Азербайджан и Армения практически сразу же оказались вовлечены в конфликт за территориями со смешанным населением: Нагорный Карабах, Нахичевань, Казах и Зангезур.
Азербайджан и Армения согласовали мирный договор на 70%
Заседание проходит в преддверии трехстороннего саммита с лидерами Армении и Азербайджана, он запланирован на понедельник. И под их эгидой стороны должны заключить мирный , как показывает практика, Запад не собирался и не собирается спасать Армению от территориальных притязаний Азербайджана в ущерб собственным интересам. Мирный договор между Арменией и Азербайджаном может быть подписан Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым в присутствии канцлера Германии и президента Франции уже 1 июня.
Азербайджан и Армения
Этот вопрос все еще стоит на повестке дня, и Азербайджан выступает за мирное соглашение, подчеркнул Гаджиев. Реклама Премьер-министр Армении Никол Пашинян ранее допустил подписание мирного договора с Азербайджаном до конца 2023 года.
Пресс-релиз должен быть посвящен конкретному событию. Не допускается публикация текстов, несущих лишь рекламную информацию. Пресс-релиз, который содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок не публикуется. Не публикуются плохо оформленные нечитаемые пресс-релизы: сплошной нечитаемый текст; текст, без разбиения на абзацы; злоупотребление форматированием; чрезмерное количество ссылок в тексте.
В случае нарушения одного или нескольких правил, редакция оставляет за собой право не публиковать пресс-релиз на сайте. Технические требования к тесту пресс-релиза.
Азербайджан и Армения могут в ближайшем будущем подписать мирный договор, если Ереван не изменит свою позицию, такое заявление сделал азербайджанский лидер Ильхам Алиев. Напомним, что ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета в Москве, которое прошло в пятницу, 25 мая, Алиев заявил, что появились предпосылки для нормализации отношений между Баку и Ереваном на базе взаимного признания территориальной целостности. Премьер-министр Армении Никол Пашинян также сообщил, что власти стран договорились о признании и хорошо продвигаются к урегулированию отношений. Ранее Пашинян заявил, что Ереван и Баку признают территориальную целостность друг друга в пределах советских административных границ.
О своей позиции он заявил переговорах с главой Литвы Гитанасом Науседой в Баку. Я знаю, что после визита в Азербайджан вы посетите Армению. Таким образом, я уверен, что после визита у вас сформируется полное мнение [о ситуации].
Наша позиция очень открытая.
Армения получила от Азербайджана ответные предложения по проекту мирного договора - МИД РА
Почему для России важен мир на Южном Кавказе В первую очередь собеседник «ВМ» отмечает важность региона с экономической точки зрения. Он напомнил, что Россия на данном этапе находится в транспортно-экономической блокаде западных стран. А это международный транспортный коридор «Север — Юг», который будет проходить в том числе через территорию Азербайджана и Ирана. В этой связи только разблокирование коммуникаций и мирное урегулирование конфликтов дадут России шанс воспользоваться новым коридором для отправки товаропотоков по новому маршруту. Однако есть сторона, которую интересует дестабилизация ситуации. Поэтому мы здесь имеем не только региональную составляющую конфликта, но и внешних интересантов, которые хотели бы обострения ситуации, чтобы эти проекты затормозились на максимальное время, — разъяснил Коротченко.
Также военный эксперт оценил роль Турции в разрешении конфликта. Он напомнил, что Анкара совместно с Москвой эксплуатирует мониторинговый центр в Карабахе, который отслеживает ситуацию в регионе. По его словам, само по себе турецкое государство ставит в первую очередь открытие границ с Арменией и начало нормальных взаимоотношений.
Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства.
К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов.
Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам.
На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования.
Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования».
Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было.
Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн.
Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация.
В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения.
В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях.
Армения получила очередной пакет предложений от Азербайджана по проекту мирного соглашения. Власти Армении неоднократно заявляли, что готовы подписать с Азербайджаном мирное соглашение, основанное на трех основных принципах.
По мнению политика, документ должен быть простым и отражающим все основные принципы.
Попытки включить Степанакерт в мирный договор Алиев считает контрпродуктивными. В мае азербайджанский президент призвал армянских коллег проявить конструктивность в переговорах. В ином случае Баку не намерен делать никаких шагов по урегулированию конфликта, кроме дипломатических.
Участие России Главный посредник в урегулировании карабахского конфликта — Россия. В 2020 году президент РФ Владимир Путин указывал , что страны должны прийти к соглашению без кровопролития. Стороны должны остановиться на тех позициях, где их застало подписание трехстороннего соглашения.
Статус Карабаха должен остаться неизменным и решаться в будущем», — сказал он. Позиция Москвы Путин говорил, что с международной точки зрения Нагорный Карабах — часть Азербайджана. Государству, по мнению политика, необходимо вернуть семь удерживаемых районов вокруг непризнанной республики, однако у региона «должен быть зафиксирован статус-кво».
Глава государства объяснял вмешательство России в конфликт. В 2020 году Россия, Армения и Азербайджан подписали договор о полном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. Однако армянская оппозиция назвала документ «капитуляцией» Пашиняна и организовала масштабные митинги, на фоне чего премьер подал в отставку.
В 2021 году в Армении прошли выборы в парламент — партия Пашиняна получила большинство голосов избирателей, а политик вернулся в кресло премьер-министра. В 2022 году в Сочи при посредничестве Москвы Ереван и Баку подписали двустороннее соглашение.
Шольц заявил, что Азербайджан и Армения скоро подпишут мирный договор
Главы МИД Азербайджана и Армении достигли договоренности по дополнительным статьям проекта мирного соглашения между двумя странами, сообщает пресс-служба азербайджанского внешнеполитического ведомства. Армения возвращает Азербайджану земли, которые контролировала до недавнего времени: Агдамский, Кельбаджарский, Лачинский районы, а также часть Газахского района. Интерфакс: Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил на церемонии инаугурации, что если Армения не изменит внутреннее законодательство, то мирный договор между сторонами не будет подписан.
В Ереване допустили встречу глав МИД Армении и Азербайджана в Казахстане
Армения получила предложения Азербайджана по проекту мирного договора (9-ю редакцию), сказала агентству "Новости-Армения" пресс-секретарь МИД РА Ани Бадалян. Переговоры в Евлахе могут привести к заключению мирного договора между Баку и Ереваном, проект документа уже передан Армении, заявил представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в эфире Первого канала сообщил, что Азербайджан и Армения готовы финализировать мирный договор. Премьер-министр Армении Никол Пашинян должен как можно скорее подписать мирный договор с Азербайджаном, сигнализирующий о начале «эпохи мира», пишет армянское издание «Грапарак».
Премьер-министр Армении назвал условия для мирного соглашения с Азербайджаном
Собеседник НСН отметил, что Ереван хотел бы не выполнять эти требования, однако непонятно, достаточно ли для этого будет той поддержки, которую Пашинян рассчитывает получить в Евросоюзе. Однако сегодня Ереван сам себя завел в тупик. Во многом все произошедшее объясняется именно тем, что Пашинян и его команда пошли по пути предательства российско-армянских отношений. Это уловили их противники в Азербайджане и реализовали в форме операции по овладению Нагорным Карабахом», — подытожил он. Ранее Затулин заявил, что Пашинян и Алиев не встретятся в Брюсселе из-за того, что Баку не понравилась проармянская политика ряда европейских стран.
Армения получила очередной пакет предложений от Азербайджана по проекту мирного соглашения. Власти Армении неоднократно заявляли, что готовы подписать с Азербайджаном мирное соглашение, основанное на трех основных принципах.
Тем не менее армянский политический аналитик Аршалуйс Мгдесян считает, что стороны способны сделать решающий шаг к миру. Важный этап — КПП в Лачинском коридоре. Так как Баку требовал равного статуса для этой дороги и Зангезурского коридора, Ереван получил полное право поставить пропускные пункты по пути в Нахичевань", — рассуждает эксперт. Пашинян признает территориальную целостность Азербайджана и ждет того же от Алиева. Значит, мирный договор реален. Впрочем, проблемы в двусторонних отношениях в любом случае не исчезнут, уточняет Мгдесян. Президент России Владимир Путин, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев во время совместного заявления для прессы Азербайджанский политолог Ильгар Велизаде тоже считает, что пора от слов перейти к делу. Начать следует с разблокировки транспортных коммуникаций — в этом заинтересованы все, включая Россию, которая наращивает товарооборот с Турцией. Вероятно, главы государств летят в Москву, чтобы утвердить проработанные ранее решения", — предполагает эксперт. В целом собеседники РИА Новости не сомневаются в том, что переговоры будут полезными. В конце концов, идя по пути дипломатии, стороны конфликта смогут вернуться к докризисным отношениям. Какое решение Пашинян ищет в Москве.
Старовойтова указывала, что оно пользовалось поддержкой у «реформистски настроенной интеллигенции Москвы и других больших российских городов, приветствовавшей его миролюбивый и демократический характер», тогда как реакция Запада на стремление карабахских армян к самоопределению была в лучшем случае осторожной, поскольку «и правительства, и общественность на Западе воспринимали Нагорно-Карабахский кризис как не более чем усложнение, препятствующее горбачёвской программе реформ» [8]. Нарастание напряжённости В течение лета — осени 1987 года нарастал конфликт между жителями армянского села Чардахлы Шамхорского района Азербайджана и первым секретарём Шамхорского райкома М. Асадовым из-за увольнения директора совхоза — армянина. По некоторым данным, «в течение года его подписали 75 000 человек, то есть почти всё взрослое население Карабаха» [52]. Как утверждается в различных источниках, под обращением к советским властям было собрано 75—80 тысяч подписей. В январе 1988 года в Москву при содействии писателя Зория Балаяна и при активном участии Игоря Мурадяна направилась новая делегация карабахских армян, которая привезла с собой не только обращения карабахцев, но и 84 документа, касающихся истории, этнографии, экономики и культуры Нагорного Карабаха. Михайловым [53] [54]. Ещё одна делегация из Карабаха в начале февраля 1988 года вновь встречалась в Москве с В. В январе 1988 года в НКАО распространялись листовки следующего содержания [55] : «Карабахцы, судьба нашей области благодаря перестройке, гласности и демократии зависит только от нас. Настало время для проведения на ведущих предприятиях, в колхозах и совхозах области общих партийных, профсоюзных и комсомольских собраний, в повестку дня которых должен быть включен вопрос о воссоединении Карабаха с Матерью-Родиной. Дух гласности и демократии должен стать импульсом для открытого и откровенного обсуждения этого вопроса. Влиятельные научные и общественные деятели — армяне писатель Зорий Балаян , историк Сергей Микоян и др. И в Азербайджане, и в Армении это было воспринято как свидетельство поддержки Горбачёвым армянской кампании [41] [50]. Согласно азербайджанским источникам, первые группы беженцев начали прибывать в январе 1988 года, а к 18 февраля их число превысило 4 тысячи [6]. Шведский исследователь Сванте Корнелл пишет в своём исследовании Карабахского конфликта 1999 , что первая волна беженцев из Армении достигла Баку в конце января, при этом большинство прибывших было размещено в районе Сумгаита. По его словам, в течение февраля до Баку докатились «ещё две волны беженцев» [28]. Британский журналист Том де Ваал , выпустивший в 2005 году художественно-документальную книгу «Чёрный сад» об истории Карабахского конфликта, приводит свидетельства двух человек, утверждающих, что видели в Баку азербайджанских беженцев из Армении ещё в ноябре 1987 года и январе 1988 года. В то же время он пишет, что Арамаис Бабаян, в 1988 году второй секретарь Кафанского комитета КП Армении, говорил ему, что «не может припомнить ни одного случая, чтобы азербайджанцы покидали территорию района до февраля». Армянская сторона настаивает на том, что первые азербайджанские беженцы покинули Армению лишь в феврале 1988 года, указывая, что все утверждения Де Ваала строятся на рассказах двух человек: бывшего активиста «Народного фронта Азербайджана» Арифа Юнусова и неизвестной имя в тексте Де Ваала изменено , представившейся как бакинская армянка [58]. В то же время не существует источников, которые бы конкретно сообщали подробности о каких-либо межнациональных столкновениях в Кафане. По данным Константина Воеводского, одного из создателей «Санкт-Петербургского Комитета гуманитарной помощи Арцаху», в феврале в Кафан была введена воинская часть с целью предотвращения азербайджанского погрома, якобы намеченного на 20 февраля, но проверяющие из ЦК, КГБ, МВД СССР и ЗакВО не обнаружили никаких признаков готовящихся бесопрядков, никаких преступлений на межнациональной почве и никакого усиления миграции, кроме отъезда в ночь на 27 февраля 200 человек одним поездом под влиянием панических слухов. По словам этих людей, причиной отъезда были уговоры родственников из Азербайджана. Примерно на полпути поезд был задержан в райцентре Имишли Азербайджан , куда для переговоров с пассажирами прибыли зам. Расизаде и руководители Имишлинского, Зангеланского Азербайджан и Кафанского районов, но после того, как пассажиры заявили об отсутствии претензий к армянам поезд был отправлен далее. Впоследствии информация об итогах проверок, подтвердившая отсутствие какого-либо притеснения азербайджанцев в Кафанском районе, была передана по АзТВ и попала в центральную прессу [59] [60] [61]. Воеводский считает произошедшее провокацией, необходимой Москве для создания пропагандистской картины «равной вины» азербайджанцев и армян и перевода конфликта из политического в межнациональное русло. Армянская журналистка Мане Папян, специально исследовавшая антиазербайджанское насилие в Армении в 1988 г. При этом, по данным Папян, реальных случаев этнического насилия до марта не было; насилие против азербайджанцев началось после Сумгаитского погрома и поначалу носило спорадический характер, причем его старались пресекать не только представители власти, но и активисты Карабахского движения [62]. Тем временем азербайджанские власти пытались использовать привычные рычаги, чтобы вернуть контроль над ситуацией. В связи с ростом призывов к объединению Нагорного Карабаха с Арменией 10 февраля Азербайджанское информационное агентство заявило, что Азербайджан никогда не примет подобные требования [28]. Асадов, заместители руководителей республиканских КГБ, МВД, прокуратуры, Верховного суда и обеспечивающие их безопасность сотрудники правоохранительных органов. В ночь с 11 на 12 февраля в Степанакерте прошло расширенное заседание бюро обкома КПАз с участием приехавших из Баку руководителей. На бюро было принято решение осудить «националистические», «экстремистско-сепаратистские» процессы, набирающие силу в регионе, и провести 12—13 февраля «партийно-хозяйственные активы» в городе Степанакерте и во всех районных центрах НКАО, а затем — на уровне автономной области, с тем чтобы противопоставить растущему народному недовольству всю мощь единого партийно-хозяйственного аппарата [63]. В президиуме — Василий Коновалов, первый секретарь обкома Борис Кеворков , первый секретарь бюро горкома Завен Мовсесян. Мовсесян и Кеворков, выступая в начале собрания, заявили, что за событиями в Карабахе стоят «экстремисты» и «сепаратисты», которым не удастся повести за собой народ. Василий Коновалов, продолжая эту мысль, заявил, что организаторы известны и будут изолированы от общества, сепаратизм должен быть осуждён, а Карабах останется неотъемлемой частью Азербайджанской ССР. Первоначально собрание шло по заранее подготовленному сценарию, выступающие декларировали тезис о нерушимом братстве азербайджанцев и армян и пытались свести проблему к критике отдельных хозяйственных недостатков. Через некоторое время, однако, на трибуну прорвался начальник местной автоколонны Максим Мирзоян, который подверг резкой критике Бориса Кеворкова за безразличие и пренебрежение национальной спецификой Карабаха, «азербайджанизацию» и проведение демографической политики, способствующей снижению доли армянского населения в регионе. Это выступление привело к тому, что собрание вышло из-под контроля партийных руководителей и члены президиума покинули зал. Известие о провале собрания дошло до соседнего Аскерана , и запланированный здесь районный партийно-хозяйственный актив с участием бакинской делегации также пошёл не по намеченному сценарию. Попытка провести в тот же день партийно-хозяйственный актив в Гадрутском районе вообще привела к стихийному митингу. Планы азербайджанского руководства уладить ситуацию оказались сорванными. Партийно-хозяйственные руководители Карабаха не только не осудили «экстремизм», но наоборот, активно его поддержали [64] [65]. Характеризуя сложившуюся в те дни ситуацию, Том де Ваал пишет: «В те февральские дни 1988 года многие советские руководители вдруг осознали, что стоят на ногах совсем не так твёрдо, как им казалось. Две составные части коммунистической партии открыто спорили друг с другом, и московское руководство быстро пришло к выводу, что мятежников нельзя сокрушить привычными силовыми методами. На следующий день после собрания в Степанакерте был организован массовый митинг одним из организаторов был Игорь Мурадян [50]. Горисполком дал разрешение на его проведение, обозначив цель — «требование о воссоединении НКАО с Арменией». Асадов безуспешно пытался помешать проведению митинга. Тем временем, как утверждают участники событий, исполнительные власти автономной области оказались расколотыми и утратили контроль над ситуацией. Руководство взял на себя Совет директоров, в который вошли главы крупных предприятий области и отдельные активисты. Совет принял решение провести сессии городских и районных советов, а затем созвать сессию областного Совета народных депутатов [66]. Тем временем представители Баку продолжали давление на власти НКАО и местных партийных руководителей, временами прибегая к открытому шантажу и угрозам урегулировать конфликтную ситуацию применением силы.