Новости гагаузы что за нация где живут

Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака. Кроме того, президент страны Майя Санду и ПДС попытались объявить незаконной победу Евгении Гуцул на прошлогодних выборах главы Гагаузии. В Молдове гагаузы составляют около 4% населения и в основном проживают в автономной территории Гагаузии, которая расположена на юге страны. В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград.

Глава Гагаузии Гуцул: мы обратимся за помощью к России, если Молдавия введёт войска

Гагаузы проживают в Молдове (153,5 тыс. человек), на Украине (31,9 тыс. человек), в России (10,1 тыс. человек). где живут и численность. Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска. Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны. Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы.

Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?

Проживают гагаузы преимущественно в Бессарабии (Молдавия), где имеют собственную автономию, а также в Болгарии, Греции, Украине, России и других странах. Власти Молдавии оказывают давление на главу Гагаузии Евгению Гуцул, поскольку она мешает планам Кишинева по объединению с Румынией и сотрудничает с оппозиционером Иланом Шором, который выступает за сближение республики с Россией. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы. Так как гагаузы уже тысячу лет живут оседлой жизнью земледельцев, у них особенные обряды, связанные с этим культом, рассказала Ирина Константинова.

Сергей Гайдаржи: Гагаузы — горячий народ, который всегда за себя постоит

Гагаузские девушки Кто же такие гагаузы, и как появились? Почему они православные христиане? Давайте разберемся вместе. Существует множество точнее двадцать одна теорий образования гагаузского народа. Наиболее вероятная - так называемая "кейкавусская". После смерти султана Гияседдина Кейхосрова II на престол претендовали три наследника. Старейший из них, Иззеддин Кейкавус II, взошел на трон.

Водные ресурсы АТО Гагаузия представлены поверхностными водами рек и озер и подземными водами. С гидрографической точки зрения территория автономии находится в пределах водосборного бассейна реки Дунай и ее лиманов.

Самая большая часть АТО Гагаузия находится в водосборном бассейне реки Ялпуг, которая имеет 142 км в длину, площадь бассейна 3180 км2 и впадает в озеро-лиман Ялпуг в Украине. Среднегодовой слой стока порядка 15-20 мм, будучи самым низким в стране, в 2-3 раза ниже стока в северной части Республики Молдова. Воды этих рек практически не используются в экономических целях, так как они малы и не отвечают критериям питьевой воды. Однако, с целью использования воды для орошения, рыболовства, туризма и для регулирования стока, были созданы несколько водохранилищ и множество прудов [12]. Водоснабжение В Гагаузии питьевая вода, поступающая в дома жителей централизованно, не соответствует необходимым стандартам. В Гагаузской автономии зарегистрировано 62 водных объекта. Однако, по словам специалистов, большая часть водоемов находится в плачевном состоянии — вода в них, как и песок на берегу не соответствуют гигиеническим нормам. Основная проблема загрязнения вод заключается в некачественной работе очистных сооружений, рассказал новостному порталу Gagauzinfo.

В таком же режиме работают в Светлом. Нигде биологическую очистку не проводят», — отметил Евгений Шевченко. Большой вред грунтовым водам наносит отсутствие в населенных пунктах канализационных сетей. Из-за этого более 70 процентов населения в автономии пользуется септиками, днище которых почти всегда не забетонировано. Властями автономии уже ведутся работы для улучшения качества водного бассейна. Так, в селе Буджак были построены новые очистные сооружения, завершается строительство системы канализации и новых очистных сооружений в селе Русская Киселия и в коммуне Светлый. А в Комрате ведутся работы по замене самотечного коллектора [13] [14].

Битыми ходили жены и дети, однако нормы порядка обязывали делать это так, чтобы последствий не видели посторонние. Жаловаться на мужа считалось большим грехом и высказыванием неуважения к нему».

Свое уважение к жене муж выказывал тем, что не ругался при ней матом и не отпускал скабрезных замечаний. Но женщины никогда не вмешивались с мужские разговоры, не давали мужу советов, сидели отдельно во время общих застолий, шли в нескольких шагах позади мужа на прогулках. Доставалось молодым женщинам и от свекровей. А еще раньше от самого старшего поколения: бабушка играла решающую роль при выборе невесты для внуков, ее слово было важнее родительского. Готовый вступить в брак молодой человек, присмотревший невесту, сообщал об этом своим родственникам. Все, что касалось невесты, подвергалось тщательному рассмотрению: благосостояние семьи, здоровье самой девушки, ее репутация и пр. После бабушкиного: «нам подходит», отправлялись свататься. Шли рано утром или поздно вечером, чтобы скрыть «позор», если получат отказ. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого.

В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд». Свадебное платье было зеленым, а вместо фаты — венок из цветов герани. Зелёный цвет у гагаузов ассоциировался с плодородием и жизнью, а герань была цветком чистоты и непорочности. Невзирая на все превентивные символы чистоты, женщину, вышедшую замуж и вступившую в связь с мужем, начинали воспринимать нечистой. Она даже на родник за водой не могла сходить, пока не посетит церковь впервые после свадьбы. Новоиспеченную жену в семье мужа называли не иначе как «пришлая». Она оказывалась в полном подчинении родственников мужа и становилась главной работницей на хозяйстве.

Хагогузы покинули Центральную Азию и поселились к северу от Черного и Каспийского морей, между Волгой и Дунаем, основав впоследствии государственное формирование в зоне Каварны.

Элемент присутствия печенегов и куманов является второстепенным в формировании гагаузской народности. Выше указанная теория была выдвинута Н. Баскаковым, М. Губогло и поддержана Х. Кароглы проф. Университета из Азербайджана , сформулирована и детально аргументирована профессором Д. В XIII веке автономные формирования на территории Добруджи было государство известное как "Добружанское княжество" или "Узи эйялет" - первое государство гагаузского народа. Государство с центром в городе Корбуна просуществовало более двух веков и пало под ударом османских завоевателей в XV веке.

Своего апогея государство гагаузов достигло во времена правления деспота Добротича годы правления 1354-1380 гг. После 1417 г. Народность же не пропала, они остались жить на прежней территории, говоря по-гагаузски и исповедуя христианство. Даже будучи частью Османской Империи гагаузы обладали определенной независимостью, во многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного народа - огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей вплоть до XII-XIII веков. Часть гагаузов мигрировало в Россию через Дунай в 1750-1846 годах и поселилось в Южной Бессарабии. До 1807 года часть из них покидают Буджак под давлением царской России и переселяются в Крым, Приазовье и Ставрополье. В оставленных ими землях и появились задунайские переселенцы - гагаузы и болгары. Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла им обосноваться на новых территориях.

Одновременно этот край заселяли жители из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний России, немецкие колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие, располагавшиеся в основном в центральном Буджаке. Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. В результате этих миграционных процессов, усилившихся очередной русско-турецкой войной 1806-1812 гг. Борьба гагаузов за свою свободу от притязаний молдавских бояр сразу же после переселения завершилась в декабре 1819 года Указом правительствующего сената России о предоставлении центральному Буджаку статуса иностранных колоний. Это фактически означало автономию для живущего здесь населения, значительную часть которого составили компактно расселенные гагаузы. В середине XIX в. В результате войны 1856 года называемой Крымской Юго-Западная оконечность Буджака южное Попрутье и селения нынешнего Вулканештского района, а также Болград, считавшийся центром бессарабских колоний отошла к княжеству Молдова.

Это повлекло за собой вынужденную миграцию гагаузского населения в сегодняшние пределы Запорожской области Украины. В результате последней русско-турецкой войны 1878 года эти территории вернулись к России в обмен на землинынешней румынской Добруджи. За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии во время Второй Мировой Войны , Советского Союза. События 1917-1918 гг. По этой же причине, кстати, была сведена на нет возродившаяся в конце 1917 года в Бессарабии государственность молдавского народа. В условиях жесточайшей националистической дискриминации местного населения, и, прежде всего, гагаузов, румынскими властями в эти тяжелейшие годы, разумеется не могло быть и речи о восстановлении гагаузами своего права называться самобытным народом, уже не говоря о возможности реализовать свое право на самоопределение, на развитие своей письменности и своей национальной культуры. Не изменил эту ситуацию в отношении гагаузов и 1940 год, когда 2 августа была образована Молдавская ССР. Одним росчерком пера советские власти, без выявления на то воли гагаузов и болгар, разделили на две неравновеликие части их этнические территории.

Трагические последствия этого выразились в том, что на многие десятилетия компактно расселенный гагаузский народ оказался на своей же этнической территории рассредоточенным по различным административным районам и фактически затерянным в многонациональной массе населения Буджака. Разведенный границей двух национальных республик, распятый по административно-территориальным весям, народ на своей этнической территории оказался лишенным возможности консолидироваться для решения проблем своего выживания и национального возрождения. Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространения в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами создали движение "Гагауз Халкы" в 1988 году. В 1989 году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, гдебыло принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в г. В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение получило всенародный характер, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно.

Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости. Только в 1994 году 23 декабря Парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии Гагауз Ери , решив конфликт мирным путем. Этот день - день образования Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские правозащитные организации признали Гагаузию,как пример разрешения локальных национальных конфликтов для других стран. В результате референдума определились границы Гагаузии. По желанию населения в нее вошли 3 города и 27 сел.

Гагаузы - кто это? История, описание, фото

83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Гагаузы относятся к алтайской семье народов. По языку гагаузы причисляются к огузо-булгарской группе юго-западного ареала распространения тюркских языков.

Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России

Столица Гагаузлар — город Комрат. Площадь Гагаузии — 1832 квадратных километра. Она непосредственно граничит с Молдавией и Одесской областью Украины. Многие женщины работают в Турции в медицине, сиделками. Многие мужчины работают в России. Это две страны, с которыми гагаузы крепко связаны. Объединяет вера или язык. Женщины этого народа славятся как великолепные хозяйки, которые трудолюбием, разумной экономностью и умением верно вложить имеющееся приумножают богатство семьи.

Запомним это! Выращивают табак, виноград, подсолнечник, грецкие орехи. Климат очень сухой, степной. Не хватает воды. Многие водоводы и дороги построены в Гагаузии Турцией, в помощь родственному народу. Но и бизнес Турции в Гагаузии находит для себя неплохие возможности. История независимости.

Республика Гагаузия В 80-е и 90-е, когда правительство Молдавии взяло курс на объединение с Румынией, на всей территории бывшей Молдавской ССР началось ущемление русского языка, русскоязычного населения. Тогда образовалась на востоке Молдавии независимая, самопровозглашённая республика Приднестровье. А на юге — такая же самопровозглашённая республика Гагаузия. Гагаузия тогда имела свой знаменитый флаг с изображением волка. Волк — тотем многих тюркских народов. Конечно, власти Молдавии совершенно были не рады такому развитию событий. В Гагаузию отправились отряды националистов, возглавляемые Мирчей Друком, тогда премьер-министром страны.

Но на их пути встали части Советской армии. Конфликт завершился не начавшись. Молдавские румынские на самом деле националисты до сих пор хвалятся своими несуществующими подвигами и называют это событие "Поход на Гагаузию". Мирча Друк давно эмигрировал в Румынию и считает само существование независимой Молдавии недоразумением. Это румынская земля! Вместе с Гагаузией, естественно. В декабре 1994 было подписано мирное соглашение между новым правительством Молдавии и Гагаузией, а в 1995 Гагаузия стала автономной территорией в составе Молдавии.

Таможенный союз В 2014 году в Гагаузии прошел референдум, на котором подавляющее большинство жителей 97 процентов! Результаты потрясли Кишинёв. Хотя, конечно же, официально результаты референдума в Молдавии не признали.

Точное число их в этих странах неизвестно, так как показатели статистической литературы или полностью отсутствуют или сильно разнятся, или искажены заведомо. Бессарабские гагаузы, как и другие группы этого народа на постсоветском пространстве, являются потомками гагаузов - переселенцев из Северо-Восточной Болгарии в Буджак в конце XVIII - нач. XIX вв. Основной генофонд этнических гагаузов после переселения в Буджак, благодаря компактности расселения сформировали здесь свою этническую территорию. В дальнейшем, воспроизведя себя здесь как самобытный этнос и продолжая своё этническое развитие, гагаузы оказались способными воспрянуть в конце 80- х годов XX в. О проблеме происхождения гагаузов.

Степень изученности истории гагаузов. История и культура гагаузов изучены слабо, хотя интерес в науке к этому оригинальному народу, оказавшемуся исторически на стыке двух миров: Европы и Азии; Запада и Востока, существует вот уже более 100 лет. Причина этого кроется в том, что за последние десятилетия многие проблемы истории и развития гагаузского этноса не стали объектом сколько-нибудь серьёзных масштабных научных изысканий. Первые письменные сведения о гагаузах в обозримый исторический период известны с середины XIX века, когда учёные стали различать этнических гагаузов среди других групп населения Бессарабских колоний, главным образом среди этнических болгар. Дискуссии и гипотезы по проблеме происхождения гагаузов. Вопрос о происхождении гагаузов породил многочисленные споры в среде учёных. Ещё в начале XX в. Димитров насчитал 18 различных гипотез о происхождении гагаузов. Все они по своей сути не равнозначны.

В настоящее время ученые насчитывают более 21 гипотезы. Ещё в 70-х г. XIX ст.

Похожими пересечениями, бытовыми, религиозными и культурными «перекличками» полна история православных турок — гагаузов. На данный момент в России гагаузов насчитывается более 15 тысяч. Долгое время основная масса их проживала в Кабардино-Балкарии, сейчас центром сосредоточения диаспоры называют Тюменскую область.

О происхождении гагаузов существует множество различных гипотез. Гораздо больше, чем о происхождении других народов. Кто-то считает предками гагаузов огузов, печенегов, куманов, живших в степях Монголии и Центральной Азии. Другие уверены, что сегодняшние гагаузы потомки турок-сельджуков. Третьи считают их отуреченными болгарами. Четвертые — продолжателями волжских булгар.

Пятые убеждены, что гагаузы автохтонное население Балкан, заимствовавшее тюркский язык у неизвестного кочевого племени, ассимилировавшего их. Затем они выделились в силу принятия христианства. А есть еще шестая версия, седьмая и … двадцатая. Если придерживаться версии про турок-сельджуков, тогда предки гагаузов появились на севере Балканского полуострова в 13 веке. Если булгарской версии — то еще в 7 веке. Исследования показывают, что генетически гагаузы очень неоднородны: «В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские ».

Негенетические исследования подтверждают участие в формировании этого этноса кыпчаков, печенегов, половцев, огузов, булгар-тюрок и схожесть с формированием этносов ногайцев, крымских татар, чуваш, волжских татар, башкир. Внешне гагаузы больше всего похожи на молдаван, южных украинцев, болгар, сербов, македонцев, но достаточно часто встречаются татарские и турецкие лица. Когда в 19 веке османы почти полностью потеряли свое господство над Европой, на Балканах началось время безвластья.

Это балканский диалект турецкого языка. Что это за люди? Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов — Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем. Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Я слышал, что Молдавия — такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы.

Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах? Где-то в 700 школах, не меньше. Протоиерей Димитрий Киорогло — Отец Димитрий, судя по опросам, интеграция Молдовы в Евросоюз была воспринята гагаузами, так скажем, сложно. Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать.

Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают. А насколько гагаузы доверяют Церкви? И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия — это исторический охранный отряд Византии — из-за такой приверженности Православию.

Музеи ЭТНОМИРа

  • Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами
  • Гагаузы - народ живущий по своим правилам
  • Краткая история гагаузского народа - TuranToday
  • Гагаузскую автономию пытаются отменить
  • Музеи ЭТНОМИРа
  • Кто такие гагаузы и почему они говорят на турецком

Гагаузы, кто они?

Это ли не показатель? Надо доверять своему народу, и поэтому референдум является теперь, так сказать, отправной точкой, посылом для руководителей Гагаузии. Общий язык богослужений — Отец Димитрий, славянский язык был государственным языком для молдавских княжеств. Как это отразилось в том числе на менталитете и на культурном коде гагаузов? Не нужно думать, что в Молдавии или в Румынии было по-другому. Еще в средневековье наши молдавские цари, князья, как известно, писали на кириллице и знали славянский язык. Богослужение проходило, главным образом, на основе славянской службы. Ну, и, конечно, местная молдавская составляющая была. Такова была сила влияния богослужебного языка, составленного на основе кириллицы, славянских текстов! Какие еще качества отличают этот народ?

Не все народы, безусловно, одинаковы, и это отражено даже в фольклоре, в шутливых пословицах. Скажем, у вас есть пословица о Рязани: «У нас, в Рязани, грибы с глазами, их едят, а они глядят». Но вместе с тем даже нет намека, что мы, мол, лучше соседей. Но, к сожалению, свойство гагаузского народа — доверчивость, доверие — сегодня разрушается. И нужно эти понятия возвращать, возрождать. Доверие должно все время присутствовать в современном многополярном обществе, в межнациональных, межконфессиональных отношениях. Не должны быть все против всех, хотя, увы, сегодня тенденция именно такова. Должны сохраняться традиционные свойства народов, которые они оберегали, создавали путем взаимопроникновения, единства веры, путем общения, встреч на ярмарках, на храмовых праздниках. Вот у нас, в Молдавии, так создавалось доверие между народами, которые живут на территории Гагаузии.

Почему теряется доверие? Доверие разрушается под влиянием различных групп, которые преследуют свои интересы.

В 2017 году он был осужден по этому делу на 7,5 лет, но обжаловал приговор и до окончательного решения находился под судебным контролем. Однако в 2019 году ему удалось бежать из страны. По данным молдавских правоохранительных органов, он находится в Израиле. Генеральный комиссариат полиции в начале мая 2023 года обвинил избирательный штаб партии "Шор" в получении денег от некой организованной преступной группы для подкупа избирателей. Полиция опубликовала записи телефонных разговоров предполагаемых активистов партии "Шор", якобы свидетельствующие о фактах подкупа. А в ее избирательном штабе были проведены обыски и задержания. В своем первом заявлении после опубликованных ЦИК Гагаузии результатов Евгения Гуцул высказалась за восстановление отношений между Комратом и Кишиневом после прихода к власти проевропейской Партии действия и солидарности Майи Санду власти Гагаузии неоднократно обвиняли Кишинев в нарушении прав гагаузов, давлении на регион, введении цензуры на телевидении и в интернете.

Евгения Гуцул также отметила, что выступает за укрепление отношений Гагаузии с Россией, назвав партию "Шор" "пророссийской". Среди первых шагов она намерена открыть представительство молдавского региона в Москве, а также провести переговоры о разблокировании экспорта сельхозпродукции в Россию, попавшей под запрет в августе 2022 г. После подведения итогов голосования 16 мая в ЦИК Гагаузии прибыли сотрудники молдавской полиции, которые изъяли избирательные списки и другие документы. Они проинформировали о заведенных уголовных делах по подозрению в незаконном финансировании избирательной кампании, подкупе избирателей, некорректном составлении избирательных списков и других нарушениях. Премьер-министр Молдавии Дорин Речан отказался от взаимодействия с новым руководителем Гагаузии. Действия центральных властей вызвало возмущение общественности - в Комрате начался стихийный митинг. В тот же вечер депутаты Народного собрания Гагаузии на внеочередном заседании выразили поддержку Евгении Гуцул.

Будучи дома, в Гагаузии, он делал все, чтобы добиться расположения Лидии. В 1992 году они едут в родное село Казаклия, где Григорий по всем гагаузским обычаям просит руки Лидии у ее родителей. Дом Григория и Лидии Тащи Сегодня Григорий и Лидия живут в доме, который в 1992 году им выделил колхоз, а на приусадебном участке в 30 соток всегда богатый урожай. Григорий вместе с другом, тоже гагаузом Петром Данчем кстати, он тоже казаклиец , обрабатывают 280 гектаров земли. Выращивание многолетней кормовой травы и зерновых позволяет Григорию успешно заниматься фермерством. В 2015 году жители четырех деревень — Даньково, Хицовка, Зимницы и Липки — оказали Григорию Тащи высокое доверие, избрав его депутатом Даньковского поселения. Так у Григория прибавились еще и депутатские обязанности. Однако, как оказалось, работа сельского депутата намного шире: расчистить заросшие обочины проселочной дороги, убрать занесенные снегом дороги зимой. Спасает слаженная работа с администрацией Даньковского поселения. Совместными усилиями в деревне была отремонтирована криница, установлена автобусная остановка», — рассказывает Григорий Тащи. Фамилия Григория Николаевича Тащи в переводе с гагаузского означает «каменщик». Перевод никак не соотносится с видом его деятельности. Зато характер и сила духа тверды как камень. А вот сама фамилия Тащи для русского человека звучит прямо и буквально: «тащить». И он, Григорий Николаевич, тащит на себе все: домашний быт и хозяйство, проблемы и нужды деревни. И с этим наш герой неплохо справляется! Главная улица деревни Липки Население деревни — около 200 человек. Из них 46 человек — гагаузы, подавляющее большинство из которых — казаклийцы. Еще три гагаузские семьи купили дома в этой деревне, но пока живут в Москве. Если пройтись по российской деревне, легко можно определить, в каких домах живут гагаузы. В их дворах и на их участках растут нехарактерные для этого региона кусты и деревья. Мы очень рады, что они принялись и, более того, плодоносят. Глядя на эти кусты и деревья, мы вспоминаем нашу малую родину», — рассказывает супруга Григория Тащи Лидия. По данным переписи населения Российской Федерации 2002 года, в России проживали 12 210 гагаузов. Из них 3 754 — в Центральном федеральном округе. Поток гагаузов в Россию особенно усилился в начале 2000-х годов, когда Молдова переживала не лучшие времена: в стране начался тяжелый экономический кризис, который затянулся на годы. Устав от жизни на два государства, все больше гагаузов приняли для себя решение переехать в Россию на постоянное место жительства. Казаклийская семья Куюжуклу более 10 лет живет в деревне Липки. Тогда, в начале нулевых, причин для их переезда было предостаточно, но самая главная из них — это то, что они устали ждать перемен к лучшему. Мы были гастарбайтерами долгие годы, где работали, там зачастую и жили, прямо на стройке. Заработанные деньги вкладывали в ремонт родительского дома в Казаклии. За несколько лет наших скитаний в родном селе, впрочем, как и во всей Молдове, в лучшую сторону ничего не изменилось. Во всяком случае, для простого рабочего класса. Мы понимали, что кризис в Молдове затянулся и что ждать резких улучшений не стоит. У нас уже был сын Петя, мы планировали иметь еще детей, и при этом понимали, что должны обеспечить им хорошее будущее», — рассказывает Николай Куюжуклу. Мы практически не видели, как растет наш ребенок. Мне было очень тяжело. Я чувствовала себя виноватой перед моим ребенком за то, что оставляю его и уезжаю на несколько месяцев. Хотя он был обеспечен всем необходимым, у него не было самого главного — не было родителей рядом с ним», — вспоминает супруга Николая Светлана. Лишь в 2003 году Николай и Светлана забирают сына Петю в Россию. Они решают приехать в деревню Липки, так как здесь жили их родственники. Первое время я с детьми жила у сестры, а муж продолжал работать на стройке в Москве. На накопленные деньги мы купили дом в Липках. И сразу же подали документы на оформление гражданства. Спустя полтора года мы получили российские паспорта, тогда упрощенной программы оформления гражданства не было.

Как реагируют люди? Конечно, в последние годы всё меняется, СМИ делают своё дело. Но всё равно патриархальность присутствует. У гагаузов есть православие, патриархальность, образование на русском языке. Поэтому такое противостояние у Гагаузии с Кишинёвом. Ведь в Гагаузии после выборов нового башкана началась абсолютная изоляция от внешнего мира. Сегодня Кишинёв не признаёт Гагаузию как автономию, её исключили из политической жизни. Потом начнутся решительные действия либо крайне неприятные для Гагаузии политические решения. С Турцией связывают истоки, язык, с Россией — православие. Плюс гагаузы благодарны, что когда-то русский царь помог гагаузам перебраться на эти территории из Османской империи. Гагаузы на генетическом уровне благодарны России. Если мы встанем перед угрозой объединения с Румынией, мы будем просить, чтобы Россия нас приняла.

Как гагаузы попали в Молдавию

  • Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России - 12.03.2024 Украина.ру
  • Гагаузы - народ живущий по своим правилам
  • Что такое Гагаузия? | Аргументы и Факты
  • Гагаузы — происхождение народа, где и как живут, традиции, одежда, кухня

Численность

  • ИСТОРИЯ - СОЮЗ ГАГАУЗОВ
  • Беседа с протоиереем Димитрием Киорогло
  • Что такое Гагаузия? | Аргументы и Факты
  • Что такое Гагаузия?
  • Беседа с протоиереем Димитрием Киорогло
  • Краткая история гагаузского народа - TuranToday

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий