МПГУ отметил 148-летие1 ноября, стремящийся к 150-летнему юбилею, Московский педагогический государственный университет отметил день рождения. Я МПГУ Мы рады приветствовать вас на официальной странице Московского Педагогического Государственного Университета (МПГУ) – одного из старейших вузов страны, с момента основания которого прошёл 151 год | 39478 подписчиков. Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее – ГАОУ ВО МГПУ, Университет) – один из ведущих гуманитарных университетов России.
Новости Московского Гуманитарного Университета
Ленина в 1924 году». Об истории и современности университета повествует большой труд «На перекрестке времен и судеб», подготовленный к 150-летнему юбилею Московского педагогического государственного университета. Герье, много архивных документов, в том числе из его фонда Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Как основатель Московских высших женских курсов он здесь представлен, я думаю, наиболее полно», — рассказал Алексей Владимирович. Выпускник университета, заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству П. Шевцов отметил, что университет на протяжении многих лет остается ведущим педагогическим вузом. Наверное, вы слышали такое выражение, что каждому человеку должно повести с родителями и с учителями.
На самом деле учителя — это те люди, которые зажигают в человеке факел желания двигаться дальше.
Об этом написаны книги и снят документальный фильм , посмотрите. Я убежден, что пресечение этой истории несет в себе слишком много моральных издержек», — добавил он.
Помимо этого, студенты МГОУ имеют возможность получить и классическое высшее образование, так как программы подготовки выпускников значительно шире, чем предполагают обычные стандарты для школьных учителей. Эти вузы традиционно существуют со своими особыми школами и образовательными программами, и всем будет лучше, если они продолжат конкурировать друг с другом и дальше. Тем более что они работают территориально в разном пространстве: МПГУ готовит учителей преимущественно для Москвы, а МГОУ — главным образом для Подмосковья, у нас договора на целевое обучение с разными школами», — пояснил декан.
Это ведь означает лишение мест преподавателей, проблемы у студентов и проблемы у всей Московской области», — подчеркнул он.
Регион заинтересован, чтобы студенты, получив знания, возвращались на родную землю, где могли бы их применить, подчеркнула министр образования и науки области Татьяна Котельникова. Фото: tambov.
В них появятся психолого-педагогические классы, будет проходить апробация самых современных технологий обучения и воспитания.
Изначально срок обучения составлял два года, а с 1879-го — три. Первое время на курсах было одно отделение — историко-филологическое, но затем добавились физико-математический факультет с химико-фармацевтическим отделением, а в 1906-м открылся медицинский факультет.
На курсах преподавали многие знаменитые представители науки. Физику преподавал выдающийся физик и электротехник Алексей Столетов, а астрономию — создатель московской астрофизической школы Федор Бредихин. К 1917 году курсы прослушали около 20 тысяч женщин.
На их базе образовали Второй московский государственный университет, позднее преобразованный в ряд самостоятельных учебных заведений. Среди них — Московский городской педагогический институт, Второй медицинский институт, Институт тонкой химической технологии. Московский педагогический государственный университет, который занимает здание сейчас, был образован в 1930 году на базе педагогического факультета Второго МГУ.
Тогда он назывался Московский государственный педагогический институт имени В. Свое нынешнее название — МПГУ — высшее учебное заведение получило в 1990 году. Сергей Соловьев 1859—1912 — московский архитектор, реставратор и педагог.
Он окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге со званием классного художника архитектуры первой степени. Занимал должность московского городского архитектора.
МПГУ: созидание нового облика педагогического образования
МПГУ отметил 148-летие1 ноября, стремящийся к 150-летнему юбилею, Московский педагогический государственный университет отметил день рождения. Добро пожаловать на канал Канал МПГУ (21124040) на RUTUBE. Здесь вы можете посмотреть 3473 интересных видео в хорошем качестве без регистрации и совершенно бесплатно. Официальный канал Московского педагогического государственного университета.
МОСКО́ВСКИЙ ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ́Т
Мероприятия ВУЗа Справка История Московского педагогического государственного университета, насчитывающая почти 150 лет, началась в ноябре 1872 года, когда российский историк и общественный деятель Владимир Герье с одобрения императора Александра II основал Московские высшие женские курсы МВЖК — первое учебное заведение в России, открывшее женщинам любого сословия доступ к высшему образованию на родине. До этого они могли учиться только в зарубежных университетах. Образовательная программа сначала была двухлетней, специализаций почти не было, преобладали историко-филологические дисциплины. Курсы в разные годы располагались в разных зданиях, в том числе в здании Политехнического музея. К середине 1880-х годов число слушательниц превышало 200 человек — для тех лет немало.
Набор на МВЖК был прекращен в 1886 году, после чего они существовали в формате «общедоступных лекций» для женщин в Политехническом музее и «коллективных уроков», организованных Московским обществом воспитательниц и учительниц. Работа МВЖК была возобновлена в 1900 году — курсы получили статус государственного учреждения, были открыты два факультета — физико-математический и историко-филологический. В 1905 году, во время первой русской революции, когда Владимир Герье уехал за границу, директором МВЖК был избран выдающийся российский мыслитель Владимир Вернадский — основатель нескольких наук, автор учения о биосфере, — однако к своим обязанностям так и не приступил.
Фото: tambov. В них появятся психолого-педагогические классы, будет проходить апробация самых современных технологий обучения и воспитания.
Московский педагогический государственный университет — ведущий вуз страны в подготовке востребованных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов.
Недавно я уже публично говорил на эту тему — о том, как важно чтение. Чтение художественной литературе создает в нашем сознании художественный образ.
Мы прочитали роман, мы представили себе героев, мы создали их художественный образ. Что это означает? Это означает, что читающий художественную литературу выступает как соавтор, он вносит свой вклад в создание этого произведения.
То есть чтение художественной литературы — это абсолютно необходимое средство воспитания художественного мышления. Текст можно забыть, а образы, созданные в нашей голове, остаются, я думаю, до самой смерти. И вспоминаем мы о произведениях, углубляясь не в тексты, а в образы, которые сами создали.
Поэтому чтение художественной литературы — это то, что педагоги и все, кто имеет отношение к педагогическому деланию, должны всячески воспитывать в детях и молодежи. Книга всегда предпочтительнее, чем фильм. Потому что в фильме вы не автор, вы потребитель, а читая книгу, вы становитесь соавторами.
Как писал апостол Павел, формулируя золотой принцип отношения человека к окружающему миру, «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Эти слова можно и на стене в классе повесить. Да, все позволительно, но подумай, полезно это или не полезно.
А если ты вдруг чувствуешь, что позволительное тебя так захватило, что ты стал его рабом, — значит, ты потерял свободу. А это самое страшное! Думаю, слова апостола Павла могут остановить молодых людей от многих грехов, которые совершаются именно в молодом возрасте.
И перед тем, как бросаться в объятия, подумай, внимательно подумай. Позволительно, но полезно ли для тебя, для того человека, с которым ты сейчас хочешь обниматься, для вашей будущей жизни? Если бы такой анализ предшествовал знакомствам многих молодых людей, то, полагаю, знакомства эти приводили бы к очень добрым последствиям, а не к многочисленным трагедиям в личной жизни.
Или, ссылаясь на К. Ушинского, могу сказать так: необходимо прежде всего вырабатывать внутреннюю дисциплину ограничений. На языке христианской аскетической традиции она называется духовным трезвением или духовным бодрствованием.
О различных добродетелях учителя можно много рассуждать, но все же главная из них — это любовь к детям. Вот написал так, а потом стал думать: а что такое любовь к детям? Вот сидит двадцать, тридцать или сорок детей — и ко всем любовь?
А если быть совершенно честным перед самим собой: когда у учителя в коридоре собственный ребенок заплачет, он или она не побежит к нему? Конечно, побежит, потому что любит его больше, чем детей в классе. Общие слова про любовь сказать очень легко, а как полюбить по-настоящему?
С чего такая любовь начинается? Слово Божие учит нас тому, что любовь и жертва — это синонимы. Проверить, есть настоящая любовь или нет, можно только пожертвовав собой — необязательно жизнью.
Когда муж отдает жене не только зарплату, но и многое другое — время, заботу, ласку, готовность послушать, может, иногда и то, что слушать не очень хочется, — вот это и есть проявление любви. Когда жена поступает так же, — это и есть проявление любви. Не может быть любви без отдачи себя любимому человеку.
Вот это надо вкладывать в сознание нашей молодежи. Я бы об этом говорил в каждом загсе, и сейчас, обращаясь через вас, говорю. Это sine qua non, как говорили латиняне, непременное условия всякого семейного счастья.
Но достаточно сложно реализуемое, ведь человек, вступая в брак, обычно думает о себе больше, чем о другом. Понравилась девушка, понравился юноша — мне приятно с ней или с ним проводить время, то есть человек исходит из своих собственных чувств. Конечно, он заинтересован и в ответных чувствах, но опять-таки применительно к себе — меня полюбили или не полюбили?
В центре — я сам, а любовь предполагает отдачу себя. Вот наши ребята, которые сейчас погибают за Родину, за нас с вами. Они ведь нас не знают, но отдают жизнь свою, и Господь принимает эту жертву как великое проявление любви к Отечеству.
А Отечество — это не абстрактное понятие, это в первую очередь народ. Это значит, что человек погибает, свидетельствуя тем самым о любви к своему народу. А спросите такого парня на привале — он вам ничего этого не скажет.
Он об этом даже не думает. Но он так действует, потому что эта ценность, даже в отсутствие точных формулировок, является органической частью его мировоззрения, его души. Теперь хотелось бы сказать еще что-то о детях, поскольку передо мной педагоги.
Конечно, детские сердца очень открыты к любви, ласке, заботе, доброму слову. Невероятно открыты! Сердце ребенка чутко чувствует доброту, но, конечно, также и фальшь.
Дети прекрасно ощущают отношение к ним окружающих, и никакой искусственный интеллект, никакие гаджеты, никакие онлайн-платформы никогда не смогут заменить теплоту личных человеческих отношений. Хотел бы процитировать В. Сухомлинского, нашего известного педагога-новатора.
Он убежден, что воспитательный процесс представляет собой духовное общение между учителем и учеником.
Фото: официальная страница МПГУ в социальных сетях Московский педагогический государственный университет 14 августа стал участником пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. В России тестируют новую суверенную систему высшего образования. Вузы будут выпускать кадры под конкретные задачи и потребности экономики, повышая конкурентоспособность выпускников на рынке труда, сообщили на сайте образовательного учреждения.
Московский педагогический государственный университет
Московский педагогический государственный университет 14 августа стал участником пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Кем работать выпускнику экономического вуза Стоит ли поступать в педагогический вуз в 2024 году? А Вы знали, что Мордовский государственный педагогический университет имени М. Евсевьева в 2024 году примет на бюджетные места 991 первокурсника? Как поступить в Московский педагогический государственный университет. Информация для абитуриентов: направления, специальности, факультеты. О духовно-нравственном развитии молодежи и качестве образования в учебных заведениях говорили сегодня в Московском педагогическом государственном университете. Московский педагогический государственный университет.
Студентам московского вуза разрешили использовать нейросети при учебе
В Московском педагогическом государственном университете открылся Всероссийский образовательный форум «Государственная ценностная политика в системе образования». Канал МПГУ создан для освещения деятельности одного из старейших университетов нашей страны, в том числе публичных выступлений, дискуссий и интервью его сотр. Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова поздравила Московский педагогический государственный университет с 150-летием. О факультете Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета. Специальности в Московский педагогический государственный университет (МПГУ): бюджетные и коммерческие места, проходной балл ЕГЭ, стоимость обучения. Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее – ГАОУ ВО МГПУ, Университет) – один из ведущих гуманитарных университетов России.
Московский государственный областной университет могут объединить с МПГУ
Официальная группа Вконтакте институт развития цифрового образования Московский педагогический государственный университет на метро Спортивная. 25 апреля в Московском гуманитарном университете состоялась концертная программа «Поклонимся великим тем годам», посвященная 79-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Московский педагогический государственный университет, справка, позиции в рейтингах, новости и мероприятия вуза. Московский педагогический государственный университет является учредителем и активным участником вузовских ассоциаций. Студенты и преподаватели Московского государственного областного университета (МГОУ, до 1991 года — педагогический институт имени Крупской) обратились к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой отменить реорганизацию вуза путем его. Московский государственный областной университет (МГОУ) может влиться в Московский педагогический государственный университет (МПГУ).
Официальная группа МПГУ
Это ведь означает лишение мест преподавателей, проблемы у студентов и проблемы у всей Московской области», — подчеркнул он. Если будет реализован сценарий исчезновения вуза, то на Московской области это скажется негативно», — отметил Вардан Багдасарян. МГОУ — это вуз, динамично развивающийся сегодня», — заключил профессор Ранее стало известно, что вице-спикер Госдумы Петр Толстой переслал Татьяне Голиковой обращение от имени «инициативной группы педагогов Московской области, родителей студентов и выпускников МГОУ», которое подписал лидер общественного движения «Школа безопасности» Сергей Тетюхин. Заявители просят отложить объединение вузов, а если это невозможно — рассмотреть альтернативные варианты: например, создание двух университетов на базе МПГУ и МГОУ «на паритетных основах».
Они указывают, что МГОУ сегодня является классическим университетом, а его программы обучения выходят за рамки подготовки школьных учителей. Кроме того, письмо по поводу объединения вузов премьер-министру Михаилу Мишустину направлял Сергей Миронов — лидер партии «Справедливая Россия — За правду», где тоже заметили обращения обеспокоенных граждан.
Работа конференции проходила по следующим направлениям секциям : Секция «Современные средства преподавания». Секция была посвящена новым технологиям, включая вызовы и возможности искусственного интеллекта в образовании, а также рассматривала методики организации гибридных уроков и индивидуализации обучения. Секция «Векторы развития внеучебной деятельности педагога».
Были предложены успешные практики по подготовке учеников к олимпиадам и другим конкурсам, методики развития креативности у обучающихся, а также инструменты для развития личного бренда педагога.
Для разрядки расскажу, как он любил, чтобы мы во время завтрака задавали ему вопросы, а он на них отвечал. Мы навскидку называли число, а он ненадолго закрывал глаза и потом отвечал точно так, как написано в календаре. Действительно, феноменальная память! Так вот, митрополит Никодим сделал очень много для того, чтобы Ленинградская духовная школа сохранилась. Он сделал очень много, чтобы даже в то трудное время давления со стороны атеистических властей Церковь сохранялась островком свободы. А когда владыка скончался и мне надо было произнести какую-то речь, я из всего того, что знал о нем, сказал лишь одно: «Именно этот человек научил нашу иерархию, наших священников, да и наш верующий народ говорить слово «нет» власти, когда власть наступала на наши законные религиозные права».
И это было действительно так. Но и власть, конечно, платила ему «благодарностью». Достаточно сказать, что этот человек умер в 49 лет от седьмого инфаркта, будучи человеком могучим, физически очень сильным. Я был свидетелем этой физической силы. Он очень любил в день Крещения купаться в ледяной проруби. Ну, мы знаем, как это обычно делается: один раз окунулся, другой, в третий раз уже наполовину — и поскорее в палатку, греться. Но владыка спокойно подходил к проруби, медленно опускался три раза, крестился и потом не растирался, а прямо на мокрое тело надевал подрясник, рясу и шел служить.
И я хотел вам рассказать об этом человеке, чтобы вы поняли: Господь воздвигает во всякое время тружеников, способных отвечать на вызовы времени, на которые Церковь обязана отвечать. Вернусь к подготовленному тексту. Конечно, не могу не сказать о Московском педагогическом государственном университете, в котором мы находимся, который стоит на страже передовой науки и одновременно питается своими очень богатыми традициями. История Московского педагогического государственного университета началась в 1872 году, когда были созданы Московские высшие женские курсы, и должен сказать, что это один из немногих вузов, где с самого начала уделялось внимание не только усвоению новых знаний, но и воспитанию. Именно воспитание, направленное на формирование личности — патриотической, интеллектуальной, духовно богатой, — и лежало в основе деятельности того учреждения, преемником которого является ваш университет. Здесь работали замечательные ученые, чьи имена неразрывно связаны с вашим учебным заведением: Владимир Иванович Вернадский, Климент Аркадьевич Тимирязев, математик Сергей Чаплыгин, химик Николай Зелинский, будущий лауреат Нобелевской премии по физике Игорь Тамм, психолог Лев Семенович Выготский и многие другие. На Московских высших женских курсах читал лекции знаменитый историк Василий Осипович Ключевский, который одновременно преподавал в Московской духовной академии.
Внушительный список именитых преподавателей и ученых, несших свое служение в стенах Московского педагогического университета, можно продолжать долго. И замечательно, что ваш вуз не только хранит лучшие отечественные традиции в сфере образования, но и успешно применяет в своей деятельности многие инновационные методики и технологии, которые стали органической частью современного научного и учебного процесса. Нынешний год объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника, и знаменательно, что символом этого года избран пеликан — наверное, вы знаете, почему. Потому что это символ жертвенности. Пеликан — эта птица, которая, как гласила легенда, собственной кровью лечила своих птенцов, ужаленных змеей. Пеликан, отдающий кровь детям, чтобы в них не угасла жизнь — это удивительный образ жертвенности. Вспомним, что и в центре христианского послания миру, которое так ярко явлено Господом и Спасителем Иисусом Христом, та же идея — Жертва во имя жизни мира.
Господь на крест взошел, чтобы мир жил, чтобы провозглашенная Им система ценностей никогда не умерла, чтобы эту систему ценностей разделяли миллиарды людей, чтобы у всех была надежда на спасение. В течение 25 лет я был правящим архиереем Смоленской епархии. Кто был в Смоленске, знает, какой величественный собор был построен в свое время в этом городе. Блестящий образец русского барокко, самый высокий барочный собор в России, а может быть, и в мире, величественный иконостас. В центре иконостаса, как и полагается по уставу, — царские врата. В свое время я принял решение отреставрировать иконостас и царские врата, которые были в не очень хорошем состоянии, и в процессе реставрации я обратил внимание на то, что в центре царских врат изображен пеликан. В то время я не ассоциировал эту птицу с какими-то богословскими идеями и поэтому заинтересовался, почему же она изображена на вратах.
Прочитав некие книги, я понял, что речь идет о пеликане как символе Жертвы. Господь пожертвовал Собой, отдав Свою жизнь другим, и пеликан, спасая своих детей, отдает им собственную кровь. Так пеликан вошел в культуру, в том числе в изобразительное искусство, как символ подвига, способности отдать свою жизнь другим. Теперь позвольте сказать несколько слов о педагогике. Педагогика, на мой взгляд, объединяет в себе науку, искусство и творчество. Учительство — это ни в коем случае не ремесло. Потому что ремеслу можно выучиться: читая книги, слушая указания учителя, ты обретаешь некии компетенции, и твое образование будет прямо пропорционально тому, что ты усвоил от учителя.
Но в том деле, которому вы учитесь, главным действующим лицом является не учитель, а вы сами. Потому что стать педагогом — это не только набрать сумму знаний. Можно быть очень эрудированным человеком — и плохим учителем, мне приходилось с таким сталкиваться. Можно быть человеком интеллигентным, но совершенно безразличным к судьбе своих учеников. Но учитель призван являть собой сплав науки и подвига, и, что самое главное, это возможно лишь тогда, когда учитель становится подвижником. А что такое подвижник? У слова «подвиг» могут быть разные понимания, но ведь у него тот же корень, что у слова «движение».
Подвижник — это тот, кто двигается. Если человек стал доктором наук, многого достиг и перестал двигаться, то он перестал быть подвижником, а значит, никакого дальнейшего развития не будет, остается лишь почивание на лаврах. А настоящему ученому, как мне кажется, как и хорошему студенту, нельзя почивать на лаврах. Блестяще сданные экзамены не являются индульгенцией на весь будущий учебный процесс. Нужно постоянно работать, постоянно двигаться, постоянно расширять свой кругозор, и это, конечно, относится и к студентам, и к профессорам, да и ко всем мыслящим людям, которые берут на себя ответственность учить других. Без подвига успеха быть не может, а подвиг — это движение. И вот еще на чем хотел бы остановиться.
Образование, как уже было сказано, — это формирование образа. А какого образа?
II Московский государственный университет 1918—1930 [ править править код ] Второй Университет в 1925 году МПГУ в 2022 году Основная статья: Второй Московский государственный университет 16 октября 1918 года по решению Народного комиссариата просвещения Курсы были преобразованы во второй Московский государственный университет в составе трёх факультетов: историко-филологического, физико-математического и медицинского.
В 1921 во 2-м Московском государственном университете был организован педагогический факультет, в будущем определивший лицо университета. Бубнова , 1930-е годы, фото С. Струнникова В 1930 году на основе 2-го Московского университета было создано три самостоятельных института: Московский государственный институт тонкой химической технологии ныне Московский технологический университет МИТХТ ; Московский государственный педагогический институт на базе педагогического факультета.
Московский государственный педагогический институт им. Ленина 1941—1990 [ править править код ] Награды МГПИ Орден Ленина 1972 В годы войны МГПИ продолжал обучение и научную работу, которая прерывалась лишь на короткий срок с 17 октября по 17 ноября 1941, во время осадного положения в столице. Из-за войны были пересмотрены учебные планы и программы, с переходом на сокращённое трёхлетнее обучение.
Многие студенты и преподаватели, аспиранты МГПИ ушли на фронт. Четверо из них удостоены звания Героя Советского Союза: А. Акимова , В.
Белик , Д. Жмуровский, Н.
Официальная группа "МПГУ"
Разрабатывать и изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства Создавать авторские художественные произведения в области изобразительного искусства живопись Выполнять работы в области компьютерной графики Создавать дизайн-проекты Выполнять декоративное оформление интерьеров Разбираться в качестве материалов и инструментов, необходимых при создании предметов изобразительного, декоративно-прикладного искусства, дизайна и т. Подбирать определенные материалы, технику мозаика, сграффито, фреска, витраж и технологии при создании произведений искусства Заниматься музейной и выставочной деятельностью Бакалавриат.
Михаил Нечаев, профессор кафедры Психологии и педагогики КУРО, руководил секцией «Педагогические технологии и практики обучения взрослых в общем и дополнительном образовании детей». Сотрудники кафедры представили Московскую область в следующих докладах: Михаил Нечаев, выступил на тему «Непрерывное образование как ресурс развития профессионального мастерства педагога»; Татьяна Рузина, аспирант кафедры, представила доклад на тему «Мотивация к непрерывному образованию педагога: от теории к инструментальной практике»; Ирина Штанько, доцент кафедры, раскрыла тему «Цифровая лаборатория» как форма сетевого непрерывного образования педагогов художественного профиля»; Денис Яковлев, доцент кафедры, в своем выступлении затронул аспект, касающийся «Дистанционных технологий профессиональной переподготовки в системе дополнительного образования детей: опыт Подмосковья». На конференции эксперты Корпоративного университета презентовали наработки в области приемов, технологий и практик непрерывного образования взрослых, таких как: дистанционные технологии профессиональной переподготовки в системе дополнительного образования детей; технологии гибкого обучения взрослых в гибридном формате.
Особую обеспокоенность вызывает привязанность современной молодежи к различным электронным устройствам, которые назвали странным для русского человека словом «гаджет».
Зависимость от смартфонов, планшетов, компьютеров приобретает масштабы, как некоторые считают, национального бедствия. Конечно, развитие технологий — это прекрасная возможность для интеллектуального роста. Сегодня многие образовательные программы переведены на онлайн-платформы, импульсом чему стали вынужденные ограничения во время пандемии. Но я говорю сейчас, конечно, не о просмотре лекций или других образовательных материалов, выложенных в Интернете. Проблема заключается в стремлении к постоянному потреблению контента.
Каждую свободную минуту человек тянет руку к смартфону, чтобы просмотреть ленту новостей, которые тут же забывает, загрузить видео или пролистать заметки в социальных сетях. Беда в том, что пагубная привычка завладела не только взрослыми, но и детьми, которые нередко научаются пользоваться смартфоном раньше, чем начинают связно говорить и тем более читать. Знаю, что в некоторых школах, особенно в начальных классах, вводится ограничение на использование смартфонов во время уроков, что, несомненно, правильно. Однако нужно также понимать, что далеко не все верное следует утверждать в форме запретов. Ребенок, как я уже говорил ранее, только экранирует действия взрослого, а подчас даже мысли, не говоря уже о поступках или о манере поведения.
Если дома и в школе он видит, что так поступают родители, учителя, то и он будет делать то же самое. В плохом ребенке каждый родитель должен увидеть свои черты. И, увидев эти черты, заняться самоанализом и возможным изменением собственного поведения и образа мыслей, но одновременно, в контексте этой работы над собой, заниматься воспитанием ребенка. В подтверждение того, что это действительно так, вот расскажу один случай. На одном из школьных собраний классный руководитель похвалил семейную пару за то, что их дети очень много читают.
Каково же было удивление окружающих, когда на вопрос, как им удалось заставить детей читать, родители ответили, что никогда их и не заставляли, — просто они сами проводят вечером за чтением книг. А дети, видя это, подражают взрослым и делают то же самое. Современные ученые давно подметили, что зависимость от гаджетов приводит к интеллектуальной и культурной деградации человека, в то время как чтение книг помогает развивать заложенный в нас дар слова и совершенствует образное мышление. Недавно я уже публично говорил на эту тему — о том, как важно чтение. Чтение художественной литературе создает в нашем сознании художественный образ.
Мы прочитали роман, мы представили себе героев, мы создали их художественный образ. Что это означает? Это означает, что читающий художественную литературу выступает как соавтор, он вносит свой вклад в создание этого произведения. То есть чтение художественной литературы — это абсолютно необходимое средство воспитания художественного мышления. Текст можно забыть, а образы, созданные в нашей голове, остаются, я думаю, до самой смерти.
И вспоминаем мы о произведениях, углубляясь не в тексты, а в образы, которые сами создали. Поэтому чтение художественной литературы — это то, что педагоги и все, кто имеет отношение к педагогическому деланию, должны всячески воспитывать в детях и молодежи. Книга всегда предпочтительнее, чем фильм. Потому что в фильме вы не автор, вы потребитель, а читая книгу, вы становитесь соавторами. Как писал апостол Павел, формулируя золотой принцип отношения человека к окружающему миру, «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор.
Эти слова можно и на стене в классе повесить. Да, все позволительно, но подумай, полезно это или не полезно. А если ты вдруг чувствуешь, что позволительное тебя так захватило, что ты стал его рабом, — значит, ты потерял свободу. А это самое страшное! Думаю, слова апостола Павла могут остановить молодых людей от многих грехов, которые совершаются именно в молодом возрасте.
И перед тем, как бросаться в объятия, подумай, внимательно подумай. Позволительно, но полезно ли для тебя, для того человека, с которым ты сейчас хочешь обниматься, для вашей будущей жизни? Если бы такой анализ предшествовал знакомствам многих молодых людей, то, полагаю, знакомства эти приводили бы к очень добрым последствиям, а не к многочисленным трагедиям в личной жизни. Или, ссылаясь на К. Ушинского, могу сказать так: необходимо прежде всего вырабатывать внутреннюю дисциплину ограничений.
На языке христианской аскетической традиции она называется духовным трезвением или духовным бодрствованием. О различных добродетелях учителя можно много рассуждать, но все же главная из них — это любовь к детям. Вот написал так, а потом стал думать: а что такое любовь к детям? Вот сидит двадцать, тридцать или сорок детей — и ко всем любовь? А если быть совершенно честным перед самим собой: когда у учителя в коридоре собственный ребенок заплачет, он или она не побежит к нему?
Конечно, побежит, потому что любит его больше, чем детей в классе. Общие слова про любовь сказать очень легко, а как полюбить по-настоящему? С чего такая любовь начинается? Слово Божие учит нас тому, что любовь и жертва — это синонимы. Проверить, есть настоящая любовь или нет, можно только пожертвовав собой — необязательно жизнью.
Когда муж отдает жене не только зарплату, но и многое другое — время, заботу, ласку, готовность послушать, может, иногда и то, что слушать не очень хочется, — вот это и есть проявление любви. Когда жена поступает так же, — это и есть проявление любви. Не может быть любви без отдачи себя любимому человеку. Вот это надо вкладывать в сознание нашей молодежи. Я бы об этом говорил в каждом загсе, и сейчас, обращаясь через вас, говорю.
Это sine qua non, как говорили латиняне, непременное условия всякого семейного счастья.
Герье, а также памятник поющим студентам. Справочно МПГУ — первое в России высшее учебное заведение для женщин, первый в мире педагогический университет. Основан 1 ноября 1872 года как Московские высшие женские курсы с высочайшего одобрения Государя Императора Александра II и по инициативе передовой русской профессуры во главе с историком Московского университета Владимиром Ивановичем Герье. МПГУ подготовил свыше четверти миллиона педагогов и специалистов. Сегодня в стенах вуза обучается более 27 000 студентов из 75 регионов России и около 3000 иностранных студентов из 86 стран.