспоминания считаются более надежным показателем фактически усвоенного материала т. В забывании, как упоминалось, важную роль играет вытеснение мотивированное забывание. Пожилые люди скорее забывают недавние события.
В основном потому, что им труднее организовать информацию, которую предстоит вспомнить. Забывание событий первых трех-четырех лет жизни — детская амнезия, связывается с разными причинами, особое значение придается неразвитому самосознанию. Быстро забывается неиспользованная информация, чему немало способствует традиционная система обучения — она не учит пониманию важности полученных в годы образования знаний. Забывание связано также с таким явлением, как интерференция. Проактивная интерференция выражается в том, что события, происшедшие до запоминания, ему мешают. Запоминанию могут мешать также события, случившиеся после запоминания — ретроактивная интерференция. Существуют различные приемы запоминания — мнемотехника. Это, например, метод локальной привязки, метод группировки, метод акронимов и акростихов и многие другие.
Использование приемов мнемотехники позволяет намного улучшить эффективность памяти. Различают непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание сопровождает деятельность человека и не связано со специальным намерением запомнить что-либо. Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание. Оно наиболее продуктивно и лежит в основе всякого обучения, но требует соблюдения специальных условий осмысливание запоминаемого материала, предельное внимание и сосредоточенность. Ранние формы произвольной памяти в далеком историческом прошлом, у детей проявляются в виде запоминания одного предмета через другой например, хранение локона волос. Позже опосредованное запоминание осуществляется через действие чтобы вспомнить забытое, надо выполнить действие, связанное с желаемым воспоминанием, например, вернуться на прежнее место. Более высокая ступень произвольного запоминания связана с использованием речевых инструкций.
Наконец, зрелая форма произвольной памяти опосредована мышлением, организацией материала в логическую последовательность. Можно ожидать, что регресс памяти в условиях патологии осуществляется в обратной последовательности. В зависимости от организации процессов памяти и длительности удержания информации различают непосредственную, кратковременную, промежуточную буферную и долговременную виды памяти. Первые три вида иногда объединяют в кратковременную память. Каждая из них реализуется на основе различных механизмов, обладает различной емкостью, спецификой фиксируемых данных. Кратковременная память делится также на так называемый непосредственный отпечаток, промежуточную форму кратковременной памяти или стадию консолидации и оперативную память. Непосредственный отпечаток характеризуется достаточной емкостью, длительность хранения информации не превышает одной секунды. Функциональное значение этого вида памяти состоит в продлении эффекта коротких внешних сигналов на время, достаточное для оценки их значения в центральной нервной системе и отбора полезной информации.
Кроме того, непосредственная память обеспечивает непрерывный характер восприятия. Это модально-специфическая память с рядом хранилищ для каждого канала сенсорной информации. Иллюстрацией к работе сенсорной памяти могут служить последовательные образы, то есть, впечатления, сохраняющиеся некоторое время после разглядывания объекта. Положительные последовательные образы возникают при закрытых глазах, если перед тем глядеть на источник света и потом от него отвернуться. Несколько секунд будут видны затем светящиеся пятна. Отрицательные последовательные образы появляются после длительной 30 секунд фиксации цветного изображения. Если после этого смотреть на лист серой бумаги, возникает изображение в цветах, комплементарных исходному цвету вместо красного — зеленый, синего — желтый, светлого — темный и наоборот. Механизмы последовательных образов связывают с деятельностью низших зрительных центров.
Затем информация из непосредственной переводится в кратковременную память. Это модально-неспецифический вид памяти с одним накопителем информации. Информация представлена абстрактным последовательным кодом. С этим психологи связывают «магию» цифры 7. Процессами кратковременной памяти можно управлять произвольно. Время хранения информации в памяти — до 20 секунд — срок, достаточный для опознания, отбора и кодирования сигналов. Работу кратковременной памяти иллюстрируют явления эйдетизма. Эта форма памяти отличается повышенной чувствительностью к различным внешним воздействиям интоксикации, гипоксия, травмы, аффекты.
Оперативная память, как разновидность кратковременной памяти, служит для удержания информации по ходу ее извлечения из долговременной памяти в процессе осуществления тех или иных видов деятельности и имеет исключительно большое значение при реализации почти всех психических процессов. Промежуточная буферная память имеет единственное хранилище информации, в котором она удерживается до трех суток. Для этого информация из промежуточной направляется в кратковременную память, там интерпретируется и только затем поступает на хранение в долговременную память. Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически на протяжении всей жизни. Долговременная память имеет двигательные, образные и словесные структуры. В каждой из них существует два блока информации. В первом последняя хранится в организованном виде и активно используется. В другом блоке информация неорганизована и произвольному воспроизведению у большинства людей недоступна.
Различают ряд форм организации материала долговременной памяти: — пространственную, позволяющую установить опорные пункты и связи в нашем физическом и социальном окружении. Лежит в основе «когнитивных карт», связующих в одно целое разные элементы поля; — линейную, например, по алфавиту, дням недели и т. В первой, «автобиографичной» хранятся личные впечатления индивидуума. Во второй — структуры, позволяющие понять мир: понятия, нормы, законы, правила. До сих пор не известно о конкретных способах извлечения информации из долговременной памяти, которые субъективно протекают подсознательно и чрезвычайно быстро. Механизмы непосредственной памяти связывают с изменениями на уровне рецепторов. Работу кратковременной памяти объясняют циркуляцией импульсов в замкнутых нейронных цепях. Стадия консолидации памяти представляет собой латентный период длительностью от 15 до 60 мин.
В течение этого времени нейронные контуры кратковременной памяти должны быть неактивными. Разные воздействия на мозг в этот период могут привести к стиранию следов памяти и амнезии. После стадии консолидации информация переходит в долговременную память. Механизмы последней согласно гипотезе Хебба, связаны с длительным изменением синаптических связей. Биохимическая теория памяти Хидена объясняет механизм долговременной памяти с процессами образования РНК. Основным субстратом хранения памяти считается синапс. Не исключается возможность участия в этом нейроглии. Гипотеза Лэшли о существовании центра памяти не подтвердилась.
Тем не менее есть все основания считать, что гиппокамп и связанные с ним образования миндалевидное тело, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела играют особо значительную роль в фиксации и хранении следов памяти. Установлено, что двустороннее поражение гиппокампа приводит к грубым нарушениям памяти, которые известны в клинике под названием «корсаковский» или «лимбический» синдром. Поражение мозговой коры никогда не приводит к общему нарушению следов памяти, однако, при этом наблюдается выпадение возможности закреплять следы модально-специфических раздражений, соответствующих локализации поражения. Поражение лобных долей больших полушарий специфически нарушает способность произвольного управления функцией памяти, но не препятствует бесконтрольному, пассивному запечатлению и репродукции следов памяти. Повреждение височных областей коры приводит к нарушению правильной последовательности воспроизведения памятных следов. Психопатология памяти Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Различают количественные нарушения, выражающиеся ослаблением, выпадением или усилением следов памяти, и качественные нарушения парамнезии , при которых наблюдаются ложные воспоминания, смешение прошлого и настоящего, реального и воображаемого. Количественные нарушения памяти включают амнезию, гипермнезию и гипомнезию.
Выпадение памяти на разные сведения, навыки либо на тот или иной промежуток времени. Различают следующие виды амнезии. Фиксационная амнезия. Утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения. Резко ослаблена или отсутствует память на текущие, недавние события при сохранении ее на приобретенные в прошлом знания.
Причины, подходы к лечению Провалы в памяти — неспецифический симптом, который возникает при различных состояниях. Провалы в памяти — проблема, которая не только мешает повседневной жизни, но также вызывает беспокойство. Это всегда симптомы какого-либо расстройства и нарушения в работе мозга. Однако точная причина не всегда очевидна. Оформить заявку на диагностику и лечение Я подтверждаю, что принимаю условия согласия на обработку персональных данных. Разобраться в причинах нарушения памяти поможет только специалист. Например, провалы в памяти бывают и при алкоголизме, и при деменции. Но вот симптоматика, сопутствующие проявления и общая картина будут несколько отличаться. Если симптомы деменции проявляются, когда человек старше 60 лет, то провалы при алкоголизме случаются и у 20-летних злоупотребляющих спиртным - здесь возраст особого значения не имеет. Как работает человеческая память?
Ведь чаще всего, эти нарушения избирательны: например, человек плохо запоминает свои обязанности по работе и плановые дела. Может быть, ему следует сменить работу? Мозговые нарушения также подлежат лечению и природа заботится о человеке: мозг имеет огромную пластичность в своих функциях. Но встречаются такие состояния, например, нарушение памяти при болезни Альцгеймера, которое без лекарственного лечения прогрессирует и делает человека инвалидом. Назначение медикаментов может продлить период нормальной жизни. Если нарушения памяти и внимания вызваны психологическими причинами, то есть — работой «психических защит», то подойдет психотерапия и психоанализ. При успешном прохождении курса психотерапии человек избавляется от проблем связанных с неспособностью концентрации внимания, например при чтении и спокойно приступить к выполнению своих профессиональных и повседневных обязанностей.
Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает
Что способствует ухудшению памяти, чем оно чревато, как предупредить эти проблемы? На эти и другие вопросы отвечает врач-невролог, ведущий специалист отделения неврологии «Клиника Эксперт» Курск Наталья Владимировна Умеренкова. Севиля Ибраимова.
К сожалению, стандартов нейропсихологического тестирования пока не существует. Врач выбирает или составляет протокол по своему усмотрению. Очень ярко проявляются особенности заболевания при проведении теста рисования часов, рассказала Элен Мхитарян. Больному предлагается нарисовать на чистом листе бумаги циферблат, чтобы стрелки указывали определенное время. Ошибки при выполнении этого теста достаточно точно указывают на причину деменции, говорит эксперт.
Для какого-то заболевания характерно размещение чисел за пределами циферблата, для какого-то — зеркально перевернутое изображение и т. Пациенты с одним и тем же диагнозом обычно рисуют одинаковые часы. Психиатры и неврологи подходят к деменции по-разному Психиатры и неврологи подходят к диагностике и лечению деменции по-разному. Например, психиатр ставит диагноз: «деменция при болезни Альцгеймера». Невролог ставит диагноз: «болезнь Альцгеймера». Но деменция — это синдром. Заболевание — это болезнь Альцгеймера.
В качестве примера неправильного лечения она привела назначение нейролептиков пациентам с деменцией с тельцами Леви из-за галлюцинаций. Между тем у таких людей — повышенная чувствительность к нейролептикам. Лечение любых когнитивных нарушений нужно начинать с немедикаментозных методов, отметила она. Среди доказанных — физические упражнения, когнитивные тренинги, средиземноморская диета. Такое лечение подходит для додементных нарушений и деменции в легкой форме. Что касается лекарственных препаратов, то здесь неврологи положительно отзываются об акатиноле. Кабинет нарушений памяти должен появиться в каждой поликлинике Обращаться с жалобами на ослабление памяти можно в обычную поликлинику.
Таким образом, возникла новая пандемия, которая зовется некоторыми авторами «цифровым слабоумием». Скроллинг лент новостей, постоянное отвлечение внимания, колоссальный объем цифровой информации и многозадачность обрушились на нашу «нейронную крепость», а в результате она оказалась домиком поросенка Ниф-Ниф», — отметил Говорин. Чтобы улучшить память, считает эксперт, современному человеку необходимо соблюдать цифровую гигиену: проанализировать потребляемый контент и экранное время, делать длительные перерывы во взаимодействии с устройствами, отказаться от социальных сетей и просмотра коротких видео. Помогут и физические нагрузки в высоких пульсовых зонах — минимум 150 минут в неделю.
Такая активность стимулирует выработку нейротрофического фактора — биологически активных веществ, отвечающих за процессы нейрорепарации», — заверил невролог.
Примеры жалоб на нарушение памяти Проблемы с памятью у женщины Пациент, женщина, 32 года, жительница большого города. Вредных привычек не имеет, ведет здоровый образ жизни. По работе и дома большие психофизические нагрузки. Обратилась к врачу-психотерапевту со следующими жалобами: «Три года назад обследовалась у невролога по поводу снижения памяти и концентрации внимания.
Головная боль напряжения. Курс лечения прошла сразу после обследования кавинтоном, актовигин, мильгамма, никотиновая кислота, сирдалуд, грандаксин. Проведенное лечение не помогало. Незначительные улучшения были. В настоящее время очень жалуюсь на снижение памяти, работаю бухгалтером, а пару цифр запомнить не могу.
Общее состояние — вялость, усталость, плохое засыпание, наличие навязчивых мыслей. Прошла амбулаторный курс интенсивной комплексной терапии под руководством врача-психиатра, психотерапевта врач-психотерапевт в течение двух месяцев. Под наблюдением врача-психотерапевта находилась год. Результат — полное восстановление работоспособности, социальная сфера не страдает. Жалоб на состояние здоровья не предъявляет.
Проблемы с памятью у мужчины Пациент, 23 лет, мужчина, житель большого города. Алкоголь потребляет умеренно. Наркотики не принимал. Обратился за консультацией к врачу-психотерапевту по направлению невролога. При этом состояние очень сильно варьируется в течение дня и день ото дня.
Много лет терпел, стал заниматься спортом, стал придерживаться режима сна, но лучше не становилось. Кое-как окончил школу, кое-как учусь в институте, теперь живу жизнью амёбы: целыми днями за компьютером или телевизором. Более полутора лет назад обратился в поликлинику к терапевту. Попытки решить проблемы с памятью Сначала сдал простые анализы — норма. Состояние сердца — норма.
Глазное дно тоже в норме. Эффекта не было. Побывал еще раз у невролога. Направили на РЭГ, он показал какие-то ужасы. Назначили «Гинос» и «Церепро».
И электрофорез с «Эуфиллином» на воротниковую зону, наверное, из-за шейного остеохондроза. УЗДГ показала что всё нормально. МРТ — норма. ЭЭГ — норма. Потом был у невролога, но уже у другого.
Прописал на 2 месяца курс из таблеток «Фенотропил» и «Негрустин».
Память, речь, внимание и их расстройства (когнитивные нарушения). Нарушение памяти
Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий. Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным. Ещё одной частой причиной нарушения памяти у молодых могут быть черепно-мозговые травмы, ВИЧ-инфекция, инфекционное поражение головного мозга.