Читайте последние новости об авторе Федор Достоевский на сайте издательства Эксмо. Поэтому отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть разверзающиеся бездны: открываются те самые «концы и начала», которые для человека в «насущном видимо-текущем», как пишет Достоевский, нечто «все еще фантастическое».
Ссылка Достоевского
К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились. Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Главная» Новости» 200 лет со дня рождения достоевского новости. Достоевский через своего героя Раскольникова показывает, что люди становятся "бесноватыми и сумасшедшими" по той причине, что возомнили себя "умными", а "умными" они стали потому, что уверились в выводах науки.
Достоевский Фёдор Михайлович
Журналы пропагандируют «почвенничество» — специфическую идею славянофильства, попытку найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов. Там он увлекся игрой в рулетку, о которой позже напишет в своем романе «Игрок». В 1860—80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника, стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года. В феврале 1881 года Федор Достоевский умер.
Проститься с писателем пришли сотни людей. Похоронная процессия растянулась больше чем на километр.
Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку. Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года. В этот период произошло много событий в их жизни. За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке.
Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе "Игрок". На вершине творчества В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург. Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя. Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается. Достоевский становится издателем собственных книг, они начинают приносить доход. В этот период он создает свои гениальные произведения "Подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы".
Кроме того, Достоевский активно занимается журналистикой. В 1873 году Федор Михайлович начал редактировать газету "Гражданин". Следует отметить, знаменитый "Дневник писателя" начинался рубрикой в "Гражданине", а затем перерос в отдельный журнал, который Достоевский издавал единолично то есть и писал все статьи в 1876-1877, 1880-1881 годах. В 1880 году писатель закончил свой последний роман "Братья Карамазовы", печатавшийся в журнале "Русский вестник".
Достоевский: биография, фото, личная жизнь Опубликовано: 11 ноября 2019, 16:30 Фото: UGC Достоевский — классик, произведения которого с интересом изучают не только в России, но и за ее пределами. Всё потому, что Достоевский всего себя посвятил изучению главной загадки мироздания — человеку. Предлагаем экскурс в историю становления Федора Достоевского — писателя и культурного деятеля XIX века. Достоевский: биография писателя Достоевский, биография которого открывает секреты формирования его особенного писательского мышления, входит в плеяду лучших романистов мира. Знаток человеческой души, глубокий мыслитель, проникновенный романист — Достоевский писал о духовном и темном в человеке. Его романы привлекали криминальными сюжетами. Откуда черпал вдохновение Достоевский, книги которого до сих пор потрясают сознание читателей, ответит биография писателя, в которой немало интригующих поворотов: Детские годы и отрочество Федор Достоевский 1821—1881 происходил из небогатой семьи дворянина и купеческой дочери. Отец — наследник польского шляхетского рода герба Радван. Отсюда и пошла фамилия рода Достоевских. Фото: YouTube: UGC По воспоминаниям Федора Михайловича, родители работали неустанно, чтобы дать детям хорошее образование и воспитать их достойными людьми. Первые уроки грамоты и письма будущий писатель получил от матери. Его первые книги — религиозная литература, которой увлекалась набожная родительница. Позднее в своих произведениях «Братья Карамазовы» и др. Отец давал детям уроки латыни. Французский язык Федор выучил благодаря Николаю Драшусову Сушарду , которого позднее вывел в романе «Подросток» под фамилией Тушар. Сыновья преподавателя учили его математике и словесности. В тринадцать лет Фёдор Достоевский поступил на обучение в пансион Л. Чермака, а через три года отец, удрученный смертью жены, отправил старших сыновей на учебу в санкт-петербургский пансион Костомарова. Он уготовил мальчикам стезю инженеров: они окончили Главное инженерное училище, однако в выбранной профессии себя не реализовали. Начало творческого пути В инженерном училище писатель организовал литературный кружок и создал несколько театральных пьес в начале 1840-х гг. Эти рукописи не сохранились. После учебы в 1843 году Достоевского направили на службу в инженерную команду в Петербурге, однако на должности он долго не продержался. Двадцатитрехлетний поручик уходит со службы, решив посвятить себя литературе. В 1845 году Федор Михайлович закончил роман «Бедные люди». Читать первому это произведение выпало Николаю Некрасову. Прочтение заняло одну ночь, после чего автор «Кому на Руси жить хорошо? При участии Некрасова роман был издан в альманахе «Петербургский сборник». Второе его произведение — «Двойник» — публика не поняла и отвергла. Критика шельмовала молодого автора, именитые писатели его не понимали. Он ссорится с И. Тургеневым и Н. Некрасовым, его перестали печатать в «Современнике».
Лишь через 10 лет Достоевский, будучи уже женатым, возвращается в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращается до конца его дней. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. В период с 1860 по 1866 г. Поездки за границу со своей возлюбленной Аполлинарией Сусловой жестокий роман с которой длится 3 года , разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время - смерть жены и брата, долги которого он берет на себя. Это время открытия им для себя Запада и возникновения ненависти к нему. В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы "Преступления и наказания", посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время он обязан написать "Игрока", на что у него попросту не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский берет молодую стенографистку, которая легко справляется с непосильной задачей, и "Игрок" готов через месяц. Роман "Преступление и наказание" закончен и оплачен очень хорошо, но чтоб этих денег у него не отобрали кредиторы , писатель уезжает за границу со своей помощницей Анной Григорьевной, ставшей его новой женой.
Интересные факты из жизни Федора Достоевского
- Читайте также:
- Путеводитель ко Христу для не читавших Евангелия /
- Берег озера Цюрих. Около 1860 года. Литография Жана Жакотте
- Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
- Популярные книги
Биография — Фёдор Достоевский
- «Космополитизм и безбожие — два важнейших, по мысли Достоевского, греха»
- Сообщить об опечатке
- Рассылка новостей
- ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - Древо
- Как писал романы Достоевский 11 ноября 2021: zotych7 — LiveJournal
Достоевский стал самым издаваемым автором России
Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека. Ко всему-то подлец человек привыкает! Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище. Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму. В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало. Дурак, признавший, что он дурак, уже не дурак. Жизнь общества, народ, свобода: Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным. Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.
Разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную гармонию, в которой бы можно было ужиться человеку. Даром никогда ничего не достанется. Будем трудиться, будем и свое мнение иметь. А так как мы никогда не будем трудиться, то и мнение за нас будут иметь те, кто вместо нас до сих пор работал, то есть все та же Европа, все те же немцы — двухсотлетние учителя наши. Есть глаза, и гляди.
Не умеешь здесь взглянуть, так и за границей не выучишься. Если хочешь победить весь мир, победи себя. В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя. Овладей собою сначала, и увидишь рай... Не безграничная личность, а смирись, подчини себя себе, овладей собою, — что, впрочем, и есть самое сильное проявление личности, и не требуй прав человечества, не то первый позовешь на помощь закон.
Да, тем и кончишь. Когда ты первый их не достоин и первый в этом идеальном обществе производишь диссонанс своей злобой и жадностью наслаждений даром, за которые ничем нравственно не хочешь платить. Добро и зло: Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом. Добрые дела не остаются без награды, и добродетель всегда будет увенчана венцом справедливости Божией, рано ли, поздно ли. Искренность: Главное, самому себе не лгите.
Они впервые встретились в ноябре 1845 года и прониклись взаимным уважением друг к другу — Достоевский не стеснялся отмечать талант коллеги. Тургенев любил втягивать в спор Достоевского, насмехался над ним и доводил его до раздражения. На это почве писатели разругались и перестали общаться на 20 лет. Однако окончательно крест на их отношениях был поставлен чуть позже. После многолетней вражды, в начале 1860-х писатели вновь сблизились. Тургенев начал печататься в журнале Достоевского «Эпоха», а тот хвалил его «Отцов и детей». Тем не менее долго перемирие не продлилось.
Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте. Современники писателя по-разному оценили его произведение. Для одних повесть стала откровением, другие ее просто не признали. Жанр этой повести не определили и до наших дней. Одни говорят, что ее вполне можно признать мемуарами, потому, что там слишком много воспоминаний Достоевского, другие считают, что присутствие вымышленного персонажа и не соблюдение точности исторических фактов не дает ей право называться автобиографической. Достоевский не прекращает работу ни на один день, и вскоре представил на суд читателей свое новое детище — роман «Униженные и оскорбленные». Затем издал рассказ под названием «Скверный анекдот», повесть «Записки из подполья» и очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1861 году Федор и Михаил Достоевские начали издавать собственный литературно-политический журнал «Время». В 1863-м его закрыли, и братья переключились на выпуск нового журнала, получившего название «Эпоха». В те годы Федор часто выезжал заграницу. Именно там он пристрастился к рулетке, которая найдет отражение в его новом произведении «Игрок». Начиная с 1860-го по 1880-й годы Достоевский упорно трудился над созданием романов, которые прославились, как «великое пятикнижие». Все они, за исключением «Подростка», оказались в списке «100 лучших книг всех времен», который составил Норвежский книжный клуб и Норвежский институт им. Работу над «Братьями Карамазовыми» Достоевский завершил в ноябре 1880-го, буквально за несколько месяцев до смерти. Роман стал последним произведением классика. Личная жизнь Первый раз писатель женился на Марии Исаевой, знакомство с которой состоялось сразу после отбывания наказания на каторге. Они прожили семь лет, в 1864-м Мария скоропостижно скончалась. Первая жена Достоевского — Мария Исаева В одном из вояжей за границу в 60-х годах Федор влюбился в Апполинарию Суслову, которая была достаточно эмансипированной особой. Возраст писателя приближался к сороковой отметке, а настоящего счастья в личной жизни он так и не узнал, пока не познакомился с Анной Сниткиной. В ее лице он обрел верную подругу, мать его детей и прекрасного помощника.
Кажется, что в нем ничего не понять без баньки с пауками, без Христа за пазухой, без опыта богоискательства во тьме. Читайте также «Анна Каренина»: почему роман Льва Толстого по-прежнему актуален Уже в ХХ веке исследователь Достоевского формалист Борис Томашевский предположит, и не без основания, что все романы Достоевского — это на самом деле попытка одного, большого романа. Мучительные духовные искания в связи с вопросом, ответа на который быть не может. Сам же писатель говорил, что прозрел и полюбил людей и бога, стоя в ожидании расстрела, и именно на каторге к нему пришли все его лучшие мысли и замыслы: «теперь они только возвращаются, да и то не так ясно». Через много лет после того дня на плацу он писал Всеволоду Соловьеву: «О! Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик… Христа понял… русского человека понял и почувствовал, что и я сам русский, что я один из русского народа». Как читать романы Достоевского? Но если считать всего Достоевского произошедшим из этого дня на плацу, как если бы ему подарили в тот день лишних тридцать лет жизни, а нам — несколько великих романов, которые, возможно, все есть один-единственный роман, то тут и кроется самый интересный вопрос: как его читать? Оставим в стороне неровности стиля или затянутость, в которых автора обвиняла критика его времени. Достоевский писал из подсознания, его речь всегда обращена внутрь, рождается изнутри, а там, в черепной коробке, и не может быть никакой гладкости. Уже когда его «Бедных людей» ругали за стиль или излишнюю многословность, Достоевский писал в письме брату: «Во всем они публика и критика. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет». Читайте также «У нас нет литературы»: Алиса Ганиева о Виссарионе Белинском Говорит ли Достоевский за своих героев или они говорят за него?
Достоевский: что мы о нем знаем и не знаем?
Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым".
Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину.
И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти. Она согласилась, и вот мы обвенчаны. Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем. Они поженились в 1867 году, Анна стала верной помощницей и соратницей Достоевского и родила ему четверых детей. Благодаря Анне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте.
Супруги прожили в любви и согласии 14 лет. Переписку они вели чуть ли не с первых дней знакомства. В письме от 29 декабря 1866 года Федор Михайлович писал Анне Григорьевне: Как-то ты проводила вчерашний день? Думал тебя во сне увидеть — не видал. Загадал о тебе на книге, то есть развернуть книгу и прочесть первую строку на правой странице; вышло очень знаменательно и кстати. Прощай, милочка, до близкого свидания. Целую тысячу раз твою рученьку и губки.
Твой весь, твой верный, вернейший и неизменный. Я в тебя верю и уповаю, как во все мое будущее. Знаешь, вдали от счастья больше ценишь его.
Тщательно записывал фамилии героев, их характеристики. Много рисовал.
Исследователи выделяют в его рукописях следующие типы зарисовок: мужские и женские лица, дубовые листочки или крестоцвет, готические арки и окна. В арсенале писателя были различные виды почерков. Константин Баршт отмечает, что у Достоевского был специальный почерк для каждой выражаемой мысли, каждого слова.
На 148-м листе имеется запись о рождении писателя: «Октября 30 дня родился младенец, в доме больницы для бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского сын Федор». Письма 1841—1843 годов относятся к самому началу творческого пути писателя, и в них уже читается его авторское кредо. Например, Достоевский пишет брату: «Человек есть тайна.
Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Каллиграфия и графика Рукописи Достоевского — отдельная вселенная. В них интересно все: эволюция почерка, исправления, заметки на полях, развитие сюжетных линий и персонажей. А еще исследователи выделяют в них целый ряд графических элементов: лица, дубовые листочки или крестоцвет, каллиграфию и графические вариации на темы арок, башенок и стрельчатых окон готических зданий. Достоевский рисовал в рукописях готические соборы», — заметил исследователь творчества Достоевского Игорь Волгин в книге «Родиться в России». Как тут не вспомнить, что Федор Михайлович окончил Главное инженерное училище — лучшее в России заведение военно-архитектурного профиля, и пристрастие к архитектуре осталось с ним навсегда.
Каллиграфия — еще один выразительный элемент рабочих тетрадей Достоевского. Чаще всего каллиграфические записи встречаются в подготовительных материалах к «Преступлению и наказанию», и особенно к романам «Идиот» и «Бесы». Литературовед и историк литературы К. Баршт писал: «В арсенале писателя не просто много различных почерков, часто соседствующих на одной странице, но можно даже сказать, что Достоевский имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли, каждого написанного слова». И действительно, почерк Достоевского варьируется от неразборчивой скорописи до почти совершенных в исполнении, тонко выписанных фраз.
Аксакова «Москва 14-го октября»; 2 посмертно опубликованную статью К. Аксакова «Наша литература»,3 передовую И. Аксакова «Москва 21-го октября»4 и корреспонденцию H. Письмо 2-е», сопровожденную обширными примечаниями И.
Более того, он колко замечает, что беспрерывно говорящие о русских народных началах теоретики-славянофилы удивительно не по-русски отстаивают свои идеи, внося в споры с западниками дух вражды, фанатизма, непримиримости: «Те же славянофилы, с тою же неутомимою враждой ко всем, что не ихнее, и с тою же неспособностью примирения; с тою же ярою нетерпимостью и мелочною, совершенно нерусскою формальностью». Признавая большие заслуги славянофилов, Достоевский, однако, оценивает их без энтузиазма и горячности, нередко свойственных Герцену. Напротив, он вовсе не собирается преувеличивать эти заслуги, сопровождая даже похвалы серьезными ограничениями: «Есть у них иногда сильное чутье, тонкое и меткое, некоторых но отнюдь не всех основных элементов русской народной особенности» курсив наш. Достоевский подчеркивает, что западничество было не в меньшей степени русским явлением, чем 1 Время. Павлов 1836—1905. Наше переходное время. Сборник статей, помещавшихся преимущественно в газетах: «День», «Москва» и «Русь». Приложение к «Русскому архиву» 1888 г. Достоевский явно отдает предпочтение «западнической» партии, как партии движения, верной духу реализма в герценовском широком значении этого слова, имеющего мало общего с узким и односторонним «утилитаризмом».
Судьба и произведения Герцена эмигрантского периода стоят за следующими словами Достоевского: «... Западничество перешло бы свою черту и совестливо отказалось бы от своих ошибок. Оно и перешло ее наконец и обратилось к реализму, тогда как славянофильство до сих пор еще стоит на смутном и неопределенном идеале своем... Реализм, ум, анализ «станция пытливого ума и анализа» , трезвость взгляда и способность к движению, умение честно признавать свои ошибки, «самопроверка», «самопознание» — все это отличительные качества «западничества», по убеждению Достоевского, ставящие его выше мечтательного, книжного, догматического и нетерпимого славянофильства. Оценивая историческую роль славянофилов, Достоевский отказывает им в праве обвинять русское общество в целом, и западников в частности, во лжи и неискренности, указывает на их очевидный «разлад с действительностью» Его статья — попытка отделить «почвенническое» направление от славянофильского. Достоевский высоко ставит труды К. Аксакова «о мире, об общине русской». Но в то же время он не может сдержать возмущения крепостнической моралью, развиваемой H. Недовольство Достоевского вызвали и идиллические примечания к корреспонденции H.
Ответ Достоевского Аксакову недвусмысленно ясен: «Вы говорите, что у нас не было ничего подобного феодальным отношениям на Западе? Ну нет-с, одно другого, верно, стоило. Упрекает Достоевский редактора «Дня» и в недостатке подлинного христианского чувства. Грозным иеремиадам и мрачным пророчествам Аксакова, фанатично нетерпимым словам, вкладываемым им в уста «будущего» русского православного народа, Достоевский противополагает дух кротости, согласия, любви, терпимости: «И уж если пошло на тексты, то не грозный текст пророка приведет он народ — В. Продолжает Достоевский в статье и спор со славянофильской концепцией развития русской литературы, в которой, по давнишнему убеждению писателя, яснее всего сказались теоретизм, отвлеченность славянофильского направления, его разлад с подлинно реалистическим взглядом на историю развития русского общества. Иронически задевая литературный опыт К. Аксакова, комедию в двух действиях с прологом «Князь Луповицкий, или Приезд в деревню» 1851 , Достоевский, видимо, вспоминал отзывы В. Белинского о художественных произведениях 470 славянофилов, в частности о драмах А. Видим лица, видим события, видим русские слова, но не видим того, что давало бы смысл, было бы ключом к разгадке этих лиц и событий.
Самозванец и Ляпунов г-на Хомякова говорят, кажется, по-русски, а между тем оба они — какие-то романтические мечтатели двадцатых годов XIX столетия, следовательно, нисколько не русские начала XVII века». Ведь вы хвалитесь же знанием народа, ну и представьте нам сами ваши идеалы, ваши образы. Но сколько нам известно, выше князя Луповицкого вы еще не подымались». В полемике Достоевского с литературными мнениями К. Аксакова безусловно присутствовал и личный момент: писателю были памятны отзывы Константина Аксакова о «Бедных людях» и «Двойнике» см. Личное Достоевский сопрягает с общим: он горячо возражает принципиальному противнику «натуральной школы» и «отрицательного направления» — К. Аксакову, с тем же упорством проводившему свои мнения в 1850-х годах, как и в 1840-х. В «Обозрении современной литературы» 1857 К. Аксаков продолжал утверждать, что «литература наша — собрание чужих форм, разных отголосков и только», писал о «хилости и недолговечности современного состояния нашей литературы, не нуждающейся для своего падения в посторонней помощи...
Аксаков и в статье, посмертно опубликованной в газете «День», что дало основание Достоевскому говорить о косности и догматичности славянофильской критики. Он упрекает братьев Аксаковых в непонимании реальных историко-литературных процессов, в разрыве с требованиями «живой жизни». Тенденциозное и поверхностное истолкование К. Аксаковым пьес Островского для Достоевского — убедительный образчик односторонности и предвзятости славянофильского воззрения на русскую литературу и искусство вообще. Достоевский доказывает, что суждения К. Аксакова о русской литературе по духу неразрывно слиты с примечаниями И. Аксакова к корреспонденциям «обскуранта» H.
Достоевский стал самым издаваемым автором России
О «природном» христианстве России еще раньше Достоевского писал Тютчев, гениально схвативший образ русского Христа – страдающего, униженного, «голгофского» (Федор Михайлович, продолжая Федора Ивановича, напишет позднее. самые актуальные и последние новости сегодня. О «природном» христианстве России еще раньше Достоевского писал Тютчев, гениально схвативший образ русского Христа – страдающего, униженного, «голгофского» (Федор Михайлович, продолжая Федора Ивановича, напишет позднее. Интересный факт: Роман «Игрок» Достоевский написал в рекордные сроки – за 26 дней.
Достоевский, Федор Михайлович
Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. О «природном» христианстве России еще раньше Достоевского писал Тютчев, гениально схвативший образ русского Христа – страдающего, униженного, «голгофского» (Федор Михайлович, продолжая Федора Ивановича, напишет позднее. Сегодня, когда роман актуален не менее, чем 150 лет назад, нельзя сомневаться, что Достоевский написал великую книгу. Достоевский начал свою писательскую карьеру после окончания университета.[2] Он начал переводить литературу с французского, который выучил в школе—интернате, на русский,[3] а затем писал рассказы.
Фёдор Достоевский
«Братья Карамазовы» — последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня. Через год Достоевский напишет своему другу, дипломату Александру Врангелю. Достоевский назвал работу коллеги «Западнической клеветой на Россию», а его самого обвинили в незнании своей страны и порекомендовал сжечь роман.
Новости по теме: Федор Достоевский
Британская писательница Джоан Роулинг, занявшая год назад первую строчку в списке, выбыла из рейтинга. В апреле 2022 г. Глава Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, как передает РБК, связал лидерство в рейтинге Достоевского с тем, что классику, выступавшему в роли не только писателя, но и философа, «удалось перевернуть литературный и интеллектуальный мир, который мы все пытаемся познать сегодня». В «Эксмо-АСТ», отмечает издание, связали популярность классической прозы с молодыми людьми до 25 лет, являющимися самыми активными покупателями бумажных книг.
Но в то же время он не может сдержать возмущения крепостнической моралью, развиваемой H. Недовольство Достоевского вызвали и идиллические примечания к корреспонденции H. Ответ Достоевского Аксакову недвусмысленно ясен: «Вы говорите, что у нас не было ничего подобного феодальным отношениям на Западе?
Ну нет-с, одно другого, верно, стоило. Упрекает Достоевский редактора «Дня» и в недостатке подлинного христианского чувства. Грозным иеремиадам и мрачным пророчествам Аксакова, фанатично нетерпимым словам, вкладываемым им в уста «будущего» русского православного народа, Достоевский противополагает дух кротости, согласия, любви, терпимости: «И уж если пошло на тексты, то не грозный текст пророка приведет он народ — В. Продолжает Достоевский в статье и спор со славянофильской концепцией развития русской литературы, в которой, по давнишнему убеждению писателя, яснее всего сказались теоретизм, отвлеченность славянофильского направления, его разлад с подлинно реалистическим взглядом на историю развития русского общества. Иронически задевая литературный опыт К. Аксакова, комедию в двух действиях с прологом «Князь Луповицкий, или Приезд в деревню» 1851 , Достоевский, видимо, вспоминал отзывы В.
Белинского о художественных произведениях 470 славянофилов, в частности о драмах А. Видим лица, видим события, видим русские слова, но не видим того, что давало бы смысл, было бы ключом к разгадке этих лиц и событий. Самозванец и Ляпунов г-на Хомякова говорят, кажется, по-русски, а между тем оба они — какие-то романтические мечтатели двадцатых годов XIX столетия, следовательно, нисколько не русские начала XVII века». Ведь вы хвалитесь же знанием народа, ну и представьте нам сами ваши идеалы, ваши образы. Но сколько нам известно, выше князя Луповицкого вы еще не подымались». В полемике Достоевского с литературными мнениями К.
Аксакова безусловно присутствовал и личный момент: писателю были памятны отзывы Константина Аксакова о «Бедных людях» и «Двойнике» см. Личное Достоевский сопрягает с общим: он горячо возражает принципиальному противнику «натуральной школы» и «отрицательного направления» — К. Аксакову, с тем же упорством проводившему свои мнения в 1850-х годах, как и в 1840-х. В «Обозрении современной литературы» 1857 К. Аксаков продолжал утверждать, что «литература наша — собрание чужих форм, разных отголосков и только», писал о «хилости и недолговечности современного состояния нашей литературы, не нуждающейся для своего падения в посторонней помощи... Аксаков и в статье, посмертно опубликованной в газете «День», что дало основание Достоевскому говорить о косности и догматичности славянофильской критики.
Он упрекает братьев Аксаковых в непонимании реальных историко-литературных процессов, в разрыве с требованиями «живой жизни». Тенденциозное и поверхностное истолкование К. Аксаковым пьес Островского для Достоевского — убедительный образчик односторонности и предвзятости славянофильского воззрения на русскую литературу и искусство вообще. Достоевский доказывает, что суждения К. Аксакова о русской литературе по духу неразрывно слиты с примечаниями И. Аксакова к корреспонденциям «обскуранта» H.
Мы с симпатией думали встретить журнал ваш, но вы хоть какую симпатию потушите». Слова эти означали признание краха надежд редакции «Времени» 1 Белинский В. Аксакова, и др. Продолжил полемику с «Днем» в 1862 г и сам писатель. В статье «Славянофилы, черногорцы и западники» он иронизировал над передовой И. Аксакова от 16 февраля 1862 г.
Эти и другие полемические уколы и предупреждения Достоевского «Дню», вместе взятые, дают представление о глубине и серьезности идеологических разногласий «Времени» и его редактора со славянофильской газетой. Некоторым диссонансом звучит в журнале лишь рецензия по всей видимости, H. Страхова на «Литературные воспоминания» И. Панаева: «Слишком легко было бы ценить людей и мнения,— читаем мы здесь,— если бы для этого нужно было только сосчитать число подписчиков на журналы. Славянофилам можно в этом отношении искренне позавидовать. Их мало читали, но их всегда уважали.
Мало ли было журналов, которые шли во сто раз успешнее, мало ли писателей, которые читались в тысячу раз более? А между тем многие из них исчезли, не оставив по себе доброй памяти; много имен, некогда знаменитых, покрыты теперь бесславием. Славянофилы же, эти Киреевские, Хомяковы, Аксаковы,— чем дальше, тем знаменитее, тем светлее и чище их память. Это какие-то живучие имена, и кто любит истинную жизнь, тот не отвернется от них с презрением, как отворачиваются те, кто из-за минутного шума и треска не слышит ничего менее громкого, но более постоянного». Страховым и А. Григорьевым, с одной стороны, и остальными членами редакции — с другой.
Разногласия эти не исключали соглашения по вопросам, позволявшим взаимно идти на компромиссы и определенные уступки. Притом рецензия на воспоминания Панаева была направлена против «террора мысли», грубых и оскорбительных суждений критика «Библиотеки для чтения», нетерпимого тона его статьи с фельетонным заглавием «Пора меж волком и собакой».
Русскому человеку стеснительно заявить то, что произнес армянский поклонник нашего классика, и Розанов неспроста прикрывается «инородцем», чью мысль он, конечно же, полностью разделяет а может, и «досочиняет». Так или иначе, но мысль эта прекрасно выражена, глубока и верна. Действительно, такие тексты, как упомянутый фрагмент из «Бесов», слово князя Мышкина о «русском Христе», монолог Версилова о «русских европейцах» из «Подростка» или же, наконец, Пушкинская речь самого Федора Михайловича, принадлежат к числу священных текстов отечественной словесности, наряду, скажем, с гоголевской «птицей-тройкой», тютчевскими «бедными селеньями» и целым ворохом сцен и авторских отступлений в «Войне и мире». Слово «священные» я употребляю, конечно же, метафорически, так же как и розановский армянин. В жизни любого народа есть события, лица, книги, которые с годами приобретают статус чего-то бесспорно авторитетного, не подлежащего сомнению. Ученые в таких случаях предпочитают говорить о «национальной мифологии», возможно, это более точно, но широкому читателю, не знакомому с трудами А. Лосева, К.
Юнга или К. Хюбнера, пришлось бы слишком долго объяснять, что современная гуманитарная наука не вкладывает в понятие «миф» негативного смысла, а, напротив обозначает им особую форму знания, равноправную научной, но отличающуюся от последней выходом за пределы рационализма.
Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму. В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало. Дурак, признавший, что он дурак, уже не дурак. Жизнь общества, народ, свобода: Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.
Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее. Разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную гармонию, в которой бы можно было ужиться человеку. Даром никогда ничего не достанется. Будем трудиться, будем и свое мнение иметь. А так как мы никогда не будем трудиться, то и мнение за нас будут иметь те, кто вместо нас до сих пор работал, то есть все та же Европа, все те же немцы — двухсотлетние учителя наши. Есть глаза, и гляди. Не умеешь здесь взглянуть, так и за границей не выучишься. Если хочешь победить весь мир, победи себя.
В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя. Овладей собою сначала, и увидишь рай... Не безграничная личность, а смирись, подчини себя себе, овладей собою, — что, впрочем, и есть самое сильное проявление личности, и не требуй прав человечества, не то первый позовешь на помощь закон. Да, тем и кончишь. Когда ты первый их не достоин и первый в этом идеальном обществе производишь диссонанс своей злобой и жадностью наслаждений даром, за которые ничем нравственно не хочешь платить. Добро и зло: Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом. Добрые дела не остаются без награды, и добродетель всегда будет увенчана венцом справедливости Божией, рано ли, поздно ли. Искренность: Главное, самому себе не лгите.
Честный человек ничего не должен бояться! Что ложью началось, то ложью и должно было кончиться; это закон природы. Сколько зла можно устранить откровенностью! Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести.
Как писал романы Достоевский 11 ноября 2021
17:00 — лекция «ДОСТОЕВСКИЙ-ПЕРЕВОДЧИК И ПЕРЕВОДЧИКИ ДОСТОЕВСКОГО» Альфред Бем назвал Достоевского «гениальным читателем». Фёдор Михайлович Достоевский всегда внимательно читал газеты, особенно обращал внимание на уголовную и судебную хронику. „Это, – пишет Достоевский, – не просвещение в собственном смысле слова и не измена народным русским началам – это одному лишь народу русскому свойственное; ибо подобной реформы нигде и никогда не было. Достоевский через своего героя Раскольникова показывает, что люди становятся "бесноватыми и сумасшедшими" по той причине, что возомнили себя "умными", а "умными" они стали потому, что уверились в выводах науки.